Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Экология. Конспект лекций Оценка воздействия на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду является одним из важнейших способов и инструментов управления и регулирования природопользования, играющим главнейшую роль в предупреждении возникновения экологических проблем в настоящем и будущем. Термин «оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) у нас в стране начал использоваться с конца восьмидесятых годов как дословный перевод термина «Environmental Impact Assessment» (EIА).

В силу того, что на начальных этапах методология и процедуры ОВОС возникли и развивались в США, соответствующая терминология первоначально сложилась в английском языке. Впервые формальная система оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду была введена федеральным законом США «О Национальной политике в области окружающей среды (МЕРА)». Важными положениями этого закона стали: требование подготовки при разработке проектов, с реализацией которых могут быть связаны значительные воздействия на окружающую среду, общедоступных заявлений о воздействии на окружающую среду (Environmental Impact Statement, EIS); право общественности на участие в обсуждении проекта; принятие решений по проекту с учетом мнений заинтересованных сторон. Этот закон сыграл определенную роль в развитии системы оценки воздействия на окружающую среду в мире.

В дальнейшем процесс оценки воздействия на окружающую среду на этапе планирования хозяйственной деятельности получил название Environmental Impact Analysis (анализ воздействия на окружающую среду), а позднее (в конце 70-х годов XX в.) — Environmental Impact Assessment (EIА). Этот термин в русскоязычной литературе и переводится как «оценка воздействий на окружающую среду». С этого времени под ЕIА понимают систематический процесс анализа потенциальных экологических последствий намечаемой деятельности и учета его результатов в процессе принятия решений.

В 1985 г. была принята директива Европейского Экономического Сообщества по оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду (85/337/ЕЭС), которая явилась образцом для совершенствования национальных систем ОВОС во многих странах. Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и другие международные учреждения восприняли политику и внутренние процедуры ОВОС, что способствовало внедрению этого процесса во многих странах мира. Конвенция по ОВОС в трансграничном контексте, принятая в 1991 г. Европейской экономической комиссией ООН (UNECE), определила принципы и положения для ОВОС проектов, оказывающей значительное воздействие на окружающую среду. В приложениях к упомянутым документам приведены перечни проектов, для которых ОВОС является обязательной.

В первые годы при ОВОС конкретных проектов рассматривались только воздействия на окружающую природную среду. Оценивались, главным образом, воздействия на атмосферу, гидросферу, почву и подземные воды, флору и фауну, шумовую обстановку. В 80-х годах XX в., по мере вовлечения в обсуждение планируемой деятельности широкого круга заинтересованных лиц, организаций, в процессе ОВОС все большее внимание стали уделять социальным и экономическим аспектам, связанным с планируемой деятельностью. В практике ОВОС начали использовать комплексный анализ воздействий с выделением самых значимых из них, больше внимания стали уделять послепроектному анализу. Логическим продолжением этой тенденции было применение процедуры ОВОС к анализу возможных экологических последствий, связанных с планами территориального и отраслевого развития и др. Анализ экологических последствий реализации данных документов получил название стратегической экологической оценки (Strategic Environmental Assessment — SEA). В 90-х годах получил распространение термин экологическая оценка (Environmental Assessment — ЕА), который охватывает как оценку проектного уровня (EIA), так и стратегическую экологическую оценку (SEA). Термин «экологическая оценка» применяется в переводах документации Всемирного банка на русский язык для обозначения экологических процедур Банка (Всемирный банк, 1991). Среди других терминов, используемых в качестве эквивалента EIA(EA) в русскоязычной литературе, можно назвать термин «оценка экологического воздействия (ОЭВ)». Этот же термин приведен в англо-русском словаре- справочнике «Экономика и окружающая среда» (Гарвардский институт международного развития, 1996 г.). Вне зависимости от нюансов, связанных с особенностями перевода термина на русский язык, под ОВОС (ELA) в странах с большим опытом использования процедур и методологии понимают систематический процесс (и регламентирующую его процедуру), охватывающий как планирование (проектирование), так и осуществление (реализацию) намечаемой деятельности.

