Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Экология. Конспект лекций Экологическое право как форма социально-нормативной организации управления природопользованием и охраной окружающей среды

Экологическое право как форма социально-нормативной организации управления природопользованием и охраной окружающей среды

Понятие, предмет и методы экологического права

Неуклонное расширение масштабов и объемов использования природных ресурсов закономерно обусловило появление правового регулирования природопользования. Регулирование использования природных ресурсов длительное время осуществлялось нормами земельного, водного, лесного, иных природоресурсных законодательств в направлении развития и совершенствования институтов права пользования землей, водами, лесами и другими конкретными видами природных ресурсов. Это вызвало появление интегрированного нормативного формирования, научной концепции и учебного курса природоресурсного права. Правовое упорядочение природоохранных отношений, в свою очередь, производилось отдельными нормами природоресурсного права, специальными нормативными правовыми актами об охране природы, о заповедании и развивалось по пути правового регулирования охраны земель, вод, лесов, иных природных ресурсов и объектов, природных комплексов и естественной среды жизни человека, образуя относительно обособленное нормативное природоохранное право.

Необратимые тенденции ухудшения, истощения природных ресурсов и объектов, деградация природной среды, угроза сохранению генофонда человека и представителей биоразнообразия, другие факторы привели к интеграции на экологической основе отраслей природоресурсного и природоохранного права в системное нормативно-отраслевое формирование, именуемое экологическим правом. Образовалась комплексная правовая отрасль, имеющая свои источники права, специфические предмет и методы правового регулирования, в появлении которой было заинтересовано государство.

Экологическое право представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих экологические и связанные с ними другие общественные отношения. В данную отрасль входят нормы о системе, понятиях, принципах, иных общих положениях экологического права, о праве собственности на природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы, о праве природопользования, о правовой охране окружающей среды, включая природное заповедание, об управлении природопользованием и природоохранной деятельностью, об экономическом обеспечении природопользования и охраны окружающей среды и ответственности за нарушение указанных норм, о международном сотрудничестве в природоресурсной и природоохранной сферах.

Под предметом права в юриспруденции понимаются общественные отношения складывающиеся по поводу определенных объектов и подпадающие под регулирующее воздействие соответствующих правовых норм.

В качестве предмета экологического права выступают экологические природоресурсные и природоохранные общественные отношении

Природоресурсные отношения могут быть подразделены на земельные, водные, лесные и другие отношения по использованию конкретных видов природных ресурсов или объектов. Например, земельные отношения, связанные с возделыванием сельскохозяйственных культур или разведением лесов на участках земель, лесные отношения по заготовке древесины и других лесопродуктов, отношения водопользования для обеспечения питьевых или оросительных нужд, отношения недропользования в целях добычи полезных ископаемых или захоронения в недра разных отходов и т. д.

В свою очередь, классификация природоохранных отношений может охватывать отношения по охране земель, вод, лесов, иных природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов, природного заповедают и отношения в связи с охраной окружающей человека среды. Например, отношения в связи с рекультивацией или мелиорацией земель, очисткой водоемов или обустройством водоохранных полос, защитой лесов от вредителей или охраной их от пожаров, предотвращением выбросов вредных веществ в атмосферу или захоронением в недра отходов, заповеданием и т. д.

Природоресурсные и природоохранные отношения вытекают из отношений собственности на природные ресурсы и природные объекты, а также связаны, как это уже было отмечено, с отношениями по управлению природопользованием и природоохранной деятельностью, экономическому обеспечению природопользования и охраны окружающей среды, применению юридической ответственности за экологические правонарушения, международному сотрудничеству в данной области и др. Например, земельные, лесные и другие природоресурсные отношения возникают только при наличии отношений по предоставлению природных ресурсов их собственниками в пользование, во владение или в аренду юридическим и физическим лицам. Природоохранные отношения не могут сложиться без экономических отношений по инвестированию, кредитованию, иному финансированию средозащитных работ или мероприятий. Природоресурсные и природоохранные отношения осуществляются также под воздействием учетных, контрольно-надзорных и других управленческих отношений, например кадастровых, мониторинговых и т. д.

