Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Конспект лекций по экономике Основы создания Европейского Сообщества

Основы создания Европейского Сообщества

Две мировые войны убедили государственных деятелей западноевропейских стран, что в той или иной форме нужно создать политический союз, и в 1949 г. был создан Совет Европы — как тогда считали — прообраз будущего Европейского парламента. Функции Совета были слишком размытыми и широкими, поэтому впоследствии более эффективными оказались другие международные организации, такие, как основанная в 1948 г. Организация Европейского Экономического Сотрудничества, основанная годом позже Организация Североатлантического Договора (НАТО) и существующий с 1954 г. Западноевропейский Союз.

Хотя в основе этих организаций лежала идея сотрудничества, они оставались добровольными ассоциациями, а не федеративными органами, с властными полномочиями на межгосударственном уровне. Несмотря на то, что государственные деятели Западной Европы стремились в конечном счете к объединению на федеративной основе, они не могли не осознавать, что любое продвижение в этом направлении может осуществляться лишь постепенно и исходя из существующих реалий. Первой в собственном смысле слова наднациональной организацией стало Европейское объединение угля и стали, образованное в 1951 г. для контроля за производством чугуна, стали и добычи угля в шести странах-членах: Франции, Западной Германии, Италии, Голландии, Бельгии и Люксембурге. Прежнее разделение на основе чисто национальных интересов впервые было сломано.

Успех этой организации подготовил создание в 1957 г. Европейского объединения по использованию атомной энергии в мирных целях и Европейского Экономического Сообщества (EEC, ЕЭС), организации, ставившей своей целью развитие Общего рынка шести стран-членов. Все эти три организации в настоящее время объединяют под общим названием Европейский Союз (ЕС).

Отношение Великобритании к Европейскому Союзу

Когда первые шесть стран-членов предложили Великобритании присоединиться к организации, она сначала этого не сделала. Это вступление не только бы ослабило Британское Содружество, но и заставило бы Великобританию отказаться (чего ее правительство очень не хотело) от права следовать полностью независимой политике в экономике и обороне. Поэтому вместо ЕС Великобритания вступила вместе с первыми шестью государства- ми-членами в другую организацию — Европейскую зону свободной торговли.

Однако вопреки ожиданиям британских политиков, ЕЭС развивалось весьма динамично, эффективно разрешая все возникающие проблемы. Более того, торговля Великобритании со странами ЕЭС росла быстрее, чем со странами Европейской зоны, так как британские товары хорошо дополняли продукцию стран — членов Сообщества. После продолжительных переговоров в 1973 г. Великобритания присоединилась к ЕЭС, в котором в настоящее время наряду с ней состоят Франция, Германия, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия и Швеция.

В течение ближайших пяти лет вполне возможен прием в состав членов Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении и Кипра.

Институты ЕС

Ключевым моментом формирования ЕС стал 1957 г., когда на основе Римского договора шести стран было образовано Сообщество со своей формой и органами управления.

Основу Сообщества составляют четыре главных института.

Комиссия Европейских Сообществ. Комиссия — самый важный орган ЕС. В нее входит двадцать членов (два из которых представляют Великобританию), работающих в ней по четыре года. Члены комиссии назначаются правительствами каждой страны и отвечают за отдельный участок работы, исходя при этом из интересов не своего государства, а Союза в целом. Каждый член Комиссии отвечает за порученное ему направление деятельности.

Комиссия отвечает за выработку политических и законодательных предложений, защиту интересов Союза, согласование мнений правительств разных стран, воплощение в жизнь принятых решений и текущий контроль за жизнью ЕС. Будучи гарантом Римского договора, она также имеет право инициировать определенные правовые меры против стран — членов ЕС, которые не выполняют те или иные пункты заключенных соглашений.

Совет министров

Для обсуждения тех или иных конкретных вопросов деятельности Союза каждая страна — член этой организации делегирует, соответствующего министра своего кабинета в Совет министров, являющийся высшим исполнительным органом Союза, его правительством. Задача этого органа — проводить решения Комиссии по вопросам жизни Союза в соответствии с политикой правительств стран — членов ЕС. Представители Комиссии участвуют в заседаниях Совета министров, но только с совещательным голосом. В ходе обсуждения рассматриваются предлагаемые Комиссией планы. Если Совет заходит в тупик по какому-то вопросу, Комиссия должна пересмотреть свое решение и согласовать его с мнениями разных стран. С течением времени сформировались специализированные советы по отдельным проблемам: сельскому хозяйству, финансам, промышленности, окружающей среде.

По Закону о единой Европе, принятому в 1987 г., большинство решений по вопросам функционирования отдельных рынков должно приниматься большинством голосов стран-членов, причем «вес» каждого голоса зависит от численности населения соответствующей страны. В таких политически острых областях, как налогообложение, свобода передвижений людей и права наемных работников, некоторые вопросы могут быть решены только единогласно. Существуют и другие сложные вопросы. Так, Великобритания сохранила за собой право осуществлять пограничный контроль за въездом на ее территорию иностранцев.

