Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Конспект лекций по экономике Товары и услуги государственного сектора

Товары и услуги государственного сектора

Общественные блага

На конкурентных рынках: (а) человек должен платить цену (альтернативную стоимость), чтобы воспользоваться выгодами от потребляемого товара или услуги (блага); (б) чем больше этого блага человек потребляет, тем меньше его остается для других.

Но как было показано выше, в отношении некоторых товаров и услуг эти условия не сохраняются, и поэтому их предоставлением должно заниматься правительство.

Что касается общественных благ, например, национальной обороны, полицейской службы, уличного освещения, контроля над водными потоками и т.д., здесь действует принцип неделимости, то есть либо полное предложение блага, либо вообще его отсутствие. Кроме того, нельзя исключить «безбилетников». Принцип «отсутствия исключаемых из круга пользователей» означает, что в данном случае устанавливать цену на благо на основе объема его использования нельзя.

Коллективные блага

На практике правительство часто также предоставляет коллективные блага, такие, как парки, пляжи, шоссе, мосты, дренажные системы, хотя и неделимые по своей сути, отличающиеся от общественных благ тем, что за пользование ими можно взимать плату и исключить «безбилетников». Впрочем, плата и здесь взимается не всегда. Одна из причин, объясняющих отсутствие платы для коллективного блага, связана с тем, что издержки на ее сбор могут быть непропорционально большими относительно суммы, получаемой с каждого пользователя. Но существует и более фундаментальная причина: при неделимом благе его использование одним человеком не приводит к сокращению объема этого блага, получаемого другими, при этом дополнительных издержек на его предоставление не появляется. Такое «отсутствие соперничества» означает, что поскольку предельные издержки нулевые, максимальные выгоды могут быть получены только тогда, когда платы вообще нет, а полные издержки покрываются государством за счет собираемых налогов.

Товары и услуги, заслуживающие потребления, — это образование, здравоохранение и другие аналогичные блага, предоставляемые государством. Если оставить их полностью рыночным силам, их потребление будет недостаточным (либо из-за отсутствия у человека необходимого для этого дохода, либо из- за того, что другие цели оказываются для него более предпочтительными). В результате могут появиться такие нежелательные для общества экстернальные эффекты, как отсутствие у людей необходимой профессиональной подготовки или заболевания, из-за которых человек не может трудиться. Выдавая субсидии на потребление таких благ, правительство перераспределяет доход и делает это на основе субъективных суждений.

К другим экономическим причинам государственного предоставления таких благ относятся: необходимость объединить все внешние издержки и выгоды, например, при модернизации городов или строительстве нового аэропорта; требование очень большого начального капитала, как, например, при строительстве нового города, реализации программ ядерной энергетики или создании нового аэробуса.

Проблемы государственного предоставления благ

Государственное предоставление товаров и услуг связано с некоторыми проблемами:

  • (а) совмещением принципов отчетности и экономической эффективности;
  • (б) правильным оцениванием «запросов» населения;
  • (в) политикой ценообразования, если за блага можно ввести оплату;
  • (г) плюсами и минусами возможной приватизации. Рассмотрим каждую из этих проблем.

Отчетность и экономическая эффективность

Если принято решение, что предоставление некоторых товаров и услуг берет на себя государство, ему приходится принять во внимание два требования, учесть которые одновременно очень

Первое — «публичная отчетность». Принципы демократии требуют, чтобы государство, получившее от народа власть, в той или иной форме отчитывалось, как оно этой властью пользуется. Граждане должны быть уверены, что организация производства на государственном предприятии исключает проявления авторитаризма, неэффективности в работе или монополистической эксплуатации потребителя.

Второе требование — «экономическая эффективность». Проблема состоит в том, что введение полной публичной отчетности настолько связывает руки менеджерам государственных предприятий, что они просто не могут работать эффективно, что происходит, например, когда законодательные органы власти требуют предоставлять им отчеты по повседневным операциям или министерство финансов слишком активно контролирует работу исполнительных структур власти.