Следует отметить, что существует некоторое разночтение самого определения ОВОС, которое используется в русскоязычной литературе. Это обусловлено тем, что в странах СНГ, ОВОС начали уделять серьезное внимание только с конца 80-х г. XX в. При этом часто под ОВОС и ее результаты подводили уже апробированные и используемые в течение многих лет методики, результаты применения которых представлялись в разделах «Охрана окружающей среды» проектно-планировочных документов различных уровней. Указанные процедуры и методики в основном рассматривали вопросы выявления и оценки величины воздействия на окружающую среду, которое обусловлено будущей производственной деятельностью проектируемого объекта.

В современном понимании ОВОС - это прежде всего систематический процесс, охватывающий как планирование (проектирование), так и осуществление (реализацию) намечаемой деятельности. Он включает (не в порядке проведения) следующие основные составляющие:

  • анализ (прогноз) потенциальных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и оценку их значимости на всех этапах ее планирования и реализации;
  • консультации с заинтересованными в экологических, социальных, экономических и иных аспектах планируемой деятельности сторонами с целью поиска взаимоприемлемых решений;
  • документальное оформление процедуры проведения оценки, всех согласований (обсуждений, консультаций) и результатов оценки воздействия;
  • использование результатов оценки воздействий в процессе принятия решений, относящихся к намечаемой деятельности.

Эффективная система ОВОС базируется на следующих основополагающих принципах:

  • демократичность - обеспечение участия и доступа к процессу ОВОС для всех заинтересованных сторон;
  • прозрачность - все решения по ОВОС и основания для их принятия должны быть открыты и доступны для участников процесса;
  • определенность - процедура и временные рамки оценки должны предварительно согласовываться и соблюдаться всеми участниками;
  • подотчетность - лица, принимающие решение, подотчетны всем заинтересованным сторонам за свои действия и решения, принимаемые в процессе оценки;
  • надежность - оценка выполняется профессионально и объективно;
  • целесообразность (рентабельность) - процесс ОВОС и его результаты обеспечивают защиту окружающей среды с наименьшими затратами для общества;
  • гибкость - возможность адаптации процесса ОВОС с учетом специфики объекта, для оценки воздействия которого она используется;
  • практическая применимость - информация и результаты, полученные в процессе оценки, должны быть использованы при планировании и принятии решений.

В отличие от традиционных инструментов управления, базирующихся на применении экологически ориентированных норм и правил планирования, проектирования и строительства, лицензировании видов деятельности, с которыми связано воздействие на окружающую среду, для ОВОС характерны превентивность, комплексность подходов и оценок и демократичность используемых процедур. Это позволяет учитывать непрямые воздействия и эффекты, особенности конкретной ситуации (в том числе социальные и экономические факторы) и принять окончательное взвешенное решение с учетом мнений всех заинтересованных сторон.

Наиболее полно эффективность системы ОВОС проявляется при ее использовании для крупномасштабных проектов, характеризующихся значительным воздействием на окружающую среду и затрагивающих широкий круг заинтересованных сторон. Именно для таких проектов оценка воздействия, которая производится по методикам, регламентированным действующими стандартами, нормами и правилами, раздельно рассматривающими воздействие на атмосферу, гидросферу, без информирования широкого круга заинтересованных сторон, оказывается особенно неадекватной реальной его величине. Для воздействий, характеризующихся большой интенсивностью, масштабностью, кумулятивными эффектами, наиболее ярко проявляются взаимосвязи (взаимное влияние) между различными средами, компонентами окружающей среды. Кроме того, крупные проекты являются в некоторой степени уникальными как по особенностям технологических процессов, так и природным условиям территории, подвергаемой воздействию.

История развития ОВОС

Процесс принятия решений о социально-экономическом развитии в СССР регулировался актами законодательства. Проектно-планировочная документация разрабатывалась в соответствии с нормами и правилами планирования, проектирования и строительства, которые содержали не только количественные параметры и нормативы, но и регламентировали порядок проведения и методики инженерных и экологических расчетов, изысканий, а также состав, порядок оформления и согласования проектно-планировочной документации. Начиная с 70-х годов XX в. в проектно-планировочную документацию, как правило, включался раздел «Охрана окружающей природной среды».

