Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Конспект лекций по экономике Что изучает экономическая наука

Что изучает экономическая наука

Экономическая проблема: Желания и ограниченность средств

«По одежке протягивай ножки», «Выше головы не прыгнешь», «Из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь». Как много поговорок и других повседневных выражений подчеркивают частое несоответствие наших желаний возможностям их удовлетворения. Только подумайте, сколько дополнительных вещей мы могли бы купить, если бы наши доходы были больше: модную одежду, новую мебель, престижную машину, путешествие за границу, видеокамеру, ... У этого списка нет конца, поскольку, даже если эти потребности будут удовлетворены, обязательно появятся новые.

Это и есть экономическая проблема  - неограниченные желания и крайне ограниченные средства. Нам никогда не удастся полностью преодолеть это затруднение, но мы можем попытаться получить как можно больше из того, чем располагаем. Другими словами, мы всегда экономим.

Для того чтобы лучше понять, что входит в понятие «экономное хозяйствование», рассмотрим процесс принятия решений о расходовании средств типичной домохозяйкой. Такой пример гораздо удачнее, чем может показаться с первого взгляда, так как термин «экономика» в переводе с греческого означает «ведение домашнего хозяйства».

Задача, стоящая перед нашей домохозяйкой, заключается в том, чтобы на фиксированную сумму семейного бюджета получить как можно больше благ; иными словами, при ограниченных ресурсах она старается добиться максимального удовлетворения потребностей своей семьи. Некоторые товары, считающиеся предметами первой необходимости, такие, как хлеб, молоко, чай и масло, покупаются в определенных количествах почти автоматически; но это не означает, что хозяйка не изменила бы свои расходы на них, если бы произошло существенное изменение их цен. Однако мы лучше поймем, что лежит в основе ее решений по расходам, если сосредоточимся на рассмотрении тех товаров, о покупке которых она задумывается более серьезно. Пока наша домохозяйка идет мимо витрин магазинов, за деньги в ее кошельке «конкурируют» сотни различных товаров. Купит ли она говядину или цыпленка на воскресный обед? Хорошо бы было купить зеленый горошек, но он все еще так дорог, что еще- одну неделю можно обойтись и капустой. А как всем нравится молодая картошка! Тем более что цена на нее за прошедшую неделю снизилась на 4 пенса за фунт! Да, она купит молодую картошку вместо старой. И наша воображаемая домохозяйка идет дальше, сравнивая цены на разные товары и спрашивая себя, будет ли удовольствие, полученное от них ее семьей, стоить понесенных затрат, то есть уменьшения их ограниченного семейного бюджета.

Однако не только домохозяйка вынуждена экономить. Как тщательно школьник продумывает планы о том, как лучше потратить карманные деньги! Бизнесмен, управляя своим заводом, фактически сталкивается с теми же проблемами. Нужно ли ему производить только тот или другой товар или сразу оба? Если выбирается второй вариант, то сколько нужно произвести каждого товара? Нужно ли нанимать дополнительных работников или лучше поставить больше оборудования для выполнения этой работы? Будет ли выгоднее нанять транспорт или купить собственный грузовик? И таких вопросов возникает множество.

Просматривайте газеты каждое утро, и скоро вам станет понятно, как часто правительство вынуждено выбирать, планируя основные направления развития экономики страны. Совершенствование школьного образования, гранты студентам, строительство новых больниц — все подобные направления «конкурируют» между собой за ограниченную сумму из государственного годового бюджета, который, впрочем, можно увеличить, если повысить налоги. Жилищное строительство, создание новых дорог и охранных природных зон — эти и подобные виды деятельности также претендуют на ограниченный ресурс — на этот раз на землю. В этих и многих других случаях правительство решает задачу наилучшего использования национальных ресурсов.

Итак, мы видим, что экономическая наука занимается проблемой выбора: из-за нехватки имеющихся у нас ресурсов мы не можем одновременно удовлетворить все наши желания и потребности и поэтому вынуждены выбирать. А раз мы что-то выбираем, значит, нам приходится от чего-то отказываться, чем-то жертвовать. Если разносчик газет потратит свои рождественские чаевые на покупку велосипеда, то ему, скорее всего, придется обойтись без пневматического ружья, хотя его тоже хочется иметь. Работник, соглашаясь выполнить сверхурочную работу после обеда в субботу, отказывается от досуга, от возможности посмотреть футбольный матч. Когда фермер засевает поле пшеницей, он отказывается от посева там ячменя. Те же проблемы приходится решать и странам в целом. Если нужны дополнительные материалы и капиталы для ускоренного строительства жилья, дорог и больниц, тогда меньше ресурсов остается для новых офисов, электростанций, спортивных центров и т.д. Во всех сферах деятельности получить что-то означает отказаться от чего-то другого. Поэтому мы говорим об альтернативных расходах, то есть о стоимости чего-то другого, от чего приходится отказываться (точнее, наилучшего другого варианта).