Министерство правительства как форма организации предусматривает высокую степень публичной отчетности, предоставляя соответствующие документы, участвуя в парламентских слушаниях и подвергаясь контролю со стороны министерства финансов. Однако такая всесторонняя отчетность порой может негативно влиять на экономическую деятельность такой структуры. В связи с этим правительственное министерство в большей степени приспособлено для решения задач, связанных с государственными и общественными благами, представляющими особую важность для страны в целом или достаточно крупной ее части, а также в тех случаях, когда местные отличия от общих стандартов не допустимы, например, вопросы обороны, строительства дорожных магистралей или здравоохранения. Издержки на их создание или поддержание покрываются суммами из общего налогообложения.

Поскольку строгая подотчетность министерства может вступить в конфликт с экономической эффективностью, национализированные отрасли могут быть организованы в виде государственных корпораций. Общий контроль над широким спектром используемых этими структурами приемов возложен на соответствующего министра, но в их повседневные операции он не вмешивается. Они могут достаточно свободно и самостоятельно выбирать варианты ценообразования, но ежегодно должны предоставлять отчет Парламенту. В этом случае некоторая доля подотчетности принесена в жертву экономической эффективности.

Там, где товары и услуги по-прежнему выпускаются и предоставляются под эгидой правительства, например чеканка монеты, текущая практика исходит из того, что по возможности предприятию, занятому этим видом бизнеса, скажем Монетному двору, следует предоставлять статус исполнительного агентства, давая его менеджерам больше свободы при занятии бизнесом, например, они могут чеканить монеты для других стран. Но и здесь коммерческая деятельность периодически подвергается официальному контролю.

Для оказания особых услуг, когда требуется только минимальная подотчетность, нередко формируются квазиправительственные органы, например, Комиссия по национальным паркам или Комиссия по использованию сельской местности. На практике степень подотчетности деятельности таких структур может быть существенно разной.

Органы местной власти выполняют свои функции, делегированные им Парламентом, главным образом там, где экономия на масштабах или побочные эффекты проявляются относительно слабо, например, в образовании, полицейской службе, поддержании в надлежащем состоянии дорог, противопожарной службе, сборе мусора, контроле за местным планированием. Действия местной администрации осуществляются с учетом местных запросов.

Проблема оценивания «потребностей»

Различие между «спросом» и «потребностями»

Частные компании производят товары и услуги, ориентируясь на фактический рыночный спрос. Министерства и местные органы власти предоставляют товары и услуги исходя из потребностей — понятия скорее социального, нежели экономического. Поэтому правильная оценка потребностей — задача более сложная, чем оценка спроса.

Например, темпы строительства жилых домов в частном секторе зависят от того, сколько люди согласны за них платить. Спрос на дома будет зависеть от их цены, а также от цен других товаров и услуг (особенно близких заменителей), уровня доходов распределения общественного богатства и прочих факторов, отнесенных к условиям спроса. Предложение автоматически приспосабливается к этим условиям: количество и в конечном счете цена построенных домов определяются рыночным равновесием.

И наоборот, предоставляя жилье в соответствии с потребностями, государственные органы исходят из того, что удовлетворение потребности людей в жилье — это общественная обязанность. Следовательно, в этом случае ценовые сигналы либо неадекватны, либо их не существует совсем, что осложняет задачи принятия решений. Рассмотрим факторы, о которых следует постоянно помнить при разработке жилищной программы на основе потребностей. 1) Власти должны прежде всего оценить количество нуждающихся в жилье семей с учетом возраста и числа их членов, нынешнего места жительства, предпочтений (хотят ли они жить в отдельном доме или в квартирах в многоквартирных домах) и т.д. Далее, поскольку дома относятся к категории продукции долгосрочного пользования, государство должно учитывать не только настоящие, но и будущие требования. 2) Властям приходится достаточно произвольно устанавливать стандарты качества единицы жилья. 3) Необходимо определить, кто будет непосредственно строить дома, конкретную частную строительную компанию, или, может быть, целесообразнее воспользоваться услугами государственной организации.