Для осуществления определенных видов деятельности необходимы были согласования государственных органов, отвечавших за охрану окружающей среды или ее отдельных компонентов. Проектно-планировочная документация проходила экспертизу, которую проводили подразделения. входящие в состав Госплана, Госстроя, ряда других ведомств и региональных органов власти. Экологические аспекты при этом учитывались путем приглашения в состав экспертных групп специалистов экологического профиля. То есть экспертизу, по сути, проводили сами ведомства-заказчики В середине 70-х годов в СССР активно внедрялась концепция территориальных комплексных схем охраны природы (ТерКСОП). которая получила дальнейшее развитие в 80-х и начале 90-х годов. ТерКСОПы рассматривались в качестве одной из основных

форм комплексного экологического регионального планирования ТерКСОПы часто разрабазывались параллельно с планами или программами территориального развития, в то же время они могли органично входить в проекты районной планировки. В 70-80-е годы указанной планировкой в СССР было охвачено более 3000 административных районов.

Большое значение в плане учета воздействия промышленных объектов на окружающую среду сыграли введенные в действие в 1972 г. Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий (СН 245-7), в которых были конкретизированы требования к выбору площадки для строительства с учетом экологических факторов. Для объектов, являющихся источниками воздействия на окружающую среду, в зависимости от характера производства и мощности устанавливались санитарно-защитные зоны, размеры которых могли корректироваться с учетом уровня воздействия на окружающую среду, оцениваемого путем сравнения с нормативами качества окружающей среды.

С 1976 г. начали утверждаться и вводиться в действие ГОСТы 17-й системы. Система стандартов была направлена на регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы, сохранение и восстановление природных ресурсов. Стандарты содержали экологические, санитарно-гигиенические, технические и экономические требования, выполнение которых было обязательным при разработке нормативно-технической, технологической и конструкторской документации.

Таким образом, начиная с 70-х годов, в советской системе планирования и проектирования начали использоваться отдельные элементы ОВОС. Для некоторых крупных проектов и программ они были связаны с оценкой возможности их осуществления экспертами-экологами, для основной же массы сводились к выполнению норм и правил проектирования, что было, разумеется, не всегда достаточным для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду.

В 80-х годах в СССР большое внимание уделялось постановке системы образования в области окружающей среды, что способствовало повышению уровня экологического сознания в обществе. Во второй половине 80-х годов, по мере демократизации общества, все сильнее стали звучать протесты против системы принятия решения по экологически важным вопросам без участия общественности. Эти протесты были, в частности, связаны с планами реализации таких крупных проектов, как поворот северных рек. Большую роль в осознании остроты экологических проблем и их значимости не только для социально-экономического развития общества, но и для выживания общества и каждого индивидуума в отдельности сыграла катастрофа на Чернобыльской АЭС.

В середине 80-х годов для некоторых видов проектов вводится обязательная экологическая экспертиза. В 1985 г. введен в действие СНиП 1.02.01-85 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений». Согласно данному документу, проектная документация должна содержать «комплексную оценку оптимальности предусматриваемых технических решений по рациональному использованию природных ресурсов и мероприятий по предотвращению отрицательного воздействия строительства и эксплуатации предприятия, сооружения на окружающую среду...».

В этот период принимается ряд нормативных документов, регламентирующих содержание разделов «Охрана окружающей среды» в составе проектно-планировочной документации, разработку природоохранных мероприятий (воздухоохранных, водоохранных и других).

В 1988 г. в систему органов государственного управления СССР и союзных республик введен Государственный комитет по охране природы (Госкомприроды), одной из основных функций которого являлось проведение государственной экологической экспертизы планов, программ, новых материалов и технологий, а также отдельных проектов. В структуре союзного и республиканских Госкомприроды были созданы специальные управления (инспекции) государственной экологической экспертизы. В составе документации, направляемой на экологическую экспертизу, заказчик обязан был представлять результаты проведения оценки воздействия на окружающую среду.

Госкомприроды Указанием от 3 января 1989 г. № 04-3/10 определил перечень проектной документации, по которой проводится экологическая экспертиза. Запрещалось финансирование проектов и программ, не имевших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В 1990 г. Госкомприроды СССР была принята «Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства народнохозяйственных объектов и комплексов», основные положения которой действовали длительное время вплоть до 2000 г.