На практике экономическая проблема означает не столько полный отказ от одного товара в пользу другого, сколько принятие решения о выборе чуть большего количества одного товара и немного меньшего количества другого.

Что изучает экономическая наука

«Бесплатные» и «редкие» блага

Лишь немногие блага имеются в столь больших количествах, что за них ни один человек не даст и копейки. Одним из них можно назвать воздух. Еще один пример: в некоторые годы урожай яблок бывает настолько большим, что владельцы садов предлагают всем желающим: «Берите, сколько унесете». Такие блага называются бесплатными. Однако большинство благ все же относятся к категории редких, то есть их можно получить, лишь отказавшись от чего-то другого. Если мы хотим обладать ими, нам приходится экономить, и поэтому их называют еще экономическими благами. Но раз и навсегда установленной границы между экономическими и неэкономическими благами нет. С помощью ирригации пустыни могут быть превращены в плодородные сельскохозяйственные земли; с появлением новых видов топлива закрываются угольные шахты. Поэтому редкость во многом зависит от спроса.

В дальнейшем мы будем рассматривать только экономические блага, называемые «продуктами» или «продукцией» и выступающие в форме товаров или услуг.

Кривая производственных возможностей

Мы можем проиллюстрировать экономическую проблему следующим образом. Предположим, что страна X производит сельскохозяйственную и промышленную продукцию и, используя все свои ресурсы, может выпустить в течение года следующие альтернативные сочетания продуктов (в условных единицах).

Нанеся эти данные на график, мы получим кривую производственных возможностей. На ней показаны различные сочетания объемов производства сельскохозяйственной и промышленной продукции, доступные стране X
и учитывающие ее ограниченные ресурсы и существующую технологию.

Из таблицы видно, что, учитывая ограниченность ресурсов, страна X может произвести или 100 единиц сельскохозяйственной продукции, или 50 единиц промышленных товаров, или их различные сочетания. Любые более высокие объемы производства лежат за пределами кривой и в настоящее время для страны не достижимы.

Тем не менее, если вначале ресурсы выделяются главным образом для промышленности, то для производства каждых дополнительных 20 единиц сельскохозяйственной продукции потребуется отказаться от все большего количества промышленных товаров. Например, когда производится 40 единиц сельскохозяйственной продукции, альтернативная стоимость дополнительных 20 единиц составит всего 5 единиц промышленных товаров, в то время как при производстве 60 единиц сельскохозяйственной продукции альтернативная стоимость дополнительных 20 единиц составляет 15 единиц промышленных товаров.

Все дело в том, что ресурсы для сельскохозяйственного и промышленного производства взаимозаменяемы не полностью. Например, промышленным рабочим придется учиться тому, как вести сельскохозяйственные работы, а имеющиеся участки, трак- хора и т.п. придется использовать более интенсивно. Теперь понятно, почему кривая производственных возможностей изогнута.

Предмет экономической науки

Определение экономики

Ограниченность ресурсов заставляет нас экономить. Из-за этого мы постоянно сравниваем различные варианты и выбираем ассортимент благ с наибольшей отдачей, с фиксированным объемом ресурсов. Современные ученые-экономисты определяют предмет своих исследований, основываясь в первую очередь именно на таком подходе. Поскольку ни одного исчерпывающего определения экономики нет, мы сформулируем свое как можно проще. Экономика — это наука, изучающая, как люди распределяют имеющиеся у них ограниченные ресурсы для удовлетворения своих желаний.

Область изучения экономики станет понятнее, если мы рассмотрим элементы приведенного выше определения отдельно.

Экономика — общественная наука

Это следует из того, что экономика изучает действия людей. Как мы увидим, в этом проявляется недостаток экономики по сравнению с естественными науками, изучающими различные аспекты Окружающей среды, в которой живет и действует человек.

