Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Конспект лекций по экономике Сбалансированное региональное развитие

Сбалансированное региональное развитие

Проблемы регионального характера. Безработица и низкая мобильность труда

Даже если в стране очень высокая безработица, в ней всегда есть некоторые вакантные рабочие места. Так, в июле 1996 г. число безработных в Великобритании составляло 2 млн 126 тыс., в центрах занятости имелись данные о 230 тыс. 100 незанятых позициях. Почему же такая ситуация была возможна, почему свободные места не заполняются людьми, стремящимися получить работу?

С одной стороны, постоянно меняются условия спроса на труд и его предложения. Также другими становятся вкусы, растет доход, иностранные конкуренты предлагают свою продукцию по более дешевым ценам и т.д. В результате этих и им подобных явлений спрос на одни товары растет, а на другие замедляется. Если говорить о предложении труда, технологические разработки обычно приводят к тому, что часть рабочей силы становится лишней. Например, в Великобритании после Второй мировой войны наблюдался устойчиво растущий спрос на товары длительного пользования, услуги, электронное оборудование, высокотехнологичную продукцию и т.д. и заметно упал спрос на такие товары, как уголь, изделия из хлопка, железо, сталь, морские суда и т.п. По своей сути спрос на факторы производства вторичен, так как если спрос на продукцию, для изготовления которой они используются, падает, то, естественно, спрос на труд работников, занятых в выпуске такой продукции, также снижается.

С другой стороны, существуют определенные препятствия, мешающие избыточной рабочей силе перетекать на свободные места в расширяющихся отраслях. Трудовая иммобильность способствует появлению фрикционной, сезонной и структурной безработицы. Наиболее явно в регионах проявляется структурная безработица.

Хотя, конечно, низкую мобильность труда следует учитывать при разработке региональной политики, этой трудности не нужно уделять избыточного внимания, так как со временем перемещение труда все равно происходит. Проведенные исследования показывают, что за период 10 лет и более почти четверть всех мужчин-работников переезжают из одной части страны в другую.

Характер региональных проблем

В самом общем случае региональные диспропорции могут возникнуть из-за действия ряда факторов.

Обделенность региона природными ресурсами

Для Великобритании, например, это горные районы северной Шотландии. Если говорить об этом факторе в целом, то при росте национального дохода подобная причина нередко проявляется в сельскохозяйственных районах страны. Например, сельские графства Корнуолл и Девон не смогли привлечь предприятия растущих отраслей и оказались неспособны обеспечить тот же уровень жизни, что и в других частях страны. Результат — либо повышение производительности из-за эмиграции части населения, либо доход на одного жителя региона, меньший аналогичного показателя по всей стране.

В ситуациях, когда природные ресурсы региона не позволяют развивать в нем новые отрасли, любые улучшения в нем будут в значительной степени зависеть от роста доходов в других частях страны. Сам же регион может заняться, например, более активным привлечением туристов, как, например, Лэйк Дистрикт (в северной части Уэльса).

Ограниченность капитала не позволяет использовать ресурсы региона в полной мере

В первую очередь это характерно для развивающихся стран. Наиболее оперативным решением в этом случае могло бы стать предоставление региону недостающего капитала на льготных условиях.

В долгосрочном периоде устранение подобного дисбаланса часто значительно зависит от новых источников получения доходов. Так, эксплуатация ранее не использовавшихся ресурсов порой делает отсталые в прошлом регионы динамичными и экономически жизнеспособными. Наглядным примером такого преобразования могут служить шотландский город Абердин и Шетландские острова, ставшие вполне благополучными регионами Великобритании после того, как рост цен на нефть и появление современных технологий нефтедобычи на шельфах Северного моря сделали возможным ее коммерческий промысел. Источником может стать также рост доходов в других регионах страны, чему способствует, например, развитие туризма. На этом основано благополучие в районе национального парка Лэйк Дистрикт (Северный Уэльс).

Стагнация или снижение деловой активности в ключевой отрасли региона

Рассматриваемые здесь регионы, как правило, отличаются растущим уровнем безработицы, падающими по сравнению с другими частями страны доходами, низкой деловой активностью, низкой занятостью женщин, высокими показателями миграции населения и недостаточно развитой инфраструктурой. Именно подобный тип региональных диспропорций создает проблемы для центрального правительства: ведь в таких частях страны самым высоким оказывается и уровень безработицы.

