Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Экология. Конспект лекций Экономический механизм экологического управления

Экономический механизм экологического управления

Особенности экономического механизма управления в экологической сфере определяются спецификой результата трудовой деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды. Экологическая сфера, как известно, подразделяется на природоресурсную и природоохранную (собственно экологическую) подсистемы (сферы).

Природоресурсная сфера входит в систему материального производства. Ее экономический механизм функционирования в условиях рынка определяют категории товарного производства: доход, прибыль, рентабельность и др. Причастность природоресурсной сферы к экологической имеет место только в том случае, если труд, связанный с использованием природных ресурсов, является по своей сути природоохранным и ресурсосберегающим, обусловливающим постоянный процесс экологизации производства (малоотходные и безотходные технологии, утилизация отходов и т. п.). В этом случае природоресурсную сферу характеризуют не только чисто экономические, но и экологические интересы хозяйственной деятельности предприятия (организации).

В отличие от природоресурсной в собственно экологической сфере результаты труда (за некоторым исключением) не опосредуются рынком. Особенностью экономики собственно экологической сферы является, как правило, «нетоварный характер» ее результатов. В отличие от материального производства, в собственно экологической сфере результаты труда в основном носят непосредственно общественный характер, и их целесообразность определяется без всякого товарного обмена. Рынок в данном случае не опосредует степень соответствия воспроизводства природных благ общественным потребностям. В собственно экологической сфере общественное признание труд находит не в товаре, а в общественной полезности природных ресурсов, которую в условиях рынка выражают «внешние положительные эффекты», являющиеся основой определения экологической ренты.

Эффективность экологического управления определяется не только необходимостью учета особенностей результата труда в природоресурсной и природоохранной сферах, но и собственно содержанием. структурой, определенным типом конструкции взаимосвязи его главных звеньев.

Экономический механизм экологического управления - это система взаимосвязанных методов, инструментов и условий, необходимых для достижения эколого-экономических целей устойчивого природопользования.

Ключевыми словами в вышеприведенном определении являются: «метод», «инструмент», «условие».

Смысловое значение (семантика) слов «метод» и «инструмент» весьма близко.

Метод - это прием в системе управления, способ или образ действия.

Инструмент - орудие, средство, прием, применяемые для достижения цели.

Метод есть процесс, а инструмент - выражение этого процесса, действия. Например, ценообразование - это процесс формирования цен, а цена есть конкретное выражение ценности (значимости) конкретного блага или услуги.

Условие - есть основа, предпосылка, обеспечивающая функционирование механизма управления.

В качестве условий эффективного функционирования экономического механизма выступают нормативная правовая база и организационно-экономическая структура управления. Отсутствие одного из структурных элементов системы экологического управления свидетельствует об отсутствии самой системы управления, точнее, его экономического механизма.

Содержание механизма платного природопользования и проблемы его совершенствования

Содержание платного природопользования выражает система экологических платежей и другие виды плат.

Согласно принятой в отечественной экономической науке терминологии, следует различать экологические платежи в широком смысле слова, т. е. все виды плат в системе природопользования, и собственно экологические платежи, выражающие только плату за загрязнение (сохранение) окружающей природной среды.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» и Законом «О налоге за пользование природными ресурсами» (экологическом налоге)».

Согласно Закону «О налоге за пользование природными ресурсами (экологическом налоге)», за выбросы (сбросы) |загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов налог взимается в кратном от базовой ставки размере. Этим же законом установлено, что источником платежей за пользование природными ресурсами и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов являются издержки производства (себестоимость), а за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

К сожалению, существующие экологические платежи не выполняют до конца свои главные функции - эффективное стимулирование и финансирование экологоориентированного природопользования. Одной из причин такого положения является отсутствие разработанной методологии построения единой системы платного природопользования.

При разработке методик по отдельным видам экологических платежей упускается главное: их ценовая соразмерность и взаимосвязь. Кроме того, уровень платы определяется без должной увязки с эколого-экономическими интересами природопользования.

Исходя из необходимости сохранения (приумножения) природного капитала, его средообразующей роли, весь механизм платного природопользования должен строиться на единой методологической основе - теории экономической ренты.

Рассматривая содержание рентных отношений, следует различать понятия «экономическая» и «дифференциальная» рента. Первая категория шире второй. Экономическая рента - это цена редкого ресурса с ограниченным предложением. В самом общем виде экономическая рента представляет собой доход, полученный посредством любого производственного фактора, предложение которого характеризуется неэластичностью. Классический пример такого фактора - природные ресурсы.