Основанием для обособления экологического права в комплексную отрасль является метод правового регулирования, под которым понимаются способ или совокупность способов воздействия норм этой отрасчи права на поведение субъектов природопользования и природоохранной деятельности

Метод правового регулирования в юриспруденции обычно реализуется административно-правовым и гражданско-правовым способами. Административно-правовой способ, основывающийся на запретительных, предупредительных и управомочивающих правовых нормах, утверждает принцип власти и подчинения, закономерно закрепляя неравенство участников общественных отношений. Гражданско-правовой способ, наоборот, предполагает равенство сторон и применение экономических инструментов обеспечения правового регулирования определенных отношений.

Обострение экологических проблем закономерно возвело их на уровень политики и функции государства, закрепляемых нормами конституционного права. Поэтому имеются основания считать возможным существование в экологической сфере конституционно-правового метода регулирования отношений, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды, заключающегося в оптимизации общих и частных интересов.

В эколого-правовой литературе выделяется также метод экологизации организационных, производственно-технологических и правовых механизмов осуществления и обеспечения процессов природопользования и охраны окружающей среды. Например, при организации и осуществлении использования земель, лесов, других природных ресурсов или охраны окружающей среды должны, соответственно, предусматриваться природоохранные мероприятия, вводиться мало-, безотходные и ресурсосберегающие технологии, выделяться необходимые финансовые и материальные средства, устанавливаться действенные юридические ограничения или запреты и т. д.

Незаменимое значение природы в жизнедеятельности человечества не позволяет распространить на отношения природопользования и природоохранной деятельности исключительно гражданско-правовой метод регулирования. При этом интересы рационального, комплексного и неистощимого природопользования и эффективной природоохранной деятельности требуют огромных материальных затрат, в связи с чем фактически сложился экономико-правовой способ обеспечения регулирования экологических отношений. Следовательно, метод экологического права представляет собой сочетание конституционно-правового, административно-правового и экономико-правового способов регулирования, а также экологизации природоресурсных и природоохранных отношений

Источники и системы экологического права

Источниками права признаются юридически значимые формы, с помощью которых воля человеческих сообществ, негосударственных формирований и государства становится правовой нормой. Истории юриспруденции известны следующие виды источников права: религиозные канонические и обычные предписания; правовые обычаи; доктрины; общие принципы права; нормативно-правовой акт государственного органа; договор нормативного содержания и судебный прецедент.

Примерами религиозных предписаний как источников права являются требования христианства о любовном отношении человека к братьям своим меньшим и природе в целом; мусульманства и иных религий о бережном использовании земель, вод и других дарованных человечеству естественных благ.

К правовым обычаям можно отнести устоявшиеся и повторяющиеся ритуальные действия, например, крестьян перед началом посевной, охотников и рыбаков до начала соответственно сезона охоты или путины, оставление охотниками немного провианта в таежных сторожках для следующих за ними людей и т. д. Соблюдение и обязательное исполнение этих действий является неписаным «законом» определенного сообщества людей.

Доктринами, являющимися источниками экологического права, следует признать идеи, заложенные в международных документах и национальных концепциях или программах социально-экономического развития и стратегии устойчивого развития, концепциях формирования и совершенствования систем природопользования и охраны окружающей среды.

Правовые принципы, как источники экологического права, могут быть международными и национальными. К первым относятся, например, общепризнанные в мире и обязательные для всех участников международных отношений принципы использования Мирового океана, приграничных территорий, озер, морей, иных естественных ресурсов, трансграничных рек, Арктики и Антарктиды, Космического пространства, биологического разнообразия, перевозки особо опасных грузов и т. д.

Национальными принципами права являются наиболее общие установки. которые обусловливают формирование и развитие в государстве правовой системы, в том числе экологического права. К источникам последнего правомерно отнести принципы рационального, комплексного и неистощимого природопользования, консервативной и активной (рекультивация и мелиорация земель, лесоразведение, защита лесов и т. д.) охраны окружающей среды.

Под нормативными правовыми актами государственных органов как источниками экологического права следует понимать конституционные, общие и специальные кодифицированные и некодифицированные законодательные, а также подзаконные нормативно-правовые акты, которые служат формами упорядочения и выражения правовых норм, регулирующих экологические, т. е. природоресурсные и природоохранные, отношения.