В Инструкции содержалось описание основных принципов и специфических требований к процедуре оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Было введено описание стадий процедуры ОВОС, а также положения о консультациях с общественностью. В соответствии с данной Инструкцией результаты ОВОС подлежали рассмотрению отделами государственной экологической экспертизы. Несмотря на очевидные успехи в использовании результатов ОВОС и ее проведении, основное внимание в этой процедуре уделялось экологической экспертизе, а обязанности остальных участников процесса не были конкретизированы. Сама процедура являлась в значительной степени закрытой и носила в большей степени инженерно-технический характер.

После распада СССР его бывшие республики начали развивать собственные системы и подходы к ОВОС, которые, несмотря на сходство, характеризуются рядом существенных отличий.

Оценка воздействия на окружающую среду как процесс систематического анализа и оценки экологических последствий намечаемой деятельности

Характеризуя в целом ОВОС, можно отметить, что, с одной стороны, она представляет собой формальную процедуру, которая определяет участников процесса, их права и обязанности, устанавливает требования к составу материалов по оценке воздействия. С другой стороны предпологает выявление всех возможных воздействий, связанных с планируемой деятельностью, оценку их величины и значимости как с использованием апробированных при проектировании методик, так и информации, полученной в ходе целенаправленных исследований по оценке «нового» состояния окружающей среды. Но сути, в процессе ОВОС необходимо попытаться определить, какие изменения возможны в состоянии социо-эколого-экономической системы в случае принятия решения об осуществлении планируемой деятельности.

Процедура ОВОС.

Так как любое решение о развитии производительных сил обязательно проходит стадии прогнозирования, планирования, проектирования, то процедура ОВОС, как правило, тесно связана с действующей в стране системой прогнозирования и циклом инвестиционного проектирования, что и обеспечивает реализацию на практике такого принципа ОВОС, как превентивность.

Отличительной особенностью ОВОС является то, что на каждом этапе в процессе разработки и принятия решений, касающихся объекта проектирования, участвуют не только специально уполномоченные органы, но и все заинтересованные стороны.

Процедура ОВОС включает ряд последовательных этапов: анализ необходимости проведения ОВОС, предварительный анализ осуществляется для принятия решения о целесообразности проведения дальнейшего исследования в рамках процесса ОВОС.

Применение ОВОС для всех проектов нецелесообразно. В разных странах используют различные методы отбора или оценки проектов, чтобы решить, какие из них будут существенно влиять на окружающую среду, а какие - нет. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (Минприроды) установлен перечень объектов и видов деятельности, для которых ОВОС проводится в обязательном порядке. Для других объектов целесообразность проведения оценки воздействия определяется местными территориальными органами Минприроды. Для видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, не включенных в перечень, для которых не проводится оценка воздействия, заказчик ( или по его поручению разработчик в составе проектной документации разрабатывает раздел «Охрана окружающей среды», на основании которого им делается вывод о допустимости предполагаемого воздействия на окружающую среду.

Так, специального рассмотрения может заслуживать обычный по масштабу и характеру деятельности проект объекта, который планируется разместить вблизи уникального природного комплекса. Необходимость проведения ОВОС может быть обусловлена обеспокоенностью населения, проживающего на территории, где планируется разместить объект. Серьезные проблемы связаны с проведением ОВОС для нескольких небольших объектов, которые предполагается разместить на одной площадке (территории). При этом вводиться в эксплуатацию они могут не одновременно, а через значительные промежутки времени. Каждый в отдельности такой объект может оказывать незначительное воздействие на окружающую среду и поэтому, казалось бы, не требует проведения ОВОС, но вместе они характеризуются значительным воздействием, которое, несомненно, должно быть оценено и учтено в процессе принятия решения. Это можно сделать при проведении ОВОС для проектно-планировочных документов, разрабатываемых на мезотерриториальном уровне, - проектов районной планировки, схем генеральных планов групп предприятий, генеральных планов крупных населенных пунктов и др.

Определение задач и планирование ОВОС. На этом этапе с участием всех заинтересованных сторон выявляются вопросы, которые необходимо исследовать в ходе оценки, а также выработать и отобрать разумные альтернативы намечаемой деятельности.

Оценка воздействий. Наиболее сложный и ответственный этап, на котором производится выявление, - определение величины и оценка значимости воздействий.