И наоборот, другие регионы могут наращивать темпы настолько быстро, что их будущее развитие приводит к перенасыщенности в них людей, недостаточности социального капитала и повышенному инфляционному давлению. Однако проблемы обоих типов регионов взаимосвязаны, и поэтому политики, принимая те или иные решения, должны это обязательно учитывать.

Влияние рыночной экономики на региональные диспропорции

Классическая модель сравнивает экономику с растением, когда отрасли, словно деревья в лесу, растут, стареют и со временем уступают место новым порослям, т.е. всегда есть новые динамично растущие отрасли, в которые можно направить ресурсы из сворачивающихся отраслей. Теория исходит из того, что сам рынок перераспределяет людей, потерявших работу, на новые места. Падение спроса на конкретный продукт приводит в конечном счете к безработице и относительному снижению ставок заработной платы для оставшихся работников. С другой стороны, там, где спрос высокий, ставки заработной платы должны расти. Подобные изменения в относительных размерах ставок должны: (а) приводить к перемещению рабочих из низкодоходных отраслей в высокодоходные и (б) стимулировать структуры бизнеса перемещать свои предприятия из регионов, где приходится платить высокую заработную плату, в регионы, где рабочая сила сравнительно дешевая.

Недостатки рыночного механизма

Привлекательными сторонами подобной теории следует признать достижение экономической эффективности и исправление дисбалансов при помощи рыночного механизма. Однако если исходить при этом, что государственные программы регионального развития не нужны, то сразу же дают о себе знать все узкие места, присущие работе рыночного механизма.

(а) Рынки факторов корректируются гораздо менее эффективно, чем предсказывает теория. Трудовые ресурсы оказываются недостаточно мобильными, а цены факторов, особенно заработная плата, снижаются с большим трудом. Ведение переговоров об ее уровне в общенациональном масштабе лишь еще больше ослабляет способность ценовых сигналов исправить региональные диспропорции. И

Сбалансированное региональное развитие

наконец, имеющаяся информация о факторах часто несовершенна. Из-за этого рынки капитала, как правило, сосредотачиваются в наиболее процветающих регионах страны. Если в работе таких рынков проявляется искажение, в том числе и из-за неполной информации, при учете инвестиционных возможностей, имеющихся в периферийных регионах, то в эти регионы инвестиции могут не поступать или поступать в объеме, недостаточном для покрытия сбережений, накопленных там.

(б)  Допущение, что поступления от масштабов бизнеса являются постоянными, на основании которого строится рассматриваемая здесь теория, соблюдается далеко не всегда. Пока объем выпуска не достигнет определенной величины, предприятия обрабатывающей промышленности работают в условиях все возрастающей экономии от масштабов бизнеса, и поэтому регионы с высоким уровнем заработной платы могут приносить и максимальный доход на вложенный капитал. Поэтому вслед за рабочими и некоторые компании станут анализировать вариант перемещения производства в эти края. По мере усовершенствования системы коммуникации самые прибыльные регионы будут только выигрывать от постепенного расширения торговых связей за счет частей страны, переживающих период упадка. Так, близость к континентальной Европе оказалась немаловажным преимуществом юго-восточного региона Англии.

Если миграции труда и капитала осуществляются только из региона, т.е. без притока в него, то проявляются и другие слабые стороны рыночной модели.

(в)  Эта теория игнорирует такие экстернальные издержки, как потерю общественного капитала и дезинтеграцию общества в отстающих регионах, чрезмерную плотность населения и инфляционное давление в растущих регионах.

(г)  Из неблагополучных регионов, как правило, прежде всего уезжают люди в расцвете сил и самые образованные, квалифицированные и предприимчивые, часто выступающие лидерами общества. В результате положение региона еще более ухудшается, и поэтому он становится еще более непривлекательным для новых предприятий.

