Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Конспект лекций по экономике Занятость и ценовой уровень

Занятость и ценовой уровень

Значение полной занятости в современных условиях

Рассматривая кейнсианскую теорию об уровне активности, для упрощения мы брали только вариант дохода при уровне полной занятости, т.е. всего в одной точке. Понятно, что для реального мира это слишком, упрощенный и статичный подход. Несовместимость одновременного достижения некоторых правительственных целей, особенно полной занятости и стабильности цен, означает, что на практике точно заданного дохода при уровне полной занятости, который может быть достигнут и поддерживаться за счет «тонкой регулировки», не бывает.

Поэтому приходится подходить к ситуации политически, т.е. в соответствии с тем вниманием, которое правительство уделяет в каждый момент другим экономическим целям. Понятно, что в этом случае 3%-ный уровень, который до 1970-х годов рассматривался как максимально приемлемый порог безработицы, из-за последующих событий был пересмотрен вынужденно. Высокие темпы инфляции и безработицы означают, что в настоящее время большинство политических партий признают более реалистической целью 5—6%-ный уровень безработицы.

Пересмотренный аналитический подход

Признание факта, что задача достижения полной занятости должна рассматриваться, по крайней мере, вместе с изменениями уровня цен, означает, что необходим совершенно иной подход, отличный от кейнсианской модели совокупного спроса. Нам придется связывать изменения в совокупном спросе с изменениями в уровне цен. Этого можно достичь, если уделять больше внимания другой стороне — предложению.

Наша задача: создать модель, которая (1) показывает, как совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS) изменяются относительно уровня цен; (2) объединяет AD и AS и позволяет определить и уровень активности бизнеса, и приемлемый уровень цен.

Совокупное предложение и совокупный спрос

1. Потребители становятся богаче: «Эффект реальных балансов»

Если считать, что никаких изменений в предложении денег нет, снижение уровня цен повышает покупательную мощь всех балансов, представленных в виде наличности. Другими словами, за имеющиеся деньги потребители могут купить теперь больше продукции. Поэтому при снижении цен расходы на товары и услуги возрастают.

2. Снижение процентной ставки

Если исходить из допущения, что никаких изменений в предложении денег нет, снижение цен означает, что спрос на деньги для трансакционных целей снижается, в результате чего больше средств остается для покупки товаров, услуг и «облигаций». Такая повышенная ликвидность повышает цену «облигаций». В результате процентная ставка снижается, а это приводит к тому, что расходы, финансируемые в основном через заимствования, особенно при покупке домов и автомобилей, и прежде всего инвестировании компаний, возрастают.

3. Продукция, произведенная в стране, становится более конкурентоспособной

Когда цены снижаются, товары и услуги, производимые в стране, на иностранных рынках становятся более конкурентоспособными, и экспорт возрастает. Более того, поскольку эти товары и услуги теперь на национальном рынке становятся более дешевыми по сравнению с импортной продукцией, объем импорта обычно идет вниз. В итоге разница между экспортом и импортом увеличивается, а совокупный спрос расширяется.

Конечно, при повышении уровня цен происходят явления обратного характера.

Кривая совокупного предложения (AS)

Кривая совокупного предложения показывает соотношение в экономике между уровнем цен и фактическим объемом выпускаемой продукции. Однако она отражает соответствия цен и объема в краткосрочном периоде, т.е. при условии фиксированных производственных возможностей, когда единственным способом роста объема является использование большого количества переменных факторов и в первую очередь труда.

Если рассматривать ситуацию предельно обобщенно, высокие цены подталкивают компании увеличивать объем производства. Однако, ограничиваясь аналитическими целями, мы должны выделить три самых общих варианта.

При низком объеме производства у компаний появляется избыточная мощность, и поэтому они могут увеличивать объем при постоянных издержках. В этом случае компании также располагают эффективными трудовыми ресурсами, а сырье и комплектующие изделия можно закупать по существующим ценам. В экономике в целом такие повышенные расходы компаний на ресурсы сопровождаются пропорциональным ростом объема выпускаемой продукции. Здесь никакого давления, заставляющего цены расти нет.