На заседаниях Совета председательствует министр страны- председателя, которая меняется каждые шесть месяцев. Управляя деятельностью Союза, председатель уделяет особое внимание согласованию мнений стран-членов.

Председатель Совета министров, отработавший этот срок, входит в Совет Европы, собрание глав правительств стран — членов ЕС, которые встречаются два раз в год и определяют задачи будущего председателя, рассматривая и практически решая все стоящие перед Союзом проблемы в ходе неформальной дискуссии. Цель таких собраний — наметит пути решения текущих проблем, с тем, чтобы правительство каждой из стран — членов ЕС могло лучше оценить воздействие тех или иных своих решений на остальные страны-члены.

Европарламент

Этот законодательный орган состоит из представителей, выбираемых в каждой стране самостоятельно, но в парламенте члены рассаживаются по партийной принадлежности, а не по странам, которые они представляют. На сессиях парламента обсуждается политика Союза, и рассматривается его бюджет; парламент имеет право распустить Комиссию двумя третями голосов.

Права Европарламента были расширены в 1987 г. (в рамках того же Закона о единой Европе, установившего специальную «согласительную процедуру»). По большинству вопросов функционирования отдельных рынков Европарламент выносит первую резолюцию после представления предложений Комиссии и вторую — после того, как Совет в принципе пришел к единому мнению по данному вопросу.

Таким образом, законодательные процедуры Союза представляют собой сложную и подчас очень длинную цепь консультаций и переговоров между разными органами.

Международный суд

от орган состоит из судей-председателей от каждой страны-члена, которые назначаются на шестилетний срок. Международный суд дает толкование положений и статей Римского договора и выносит решения по жалобам стран — членов ЕС, частных предприятий или органов Союза. Решения Суда по приоритету выше решений национальных судов и поэтому обязательны для правительств стран — членов ЕС, органов Союза и частных лиц.

Специализированные организации

Помимо четырех основных институтов, существует ряд специализированных организаций, работающих в определенной области. В частности, это Комиссия по экономическим и социальным вопросам и Европейский инвестиционный банк.

Экономические задачи ЕС

Основная задача ЕС — согласовывать и вырабатывать общую политику стран — членов Союза. В экономической сфере решение этой задачи опирается на два принципа: (а) заключение таможенного союза и (б) создание общего рынка.

Таможенный союз

Понятие «таможенный союз» шире, чем понятие «зона свободной торговли», которое означает лишь отмену таможенных барьеров между странами-членами, оставляя определение тарифов в торговле с третьими странами на усмотрение национального правительства. Таможенный союз подразумевает единство внешних тарифов, но каждая страна остается свободной в выборе торговых партнеров.

Страны ЕС заключили Таможенный союз, поскольку он является неизбежным шагом на пути к единому общему рынку. Если бы соглашение ограничилось зоной свободной торговли, товары могли бы импортироваться на территорию ЕС через те страны, таможенные тарифы в которых невелики, и затем перепродаваться в странах с более высокими пошлинами.

Общий рынок

Общий рынок характеризуется также тем, что товары и факторы производства могут свободно перемещаться в пределах ЕС, реагируя исключительно на ценовые сигналы. Только таким образом можно рассчитывать на полную реализацию преимуществ крупного рынка.

Однако достижение такого объединения национальных рынков — процесс длительный. Ведь каждая страна-член подошла к объединению с уже разработанными налоговой системой и программами социального обеспечения, антимонопольной политикой, методами разрешения проблем платежного баланса, политикой в отношении занятости и т.д. Подобные различия способны разрушить единый ценовой механизм, поскольку национальные различия неравномерно распределяют преимущества между разными странами. К примеру, Великобритания могла традиционно облагать пошлинами импорт холодильников, но никогда не облагала оптические приборы. Такая особенность ухудшает перспективы торговли Великобритании с Италией, которая имеет сравнительные преимущества в производстве холодильников, и улучшает положение Германии, накопившей большой опыт и имеющей сравнительные преимущества в выпуске высокоточных оптических приборов.

Сравнительные преимущества отдельных стран могут выражаться и в предоставлении определенных профессиональных услуг. Как правило, подобные услуги надо поставлять на рынок в местах проживания их потребителей — так, дизайнер жилья не может работать, не выезжая к заказчикам. Значит, надо обеспечить мобильность труда, т.е. свободу передвижения дизайнеров жилья в рамках ЕС.

По этим причинам проводимая политика была нацелена на постепенное осуществление мер по «гармонизации» всех интересов, что должно привести к становлению Единого рынка в 1993 г. К числу подобных мер можно отнести следующие. 11) Единый внешний тариф (СЕТ): все страны — члены ЕС обязаны облагать импорт товаров из-за предела ЕС одним и тем же таможенным сбором. Менее развитым странам-членам в этом вопросе предоставлены определенные льготы.

Единая сельскохозяйственная политика (САР).

Отмена таможенных барьеров и ограничений на перемещение людей и капитала между странами-членами.

Общие правила конкурентной борьбы.

