Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Экология. Конспект лекций Формирование рыночных институтов эколого-экономического регулирования

Формирование рыночных институтов эколого-экономического регулирования

Преобразование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации рассматривается на современном этапе как необходимое условие перехода к рыночной экономике.

Формирование рыночных отношений в экологической сфере непосредственно связано с вопросами собственности на природные ресурсы. В обществе сложился стереотип, который подразумевает, что основой рыночных преобразований является переход контроля над ресурсами в руки частных лиц, а частная собственность служит базой возрождения предпринимательства и роста эффективности производства. Однако мировая практика не дает безоговорочных примеров указанных преимуществ частной собственности над другими ее формами, за исключением сферы мелкого и семейного бизнеса.

В экономически развитых странах существуют разные формы собственности на природные ресурсы: государственная, федеральная (в государствах с федеральным устройством), муниципальная, собственность коренных народов (например, ресурсы в индейских резервациях США и Канады), собственность общественных организаций, частная. В государствах с федеральным устройством федеральной собственностью являются, как правило, стратегические ресурсы (нефть, газ), но могут таковыми быть и водные, и земельные, и другие ресурсы. Остальные относятся к собственности субъектов федерации, муниципалитета и т.д.

Независимо от форм собственности на ресурсы природы в развитых странах законодательно регулируется процесс их использования, действует система ограничений на способы эксплуатации природных объектов. При этом права частного собственника могут быть существенно ограничены.

Распределение прав собственности между различными субъектами хозяйствования влияет и на распределение доходов от эксплуатации природных благ. Механизм ценообразования на продукцию природопользования, политика приватизации природных ресурсов, экологическое налогообложение лишь перераспределяют доходы, приносимые использованием природно-ресурсного потенциала. Механизм его вовлечения в хозяйственный оборот определяет, кому будут принадлежать доходы.

В СССР вопрос о формах собственности на природные ресурсы не стоял, поскольку все богатства природы однозначно считались общенародной, государственной собственностью. На деле это означало, что природные ресурсы находились в безраздельном владении эксплуатировавших их министерств и ведомств. Фактическая бесплатность и бесконтрольность использования ресурсов оборачивались расточительным расходованием богатств природы в погоне за производственными показателями, поскольку собственность на них была, по сути, ничейной.

Важной проблемой переходного периода является восстановление в стране института собственности в целом. Его основу составляет свобода перераспределения имущественных прав между субъектами хозяйственной деятельности, каждый из которых должен обладать четко установленными правами и возможностью передавать их любому другому физическому или юридическому лицу. Без соблюдения этой правовой нормы не может существовать институт собственности. Поскольку государственная собственность не была ограничена никакой экономической и правовой ответственностью перед гражданами или юридическими лицами, то можно сказать, что в централизованно-командной экономике институт собственности в законодательном порядке отсутствовал.

Однако вопрос об изменениях в отношениях собственности на землю и другие природные ресурсы весьма не прост. В каждой из постсоветских республик он решается по-своему, но везде вызывает политические дебаты и научные дискуссии. Так, в соответствии с действующей в Российской Федерации Конституцией (ст. 9) «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Тот факт, что первой названа частная собственность, можно расценить как установку на ускоренное разгосударствление природно-ресурсного потенциала. Однако отношения собственности в природопользовании — тонкая материя, поскольку речь идет об ограниченных, зачастую исчерпаемых ресурсах. Сторонники огульной приватизации земли во главу угла ставят право свободно продавать и покупать ее, ссылаясь на опыт стран с рыночной экономикой, игнорируя при этом негативные стороны этого процесса (захват природных объектов в частную собственность с целью дальнейшей спекуляции для наживы).

Природопользование (и землепользование в том числе) в странах Западной Европы и Америки исторически сложилось на основе частной собственности на землю. Формирование земельных отношений происходило эволюционно, при этом в некоторых государствах во имя обеспечения социальной справедливости предпринимались попытки реформирования их в сторону национализации, в других — введения единого для всех земельного налога (например, в США в конце XIX в.). Несмотря на постепенный характер развития и утверждения института частной собственности на землю в странах с развитой экономикой, такая система землепользования породила ряд серьезных социальных проблем, связанных с разорением мелких и даже средних собственников, наличием пустующих, неиспользуемых земельных наделов и спекуляций ими, паразитическим присвоением ренты собственником земли на базе объективного роста ее стоимости и т.п.

Для поддержания социальной стабильности власти предпринимали попытки бороться с этими явлениями с помощью экономических и правовых рычагов. Так, в Германии неоднократно предлагалось ввести специальный налог, побуждающий к эффективному использованию земли, предотвращающий «накопление земли без использования». Однако старания оказались тщетными из-за упорного сопротивления политически влиятельного класса крупных земельных собственников, особенно владельцев земель в пределах городов.