Однако в конечном счете по мере приближения к объему, достигаемому при полной занятости, постоянный капитал используется более интенсивно и начинает сказываться действие закона убывающей отдачи. Кроме того, появляются некоторые негативные явления, которые обычно называют «узкими местами»: нехватка квалифицированной рабочей силы, увеличение сроков поставки сырья и комплектующих и т.д. Наконец, все более настойчивыми становятся требования профсоюзов об увеличении заработной платы. В результате предельные и средние издержки компании растут, и кривая совокупного предложения смещается вверх.

По мере приближения выпуска к точке максимального потенциального объема выпускаемой продукции при данных ресурсах и используемой технологии, наклон кривой AS становится все более сильным. Почти вертикально поднимающийся участок этой кривой отражает долгосрочный период. Его можно сместить вправо только при помощи факторов, обеспечивающих долговременный рост. 505

Любая попытка далее увеличить выпуск за счет расширения совокупного спроса закончится неудачей, а цены будут только расти.

Комбинация совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS)

Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения достигается в точке пересечения их кривых. В этой точке желательный объем расходов домашних хозяйств и компаний на потребление и инвестиции полностью соответствует объему продукции, предлагаемому производителями.

Полная занятость и управление спросом

Значение кейнсианского подхода

Наш вывод, полученный на основе приведенного выше анализа, заключается в том, что, если объем выпускаемой продукции должен соответствовать уровню полной занятости, необходим соответствующий уровень совокупного спроса AD. Этот важный факт особенно подчеркивал Кейнс. Поскольку он концентрировал свои усилия на имевшемся тогда высоком уровне безработицы, его главным образом интересовал горизонтальный участок кривой AS, вплоть до Y. Поэтому было сделано допущение о стабильном уровне цен, и политика была направлена в основном на повышение совокупного спроса AD.

Кейнс также указал, как правительство может повысить совокупный спрос. Далее мы проанализируем эти меры и покажем, что в качестве системной политики они неадекватны.

Сущность политики правительственного вмешательства

Нет единой формулы, позволяющей правительству осуществлять свои вмешательства. Это объясняется не только постоянно изменяющейся экономической ситуацией, но и постоянным изменением правительством акцентов в решении своих основных задач (стремление достичь полной занятости, стабильного уровня цен, экономического роста), а также в отношении показателей, которые наиболее адекватно измеряют степень их достижения.

В любом случае роль правительства при контролировании экономики можно образно сравнить с водителем автомобиля, который едет работать в город. В этом случае автомобиль не может по собственному желанию выбирать собственное направление, и водителю во время поездки приходится постоянно вносить необходимые управляющие действия. Время от времени он также вынужден заниматься более конкретными действиями, нажимая при необходимости на газ или переходя на другую передачу. Водитель может даже изменить путь, отклоняясь от избранного вначале маршрута, чтобы избежать дорожных пробок.

Но при всех этих маневрах разные водители ведут себя по- разному. Некоторые из них для изменения скорости чаще используют коробку передач, нежели педаль газа. Другие считают, что дорожные пробки не настолько серьезные, чтобы отклоняться от маршрута. Более того, даже действия одного и того же человека в разные дни поездок различны. Водитель знает много разных путей, по которым можно добраться до работы и, пытаясь приспособиться к ситуации, старается воспользоваться тем из них, который он считает наиболее пригодным в конкретных сложившихся обстоятельствах.

То же самое можно сказать и о правительстве. Так же, как и водитель, обдумывающий серьезность дорожных пробок, правительство вынуждено всесторонне оценивать, какие изменения необходимо внести в совокупный спрос, чтобы получить желаемые результаты в условиях неполной информации, и решать, какие меры следует предпринять для реализации принятых решений.

Однако следует отметить, что здесь также важен выбор используемых приемов и времени их применения. Если, например, рефляционные меры (меры по искусственному ускорению инфляции), чтобы вытащить экономику из экономического спада, предпринимаются в тот момент, когда она начинает выбираться из него сама, результирующее давление на цены может оказаться выше ожидаемого.

Как правительство может управлять совокупным спросом

Хотя, как мы поясним ниже, вполне возможно создать модель, показывающую, что (при определенных допущениях) изменения в совокупном спросе, особенно в долгосрочном плане, не влияют на уровень активности, правительство обычно оценивает, является ли данный уровень совокупного спроса подходящим для выбранных им целей. Если нет, оно должно выбрать рычаги, при помощи которых можно осуществить необходимые изменения. Такие рычаги можно разделить на две большие группы — фискальные и денежные. При этом важно обеспечить, чтобы при применении они помогали друг другу.

