Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Экология. Конспект лекций Основные функции и организационная структура государственного экологического управления

Основные функции и организационная структура государственного экологического управления

Основные функции государственного экологического управления

Экологическое управление реализуется через специальные функции. Приведем некоторые из них.

  • Прогнозирование и планирование природопользования и охраны окружающей среды.
  • Проведение экологической экспертизы.
  • Нормирование, лимитирование и стандартизация в области природопользования и охраны окружающей среды, (рассмотрены при описании финансово-экономического механизма, другие функции государственного экологического управления изложены ниже).
  • Изъятие и предоставление в пользование земель, лесов, других природных ресурсов и объектов; организация особо охраняемых природных территорий и объектов, введение защитных и иных природоохранных зон; отграничение на местности участков этих ресурсов, территорий и зон, персонификация указанных охраняемых объектов.

В настоящее время в республике практически отсутствуют природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы, которые не находились бы в ведении соответствующих органов, в пользовании, во владении, в собственности конкретных юридических и физических лиц.

Однако в реальной жизни часто возникает необходимость перераспределения естественных благ между разными природопользователями или исключения таких благ из хозяйственного оборота. Для этих целей Правительство или местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции изымают и предоставляют в пользование или во владение участки земель, вод, других природных ресурсов и отдельные природные объекты, организуют особо охраняемые природные территории, вводят вокруг них защитные зоны и т. д.

Предоставление природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов в пользование (во владение) предполагает их устройство. Так, участки природных ресурсов и природных комплексов подлежат соответственно землеустройству и лесоустройству, устройству участков водопользование недропользований и пользований атмосферным пространством; отдельные недвижимые объекты персонифицируются указательными знаками и ограничительными линиями.

Устроительные действия включают внешнее оконтуривание вышеназванных участков, определение на них режима природопользования, мест устройства дорог, размещения зданий, строений, введения охранных зон. Например, на участке садоводческого товарищества указываются внешние границы, расположение строений, водозаборной установки и охранной ее зоны, трубопроводов, дорог. При подземной добыче полезных ископаемых определяются внешние контуры горного отвода, местоположение ствола шахты, забоя, подземных подъездных путей, энергоустановок и т. д. В процессе устройства территории национальных парков вводятся зоны заповедования, регулируемого природопользования, рекреации и хозяйственной деятельности, указываются места расположения зданий, строений, устройства дорог, рекреационных маршрутов, экологических троп и др.

Разрешение споров по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

В советском природоресурсном законодательстве предусматривалось разрешение споров по вопросам природопользования и охраны окружающей среды в основном путем обращения в конкретные органы государственного управления или создания специальных согласительных комиссий. В новое законодательство об использовании природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов введен судебный порядок рассмотрения споров. С поры, сторонами в которых выступают юридические лица, разрешаются хозяйственными судами, а с участием физических лиц подлежат рассмотрению в народных судах.

Контроль и надзор за природопользованием и состоянием окружающей среды.

Контрольные и надзорные виды управленческой деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды подразделяются на: а) общий государственный контроль; б) специальный государственный, включая государственный экологический контроль, в) ведомственный контроль; г) общественный контроль и д) государственный надзор.

Общий государственный контроль за природопользованием и охраной окружающей среды в пределах своей компетенции осуществляют Национальное собрание, Правительство, Комитет государственного контроля, местные Советы депутатов, их исполнительные и распорядительные органы.

Специальный государственный контроль отнесен к ведению Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии и Государственного комитета по гидрометеорологии. Государственный экологический контроль является прерогативой Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Основной задачей общего и специального государственного контроля, государственного экологического контроля в области природопользования и природоохранной деятельности является обеспечение соблюдения всеми органами, юридическими и физическими лицами законодательства об использовании природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов, охране окружающей среды, а также установленного порядка изучения и пользования указанными ресурсами, объектами и комплексами, режима заповедования, проведения природоохранных мероприятий, финансовой дисциплины и международных соглашений в природоресурсной и природоохранной сферах.