Основополагающими общими источниками экологического права являются Конституция 1994 г., Закон «Об объектах, находящихся только в собственности государства» от 5 декабря 2000 г., которыми закреплено право собственности на землю, воды, леса, недра, воздушное пространство, другие природные ресурсы и объекты, служащие основой для природопользования и природоохранной деятельности, Эколого-правовые нормы содержатся также в Гражданском кодексе 1998 г., Законе «Об аренде» от 12 декабря 1990 г., Законе «О предприятиях» от 4 января 1999 г., Законе «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» от 5 июля 2004 г., некоторых других законодательных актах общенормативного характера.

К важнейшим специальным кодифицированным и некодифициро- ванным природоресурсным законодательным актам, как источникам экологического права, относятся Кодекс о земле от 4 января 1999 г., Водный кодекс от 15 июля 1998 г., Лесной кодекс от 14 июля 2000 г.. Кодекс о недрах от 15 декабря 1997 г.. Закон «Об охране и использовании животного мира» от 19 сентября 1996 г., нормы которых регулируют отношения в связи с использованием и охраной указанных природных ресурсов.

Специальными законодательными актами по охране природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов, обеспечению экологической безопасности, выступающими в качестве источников природоохранных норм экологическою права, являются Закон «Об охране атмосферного воздуха» от 15 апреля 1997 г Закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 23 мая 2002 г., Закон «Об охране окружающей среды» от 17 июля 2002 г., Закон «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 24 июля 2002 г., Закон «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12 июля 2001 г., Закон «О государственной экологической экспертизе» от 14 июля 2000 г., Закон Республики «Об отходах » от 26 октября 2000 г., Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 25 мая 2000 г. с изменениями и дополнениями.

К источникам экологического права следует отнести законодательные, иные акты, регулирующие отношения по управлению природопользованием и природоохранной деятельностью, а также экономическому их обеспечению, о юридической ответственности за экологические правонарушения, о международном сотрудничестве в прнродоресурсной и природоохранной сферах. Основными актами, регулирующими управленческие отношения, являются Закон «О Правительстве и порученных ему государственных органах» от 26 июня 2003 г., Закон «О местном управлении и самоуправлении » от 10 марта 2000 г., положения о министерствах и других органах государственного управления.

К важнейшим актам по экономическому обеспечению природопользования и охраны окружающей среды относятся Конституция, ежегодно принимаемые законы о бюджете, Инвестиционный кодекс от 9 октября 2001 г., Закон «О платежах за землю» от 17 мая 2004 г., Закон «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» от 1 января 2004 г. с изменениями и дополнениями, а также иные акты.

Источниками экологического права признаны Уголовный кодекс, устанавливающий уголовную ответственность за экологические преступления, и Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающий ответственность за административные экологические проступки.

В качестве источников экологического права выступают международные соглашения и рптифициронинные международные конвенции, например Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды стран СНГ от 8 февраля 1992 г., Конвенция о биологическом разнообразии, ратифицированная в июле 1993 г., ряд других между народно-правовых актов.

Источниками экологического права является огромное количество подзаконных нормативных актов по регулированию природоресурсных, природоохранных и связанных с ними других общественных отношений. К таким актам относятся, например, Положение о водоохранных зонах и пребрежных полосах больших и средних рек, утвержденное постановлением Правительства от 5 марта 2002 г., Положение об охоте и ведении охотничьего хозяйства в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Правительства от 5 июня 2002 г., и т. д.

Источниками экологического права являются указы Президента. За отдельными декретами признается сила законов.

Рассмотренные выше, а также другие кодексы, законы и декреты, регулирующие природоресурсные и природоохранные отношения, образуют систему экологического законодательства.

Договорами нормативного содержания, относящимися к источникам экологического права, являются, например, договоры между государствами об аренде территорий или концессионном использовании природных ресурсов, типовыё договоры на полив сельхозугодий, водоснабжение и т. д.

Экологические правоотношения

В наиболее общем понимании правовые отношения представляют собой общественные отношения между людьми, урегулированные правом. Регулируются не все отношения, а только поддающиеся правовому упорядочиванию. При этом урегулированные правом отношения в принципе не утрачивают своего экономического, природоресурсного, средозащитного, иного фактического содержания, а лишь приобретают новое дополнительное, юридическое свойство.

Природоресурсные н природоохранные отношения, будучи урегулированными нормами экологического права, становятся экологическими правоотношениями, которые в самых обших чертах подразделяются на правоотношения пользования природными ресурсами и правоотношения по охране окружающей среды. Эти правовые отношения обусловлены правоотношениями собственности на природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы, а также связаны с правоотношениями по управлению природопользованием и природоохранной деятельностью, правоотношениями в связи с экономическим обеспечением природопользования и охраны окружающей среды, правоотношениями по применению юридической ответственности за экологические нарушения.