(д) Модель исходит только из частично равновесного подхода. В ней не учитывается тот факт, что миграция из неблагополучных частей страны приводит к снижению доходов населения этих мест. Мультипликативный эффект сокращения потребительских и инвестиционных расходов еще больше усугубляет и без того тяжелое положение региона. Следует отметить, что даже если, как предсказывает эта теория, за счет действия рыночных сил и можно добиться экономической эффективности, все равно могут потребоваться меры, предпринимаемые правительством. Особенно это касается вопросов, связанных с обеспечением равенства людей в некоторых сферах. Скажем, данная модель только предсказывает, что существуют межрегиональные различия в оплате факторов и что занятость в какой-то конкретной отрасли будет автоматически снижаться. Региональный доход на душу населения, возможно, не будет одинаковым, поскольку различия в располагаемых ресурсах и отраслевая структура могут привести к тому, что в некоторых регионах будет гораздо больше секторов с высокими ставками заработной платы, а в других в основном будут сосредоточены отрасли с дешевым трудом.

Последствия депрессивного состояния региона

Устойчивое депрессивное состояние региона крайне негативно сказывается на его положении. Отрицательные последствия продолжительной депрессии выражаются в ряде явлений, из которых выделим следующие.

1. Неполное использование имеющихся ресурсов из-за безработицы

Региональная безработица приводит не только к недопроизводству продукции по стране в целом, но и к серьезным социальным и психологическим воздействиям на работников. А существенные различия в уровнях доходов между регионами порождают серьезную проблему этического характера.

2. Потеря социального капитала по мере упадка городов

Когда население страны не меняется или уменьшается, миграция из отсталых регионов с точки зрения всего общества приводит к дополнительным издержкам. Общественные блага в неблагоприятных частях страны приходят в упадок и вынуждены простаи- ватъ, в то время как в растущих регионах необходимо строительство новых дорог, больниц и т.д.

Однако неявное допущение, что социальному капиталу никогда не следует позволять устаревать, требует всестороннего анализа. В регионах с высокой безработицей весь социальный капитал, как правило, постоянно стареет и теряет качество по сравнению с аналогичным капиталом в динамично развивающихся регионах, как, например, на юге Англии. Другими словами, может быть, социальный капитал придется обновлять и заменять и здесь, причем делать это так же, как в любой другой части страны (если исходить из допущения, что нет повышенной скученности населения и проблем инфляционного характера).

3. Издержки на социальные экстернальные эффекты

Миграция из неблагополучных регионов нередко приводит к снижению общего благосостояния граждан, проживающих на ранее благополучных территориях, к потере городом или местностью своего «общественного лица». Тем не менее, преодолев трудности начального периода проживания в новом месте, привыкнув к новым условиям, люди получают компенсирующие выгоды как экономического, так и социального характера, оказавшись в конечном счете в более приятной (с точки зрения приехавших) окружающей среде. Конечно, в любом случае оценить точно убытки, понесенные обществом в целом от «ухудшения социального характера» среднего человека, очень трудно.

Кроме того, быстрый рост перспективных регионов из-за миграции в них может привести к экстернальным издержкам, вызванным их быстрой урбанизацией (включая дорожные пробки, шум, загрязнение, интенсивное строительство жилых домов). Здесь также любые решения требуют взвешенного подхода и обоснованной аргументации. Скажем, в последние годы люди начали уезжать из центров городов в пригороды, и этот поток перевешивает любые остальные масштабные перемещения людей. В связи с этим численность жителей Большого Лондона становится меньше, причем эта скорость снижения здесь выше, чем в любом другом регионе страны, а вот регионами, выигрывающими от миграции (например, Восточная Англия), могут быть те, где до сих пор плотность населения была низкой. Поэтому текущая миграция может и повышать, и снижать плотность населения. Различия в уровнях занятости между регионами усложняют управление экономикой страны в целом.

Повышенный спрос, вызванный притоком ресурсов в процветающие регионы, приводит к локальному «перегреву» экономики. Заработная плата в таких регионах начинает расти, а рабочая сила оказывается дефицитным товаром. Рост цены труда положительно сказывается и на благосостоянии рабочих из неблагополучных регионов благодаря индексированию их доходов, действию механизма общенациональных трудовых соглашений и др. Однако последствия антиинфляционной налоговой и денежной политики правительства не столь однородны и проявляются прежде всего в увеличении безработицы в неблагополучных регионах. 

