Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Экология. Конспект лекций Природоохранные затраты и их экономическая сущность

Природоохранные затраты и их экономическая сущность

Осуществление деятельности, направленной на поддержание качества природной среды и охрану природы, требует все возрастающих затрат. Природоохранные затраты (экологические издержки) по их экономической сущности можно разделить на издержки предотвращения (предзатраты) и экономический ущерб, включающий прямые потери ресурсов природы и затраты на ликвидацию, нейтрализацию и компенсацию уже допущенных экологических нарушений (постзатраты).

К экологическим издержкам предотвращения (предзатратам) хозяйственной деятельности относятся затраты на мероприятия, проводимые либо в источнике загрязнения, либо на путях миграции загрязняющих веществ к реципиентам. Они расходуются по двум основным направлениям:

  1. на мероприятия, снижающие выброс вредных веществ в окружающую среду, — совершенствование технологических процессов, изменение состава или улучшение качества используемых ресурсов, установку очистных сооружений с последующей утилизацией уловленных отходов, комплексное использование сырья и т.п.;
  2. на мероприятия, не снижающие выбросы загрязнений, но влияющие на их распространение или изолирующие от прямого контакта с реципиентами, — строительство высоких труб при атмосферных выбросах, нейтрализация загрязнений, захоронение отходов, установление санитарно-защитных зон вокруг предприятий, озеленение городов и поселков, рациональную планировку городской застройки с учетом «розы ветров» И др.

К предзатратам в структуре экологических издержек общества относятся также следующие расходы:

  • на экологическое образование, подготовку кадров, рекламно-издательскую деятельность экологической направленности;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе разработку и внедрение новых экологосовместимых технологий;
  • организацию и совершенствование институтов управления природоохранной деятельностью, в том числе органов, обеспечивающих экологический контроль, аудит, мониторинг, экологическую экспертизу;
  • разработку экологической регламентации хозяйственной деятельности: правовых, нормативно-методических материалов и документов, экологических стандартов и т.п.;
  • создание объектов экологической инфраструктуры;
  • экологическую модернизацию сферы материального производства.

Экономическим результатом издержек предотвращения загрязнения можно считать снижение ущерба. Считается, что природоохранные затраты в размере 1—2 % ВНП предотвращают ущерб, достигающий 3—5 % объема ВНП. Однако это имеет и отрицательные экономические последствия: отвлекается значительная часть трудовых и финансовых ресурсов, увеличивается себестоимость продукции.

Экономисты ставят вопрос о разумной величине вложений в охрану природной среды и рационализацию природопользования, поскольку широко распространена точка зрения, что эти вложения тормозят темпы экономического и социального развития, так как вкладываемый в защиту природы капитал практически не приносит экономического эффекта и не приводит напрямую к повышению материального уровня жизни населения. Таким образом, одной из актуальных проблем является установление экономически обоснованного уровня издержек предотвращения загрязнения. Производитель может выбирать: либо экономия на природоохранных затратах (но тогда создается высокий уровень выбросов и наносится значительный ущерб окружающей среде), либо сокращение ущерба путем увеличения природоохранных издержек. Существует некая оптимальная ситуация, когда экологические издержки достигают минимума. Это и есть экономический оптимум загрязнения окружающей среды.

При определении экономического оптимума загрязнения окружающей среды в расчет принимаются только экономические соображения, хотя приоритетное значение имеют, конечно, социальные и чисто экологические факторы, поэтому категорию «экономический оптимум загрязнения» ни в коем случае нельзя абсолютизировать. С общечеловеческих позиций разумными являются затраты, объем которых гарантирует стабилизацию качества среды обитания всего живого на планете. Экономия на экологических затратах сейчас, по прогнозам ученых, может обернуться необходимостью расходовать до 40—50 % ВНП на оздоровление природной среды в будущем.

Другая инвестиционная проблема состоит в рациональном распределении средств между двумя направлениями экологических мероприятий, указанными выше, и совершенствованием структуры расходов внутри каждого из них. Так, если два десятилетия назад во многих отраслях (например, в металлургии, тепловой энергетике) предпочтение отдавалось более дешевым мероприятиям второго направления (в частности, строительству высотных труб), то в последние годы в результате исследований, доказавших низкую эколого-экономическую эффективность подобных мер, приоритет имеют мероприятия первой группы.