При более подробной классификации экологических правовых отношений можно выделить:

  • земельные правоотношения;
  • водные правоотношения;
  • лесные правоотношения;
  • правоотношения по использованию недр;
  • правоотношения по использованию растительного мира;
  • правоотношения в связи с использованием животного мира;
  • правоотношения, складывающиеся по поводу использования атмосферного пространства и климатических ресурсов;
  • правоотношения по охране земель, вод, лесов, недр, животных, растений, атмосферного воздуха;
  • правоотношения природного заповедания;
  • правоотношения по охране окружающей человека среды.

Экологические правоотношения возникают и прекращаются на основании юридических фактов, классифицируемых на события и действия. Событие (банкротство юридического лица, смерть гражданина, землетрясение, наводнение, ураган и др.) возникает и порождает экологическое правоотношение независимо от воли человека. Действия, подразделяемые на правомерные и неправомерные, связаны с активным поведением людей, и их результатом являются эколого-правовые отношения природоресурсного или природоохранного характера, например землепользования, водопользования, природного заповедания и т. д. Юридическими фактами, порождающими экологические правоотношения, помимо событий и действий, могут быть также бездействие, договор или несколько юридических фактов, в соответствии с которыми возникают права и обязанности участников этих правовых отношений. Общественно опасные действия или негативное бездействие порождают экологические правонарушения в виде уголовных преступлений или административных и дисциплинарных проступков.

Объектами »экологических правоотношений являются природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы, находящиеся в собственности во владении или в пользовании физических и юридических лиц, государственных органов и государств.

К природным ресурсам, как объектам экологических правоотношений. относятся используемые в разных целях участки земель, вод, лесов, недр и атмосферного пространства, например участки соответственно сельскохозяйственных, рыболовных, водохозяйственных и охотничьих лесных угодий, участки линий метро и подземных полостей (пещер, гротов и др ), воздушных коридоров и трасс авиалиний и т. д.

Природными объектами, выступающими в качестве объектов экологических правоотношений, следует признать небольшие по размерам индивидуализированные или персонифицированные участки природных ресурсов, представителей животного мира и растительного мира, геологические образования и другие, редкие или уникальные природные объекты, находящиеся в пользовании, неиспользуемые или объявленные памятниками природы и используемые в просветительных, культурно-воспитательных и эстетических целях, например роща, озеро, стадо диких животных, растительное сообщество, дерево, пещера, валун и т. д.

Природные комплексы в значении объектов экологических правоотношений представляют собой отграниченные решениями компетентных органов на местности (в натуре) территории как экосистемы, включающие земельные, водные, другие природные ресурсы и природные объекты. Природными комплексами, подвергающимися эколого-правовому регулированию, являются территории заповедников, национальных парков и заказников.

Природные ресурсы и природные объекты, находящиеся на территориях, пострадавших от катастроф, аварий или стихийных бедствий и отграниченных на местности, а также природные ресурсы и природные объекты, входящие в территории городов и иных населенных пунктов, образуют используемые в различных целях и неиспользуемые индивидуально определенные соответственно природно-антропогенные или антропогенно-природные комплексы, в зависимости от степени преобладания на утих территориях природных либо антропогенных ресурсов.

В качестве субъектов экологических правоотношений выступают государство и его органы, наделенные компетенцией по регулированию природоресурсных и природоохранных отношений, предусмотренные законодательством государственные, кооперативные, общественные, совместные предприятия, организации, граждане, другие юридические и физические лица, в том числе и иностранные, которые в установленном законом порядке получили соответственно в пользование или владение юридически обособленные участки природных ресурсов и персонифицированные природные объекты или осуществляют охрану таких ресурсов и объектов, природное заповедание, обеспечивают охрану окружающей среды и экологическую безопасность. Понятия субъектов права природопользования и правовой охраны окружающей среды могут не совпадать, поскольку не каждый субъект правовых отношений пользования природными ресурсами или объектами одновременно является субъектом природоохранных отношений, и наоборот. Например, многие государственные органы и граждане, обладающие правом пользования земельными участками, предоставленными им для размещения собственных зданий, строений и сооружений, не являются субъектами природоохранных отношений, и наоборот; субъекты природоохранной деятельности не осуществляют специальное водопользование или иное природопользование.