Экономика тесно связана с другими науками

Так как экономика изучает поведение людей, она должна обращаться и к другим областям знаний, в частности к психологии, социологии и политике. Существует и другая точка зрения, которую защищают некоторые экономисты, предлагающие ограничить область экономических исследований чисто научным анализом, тем самым резко сужая сферу ее применения.

Экономика изучает специфические аспекты человеческого поведения

Хотя экономика тесно связана с другими общественными науками, она отличается от них тем, что изучает особые аспекты человеческого поведения — выбор вариантов для получения максимального удовлетворения своих желаний при ограниченных ресурсах. Такой подход выражается, например, более узким определением, которое предлагает профессор Альфред Маршалл: «изучение повседневной деятельности человека в сфере бизнеса», хотя, впрочем, такая формулировка охватывает практически все сферы человеческой деятельности.

Исходя из нашего определения экономист ограничивает область своего исследования выбором четырех основных аспектов жизни человека и изучает их взаимодействие: 1) потребности людей безграничны; 2) эти потребности имеют различную важность; 3) средства, необходимые для удовлетворения этих потребностей: рабочее время, энергия и материальные ресурсы — ограничены; 4) средства можно использовать самым различным образом, а это означает, что с их помощью можно производить множество самых разных товаров и услуг.

Но ни один из этих аспектов сам по себе не может стать предметом изучения для экономиста. Например, если у вас два желания и вы не можете между ними выбрать, то есть находитесь между молотом и наковальней, то проблемы распределения ресурсов между ними у вас нет. Бесплатные блага тоже не представляют интереса для экономиста, поскольку для их получения никакие ресурсы распределять не нужно. Не интересуют экономиста и редкие уникальные ресурсы, то есть ресурсы, которые могут быть использованы только одним-единственным способом, например поросшая лишайником вулканическая земля в Исландии используется только для овцеводства. Другими словами, такие ресурсы хотя и редки, но распределять их не надо. Использование этой земли для выпаса овец не означает, что ее собственник отказывает себе в чем-то другом. Поэтому ее использование не создает никаких проблем, и экономиста интересует лишь определение доходов, приносимых этой землей, то есть очень частная задача. Экономическая проблема выбора возникает только тогда, когда одновременно присутствуют все четыре аспекта.

Проводя свои исследования, экономисты сталкиваются с двумя основными трудностями.

1. Экономисты не могут экспериментировать

Задача науки — формулировать законы, описывающие, что произойдет при изменении заданного множества условий. Физики и химики могут проводить свои исследования, ставя в лабораториях опыты при определенных условиях. Но поскольку экономисты имеют дело с человеческим поведением, а не с физическими свойствами, их лабораторией фактически становится реальный мир.

(а) Поскольку факты, касающиеся жизни людей, установить трудно, экономисты никогда не могут быть точно уверены в исходных данных.

(б) Поместить группу покупателей или предпринимателей изолированно от всех остальных людей в испытательную камеру, чтобы посмотреть, как они отреагируют на заданное изменение в исходных условиях, невозможно. Все, что экономисты обычно могут сделать, например, при изучении поведения групп покупателей, — провести выборочное обследование и по его результатам выдвинуть гипотезу о поведении группы в целом.

(в) В экономике постоянно происходят изменения, поэтому пока изучается влияние одного конкретного явления, сохранить все остальные условия неизменными обычно не удается.

(г) В связи с тем, что экономические связи очень сложны, ни один экономист не может отследить все последствия какого-то одного изменения.

(д) Все измерения могут быть только приблизительными, и даже при такой относительной точности требуется значительное время, чтобы получить основные данные.

Учитывая все эти трудности, экономисты в своих исследованиях могут только приблизиться к реальной жизни. Тем не менее со временем объем информации, доступной экономистам, увеличивается и возрастает ее точность (например, благодаря маркетинговым исследованиям и государственным статистическим обследованиям). Поэтому, возможно, в дальнейшем экономические прогнозы станут более точными.

2. Экономисты не могут измерять благосостояние непосредственно

Поскольку чувство удовлетворенности, подобно чувству любви или боли, для каждого человека индивидуально, абсолютной шкалы для измерения благосостояния не существует. Поэтому, пользуясь наилучшей аппроксимацией, экономисты исходят из принципа, что поскольку две буханки хлеба лучше одной.

