Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Государственные финансы

Область экономической науки, которая изучает государственные расходы и доходы, потребность государственного сектора в средствах для покрытия дефицита бюджета, а также роль и масштабы перераспределения ВНП, называется государственными (общественными) финансами.

Непосредственную ответственность за выполнение поставленных целей, таких, как контроль над деятельностью монополий, снижение уровня загрязнения окружающей среды и т.д., несет правительство, которое для этого может воспользоваться фискальными мерами. Кроме того, такие задачи и цели требуют более эффективного распределения ресурсов, стабилизации уровня занятости, цен и платежного баланса, перераспределения доходов.

Поскольку благосостояние людей непосредственно измерить нельзя, мы не можем использовать в вопросах перераспределения доходов только научные подходы. Но и просто игнорировать этот вопрос мы не можем, и поэтому нам необходимо рассмотреть как цели правительственных расходов, так и то, как происходит сбор средств для перераспределения доходов и богатства людей. Но даже самые жесткие решения в этой области прежде всего по своей сути политические, а роль экономиста заключается в том, чтобы указать политикам на возможные экономические аспекты вариантов решений, анализируемых правительством.

Правительство и распределение доходов

На уровне микроэкономики получить теоретическое объяснение того, как владельцы производственных факторов получают за них вознаграждение, позволяет теория предельной производительности. Однако в ней анализ вознаграждения осуществляется только на функциональной основе — заработной плате, процентных выплатах, ренте и прибыли. Но также необходимо объяснить, как происходит распределение дохода между отдельными домашними хозяйствами и что на это влияет, главным образом, собственность на факторы производства, результатом чего становится неравное распределение богатства.

Правительство проявляет интерес к вопросам распределения дохода по четырем причинам.

  • (1) Из-за проблемы «справедливости». В более богатых западных странах люди очень негативно относятся к любым фактам «нищеты в окружении изобилия». Однако частная помощь обездоленным, оказываемая добровольно через благотворительные институты, часто нерегулярна, ненадежна и неадекватна, так как не позволяет справиться с проблемой неравенства, существующей в «милосердном обществе».
  • (2) Исходное неравенство в доходах негативно воздействует на общество, разделяя его на отдельные слои и отрицательно влияя на его экономическую жизнь, например, через забастовки, проводимые с требованиями повысить ставки заработной платы.
  • (3) Характер распределения дохода влияет и на более широкие, макроэкономические переменные, например, уровень сбережения и налогообложение, поэтому правительству при формулировании своей политики стабилизации это надо учитывать.
  • (4) Успешность реализации правительством своей политики стабилизации, в свою очередь, также влияет на распределение дохода, например, через изменение доли безработных или уровня цен. Поэтому у правительства есть моральные обязательства компенсировать любые собственные просчеты и неудачи в политике стабилизации, в результате чего оно выплачивает пособия по безработице и индексирует размер социальных выплат, учитывая темпы инфляции.

Кривые Лоренца

Неравенство в распределении дохода можно проиллюстрировать кривыми Лоренца, показывающими кумулятивную долю дохода относительно кумулятивной доли домашних хозяйств.

Прямая диагональная линия OA показывает совершенно равное распределение дохода: первые 10% домашних хозяйств получают 10% национального дохода; первые 20% домашних хозяйств получают 20% национального дохода, и т.д.

Кривая линия В свидетельствует, что первые 10% домашних хозяйств получают только 4% национального дохода, а первые 20% домашних хозяйств — 8%. С другой стороны, на последние 10% домашних хозяйств приходится 25% общего национального дохода.

Доходы и расходы государства

Распределение государственных расходов

Государственные (общественные) расходы можно разделить на несколько больших групп.

  • Оборона: после завершения в 1989 г. холодной войны расходы на содержание армии Великобритании в значительной степени снизились.
  • Внутренняя безопасность: полиция, судебно-правовая система и противопожарная охрана.
  • Социальные выплаты: образование, пенсии и пособия по болезням и безработице.
  • Экономическая политика: субсидии промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, помощь районам особого благоприятствования, подготовка кадров и предоставление средств для программ восстановления городов.
  • Разное: расходы на содержание дипломатических служб, гранты местным властям и выплата процента по государственному долгу — крупнейшая из этих статей.

В наши дни государственные расходы Великобритании составляют почти 40% ВНП, т.е. очень сильно выросли по сравнению с 1910 г., когда этот показатель равнялся лишь 10%. Спектр государственных расходов в наши дни также заметно расширился. Однако следует отметить, что многие статьи правительственных расходов, например, пенсионные выплаты, погашение государственного долга и выдача грантов местным органам власти, неизбежны, поскольку по своей сути они носят контрактный характер.

Контроль за общей суммой бюджетных расходов государства

Может показаться, что правительство может оценить размер своих расходов, после чего установить ставки налогообложения, которые позволят собрать средства, необходимые для их покрытия. Однако ситуация далеко не так проста, как кажется. Поскольку количество товаров и услуг в экономике в целом ограничено, правительство вынуждено соразмерять свои аппетиты и возможности, всякий раз уточняя: сколько можно выделить Совету по искусствам, сколько — на поддержку местных властей, хватит ли средств на развитие высшего образования, можно ли сокращать взносы предприятий на социальное обеспечение? Как видим, государство (не в меньшей степени, чем частные лица) сталкивается с экономическими проблемами, решать которые приходится уже известным нам способом — сравнивая предельные преимущества и издержки.