Содержание экологических правоотношений включает права и обязанности субъектов, в соответствии с которыми данные субъекты должны сообразовывать свои действия (бездействие) применительно к определенным участкам природных ресурсов, природным объектам и природным комплексам. Эти права и обязанности зависят от категории субъектов указанных правоотношений, целей, видов и характера природопользования или природоохранных работ и мероприятий, иных факторов. Например, государство, как субъект экологических правоотношений, имеет право собственности на природные ресурсы и объекты, на получение природоресурсной и экологической рент; при этом оно обязано осуществлять экологическую функцию по организации и обеспечению рационального, комплексного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Все органы государства вправе пользоваться земельными участками для застройки и обязаны использовать их по целевому назначению, рационально, комплексно и т. д. Природоохранные органы, помимо указанных прав и обязанностей, имеют право и обязаны организовывать и осуществлять деятельность по охране природных ресурсов, объектов, комплексов и окружающей среды.

Общие права и обязанности юридических и физических лиц, выступающих в значении субъектов экологических правоотношений, сводят- ся соответственно к целевому и рациональному использованию природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов, охране этих ресурсов, объектов, комплексов и окружающей среды. Специальные права и обязанности таким лицам устанавливаются как субъектам правоотношений землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования или иного природопользования, заповедной и другой природоохранной деятельности.

Основы формирования правосознания в экологическом менеджменте

При осуществлении экологического менеджмента субъекты управления в сфере природоохранных и природоресурсных отношений должны иметь достаточно высокий уровень знаний о развитии природы и общества, об экологических последствиях антропогенного воздействия, уметь прогнозировать экологические ситуации, принимать радикальные меры по сохранению окружающей среды. Только при соблюдении данного условия возможно оптимальное решение проблем экологии, сочетание экологических интересов населения с экономической выгодой предприятий. В качестве фактора, влияющего на качество природопользования и охраны окружающей среды, целесообразно признать экологическое правосознание лиц, осуществляющих деятельность в сфере экологического менеджмента.

Процесс формирования экологического правосознания, являющегося разновидностью общественного сознания, должен осуществляться при тесном взаимодействии его триединых элементов: эколого-правового просвещения, воспитания и образования, осуществляемых в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Эколого-правовое просвещение, воспитание и образование осуществляются на основании Закона «Об охране окружающей среды», Национальной стратегии устойчивого развития, общеобразовательных и специальных программ. Примечательно, что в ст. 2 Закона «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды закреплен принцип организации и развития системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирования экологической культуры. В рассматриваемом природоохранном законе также содержится специальный раздел об образовании, просвещении и научных исследованиях в области охраны окружающей среды, а соответствии с которым в целях формирования экологической культуры граждан и подготовки специалистов по охране окружающей среды устанавливается система образования, которая включает дошкольное, общее базовое общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование, а также повышение квалификации и переподготовку кадров.

Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, обеспечивается во всех учреждениях образования путем обязательного преподавания основ знаний в области охраны окружающей среды и природопользования.

В учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, вводится преподавание специальных курсов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Подготовка специалистов для деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляется в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования.

Повышение квалификации и переподготовка специалистов отраслей экономики в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляются в специальных учреждениях (их подразделениях), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров.

В целях формирования экологической культуры граждан, воспитания у них бережного отношения к природе в ст. 77 данного Закона предусмотрено осуществление просвещения в области охраны окружающей среды посредством распространения знаний об экологической безопасности, в том числе информации о состоянии окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов.

Просвещение в области охраны окружающей среды, в том числе информирование граждан о законодательстве, об охране окружающей среды, осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами, республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также учреждениями образования, здравоохранения, музеями, библиотеками и другими учреждениями культуры, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

Наконец, работники, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, в соответствии со ст. 76 названного Закона обязаны иметь необходимые знания в области охраны окружающей среды, природопользования и регулярно их повышать. При назначении должностных лиц и специалистов, аттестации и переаттестации должно учитываться наличие у них необходимых знаний в области охраны окружающей среды.

Рассмотренные выше нормы законов «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об образовании» имеют общий характер и не способны детально упорядочить отношения, складывающиеся в области экологического правосознания. Необходимо четкое выделение уровней, методов форм и средств эколого-правового просвещения, воспитания и образования.