Группы давления из депрессивных регионов могут препятствовать экономической интеграции стран

Рациональное обоснование экономической интеграции государств, например, образование Европейского Союза, в целом должно благоприятно сказаться на экономике и за счет устранения торговых барьеров и облегчения трудовой миграции помочь более полно проявить относительные преимущества всех стран-членов. Однако в этом случае может усилиться проблема региональных дисбалансов, поскольку некоторым отраслям, особенно на территории периферийных регионов, как, например, в Северной Ирландии или в Шотландии, в новых условиях окажется труднее конкурировать на общем рынке. Из-за этого группы политического давления из этих регионов могут выступать против заключения подобных союзов.

Политика правительства

Накопленный опыт региональной политики позволил существенно расширить ее задачи. В наши дни к их числу можно отнести:

  • (а) сокращение сравнительно высокого уровня безработицы в неблагополучных регионах;
  • (б)  достижение сбалансированности между численностью населения и состоянием окружающей среды в регионе;
  • (в) сохранение местной культуры и идентичности;
  • (г)  ослабление инфляционного давления путем контроля за спросом в благополучных регионах;
  • (д)  противостояние возможным негативным последствиям экономической интеграции или роста открытости экономики на региональном уровне.

Следует, однако, признать, что подобные цели не всегда в полной мере соответствуют общенациональной экономической политике. Например, перевод компаний из наиболее оптимальных для них регионов на территорию депрессивного региона, может замедлить темпы развития их бизнеса, хотя, с другой стороны, чтобы улучшить общенациональный платежный баланс, возможно, следует стимулировать экспорт товаров и услуг, произведенных в более преуспевающих регионах. Более того, если требуется сконцентрироваться на росте бизнеса в отдельных местах региона, большая степень равенства между регионами может быть достигнута только за счет усиления неравенства в пределах этих регионов. И наконец, любая региональная политика занятости имеет более высокие шансы на успех при общем благополучии в экономике. Не только безработные охотнее отправляются в регионы, где есть вакантные места, но и компании более вероятно переведут часть своих структур на территории, где имеется подходящая рабочая сила, которую они смогут использовать после целенаправленной переподготовки с учетом своих требований к профессиональным навыкам и умениям.

Основные направления политики правительства

Региональные проблемы в Великобритании стали результатом действия нескольких факторов, в первую очередь: (а) упадка ряда крупных отраслей, в частности, угольной, судостроительной и текстильной, которые ранее были сконцентрированы в отдельных регионах этой страны; (б) неспособности депрессивных регионов привлекать динамично развивающиеся отрасли, например, связанные с обслуживанием потребителей, выпуском потребительских товаров длительного пользования, химической продукции и т.д.; (в) географически низкой мобильности труда. Зная об этих факторах, правительство может более прицельно сконцентрировать свои усилия на преодолении их негативного влияния на регионы.

Так, если регион приходит в упадок, государство может оказать ему первую помощь, разместив там часть своих заказов (например, на поставку военного оборудования) и сместив в его пользу приоритеты в проведении таких общественных работ, как строительство школ, новых дорог, больниц, реконструкция центров городов и т.д. Для обеспечения предприятий контрактами правительство нередко выделяет специальные субсидии, как это произошло в судостроительной промышленности Великобритании.

Однако в долгосрочной перспективе государство должно принять меры к тому, чтобы, с одной стороны, облегчить миграцию рабочей силы из региона, а с другой — стимулировать приток в регион новых компаний, которые могли бы создать рабочие места для лиц, не желающих уезжать в другие края, предотвратив тем самым дальнейший упадок. Первое из этих направлений политики можно охарактеризовать как перемещение рабочих к рабочим местам, второе — как перемещение рабочих мест к рабочим.

Перемещение рабочих к рабочим местам

Этот подход основан на использовании ряда мер, нацеленных на повышение мобильности рабочей силы и лучшее информирование людей. При проведении подобной политики надо иметь в виду следующие обстоятельства.