Для предотвращения монопольной практики были приняты общие правила регулирования ценообразования, раздела рынков и действия патентных прав.

Общая транспортная политика.

Регулируя цены фрахта морских судов, лицензии, налоги и условия труда, ЕС стремится обеспечить равные права всем конкурирующим странам-членам, так как любое скрытое преимущество какой-либо из них способно воспрепятствовать свободному перемещению товаров в пределах ЕС.

Согласованная налоговая политика.

Как уже отмечалось, для устранения скрытых препятствий в торговле между странами необходима определенная стандартизация налогообложения, особенно косвенных налогов. В ЕС основным видом этих налогов является налог на добавленную стоимость (НДС), который предполагается установить на едином уровне во всех странах-членах.

Подоходные налоги сложнее привести к общему знаменателю, зато при взимании налога на прибыль корпораций большинство стран применяет систему вмененного налога.

Стабильные курсы обмена валют.

Как мы уже видели, одним из способов корректировки импортных и экспортных цен является изменение валютного курса. Если курсы европейских валют колебались бы независимо друг от друга, то любая страна могла бы получить сравнительное преимущество по сравнению с другой, понизив курс своей валюты. Поэтому, приняв на вооружение механизм валютных курсов (ERM), страны — члены ЕС согласились поддерживать свои валюты в рамках узкого коридора, в пределах которого могут колебаться курсы обмена национальных валют. Великобритания присоединилась к ERM в октябре 1990 г., но спустя два года была вынуждена приостановить свое членство.

Единая региональная политика.

Ни одна страна не может оставаться безучастной к судьбе своих неблагополучных регионов. ЕС также разработал специальные программы помощи регионам с высоким уровнем безработицы, к которым в первую очередь относятся Северная Ирландия и Южная Италия. Следует также признать, что дополнительные проблемы связаны с тем, что отдельные регионы (например, Южный Уэльс и Северо-восточное побережье Великобритании) стали неблагополучными не без воздействия согласованной экономической политики в рамках ЕС, которая (в основном по экологическим причинам) предусматривает ограничения по использованию угля и свертывание старых предприятий сталелитейной промышленности.

Социальная политика.

Единство в этой области выражается в основном в обеспечении единства условий труда и занятости, как это предусматривается Соглашением по социальным вопросам. В организации программ переподготовки кадров помощь предоставляется через Фонд социальной защиты.

Положительные стороны членства Великобритании в ЕС

Образовав общий рынок, страны получают несколько преимуществ.

Улучшаются перспективы специализации. ЕС создает единое экономическое пространство для 340 млн человек —- это больше, чем население США. Такой рынок позволяет добиваться экономии на масштабах, особенно в таких наукоемких и требующих больших капитальных затрат отраслях, как производство компьютеров, лекарств, ядерных реакторов, сверхзвуковых самолетов и современных видов вооружений. Благодаря экономии на масштабах компании стран — членов ЕС, производящие подобную продукцию, могут эффективнее конкурировать на мировом рынке.

На едином экономическом пространстве обостряется конкуренция, что повышает эффективность работы компаний. Отсутствие внутренних барьеров лишает защиты неэффективные предприятия, а свобода торговли позволяет шире конкурировать за разные рынки и размещать факторы производства наиболее эффективным способом не только внутри страны, но и на всем едином экономическом пространстве. С другой стороны, внешние таможенные барьеры способны ограничить конкуренцию со стороны производителей из других стран.

Повышение экономии на масштабе и конкуренции в рамках ЕС способствует ускорению экономического роста. Кроме того, объединение улучшает и перспективы этого роста в будущем.

Происходят значительные политические перемены. Как уже отмечалось, конечной целью сторонников ЕС было и остается образование политического союза в той или иной форме. В диалоге с другими сверхдержавами, в первую очередь с США, позиции Западной Европы, способной выступать единым фронтом, существенно усилятся. Интеграция вооруженных сил и оборонительных стратегий заметно повысит уровень безопасности их граждан. Сторонники единой Европы утверждают, что подобные преимущества намного перевешивают все недостатки, связанные с частичной потерей национальных суверенитетов.

Наряду с политической стабильностью членство в ЕС помогает Великобритании привлекать иностранные инвестиции из тех стран, которые рассчитывают извлечь определенные преимущества, разворачивая свои предприятия в пределах ЕС. В первую очередь это относится к таким державам, как США и Япония.

Динамичный рост экономик стран ЕС позволяет оказывать более полноценную помощь как неблагополучным регионам в пределах ЕС, так и развивающимся странам по всему миру.

Великобритания, в частности, получила существенные субсидии от Фонда регионального развития, Фонда социальной защиты и Фонда сельскохозяйственного страхования и помощи.

Проблемы, связанные с членством Великобритании в ЕС

Членство Великобритании в ЕС позволяет ей получить целый ряд важных преимуществ, которые будут сказываться и в более долгосрочной перспективе. Однако членство в ЕС порождает и ряд проблем.