Следует отметить также, что функционально предназначение природоохранных затрат значительно шире, чем только предотвращение негативных экологических последствий, поскольку они служат удовлетворению и социально-экономических потребностей общества, способствуя расширению сферы образования, совершенствованию технологий, внедрению достижений НТП, модернизации производства, улучшению условий жизнедеятельности людей и т.п.

Другая составляющая экологических издержек общества определяется величиной экономического ущерба от негативных воздействий антропогенной деятельности на природную среду и затратами на его компенсацию (постзатратами).

По времени реализации различают две категории природоохранных затрат: капитальные вложения и текущие затраты (или в современной «рыночной» терминологии — инвестиции в основной капитал и эксплуатационные издержки).

К инвестициям в основной капитал (капитальным вложениям) на охрану окружающей среды относятся единовременные затраты на создание, обновление, реконструкцию, замену и расширение основных средств природоохранного назначения, совершенствование технологии производства с целью сокращения его воздействия на природную среду.

Капитальные вложения представляют собой материальные затраты общества, которые в течение нескольких лет (как правило, больше года) находятся в сфере производства, не давая полезного эффекта. Продолжительность этого периода зависит от срока освоения капиталовложений, превращения их в действующие основные производственные природоохранные фонды (ОППФ) — основные средства природоохранного назначения. Это здания, сооружения, оборудование, используемое для целей охраны окружающей среды как на отдельных предприятиях, так и в государственном масштабе.

Инвестиции в основной капитал, направляемые на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, и соответственно ОППФ анализируются по основным компонентам природы. Они включают водо- и пылегазоочистные установки, объекты оборотного водоснабжения, оборудование и сооружения по сбору, обезвреживанию, складированию и захоронению твердых (полужидких) отходов производства и потребления, а также затраты на проведение капитальных работ по рекультивации земель, созданию защитных лесных насаждений, организации заповедников и других природоохранных территорий.

Инвестиции в основной капитал природоохранного назначения включают как прямые, так и сопряженные капитальные затраты.

Прямые капитальные затраты охватывают затраты, осуществляемые исключительно в природоохранных целях и не используемые для иных производственных нужд (создание очистных сооружений, организация заповедников и т.п.).

Сопряженные капитальные затраты связаны с совершенствованием технологий производства, которые могут дать положительный экологический эффект (например, затраты на технологическое перевооружение электростанций при переходе на использование природного газа вместо угля).

В результате освоения капитальных вложений происходит создание фондов природоохранного назначения, процесс эксплуатации которых влечет за собой возникновение эксплуатационных издержек (природоохранных текущих затрат). К текущим затратам относятся расходы на содержание и обслуживание основных средств природозащитного назначения, а также на оплату услуг, связанных с охраной окружающей среды: ежегодные затраты на зарплату обслуживающего персонала, на текущий и капитальный ремонт, амортизационные отчисления, энергетические расходы, затраты на реагенты.

В соответствии с методологией статистики затраты на капитальный ремонт основных средств природоохранного назначения учитываются отдельно и включают осуществляемые за счет различных источников финансирования расходы по капитальному ремонту сооружений, установок, оборудования и технических средств, относимых на предприятиях к основным средствам. Эти затраты должны быть учтены при определении валового накопления основных средств природоохранного назначения.

Текущие затраты экологического назначения значительно превосходят годовые капитальные затраты: по народному хозяйству они обычно соотносятся как 3:1 (по воздушному бассейну — 5:1, по водным ресурсам — 4:1). Это свидетельствует о том, что обновление природоохранных фондов в нашей стране происходит очень медленно. В то же время в США соотношение текущих и годовых капитальных затрат составляет 1:1.

Как отмечается в ряде исследований, учет текущих затрат на природоохранную деятельность предприятиями, организациями и учреждениями осуществляется неудовлетворительно. В подавляющем большинстве случаев эти затраты полностью «растворяются» в показателе себестоимости продукции. Исключение составляют только затраты по эксплуатации централизованных очистных сооружений на предприятиях, где они выделены в особые цехи. Затраты на эксплуатацию локальных сооружений и приспособлений, включенных в состав основного производства, практически невозможно учесть обособленно, поэтому их учет ведется, как правило, внесистемно, при помощи выборок из первичных документов, исходя из данных оперативного учета, статистических расчетов и экспертных оценок.