Дифференциальная рента, являясь частным случаем экономической, выражает величину дополнительного дохода, возникающего в результате использования ограниченных разнопроизводительных природных ресурсов в качестве средства труда (земля, вода для орошения), источника энергии (гидроэнергия) или непосредственно в качестве предметов потребления (питьевая вода, дикорастущие плоды).

Анализ генезиса теории экономической (дифференциальной) ренты, начиная с периода раннего капитализма и заканчивая исследованиями представителей «экономике», позволил выявить, что научные школы, по-разному интерпретируя причины возникновения ренты и ее природу, характеризуются взаимосвязанностью позиций с точки зрения ценностного аспекта ренты: последняя является производной от рыночной цены продуктов природопользования, обусловлена неэластичностью предложения ресурсов природы и оплачивается всем обществом.

В условиях рыночных отношений рента выступает в качестве эффекта (сверхприбыли) эксплуатации ограниченных природных ресурсов, являясь самостоятельной частью цены продукта природопользования.

В практике развитых стран широко используется так называемый остаточный принцип расчета величины дифференциальной ренты.

Однако окончательный размер ренты определяется не расчетным путем, а реалиями рынка, причем не только рынком продукта природопользования (зерно, пиломатериалы и т. д.), но и рынком самих природных ресурсов (продажей земли, леса и т. д.).

По мере развития человеческого общества экономические потребности принимают разные формы. В общеисторическом смысле к ним относятся в первую очередь потребности в совокупности жизненных благ, являющихся непосредственной основой существования человека. В конкретных общественных условиях эти потребности трансформируются в систему экономических интересов, т. е. в систему непосредственных мотивов производства, трудовой деятельности.

Возникновение проблемы ограниченности естественных ресурсов, и прежде всего ресурсов средообразования - экологических систем, их качественные и количественные характеристики непосредственно связаны с производственной деятельностью человека, ее целевой ориентацией и мотивацией. Именно экономический интерес, направленный на текущее потребление материальных и нематериальных благ и услуг, а также их накопление, без учета состояния и ограниченности первейших и незаменимых ресурсов жизни - чистого воздуха, воды и т. п., привел к возникновению экологических потребностей.

В контексте сказанного экологические потребности находятся под непосредственным влиянием экономических потребностей, их нового направления развития. Смена ориентации социально-экономического развития, а значит, смена экономических интересов является главной предпосылкой решения экологических проблем.

На формирование ценностных отношений устойчивого природопользования, кроме качественного изменения экономических потребностей, существенное влияние оказывает структурная характеристика самого объекта, благодаря которому возникают эти отношения.

Природные ресурсы, повлеченные в хозяйственный оборот, одновременно являются органичными элементами экосистем С точки зрения организации устойчивого природопользования данное обстоятельство является особенно актуальным

Важно подчеркнуть, что в рамках естественных экосистем каждый природный объект функционально связан с остальными элементами природного комплекса, Поэтому антропогенное воздействие (прямое или косвенное) на отдельные природные ресурсы приводит к изменению состояния всей экосистемы. Этим определяется необходимость комплексного, системного подхода к рассмотрению объекта ценностных отношений природопользования.

Носителями этих отношений являются не только отдельные ресурсы. но и экосистема в целом. Более того, с точки зрения удовлетворения эколого-ресурсных потребностей ценностные отношения по воспроизводству всей экосистемы являются первичными, основополагающими, трансформирующими чисто экономические интересы природопользования в эколого-экономические.

Отсюда субстанциональной основой рентных отношений выступают не столько отношения по эксплуатации природного ресурса, сколько отношения по сохранению экологического равновесия и воспроизводству природных комплексов.

При этом нельзя отрицать самостоятельное значение дифференциальной ренты, построенной на основе эксплуатационной ценности природного ресурса. Но такие рентные отношения носят узкоцелевой характер и в лучшем случае экономически обеспечивают воспроизводство отдельных ресурсов, а не экосистемы в целом, элементом которой они являются.

Сложную совокупность новых ценностных отношений, складывающихся по поводу удовлетворения экологических потребностей общества, призвана отразить такая экономическая категория, как экологическая рента.

Носителем экологической ренты является собственно экологический эффект, который представляет собой устойчивое продуцирование экосистем, обеспечивающих процесс средообразования на конкретной территории (акватории) и ее экологическое равновесие.