1. Единый внешний тариф может привести к переориентации внешней торговли на менее эффективных партнеров — членов ЕС

Внешние пошлины Таможенного союза позволяют менее эффективным компаниям, расположенным в пределах ЕС, успешно вести ценовую конкуренцию с более эффективными компаниями, расположенными вне пределов ЕС.

Предположим, что одна и та же машина может быть произведена в США и в Германии, но американская компания более эффективна, и поэтому ее машина стоит на 10% дешевле. При прочих равных условиях британский импортер, конечно, предпочтет именно ее. Но если единый внешний тариф ЕС предписывает Великобритании обложить американский импорт 20%-ной таможенной пошлиной, то более дешевой становится машина германского производства, и импортер переориентируется, на менее эффективного поставщика.

2. Единая сельскохозяйственная политика приводит к неразумным тратам средств ЕС

До присоединения к ЕС Великобритания импортировала продукты питания из тех стран, где они стоили дешевле. Когда же выручка британских фермеров от продажи своей продукции по свободным рыночным ценам оказывалась слишком низкой, правительство страны предоставляло им компенсационные выплаты, финансируемые за счет бюджета. Потребители в результате платили за эти продукты невысокую рыночную цену, а поставщики со всего мира на равных конкурировали за британский рынок.

Но поскольку ЕС в целом не может нормально существовать, если цены на сельскохозяйственную продукцию существенно различаются в разных странах, эти цены как-то необходимо выравнивать. Если такое выравнивание будет осуществлять механизм конкуренции, то низкие рыночные цены приведут к разорению многих мелких фермеров, в первую очередь французских и немецких. Более того, спрос на сельскохозяйственную продукцию по цене обычно очень неэластичен, так что даже краткосрочные изменения условий предложения (например, хороший урожай) могут отрицательно сказаться на доходах фермеров. В долгосрочном периоде цены на продукцию агропромышленного комплекса относительно снижаются, так как спрос на нее неэластичен и по доходу, а условия предложения улучшаются по мере развития сельскохозяйственных технологий.

Единая сельскохозяйственная политика, направленная на поддержку фермерских хозяйств, предполагает: (а) установление интервенционных цен; (б) выдачу субсидий непосредственным производителям, например, фермерам, выращивающим овец, или стимулирование их оставлять необработанной часть своих земель; (в) ограничение импорта за счет введения защитных пошлин на внешних границах Союза.

На каждый сельскохозяйственный продукт устанавливаются три цены:

  • (1) целевая цена  — оценочная стоимость продукции, которая должна приносить фермерам достаточный доход в нормальный год;
  • (2) интервенционная цена — продукт, соответствующий специальным стандартам, должен покупаться специальными государственными органами. Эта цена не может составлять менее 92% от целевой цены, и каждый фермер может выбирать между вариантом продажи своего урожая на свободном рынке или по интервенционной цене специальному органу;
  • (3) пороговая цена — используется для подсчета таможенных пошлин на импорт сельскохозяйственной продукции в тех случаях, когда мировая цена на 10% ниже контрольной.

Если запасы в неурожайные годы расходуются, понесенные на них расходы оказываются оправданными. Однако на практике развитие технологий производства и хранения в сельском хозяйстве привело к такому росту предложения, что спрос всегда остается избыточным. В результате этого в сельском хозяйстве стран ЕС наблюдается хроническое перепроизводство: целые горы масла, мяса, зерна, озера молока и вина так и не находят покупателей.

Эта система — не только пример неэффективного использования ресурсов, она также усиливает неравенство, поскольку более крупные фермы всегда получают субсидии больших размеров.

3. Сбыт излишков продукции, выпускаемой на основе субсидий, на мировом рынке наносит ущерб развивающимся странам и подрывает рынок США и Австралии

Предоставление субсидий фермерам и расходы на хранение закупаемых у них излишков продукции помимо экономической неэффективности нарушают нормальный порядок мировой торговли. В результате многие крупные мировые производители сельскохозяйственной продукции потеряли важный европейский рынок. Кроме того, поток европейских товаров на мировой рынок по бросовым ценам подорвал экономику остальных стран — экспортеров продукции сельского хозяйства, в том числе развивающихся.

Соединенные Штаты при поддержке Канады, Австралии и Новой Зеландии вынесли вопрос о сельскохозяйственной политике ЕС на Уругвайский раунд переговоров в рамках ГАТТ, обусловив снижение своих импортных тарифов на европейскую промышленную продукцию частичным свертыванием европейских программ субсидирования агропромышленного сектора. И хотя Великобритания разделяет эту точку зрения, достичь по этому поводу согласия других стран, где фермерское лобби очень влиятельно, нелегко.

Введение в 1984 г. квот на производство молока привело к существенному сокращению его выпуска. Что касается зерновых, постепенное сокращение реальных закупочных цен на них не привело к снижению перепроизводства. Поэтому в 1993 г. было принято решение об обязательном отведении под пар 15% сельскохозяйственных угодий, засеваемых зерновыми культурами, а интервенционные цены были снижены на треть. В качестве компенсации фермеры получают ежегодное пособие, размер которого постепенно в течение трех лет сокращается. Субсидируется и производство другой сельскохозяйственной продукции.