Бюджетная политика

В контексте полной занятости бюджетная (фискальная) политика — это изменения правительственных расходов и налогообложения, предназначенных для изменения совокупного спроса. Эти изменения могут быть двух типов: (1) действующие автоматически; (2) являющиеся по своей сути дискреционными, то есть правительство может прибегать к их использованию по собственному усмотрению.

Стабилизирующие силы

В некоторой степени существуют стабилизирующие силы, которые вызывают обратные изменения при колебаниях совокупного спроса. Одна из важнейших — налогообложение. Чем выше налог, тем больше поступления от налогообложения, особенно если оно прогрессивное, так как подоходный налог или налог на добавленную стоимость обычно рассчитываются на основе ad valorem (в соответствии со стоимостью), и поэтому дорогие товары имеют высокую доходную эластичность по спросу. Здесь следует отметить одно важное обстоятельство. Если предполагается, что налогообложение должно вызывать стабилизирующие эффекты, правительство не должно повышать собственные расходы по мере роста получаемых средств от налогообложения, и наоборот.

Правительственные расходы на выплаты безработным или обеспечение поддержки цен на сельскохозяйственные продукты также вызывают стабилизирующие эффекты, так как по мере того как безработица растет, растут и совокупные выплаты безработным, что скорее приводит и к повышению субсидий для поддержания доходов фермеров.

Бюджетные изменения дискреционного характера

Косвенным образом бюджетная политика может влиять и на частное потребление и инвестиции — за счет простого изменения

типов взимаемых налогов. Поэтому переход от косвенного налогообложения, как правило, повышает потребление, поскольку это означает большую покупательную способность для более бедных людей (у которых склонность к потреблению более высокая). Аналогично, отказ от взимания корпоративного налога, как правило, приведет к увеличению инвестиций, поскольку рентабельность деятельности повышается. Но изменение структуры налогообложения только для того, чтобы просто повлиять на краткосрочную корректировку совокупного спроса, — это слишком обременительный способ.

Изменения в правительственных расходах повышают совокупный спрос непосредственно. Однако больше правительство тратит или меньше — это вопрос, так или иначе решаемый в ходе обсуждения (например, выплаты по социальному обеспечению, процентные платежи по национальному долгу), в то время как публичные проекты, такие, как строительство шоссе, школ и больниц, если существует дефицит бюджета, не могут реализовываться. Устанавливать приоритеты для таких проектов должны не краткосрочные второстепенные корректировки в соответствии с уровнем текущей активности, а долгосрочная правительственная политика.

Из-за этих недостатков программы общественных расходов, скорее всего, будут недостаточно гибкими и не позволят проводить «тонкую настройку» совокупного спроса. В любом случае правительство больше заботит зависимость между затратами и поступлениями, о которой обычно говорится как «о бюджетной политике».

В этом отношении правительство ставит цель — повлиять на частное потребление, изменяя величину личного располагаемого дохода через изменения в ставках налога. Поэтому простое снижение непосредственного взимаемого паушального (единого) налога повышает располагаемый доход. В результате частное потребление увеличивается пропорционально величине предельной склонности к потреблению. Далее благодаря действию мультипликатора происходит увеличение дохода.

Обратим внимание на условие «если правительственные расходы останутся неизменными». Бюджетная политика — одна из основных мер, позволяющая корректировать зависимость между правительственным налогообложением и расходами. Как мы уже видели, налоги представляют ту часть, которую правительство забирает от частных доходов. Поэтому изымаемая величина сохраняется в кругообороте дохода только в той мере, в которой ее часть расходуется правительством. Таким образом, совокупный спрос повысится, если налоги будут меньше, чем затраты правительства, и наоборот. Если ранее бюджет был сбалансированным, то теперь появится его дефицит, и наоборот.

Другими словами, если надо расширить совокупный спрос, правительство может пойти на бюджетный дефицит и тем самым стимулировать затраты, которые, если будут продолжаться из года в год, благодаря действию мультипликаторов увеличивают поток национальных доходов. И наоборот, чтобы сократить совокупный спрос, правительство может выйти на бюджетный избыток.