Общие расходы органов власти охватывают затраты как центрального правительства, так и местных властных структур. Однако для упрощения объяснения сущности контроля мы ограничимся здесь только контролем над расходами центрального правительства.

В ходе одного экономического цикла поступления и расходы должны быть сбалансированы. В тех случаях, когда расходы превышают поступления, образуется дефицит, который при превышении более чем на 3% ВНП затрудняет поддержание устойчивого роста, так как возникает большое давление на процентную ставку. Более того, помимо общенационального долга это приводит и к увеличению текущих процентных выплат правительства.

Проблема заключается в том, что каждое министерство правительства, расходующее средства, регулярно пытается получить дополнительные средства. В прошлом общий уровень общественных расходов обычно выглядел как серия компромиссных решений между секретарем Министерства финансов и главами отдельных министерств. Однако прежний подход на основе «минимально возможного» уровня выделяемых средств, как правило, имел перекос в сторону запросов министерств, а не исходил из возможного.

Без дополнительных налогов повышение государственных расходов не сможет в долгосрочном плане превышать какого-то показателя, обеспечиваемого темпом роста экономики и соответствующими им дополнительными поступлениями за счет более высоких доходов, прибыли и потребительских расходов. Признавая наличие экономической проблемы редкости, правительство в настоящее время приняло на вооружение подход «сверху вниз», устанавливая общую цифру для всех расходов и согласуя запросы всех министерств, чтобы они в сумме ее не превышали. На практике многие корректировки носят предельный характер и в конечном счете объясняются политическими мотивами.

Как финансируются государственные расходы

Как мы помним, издержки компаний делятся на переменные и постоянные. Государству также приходится платить не только за товары и услуги разового пользования, но и за долгосрочные. Платежи первого рода связаны с регулярными действиями, и поэтому закупки этого рода надо оплачивать также из регулярных поступлений. Капитальные расходы на строительство дорог, кредитование государственных предприятий и содержание университетских зданий справедливее финансировать за счет государственных займов, и тогда выплата долга частично ляжет и на будущие поколения их пользователей.

Регулярный ежегодный доход государства складывается из двух основных источников: (1) разные поступления, в основном проценты по выданным кредитам, рентные платежи и плата за государственные товары и услуги; (2) налоговые поступления, о которых речь пойдет ниже.

Разница между расходами и доходами покрывается за счет займов, системы PSBR. Ежегодная величина займов правительства добавляется к государственному долгу, который постоянно накапливается.

Государственные займы подразделяются на:

  • 1) краткосрочные займы — поступления от продажи казначейских векселей. Первоначально этот финансовый инструмент использовался для покрытия кратковременного дефицита бюджетных средств из-за несовпадения расходов и налоговых поступлений во времени. По мере развития денежных рынков (и вследствие дешевизны краткосрочных кредитов по сравнению с долгосрочными) постепенно основным инструментом государственных займов стали казначейские векселя. Тем не менее, несмотря на их надежность, с этими ценными бумагами связан риск инфляционного обесценения, что уменьшает их привлекательность для институциональных инвесторов;
  • 2)    средне- и долгосрочные займы оформляются как продажа государственных ценных бумаг на срок от пяти дет. Некоторые виды таких займов (например, З,5%-ный военный заем) являются бессрочными.
  • 3)   «нерыночные займы», получаемые через Национальный сберегательный банк, включают государственные сберегательные сертификаты, выигрышные сберегательные и т.д.

С 1980 г. часть долгосрочных доходов правительства составляют также поступления от приватизации, т.е. продажи активов, находившихся в собственности государства.

Современный подход к налогообложению

Характеристики разумной системы налогообложения

В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит свел свои принципы правильного налогообложения к четырем простым постулатам. Если сформулировать их предельно кратко, они таковы: люди должны платить столько, сколько могут заплатить; налог должен быть определенным и понятным для всех, кого он касается; метод сбора налогов должен быть удобным для плательщика; издержки сбора налога должны быть невелики по сравнению с поступлениями.

Хотя и сейчас основной целью сбора налогов остается получение дохода, дополнительное применение налога делает принципы Адама Смита неполными. Более того, сейчас приоритетными могут быть не поступления средств, а другие цели. Поэтому полезно перечислить полезные характеристики, которые, по мнению министра финансов Великобритании, должна иметь система налогообложения страны.