Разработка мероприятий по регулированию воздействий. Производится разработка мероприятий по предотвращению, уменьшению и компенсации негативных последствий воздействий, внесение изменений в проект, планирование мониторинга и контроля воздействий.

Подготовка итогового документа. Представление результатов оценки воздействия в форме, регламентированной соответствующими нормативными документами.

Оценка полноты и качества материалов ОВОС. Проверка адекватности и полноты итогового документа, появляющеюся в результате выполнения ОВОС, Оценка соответствия проекта действующим природоохранным нормам и правилам,

Принятие решения. Решение о целесообразности или нецелесообразности продолжения работ по проекту, необходимости доработки, которое принимается специально уполномоченными органами.

Мониторинг и контроль воздействия. Осуществляется на этапе строительства, введения в эксплуатацию и функционирования объекта для проверки соответствия проектных решений по природоохранным мероприятиям и показателей, характеризующих воздействие на окружающую среду, требованиям и прогнозам, сделанным при выполнении ОВОС. Результаты мониторинга и контроля воздействия используются для управления воздействием на окружающую среду, при создании системы экологического менеджмента на объекте.

Участие общественности. Обычно происходит на этапах определения задач, а также оценки полноты и качества ОВОС, но может также происходить на любом другом этапе процесса. Программы участия общественности могут иметь различные цели - от простого обеспечения информацией до полного вовлечения в процесс принятия решения. Формы и методы участия должны быть выбраны не только с учетом масштабов проекта, но и готовности общественности к принятию важных решений.

В России деятельность в области ОВОС регулируется Положением об оценке воздействия на окружающую среду, последняя редакция которого принята в мае 2000 г. Согласно этому положению предусматриваются следующие этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду.

  1. Уведомление, предварительная оценка воздействия на окружающую среду и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. На этом этапе заказчик подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами. Предусмотрено информирование заинтересованных сторон о намечаемой деятельности.
  2. Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценки местности, где предполагается разместить объект, мнение заинтересованных сторон Наиболее сложной проблемой остается выявление наиболее значимых воздействий.

Участники процесса ОВОС.

Заказчик (инициатор деятельности) - это юридическое или физическое лицо, ответственное за подготовку документации планируемой или иной деятельности. В роли инициатора могут выступать предприятия, организации, объединения всех форм собственности, государственные органы, иные физические и юридические лица.

Согласно требованиям нормативных документов, регламентирующих деятельность по разработке, согласованию и экспертизе проектной документации, отвечает за организацию оценки воздействия на окружающую среду и представление документации на государственную экспертизу (в том числе экологическую) заказчик (инициатор планируемой хозяйственной и иной деятельности). Заказчик несет расходы, связанные с проведением ОВОС. Если ОВОС проводится в полном объеме, то эти затраты могут быть весьма значительными. Инициатор деятельности обязан выполнить прогноз воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду, подготовить отчет о результатах проведения ОВОС, обеспечить участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС.

Специально уполномоченные органы. К специально уполномоченном органам относятся органы и организации, имеющие те или иные полномочия по отношению к процессу оценки воздействия на окружающую среду или намечаемой деятельности в целом. Можно выделить три основные функции таких органов в процессе ОВОС. Во-первых, это контроль за процессом ОВОС. Таким специально уполномоченным республиканским органом государственного управления является Минприроды. В его задачи входит контроль соблюдения процедуры и проверка качества документации ОВОС. При этом основным предметом такой проверки является достаточность информации для принятия решений, ее достоверность и адекватность представления.

Во-вторых, принятие решения по итогам ОВОС, что является компетенцией государственных органов. В третьих, согласование отдельных аспектов намечаемой деятельности, которое производится различными специализированными органами, уполномоченными согласовывать (выдавать разрешения, лицензии и т. п.) отдельные аспекты намечаемой деятельности. Как правило, эти органы используют материалы ОВОС при принятии соответствующих решений.

Отдельно следует упомянуть внутренние системы ОВОС международных финансовых организаций (например, Всемирного банка. Европейского банка реконструкции и развития и т. п.), которые активно используют экологические процедуры для отбора инвестиционных проектов в развивающихся странах, странах Центральной и Восточной Европы В таких системах функции специально уполномоченных органов в рамках установленной процедуры выполняют подразделения этих организаций Они контролируют соблюдение необходимых условий инициатором деятельности, претендующим на получение финансирования определяют требования к объему материалов ОВОС, оценивают качество документации по ОВОС, а также делают заключение о целесообразности финансирования проекта.