Субъективная оценка потребностей

Задачу оценки потребностей осложняет отсутствие ценовой системы, способной предоставить надежные критерии. В связи с этим величина жилищной ренты, взимаемая местными властями, обычно бывает ниже рыночной. При таких ценах спрос на дома превышает предложение, но понять, насколько именно, можно лишь подсчитав число семей, стоящих в очереди на жилье.

Кроме того, власти постоянно должны помнить об ограниченности ресурсов, имеющихся в их распоряжении, так, например, увеличение расходов на дорожное строительство означает уменьшение средств на нужды здравоохранения. Надо также учесть, что стандарты качества товаров и услуг, предоставляемых государственными органами на основе оценки потребностей, существенным образом зависят от политических взглядов центральных и местных органов власти.

Ценовая политика в государственном секторе

Если товары или услуги производятся в государственном секторе, то возникает закономерный вопрос: сколько они должны стоить и кто должен за них платить? Существуют три основных источника финансирования: заимствования, налогообложение и оплата пользователями.

Заимствования

В принципе долгосрочное правительственное заимствование должно покрывать только расходы на капитальные составляющие, например, строительство шоссе или мостов. Однако на практике годовые расходы органов власти настолько велики, что их можно вполне рассматривать как капитальные товары, включаемые в текущие расходы, например, затраты на использование уже построенных военных кораблей. В любом случае, с точки зрения контроля над экономикой, это общие расходы правительства, как правило, превышающие его поступления.

Поэтому любое превышение расходов в общественном секторе над текущими доходами покрывается заимствованием через систему PSBR (Public Sector Borrowing Requirment) — привлечение средств в государственный сектор для покрытия дефицита. В течение последних десяти лет размер заимствований через PSBR вызывает у специалистов обеспокоенность, насколько обоснована проводимая правительством экономическая политика.

Налогообложение

Что касается общественных благ, при использовании которых исключить «безбилетников» невозможно, то нельзя установить и никакой цены, поскольку никто не будет платить там, где частные права не гарантируются (например, национальная оборона или контроль за состоянием сооружений антиливневой защиты). В таких случаях издержки должны полностью покрываться из средств, собираемых в виде налогов.

Что касается благ коллективного пользования, то здесь могут использоваться сборы. Но если предельные издержки на эти товары нулевые, например, пользование мостами, посещение музеев и т.п., благосостояние может быть максимальным только тогда, когда никакая плата не устанавливается, а затраты покрываются за счет налогов.

Если говорить о поощряемых товарах и услугах, то при установлении размеров оплаты за их пользование желательно учесть неравенство в распределении доходов. Например, оплата за базовое обучение может быть очень регрессивной для семей с низкими доходами и имеющих детей школьного возраста. Регрессивное влияние оплаты можно модифицировать за счет ценовой дискриминации. Поэтому семьи с низким доходом получают скидки при оплате жилья, а лица, достигшие пенсионного возраста, платят по специальной ставке.

Там, где спрос на общественные услуги скорее всего не будет слишком высоким при нулевой цене за них, выбор между вариантом финансирования из налоговых сумм или оплаты пользователя можно обоснованно сделать, получив ответ на вопрос, кто пользуется выгодами от услуги? Если это общество в целом (например, уличное освещение или дорожные переходы), более предпочтителен вариант финансирования из налоговых средств. И наоборот, если выгодами пользуются только отдельные люди, более справедливо покрывать расходы оплатой этими людьми (например, общественные теннисные корты и плавательные бассейны).