Экологическая рента выражает интересы настоящих и будущих поколений. В стоимостном аспекте экологический эффект представляет собой экономию будущих затрат, связанных с воспроизводством средо- образующих функций экосистем. Эта экономия тем больше, чем больше период естественного воспроизводства (продуцирования) экосистем, их жизненный цикл.

Экологическая рента как экономический инструмент выступает в качестве стоимостного гаранта воспроизводства живой природы и одновременно экономически стимулирует процесс ресурсосбережения и природоохранения. В прикладном аспекте экологическая рента - это плата за право пользования ограниченными экологическими (средообразующими) ресурсами.

Экологическая рента не имеет своего прямого стоимостного (ценностного) выражения. Ее экономическую субстанцию определяет альтернативная стоимость сохранения (воспроизводства) экологических ресурсов.

Альтернативная стоимость есть оценка наиболее предпочтительной из отвергнутых альтернатив. В нашем случае наиболее предпочтительной из отвергнутых альтернатив выступает материальное благо - главный «противовес» удовлетворения экологических потребностей.

В содержание альтернативной стоимости можно вкладывать разный смысл и трактовать данную категорию неоднозначно, если не следовать строгой экономической логике. «Строгость», прежде всего, состоит в понимании самого процесса выбора (нахождении наиболее выгодной альтернативы) при удовлетворении разных по характеру и виду потребностей, их «субординации» с позиции именно потерянной экономической выгоды. Особой проблемы не возникает, если речь идет об удовлетворении одного вида (класса) потребностей, например материальных. Эти потребности взаимозаменяемы по критерию максимизации прибыли: выбирается тот вариант, который отвечает требованию данного критерия. Но когда возникает необходимость в удовлетворении совершенно нового класса потребностей - экологических, речь уже должна идти (относительно выбора) не о выгодности альтернативы, а о необходимости и экономической целесообразности удовлетворения качественно новой потребности.

Удовлетворение экологических потребностей будет иметь место только в том случае, если часть экономических ресурсов направлена (т. е. изъята из обычного хозяйственного оборота) для данного удовлетворения.

В этой связи ценность экологического блага определяется потерей наиболее выгодной экономической альтернативы. В качестве потери наиболее выгодной экономической альтернативы выступает экономическая (дифференциальная) рента, недополучение или потеря которой связаны с ограничением или вовсе прекращением эксплуатации природных комплексов ради достижения поставленных экологических целей. Следовательно, в случае удовлетворения экологических потребностей носителем ценностных отношений природопользования также является экономическая рента, правда, выполняющая уже иную социальную функцию функцию предельных затрат - стоимостного выражения экологического эффекта.

Возрастающая во времени ограниченность природных ресурсов и рост их общественной полезности меняет содержание самой экономической ренты. В конечном счете величина экономической ренты в индустриально развитом обществе начинает зависеть не столько от дифференциации природных ресурсов, сколько от благоприятных условий их использования, т. е. от технологического фактора, непосредственно выражая не только интересы природоэксплуатации, но и ресурсосбережения. Данное положение свидетельствует о том, что в основу построения экономической ренты должен быть положен нормативный принцип ценообразования, учитывающий тенденции устойчивого природопользования.

Ключевое положение построения эффекта воспроизводства природных ресурсов (экономической ренты) состоит в том, что «цена» экономического интереса ресурсосбережения должна быть не ниже «цены» экономического интереса ресурсоэксплуатации. Поэтому значение рентного коэффициента следует принимать на уровне не ниже коэффициента эффективности (рентабельности) производства продукции природопользования.

В конечном счете величина рентной ставки - это определенный процент отчислений от стоимости реализованной продукции.

Важно подчеркнуть, что нормативный метод определения ренты в большей степени гарантирует необходимую величину воспроизводства ренты как основы платного природопользования, поэтому должен стать ведущим в системе реализации эколого-экономических интересов устойчивого природопользования.

В итоге цена воспроизводства природного ресурса непосредственно связана с его экономией в материальном производстве и необходимостью сохранения естественного равновесия в экологической сфере. Кроме того, любой природный ресурс, вовлеченный в хозяйственный оборот, является элементом экосистемы (природного комплекса). С учетом этого экологическая составляющая оценки природных ресурсов выступает не как некая добавка к их экономической ценности, а пронизывает содержание последней, трансформируя ее в эколого-экономическую ценность.

Данный процесс с экономической точки зрения выражает величина дисконтированной, а точнее капитализированной ренты.

Процесс капитализации ренты означает, что она должна гарантированно воспроизводиться, по сути дела бесконечно (в другой экономической интерпретации капитализация - это получение собственником ресурса постоянного ежегодного дохода (прибыли) на вложенный капитал).