  1. Обеспечивать необходимый объем поступлений, размер которого Министерство финансов может определить достаточно точно.
  2. Быть понятными для налогоплательщика и трудными для уклонения.
  3. Быть удобными для налогоплательщика в отношении времени выплат и характера платежей.
  4. Быть справедливыми:   «самое тяжелое бремя должно ложиться на самую широкую спину»;  не зависеть от конкретного человека.
  5. Иметь возможность вносить коррективы при изменении политики.
  6. Выступать автоматическим стабилизатором экономики. Так, для того чтобы добиться полной занятости или стабильного ценового уровня, министерство финансов может корректировать размер налогов в бюджете для оказания влияния на потребительские расходы, поэтому полезно, если система автоматически оказывает действие в нужном направлении.
  7. Не наказывать дополнительные усилия и инициативу.
  8. Соответствовать другим аспектам политики правительства. Хотя общая структура налогов не должна часто меняться, ставки отдельных налогов должны постоянно пересматриваться, чтобы точнее отражать текущую политику правительства. Но здесь следует подходить осмотрительно и тщательно взвешивать все последствия. Для поощрения усилий налогоплательщиков не следует ли сделать ставку налога на доход, полученный в результате работы, более низкой, чем  на инвестиционный доход? Не будет ли косвенный налог, повышая стоимость жизни, подталкивать инфляцию, так как работники начнут требовать повышения заработной платы?
  9. Быть минимальными, чтобы добиться оптимального распределения ресурсов.
  10. Быть справедливыми в распределении общего налогового бремени. В этом отношении налоги можно классифицировать в соответствии с долей дохода человека, изымаемой при их выплате:
  • (а) регрессивный налог составляет тем большую долю личного дохода, чем беднее плательщик. Примером могут служить косвенные налоги, которые равны для всех потребителей независимо от их доходов (телевизионные лицензии);
  • (б)  пропорциональный налог забирает у каждого индивида одну и ту же долю дохода. Так, в Великобритании подоходный налог со всех доходов от 4101 до 26 100 фунтов в год является пропорциональным: с каждого фунта доходов в этих пределах плательщик отчисляет 23 пенса;
  • (в)  прогрессивный налог забирает тем большую долю дохода человека, чем выше у него величина доход. Если исходить из этого, подоходный налог с повышающимися ставками по мере роста дохода является прогрессивным.

Практику прогрессивного роста налогообложения богатых людей обычно оправдывают тем, что закон убывающей полезности применим и к дополнительному доходу: лишние 50 фунтов приносят богатому меньшее дополнительное удовлетворение, чем бедному. Значит, и изъятие этого дополнительного дохода у хорошо оплачиваемого налогоплательщика нанесет ему меньший ущерб, чем небогатому. В общем случае это, пожалуй, верно, однако быть до конца уверенными в справедливости такого подхода все же нельзя, поскольку способа измерения истинного удовлетворения индивида еще не придумано.

Структура налогообложения

Из-за необычайного разнообразия задач современной системы налогообложения, а также из-за взаимной несовместимости многих этих задач, нельзя сказать, что какой-то из видов налогов абсолютно совершенен. Скорее приходится вести речь о структуре налогообложения, состоящей из многих налогов, причем их комбинации могут варьировать в соответствии с изменениями политических целей.

Предлагаемая ниже классификация налогов основана на методах их сбора.

Прямые налоги

Прямые налоги плательщик выплачивает из своего дохода непосредственно налоговой службе или местным органам власти. Величина налоговых сборов, как правило, устанавливается отдельно для каждого плательщика.

Подоходный налог.

В Великобритании размер облагаемого дохода определяется как разность между полученными доходами и специальными поправками на семейное положение и разные льготы. Ставки этого налога: 20% — для первых 4100 фунтов, базисные 23% — до 26 100 фунтов (данные приведены по состоянию на 1997 г.) и 40% — при доходе выше этой пороговой суммы.

Налог на прибыль корпораций

Вся величина прибыли (распределенной в виде дивидендов или нераспределенной) облагается по одной и той же ставке налога, которая в 1997 г. составляла 31%. Часть полученной суммы (20% при ставке подоходного налога 20%) взимается авансом с акционеров при выплате им дивидендов, причем этот платеж засчитывается в общей сумме 31%-ного налога на прибыль корпораций, который всегда выплачивается с задержкой, у акционеров этот налог оформляется как «налоговый кредит» и возвращается им в том случае, если их доходы слишком малы и не подлежат обложению более высоким подоходным налогом.

Налог на увеличение рыночной стоимости капитала

Прирост рыночной стоимости активов, находящихся в собственности граждан Великобритании, в настоящее время облагается налогом по ставкам подоходного налога при продаже этого актива. Исключение составляют такие активы, как собственные дома, автомобили, государственные сберегательные сертификаты, имущество и собственность стоимостью менее 6 тыс. фунтов; они обложению не подлежат, а снижение их стоимости может быть зачтено при определении прироста стоимости всего капитала со знаком минус.

Данный налог не выплачивается и в том случае, если прирост рыночной стоимости всех активов не превысил 6,5 тыс. фунтов в год (1997 г.).

Налог на наследство

Haлогoм на наследство облагаются как подарки, сделанные человеком при жизни, так и наследства по завещанию, причем ставки по первым, как правило, вдвое ниже. Налог на завещанное имущество применяется со стоимости этого имущества в 215 тыс. фунтов. Подарки, сделанные более чем за семь лет до смерти дарителя, обложению налогом не подлежат.

Прочие налоги

К прочим налогам относят гербовые сборы (выплачиваемые при заключении финансовых контрактов), оплату лицензии на вождение автомобиля и налог на доход от продажи бензина.

Налог местного совета и единый налог на предприятия также могут быть отнесены к категории прямых налогов.

Сюда также относятся выплаты по социальному страхованию работодателей за каждого сотрудника в размере 10% его заработной платы. Сами работники и люди, самостоятельно обеспечивающие свою занятость, выплачивают этот налог по немного более низкой ставке.