Другие заинтересованные стороны. Осуществление любого крупного проекта затрагивает интересы широкого круга организаций (в том числе и негосударственных), социальных групп и отдельных граждан. Согласование планируемых действий (решений) с этими сторонами или учет их интересов составляет одну из важнейших задач ОВОС. Отстаивая свои интересы, упомянутые стороны не только способствуют принятию более взвешенных решений, но и за счет предоставления дополнительной информации, касающейся в основном вторичных воздействий, существенно повышают ценность результатов ОВОС.

Участие этих сторон может быть обязательным или носить рекомендательный характер. Как правило, в соответствующих нормативных документах определяется перечень уполномоченных государственных органов, взаимодействие с которыми необходимо при проведении ОВОС. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС также может носить обязательный или рекомендательный характер. В частности, согласно «Инструкции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности», участие общественности в этом процессе возможно «при заинтересованности граждан и (или) общественных организаций». Участие общественности в ОВОС рассматривается в качестве важнейшего инструмента учета ее требований, что зафиксировано в «Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусская конвенция), принятой ЕЭК ООН в 1998 г. и подписанной Президентом.

Важно создать такие условия, при которых в ОВОС будет обеспечено участие научных организаций, которые непосредственно не участвуют в разработке предпроектных и проектных документов, но могут располагать ценной информацией, необходимой для прогноза воздействий или оценки их значимости.

Разработчики (исполнители). Несмотря на то, что заказчик (инициатор) деятельности отвечает за ОВОС в целом, оценку проводят по его поручению профессиональные исполнители - главным образом проектные и научно-исследовательские организации.

Говоря о важности организации и соблюдении отработанных процедур ОВОС, нельзя не отметить, что никакая, даже самая отработанная процедура не даст желаемого результата, если не будет проведена комплексная оценка характера, величины и значимости воздействия на окружающую среду планируемой деятельности. Поэтому, несомненно, ключевым в ОВОС является этап проведения такой оценки.

Выявление воздействий, оценка величины и значимости воздействий.

Прогноз воздействий и разработка мер по их смягчению являются одной из основных составляющих процесса ОВОС. Комплексность ОВОС предполагает выявление и тех воздействий, которые практически не учитываются нормами и стандартами, установленными для отдельных сред и источников воздействия, - это, прежде всего, непрямые (косвенные) воздействия, к которым относятся и воздействия социально-экономического характера (включая воздействие на здоровье человека).

Результаты прогноза воздействия на окружающую среду используются лицами, принимающими проектные, управленческие и иные решения, а также другими заинтересованными сторонами. В идеале, опираясь на результаты оценки воздействия, местные исполнительные и распорядительные органы, лица, принимающие решения, общественность и другие заинтересованные стороны смогут сделать обоснованный выбор - какой из предлагаемых вариантов намечаемой деятельности предпочтительнее (включая и вариант отказа от деятельности - нулевой).

Выявление воздействий, оценка их величины и значимости являются основным содержанием не только ОВОС. Такая же задача решается в процессе идентификации (определения) экологических аспектов при создании систем экологического менеджмента и в других случаях. Несмотря на определенное сходство, эти процессы имеют свои особенности, обусловленные масштабом оценки, а также временными рамками, для которых производится оценка воздействия.

Воздействие имеет как пространственные, так и временные границы и может быть охарактеризовано через изменение параметров состояния окружающей среды в течение определенного периода и в пределах определенной территории, являющееся результатом планируемой или реальной деятельности. Величина такого изменения может быть определена путем сравнения прогнозируемого или фактического состояния окружающей среды с таким, которое имело (или имело бы) место до начала деятельности, или если бы она не была начата.

Проведение ОВОС неосуществимо без выявления всех возможных воздействий путем анализа параметров функционирования объекта (существующего или проектируемого) и предполагаемых последствий для окружающей среды. За этим следует определение величины воздействия путем прогнозирования возможных изменений в окружающей среде в результате осуществления намечаемой деятельности и выявление наиболее значимых воздействий. Там, где это возможно, воздействия должны быть предсказаны количественно.