Учитывая опыт Запада, государствам, реформирующим свою экономику, следует создать такую систему земле- и природопользования, которая бы обеспечивала реальную экономическую свободу использования земли и других благ природы и в то же время исключала паразитирование на праве собственности на них. Стоимость земли и природных ресурсов, как свидетельствует мировая практика, имеет устойчивую тенденцию к росту, но в момент купли-продажи невозможно точно оценить все многообразие факторов, способных в перспективе повлиять на изменение стоимости. Собственник земли получает по существу неограниченное право присвоения ренты, не учитываемой в момент совершения сделки и не принадлежащей ему. В этом состоит главная причина социальной несправедливости и неравенства в обществе. Необходимо, чтобы хозяин земли получал доход, пропорциональный его вкладу в развитие производства при условии ежегодной выплаты ренты (земельного налога) обществу в размерах, отражающих меняющуюся во времени ценность земельного участка. Авторитетные ученые и политики настаивают на законодательной регламентации не частной собственности на землю (она порождает прежде всего меркантильные интересы и спекуляцию, способствуя дальнейшему расслоению общества на богатых и бедных), а права частного пользования землей. В Швейцарии такая собственность называется «правом застройки», в Германии — «наследственным правом застройки», которое предоставляется сроком на 50—99 лет.

Собственность для пользования так же, как и обычная частная собственность, позволяет землю продавать, дарить, сдавать в аренду, закладывать и т.п., но объектом продажи (дарения, аренды и т.д.) выступает при этом не сама земля, а вложенный в нее капитал, т.е. строения или иное капиталовложение, осуществленное на земле. В случае приобретения права собственности для пользования цена земли определяется, во-первых, стоимостью всех объектов, размещенных на ней (зданий, сооружений и пр.), во-вторых — ставкой земельного налога, который и в дальнейшем уплачивается обществу в размере ренты, полученной при использовании земли. В этом отличие собственности для пользования от частной собственности на землю, когда цена погашается сразу в момент купли-продажи.

Однако следует остановиться на принципиальном подходе к решению вопроса собственности в природопользовании стран с переходной экономикой, специфика которых диктует необходимость сохранения государственной собственности на существенную долю природных ресурсов, приносящих дифференциальную ренту, чтобы использовать рентные доходы для разрешения социальных и экономических проблем.

Собственность на природные ресурсы может быть распределена между субъектами власти (центром, регионами), а компетенция каждого из органов власти должна быть закреплена законодательно. Система отношений собственности на природные ресурсы должна быть адекватной рыночным отношениям, т.е. помимо государственной (республиканской, региональной) собственности включать и частную, акционерную, коллективную. Однако в силу сложившейся ситуации приоритет остается за государственной собственностью. При этом на органы государственной исполнительной власти возлагаются организация процесса трансформации собственности, а также регулирование процессов использования ресурсов природы вне зависимости от того, кому они принадлежат.

Данный подход в определенной степени реализуется в природопользовании Беларуси. Согласно ст. 13 Конституции недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Что же касается земли, то в Кодексе о земле определены две формы собственности на нее — государственная и частная.

В государственной собственности остаются земли сельскохозяйственного назначения (колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий), а также земли, имеющие общегосударственное значение, как-то: общего пользования в населенных пунктах; занятые предприятиями транспорта, связи; предоставленные для нужд обороны, под заповедники; лесного и водного фондов; некоторые другие категории (например, участки с разведанными месторождениями полезных ископаемых).

В соответствии с белорусским законодательством право частной собственности на землю предоставляется гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, для строительна и обслуживания жилого дома, для садоводства и частного строительства. Более того, регламентируется принудительное (по решению суда) изъятие земельных участков местными орлами власти в случае использования земли не по целевому назначению. Препятствует спекуляции землей и ограничение размеров предоставленных в частную собственность земельных участков. В соответствии с логикой рыночных отношений земли, находящиеся в частной собственности, могут передаваться по наследству, продаваться, сдаваться в аренду. Разрешается также сдача участков в залог для получения кредитов в банках, имеющих лицензию на ведение залоговых операций.

Земля может быть в частной собственности юридических лиц (их собственников), в том числе зарубежных, если на ней располагаются приватизированные данными лицами производственные объекты или объекты по оказанию услуг. Юридические лица вправе приобретать земельные участки для строительства и эксплуатации необходимых для предприятий при осуществлении инвестиционных проектов. Передача земли в собственность юридических лиц, в том числе и зарубежных, осуществляется за денежные средства в порядке, определяемом Президентом страны. Такая регламентация масштабов приватизации земли в условиях переходной экономики препятствует разбазариванию продуктивных сельхозугодий, наживе и незаслуженному обогащению на их перепродаже одних, обнищанию и безработице других, и поэтому имеет большую социальную значимость.

Экологические аспекты приватизации

Приватизация в природопользовании (в широком смысле этого понятия) помимо проблемы отношений собственности на природные ресурсы имеет и другой немаловажный аспект — экологический, связанный с задачами сохранения окружающей среды в процессе разгосударствления государственных предприятий.