Недостаточный контроль за бюджетом ЕС ЕС имеет свой бюджет, из которого покрываются издержки на управление и проведение тех мер экономической и социальной политики (единой сельскохозяйственной политики и программ помощи регионам), которые требуют определенных расходов. Доходную часть бюджета составляют четыре основные статьи: таможенные сборы от импорта сельскохозяйственной продукции, пошлины за ввоз товаров из-за пределов ЕС, НДС в размере до 1,4% и регулярные платежи стран — членов ЕС (на 1992 г. они составляли 1,2% ВНП каждой страны).

На сегодняшний день свыше 70% бюджетных средств расходуется на поддержку агропромышленного сектора, причем с увеличением числа членов ЕС эта доля растет. Если расходы на сельское хозяйство не будут ограничены, непопулярная политика роста бюджетных поступлений будет вынужденно продолжаться, в результате чего бремя индустриальных государств, таких, как Германия или Великобритания, будет более тяжелым, ием у стран с большей долей сельского хозяйства (например, Франция, Ирландия или Греция).

Европейский Союз

Великобритания утверждает, что ее чистые взносы в ЕС превышают взносы более богатых членов, поскольку вместо покупки продовольственных продуктов по мировым ценам она вынуждена облагать пошлинами импорт из-за пределов ЕС. Эти сборы поступают не в бюджет страны, а в бюджет ЕС, что увеличивает ее реальные взносы.

Усилия Великобритании направлены на получение специальных скидок и помощи из Фонда регионального развития;

  • реформирование единой сельскохозяйственной политики;
  • противостояние всем попыткам увеличить бюджетные доходы ЕС до тех пор, пока не будет положен конец всем проявлениям расточительства и расходования средств на проекты, оправданность которых вызывает сомнение.

Введение механизма валютных курсов (ERM) в случае серьезного экономического спада может потребовать от страны проведения слишком жесткой политики

Механизм валютных курсов (ERM)

В прошлом инфляция в Великобритании приводила к ухудшению платежного баланса, и поэтому время от времени приходилось прибегать к корректировке фунта и проводить его девальвирование. Но пользы от этого было относительно немного, а общая политика типа «стоп-вперед» просто означала, что потенциальные темпы роста не реализовывались. Более того, инфляция также означала, что на мировых рынках капитала кредиторы требовали более высокой процентной ставки в фунтах, чтобы покрыть возможный капитальный убыток из-за девальвации фунта. Такие более высокие ставки становились дополнительным бременем для британских экспортеров, когда они конкурировали на свободном рынке ЕС.

В начале 1980-х годов основным механизмом, применявшимся для подавления инфляции, служил строгий контроль над предложением денег. Когда это оказывалось недостаточным, фунт просто привязывался к немецкой марке, для чего (поддержание стабильного обменного курса) использовались валютные запасы страны и процентная ставка. И до октября 1990 г. Великобритания с использованием механизма валютных курсов (ERM) не соглашалась.

Общие принципы работы ERM

Механизм валютных курсов (ERM) включает четыре основные составляющие.

  • (1) Страны, использующие этот механизм, должны поддерживать согласованные обменные курсы. Каждая страна получает объявленный централизованный обменный курс относительно валют других стран, использующих ERM, который она должна выдерживать с отклонениями, не превышающими 2 % вверх или вниз («узкий» коридор) или, применительно к Испании и Великобритании, 6% вверх или вниз («широкий» коридор). Так, для Великобритании обменный курс ее валюты с валютой Германии установлен в соотношении 1 фунт = 2,95 DM.
  • (2) Европейская валютная единица (ECU, ЭКЮ) — это единица, в которой выражаются курсы валют. Она вычисляется на основе «корзины» валют стран — членов Сообщества с учетом «веса» каждой валюты, приблизительно равного относительной экономической силе каждой страны. Центральные банки стран-членов имеют равные обязательства по симметричной корректировке маржи, т.е. должны действовать, не только покупая валюту, когда она слабая, но и продавая ее, когда она сильная. Идея, лежащая в основе ЭКЮ, исходит из того, что поскольку немецкая марка имеет самый большой весовой коэффициент, на Германию следует оказывать давление, чтобы при приближении марки к верхнему пределу она проводила не столь жесткую кредитно- денежную политику. На практике этого, однако, не происходит, так как Германия отдает приоритет поддержанию собственной ставке процента, что помогает ей контролировать темпы инфляции в стране после объединения двух Германий.
  • (3) Европейский фонд валютного сотрудничества был учрежден членами, согласившимися выделить в него 20% (от стоимости) своих золотовалютных резервов в обмен на ЭКЮ. Фактически это типичное соглашение «своп», возобновляемое каждые три месяца, и реально никакие средства владельцев не меняют его. ЭКЮ, полученные при помощи этого механизма, могут использоваться центральными банками стран-членов для погашения долгов, понесенных в результате предоставления займов.
  • (4) Механизм очень краткосрочного финансирования создан для защиты валюты, находящейся под давлением, поддерживая ее краткосрочными займами, выдаваемыми центральными банками.