Если даже согласиться с этим предположением, экономист не сможет оценить в полной мере все товары и услуги. Если он назначает стоимость овощам, выращиваемым вами на своем огороде, или ремонту автомобиля собственными силами, разве не будет логично включить в общий список и работу домохозяйки по уборке и приготовлению еды для членов своей семьи? Поскольку определить границу здесь трудно, экономисты для упрощения ситуации ограничиваются рассмотрением только товаров и услуг, обмениваемых на деньги. Поскольку все они имеют цену, то в этом случае можно использовать точные измерения и суммировать непохожие товары и услуги с помощью универсального измерителя.

Но даже с учетом этого экономист должен быть осмотрительным и не включать в анализ какие-либо издержки или выгоды, не учитываемые лицом, принимающим решение. Возможна и обратная ситуация: если проект очень большой, то, весьма вероятно, при его реализации иногда возникают неучитываемые внешние (их еще называют экстернальными, или побочными) эффекты. Например, при рассмотрении предложения по строительству нового аэропорта или автодороги следует проводить подробный анализ выгод и издержек, охватывающий все возможные воздействия. Более того, поскольку экономист может делать количественные измерения только в денежных единицах, некоторые издержки и выгоды, не обмениваемые на свободном рынке, например, связанные с окружающей средой, должны оцениваться по скрытым ценам (,shadow prices).

Позитивный и нормативный подходы к экономике

Представим, что два агента, имеющих различные взгляды, описывают в своих отчетах одну и ту же комнату: «жилая комната 4,5 на 3,5 метров» и «жилая комната, производящая впечатление просторной». Первое описание можно проверить измерением, мнение второго — субъективно. Из этого следует, что необходимо различать позитивный и нормативный подходы, в полной мере он применим и к экономике.

Позитивная экономическая теория  — это утверждения, которые можно проверить с помощью фактов. Так, заявление, что «реальный национальный доход Великобритании в 1997 г. был выше, чем в 1944 г.», —- по своей сущности позитивное утверждение. Иными словами, позитивная экономическая теория исходит из того, что любая выдвинутая гипотеза должна подтверждаться фактическими данными.

Нормативная экономическая теория исходит из того, что на практике многие экономические решения включают в себя субъективные суждения, а это означает, что они принимаются не только исходя из объективной оценки фактов, но в какой-то степени зависят и от подхода конкретного человека к интерпретации этих фактов (другими словами, от точки зрения). Так, утверждение, что «реальный национальный доход Великобритании в 1997 г. мог бы быть выше полученного», — пр сути нормативное утверждение. Как только мы используем слова «могло» или «должно», мы делаем субъективное оценивание, или нормативное утверждение.

Поскольку на практике различия между позитивной и нормативной экономическими теориями часто размыты, мнения о предмете экономической науки становятся разными, и поэтому полезно рассмотреть сущность этих подходов более подробно.

Позитивная экономическая теория

Позитивная экономическая теория исходит из того, что экономическая наука может претендовать на название науки только в том случае, если она строго научна в своем подходе, избегает нормативных утверждений и применяет действительно научные методы.

1. Она не пытается устанавливать критерии для определения, что хорошо, что плохо, что должно, а что не должно существовать, так же как физика не пытается сравнивать, что лучше — жидкое или твердое. Эта теория занимается только позитивными утверждениями и следствиями из конкретных действий. В свете ее толкования экономист должен воспринимать потребности как объективную реальность, не выражая своего мнения о том, «хорошие» они или «плохие». С другой стороны, он должен подчеркнуть, что потребности отдельного человека имеют экономическое значение для общества в целом. Человек, например, может решить, что он хочет напиваться каждый день. Вот тут-то экономист должен указать полную стоимость этой потребности — сколько для человека будет стоить напиться плюс сколько обществу будет стоить, если он в конце концов станет алкоголиком и о нем придется заботиться Национальной службе здравоохранения.

Экономиста также не касаются непосредственно физические свойства ограниченных ресурсов — механическое устройство плуга, химические свойства земли или биологические характеристики семян. Как потребности, так и ресурсы признаются заданными. Предмет изучения — как люди используют ресурсы для удовлетворения своих потребностей и насколько эффективны выбранные ими методы.