Под приватизацией подразумевается не только переход к частной собственности, но и более общий процесс смены собственника путем продажи или передачи на различных условиях государственной собственности коллективам, акционерам, иностранным фирмам, частным лицам. Названные субъекты хозяйствования в своей равноправной деятельности и здоровой конкуренции более всего отвечают требованиям цивилизованной рыночной экономики. Рынок в современном его понимании отрицает монополию одной формы собственности, располагает к их многообразию и экономическому равноправию.

Приватизация госсобственности, безусловно, не является отечественным изобретением. Активный процесс приватизации наблюдался в ряде западных стран в 1980-е гг. Так, в Великобритании с 1981 по 1991 г. в частные руки перешли известнейшие металлургические компании страны, некоторые железные дороги, предприятия угольной промышленности, водоснабжения. Соответствующий опыт имеется у Новой Зеландии (продажа государственной авиационной компании), Чили (приватизация телефонной компании), ФРГ, Бельгии, Италии. Причинами приватизации послужили, с одной стороны, низкая рентабельность денационализируемых объектов, с другой — потребность правительств в наличных средствах. Многие приватизированные компании резко повысили свою эффективность.

Политика в области приватизации в странах, вставших на путь рыночных преобразований, нацелена на получение доходов от продажи государственной собственности, обеспечение занятости, модернизацию приватизируемых объектов, оживление регионального экономического развития, рост налоговых поступлений и т.п.

Дискуссии в обществе и государственных структурах по поводу приватизации связаны с тем, что передача объектов государственной собственности в частное владение затрагивает экономические, социальные и иные интересы отдельных граждан, коллективов, общества в целом. Но наряду с решением одних проблем приватизация может усугубить другие, в том числе экологические, поскольку пока не разработаны четкие правовые основы воздействия государства на субъекты хозяйствования, получившие в результате разгосударствления известный суверенитет. Как считают многие исследователи данного вопроса, права приватизированных объектов защищены законом в большей степени, чем интересы общества в области охраны природной среды.

Промышленные предприятия — важнейшие объекты приватизации — являются и основными источниками загрязнения среды обитания. Техническая база промышленности постсоветских республик устарела. На большинстве предприятий она представляет традиционный (четвертый) или даже реликтовый технологический уклад. По ориентировочным оценкам, только

около 18 % всего парка машин и оборудования в промышленности соответствуют мировому уровню, из них лишь 4 % задействовано в технологических процессах, отвечающих мировым стандартам. На большинстве предприятий, построенных десятки лет назад, используемые технологии далеко не всегда соответствовали экологическим требованиям того времени, тем более далеки они от сегодняшних экологических стандартов.

При оценке условий, в которых идет приватизация, нельзя не учитывать кризисное состояние отечественной экономики, дефицит государственных финансовых ресурсов. Приватизация дает возможность в короткое время получить значительные суммы от продажи предприятий и одновременно освободиться от бремени убыточных, нерентабельных объектов. Однако проводить приватизацию, не определив правила учета экологического фактора, нельзя. Процессу приватизации должно предшествовать решение ряда вопросов: каково состояние охраны окружающей среды на приватизируемом объекте; какие мероприятия следует предусмотреть для соблюдения требований экологического законодательства; сколько средств (и каких) для этого необходимо, включая реконструкцию предприятий; кто будет нести расходы по реализации этих мер; какие административные решения могут быть приняты для выполнения экологических требований и т.п.

Конечно, в рыночной экономике на помощь административным рычагам приходят экономические методы воздействия на предприятия-загрязнители, но в ближайшее время надеяться на их высокую эффективность не приходится. Ведь известно, что действующие нормативы платежей за загрязнение существенно меньше затрат, требуемых для снижения загрязнений, и предприятию выгоднее платить за выбросы, не сокращая их объема. Поэтому необходимо принять правила учета экологического фактора в процессе приватизации государственной собственности, запрещающие в первую очередь наращивать выбросы (сбросы) в окружающую среду выше имеющегося уровня.

Важнейшим условием, предшествующим приватизации объекта, должно быть проведение экологического аудита. При этом в правилах должны быть уточнены значения экологических параметров, которым предприятие должно соответствовать. В то же время экологический аудит предприятий, подлежащих приватизации, должен стать первостепенным организационно-правовым механизмом разработки обоснованной программы экологической санации и, в конечном счете, обеспечения учета экологических интересов общества в процессе приватизации.

Экологический аудит позволит установить экологически опасные предприятия, которые вплоть до проведения на них организационно-технических мер по экологической санации должны быть исключены из перечня объектов, подлежащих приватизации. И в целом процесс приватизации должен быть поставлен под контроль природоохранных органов, которые устанавливают экологические нормативы для приватизированных объектов и сроки для их реализации, а также обязаны осуществлять регулярный надзор за соблюдением экологических стандартов.

Процесс приватизации госсобственности, грамотно регулируемый государством, может способствовать улучшению экологической ситуации, решению задачи экологизации производства. Одна из мер для этого — разработка системы льгот для предпринимателей, предлагающих передовые природоохранные и ресурсосберегающие технологии и обязующихся (в форме договора) провести реконструкцию приобретаемого производства в этом направлении.