Задача по выявлению, оценке величины и значимости воздействия на окружающую среду решается с использованием методологии системного анализа. Однако вследствие сложности объекта анализа (геосистема, социо-эколого-экономическая система) методики его проведения разработаны недостаточно. Поэтому на всех его этапах широко используются экспертные оценки. Экспертные оценки органично дополняют все рассмотренные ниже методы выявления воздействий, а в ряде случаев профессионализм, знания и опыт экспертов являются основными инструментами как выявления воздействий, так и оценки их величины и значимости. В некоторых случаях полученные на основе экспертных оценок зависимости (в том числе и количественные) между показателями, характеризующими источник воздействия и состояние окружающей среды, используются для создания имитационных моделей, описывающих социо-эколого-экономическую систему, и моделирования.

В литературе по проблематике ОВОС упоминается ряд методов оценки, большинство из которых позволяет выявить воздействия и, в ряде случаев, ранжировать их по степени значимости.

Наиболее часто для выявления воздействий используются матричные методы и метод контрольных списков. Матричные методы позволяют наглядно отразить возможные воздействия (матрица Л. Леопольда), дифференцировать первичные и вторичные воздействия (матрица Петерсона, матрица взаимодействующих компонентов).

Однако, выявив все возможные воздействия, сразу оценить величину и значимость для каждого из них далеко не всегда представляется возможным. Это связано с необходимостью большого объема исследований и, соответственно, значительными затратами, отсутствием методик даже качественной оценки. Поэтому необходимо произвести отбор тех компонентов окружающей среды и характеристик источника воздействия, которые определяют общий уровень воздействия, т. е. ранжирование показателей, характеризующих как источник воздействия, так и объекты, подверженные воздействию. Именно наиболее значимые воздействия должны быть предметом пристального изучения при ОВОС. Для выполнения такой работы необходимо располагать информацией как о природных условиях и состоянии компонентов окружающей среды, так и об источнике воздействия. Поскольку под окружающей средой в ОВОС понимают не только компоненты природной среды, но и социо-эколого-экономическую систему в целом, то значимость изменений в окружающей среде в большой степени определяется именно последствиями социально-экономического характера. Социальные эффекты воздействий должны учитывать изменения среды и условий жизни (положительные и отрицательные) как отдельных индивидуумов, так и населения, проживающего в зоне возможного влияния проектируемого объекта.

Предметом рассмотрения должны быть воздействия, которые являются результатом всех этапов жизненного цикла объекта (строительство, эксплуатация, ликвидация, санация). При оценке величины и значимости воздействия необходимо учитывать воздействия, причиной которых может быть чрезвычайная ситуация, инцидент, авария. В таких случаях величина воздействия определяется не только масштабом последствий, но и вероятностью события, следствием которого будет воздействие. Причем должны учитываться даже маловероятные события, с которыми связаны значительные воздействия.

Ранжирование воздействий по степени значимости может быть проведено путем сравнения показателей, характеризующих величину воздействия, с санитарно-гигиеническими нормативами, фоновыми значениями, показателями состояния окружающей среды на момент начала планируемой деятельности, региональными показателями. Для отнесения воздействия к тому или иному уровню (классу) для показателей, его характеризующих, необходимо принять оценочную шкалу, используя которую можно ранжировать воздействия (слабое, умеренное, сильное, очень сильное и т. д.),

Результаты оценки воздействия являются основой для принятия решений о целесообразности осуществления планируемой деятельности. Однако даже значительное воздействие не может быть абсолютным препятствием для осуществления деятельности, если такое решение принято с участием всех заинтересованных сторон на основе максимально полной информации об объекте и его воздействии на окружающую среду. При принятии решений в такой ситуации находят баланс между качеством окружающей среды и выгодами (полезным эффектом), которые будут сопутствовать осуществлению планируемой деятельности, т. е. представления о значимости в конечном счете базируются на общественных предпочтениях.

 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

mobil super 3000 xe 5w 30 mobil xe 5w30
 
Решiтка бампера купить запчасть 6K0853665BGRU Skoda Audi Volkswagen Seat
 
bitcoin fog
 
full mp3 indir