2. Экономическая теория имеет конкретную цель — установление законов, суждений, теоретических основ или общих правил, формулирующих связь одного явления с другим. В этом она идет дальше описательной экономической теории, ограничивающейся простым описанием экономики — ее институтов (компаний, банков, правительственных организаций и т.д.), населения, налоговой системы и т.п. Но исследования, ограничивающиеся этим, навряд ли можно назвать в полной мере научными. Несмотря на то, что описательная экономика полезна, даже необходима, она всего лишь описывает механизм. Мы же хотим знать, как этот механизм работает. А это уже задача аналитической экономической теории, целенаправленно устанавливающей основные законы развития экономической системы. При исследовании этих законов экономическая наука использует методы других наук, а также прибегает к таким приемам научного познания, как индукция и дедукция.

Индуктивный метод

При индуктивном подходе экономист наблюдает факты, классифицирует их, а потом пытается установить между ними причинно-следственную связь. Например, мы можем обнаружить, что весной цена на яйца снижается. Этот факт будет соотнесен с увеличением в это время года поставок яиц, затем на основе этого делается вывод, что увеличение поставок при прочих равных условиях ведет к снижению цены.

Слабая сторона индуктивного подхода состоит в том, что ученый не может быть уверен, что установленные им зависимости на 100% обоснованы. Исходя из этого везде, где это возможно, он постарается проверить с помощью дедукции все индуктивно сделанные выводы.

Дедуктивный метод

При использовании метода дедукции экономисты начинают исследование с гипотетических предпосылок (часто называемых постулатами), затем путем логических рассуждений, исходя из сделанных предпосылок, они получают выводы. Часто этот процесс называют также моделированием. При этом порядок действий следующий.

(а) Выбирается экономическое явление, требующее объяснения. Разумеется, проблема должна иметь практическое значение, то есть результаты анализа предполагается потом использовать.

(б)  Формулируются исходные посылки. Они должны максимально соответствовать действительности. Но хотя экономист и имеет дело с фактическим поведением людей, вполне возможно начать с реалистически достоверных допущений. При этом экономиста интересует главным образом реакция рынка в целом, а не отдельного индивида. При рассмотрении больших чисел можно выявить стереотипы поведения и анализировать ситуацию с точки зрения среднего экономического человека. Поэтому достаточно обоснованно можно предположить, что, распоряжаясь своим доходом, средний покупатель будет поступать рационально, то есть стараться максимально удовлетворить свои потребности.

Конечно, сначала экономист упрощает ситуацию, ограничивая себя основными допущениями, позволяющими вывести только самые общие выводы. Затем в соответствии с новыми условиями базовые посылки могут быть изменены, соответствующим образом изменятся и выводы.

(в)  Логическим путем из сделанных посылок выводятся следствия. Рассмотрим простой пример. Экономист хочет узнать, какая цена будет установлена рынком. Он делает три предпосылки:

  • и между покупателями, и между продавцами существует высокий уровень ценовой конкуренции, своего рода соперничество также ведется между покупателями и продавцами;
  • спрос будет тем выше, чем ниже цена;
  • предложение будет тем больше, чем выше цена.

Ясно, что при анализируемом изменении цены спрос и предложение движутся в противоположных направлениях. Вывод, к которому приходит экономист, состоит в том, что цена на товар установится, когда величина предложения сравняется с величиной спроса. Никакая другая цена в этом случае обоснованной не будет. Если она будет выше, предложение превысит спрос, в результате чего увеличатся запасы и некоторые поставщики снизят свои отпускные цены. Раз цены снижаются, спрос будет расти, и он будет увеличиваться до тех пор, пока не уравновесится с предложением. Аналогично, когда цена ниже цены, уравновешивающей спрос и предложение, дефицит заставляет покупателей предлагать более высокие цены. Раз цена растет, это стимулирует предложение, и так будет продолжаться до тех пор, пока спрос не уравновесит предложение. Таким образом, экономист построил модель, описывающую процесс установления цен на рынке, — это очень полезный раздел экономической теории.

Изменяя предпосылки, мы можем приблизить полученную модель к реальной жизни и показать, как изменения отразятся на всей экономической системе. Например, предположим, что в результате рекламной кампании вкусы людей изменились, теперь они хотят больше какого-то товара по прежней рыночной цене. Но теперь при этой цене спрос превышает предложение. Как было показано выше, это приводит к росту цен и увеличению предложения, и этот процесс продолжается до тех пор, пока новая цена не достигнет того уровня, когда спрос и предложение опять уравновесятся.