На прямые налоги в Великобритании приходится около двух третей всех налоговых поступлений. Их основное достоинство состоит в том, что они являются прогрессивными и могут быть изменены с учетом изменения положения конкретного индивида. Это позволяет гарантировать, что самое тяжелое бремя будут нести самые богатые плательщики. Прогрессивный характер прямых налогов усиливает также их роль как встроенных стабилизаторов экономической системы, что позволяет понижать совокупный спрос в периоды слишком сильных бумов.

Главный недостаток прямых налогов — способность парализовать стимулы и инициативу экономических агентов, что происходит при слишком больших ставках налогообложения. Именно поэтому наряду с прямыми взимают и косвенные налоги.

Косвенные налоги

Косвенные налоги называются так потому, что налоговые службы взимают их с продавцов определенных товаров, а уж они, включая сумму налога в розничную цену, фактически перекладывают ее на конечного потребителя. Косвенные налоги бывают специальными (их величина постоянна, независимо от цены товара или услуги) и пропорциональными стоимости, т.е. их величина зависит от стоимости товара или услуги.

Все косвенные налоги Великобритании можно разделить на:

(1)  таможенные сборы, взимаемые по ставкам ЕС с товаров, импортированных из-за пределов ЕС;

(2)  акцизные сборы на товары и услуги, произведенные внутри страны (в Великобритании это пиво, виски, бензин, сигареты и услуги игорных домов);

(3)  налог на добавленную стоимость — НДС (VAT — Value Added Tax), которым облагается большинство товаров и услуг на каждой стадии их производства по постоянной ставке. Если ставка НДС составляет                         то цена, за которую потребитель купит стол, возрастет со 100 до 117,5 фунтов, из которых 17,5 фунтов — это НДС. НДС платится на всех стадиях производства: для лесника он составит 5,25 фунтов, для владельца лесопилки — 3,50, для мебельщика — 5,25, для розничного продавца — 3,50. На практике каждый производитель переводит на счет налоговой службы 17 % от всех выставленных им счетов за проданные им товары минус все НДС, заплаченные его поставщиками, подрядчиками и др. в соответствии с их счетами-фактурами. Поэтому розничный продавец непосредственно заплатит в качестве НДС лишь 3,50 фунтов, что как раз и составляет 17,50 с учетом тех 14 фунтов, которые уже были включены в цену его поставщиков и которые они уже сами выплатили в бюджет.

Некоторые товары и услуги, например продукты питания (за исключением готовой еды), дома, книги, газеты, поездки на общественном транспорте, лекарства, прописанные врачами, и некоторые другие, не подлежат обложению НДС. Продавцы этих готовых продуктов не платят налога сами и имеют право потребовать от поставщиков промежуточной продукции снижения цены на нее на величину их НДС. Другие товары и услуги (например, жилье и медицинские услуги) «освобождаются» от обложения налогом. В этом случае конечный продавец НДС не облагается, который, однако, не имеет права требовать возмещения стоимости налога, уплаченного промежуточными поставщиками. Так, домовладелец, получающий рентную плату за сдачу внаем своего дома, не платит этот налог с рентного дохода, но он не вправе требовать возврата величины НДС в счете от строительной компании, которая ремонтировала его дом.

Основное достоинство НДС — широкая налоговая база: поступления от этого налога почти пропорциональны потребительским расходам. Кроме того, его действие распространяется на большинство потребительских благ и гораздо меньше изменяет оптимальный потребительский выбор, чем выборочные косвенные налоги.

Достоинства и недостатки прямых налогов

Мы можем воспользоваться представленным выше обзором характеристик хороших налогов, чтобы проанализировать достоинства и недостатки налогов различных типов. Если говорить о прямых налогах, мы в основном будем отталкиваться от подоходного налога, однако большая часть аргументации в его отношении вполне применима и к другим налогам этого типа.

На суммы, собранные по прямым налогам, приходится приблизительно 61% всех налоговых поступлений, причем доля подоходного налога в общей величине составляет 25%. А поступления, например, от налога на капитал приносят всего 1%.

Преимущества

Высокий и эластичный доход

В Великобритании повышение подоходного налога на 1 пенс дает в год приблизительно 2 млрд фунтов дополнительных поступлений. По сравнению с этой величиной затраты на сбор этого налога незначительны. Действительно, используя систему налоговых ставок на заработную плату (PAYE), правительство фактически возлагает задачу сбора этого налога на работодателя.

Благодаря высокой доходности этого налога изменение его ставок становится эффективным механизмом, позволяющим гибко менять покупательную способность домашних хозяйств.

Определенность

Плательщики подоходного налога точно знают, какую величину им надо выплатить при имеющемся уровне дохода и когда они это должны сделать. Кроме того, уклониться от уплаты этого налога при нынешней системе его взимания трудно. Работники сразу получают заработную плату за вычетом этого налога, а получаемые дивиденды и процентные выплаты сокращаются по стандартной ставке подоходного налога.

Если говорить в отношении этого налога о правительстве, министр финансов всегда может рассчитывать на его получение в заданных пределах, тогда как размеры поступлений, скажем, по налогу на наследство могут колебаться в очень широких пределах.