Преимущества для Великобритании от использования ERM

Рассмотрев механизм ERM, мы должны ответить на вопрос, как это может помочь Великобритании снизить темпы инфляции. Здесь мы должны еще раз подчеркнуть ранее высказанное положение в отношении инфляции издержек: ее снижение происходит главным образом за счет повышения уверенности в том, что поставленную задачу по снижению темпов инфляции удастся решить. Другими словами, успех порождает успех.

Такое доверие при применении механизма ERM возрастает, поскольку: (а) берется обязательство поддерживать обменный курс; (б) если обменный курс подвергается повышенному давлению, страны, использующие этот механизм, оказывают друг другу взаимную поддержку. Так, если фунт стерлингов ослабевает, сначала Великобритания должна использовать свои резервы иностранной валюты для покупки фунтов, а затем, если этого окажется недостаточно, воспользоваться кредитными возможностями VSTF. Если и этого будет мало, может быть повышена ставка процента.

Такие действия, как правило, позволяют гасить спекулятивные перемещения капитала. Если же причины давления на обменный курс носят фундаментальный характер (плохое состояние платежного баланса), в качестве радикальной меры может быть использована девальвация, но только при условии, что с этим согласны все страны-члены.

Великобритания должна продемонстрировать свою решимость сократить инфляцию, предприняв для этого все меры, в том числе установление максимальной процентной ставки в 10%, тем самым продлив свой экономический спад. Была надежда, что за счет таких краткосрочных пожертвований удастся добиться долгосрочных выгод, связанных с ценовой стабильностью.

Великобритания приостанавливает использование механизма ERM

Обменный курс между фунтом и маркой в 2,95 держался до 16 сентября 1992 г., когда спекулянты иностранной валютой, сначала добившиеся девальвации итальянской лиры, обратили свое внимание на британский фунт. Повышенный объем продаж фунтов застал правительство Великобритании врасплох, особенно учитывая, что в отличие от Италии, страна имела резерв иностранной валюты в 24 млрд фунтов. Предпринятые согласованные меры: сначала повышение процентной ставки с 10% до 12%, а затем до 15%, что привело к расходованию 15 млрд фунтов резервов, и финансовая поддержка от Bundesbank и Bank of France в размере от 5 млрд до 10 млрд фунтов оказались совершенно недостаточными. В связи с этим Великобритания приостановила использование механизма ERM и позволила фунту самому устанавливать свое паритетное значение с другими валютами на валютных рынках, в результате чего в январе 1992 г. обменный курс между фунтом и немецкой маркой равнялся 2,45.

Единый рынок в 1993 г.

Римский договор 1957 г., заключение которого положило начало формированию Европейского Экономического Сообщества, предусматривал создание единого и унифицированного рынка, где товары могут свободно продаваться, а люди беспрепятственно перемещаться, но защищаемый от импорта из других стран общими барьерами.

Но даже после того как тарифы на торговлю между членами ЕЭС были сняты, оказалось, что существуют другие препятствия, мешающие свободному перемещению товаров и услуг. К основным из них относятся следующие:

  • (1) задержки на границах, такие, как проверка документов, взимание пошлин;
  • (2) контроль за транспортом: проверка лицензий, наличие собственных правил дорожного движения в каждой стране, ограничение веса грузовиков;
  • (3) различия в национальных стандартах на продукты питания, на регистрацию национальных торговых марок и разные патентные законы;
  • (4) ограничения на закупки товаров и услуг общественного назначения;
  • 5) контроль за перемещением капитала и ограничения на финансовые услуги, предлагаемые банками, страховыми компаниями и другими подобными структурами в других странах;
  • (6) различия в сертификации профессиональной и технической подготовки;
  • (7) государственные субсидии промышленности и сельскому хозяйству;
  • (8) разные ставки НДС, корпоративного налога, амортизации и налоговых скидок;
  • (9) необходимость обмена валюты.

Было признано, что снятие подобных барьеров потребует времени, но для того чтобы сохранить динамику высокой, целесообразно  определить даты устранения этих препятствий. В связи с этим Закон о единой Европе установил, что единый рынок должен начать действовать с 1 января 1993 г. Закон также (а) требует от всех стран осуществить или осуществлять меры по необходимой гармонизации во всех затрагиваемых сферах; (б) установил, что принятие решений осуществляется квалифицированным большинством голосов по большинству законодательных актов, касающихся деятельности единого рынка, поэтому всего несколько голосов противников теперь не могут заблокировать вопрос.

Многие барьеры нетарифного характера в ходе гармонизации национальных требований были устранены. В частности, это касается правил безопасности перевозки людей и грузов на транспорте, стандартов по продуктам питания, согласования стандартов по профессиональной подготовке. Например, одна из новых форм, применяемая в торговле, — единый административный документ — заменила около 100 разных документов, до этого необходимых для осуществления экспортных и импортных операций или транзита грузов за пределы Сообщества. Комиссия может убедить отдельные страны-члены устранить национальные ограничения, например, на закупки товаров и услуг для общественных целей или на перемещение капитала.