(г) Выводы, полученные методом дедукции, насколько это возможно, проверяются на фактических данных. Однако зачастую такие проверки оказываются бесполезными, а иногда и вообще невозможными. Например, экономист может прогнозировать показатели, не имеющие аналогов в прошлом, поэтому ему придется дождаться наступления событий, чтобы на их основе проверить достоверность своих выводов.

Если установленные законы такой проверкой подтверждаются, их можно использовать для прогнозирования частных случаев, поскольку они описывают взаимоотношения различных частей единой системы. Однако следует отметить, что такие прогнозы не являются безусловными. Сущность экономических утверждений основана на следующей логике: «если произойдет это, то результаты будут такими». Например, если спрос увеличится, то при прочих равных условиях цены возрастут. Когда мы применяем общие законы для решения конкретных проблем, то оказываемся в области исследования, часто называемой прикладной экономикой.

Именно возможности прогнозирования позволяют правительствам планировать развитие последующих событий с определенной степенью точности. Теория цены, например, позволяет строительной компании получить полезный прогноз о том, как увеличение спроса на дома повлияет на величину зарплаты каменщиков. Если в стране массовая безработица, знание законов, определяющих уровень деловой активности, может помочь выработать соответствующие меры, которые правительство должно предпринять, чтобы ее сократить.

Нормативная экономическая теория

Нормативная экономическая теория, или политическая экономия, как сначала называли экономическую науку, при формулировании законов опирается на аналитические методы позитивной экономической теории. Но она исходит из того, что заимствованные из других наук строгие научные положения имеют два основных недостатка.

1. Считается, что на практическом уровне избежать оценочных суждений невозможно. Например, поскольку для проверки гипотез используются фактические данные, а подбор этих данных зависит от мнения экономиста, то это суждение субъективно и может строиться на каких-то предубеждениях. Опять же, полагая, что в первую очередь важны предпочтения и запросы членов общества, этот подход упускает из виду, что у государства могут быть потребности, отличные от потребностей отдельных членов общества. Так, государство может запретить использование некоторых веществ, поскольку их неправильное применение может нанести вред здоровью и привести к росту преступности, тем самым увеличивая расходы общества в целом. Но вопрос, какие вещества следует запретить, подразумевает оценочное суждение представителей государства. Наконец, оценивая рост экономики за определенный период, экономист считает, что «чем больше, тем лучше». Однако эта точка зрения основывается только на общепринятом мнении и поэтому по своей сути относится к оценочным суждениям. Во всяком случае даже при росте доходов на душу населения за определенный период времени, у нас все еще нет объективной меры благосостояния, позволяющей определить, получили ли люди при этом больше удовлетворения, чем раньше.

2. Что более важно, экономическая теория становится довольно бесполезной, если ее результаты не используются при принятии политических решений. Позитивная экономическая теория, ограничиваясь только прогнозированием последствий, вытекающих из альтернативных политических решений, остается «не у дел». И наоборот, в прошлом многие экономисты вели свои исследования только ради обеспечения общих социальных выгод, которые могли последовать на основе их выводов. «Непреодолимая сила, заставляющая людей заниматься экономическими исследованиями, редко бывает чисто теоретическим или научным интересом к изучению движения великого колеса богатства. Скорее, это ощущение, что в мире бизнеса и труда понятия о справедливости несколько искажены, что жизнь многих намного тяжелее, чем могла бы быть. Именно такое чувство часто дает толчок к занятию экономическими исследованиями» (профессор А.С. Пигу. Безработица, 1913).

Таким образом, нормативная экономическая школа, стараясь решать задачи по возможности научным методом, с помощью методов позитивной экономической теории использует полученные результаты для определения действий, кажущихся экономически более эффективными, чем другие, и неизбежно попадает в область оценочных суждений. Это также означает, что поскольку экономическая наука изучает поведение человека, выводы экономистов обосновываются с привлечением результатов исследований других общественных наук. Например, многие люди полагают, что на вопрос: «Нужно ли делать шкалу подоходного налога более прогрессирующей?» — экономист всегда отвечает утвердительно. Но на самом деле ответ может быть следующим: «При введении такого налога сумма поступлений почти наверняка увеличится, но, возможно, высокодоходные группы населения перестанут так много работать, как сейчас. Несмотря на то, что у меня самого есть теоретические объяснения этому, нужно было бы также учесть, что скажет по этому поводу психолог. Более того, если богатые люди смогут тратить меньшие суммы, модель потребления в обществе может измениться. По вопросу о возможных социальных последствиях нужно проконсультироваться с социологом. Такое решение в конечном счете поможет распределить доходы более равномерно. Однако меня беспокоит, что этот шаг может увеличить долю расходов относительно обшей суммы доходов, однако наибольший вес при решении вопроса, хотим ли мы большего равенства в получении дохода или нет, будут иметь моральные и политические мотивы».