  1. Безработица, вызванная низкой мобильностью рабочей силы, представляет собой значительно более серьезную проблему, если проявляется вместе с циклической безработицей. Безработный вряд ли осознает необходимость смены места жительства, если он лишится работы в сравнительно благополучном регионе.
  2. Проблема низкой мобильности трудовых ресурсов может усугубляться государственным вмешательством в экономику. Например, высокие ставки подоходного налога устраняют материальные стимулы к переезду, а выплата пособий по безработице подчас сокращает стимулы к поиску нового места работы. Кроме того, контроль за уровнем земельной ренты и введение ценза оседлости для получения жилья также затрудняют обоснование на новых местах.
  3. Собственники жилья в неблагополучных регионах могут испытать трудности с переездом, так как на новом месте приобретение собственного дома окажется им не по карману.
  4. Одновременная смена профессии и места жительства приводит к целой серии перемещений. Так, сельскохозяйственный рабочий может переквалифицироваться в дорожного, вытеснив дорожного рабочего в строительство, и т.д.

В связи с этим первостепенная задача правительства — облегчить людям смену профессии, предоставив им информацию о существующих возможностях, убедить профсоюзы снизить квалификационные требования, позволяющие ученику перейти в разряд профессионалов, и т.д. И самое главное, правительство должно давать людям возможность освоить новую профессию, спрос на которую со стороны предприятий растущих отраслей увеличивается. Для этого, например, могут использоваться местные советы по профессиональной подготовке и предпринимательству.

Увеличением географической мобильности трудовых ресурсов правительство Великобритании занимается, в первую очередь, через Программу перемещения занятости, предусматривающую предоставление людям финансовой помощи при переезде, информирование их о перспективах жизни в других регионах страны и право бесплатного проезда к месту работы, если оно находится за пределами постоянного места жительства.

Перемещение рабочих мест к рабочим

Политика перемещения рабочих к рабочим местам позволяет существенно сгладить неравномерный характер развития регионов. Однако она оказывается недостаточной, поскольку: (а) помогает решить только проблему безработицы, игнорируя все остальные проявления региональных диспропорций; (б) не принимает во внимание макроэкономические последствия эмиграции рабочей силы из неблагополучных регионов.

В последнее время долгосрочное решение проблемы регионального развития все чаще видится в перемещении рабочих мест к рабочим. Такая политика позволяет не только уменьшить разрыв в уровнях безработицы между регионами, но и выровнять темпы их роста и доходы населения. Оказывая помощь таким тяжелым на подъем группам людей, как пожилые люди и замужние женщины, эта программа способствует повышению их трудовой активности. Вместе с тем она уменьшает приток населения и в без того переполненные графства Юго-Восточной Англии; закрепление людей в неблагополучных регионах позволяет предотвратить их опустошение и потерю там общественного капитала. Наконец, такая политика соответствует теории кейнсианского макроэкономического регулирования — мультипликативный эффект на региональном уровне работает ничуть не хуже, чем на уровне страны в целом. Отъезд из региона безработных рабочих и их семей сокращает расходы населения уже потому, что уезжают люди, получающие пособия по безработице, так что эффект мультипликатора уменьшается. В то же время привлечение новых компаний увеличивает покупательную способность всех экономических агентов, так что эффект мультипликатора в этом отношении растет и вполне может достичь уровня 1,25—1,50.

С другой стороны, политика размещения компаний в неблагополучных регионах может быть связана с большими частными издержками. В Великобритании частные предприятия предпочитают располагаться на юго-востоке, поскольку в этом регионе легче решить такие проблемы, как наем квалифицированных кадров, доступ к эффективным и дешевым средствам связи, установление партнерских связей с поставщиками и поставка продукции на европейский рынок.

Помощь регионам

Чтобы привлечь или удержать компании в регионах особого благоприятствования, правительству приходится предоставлять им специальные гранты. Границы таких районов были пересмотрены в августе 1993 г., когда к ним были дополнительно отнесены регионы со структурными трудностями (например, Уэст-Мидлендс), т.е. территории, где из-за закрытия крупных предприятий особенно обострилась проблема безработицы. Так произошло в районе угольных шахт Мансфилда и даже на юге Англии (Портланд, Тенет, остров Райт) — из-за снижения спроса на продукцию оборонных предприятий и места для отдыха (например, Портланд, Тенет и др.). В настоящее время в районах особого благоприятствования проживает 34% трудовых ресурсов Великобритании.