Ведомственный контроль за природопользованием и охраной окружающей среды вменен в компетенцию отраслевых и функциональных министерств, например Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства транспорта и коммуникаций. Министерства обороны, Управления делами президента и других управленческих структур, в ведении которых находятся отдельные природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы.

В задачи ведомственного контроля входит осуществление контрольных действий за использованием укатанных ресурсов, объектов и комплексов предприятиями и организациями, подчиненными этим органам.

Министерство лесного хозяйства, являясь отраслевым органом, осуществляет контроль за использованием и охраной лесов собственными предприятиями, а также юридическими лицами других ведомств и гражданами, поэтому этот орган фактически выступает в качестве субъекта специального государственного контроля за лесопользованием, лесовосстановлением, воспроизводством, охраной и защитой лесных ресурсов.

Общественный контроль в области природопользования и охраны окружающей среды осуществляют общественные объединения и граждане. небезразличные к проблемам экологии. Задачами этой контрольной деятельности следует признать оказание содействия государственным органам, юридическим лицам в организации и осуществлении природопользования и охраны окружающей среды в интересах не отдельных ведомств или лиц, а на благо настоящего и последующих поколений.

Надзорные функции за природопользованием и охраной окружающей среды вменены в компетенцию органов по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике, санитарной, ветеринарной, пожарной и других служб государственного надзора. Основной задачей многих из указанных видов надзорной деятельности является обеспечение соблюдения требований, правил и технологий рационального, комплексного природопользования, проведения природоохранных мероприятий.

Балансовый и кадастровый учет природных ресурсов и природных объектов; ведение кадастров используемых и особо охраняемых природных территорий и объектов.

Балансовый учет природных ресурсов представляет собой расчетные материалы, позволяющие сопоставить потребности в конкретных природных ресурсах соответствующей территории, отрасти и (или) сферы антропогенной деятельности с реально имеющимися такими ресурсами, и предназначен для оценки наличия и степени использования этих ресурсов, планирования и принятия решений по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Учет природных ресурсов, по разным причинам выпадающих из хозяйственного оборота и иного использования, является забалансовым. К этой категории относятся участки территорий с природными ресурсами, находящихся в ведении органов обороны, охраны границ, пострадавших от стихийных бедствий или техногенных аварий и катастроф, а также ресурсы, которые при существующих технических средствах и технологиях не могут быть использованы по назначению.

В практике балансового учета составляются балансы земель, недр, включающие балансы полезных ископаемых и подземных полостей, водохозяйственные балансы.

Кадастровый учет в экологическом управлении заключается в ведении кадастров природных ресурсов (земель, вод, лесов, недр и др.) для реализации земельного, водного, лесного, иного природоресурсного законодательства, обеспечения регулирования земельных, водных, лесных, других природоресурсных отношений, управления природными ресурсами, проведения землеустройства, лесоустройства, иного устройства территорий и объектов природопользования, планирования деятельности природопользователей, осуществления других мероприятий, связанных с использованием и охраной природных ресурсов.

Природоресурсные кадастры представляют собой систематизированный свод объективных, достоверных, необходимых, достаточных, сопоставимых, взаимообусловленных и взаимосвязанных сведений о естественно-физических, экологических, хозяйственных, стоимостных экономических характеристиках и правовом статусе земель, вод, лесов, других природных ресурсов.

Мониторинг природопользования и охраны окружающей среды.