В соответствии с рекомендациями Комплексной системы эколого-экономического учета (2002) в отчетность субъектов хозяйствования должны включаться следующие виды текущих затрат на охрану окружающей среды:

  • на содержание и эксплуатацию основных средств природоохранного назначения;
  • рекультивацию нарушенных земель (кроме включенных в капитальные вложения);
  • оплату сторонних услуг по приему и очистке сточных вод, вывозу, размещению, хранению и переработке отходов, проведению контроля за состоянием окружающей среды и воздействием на нее, на оплату научно-исследовательских работ, подготовки специалистов и т.д.;
  • организацию самостоятельного контроля за воздействием на окружающую среду, научно-технических исследований, управления природоохранной деятельностью на предприятии;
  • текущие мероприятия по восстановлению нарушенной природной среды и снижению вредного воздействия на нее.

Удельный вес природоохранных текущих затрат в общих затратах на производство товарной продукции колеблется в пределах 0,2—3 %.

Экологические затраты, как и любые другие затраты на производство, должны окупаться доходами за срок, в течение которого сумма приносимого ими эффекта становится равной затратам. При расчете срока окупаемости необходимо учитывать, что экологические издержки позволяют не только снизить загрязнение окружающей среды, но и повысить эффективность производства во многих отраслях. Так, переход к замкнутой технологии, оборотным системам водоснабжения, с одной стороны, — это путь экономии водных ресурсов, сокращения сброса загрязнений в водную среду, с другой — снижение затрат на водозабор, а следовательно, и себестоимости продукции, рост эффективности производства. Затраты на утилизацию отходов приводят к оздоровлению окружающей среды, сокращая количество загрязнений, что позволяет получить дополнительную прибыль благодаря производству полезной продукции из отходов.

Интернализация внешних экологических издержек

Экологические издержки хозяйствующих субъектов включаются в общие производственные затраты, т.е. являются внутренними (интернальными) для предприятия. Издержки же, вызываемые загрязнением окружающей среды, т.е. собственно экономический ущерб, — внешние для предприятия-загрязнителя (в экономике природопользования их принято называть экстернальными), поскольку для самого производителя ущерб, вызванный его деятельностью, не влияет на издержки производства. Общество в целом заинтересовано в сокращении общественных экологических издержек, включающих природоохранные затраты (предзатраты) и экономический ущерб от загрязнения, а конкретный производитель в первую очередь озабочен внутренними природоохранными издержками, которые уплачиваются из его кармана и отражаются на других экономических показателях. Ущерб окружающей среде, наносимый хозяйственной деятельностью данного производителя, — издержки других субъектов, т.е. для предпринимателя они внешние.

Экстернальные издержки проявляются в увеличении затрат других предприятий на предварительную очистку загрязненной воды, воздуха, в прямых потерях дохода от снижения урожайности культур под воздействием вредных выбросов, ускорения коррозии металлов и т.п. В условиях господства общественной (государственной) собственности на средства производства проблема экстернальных издержек не возникала. Теоретически общество было одинаково заинтересовано в минимизации как внутренних, так и внешних издержек, поскольку оно как бы являлось собственником и предприятия, загрязняющего близлежащую территорию, и самой территории, терпящей ущерб от ухудшения качества среды. В этих теоретических построениях (а на практике все было далеко не так благополучно) категория ущерба, заменявшая экстернальные издержки, рассматривалась как величина, необходимая для определения экономического оптимума загрязнения природной среды.

По-иному обстоит дело, когда общественные экологические издержки рассматриваются сквозь призму субъектов с разными интересами: общества и предпринимателя. Общество заинтересовано в снижении ущерба, а предприниматель — в сокращении природоохранных предзатрат. Для того чтобы стимулировать предпринимателя вкладывать деньги в природоохранные мероприятия, необходимо превратить внешние издержки предприятия-загрязнителя во внутренние, иными словами, интернализировать внешние издержки (что, по сути, означает трансформирование принципа «платит жертва» в принцип «платит загрязнитель»). Это сложная проблема, которая до конца не решена даже в странах с развитой рыночной экономикой.