Предпринимательство и развитие экологического рынка

Одним из эффективных механизмов смешанной экономики является свободное предпринимательство, основанное на частной собственности, рыночном способе организации хозяйства и оборота продукции.

Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью получения дохода и приумножения собственности.

Гибкий, динамичный, быстро реагирующий, прибыльный бизнес необходим как движущая сила устойчивого экономического развития и одновременно как источник технических и финансовых ресурсов для решения экономических и неразрывно связанных с ними экологических проблем.

Если рассматривать развитие предпринимательской деятельности с позиций экологической безопасности, то следует отметить негативные и позитивные стороны этого процесса.

К негативным относятся:

  • игнорирование многими предпринимателями природоохранного законодательства с целью извлечения максимальных доходов путем экономии на экологических затратах;
  • сокрытие фактов загрязнения окружающей среды, объемов реальных техногенных отходов, возможного количества точечных источников выбросов;
  • расточительная эксплуатация природных богатств ради получения сверхприбылей.

Предотвращение негативных моментов требует создания соответствующего экономико-правового механизма, с одной стороны, стимулирующего и поощряющего полезную предпринимательскую деятельность, а с другой — приводящего к неизбежной ответственности и наказанию в случае отступлений от требований природоохранного законодательства.

Положительной стороной предпринимательской деятельности с позиций экологии является создание собственно экологического предпринимательства, основная деятельность которого состоит в производстве товаров, осуществлении работ и услуг, направленных на предупреждение ущерба окружающей среде и здоровью людей.

В круг интересов экологического предпринимательства входят все виды производственно-коммерческой, посреднической, консультативной, научно-исследовательской деятельности, непосредственно связанные с решением тех или иных экологических проблем.

Процесс разгосударствления и приватизации, который происходит в странах с переходной экономикой, способствует формированию сферы экологического предпринимательства. Для крупных государственных предприятий централизованной экономики производство очистного оборудования, мелкооптовых партий экологической техники и технологий было невыгодно, так же, как и ресурсосбережение в условиях господства «безрентных» цен на продукцию природопользования. Невыполнение планов по охране природы, неосвоение выделенных на природоохранные цели капитальных вложений чаще всего объяснялось невозможностью разместить заказы на природоохранное оборудование, поскольку в централизованной громоздкой экономике экологическое производство вытеснялось «на обочину».

Из множества определений понятия «экологическое предпринимательство» наиболее полным представляется следующее: экологическое предпринимательство (экобизнес) — это самостоятельная, рисковая производственная, научно-исследовательская, кредитно-финансовая и иная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными

в этом качестве в установленном законом порядке для следующих целей:

  • сохранения, восстановления природной среды и ее биологического разнообразия;
  • снижения негативного (вредного) воздействия техногенных и природных факторов на окружающую среду;
  • осуществления оценки их влияния на состояние природной среды и обеспечения экологической безопасности.

Выделяют следующие направления экологического предпринимательства:

  • производство специальной экологической техники, приборов, устройств и аппаратов для контроля за состоянием окружающей среды и очистки сбросов, выбросов и отходов;
  • расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство;
  • создание малоотходных и ресурсосберегающих техники и технологий;
  • экологическое образование и воспитание;
  • выполнение специализированных экологических услуг;
  • производство экологически чистых товаров.

В рамках каждого из перечисленных направлений формируется самостоятельная рыночная среда — идей, патентов, ресурсов, товаров, услуг, труда и капитала.

Согласно распространенному определению, рынок — это процесс взаимодействия продавцов и покупателей по продаже и покупке товаров на основе определения цен и количества товаров (спроса и предложения). Как явление он представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков: рабочей силы, средств производства, технологий и др.

Реализация природоохранной политики привела к зарождению и развитию экологического рынка. Оговоримся, что такого - понятия нет среди терминов, закрепленных в Законе «Об охране окружающей среды», да и международные организации еще только разрабатывают единую международную классификацию экорынка. Однако уже сегодня его относят к наиболее активно развивающимся секторам мировой экономики и рассматривают как один из важнейших механизмов для решения проблем устойчивого развития. В странах с развитой рыночной экономикой экологическое предпринимательство уверенно позиционирует себя как самостоятельную и весьма заметную отрасль экономики, наличие которой — обязательный признак цивилизованного рынка.

Экологическая продукция, технологии и экологическая техника занимают от 1 до 4 % объема внешней торговли ряда развитых стран. В связи с ужесточением норм охраны природы и среды обитания человека следует ожидать дальнейшего роста их производства и объема в государствах — лидерах экономики и развития ускоренными темпами в отдельных экологически неблагополучных регионах мира. Немецкие специалисты предполагают, что вскоре рынок «экологических благ» займет ведущее место в мировой экономике, обгонит сферу производства и обслуживания электронной техники.

Экологический рынок можно определить как механизм взаимодействия покупателей и продавцов по поводу экологических товаров (работ) и услуг. Некоторые авторы считают рынок сферой, не подходящей для решения экологических проблем. Но их оппоненты утверждают, что краеугольным камнем экологически устойчивого развития и экологически ориентированного бизнеса является именно система открытых конкурирующих рынков, при которой цены отражают стоимость природных и других ресурсов.