Удобство

Подоходный налог по установленным ставкам вычитается из заработной платы еженедельно и поэтому более или менее равномерно распределяется по всему году, что снижает обременительность его выплаты. Компании и люди, обеспечивающие свою занятость самостоятельно (врачи, оценщики рисков, авторы, шоу- бизнес-мены и др.), выплачивают этот налог в виде паушальной суммы два раза в год.

Хотя налог на наследство — это форма налога на богатство, но владелец, заплатив один раз, может пользоваться полученной собственностью всю жизнь.

Стабилизирующее влияние на экономику

Как подоходный, так и корпоративный налоги автоматически оказывают стабилизирующее влияние на экономику.

Справедливостиь

Справедливость подоходного налога обеспечивается двумя способами:

  • (а) скидками, предоставляемыми семейным парам и людям, имеющим иждивенцев, например, пожилых родственников;
  • (б) варьированием ставок этого дохода: 20% — для первых 4 тыс. 100 фунтов, 23% — до 26 тыс. 100 фунтов (данные приведены по состоянию на 1997 г.) и 40% — при доходе выше этой пороговой суммы.

Более равномерное перераспределение дохода и богатства

Поскольку эти налоги, с одной стороны, по своей сути прогрессивны, а с другой — позволяют предоставлять скидки, учитывающие конкретные особенности положения человека, подоходный доход приводит к большему равенству в доходах. Точно также действует и налог на наследство в отношении богатства.

Недостатки

Самый простой и справедливый способ повышения поступлений — поднять ставки подоходного налога. Но в этом случае появляется одно серьезное препятствие: когда ставки уже высоки, недостатки прямых налогов становятся для плательщиков еще более тяжелыми.

Высокие ставки подавляют мотивацию людей

Когда ставка подоходного налога равняется приблизительно 40%, некоторые люди могут выбрать вариант получения дохода в неденежном виде, например, в форме более продолжительного отдыха (который налогом не облагается).

Правда, пока непонятно, в какой мере это может проявляться. Если человеку предстоит осуществлять фиксированные платежи (выкуп взятого во временную аренду имущества, платежи по закладным, страховые премии), то при повышении налогов он, вероятно, станет работать больше, чтобы расплатиться по своим обязательствам. Кроме того, если исходить из того, что высокая ставка налогообложения лишает людей стимулов к совершению усилий, то люди должны всегда испытывать отвращение к работе и при первой возможности заменять ее свободным временем. Быть может, во многих случаях это и так, но ведь даже среди представителей самых высокооплачиваемых профессий (с которых берутся самые большие налоги) немало тех, кто искренне любит свою работу. Наконец, следует отметить, что по условиям контрактов многие люди обязаны отрабатывать положенное количество часов, так что на деле они могут выбирать уровень своих усилий лишь в отношении сверхурочной работы. А продолжительность нормальной рабочей недели часто устанавливается в соглашениях между работодателями и руководством профсоюзов применительно ко всей стране.

Снижение стимулов к совершению усилий становится более вероятным, если неожиданно увеличился разрыв между ставками налогообложения разных доходных групп. В этом случае люди из более доходной группы, скорее всего, станут работать меньше. Существует также и психологическая реакция, поскольку в этом случае падения уровня жизни у человека не происходит, как, например, при повышении уровня налогообложения в целом. Другими словами, снижение мотивации можно ожидать, когда предельная ставка налога превышает средний размер налога.

Дестимулирующий эффект может проявляться и иными способами. Люди, получающие социальные пособия, могут не очень активно искать работу, поскольку налогооблагаемая заработная плата может в конечном счете оказаться меньше пособия, а высококвалифицированные работники могут выбрать вариант эмиграции в страны с более низкими налогами, что порой называют «утечкой мозгов».

Высокие ставки прямых налогов подавляют предпринимательский дух

Чтобы человек был готов затратить время на дополнительную профессиональную подготовку или испытать трудности при переезде, к новому месту работы, обычно требуется более высокое денежное вознаграждение, иногда значительное. Из этого следует, что там, где разница в величине заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками во многом «съедается» выплачиваемым подоходным налогом, столь же существенно падает и мотивация к совершенствованию или проявлению инициативы. То же самое происходит и с компаниями, которые готовы идти на дополнительный риск только при уравновешивающем его вознаграждении. 

Высокие ставки прямого налога не стимулируют высокой производительности

31% прибыли компании забирается в виде налога. В результате этого за неэффективность работы компании расплачивается нетолько она. Поскольку при вялой работе доход становится меньше, снижаются и налоговые отчисления, а это означает, что правительству труднее решать поставленные задачи.

Высокие ставки налогообложения стимулируют уклонение от налогов

Хотя подоходный налог может напрямую не снижать усилий в работе, вполне вероятно, что люди везде, где это возможно, постараются снизить бремя его выплат любыми доступными способами. Для этого компании, например, приглашают специалистов по бухгалтерскому учету, которые дают рекомендации, каким образом можно вполне легально снизить налогооблагаемую величину. Там, где это возможно, доход получают в неденежной форме — через опционы, предоставленные компанией автомобили, служебное жилье и даже образование детей, хотя, конечно, правительство пытается подобные лазейки прикрыть.

При высоких ставках налогообложения увеличивается и число попыток незаконного уклонения от налогов.