Выводы

Приведенные выше рассуждения показывают причины, часто вызывающие у экономистов разногласия. Рассмотрим утверждение: «Великобритания должна остаться в составе Европейского Сообщества, потому что это приведет к более высокому уровню экономического роста». О чем могут спорить экономисты по поводу подобного утверждения?

  1. Они могут не согласиться с самим этим фактом. Можем ли мы быть уверены в том, что темпы экономического роста Великобритании увеличились после вступления в ЕС? Имеющихся фактов для подтверждения этого недостаточно; например, расчеты ВНП — валового национального продукта (GNP — Gross National Product) за это время противоречивы.
  2. Они могут не согласиться с причинно-следственной зависимостью. Даже если после вступления Великобритании в ЕС достигнуты более высокие темпы экономического роста, можем ли мы быть уверенными, что именно это членство привело к экономическому росту? Этот факт может иметь несколько объяснений — например, это могло произойти благодаря обнаружению нефти в Северном море или увеличению инвестиций капитала в сельское хозяйство и промышленность. Далеко не всегда можно строго определить, какое объяснение больше соответствует реальным фактам.
  3. Заявление фактически основывается на оценочном суждении, то есть утверждается, что экономический рост — это хорошо. Некоторые экономисты могут полагать, что для развитого общества предпочтительнее другие цели: досуг, спокойствие, охрана окружающей среды и т.д.
  4. Экономисты могут при анализе и интерпретации фактов непреднамеренно исходить из своих субъективных взглядов и предубеждений. Хотя ученые-экономисты стараются быть как можно более объективными, они часто изучают явления, к которым у них есть собственное личное отношение. Так, экономист, горячии сторонник активного развития англо-американских отношений, может, сам того не желая, не придать должного значения доказательствам, подтверждающим увеличение темпов роста в странах ЕС.

Такие недостатки вовсе не означают, что экономистов в обществе не ценят. Если, например, экономист работает на коммерческом предприятии, то сфера его деятельности достаточно четко определена — обеспечить успешную деятельность предприятия, показателем чего служит рост прибыли предприятия. Что касается политики правительства, то здесь экономист может давать советы по более широкому кругу вопросов, хотя окончательное решение, как правило, зависит от мнения политиков. Поскольку варианты действий обычно выбираются в результате компромисса между альтернативными решениями, перед правительством часто встают непростые проблемы. Главная задача экономиста в этом процессе — указать на любые противоречия между задаваемыми целями. Например, цель экономической экспансии может противоречить цели бездефицитности платежного баланса.

Во всяком случае экономист может показать все последствия реализации конкретной политики. Например, если целью ставится достижение высокого уровня занятости, он должен указать, что это затруднит поддержание стабильного уровня цен.

Наконец, он может посоветовать более экономичные пути достижения анализируемой цели. Это часто возможно, так как при одних и тех же целях существуют экономичные и неэкономичные пути их достижения. Что лучше, например, импортировать продовольствие из-за рубежа или производить его у себя?

При этом экономист старается быть как можно объективнее, изучая законы, показывающие, как функционирует экономика при заданных условиях. Он видит, как можно, зная эти законы, улучшить результаты в реальной жизни. Более того, эти законы могут применяться к решению конкретных проблем. Человек, принимающий решения, может односторонне трактовать эти законы, то ли из-за отсутствия необходимых данных для окончательного ответа, то ли из-за того, что каким-то допущениям придает излишне высокую значимость. По крайней мере, экономическая наука может показать, где заканчивается объективизм и начинается субъективизм.

 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

10w 60 mobil extended life 10w 60 киев, Украина
 
Ущiльнення скла дверцят купить запчасть 6L4839478B Skoda Audi Volkswagen Seat
 
http://myhitmp3.top/mp3/attitude+hardknox
 
bitcoin mixing