Одним из возможных путей превращения внешних издержек во внутренние является создание институционального механизма, понуждающего предпринимателя учитывать экологический фактор в процессе принятия хозяйственных решении. Это, во-первых, законодательное закрепление принципа компенсации ущерба, тогда реципиенты через суд могут предъявить предпринимателю иск и взыскать с него сумму ущерба. Но если условия компенсации не определены заранее, то возникают технические сложности по определению величины ущерба» доказательств его достоверности: ведь если с той или иной степенью точности можно установить ущерб, наносимый сельскому хозяйству или основным производственным фондам, то по поводу ущерба здоровью людей могут возникнуть противоречия.

Сложности компенсации ущерба усугубляются тем, что одной территории сосредоточено, как правило, несколько производств, и трудно установить конкретного виновника загрязнения.

Второй способ — ввести платежи за загрязнение, рассчитанные на основе предельных природоохранных затрат. Впервые налог на загрязнителя как инструмент интернализации внешних эффектов предложил английский экономист А. Пигу (1932) (пигувианский налог). Этот метод действеннее предыдущего, однако он не гарантирует в динамике сохранения качества окружающей среды, поскольку материализует принцип «загрязняй, но плати».

Наиболее перспективным методом интернализации внешних издержек в условиях перехода к рыночным отношениям станет введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал природной среды и создание механизма последующего перераспределения прав собственности на него.

Под ассимиляционным потенциалом понимается способность природной среды обезвреживать, поглощать и перерабатывать определенное количество вредных веществ без изменения своих основных свойств. Благодаря наличию такой способности у природной среды общество имеет возможность осуществлять экономию природоохранных издержек, которая в конечном счете и определяет ценность ассимиляционного потенциала.

Для обеспечения рационального использования ассимиляционного потенциала необходимо введение имущественных прав на него. В этом случае экстернальные издержки превращаются в интернальные (внутренние): либо пользователь ассимиляционного потенциала (предприятие-загрязнитель) платит собственнику, либо собственник сам использует ассимиляционный потенциал, экономя на издержках по борьбе с загрязнением (в том случае, если он создал «грязное» производство), или получает дополнительные доходы от сельского хозяйства, туризма и другого бизнеса, требующего хорошего качества природной среды. Собственником в широком смысле может выступать государство в лице местных или центральных органов власти. Именно они должны обеспечить первоначальное распределение имущественных прав на ассимиляционный потенциал природной среды между предприятиями-загрязнителями (путем продажи лицензий на загрязнения). Введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал должно быть дополнено возможностью перераспределения (продажи) прав собственности, тогда процесс рационального его использования будет обеспечен в динамике.

В результате взаимовыгодных уступок и переговоров будет выбран оптимальный для природопользователей (загрязнителей), природы и «жертв загрязнения» вариант. Это положение называют теоремой Коуза (в честь нобелевского лауреата по экономике Р.Х. Коуза). Он сделал вывод о том, что независимо от принадлежности права собственности свободные переговоры между заинтересованными сторонами могут привести к достижению экономически эффективного уровня загрязнения. Единственное, что необходимо для решения проблем окружающей среды, согласно теореме Коуза, — это создание условий для переговоров жертвы и загрязнителя. Однако на практике в большинстве случаев теорема Коуза не работает в силу большого числа сторон, заинтересованных в разрешении экологических конфликтов. Если проблема ограничивается двусторонними контактами, то найти взаимоприемлемое решение достаточно легко. Но если речь идет о загрязнении воздушного бассейна крупного города, затраты на определение участников, проведение переговоров и реализацию соглашения (так называемые трансакционные издержки) становятся неоправданно большими. Кроме того, возникает проблема с определением виновников деградации природной среды. Так, загрязнение грунтовых вод может возникнуть во многих местах и по многим причинам, установить которые достоверно невозможно.

Не всегда существует возможность провести переговоры со всеми заинтересованными сторонами, даже если они известны: например, в случае, когда экстерналии затрагивают интересы будущих поколений, которые не могут голосовать по принятию решений сейчас, хотя решения предыдущих поколений окажутся для них жизненно важными. Таким образом, во многих случаях свободный рынок не способен самостоятельно разрешить экологические проблемы. Для устранения провалов рынка, как признает большинство специалистов, необходимо государственное регулирование, реализация природоохранной политики, учитывающей интересы всего общества.