Таким образом, сегодня бюджет рассматривается не просто как средство получения денег, необходимых для покрытия ожидаемых годовых расходов, но и как механизм, позволяющий корректировать затраты. Поскольку, как мы уже объясняли, способность варьировать общественные затраты ограничена, чаще всего для управления применяется налогообложение.

Подобная политика имеет свои трудности. 1) Утверждение годовых бюджетов, как правило, диктует время внесения в них основных корректив. Однако возможно появление «мини-бюджетов», когда «регулирующий орган» действительно позволяет министру финансов в период между принятием бюджетов менять косвенные налоги на 25% в любую сторону. 2) Сокращение налогов, из-за административных трудностей, может потребовать время для того, чтобы проявились его результаты. Например, использование новых налоговых ставок на заработную плату (PAYE) требует доведения до всех органов новых расчетных таблиц. Поэтому освобождение от уплаты части налога, например при снижении ставок косвенных налогов, часто проявляется только в виде повышенной покупательной способности потребителей.

Помимо корректировки величины совокупного спроса налогообложение также преследует и другие цели, например, перераспределение доходов. Так, повышение ставок налога может быть достигнуто за счет увеличения косвенных налогов, поскольку в этом случае в результате высокого подоходного налога возможно появление демотивирующего эффекта. Такая политика может привести к возникновению конфликтов. 3) Общая бюджетная политика не может применяться непосредственно в тех регионах и отраслях, где безработица самая высокая, и должна дополняться соответствующей региональной политикой. 4) Дефицит может быть настолько большим и стабильным, что его размер все равно вызывает проблемы. Это не только увеличивает национальный долг и тем самым повышение средств для обслуживания процентных платежей, но, что более важно, если он покрывается кредитами, взятыми у банков, повышает предложение денег и увеличивает инфляционное давление. Таким образом, фискальная политика может использоваться только согласованно с кредитно-денежной политикой.

Тем не менее, бюджетная политика действительно позволяет распределять национальный продукт между частным и государственным секторами в зависимости от их относительных приоритетов. Некоторые задачи может лучше решать государство (строительство дорог, оборона страны, здравоохранение и т.д.), и поэтому правительство должно определить долю национального продукта, которую следует выделить на каждый из таких видов деятельности. Налоги позволяют корректировать частный спрос в соответствии с ресурсами для государственного сектора.

Кредитно-денежная политика

В настоящее время кредитно-денежная политика проводится через стоимость денег — процентную ставку, тем самым влияя на запрашиваемое их количество. Снижение предложения за счет контроля над денежной базой или осуществления выборочного контроля, например, над покупками в рассрочку, сталкивается с трудностями, поскольку сейчас появились международные оптовые рынки депозитов.

Использование процентной ставки для корректировки совокупного спроса (AD) находится в зависимости от того факта, что для совершения большей части своих затрат и домашние хозяйства, и компании вынуждены прибегать к займам. Другое преимущество этого подхода в том, что он может применяться быстро и, если реализован на первых этапах, может своевременно сигнализировать о намерениях властей. Психологический эффект изменений скорее всего столь же важен, как и непосредственное влияние инвестиционных затрат.

Но здесь имеются и недостатки. Процентная ставка, как мы видели, только тогда влияет на долгосрочные инвестиционные программы, когда она высока. Кроме того, она не позволяет различать операции, например, между компаниями, которые экспортируют большую часть выпускаемой продукции, и теми, которые этого не делают; между проектами с высокой социальной ценностью (например, ликвидация трущоб) и проектами с менее явно выраженными достоинствами (например, открытие казино); между отраслями, спрос на продукцию которых особенно зависит от заимствованных средств (например, строительство жилья, приобретение товаров длительного пользования), и теми, которые требуют больших потоков денежных средств (например, рекламирование продукции). Важно учесть и то, что процентная политика не может реализовываться изолированно, в отрыве от общего уровня мировых ставок. Если, к примеру, Великобритания сохранит процентные ставки низкими по сравнению с другими странами, то произойдет отток краткосрочных капиталов и последующее снижение обменного валютного курса фунта стерлингов.