В экономическом смысле «бесконечность» выражается через тот или иной уровень коэффициента капитализации (нормы дисконта). Его величина зависит от многих причин и определяется не только уровнем эффективности общественного производства, но и спецификой природ- нош блага, особенностями его воспроизводства. В экономической сфере предельная величина уровня капитализатора (коэффициента дисконтирования) обычно связывается со ставкой банковского ссудного процента. В большинстве стран Западной Европы коэффициент дисконтирования, принимаемый на уровне минимальной внутренней нормы доходности для капиталовложений частного сектора, равен 8-12%.

Но вышеуказанная величина коэффициента дисконтирования далеко не всегда выражает полную экономическую ценность того или иного ресурса. Его уровень (норма) скорее всего определяется уровнем эффективности экономического воспроизводства традиционного (производственного) капитала, ориентированного на получение быстрой отдачи, что, в свою очередь, не лишено стремления к интенсивной и чрезмерной эксплуатации природных ресурсов.

Главная отличительная черта природного капитала - его экологическая ценность. Поэтому норма дисконта, выражающая предельную эффективность воспроизводства экономического ресурса, есть лишь отправная точка при определении уровня капитализатора в экологической сфере. Содержание формулы капитализированной ренты говорит о том, что при одинаковом числителе, т. е. ежегодной экономической ренте, но при более низкой ставке капитализатора, экономическая ценность природного блага повышается, причем за счет денежного выражения экологической ценности. Другими словами, экономическая рента трансформируется в ренту воспроизводственную. Ее размер в законченном виде, т. е. как капитализированная величина, в значительной мере определяется нормой дисконта - своеобразным коэффициентом эффективности воспроизводства экологического капитала.

Коэффициент эффективности воспроизводства ресурсов как составных цементов природных комплексов обусловлен продолжительностью естественных процессов, определяющих круговорот в природе и устойчивость продуцирования экосистем.

Период создания (воспроизводства) природного вещества может изменяться от столетий (например, лесные экосистемы) до нескольких тысяч лет (создание почвенного плодородия). Вышеуказанный временной период создания природного вещества с точки зрения экономической эффективности воспроизводства капитала обусловливает низкий уровень капитализатора (0,02 и ниже).

Воспроизводственная рента, основанная на эффекте воспроизводства природных благ, ориентирует хозяйственную деятельность на устойчивое природопользование, экологизируя экономические потребности общества (человека).

В контексте построения единой системы платного природопользования находится также проблема определения стоимости экологического ущерба, наносимого окружающей природной среде. При этом важно иметь в виду, что в рамках продуктивных возможностей ассимнляционного потенциала загрязнение окружающей природной среды не приводит к снижению средообразующих функций экосистем, а следовательно, не наносит им ущерба.

Другими словами, не всякое загрязнение приводит к экологическому ущербу, а лишь то, которое превышает продуктивные (ассимиляционные) способности природы, ее экологические ресурсы. Эти границы призваны определять экологические нормативы воздействия хозяйственной деятельности на качество и состояние окружающей природной среды. Согласно этим нормативам, объем загрязнения устанавливается на уровне, не превышающем ассимиляционный потенциал (экологические ресурсы) конкретной территории. Превышение этого уровня и есть экологический ущерб, размер которого выражает капитализированная величина экологической ренты (в зависимости от уровня потерь продуцирующей способности экосистем). Стоимостная величина экологического ущерба может быть рассчитана и на альтернативной основе: как капитализированная величина экологического эффекта утилизации отходов (использования вторичных ресурсов).

Организационно-экономический и финансово-экономический механизм экологического управления

В структуре экономического механизма экологического управления выделяются две относительно самостоятельные, но взаимосвязанные между собой подсистемы: организационно-экономический и финансово-экономический механизмы.

Содержание организационно-экономического механизма охватывает разрабатываемые и утверждаемые в установленном порядке компетентными органами систему экологического учета, проведение экологической экспертизы, прогнозы, планы, стандарты, нормативы, лимиты природопользования, а также экологический аудит и экологический маркетинг

Финансово-экономический механизм включает государственные капитальные вложения, кредиты, ссуды, дотации, другие инвестиции, налоги, пошлины, сборы, налоговые льготы, компенсационные платежи. цены, специальные фонды и иные денежные активы, привлекаемые в экологическую сферу, а также материально-техническое снабжение, экологическое страхование и систему возмещения вреда и ущерба в области природопользования.