Высокие ставки прямого налога препятствуют оптимальному распределению ресурсов

Прямые налоги могут влиять на предложение производственных факторов, прежде всего капитала. Высокие налоги сокращают и стимулы к сбережениям, поскольку доходы, остающиеся в распоряжении собственника, снижаются. Для больших предприятий это, может, и не очень серьезная проблема, но мелкие предприниматели находятся в ином положении, ведь основным источником их финансирования были и остаются личные сбережения. Чаще всего стремятся расширить те структуры бизнеса, которые получают самую большую прибыль. Поэтому подоходный налог и налог на прибыль корпораций лишают мелкие, рискованные, но нередко и самые динамичные и прогрессивные предприятия столь необходимых им источников финансирования.

Высокие прямые налоги могут отпугнуть и иностранных инвесторов. Хотя им, возможно, удастся избежать обложения дивидендных доходов, компания все равно будет платить налог на прибыль корпорации. Значит, и прибыль, остающаяся в распоряжении акционеров, и дивиденды к выплате окажутся меньше, чем могли бы быть. Ясно, что при прочих равных условиях инвесторы предпочтут компании, работающие в странах, где доход  на вложенный капитал выше, и не потому, что эти предприятия более эффективны, а просто из-за более низких налогов.

Преимущества и недостатки косвенных налогов

Преимущества

Доход от поступлений помогает избежать высоких прямых доходов

Поступления, необходимые правительству для решения его задач, в настоящее время настолько велики, что, если не вводить косвенные налоги, то придется устанавливать столь высокие ставки прямых налогов, что они очень отрицательно повлияют на мотивацию и стимулы работников.

В любом случае некоторые специалисты полагают, что отдельные косвенные налоги, затрагивающие всех, желательны, так как положительно влияют на ответственное отношение к правительственным расходам.

Определенный и немедленно получаемый доход

Доход от поступлений от косвенных налогов может быть определен довольно точно, особенно когда министр финансов делает ставку в изменениях величины налогов на товары и услуги, имеющие относительно неэластичный спрос. Сбор таких налогов не требует больших средств, а избежать их уплаты сложно.

Если министру финансов средства требуются немедленно, косвенные налоги для этого особенно удобны. Любое их повышение тут же дает дополнительные поступления, т.е. временное запаздывание между изменением ставки и полученными деньгами здесь гораздо меньше, чем при подоходном налоге.

Удобство для налогоплательщика

Покупатели могут распределять свои платежи на различные времена, когда они фактически приобретают товары и услуги. Если ставки налога не меняются часто, покупатели начинают рассматривать комбинацию цен и налога, которую им придется выплатить при покупке какого-то продукта, как единое целое, поэтому чувство сожаления, порой возникающее при уплате налога, здесь возникает гораздо реже и является более слабым.

Отсутствие негативных явлений при усилиях и инициативе работников

Если прямые налоги в первую очередь связаны с поступлениями, то косвенные — со сбережениями. Поэтому при косвенном налогообложении дестимулирующие эффекты не возникают. Возможны даже ситуации, когда более высокие цены могут побуждать людей работать больше, чтобы сохранить стандарты жизни, к которым они уже привыкли.

С другой стороны, органам власти следует обязательно учесть, что некоторые престижные товары (автомобили, видеокамеры, посудомоечные машины и др.) не следует облагать настолько большим налогом, чтобы цена на них стала недостижимой для человека, даже если он готов работать и сверхурочно.

Стабилизирующее действие на экономику

Что касается большинства товаров, имеющих высокую эластичность спроса по доходу (главным образом, это как изготовленные в самой стране, так и импортные предметы роскоши), то налоговые ставки на них обычно очень высокие, т.е. поступления от косвенного налога возрастают параллельно с ростом дохода. Этот рост поступлений помогает стабилизировать экономику в периоды высокой инфляции.

В настоящее время министр финансов Великобритании может в еще большей мере задействовать этот регулирующий механизм, так как имеет полномочия изменять ставки косвенных налогов на 25% относительно установленных.

Соответствие конкретным политическим задачам

При необходимости правительство может изменить некоторые виды налогов. Приведем примеры.

  • (1) Чтобы целенаправленно осуществить капиталовложения в развивающиеся или оборонные отрасли или чтобы защитить своих производителей от конкуренции с дешевыми иностранными товарами, могут быть введены пошлины на импортную продукцию. Именно при помощи таких средств происходила в Великобритании модернизация отраслей, выпускающих автомобильные двигатели, самолеты, бумажную продукцию, химические вещества и некоторые другие продукты.
  • (2) Отрицательные влияния изменений в условиях спроса и предложения на долгосрочные характеристики структуры в отрасли могут быть компенсированы соответствующими налоговыми послаблениями или установлением пошлин на импортную продукцию конкурентов, например, товары из хлопка.
  • (3) Правительство может поощрять более активное потребление некоторых товаров, снижая на них ставки НДС, например, для книг он вообще равен нулю.
  • (4) Благодаря предоставлению льготных ставок пошлин на продукцию из некоторых стран политические отношения с их руководством могут улучшаться (например, для стран — членов ЕС).
  • (5) Здоровье граждан может быть защищено более надежно, если некоторые виды продукции (сигареты, спиртное и др.) облагаются более высоким налогом.
  • (6) Введение налога на импортные товары позволяет создать более благоприятные общие условия торговли для страны.
  • (7) Платежный баланс страны можно улучшать введением пошлины на импортную продукцию.