В этих районах действует программа Выборочного регионального содействия, осуществляемая в виде выдачи грантов на реализацию проектов. Общий бюджет этой программы составляет свыше 100 млн фунтов, а контроль за их выделением осуществляет Бюро «Инвестируй в Великобританию», деятельность которого помогла привлечь инвесторов в регионы страны из США, Японии, Южной Кореи и других государств, создавших в Великобритании свои центры, часто в депрессивных регионах.

Статус региона особого благоприятствования также позволяет получить помощь от Европейского Союза.

Региональные предпринимательские гранты предназначены для поддержки инвестиций и инноваций компаниям с численностью занятых не более 25 человек, действующих в таких регионах или на территориях, где возникла цепь закрытий из-за упадка ведущей отрасли, например, угольной. Предоставляются и региональные инновационные гранты, выдача которых в основном осуществляется на аналогичных условиях, только пороговое число сотрудников здесь составляет 50 человек.

Пример действий структурам бизнеса по распределению структур показало правительство, рассредоточившее свои подразделения по всей стране. Так, Министерство здравоохранения и социального обеспечения находится в Ньюкастле, а Центр выдачи водительских прав и лицензий — в Суанси.

Программы обновления городов

До 1980 г. внимание политиков в основном уделялось различиям между регионами, а проблемы неоднородного развития внутри самих регионов оставались на втором плане. Но от этого они только усиливались. Так, поскольку многие старые предприятия промышленности и торговли закрываются, а новые на их месте не возникают, во многих частях страны центры больших городов разрушаются и приходят в упадок. Другая проблема центров городов —- высокая безработица, которая обусловлена недостаточной квалификацией проживающих там людей или их неспособностью переехать в новые районы, где на их труд имеется достаточный спрос.

В связи с этим в какой-то момент времени власти осознали, что восстановление — это не просто рекультивация брошенных земель, что следует в значительной степени полностью перестроить структуры местных сообществ, создав в них новые рабочие места и приличные условия для жизни. Этого можно добиться, главным образом, за счет привлечения в них частного капитала. В результате такого понимания восстановление городов следовало координировать с региональными программами развития промышленности. Но на самом деле произошло перетекание средств из программ оказания помощи регионам в программы восстановления городов, хотя следует признать, что действительно большая часть таких городов находится в депрессивных регионах, которым и оказывается помощь. Поставив цель восстановления таких регионов, правительство предложило целый ряд программ. Впрочем впоследствии большинство из них подверглось корректировке, учитывающей полученный опыт реализации предыдущих программ или необходимость снижения финансовых расходов на их выполнение.

В настоящее время в Великобритании существуют специальные зоны предпринимательства, и компании, которые в них действуют, получают особые финансовые и иные (например, при планировании) условия, специально созданные для привлечения бизнеса в эти зоны. Большая часть из оставшихся 12 Корпораций городского развития, учрежденных для получения от властей заброшенных участков, получают гранты, позволяющие сделать частные проекты финансово жизнеспособными. По плану эта программа завершится в 1998 г.

На смену этой программе в 1993 г. был учрежден орган English Partnership (Партнерство с Англией), получивший от правительства 212 млн фунтов, а также финансирование от English Estates, органа, который сейчас управляет этой программой. Более того, когда речь идет о расходах для регионов особого благоприятствования, можно привлекать средства Европейского Союза.

Особенно важно, что хотя English Partnership (ЕР) получил полномочия, аналогичные тем, которые были в свое время предоставлены Корпорациям городского развития по приобретению земель и ведению разработок ее использования, но он может самостоятельно решать, на что тратить инвестиционные средства. Поэтому в отличие от прежних грантов, выдаваемых городам (когда министерство финансов предписывало, каким должно быть соотношение общественных и частных средств в конкретном проекте), ЕР может повысить риск, выдав почти 100% средств на проект, который должен выступить своего рода примером, привлекательным для частных вложений. Первым успехом такого подхода стало использование инвестиционных средств для привлечения компании Samsung и размещения ею своего производственного предприятия в северо-восточном регионе, в Стоктоне-он-Тиз.

Более всесторонний и полный контроль над расходованием средств на программы восстановления городов дает действующий в настоящее время подход «единого бюджета на восстановление», в котором предусматриваются все статьи расходов всех участвующих в программе структур и органов. Хотя количество средств на отдельные программы в рамках общего проекта может быть скорректировано, все эти действия осуществляются в границах заданного единого бюджета, который продолжает действовать при выполнении всех запланированных работ.