Экологическому рынку реально присущи следующие функции:

  • санирующая — очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйствующих субъектов;
  • информационная — дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве поставляемых экологических товаров (работ) и услуг;
  • посредническая — способствует налаживанию технологической и экономической связи между конкретными участниками общественного производства;
  • ценообразующая — формирует цены на основе общественно необходимых затрат;
  • регулирующая — обеспечивает управление процессами рационального природопользования и охраны окружающей среды посредством «невидимой руки рынка».

Для экологического рынка как части «большого» рынка характерно сегментирование в зависимости от объекта рыночных отношений, в качестве которого выступают: природные ресурсы; рабочая сила (люди); капитал; научно-технические разработки; духовные блага; средства производства; товары потребления; услуги. Таким образом, экологический рынок представляется системой «малых», частных рынков.

«Экологическая продукция» не выделяется в отдельную графу ни международной, ни национальной статистикой. На сегодняшний день не определено, какие именно товары (работы), услуги подпадают под эту категорию. Нет критериев отнесения к экологически чистой продукции, например, технологий по предотвращению загрязнений. Если технологии по прямой борьбе с загрязнениями еще можно идентифицировать, то новую продукцию, технологии и промышленный дизайн, разработанные с учетом природоохранных требований, обычно относят к соответствующей отрасли промышленности, а не к экологической индустрии. В разных странах в понятие экологической входит различная продукция. Следовательно, необходимо выделить общие критерии отнесения товаров (работ), услуг к экологическим, которыми могут быть:

  1. наличие природоохранного эффекта или отсутствие вредного воздействия от использования продукции. Количественное измерение эффекта должно основываться на сопоставлении стоимостной оценки воздействий на окружающую среду с учетом и без учета использования природоохранной продукции;
  2. экологическая безопасность производства, потребления, утилизации данной продукции.

Таким образом, экологические товары (работы), услуги можно охарактеризовать как экономические блага, которые отвечают следующим условиям:

  • их производство, потребление, утилизация не наносят вред здоровью человека на протяжении всей его жизни и не оказывают негативного влияния на здоровье будущих поколений и состояние окружающей среды;
  • их назначением являются контроль, измерение, предотвращение или уменьшение вредного воздействия на человека и окружающую среду.

По функциональному признаку экологическая продукция (товары, услуги) классифицируются следующим образом:

  • работы по изучению состояния природно-ресурсного потенциала окружающей среды (сбор и обработка информации, анализ и прогноз деятельности природопользования, осуществление экологического мониторинга, экологическая инвентаризация, экспертно-консультационные услуги и др.);
  • работы и услуги по рекультивации и воспроизводству природной среды;
  • работы и услуги, обеспечивающие функционирование экологического рынка;
  • природоохранная, ресурсосберегающая техника и технология;
  • экологически чистые товары потребления.

В странах с развитой рыночной экономикой экобизнес стал весьма прибыльным вложением капитала. Растущий спрос на очистное оборудование привлек к его производству не только многочисленные мелкие компании, но и крупные промышленные корпорации. К концу 1980-х гг. в США в этой сфере действовало 500 тыс. компаний и фирм, причем на долю 15—30 крупнейших, специализировавшихся на производстве газо- и водоочистного оборудования, приходилось 60—80 % общего объема его продаж. Сегодня производство и внешняя торговля оборудованием для борьбы с загрязнением окружающей среды не уступают в США производству других групп машин и оборудования (например, химического оборудования, металлообрабатывающих станков и др.).

В Канаде свыше 2500 компаний, в которых работает более 110 тыс. человек, производят оборудование для охраны окружающей среды и связанных с ней услуг. В Германии деятельность 85 % фирм осуществляется с учетом экологических аспектов.

Экологически ориентированная продукция удерживает прочные позиции во всех экономически развитых странах как в производстве товаров промышленного назначения (очистное оборудование, экотехника и экотехнологии, новые материалы, контрольно-измерительные приборы и т.п.), так и в выпуске потребительских товаров — от продуктов питания до безопасных бытовых средств. Производство такой продукции весьма престижно и довольно прибыльно; при этом компании создают себе рекламу и благоприятный имидж на рынке. О прибыльности можно судить по тому, что норма прибыли в сфере экологического предпринимательства США находится на среднем для американской промышленности уровне. В настоящее время конкурентоспособность товаров на мировом рынке определяется не в последнюю очередь их экологическими характеристиками, а также затратами на охрану окружающей среды, влияющими на уровень общих издержек производства. Считается, что природоохранные технологии в перспективе будут представлять одно из основных средств конкурентной борьбы. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1990 г. оценила мировой рынок экологических товаров и услуг в 200 млрд дол. (в США в 1992 г. было произведено природоохранного оборудования на 80 млрд дол., в Японии — на 30 млрд, в Германии — на 27 млрд дол.), а в 2000 г. — уже в 300 млрд дол. В настоящее время в мире продукции природоохранного назначения (по неполным данным) производится более чем на 700 млрд дол. в год. Фирмы, проводящие активную природоохранную политику, добиваются значительных выгод за счет экономии сырьевых материалов, модернизации технологий производства, завоевания положительного имиджа среди потребителей.