Штрафы и другие экономические санкции, являются следствием экологических правонарушений, поэтому их не следует причислять к специфическим экономическим средствам обеспечения природопользования и охраны окружающей среды. Правонарушения и санкции методологически оправдано рассматривать в разделе об ответственности за нарушение природоресурсного и природоохранного законодательства.

Вышеназванные экономические средства обеспечения природопользования, будучи урегулированными нормами природоресурсного, природоохранного, хозяйственного, финансового, налогового и иного законодательства, составляют основу экономико-правового механизма осуществления природоресурсной и природоохранной деятельности. Без норм права эти средства самостоятельно не способны приходить в движение, представляют собой застывшие, статические явления и не могут быть признаны сугубо экономическими механизмами в значении «двигателя» экологических отношений.

Рассмотрим более подробно каждый из элементов экономического механизма экологического управления.

Организационно-экономический механизм

Система экологического учета. Управленческая функция учета в экологической сфере осуществляется в организационно-правовых формах составления балансов и ведения государственных кадастров природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов.

В наиболее общем смысле термин «баланс» означает соотношение взаимосвязанных показателей каких-нибудь процессов или явлений: политических сил, торгован» энергии, материалов и т. д. Категория «баланс» применяется также в природоресурсной сфере для оценки состояния. определения направлений, целевого назначения, форм, способов и характера использования и охраны естественных богатств, а также условий и причин их выпадения из экосистем или выбытия из сфер и отраслей антропогенной деятельности.

Природные ресурсы, находящиеся в пользовании, потенциально пригодные, предназначенные и предоставленные для использования, являются балансовыми Естественные блага, по разным причинам выпавшие ю соответствующих сфер и отраслей человеческой деятельности. относятся к забалансовым. Последними могут признаваться участки указанных кадастров на конкретные органы государственного управления, академические и учебные учреждения.

Общие нормы о кадастрах природных ресурсов включены в Кодекс о эсмлс (ст. 142-144), Кодекс о недрах (ст. 39), Водный кодекс (ст. 92), Лесной кодекс (ст. 88), Закон «Об охране и использовании животного мира» (ст. 13,14) Приняты положения о порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель, Положение о порядке ведения кадастра торфяного фонда. Положение о порядке ведения государственного кадастра атмосферного воздуха, Положение о порядке ведения государственного водного кадастра, Положение о порядке ведения государственного кадастра недр и некоторые другие подзаконные нормативные правовые акты о природоресурсных кадастрах.

Однако ни один из рассмотренных выше кадастров не сформировался как действенная организационно-правовая и экономико-экологическая информационная система обеспечения управления природопользованием и охраной окружающей среды. Вместо этих кадастров ведутся, например, кадастровые справочники водного и торфяного фондов, кадастровая книга лесного фонда и т. д.

Представляется, что более оправдано развивать и совершенствовать действующую земельно-кадастровую систему, тесно увязывать ее с системами кадастров других природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов. В этой связи необходимо разработать и принять Закон «Об экологическом кадастре», разделами которого должны быть нормы по регулированию ведения кадастров природоресурсной (земельного, водного, лесного, атмосферного пространства, недр, животного мира и других природных ресурсов) и природоохранной (особо охраняемых природных территорий и объектов, захоронений и т. д.) сфер. В развитие норм предлагаемого закона следует разработать положения о кадастрах конкретных видов природных ресурсов, особо охраняемых природных территорий и объектов, захоронениях отходов и т. д.

Структура любого из предлагаемых кадастров должна состоять из:

  • а) естественно-физического элемента, включающего количественную и качественную характеристику объекта кадастра и отражающего его содержание;
  • б) хозяйственного элемента, характеризующего производственную или непроизводственную ценность такого объекта в качестве средства производства, естественной «кладовой» и предопределяющего направления, цели, формы, методы, характер и масштабы его использования.

Содержащаяся и экологическом кадастре информация может быть использована для прогнозирования, планирования, нормирования, лимитирования, организации и осуществления ценообразования, налогообложения, принятия иных управленческих решений по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Экологическая экспертиза. Дефиниция «экспертиза» в переводе с французского означает «опытный» и представляет собой исследование специалистом-экспертом вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, социальной сферы и т. д. Истощение природных богатств, деградация окружающей среды и опасность наступления экологического коллапса обусловили появление специфической оценочной деятельности в виде экологической экспертизы.

Правовое регулирование оценочно-экспертной деятельности осуществляется законом «Об охране окружающей среды», «О государственной экологической экспертизе», Инструкцией Минприроды «О порядке проведения государственной экологической экспертизы документации» и другими актами законодательства. Экологическая экспертиза может быть государственной и общественной.