В меру своих сил Комиссия стремится устранить контроль за экономической деятельностью, добиваясь отмены ограничительных мер во всех странах, а не в каждой из них отдельно. Ведь если одна страна облагает производителей какого-то товара акцизным сбором по более высокой ставке, чем остальные страны — члены Союза, центр торговли этим товаром автоматически перемещается из более «дорогой» страны в более «дешевые», причем без всякого регулирования налогообложения. Разумеется, практика деятельности в каждой стране будет иметь те или иные особенности.

Хотя единый рынок значительно расширяет возможности, в связи с обострением конкуренции могут встретиться определенные трудности. Крупные производители с наименьшим уровнем издержек, видимо, получат преимущества над мелкими и менее эффективными компаниями, многие из которых будут скуплены или вынуждены уйти с рынка. Под угрозой слияния и поглощения окажутся даже крупные британские компании, значительную часть финансирования роста которых обеспечивает заемный капитал.

В отдельных регионах приспособление может оказаться болезненным, и поэтому особенно важную роль должна играть дополнительная помощь неблагополучным регионам — через фонды регионального развития, социальной защиты и сельскохозяйственного страхования ЕС.

Со своей стороны Союз должен решить степень своей закрытости для остальных стран, например, в какой мере следует отгородиться от соперничества с ними общим внешним тарифом. У этого явления уже появился эмоциональный термин — «Европа как крепость», отражающий восприятие такого подхода в самой этой «крепости». Могут рассматриваться и другие аспекты, например, следует ли поддерживать и развивать либеральную политику торговли с остальным миром, позволяя ему получать свою долю выгод от активизации этой торговли.

Важность единого рынка для Великобритании нельзя переоценить. По стоимости 57% экспорта и 56% импорта этой страны приходится на ЕС. Чтобы лучше познакомить компании Великобритании с последствиями создания единого рынка и стимулировать их как можно раньше включаться в этот процесс, оперативно воспользоваться предоставляемыми выгодами и возможностями, правительство провело кампанию «Европа, открытая для бизнеса».

Хотя Великобритания приняла активное и даже ревностное участие в устранении барьеров, препятствующих созданию единого рынка, по двум направлениям она выпала из общего строя: (а) отказ от использования механизма ERM; (б) нерешительность в присоединении к общей валюте.

Единая валюта Преимущества единой валюты

Обменные курсы ЕС, сохраняющиеся в заданных границах, в целом удовлетворяют основным требованиям единого рынка. Однако у них есть три недостатка:

  • (а)  член Союза может пренебречь своими обязательствами и изменить обменный курс в одностороннем порядке;
  • (б)  премия за риск в случае подобной девальвации означает установление более высокой процентной ставки Европейским центральным банком;
  • (в) при обмене валюты по-прежнему приходится нести издержки.

Единая валюта все эти три недостатка снимает. Она также устраняет любую неопределенность в отношении согласования обменных курсов и тем самым стимулирует торговлю и инвестиции и ликвидирует невыгодность положения небольших фирм, испытывающих большие затруднения, когда им приходится выплачивать премию за риск работы с иностранной валютой. Еще более важно, что единая валюта устраняет издержки валютного обмена компаний, проводящих торговые операции с партнерами из других стран ЕС, а также для отдельных людей, путешествующих в пределах ЕС, например, туристов.

Более того, единая валюта должна регулироваться Европейским центральным банком (ЕСВ). Будучи независимым банком, приверженцем низких темпов инфляции, ЕСВ поможет гарантировать денежную стабильность, поскольку на его политику не могут влиять руководители отдельных стран, которые часто в избирательных целях оказывают то или иное давление на национальные центральные банки. В итоге «премия за неопределенность» становится ниже, т.е. процентная ставка устанавливается ЕСВ более низкой, чем отдельными центральными банками для достижения того же уровня инфляции.

Также возможно, что новая валюта (евро) сможет широко использоваться в качестве резервной. Если это будет так, это еще более снизит риск обменов с валютами стран, не входящими в ЕС, и даже будет генерировать доход для ЕСВ от резервов евро.

И наконец, единая валюта и общий ЕСВ, отвечающий за единую кредитно-денежную политику, смогут помочь унифицировать единый рынок, особенно при проведении межпограничных трансакций, так как на эти сделки больше не будет влиять валютная неопределенность. Действительно, ценообразование в евро должно способствовать большему соперничеству в пределах всего единого рынка, поскольку разница в ценах становится наглядной.

Маастрихтский договор, декабрь 1991 г,

В 1989 г. Жак Делор (Jacques Delors), в то время президент Комиссии, представил отчет, в котором делался вывод, что по- настоящему единый рынок возможен только в том случае, если будет создан Экономический и валютный союз (EMU), предусматривающий единую валюту. План Делора, разработанный для достижения этого союза, стал основой для предложений, согласованных в Маастрихте. Чтобы идея единой валюты стала реальностью, предстояло пройти три этапа.