На постсоветском пространстве экологическое предпринимательство находится на начальной стадии развития, так же, как и становление рыночных отношений. Мировой опыт показывает, что оно может стать привлекательным прибыльным бизнесом, если государство будет неуклонно и последовательно оказывать ему поддержку, применяя все доступные рычаги экономического и, в частности, финансового регулирования: льготное финансирование и кредитование; освобождение от налогов или льготное налогообложение на прибыль в части создания экотехники, перехода на малоотходную технологию; льготы фирмам, осуществляющим комплексную переработку отходов, и др.

Развитию предпринимательской активности в природоохранной деятельности способствует ужесточение экологических нормативов и контроля за выбросами в окружающую среду. Очевидно, что в будущем основными видами экологического предпринимательства станут производство очистного оборудования и контрольно-измерительных приборов, разработка утилизационных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, экологически безопасного оборудования. В итоге сформируется конкурентная среда на рынке, способствующая отбору наиболее экономичных видов оборудования и технологий при сопоставимом экологическом эффекте.

На мировом рынке экологических услуг и товаров, где все виды экологического обслуживания осуществляются на платной основе, сложилось несколько самостоятельных направлений: производство и продажа экотехники, приборов для контроля за состоянием окружающей среды; создание ресурсосберегающих технологий; выпуск очистного оборудования; использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство; экологическое воспитание и образование; выполнение других экологических услуг.

Помимо перечисленных, спросом пользуются следующие экологические товары и услуги:

  • маркетинговые услуги, связанные с изучением запросов потребителей природоохранного оборудования, приборов, материалов и других материально-технических ресурсов;
  • НИОКР и услуги ноу-хау, направленные на передачу конфиденциальных технических, экономических, управленческих и других знании и сведении для осуществления природоохранной деятельности;
  • инженерно-консультационные (инжиниринговые) услуги, связанные с подготовкой, систематизацией, приспособлением к использованию в конкретных условиях, передачей доступных научно-технических, производственных, коммерческих прочих знаний и опыта, экономических методов по осуществлению природоохранной деятельности, учитывающих специфику конкретных видов производств;
  • лицензионные услуги по передаче, продаже, предоставлению по лицензии природоохранных технологий и оборудования, приборов, материалов и других видов материально-технических ресурсов, необходимых для осуществления природоохранной деятельности;
  • лизинговые услуги, связанные с операциями по приобретению природоохранного оборудования, приборов и других видов движимого и недвижимого имущества, являющегося объектом аренды, и передачей его в аренду лизингополучателю;
  • услуги по регулированию клиринговых поставок на рынке экологического оборудования;
  • работы и услуги по установке, техническому обслуживанию и ремонту контрольно-измерительного и другого оборудования природоохранного назначения;
  • биржевые услуги по приобретению природоохранного оборудования, приборов, материалов и других видов материально-технических ресурсов;
  • сервисное обслуживание особо охраняемых природных территорий и объектов (экологический туризм, подготовка ботанических и экологических коллекций, организация народных промыслов и др.);
  • работы и услуги по рекультивации, восстановлению, проведению других природоохранных и санационных мероприятий;
  • работы и услуги в области сертификации товаров, процессов, технологий, оборудования, материалов, сырья, объектов окружающей природной среды по экологическим параметрам;
  • услуги в связи с проведением ОВОС, экологической экспертизы, экологической паспортизации, эколого-экономического аудита, подготовительных работ для получения разрешения на природопользование;
  • банковские услуги, связанные с финансированием и кредитованием природоохранной деятельности и воспроизводства природных ресурсов;
  • услуги экологического страхования, перестрахования и социального страхования;
  • правовое и консалтинговое обслуживание по экологическим вопросам (экспертные заключения по искам органов охраны приводы для арбитражных и судебных дел, консультации по залоговому праву, приватизации, направлениям инноваций и др.);
  • информационное обслуживание по проблемам охраны окружающей среды и природопользования;
  • услуги по экологическому обучению, переподготовке кадров, повышению квалификации.

Как видно из этого далеко не полного перечня, экологический рынок Запада весьма обширен, что позволяет говорить о формировании там экологически ориентированной отрасли экономики — экоиндустрии. В постсоветских же республиках рынок экологических услуг находится в зачаточном состоянии. Начинает складываться рынок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в частности, при разработке материалов методического характера для подготовки эколого-экономического инструментария, выполнения заданий по подготовке целевых экологических программ, стратегических документов экологической направленности и т.п.

Подобные работы осуществляются на основе грантов, но этого недостаточно. Назрела необходимость создания целевой программы развития экологического рынка, которая бы предусматривала разработку законодательных и подзаконных актов, обеспечивающих эффективное функционирование рынка. В частности, следует законодательно регламентировать: льготное налогообложение прибыли предприятий, выполняющих работы и услуги экологического характера или создающих продукцию экологического назначения; введение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; дополнительное налогообложение экологически вредных производств и т.п.