Оплата пользователями

Для товаров, не входящих в число общественных благ, выбор между оплатой, налогообложением или той или иной их комбинацией определяется техническими, экономическими и политическими соображениями. Так, хотя содержание шоссейных дорог может финансироваться из оплаты за их пользование, влияние на транспортный поток, особенно в часы пик, заставило Великобританию платить за них из средств, собираемых при общем налогообложении. Однако пользователи дорог вносят свой вклад, покупая лицензии на автомобили и платя дополнительный налог на бензин. С другой стороны, хотя общественный транспорт может финансироваться из общих налоговых сумм, экономические факторы побуждают установить оплату за его пользование, так как эластичность спроса здесь такова, что при нулевой цене (то есть когда финансирование идет полностью из налоговых сумм) спрос будет настолько велик, что произойдет неправильное распределение ресурсов. Этот подход применим и ко многим другим услугам, например, почтовой службе, национальному здравоохранению, услугам дантиста, проверке зрения и подборе очков.

Другим преимуществом оплаты пользователем является то, что, например, потребляемый им объем может стать обоснованием для дальнейших инвестиций. Например, оплата за пользование водой, объем которой определяется специальными счетчиками, показывает спрос при текущей цене, и на основе этого можно оценить будущие потребности людей в воде.

На практике выбор между оплатой и налогообложением обычно решается политически, особенно когда дело касается значительного перераспределения дохода. Однако существующие экономические ограничения на оплату могут привести к тому, что установленный размер оплаты будет ниже цены, которая установилась бы на свободном рынке. В результате большой спрос может стать тяжелым бременем для всех налогоплательщиков. Одним из способов может стать введение той или иной формы административного рационирования продукта в зависимости от общего объема потребности в ней, как, например, введение системы специальных «баллов», применяемой при распределении жилья лицам, нуждающимся в нем. Что еще более серьезно, рационирование может быть скрытым, принимая форму снижения качества предоставляемых услуг, скажем в сферах государственных медицинских услуг и образования. Действительно, это можно наблюдать на телевизионном канале ВВС, где «общественные блага» после приобретения каналом лицензии трансформировались в «коллективное благо», приведшее к исключению некоторых категорий зрителей, так как теперь расходы покрываются только владельцами телевизоров.

Определение размеров оплаты для пользователей

Даже когда принято решение покрывать издержки предоставляемых услуг за счет оплаты пользователями, могут возникнуть трудности в определении того, насколько высоки постоянные издержки (общественный транспорт, электроэнергия, природный газ), поскольку данные по поставкам конкурирующих компаний свидетельствуют, что ни одна из них на уровень финансовой окупаемости выйти не может. В любом случае из-за технических причин, возможно, наиболее приемлемым вариантом будет монополия. Например, право приобрести землю для прокладки газопроводных линий может быть предоставлено только одной компании, но в сфере общественного транспорта отдельным конкурирующим фирмам нельзя предоставлять только выгодные маршруты, например, перевозку жителей пригородов на работу в часы пик.

Необходимость создавать монополию, поскольку это приводит к снижению издержек, или выполнять определенные технические условия, требуемые для оказания услуг (например, пассажирский транспорт), часто делает вариант предоставления их местными властями более предпочтительным или приводит к национализированию отдельных отраслей.

Здесь, правда, возникают две основные трудности.

Во-первых, может быть установлен критерий (как в национализированных отраслях), что через какое-то время поступления должны покрывать издержки. Это делает невозможным выпуск продукции при цене, равной предельным издержкам.

Во-вторых, постоянные издержки могут быть настолько высоки, что общие издержки никогда нельзя будет покрыть только за счет цены. Покрыть общие издержки по единой цене невозможно, поскольку при всех объемах значение АТС будет всегда превышать средние поступления.

На практике эта проблема может решаться тремя способами.