Прогнозирование и планирование природопользования. В прогнозах и планах природопользования с разной степенью детализации намечаются перспективы, направления, масштабы и темпы использования природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов; моделируются возможные изменения свойств и качества этих ресурсов, объектов, комплексов и деградации естественной среды; обосновывается необходимость восстановления и воспроизводства возобновляемых ресурсов, организации природного заповедания и проведения средозащитных мероприятий.

Одними из наиболее общих прогнозно-плановых документов в области природопользования и охраны окружающей среды являются: Концепция национальной стратегии устойчивого развития.

Специфическим прогнозно-плановым документом организации природного заповедования является Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий и объектов.

Имеются схемы рационального использования и охраны отдельных природных ресурсов и природных комплексов, например Схема рационального использования и охраны торфяных ресурсов на период до 2010 г.

Существенные коррективы в анализируемый элемент экономического механизма внесены в соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития» от 5 мая 1998 г., предусматривающим систему государственных прогнозов социально-экономического развития, а также программы социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. При этом указанные прогнозно-программные документы оправдано отнести к элементу экономического механизма в том случае, если они подкреплены финансовыми средствами, материальными, энергетическими и (или) иными ресурсами.

Нормативы, лимиты и стандарты природопользования. Нормативами, лимитами, стандартами природопользования и охраны окружающей среды устанавливаются соответственно объемы ресурсопотребления, выбросов, сбросов загрязняющих веществ в естественную среду, эталонные параметры состояния природных ресурсов, природных объектов, природных комплексов и участков среды жизнедеятельности человека. В указанных случаях фактически имеют место вынуж- денные ограничения масштабов деятельности субъектов хозяйствования и предписания этим субъектам соблюдать существующие природохранные и другие стандарты.

Характерно, что стандартизация в природоресурсной и природоохранной сферах осуществляется не только применительно к организационным структурам, техническим средствам и технологиям, оказывающим воздействие на ресурсы, объекты н комплексы, но и в отношении экологической сферы в целом, что значительно повысит гарантии поддержания и сохранения качественно-количественных параметров окружающей природной среды.

Экологический аудит Одним из эффективных элементов организационно-экономического механизма является экологический аудит, который осуществляется в целях оценки проверок производственно-технологической, финансовой, иной документации, экологических последствий использования юридическими лицами природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов, установления соответствия деятельности этих лиц требованиям природоресурсного и природоохранного законодательства.

Экологический маркетинг. В последнее время в экологической сфере употребляется понятие «маркетинг» как комплексная система организации и управления деятельностью субъектов хозяйствования по формированию спроса и предложения на товары, работу и иную продукцию. При оптимальном сочетании экологических и экономических интересов настоящего и последующих поколений маркетинговая деятельность в принципе должна стать эффективным средством обеспечения устойчивого природопользования. Приоритетом в этой деятельности является формирование спроса и предложения на экологически чистую продукцию, экологически безопасные технические средства и технологии, природоохранное оборудование и т. д.

Финансово-экономический механизм

Государственные капитальные вложения, кредиты, ссуды, иные инвестиции. Для осуществления рационального, комплексного использования, улучшения, восстановления и воспроизводства естественных богатств, организации природного заповедания, проведения природоохранных мероприятий требуются значительные капитальные и текущие затраты.

Как уже отмечалось, в природоресурсных кодексах и законах предусмотрены отдельные виды финансового обеспечения использования и охраны земель, вод и других природных ресурсов, причем без указания источников получения средств на эти цели. В свою очередь, Законом "Об охране окружающей среды" предписывается финансирование природоохранных мероприятий за счет: республиканского и местного бюджетов; целевых бюджетных и общественных фондов; кредитов банков; средств юридических лиц, добровольных взносов граждан, иных не запрещенных законодательством источников.

 

В условиях экономического кризиса и хронического бюджетного дефицита проблематично осуществлять государственные капитальные вложения во все сферы природопользования и охраны окружающей среды. Например, за счет республиканского бюджета финансируются в основном геологоразведочные и топографо-геодезические работы, известкование кислых почв. Поэтому наиболее вероятными источниками получения субъектами хозяйствования средств на обеспечение своей природоресурсной и природоохранной деятельности могли бы стать кредиты, ссуды, иные внутренние, а также иностранные инвестиции Однако, во-первых, отсутствуют специальные законодательные акты по регулированию кредитных отношений, в том числе в природоресурсной и природоохранной сферах. Эти отношения частично регламентируются нормативными, в основном подзаконными правовыми актами о банковской деятельности. Во-вторых, в республике не создано банковское учреждение, специализирующееся по финансированию природопользования и охраны окружающей среды, как, например, земельные банки в западных странах. Указанные факторы затрудняют получение средств на природоресурсные и природоохранные цели.