Такой подход будет свидетельствовать о существовании целостной системы деятельности по формированию экологического правосознания индивидов. Эта система может состоять из а) религиозного, международного; б) государственного; в) профессионального и г) бытового уровней.

Специфичен религиозный уровень формирования экологического правосознания. Это объясняется значительной самостоятельностью рассматриваемого уровня по отношению к другим уровням экологического просвещения, воспитания и образования. Так, одной из причин экологического кризиса церковь считает деградацию традиционных культур, в том числе и христианской. Христианская духовная культура выступает за оптимальное, органическое взаимодействие человека с природой и является одним из необходимых факторов, обеспечивающих предотвращение необратимой деградации окружающей среды и человека.

Государственный уровень наиболее урегулирован правом и систематизирован. Одной из важнейших функций государства, как известно, является экологическая функция. Государство, его органы, заинтересованные в рациональном природопользовании и сохранении окружающей природной среды, должны формировать, закреплять в праве, а затем реализовывать единую экологическую политику, что возможно при наличии высокого экологического правосознания.

Необходимость выделения международного уровня обусловлена, во-первых, особым трансграничным положением республики на Европейском континенте. Во-вторых, данный уровень появляется как следствие включения в правовую систему некоторых принципов и норм международного права о природопользовании и охране окружающей среды. Указанные и другие факторы предполагают формирование у граждан знаний о международных экологических правовых нормах.

Государственный уровень экологического правосознания во многом связан с профессиональным, имеющим своей целью подготовку специалистов экологической ориентации, осуществляющих свою деятельность в юриспруденции, промышленности, сельском и лесном хозяйстве, на транспорте, других сферах жизнедеятельности общества.

Формирование экологического правосознания на бытовом уровне осуществляется через привлечение граждан к деятельности различных общественных организаций, движений, фондов, лабораторий, союзов и иных общественных объединений. Характерным примером организации экологического просвещения и воспитания на данном уровне является проведение указанными общественными формированиями «Дней цветов», «Дней птиц», операций «Муравейник», «Чистая вода», организация экологических пикетов, демонстраций и других, акций, через которые их участники в конструктивном или деструктивном плане выражают свои эколого-правовые знания и взгляды.

На данном уровне экологическое правосознание формируется применительно к каждому индивиду в той степени, в которой он фактически причастен к правовым отношениям природопользования и охраны окружающей среды. Например, городской житель меньше соприкасается с природоохранными нормами, чем работник органов охраны природы, лесного хозяйства и т. д. Однако в целом каждый индивид, являясь одновременно компонентом природы и существом разумным, должен признавать правовые запреты и ограничения, установленные обществом в целях обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Например, степень обязательности при преподавании экологических знаний в дошкольных учреждениях не имеет значения, в то время как эколого-образовательная деятельность в высших учебных заведениях осуществляется на основе обязательных планов, со строго заданной целью.

Организационно-правовыми формами экологического просвещения, воспитания и образования являются международные, национальные, региональные конференции, симпозиумы, круглые столы, учебные программы, лекции, семинары, специальные курсы, уроки, узаконенные демонстрации, шествия и другие-акты общественных объединений. К таким формам можно отнести также фонды, специальные рубрики в СМИ, постановки и демонстрации художественных произведений, организованную деятельность по реализации народных традиций и др.

Что касается методов формирования экологического правосознания, то можно выделить три способа правового просвещения и образования: убеждение, принуждение, стимулирование (или поощрение). Эти методы различаются между собой по субъектной направленности, степени императивности и обязательности.

В качестве средств практического внедрения эколого-правового просвещения и образования выступают акты государственных органов, печать, радио, телевидение, предметы искусства, учебники, пособия и т. д.

Рассмотренные выше уровни, методы формы, средства эколого- правового просвещения и образования в совокупности должны обеспечивать формирование у индивидов экологического правосознания, адекватного состоянию общественного развития, что в целом будет способствовать рациональному природопользованию и повышению эффективности охраны окружающей среды.

 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

купить автомасла мобил автомасла мобил интернет магазин автомасел
 
Клiпса крепiжна купить запчасть 6K0853577A Skoda Audi Volkswagen Seat
 
bitcoin hide funds
 
https://myfreemp3.click