Признание того, что средства на рассматриваемые здесь цели ограничены и что проектов, которые в них нуждаются, гораздо больше, чем число претендентов на них, привело к модификации программы Challenge Fund (Фонд вызова). Примером может служить проект City Challenge, которым управляет ЕР. В рамках этого проекта местным органам власти выделяется ограниченное число грантов. Выбор осуществляется на основе качества представленных планов по восстановлению ключевых территорий. Ожидалось, что за период с 1991 по 1997 гг. 1163 млн фунтов, выделенных на проект City Challenge, привлекут дополнительно 3500 млн фунтов частных инвесторов.

Региональная политика в рамках Европейского Союза

Полезная интеграция Европейского Союза (ЕС) как на экономическом, так и на политическом уровнях, возможна только в том случае, если будет существенно уменьшено нынешнее неравенство между экономическими потенциалами разных регионов Союза. К уже упомянутым аргументам в пользу выработки централизованной региональной политики на уровне Союза добавляются следующие соображения.

Состояние дел в каждом регионе в рамках ЕС контролировать гораздо сложнее, чем в рамках одной страны. Мало того, что правительства стран ЕС решают разные задачи, — с образованием единой Европы каждая компания получает возможность перемещаться из неблагополучных регионов в более перспективные в пределах всего Союза.

Депрессивные периферийные районы Шотландии, Северной Ирландии, Южной Италии и им подобные географически значительно дальше удалены от экономических центров ЕС, расположенных в треугольнике юго-восточная Англия — се- веро-западная Франция — западная Германия, чем от экономических центров своих стран. Вероятно, бизнес разных стран будет и далее тяготеть к концентрированному рынку в центре Союза, еще больше усиливая его доминирующее над остальными положение.

Разница между регионами в рамках всего Союза значительно больше, чем между регионами любой отдельной страны. Кроме того, региональные проблемы становятся более разнородными по характеру, например, в Великобритании неблагополучны индустриальные регионы, а в Италии — аграрные. Подобные дополнительные обстоятельства осложняют выработку единой региональной политики в рамках ЕС, которая должна не только быстро реагировать на вновь возникающие сложности, но и проводиться в тесной связи и в согласии с направлениями национальной региональной политики. Чтобы прямой контроль за состоянием дел в одной стране не подрывался бы возможностью перемещения компании в другую страну, необходима координация действий в рамках всего Союза.

Из этого следует, что региональная политика в значительной мере должна планироваться на уровне ЕС в целом и предусматривать широкий набор мер, каждая из которых должна дополнять друг друга. Перед странами ЕС прежде всего стоит задача выравнивания доходов разных регионов, для чего желательно создание специальных фондов стимулирования, которые должны не заменять аналогичные средства, выделяемые отдельными странами, а дополнять их.

В настоящее время основное внимание трех фондов структурного развития ЕС в первую очередь уделяется программам регионального развития, а не отдельным проектам, и Комиссия ЕС вправе настаивать, чтобы полученный грант был израсходован в конкретном регионе. Это следующие фонды.

(1) Европейский фонд регионального развития, выделяющий средства для структурных преобразований в менее развитых регионах (в Испании, Италии, Португалии и Греции) и в регионах со сворачивающимися промышленными отраслями (в Великобритании, Испании, Франции). Крупные получатели грантов этого Фонда — депрессивные регионы Великобритании.

(2) Европейский социальный фонд, предоставляющий деньги организациям, проводящим профессиональную подготовку людей и разрабатывающим схемы создания новых рабочих мест.

(3) Европейский фонд сельскохозяйственной помощи и гарантий, поддерживающий сельское хозяйство в наименее благополучных регионах Союза или на экологически неблагополучных территориях, в том числе и модернизацию там инфраструктуры. Займы предоставляются на выгодных условиях Европейским инвестиционным банком (EIB) и Европейской комиссией по углю и стали (ECSC).

 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

мобил 208л mobil 1 5w50 208л
 
Фара купить запчасть 6L1941751H Skoda Audi Volkswagen Seat
 
bitcoin tor
 
https://myfreemp3.click