Инвестиционным кодексом в качестве объектов инвестиций на концессионной основе предусмотрены земля и другие природные ресурсы согласно перечню, утвержденному Президентом. Концессии могут осуществляться в соответствии с:

  • полным концессионным договором;
  • концессионным договором о разделе продукции;
  • концессионным договором об оказании услуг (выполнении работ).

В силу экономической нестабильности в государстве, длительности сроков возврата вкладываемых средств, отсутствия объективной стоимостной оценки природных ресурсов и специализированного банковского учреждения нормы этого Кодекса применительно к инвестированию природоресурсной и природоохранной сфер практически не работают.

Налоги, пошлины и сборы. Налоговые льготы. Налоги, пошлины и сборы на природопользование и воздействие на окружающую среду, а также налоговые льготы установлены Законами «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет» от 20 декабря 1991 г., «О платежах за землю» от 18 декабря 1991 г.» «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» от 23 декабря 1991 г., постановлением правительства от 15 мая 1998 г «О таксах на древесину основных лесных пород, отпускаемых на корню», рядом других подзаконных актов. В республике существуют:

  • земельный налог;
  • налоговые платежи за добычу формовочного, стекольного, строительного песка, доломита, торфа, калийной соли, нефти, газа, фунта для возведения земляных сооружений, строительного и облицовочного камня, воды из подземных и поверхностных источников, минеральной воды, мореного дуба, янтаря и золота;
  • таксовые платежи за заготовку древесины, сборы за побочные лесопользования; г) налоговые платежи за сбросы (выбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду. Условия и порядок взимания этих платежей определяются нормами указанных законов и многочисленными актами президента , правительства, налоговых и иных органов. В целом в стране не сформировалось законодательство о поресурсном налогообложении природопользований. Примечательна в этом отношении практика принятия в Российской Федерации специальных законов и подзаконных актов о раздельном обложении налогами и другими обязательными платежами использование земель, недр, вод, лесов, нелесной растительности и иных природных ресурсов.

В этой связи в сферах природопользования и охраны окружающей среды должны взиматься следующие обязательные платежи:

  • а) налоги за постоянное пользование землей, недрами, водами, лесами, атмосферным пространством, животным миром и растительным миром;
  • б) сборы за факты эпизодического использования указанных природных ресурсов, а также на улучшение, восстановление этих ресурсов и объектов природы;
  • в) акцизы за использование редких или уникальных естественных богатств как объектов государственной собственности;
  • г) налоги за постоянные и сборы за эпизодические выбросы (сбросы) любых веществ в окружающую среду, захоронение разных отходов

В перспективе оправдано введение налога и сбора за превышение нормативов шумового воздействия на окружающую среду.

Льготы по налогам и другим обязательным платежам в области природопользования и охраны окружающей среды обычно предоставляются решениями компетентных органов в индивидуальном порядке в соответствии с налоговым законодательством. В целях освобождения от обложения налогами на недвижимость сооружений, предназначенных для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, применяется Классификатор видов природоохранной деятельности и затрат на охрану окружающей среды (КВПОД), утвержденный 21 августа 1997 г. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Компенсационные платежи. Компенсационные платежи за выбытие естественных богатств из хозяйственного оборота представляют собой прямые убытки и производственные потери, которые обычно имеют место при изъятии природных ресурсов или природных объектов у юридических и физических лиц для государственных или общественных нужд, например убытки и потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производств при отводе земель и лесов для несельскохозяйственных и нелесохозяйственных надобностей и т. д.

Ценообразование. Нормативно-правовой основой формирования ценового элемента экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды является Закон «О ценообразовании» от 10 мая 1999 г. Устанавливая соответствующие цены на природные ресурсы и объекты, включенные в гражданский оборот, государство способно изыскивать необходимые средства для финансирования, воспроизводства и повышения продуктивности естественных богатств.

Специальные фонды финансирования. Специальные фонды в природоресурсной и природоохранной сферах в республике формируются в основном для охраны окружающей среды, а не для обеспечения рационального использования, улучшения, восстановления, воспроизводства или защиты от вредного воздействия конкретных природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов. К таким фондам относятся республиканский, областные и минский городской, районные и городские бюджетные фонды охраны природы. Порядок формирования и расходования средств этих фондов определяется законодательством о бюджетном регулировании экологической сферы.