Программа должна охватывать приоритетные направления развития рынка экологических работ и услуг, разработку и внедрение системы регулирования экологического предпринимательства, создание условий для привлечения и рационального использования в экологических целях зарубежных инвестиций, ноу-хау, технологий и оборудования.

Так, Госкомэкологии России еще в начале 1990-х гг. составил для своих подразделений перечень платных работ и услуг, входящих в их сферу деятельности:

  • лицензирование и сертификация экологических характеристик товаров, технологий, оборудования, материалов, сырья и т.п.;
  • cоздание банков данных ресурсосберегающих технологий, процессов, экологичных товаров, оборудования, работ и услуг;
  • экологическая паспортизация, экологическое аудирование, экологическая экспертиза;
  • оказание технической помощи при согласовании, экспертизе нормативно-технической документации и выдаче разрешений на природопользование;
  • обучение, переподготовка кадров, повышение квалификации;
  • участие в разработках по экологическому нормированию и стандартизации;
  • разработка и обоснование экологических прогнозов для промышленных и сельскохозяйственных территорий городов и зон рекреации;
  • регулирование деятельности экологического предпринимательства посредством сертификации, лицензирования, аудирования и аккредитации предприятий, организаций, фирм в сфере производства экологических товаров, работ и услуг;
  • информационные услуги и др.

Белорусское природоохранное ведомство могло бы позаимствовать этот опыт для активизации экологического рынка. Помимо перечисленного, важное место на рынке экологических услуг может занять реклама экологичных изделий, в особенности для защиты на рынке отечественных товаров от их зарубежных аналогов.

Рынок экологических товаров и услуг в республике формируется чрезвычайно медленно, полностью отсутствует нормативно-правовая основа его функционирования, а также эффективный механизм поддержки и стимулирования свободного предпринимательства в природоохранной сфере. Очевидно, что для привлечения предпринимателей к развитию экобизнеса необходимо создание гибкого механизма взаимодействия природоохранных и рыночных структур, обеспечение материальной заинтересованности и поддержки предпринимательской активности.

Формирование рынка страховых услуг в экологической сфере

Ущерб, наносимый природе, населению, хозяйству авариями на промышленных предприятиях, чрезвычайно велик: его доля в общих потерях от загрязнения окружающей среды достигает 25—30 %. В странах с рыночной экономикой возмещение ущерба осуществляется в первую очередь за счет владельца предприятия через систему экологического страхования, и лишь в случаях катастрофических размеров ущерба к его возмещению может подключиться государство.

В мировой практике экологическое страхование означает страхование гражданской ответственности предприятий — источников повышенного экологического риска за причинение ущерба третьим лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварийного) загрязнения окружающей среды. Его цель состоит в наиболее полной компенсации нанесенного эколого-экономического ущерба.

Cтрахование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта впервые получило законодательное закрепление в Законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2000). В силу ст. 25 организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, может заключить договор страхования ответственности за причинение вреда физическим, юридическим лицам и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте со страховой организацией, имеющей лицензию на проведение данного вида страхования.

Дальнейшее развитие правового регулирования отношений по возмещению вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу граждан в результате вредного воздействия на окружающую среду, нашло отражение в Законе "Об охране окружающей среды" (редакция от 17 июля 2002 г.). Так, ст. 79 закрепляет экологическое страхование в качестве элемента экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования, а ст. 85 раскрывает его сущность.

Объектом экологического страхования является имущественный интерес владельца предприятия — источника повышенной опасности, связанный с его обязанностью возместить вред, причиненный третьим лицам вследствие аварийного загрязнения окружающей природной среды деятельностью предприятия.

Субъектами экологического страхования выступают:

  • страхователь — юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, заключившее договор экологического страхования со страховщиком и уплачивающее страховые взносы. Виды хозяйственной деятельности, связанные с наибольшим экологическим риском, определены указом президента № 349 от 24 июня 2008 г. «О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности»;

  • страховщик — юридическое лицо, созданное в целях осуществления страховой и иной связанной с ней деятельности, зарегистрированное в установленном порядке, обладающее лицензией на право проведения экологического страхования и заключившее договор со страхователем;

  • потерпевшие (третьи лица) — физические или юридические лица, в пользу которых заключен договор экологического страхования.

Экономическому подсчету и, соответственно, страховому возмещению подлежит вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц либо имуществу, находящемуся в собственности государства, а также имущественный вред, причиненный окружающей среде. Не подлежат возмещению моральный вред и упущенная выгода.

Принципиальным вопросом при построении организационных основ экологического страхования является форма его проведения. В теории страхования выделяются две формы проведения страхования: добровольная и обязательная.