Недостатки

Регрессивность

Если бедные люди покупают одни и те же продукты, что и богатые, они платят одинаковый с ними налог. Более того, мы можем что-то купить только из тех средств, которые остаются у нас после выплаты подоходного налога. Поэтому косвенные налоги являются не только регрессивными, но и в некоторой степени нивелируют влияние, связанное с перераспределением дохода, осуществляемым при помощи прямых налогов.

Регрессивную природу косвенных налогов в той или иной мере можно компенсировать, если (а) ввести налоги типа ad valorem (в соответствии со стоимостью) вместо специальных; (б) не устанавливать НДС на такие товары, как продукты питания, жилье, детская одежда.

Неполная справедливость

Хотя косвенные налоги в целом отвечают требованию, что все люди в равной степени должны их платить, все же их большая концентрация на отдельных товарах и услугах (в основном табаке, спиртных напитках, автомобилях) фактически наказывает некоторых людей за их затраты. В этом случае человек, получающий удовольствие от прогулки, чтения, катания на велосипеде, правильного питания, получает больше преимуществ от государственных расходов за счет тех, кто платит за свое курево, питье и езду на машине.

Возможный вред бизнесу

Если ставки налогов изменяются часто, они могут отрицательно влиять на бизнес. Это проявляется тем сильнее, чем выше эластичность спроса на конкретный продукт. 

Негибкость

Защитные пошлины и субсидии («отрицательный налог») первоначально могут вводиться для решения каких-то частных задач в отрасли. Но когда задача уже решена, и министр финансов хочет снять эту форму помощи, у него руки оказываются связанными. Такие отрасли, как сельскохозяйственная, фактически уже привыкли к дотациям и поэтому всеми силами сопротивляются таким отменам.

Инфляционное действие

Косвенные налоги, увеличивая цены товаров и услуг, способствуют росту индекса розничных цен, что, в свою очередь, приводит к требованиям повышения заработной платы.

Затрудняет распределение ресурсов

Косвенное обложение потребления отдельных благ приводит к тому, что производственные ресурсы размещаются не в полном соответствии с предпочтениями потребителей. В долгосрочном плане в условиях совершенной конкуренции себестоимость производства продукции устанавливается на уровне оценки ее потребителями. Более того, потребители распределяют свои деньги так, чтобы предельная полезность относительно цены товара или услуги во всех случаях была одной и той же. Налог же на отдельные виды нарушает такое равновесие, поскольку цена на них возрастает (конечно, если только предложение не является абсолютно неэластичным). Результатом становится перераспределение потребительских расходов и тем самым и факторов производства. Кроме того, это приводит к дополнительным трудностям для производства.

Большая потеря числа потребителей, чем при эквивалентном подоходном на/юге

В отличие от подоходного налога косвенные налоги меняют относительные цены на товары и услуги, в результате чего потребителям приходится менять свои типы расходов. Такая навязанная им замена одних видов продукции другими приводит к меньшему удовлетворению, а также к общему снижению дохода.

Сфера действия налогов

Что мы понимаем под «сферой действия налогов» ?

До сих пор мы рассматривали только формализованную сферу действия налогов, т.е. как они распределяются между разными налогоплательщиками. Так, прямые налоги, как мы видели, являются прогрессивными, в результате чего их воздействие оказывается самым сильным для групп с более высоким доходом. С другой стороны, косвенные налоги в отношении потребителей выступают как регрессивные, и при этом напрямую влияют на производителей или дистрибьюторов, которые фактически платят эти налоги.

Однако экономиста, в первую очередь, интересует реальная сфера действия налогов, т.е. как распределяется реальное бремя налогов с учетом их влияния на экономику.

Если говорить о прямых налогах, то, как мы уже видели, и подоходный, и корпоративный налоги оказывают негативное воздействие на усилия людей и предприятий и на их расходы и сбережения, а также подавляют их стремление взять на себя дополнительный риск.

Повышение ставок подоходного налога может быть введено только на тех работников, которые могут получить в качестве компенсации некоторое увеличение заработной платы. Но чтобы это произошло, работники при переговорах с работодателями должны занимать очень сильную позицию. Для этого должны быть созданы некоторые условия, и прежде всего наличие достаточно неэластичного спроса на выпускаемую ими продукцию. Если ситуация такова, то большую часть повышения заработной платы работников оплатят потребители, поскольку цена на такую продукцию повысится, но фактически это означает, что это сделают работники из других групп, положение которых при переговорах с работодателями не столь прочное.

Также и в краткосрочном периоде, когда предложение достаточно неэластично, доход на прибыль в основном несут производители. Но в долгосрочном плане, когда некоторые предприниматели переводят свой бизнес в менее рискованные сферы (уходят из сфер, более облагаемых налогом), происходит изменение характера предложения, и потребители товаров и услуг, производство и предоставление которых связано с самым высоким налоговым риском, в результате эластичности спроса также несут часть налогового бремени.

Налог, которым облагается монопольная прибыль, таким образом перенести на потребителей нельзя. Здесь нет изменения или перемещения кривых спроса и предложения, и монополист осуществляет производство так, чтобы его прибыль была максимальной. Поэтому, если он должен платить 20%-ный налог и его равновесная позиция не меняется, для него получение четырех пятых максимальной прибыли в любом случае лучше четырех пятых от любого другого варианта поступлений.