Мониторинг окружающей среды представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием окружающей среды для своевременного выявления происходящих в ней качественных и количественных изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных физических, химических, биологических и иных естественных или антропогенных процессов, а также обеспечения заинтересованных органов, юридических и физических лиц, населения текущей или экстренной достоверной информацией об окружающей среде. Исходя из того, что окружающая среда включает природную среду и среду жизнедеятельности людей, мониторинг окружающей среды подразделяется на наблюдения за состоянием и изменением земель, недр, вод, лесов, животного мира, растительного мира, атмосферного воздуха, особо охраняемых природных территорий, климатических и других ресурсов, а также наблюдения в области окружающей человека антропогенной среды. В содержание экологического мониторинга входят:

  • а) регулярные наблюдения за состоянием природных ресурсов и экосистем, сбор, обработка, хранение и использование соответствующей информации;
  • б) оценка фактического состояния природных ресурсов и экосистем;
  • в) выявление и нейтрализация источников экологической опасности;
  • г) составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов природопользования и охраны окружающей среды;
  • д) оповещение о катастрофах, стихийных бедствиях и других экологически опасных явлениях или процессах;
  • е) подготовка информации для органов, организаций и населения об окружающей среде.

Организационная структура государственного экологического управления

Структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели, называется организацией.

Организационная структура экологического управления - это система органов власти и управления, выполняющих функции, связанные с достижением экологических целей социально-экономического развития общества и функционирования субъектов хозяйствования.

В экологической сфере складывается широкий круг достаточно сложных, часто специфических видов и разновидностей общественных отношений, в качестве которых в целом следует признать: отношения землепользования, недропользования, водопользования и лесопользования, пользования атмосферным пространством, растительным и животным миром, отношения в области охраны природных ресурсов, природных объектов, природных комплексов, окружающей человека среды и природного заповедования. На организацию этих отношений и направлена управленческая деятельность в экологической сфере.

В зависимости от характера и объема компетенции органов, сферы или отрасли осуществления ими деятельности экологическое управление подразделяется на общее и специальное государственное, а также ведомственное (отраслевое), с отнесением определенного органа к одной из названных категорий.

Компетенция органов общего и специальною государственного дологического управления распространяется на все природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы независимо от их ведомственной принадлежности, круга пользователей, владельцев и собственников. Органы ведомственного отраслевого управления осуществляют управленческую деятельность по отношению к природным ресурсам, природным объектам и природным комплексам, а также их пользователям и владельцам в пределах вверенной государством этим органам отрасли, например лесного и сельского хозяйства. Ведомственное функциональное управление использованием и охраной природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов осуществляют органы, на которые возложены специфические управленческие функции по организации использования указанных ресурсов, объектов и комплексов, их охраны в связи с выполнением этими органами своих задач.

К органам общего государственного экологического управления в относятся правительство, местные исполнительные и распорядительные органы.

Органами специального государственного экологического управления, осуществляющими специальные надведомственные управленческие функции, являются Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственный комитет по гидрометеорологии, Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии, Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям. По сути, в качестве органов специального государственного управления природоохранной деятельностью выступают органы санитарного, ветеринарного и пожарного надзора, некоторые другие государственные службы, надзорные полномочия которых распространяются на всех природопользователей независимо от их подчиненности, форм собственности и хозяйствования.

Ведомственное отраслевое управление земельными, лесными, другими природными ресурсами, природными объектами и природными комплексами осуществляют Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство лесного хозяйства, Министерство архитектуры и строительства. Министерство транспорта и коммуникаций,  органы жилищно-коммунального хозяйства, водного хозяйства, рыбного хозяйства и некоторые другие отраслевые ведомства. К этим органам следует отнести Управление делами президента, в ведении которого находятся заповедники, национальные парки и ряд заказников.

Следует признать нежелательной практику вменения функций управления природопользованием государственным концернам, производственным объединениям и другим по сути хозяйствующим субъектам.

В качестве органов ведомственного функционального экологического у правления выступают: Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям. Министерство здравоохранения, Министерство экономики, Министерство финансов и Министерство внутренних дел.

Отдельные контрольные, надзорные, координационные и другие управленческие функции в области природопользования и охраны окружающей среды реализуют органы управления имуществом, пограничных войск, Национальная академия наук и другие специальные уполномоченные государством структуры.

Все управление природопользованием и охраной окружающей среды замыкается на Президенте, выступающем в качестве Главы государства и гаранта реализации национальной природоресурсной и природоохранной политики.

Полномочия рассмотренных органов закреплены в законодательных и подзаконных нормативных актах, положениях об этих органах.