Добровольная форма страхования имеет в основе следующие принципы:

  • осуществление страхования и в силу закона, и на добровольных началах. Закон определяет подлежащие добровольному страхованию объекты и самые общие условия страхования. Конкретные условия регулируются правилами страхования, которые разрабатываются страховщиком;
  • добровольное участие в страховании, в полной мере характерное только для страхователей. Страховщик не имеет права отказаться от страхования объекта, если желание страхователя не противоречит условиям страхования;
  • выборочный охват добровольным страхованием, поскольку не все страхователи изъявляют желание в нем участвовать;ограниченный срок страхования; начало и окончание срока страхования особо оговариваются в договоре страхования;
  • действие только при уплате разового или периодических страховых взносов. Неуплата очередного взноса влечет за собой прекращение действия договора.

Обязательная форма страхования базируется на следующих принципах:

  • согласно законодательству страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи обязаны вносить причитающиеся страховые платежи;
  • сплошной охват обязательным страхованием указанных в законе объектов;
  • автоматическое распространение обязательного страхования на объекты, указанные в законе;
  • действие обязательного страхования независимо от внесения страховых платежей. Если страхователь не уплачивает страховые взносы, они взыскиваются в судебном порядке; на не внесенные в срок страховые платежи начисляются пени;
  • бессрочность обязательного страхования.

Следует признать, что экологическое страхование пока не получило должного развития. В настоящее время имеются примеры его проведения в добровольной форме, хотя очевидна необходимость введения обязательного экологического страхования. Во-первых, определенные виды загрязнений крайне опасны для окружающей среды и здоровья людей, а затраты на восстановительные работы очень велики. Обязательное страхование гарантирует наличие определенных средств у страховщиков как на проведение мероприятий по очистке, так и на компенсацию ущерба пострадавшим. Во-вторых, при страховании возрастают требования к безопасности, а значит, усиливается контроль за потенциально опасными видами деятельности. В-третьих, страхование способствует повышению общественного доверия к этим видам деятельности.

Таким образом, экономическая сущность экологического страхования состоит в аккумулировании денежных средств (страховых взносов) в резервном фонде страховой организации и в перераспределении их между третьими лицами для компенсации убытков при наступлении страховых случаев, а также в формировании предупредительного (превентивного) и гарантийного фондов.

Фонд предупредительных (превентивных) мероприятий экологического страхования формируется страховщиком за счет ежемесячных отчислений в размере 10 % поступивших страховых взносов по экологическому страхованию. Денежные средства используются строго в соответствии с целевым назначением — на финансирование мероприятий по предотвращению страховых случаев, связанных с осуществлением экологически опасной деятельности.

Гарантийный фонд экологического страхования формируется страховщиком за счет ежемесячных отчислений в размере 2 % поступивших страховых взносов по экологическому страхованию. Денежные средства имеют строго целевое назначение и используются на страховые выплаты в случае, если страховщик не в состоянии выполнить свои обязательства по договору экологического страхования.

Денежные средства обоих фондов перечисляются в республиканский бюджет и расходуются по решению президента.

Из экономической сущности экологического страхования логически вытекают его функции:

  • компенсационная — проявляется в возмещении убытков третьим лицам в случае наступления страхового события;
  • превентивная — осуществляется путем расходования части страхового фонда на финансирование предупредительных мер по снижению экологических рисков страхователей;
  • информационная — реализуется путем проведения экологического аудита при подготовке страхового договора, а также посредством контрольных проверок в течение действия договора;
  • контрольная — заключается в надзоре страховой организации за выполнением страхователем условий договора экологического страхования и целевым расходованием средств на предупредительные мероприятия;
  • социальная — состоит в выделении страховой организацией части средств страховых резервов на повышение уровня экологической безопасности и социальной защищенности населения, работников предприятий, членов их семей.

Функции экологического страхования позволяют рассматривать его как инструмент экономического регулирования природопользования и дополнительный источник финансирования природоохранных мероприятий, соответствующий рыночному принципу «загрязнитель платит». Основная идея введения механизма экологического страхования заключается в том, чтобы сбалансировать интересы граждан (третьих лиц, которым причинен ущерб), государства (в случае причинения ущерба окружающей среде и (или) государственной собственности) и частного предпринимательства (владельцев потенциально опасных объектов), а роль экологического страхования состоит в том, чтобы реально гарантировать защиту этих интересов.

Контрольные вопросы

  1. Какие формы собственности на природные ресурсы существуют в мире?
  2. В чем отличие частной собственности на землю от собственности для частного пользования землей?
  3. Каковы негативные стороны свободного предпринимательства с позиций экологической безопасности?
  4. Какие функции может выполнять экологический рынок?
  5. Каковы критерии отнесения товаров, работ и услуг к разряду экологических?
  6. Какие виды деятельности объединяет рынок экологических услуг на Западе?
  7. Каковы функции и значение экологического страхования как источника финансирования и экономического стимулирования природоохранной деятельности?
 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

mobil super 3000 xe 5w 30 super 3000 xe 5w 30
 
Кронштейн декорат.лів. купить запчасть 6J0807923 Skoda Audi Volkswagen Seat
 
биткоин миксер
 
free mp3 downloas