В случае косвенных налогов проанализировать их фактическую сферу действия можно более точно. Мы уже говорили, что косвенный налог может быть общим или избирательным. Так, налог на продажи на все импортные товары с единой ставкой относится к категории общих. Близок к нему и НДС. У налогов этой категории существует важная особенность: относительные цены в этом случае остаются неизменными, и поэтому потребитель не стремится переключаться на более дешевые субституты, не облагаемые налогом. Поэтому, если правительство хочет перераспределить ресурсы, оно может направить часть поступлений, полученных от такого налога, в качестве субсидий некоторым отраслям или ввести дополнительные пошлины на товары, потребление которых оно хотело бы сократить, например, табак.

Любой налог, взимаемый по более высокой ставке только на определенные товары и услуги, называется избирательным. В эту категорию попадают табачные изделия, спиртные напитки, автомобили, бензин. Если налог относят к избирательным, возникает ряд важных вопросов: как влияет введение избирательного налога на размер отрасли, как бремя такого налога в конечном счете распределяется между производителем и потребителем?

Теоретически влияние налога можно рассматривать как со стороны спроса, так и предложения. Причем не важно, какой вариант в этом случае выбирать, так как конечным результатом будет одно и то же равновесное положение цены и один и тот же объем выпускаемой продукции. Но затем мы будем отдавать предпочтение одному или другому подходу в зависимости от решаемой конкретной задачи.

Влияние косвенного налога на объем выпускаемой продукции

Чем выше эластичности спроса и предложения, тем сильнее рост налогов скажется на сокращении объема выпускаемой продукции.

Сделаем теперь ряд практически важных выводов.

  • (а)  Для увеличения производства и за счет этого занятости в отрасли правительство может использовать субсидии, которые позволят сдвинуть кривую предложения вправо. Выделение субсидий окажется тем более эффективным, чем более эластичны спрос и предложение.
  • (б)  Поскольку из-за введения налога объем выпускаемой продукции снижается, то даже налоги, введенные временно, могут оказаться для отрасли губительными. Этот ущерб будет особенно заметным, если спрос на внутреннем рынке эластичен и производство осуществляется в условиях убывающих издержек. Поэтому более высокий избирательный налог, скажем, на автомобили не только сократит спрос на этот товар в стране, но, как следствие, приведет к потере части экономии на масштабах производства, результатом чего станет повышение цен на автомобили, продаваемые не только в своей стране, но и за рубежом. Даже если этот налог будет затем отменен, вернуть свою долю рынка окажется нелегко, особенно за границей, где велика конкуренция со стороны других производителей. Кроме того, могут быть нарушены торговые контакты, соглашения по обслуживанию продаваемой техники, пострадает и репутация поставщика.

Распределение бремени избирательного налога между потребителями и производителями

Когда какой-то товар облагается избирательным налогом, это не означает, что его цена обязательно возрастет на величину, равную этому налогу. Соотношение, в котором бремя выплаты новых налогов падает на покупателей и продавцов, прямо пропорционально эластичности предложения и обратно пропорционально эластичности спроса.

Введение нового налога побуждает производителя переложить бремя его выплаты целиком на покупателя. Со своей стороны, потребитель также будет стремиться переложить расходы на производителя. Кто же «перетянет одеяло на себя»? Тот, чьи аргументы окажутся сильнее: производитель, если его способность переключиться на производство других благ при относительном снижении издержек их производства окажется выше способности потребителя найти товары-заменители при относительном росте цены данного блага; в противном случае — потребитель. Возможности подобных замещений существенно зависят от эластичностей спроса и предложения, поэтому и доля каждой стороны в общей сумме налоговых выплат должна зависеть от отношения соответствующих эластичностей.

Из сказанного можно сделать ряд выводов практического характера.

  • (а) Налог на товар, имеющий неэластичный спрос, например сигареты, в основном оплачивает потребитель.
  • (б) Если предложение более неэластично, чем спрос, налог на товар, главным образом, выплачивает производитель. Поэтому введенный НДС на строительство нового офисного здания первоначально придется заплатить нынешнему владельцу земли.
  • (в) Поскольку в долгосрочном периоде предложение обычно более эластично, чем в краткосрочном, по мере прохождения времени цена, как правило, растет, т.е. потребителям приходится нести все большую долю налога.
  • (г) Там, где предложение неэластично даже в долгосрочном периоде, потребуется значительно больше времени, чтобы переложить бремя выплаты этого налога в основном на потребителя. Так, если существуют незанятые офисные помещения, повышение общей ставки налога на ведение бизнеса в основном придется оплачивать владельцу здания.
  • (д) Увеличение цены как результат введения налога в значительной степени зависит от зависимости между эластичностью предложения и эластичностью спроса. Чем выше эластичность предложения относительно эластичности спроса, тем более высокой становится цена.
 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

vj bk 10d 30 vj bk 10d 30
 
Лампа розжарювання купить запчасть 6L1919238A4W4 Skoda Audi Volkswagen Seat
 
http://myhitmp3.top/mp3/attention+au+depart
 
bitcoin blender