Подход с точки зрения предложения

Вместо того чтобы полностью концентрироваться на совокупном спросе, почему бы не попытаться понизить кривую краткосрочного предложения? Если применяемые приемы смогут сместить вниз кривую совокупного предложения ценовой уровень потребуется повысить значительно меньше. В этом случае, даже если совокупный спрос повысится, чтобы снизить безработицу, ценовой уровень пришлось бы поднять.

Экономика предложения

Цель действий со стороны предложения

Цель действий со стороны предложения — смещение кривой краткосрочного совокупного предложения.

ли это удается, правительство может применить политику по расширению совокупного спроса без неприемлемого подъема уровня цен.

Следует отметить, что равновесный характер естественного объема выпускаемой продукции может оказаться ниже объема при полной занятости. Поскольку мы имеем дело с колебаниями объема в рамках относительно короткого периода, с точки зрения предложения возможен только ограниченный набор мер, например, более полное использование оборудования. Но мы не должны путать их с мерами, обеспечивающими рост.

Рыночная свобода

Рынкам следует позволить действовать более свободно, и поэтому необходимо предпринять определенные меры для повышения эффективности, а именно:

  • (а) ослабить насколько возможно государственный контроль за поведением экономических агентов (например, за уровнем заработной платы или политикой в области ценообразования);
  • (б) стимулировать развитие конкуренции (например, в области торговли недвижимостью и финансовых услуг);
  • (в) ограничить права профсоюзов (запрет на забастовки без предупреждения и забастовки солидарности, отмена запретов на прием на работу не членов профсоюза);
  • (г) реализовать программу приватизации ;
  • (д) поощрять конкуренцию в отраслях естественной монополии за счет использования особых приемов;
  • (е) устранить институциональные барьеры на рынках капитала (например, на рынке иностранной валюты и фондовой бирже);
  • (ж) в качестве основного инструмента для регулирования совокупного спроса использовать процентную ставку (цену ликвидного капитала).

Снижение издержек

Положительные действия по снижению издержек оказывают:

  • (а) сокращение взносов на социальное страхование;
  • (б) улучшение предложения и качества труда за счет развития программ переподготовки, поощрения неполной занятости, увеличения мобильности труда, предоставления субсидий компаниям, расположенным в районах, требующих особой поддержки властей;
  • (в) оказание консультационных услуг (например, по вопросам единого рынка Европейского Сообщества в 1993 г.).

Стимулирующие меры

Стимулирующие меры, разработанные для повышения усилий, вознаграждения предпринимательства и поощрения сбережений и инвестиций, включают:

(а) сокращение ставок подоходного налога даже в тех случаях, когда это приводит к сокращению налоговых поступлений;

(б) снижение налога на прибыль корпорации для поощрения инвестиций и предприимчивости;

(в) оказание специальной помощи вновь созданным компаниям при накоплении начального капитала (в виде специальных грантов, создания институтов для финансирования венчурного капитала и т.д.);

(г) поощрительные платежи, размер которых определяется величиной прибыли, к примеру, то же долевое участие работников в прибыли, позволяющее теснее связать размер вознаграждения с изменяющимися рыночными условиями (а также права на покупку акций своего предприятия и более широкое владение акциями населением в целом). Эти направления свидетельствуют о разнообразии действий, предпринимаемых для формирования условий, в которых свободное проявление сил рынка может заставить экономику работать более эффективно. Именно подобные действия и составили основную часть экономической программы правительства консерваторов в период 1979—1997 гг.

Рассмотренный анализ зависимости совокупности спроса и совокупности предложения и ее влияния на уровень выпускаемой продукции и уровень цен имеет три основных недостатка.

  • 1. Он не учитывает тот факт, что в отличие от обычных кривых спроса и предложения, кривые AD и AS не являются не зависимыми друг от друга.
  • 2. В основном анализ игнорирует наличие институциональных сил, главным образом профсоюзов, которые в значительной степени влияют на повышающийся уровень цен.
  • 3. Хотя действия в сфере предложения необходимы, требуется выяснить, насколько они достаточны. К тому же не следует позволить им захватить все пространство возможных мер и допустить, скажем, ущемления прав профсоюзов в ходе переговоров по выработке условий трудовых соглашений.
 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

масло мобил 1 3000 цена Украина купить автомасло мобил супер 5 л
 
Джгут проводів для моторного відсіку купить запчасть 6L1971533 Skoda Audi Volkswagen Seat
 
free btc mixer
 
https://myfreemp3.click