  • (а) Разница покрывается субсидией — либо прямой, например, для городского транспорта, либо косвенной, когда время от времени накопленные в отрасли дефициты списываются (добыча угля или железнодорожный транспорт).
  • (б) Устанавливается фиксированная доля в оплате независимо от числа потребленных единиц, например, электричества. Фиксированная доля позволяет закрыть постоянные издержки, а оплата непосредственно потребляемого продукта покрывает переменные издержки.
  • (в) Отрасли разрешено воспользоваться своим монопольным положением и установить ценовую дискриминацию. Это возможно, когда можно разделить потребителей, имеющих разную эластичность спроса на продукт, на отдельные категории и установить для каждой из них свою цену, которую они готовы платить. При таком варианте общие поступления возрастают. Подобная ценовая дискриминация по категориям потребителей используется на железных дорогах, где пожилые люди, студенты и группы туристов платят более низкую плату, чем лица, добирающиеся до работы из пригорода, где они живут.

Самая высокая ставка оплаты возникает в том случае, когда можно установить отдельный размер оплаты для каждого потребителя. Хотя на практике это невозможно. Реально же существует модифицированная форма такого ценообразования — пакетное ценообразование, позволяющее выделить дополнительное количество приобретаемой продукции и установить на него более высокую цену.

Национализированные отрасли и приватизация

Национализированные отрасли

Государственное предоставление общественных, коллективных и заслуживающих потребление благ используется на практике широко, при условии, что предоставление аналогичных благ возможно и через рынок, например здравоохранение или образование, и люди имеют свободу выбора и могут предпочесть любой вариант.

Но когда государство национализирует крупные отрасли, т.е. забирает их у частного сектора, это должно оправдываться высокими результатами. Другими словами, всегда следует разобраться, приводит ли широкое вмешательство государства в рыночное распределение ресурсов к более высоким показателям или это просто реализация какой-то политической догмы?

Следует помнить, что ни коммунизм в СССР, ни социализм «среднего пути» в Великобритании не доказали тех преимуществ, о которых с таким энтузиазмом заявляли их сторонники. Политика восстановления рыночной экономики и приватизации, проводимая правительством Тэтчер, начавшаяся в 1983 г., и кончина коммунизма в Восточной Европе в 1990 г. очень наглядно и убедительно показали слабости «командной экономики».

В настоящее время восстановление национализации в Великобритании маловероятно, и поэтому мы уделим гораздо больше внимания причинам, объясняющим преимущества приватизации.

Природа приватизации

Термин «приватизация» означает перемещение активов из общественного сектора в частный. Это понятие включает в себя использование характерных для рыночной экономики механизмов поставки товаров и услуг в рамках общественного сектора с учетом его особенностей. Ограничение сферы влияния государства выражается в следующих формах:

  • 1) перевод национализированных предприятий в частную собственность, как это было с British Telecom, British Gas, British Airports Authority;
  • 2) полная (Britoil, Rolls-Royce, станции техобслуживания на скоростных шоссе) или частичная (лесные угодья в ведении
  • Комиссии по лесному хозяйству или муниципальный жилищный фонд) продажа государственных активов;
  • 3) открытие доступа конкурентам в отрасли, монополизированные государственными предприятиями, например, снятием лицензионных ограничений на определенные услуги;
  • 4) передача выполнения услуг для общественного сектора, оплачиваемых за счет налоговых поступлений, по контракту частным структурам (утилизация отходов, уборка улиц, вспомогательные медицинские услуги);
  • 5) введение оплаты за потребление таких общественных благ и услуг, как музеи, медицинские препараты, школьные завтраки или муниципальное жилье;
  • 6) использование частных финансовых программ, т.е. создание стимулов для частного сектора финансировать проекты, имеющие большой интерес для органов власти, и контролировать их реализацию.