Особая роль в системе органов государственно-экологического у правления принадлежит Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды. Согласно Положению «О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды», утвержденному постановлением правительства от 13.05.1997 № 475, главными функциями Минприроды являются:

  • разработка и проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью в республике, координация деятельности в этом направлении других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических лиц, независимо от форм собственности;
  • государственный контроль за соблюдением норм экологической безопасности, использованием и охраной поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов, общераспространенных полезных ископаемых и торфа, ведением охотничьего и рыбного хозяйства, охраной земель, озонового слоя, обращением с отходами, а также за ведением работ по геологическому изучению недр (государственный геологический контроль);
  • обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды и принимаемых мерах по ее оздоровлению, организация пропаганды экологических знаний, участие в создании системы экологического образования и воспитания, взаимодействие с общественными природоохранными объединениями;
  • осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции, изучение, обобщение и распространение опыта зарубежных стран в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • разработка предложений о совершенствовании экономического механизма природопользования, экологических нормативов, правил и стандартов по охране окружающей среды и регулированию использования природных ресурсов; о совершенствовании экономического механизма природопользования, экологических нормативов, правил и стандартов по охране окружающей среды и регулированию использования природных ресурсов;
  • подготовка предложений по вопросам рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды для включения их в проекты прогнозов и программ социально-экономического развития;
  • обеспечение разработки проектов республиканских программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
  • организация разработки территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • проведение государственной экологической экспертизы;
  • организация национальной системы мониторинга окружающей среды, учета и оценки природных ресурсов; формирование республиканского банка данных о состоянии окружающей среды, источниках ее загрязнения и истощения; ведение совместно с соответствующим и республиканскими органами государственного управления государственных кадастров водных ресурсов, недр, атмосферного воздуха, отходов, животного и растительною мира, торфяного фонда;
  • осуществление в установленном порядке государственного учета зоологических коллекций;
  • утверждение на основании результатов научно-практических исследований лимита изъятия из природной среды объектов животного мира, обеспечение соблюдения требований санитарно-эпидемиологической безопасности при осуществлении мероприятий по охране и использованию животного мира;
  • выдача разрешений на переселение диких животных (кроме рыбы и водных беспозвоночных) в новые места обитания, акклиматизацию новых для фауны видов диких животных, а также на проведение мероприятий по скрещиванию диких животных (кроме рыбы и водных беспозвоночных) в научно-исследовательских и хозяйственных целях;
  • на пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях с изъятием объектов животного мира (кроме рыбы и водных беспозвоночных) из природной среды;
  • на добычу редких, находящихся по угрозой исчезновения видов диких животных для разведения их в специально созданных условиях последующего расселения, а также в научно-исследовательских и других целях;
  • подготовка предложений о создании особо охраняемых природных территорий, а также предложений об утверждении их границ и положений о них, объявление природных объектов памятниками природы республиканского значения, установление их режима и выдача разрешений на изменение, реконструкцию, перемещение, снос памятников природы республиканского значения и застройку их территорий;
  • ведение Красной книги;
  • выдача разрешений на предоставление недр в пользование для геологического изучения, утверждение запасов полезных ископаемых, торфа и сапропелей;
  • выдача и аннулирование разрешений на захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, ввоз и вывоз животных и растений, их частей и производных (дериватов), специальное использование природных ресурсов;
  • выдача и аннулирование специальных разрешений (лицензий) на занятие отдельными видами деятельности;
  • обеспечение рассмотрения материалов предварительного согласования мест размещения предприятий и иных объектов и предоставления земельных участков для государственных и общественных нужд, согласование всех видов строительства в целях предотвращения возможной застройки площадей залегания полезных ископаемых, выдача разрешений на импорт всех видов отходов;
  • согласование размера расчетной лесосеки;
  • осуществление координации деятельности других республиканских органов государственного управления, субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности, в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
  • выдача разрешений на захоронение радиоактивных отходов и подготовка экспертных заключений об исключении земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, из сельскохозяйственного использования, а также их переводе в хозяйственное использование в соответствии с целевым назначением;
  • обеспечение участия работников органов Минприроды в комиссиях по приемке в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, работа которых может оказывать вредное воздействие на окружающую среду;
  • обеспечение издания информационных и других материалов, разработка компьютерных программ по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов;
  • организация сети общественных инспекторов по охране окружающей среды.