Бюджетные фонды охраны природы формируются из сумм, поступивших от платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ; размещение отходов; штрафов за нарушение природоохранного законодательства, средств, полученных в возмещение экологического вреда, от реализации конфискованных орудий, иных не запрещенных законом источников.

Средства рассматриваемых фондов расходуются на: оздоровление окружающей среды, осуществление программ и мер по охране и воспроизводству природных ресурсов; научные исследования по природоохранной тематике; строительство, перевооружение, реконструкцию и капитальный ремонт природоохранных объектов; организацию природного заповедания (создание и обустройство заповедников, национальных парков и т. д.); разработку проектов нормативных актов и документов по стандартизации в области природопользования и охраны окружающей среды; ведение кадастров природных ресурсов и мониторинга окружающей среды; сохранение и восстановление водных систем; проведение экологической экспертизы и другие конкретные цели.

Стимулирование природопользования и охраны окружающей среды может выражаться в выделении дополнительных бюджетных средств или материальных ресурсов в экологическую сферу, предоставлении льготных кредитов, полном и частичном освобождении от налогов, иных платежей за природопользование, выдаче экологических сертификатов, паспортов и др.

Материально-техническое обеспечение. Материально-техническое обеспечение, являющееся элементом организационно-экономического механизма, заключается в целевом выделении субъектам природоресурсной и природоохранной деятельности материальных ресурсов в виде специальных установок, аппаратов, иных технических средств, химических или биологических веществ и препаратов, предоставлении экологически безопасных технологий и т. д. Данный элемент финансово-экономического механизма по сути является специфической разновидностью инвестиционной деятельности.

Экологическое страхование. Экологическое страхование как новый для нашей страны элемент финансово-экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды означает формирование за счет страховых взносов специальных денежных фондов, предназначенных для возмещения вреда, причиненного природным ресурсам. объектам или окружающей среде и физическим лицам соответ- ственно в результатеих загрязнения, порчи, иного ухудшения состояния или уничтожения, потери здоровья или смерти.

Объектами данного вида страхования являются состояние природных ресурсов и объектов, качество окружающей среды, экологическое благополучие населения, риск и другие объекты, с которыми страховщик и страхователь в соответствии с законом связывают имущественные и (или) экологические интересы. В качестве предметов экологического страхования выступают природные ресурсы, природные объекты, природные комплексы, жизнь и здоровье граждан.

Возможны договорная или основанная на законодательстве формы добровольного и обязательного экологического страхования. В процессе добровольного страхования условия и порядок его осуществления определяются соглашением сторон. При обязательном страховании основанием взаимоотношений между страховщиком и страхователем служит закон, в развитие которого определяются круг субъектов и перечень объектов и условия данного вида страхования.

Возмещение вреда и ущерба в области природопользования и охраны природы. Могут иметь место факты причинения экологического вреда природным ресурсам, природным объектам и природным комплексам, а также экономического вреда в виде ущерба пользователям, владельцам или собственникам этих ресурсов, объектов и комплексов.

Экологический вред заключается в порче, повреждении, ином нарушении естественно-физической целостности, загрязнении или уничтожении соответственно природных ресурсов, природных комплексов и природных объектов, т. е. в количественных и качественных изменениях состояния и свойств указанных естественных благ. Этот вред приближенно может восполняться в натуральной форме путем улучшения поврежденных или восстановления уничтоженных возобновляемых соответственно природных ресурсов и объектов, например посредством рекультивации нарушенных земель, создания лесопосадок вместо выгоревших лесов и т. д. При невозможности применения натуральной формы экологический вред возмещается в стоимостной форме в виде денежного эквивалента экономической ценности нарушенных или уничтоженных природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов, а также потерь в связи с невозможностью последующею использования этих ресурсов, объектов и комплексов по назначению.

Ущерб, причиняемый природопользователям, может выражаться в прямых экономических потерях, упущенной выгоде и дополнительных затратах на первичную ликвидацию последствий экологического вреда, причиненного природным ресурсам, природным объектам и природным комплексам. Возмещение такого ущерба обычно производится в стоимостной форме.

 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

mobil super 2000 10w 40 мобіл 1 10w40
 
Крило кузова купить запчасть 6K0821022B Skoda Audi Volkswagen Seat
 
btc blender
 
mp3freemusic