Успехи приватизации

В течение первого срока пребывания у власти правительства Тэтчер политика кабинета была направлена главным образом на покрытие дефицита бюджета (PSBR). Однако уже тогда программа приватизации лейбористов была существенно расширена: те предприятия, которые недавно выкупило государство (например, British Aerospace и Cable & Wireless), были возвращены в частные руки, активизировались программы передач услуг для общественного сектора, оплачиваемых за счет налоговых поступлений, по контракту частным структурам. В течение второго срока правления Тэтчер (с 1983 г.) были предприняты новые радикальные шаги, осуществляемые в русле идеологии частного предпринимательства и политики стимулирования предложения. Именно в таком контексте в полной мере и проявились преимущества приватизации:

  • (а) снижение бюджетного бремени из-за постоянного предоставления субсидий для покрытия операционных дефицитов, возникающих в работе многих государственных отраслей;
  • (б) повышение поступлений от продаж позволило снизить размер все более беспокоящего политиков и специалистов дефицита бюджета;
  • (в) отказ от всестороннего политического контроля и разрешение менеджерам проводить самостоятельно политику ценообразования и выбирать долгосрочные стратегии инвестирования;
  • (г) повышение эффективности работы отраслей из-за конкуренции на рынке;
  • (д) более эффективное противостояние давлению профсоюзов, постоянно требующих повышения заработной платы;
  • (е) демократизация отношений собственности за счет широкого владения населением акциями приватизируемых предприятий.

Проблемы приватизации

Первые трудности возникли при установлении приемлемой цены, по которой акции предприятий приватизируемых отраслей должны предлагаться на рынке. Если предложенные акции не удалось бы разместить, правительство подверглось бы критике за реализацию не в полной мере потенциала общественных активов; если много акций останется у андеррайтеров, не будет достигнута одна из основных целей — обеспечение широкого круга собственников, так как ясно, что большая часть акций в конечном счете будет приобретена институциональными структурами. Другой метод (использованный властями аэропорта British Airport) — предложить часть акций по фиксированной цене, а остальные выставить на тендер. Вариант предложения бонусных выплат за приобретение каждых десяти акций, сохраняемых в течение первых трех лет после их приобретения, оказался менее успешным, чем ожидалось, так как многие акционеры перепродали их с большей выгодой для себя. Оказалось, что многие структуры предлагали свои акции по заниженной цене; понимание этого позволило новому правительству лейбористов в 1997 г. ввести налог на непредвиденную прибыль на акции приватизированных предприятий, предоставляющих коммунальные услуги, в совокупности позволивший получить 5,2 млрд ф. ст.

Пришлось также принимать меры к созданию определенной конкуренции для многих отраслей и специальных механизмов, позволяющих учитывать «интересы общества». Основная проблема заключается в том, что приватизация, исключая прямую государственную ответственность предприятий за свои решения и действия, позволяет им сохранить позиции естественного монополиста (особенно в сфере предоставления коммунальных услуг) или монопсониста (единственного покупателя). Из-за этого потребители по-прежнему страдают от неэффективности деятельности подобных структур и монопольно высоких цен.

Осознавая эту проблему, государство по возможности поощряет конкуренцию косвенными методами. Например, предприятиям газовой отрасли приходится конкурировать с предприятиями угольной, нефтяной и электрической отраслей, а компания Mercury получила лицензию на предоставление телекоммуникационных услуг, чтобы создать конкуренцию British Telecom. Другие примеры: Racal's Vodafone стала основным конкурентом Cellnet, дочерней компании все той же British Telecom, в производстве мобильных телефонов. Наиболее впечатляющих результатов удалось добиться в междугородных автобусных перевозках, где тарифы перевозчиков упали, как только было разрешено создание конкурентов National Bus Company, число которых быстро выросло.

Альтернативным решением стало предоставление отдельным фирмам независимости действий и лицензий на определенные виды услуг на ограниченный период времени. Так в Великобритании поступили с региональными телевизионными каналами, причем специальные меры были приняты для предотвращения их слияний. Обновление лицензий ставилось в зависимость от качества предоставляемых услуг, степени учета пожеланий потребителей и не в последнюю очередь — от цен на предоставляемые услуги. Но такой метод приводит к другой проблеме — отказу от долгосрочных масштабных инвестиций, поскольку будущие решения неопределенны.