Минприроды может выполнять другие функции, предусмотренные законодательством.

Минприроды в пределах своей компетенции имеет право:

  • запрашивать у других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности, и получать от них информацию, необходимую для выполнения задач, возложенных на это Министерство;
  • предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранного законодательства;

Нормативный и экономический инструментарий экологического управления

Нормативный инструментарий экологического управления

Нормативный инструментарий экологического управления выражает необходимость соблюдения экологических требований и предписаний, направленных на сохранение качества окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов.

Определяющую роль в этом процессе играет экологическое нормирование-деятельность, направленная на установление системы научно обоснованных показателей (норм и нормативов) предельно допустимых воздействий на природную среду.

Экологическая (природоохранная) норма - это максимально допустимая величина, установленная мера абсолютного использования (потребления) природного (экологического) ресурса, обеспечивающая необходимое качество окружающей природной среды и минимальный расход природного сырья на производство единицы определенной продукции (работ).

В практике экологического нормирования выделяют три основных направления: санитарно-гигиеническое, производственно-ресурсное и экосистемное.

Санитарно-гигиеническое направление имеет своей целью обеспечить безопасность жизнедеятельности человека и сохранение генетического фонда природа. Санитарно-гигиеническое нормирование включает два блока. Первый связан с негативным (химическим и физическим) воздействием на человека, второй - с оценкой качества окружающей среды и ее компонентов. Химическое воздействие нормируется через предельно допустимые концентрации вредных веществ в средах и компонентах экосистем, а физическое (электромагнитное, радиационное, тепловое и т. д.) ограничивается предельно допустимыми уровнями (ПДУ) и предельно допустимыми дозами (ПДД). Оценка качества окружающей среды (второй блок) осуществляется через систему разного рода индексов (индексов загрязнения атмосферы (ИЗА), индексов загрязнения вод (ИЗВ) и др.).

Производственно-ресурсное направление включает два вида: нормирование безопасности производственной деятельности и нормирование рационального использования и охраны природных ресурсов. Безопасность производственной деятельности достигается на основе соблюдения экологических норм, которые выражают такие показатели, как предельно допустимые выбросы (ПДВ), предельно допустимые сбросы (ПДС) загрязняющих веществ, предельно допустимое размещение отходов (ПДРО). Главный путь в достижении лимитирующего воздействия на окружающую среду - это экологизация технологических процессов, повышение качества выпускаемой продукции, организационные мероприятия по ограничению прямого воздействия предприятия на природную среду и т. п.

Нормирование рационального использования и охраны природных ресурсов, являясь не только проблемой экономической, но и экологи- ческой, осуществляется с помощью таких механизмов, как лимитирование. лицензирование, сертификация и паспортизация В рамках экологического управления этот процесс усиливается благодаря применению системы кадастровых оценок, мониторинга, государственного экологического контроля и государственной экологической экспертизы.

Наиболее важным и перспективным направлением является эко- системное направление, главная задача которого состоит в сохранении биоразнообразия и нормальных условий продуцирования экосистем. Его содержание выражают показатели продуктивности и устойчивости экосистем, а также нормативы и регламенты, ограничивающие негативное воздействие хозяйственной деятельности на продуцирующие способности экосистем.

Это направление особенно актуально для обоснования комплекса норм и правил организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, предназначенных для сохранения экологического равновесия, генофонда и биоразнообразия.

Нормативная база экологического управления в первую очередь должна включать:

  1. нормы и нормативы использования природных ресурсов;
  2. нормы и нормативы качества окружающей природной среды (ограничения содержания загрязняющих веществ в сбросах и выбросах).