Первый этап предусматривал консолидацию единого рынка через меры по гармонизации. В ходе него каждая страна-член должна привязать свой обменный курс к механизму ERM и отказаться от всех видов контроля за перемещением капиталов между странами. Великобритания выполнила оба эти пункта.

Второй этап предусматривал установление переходного периода продолжительностью от трех до четырех лет, который начинался 1 января 1994 г. Чтобы позволить всем странам-членам привести свои обменные курсы в узкий коридор шириной 2,5 %, устанавливаемый ERM, и гарантировать, что принятие единой валюты не приведет к неприемлемому давлению на экономику государств, участвующих в этом процессе, был предложен ряд критериев по достижению конвергенции. Условием для выхода на единую валюту стало выполнение следующих требований.

  • (а) Стабильность обменного курса, находящаяся в пределах узкого коридора в течение предыдущих двух лет. Такая стабильность может стать основой для вычисления единой ставки, по которой каждая национальная валюта будет оценена в евро.
  • (б) Ценовая стабильность, выступающая как индекс инфляции потребительских цен за предыдущие полтора года, не должна превышать на 1,5% среднего значения по аналогичному показателю трех лучших по этому показателю стран-членов.
  • (в)        Устойчивость финансового положения правительства, предусматривающая, что годовые заимствования правительства не должны превышать 3% ВНП.
  • (г) Конвергенционная устойчивость, параметром которой выступает средняя номинальная ставка долгосрочных правительственных облигаций, которая не должна быть выше 2% среднего значения по аналогичному показателю трех лучших стран-членов.

Участники Маастрихтского договора посчитали, что несоблюдение этих критериев приведет к излишне высоким издержкам переходного периода для страны на вариант единой валюты (например, в виде уровня безработицы из-за навязанной ей дефляции) и может нарушить действие даже самого механизма ERM. Вопрос о приеме стран-претендентов на вступление будет решаться в 1998 г.

В течение второго этапа для гармонизации кредитно-денежных политик стран-участников будет создана Европейская система центральных банков (ESCB).

Третий этап включает более решительные действия. После того как страны-члены сблизят свои темпы инфляции, процентные ставки, меры по налоговому контролю, объявленные ими обменные курсы будут зафиксированы на неизменном уровне. Но даже это считается переходным периодом, так как через какое- то время все эти курсы будут заменены единой валютой — евро, которая станет средством обмена, а не просто счетной единицей, как до этого.

Ответственность за формулирование и реализацию кредитно- денежной политики возлагается на ЕСВ, который также должен принимать решения по обменным курсам с внешними валютами, управлять резервами и осуществлять при необходимости вмешательство в деятельность рынка. Он получит права единственного уполномоченного органа по всем вопросам, связанным с единой валютой.

На сегодняшний день (1997 г.) временные сроки по операциям третьего этапа установлены следующими:

  • 1 января 1999 г.: (а) обменные курсы валют стран-участников жестко привязываются к евро; (б) все кредитно-денежные и валютные операции ЕСВ проводятся в евро;
  • 1 января 2002 г. банкноты и монеты евро становятся законным платежным средством;
  • 1 июля 2002 г. национальные валюты перестают быть законным платежным средством.

Как пояснялось выше, при определенном развитии событий в данный график могут быть внесены коррективы.

Возможные трудности при создании единой валюты

Следует признать, что единая валюта может породить для ЕС некоторые дополнительные сложности.

Странам-участникам потребуется понести значительные расходы на ее ввод в начальный период. Например, придется перенастроить все кассовые аппараты, торговые автоматы и другие технические средства, использующие монеты. Ожидается, что только для сектора розничной торговли Великобритании затраты этого рода составят приблизительно 3,5 млрд фунтов. Кроме того, придется внести коррективы во все программное обеспечение, где все расчеты операций проводились в национальной валюте.

После завершения переходного периода отдельным людям также придется привыкать к евро. Оклады, заработные платы, государственные выплаты, закладные, денежные активы и т.д. потребуется пересчитать на евро. Поскольку привыкать к этому особенно трудно будет для пожилых людей, то появятся и издержки «психологического» характера.

И это более серьезно — существует опасность внутреннего рода, что без существенной помощи от структур ЕС, социальных и региональных фондов, отдельные регионы, особенно периферийные, в течение длительного времени будут обречены на прозябание в нищете. Однако это означает, что такое положение дел противоречит одной из основных целей единого рынка — упрочению преимуществ специализации благодаря мобильности труда и капитала. Из-за негибкости ставок заработной платы и плохой мобильности труда безработица и бедность в некоторых регионах могут сохраниться только потому, что субсидии сокращают потребность в более высоких ставках заработной платы и не способствуют переезду работников в более процветающие регионы.

Помимо этого некоторые кредитно-денежные условия, установленные ЕСВ, могут отрицательно повлиять на отдельные страны-члены.

 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

mobil atf 320 mobil 320
 
Джгут проводів купить запчасть 6L0971584D Skoda Audi Volkswagen Seat
 
btc mixer
 
free down mp3