Как видим, в некоторых случаях искусственное создание конкурентной среды оказывается нелегкой задачей. Учесть общественные интересы несколько проще, поскольку эту задачу можно возложить на давно созданные регулирующие инстанции. Так, Управление телекоммуникаций (Office for Telecommunications — OFTEL) следит за тем, чтобы конкуренция в этой области велась честными способами, контролируя, чтобы British Telecom не предпринимала действий, ведущих к ослаблению соперничающих с ней компаний, например, задерживая установку необходимого оборудования для этих структур бизнеса. Кроме того, рост цен на телекоммуникационные услуги в Великобритании не может превышать темпов инфляции минус 7%.

Эта мера призвана гарантировать получение потребителем преимуществ от технологических инноваций в отрасли, одновременно позволяя инновационным структурам распоряжаться всеми дополнительными доходами. Компания, считающая, что ее права на честную конкуренцию ущемлены, может обратиться с жалобой в Комиссию по монополиям и слияниям.

Несмотря на все эти проблемы, нельзя не признать, что радикальная политика приватизации правительства Тэтчер принесла весьма ощутимые перемены. До 1977 г. общественный сектор развитых стран рос, и это казалось естественным. Правительство Тэтчер первым пересмотрело роль государства в экономике, и его примеру последовали и другие страны, в том числе и такое государство со смешенной экономикой, как Франция. Даже Россия после падения в ней коммунистического режима последовала по этому же пути.

Тем не менее, не следует считать, что приватизация, скажем, сферы народного образования или медицинских услуг, приведет к положительным результатам для большинства населения. В этих традиционных отраслях государственного сектора речь должна идти скорее о непрерывном совершенствовании методов управления и отчетности. Предоставляя государственным предприятиям в этих отраслях полную самостоятельность в расходовании выделенных средств, органам власти следует периодически проверять эффективность их работы.

Частные финансовые инициативы

Возвращение железнодорожной системы в частный сектор фактически завершило программу приватизации. Частные финансовые инициативы (PFI), формально начавшие применяться в 1992 г., показали, как силы частного сектора могут быть использованы и в других видах деятельности, традиционно считавшихся участками, за которые отвечало государство.

Логика реализации PFI следующая. Что люди действительно хотят получить — это услуги, например, быстрый транспорт, охрану заключенных, заботу и опеку над пожилыми людьми и т.д. Но для предоставления этих услуг требуются инвестиции, например, в шоссейные и железные дороги, тюрьмы, дома для престарелых. Такие инвестиции требуют оценивания финансового риска, получения необходимых средств и разработки проекта с его последующей реализацией. Подобные функции частным сектором выполняются лучше, чем государством. Поэтому если ими будут заниматься частные структуры, эффективность может повыситься. Государство способно получать такие услуги, покупая их или беря в аренду у частного сектора.

На практике область применения PFI ограничивается тремя типами проектов.

  • (а) Самостоятельно устанавливаемые тарифы. Подрядчик покрывает свои расходы (включая нормальную прибыль), устанавливая плату для пользователей, например, туннель под Ла-Маншем, железнодорожная связь между аэропортом Хитроу и станцией Падингтон. Здесь вклад государства в проект заключается в планировании и выборе маршрута, а частный сектор отвечает за строительство и менеджмент.
  • (б) Услуги частного подрядчика для общественного сектора, например, тюремные камеры или новые офисы для органов власти.
  • (в) Совместные предприятия, когда часть издержек покрывается общественным финансированием, так как это позволяет получить дополнительные социальные выгоды (экстернальные эффекты), например, меньшие дорожные пробки, модернизация городов. Однако распределение рисков, строительство и последующий менеджмент остаются в руках подрядчика из частного сектора.

Считается, что включение частных структур в подобные виды деятельности может привести к общему росту инвестиций в проекты такого рода, поскольку в этом случае снимаются ограничения на заимствования за пределами общественного сектора.

 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

mobil 1 0w 20 производитель moil delvak 0w40
 
Оббивка спинки купить запчасть 6L0881806ALMYL Skoda Audi Volkswagen Seat
 
btc mixer
 
https://myfreemp3.click