В данном аспекте наиболее актуальными нормами являются:

  • норма водоотведения — установленное количество отводимых сточных вод на одного человека или на условную единицу продукции, характерную для данного производства;
  • норма водопотребления - установленное количество воды на одного жителя или условную единицу производимой продукции;
  • норма выброса - суммарное количество газообразных и жидких отходов, разрешаемое предприятию для сброса в окружающую среду. Нормативный объем выброса определяется из расчета, что кумуляция вредных выбросов от всех предприятий данного региона не создает в нем концентраций загрязнителей, превышающих ПДК;
  • норма улавливания и обезвреживания вредных веществ, под которой понимается количество этих веществ и отходящих газов при производстве единицы продукции (работ, услуг), обеспечивающая выполнение требований по соблюдению качества атмосферного воздуха;
  • норма землеемкости - оптимальная величина площади земель, отводимых для хозяйственных целей (разработка месторождений полезных ископаемых), приходящихся на единицу производства продукции работ, услуг, капитальных вложений;
  • норма экологической емкости территории - максимально допустимая антропогенная нагрузка на ассимиляционный потенциал территории

Норма изъятия (добычи) ресурса - научно обоснованный лимит добываемых природных ресурсов, обеспечивающий их самовосстановление или рациональное использование. Норма изъятия ресурса - это качественно-количественное ограничение, предотвращающее нарушение структуры и функционирования популяций и экосистем - их половозрастного состава, внутренних взаимоотношений и т. д., в случае невозобновимых объектов эксплуатации (минеральные и другие подобные ресурсы), устанавливающее социально-экономически обоснованный режим расходования ресурса.

Для достижения конечных целей используемые в системе нормативного метода управления показатели группируются по признакам, характеризующим:

  1. качественное и количественное состояние природно-ресурсного потенциала и его отдельных компонентов (объемы природных ресурсов, их качественный состав, загрязненность, предельно допустимые концентрации веществ (по ингредиентам)) в природных сферах и экосистемах;
  2. производственно-хозяйственное воздействие на природно-ресурсный потенциал (объемы потребления природных ресурсов, объемы выбросов загрязняющих веществ, предельно допустимые выбросы и сбросы, площади нарушенных земель, ущерб от загрязнения окружающей среды и др.);
  3. природоохранную деятельность (очистка сточных вод, обезвреживание вредных выбросов, мощность очистных установок и сооружений, рекультивация земель, лесовосстановление, защита почв от эрозии и т. д.);
  4. объемы затрат на осуществление деятельности по охране природы (объем капиталовложений, направленных на проведение природосберегающей деятельности, утилизация отходов, объем капиталовложений, направленных на проведение специализированной природоохранной деятельности; текущие природоохранные затраты);
  5. эффективность природоохранной деятельности и ресурсосбережения (показатели социальной эффективности — продолжительность жизни, детская смертность, заболеваемость населения; показатели экономической эффективности - прибыль, рентабельность (окупаемость) экологических инвестиций).

В системе экологического управления могут использоваться и другие нормы и нормативы, выражающие разные аспекты природоресурсной деятельности, а также характеристики и масштабы воздействия на состояние окружающей природной среды, Но ключевая роль в зтом процессе принадлежит показателям качества (загрязнения) окружающей природной среды и показателям эффективности использования природных ресурсов.

Взаимосвязь этих показателей очевидна: чем меньше расходуется природного вещества на единицу продукции, тем в большей степени сохраняется природно-ресурсный потенциал территории (страны).

Экономический инструментарий экологического управления

Экономический инструмент - это любой прием или средство, основанные на экономическом интересе, изменяющие мотивацию поведения субъектов хозяйствования. Экономический инструментарий экологического управления основывается главным образом на системе платного природопользования, в которой определяющую роль играют разного рода платежи налогового и неналогового содержания.

Природа экологических платежей (плата за пользование природными ресурсами и плата за загрязнение окружающей) обусловлена воз- мездностью потраченных сырьевых и экологических ресурсов природы и определяется системой рыночного и нормативного ценообразования на эти ресурсы. Поэтому экономическую сущность экологических платежей неправомерно рассматривать только с позиции налоговых отношений, особенно в контексте фискальной сущности последних. И хотя природоохранное законодательство экологические платежи трактует как налог, вместе с тем размер платы, как правило, определяется рыночными методами (способами) - на конкурсах, аукционах и т. д., что совершенно нехарактерно по отношению к природе налога.

Налог - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Однако, с определенной долей условности, эти понятия (налог и платежи) можно рассматривать как взаимозаменяемые, помня при этом, что экономическая природа у них разная: у платежей - возмездность, у налогов - фискальность.

Разработанная Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) классификация экономических инструментов экологического управления включает следующие типы.

  1. Плата (налоги за выбросы (сбросы)) - плата за загрязнение - это прямые платежи, основанные на измерении или оценках количества и качества загрязнения.
  2. Плата за пользование ресурсами - платежи на покрытие затрат за коллективные услуги в сфере природопользования. В основном используется местными властями в качестве финансового механизма для покрытия затрат на сбор и отчистку сточных вод и утилизацию твердых отходов.
  3. Продуктовые налоги {платежи) — применяются на продукцию, создающую загрязнения в процессе ее производства, потребления или утилизации (удобрения, пестициды, упаковочные материалы и т. д.). Продуктовые налоги вводятся с целью относительного увеличения цен на экологически вредную продукцию. Собранные доходы часто используются для финансирования систем сбора и переработки отходов.
  4. Плата за экологические нарушения — применяется к субъектам, не выполняющим требования природоохранного законодательства и системы экологического управления. Она может определяться по-разному. Например, на базе ущерба или прибыли, полученной из-за несоблюдения экологических требований.
  5. Система возвратных депозитов. Залоговая цена - плата производителя в момент покупки продукта (например, стеклянных бутылок). Плата (депозит) частично или полностью возмещается при возврате продукта специализированной организацией.
  6. Торговля правами (разрешениями) на выброс («торговля выбросами») - эта система основана на следующем принципе: увеличение количества выбросов в одном месте должно быть сбалансировано сокращением выбросов в другом месте.
  7. Залоговый депозит - используется с целью обеспечения гарантии выражения экологических требований загрязнителями или природопользователями. Они должны внести депозит в форме залога. Залог возвращается после выполнения обязательств.
  8. Субсидии - все формы прямой финансовой помощи загрязнителям или пользователям природных ресурсов. Например, в виде фантов, налоговых льгот, ускоренной амортизации.
  9. Стимулирующие налоги и платежи - основная цель состоит в изменении поведения субъектов, наносящих ущерб окружающей среде. Стимулирующие платежи (налоги) используются для достижения природоохранных целей. Часто стимулирующие инструменты применяются в форме платежей с последующим использованием доходов для дальнейшего поощрения изменения поведения через субсидирование природоохранных инвестиций.
  10. Платежи на покрытие затрат - это платежи, идущие на покрытие затрат по предоставлению экологических услуг отдельным потребителям или общественности. Подобные платежи часто встречаются в водном секторе и управлении отходами.
  11. Фискальные инструменты - прежде всего направлены на формирование доходов бюджета. Они могут также стимулировать позитивные изменения в поведении природопользователей, но это не является их основной целью.

Экологические проблемы, как правило, решаются с помощью исполнения так называемой «смешанной политики», базирующейся на комбинации командно-административных, экологических и других инструментов.

Важно отметить, что экономические инструменты не являются идеальным и единственно легким решением экологических проблем, наоборот, эффективность экономических инструментов во многом зависит от «смешанной политики».

 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

купить мобил 1 5w50 мобил 1 5w50 интернет магазин автомасел
 
лонжерон купить запчасть 6K0809147A Skoda Audi Volkswagen Seat
 
http://myhitmp3.top/mp3/atoms+for+peace+unless
 
bitcoin mixer