Инвестирование в природоохранной деятельности

В целях обеспечения единого подхода к понятиям «виды природоохранной деятельности» и «природоохранные затраты» нашей стране был принят Классификатор видов природоохранной деятельности и затрат на охрану окружающей среды (утвержден Минприроды и введен в действие 21 августа 1997 г.). Структура и содержание классификатора учитывают рекомендации конференции Европейских статистиков, изложенные в Единой Европейской стандартной статистической классификации природоохранных объектов и расходов на охрану окружающей среды (Париж, 13—17 июня 1994 г., документ CES/822).

В классификаторе выделяются две конкретные формы природоохранной деятельности:

  1. текущая природоохранная деятельность;
  2. природоохранные мероприятия.

Текущая природоохранная деятельность — это непрерывно осуществляемая деятельность, направленная на достижение стабильности или улучшение состояния окружающей среды. Она связана преимущественно с эксплуатацией, а не созданием основных фондов природоохранного назначения.

Природоохранные мероприятия — это природоохранная деятельность, предпринимаемая в целях существенного улучшения состояния окружающей природной среды или создания условий для ее улучшения. Результатом природоохранных мероприятий может быть создание основных фондов природоохранного назначения.

В классификаторе указаны наиболее характерные виды природоохранной деятельности в разрезе отдельных природных сред:

  • охрана атмосферного воздуха;
  • охрана водных ресурсов;
  • охрана земель и недр;
  • охрана биоразнообразия и ландшафтов, в том числе охрана лесных ресурсов и нелесных растительных комплексов, охрана и воспроизводство животного мира;
  • комплексные направления природоохранной деятельности (создание, развитие и обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий и объектов);
  • специальные сферы природоохранной деятельности (обращение с отходами производства и потребления, борьба с шумом и вибрацией);
  • управление и контроль в области природоохранной деятельности.

В соответствии с видами природоохранной деятельности выделяются следующие затраты экологического назначения:

  • текущие затраты предприятий, организаций и учреждений на охрану окружающей среды;
  • затраты на капитальный ремонт основных фондов природоохранного назначения;
  • капитальные вложения (прямые и сопряженные) на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;
  • затраты на содержание заповедников и иных особо охраняемых природных территорий, а также на охрану ресурсов животного мира, лесных ресурсов и других элементов ландшафта;
  • затраты на научные исследования в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • затраты на содержание государственных органов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
  • затраты на экологическое образование и просвещение (подготовку соответствующих специалистов);
  • затраты на международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

На природоохранные мероприятия расходуется значительная часть капитальных вложений. В среднем по промышленности они составляют 3 % общих капиталовложений, но их доля сильно колеблется в зависимости от отраслевых особенностей производства: имеются данные, что в стройиндустрии - инвестиции в основной капитал экологического назначения составляют 0,9 % общего объема, в черной металлургии 4,6 %, а на отдельных предприятиях химической промышленности их доля достигает 40 % стоимости основных производственных фондов.

Большая часть капиталовложений экологического назначения идет на охрану и рациональное использование водных ресурсов, что обусловлено высокой капиталоемкостью водоохранных сооружений. Так, в середине 1990-х гг. на охрану и рациональное использование водных ресурсов выделялось около 70 % объема природоохранных инвестиций, на защиту воздушного бассейна — 15—20 % , а на охрану земель — около 12-15%, остальное — на полигоны и предприятия по утилизации и захоронению токсичных бытовых и промышленных отходов. В странах с высокоразвитой экономикой соотношение капитальных затрат на охрану водной среды и воздушного бассейна прямо противоположное. Прогрессивные производственные технологии Запада предусматривают использование замкнутых оборотных систем водоснабжения вместо дорогостоящих систем водоотведения сточных вод с капиталоемкими очистными сооружениями. В то же время защита воздушного бассейна требует значительных затрат на пылегазоулавливающие установки, стоимость которых может составлять более 20 % стоимости основного технологического оборудования. Следует заметить, что в 2000 г. в Беларуси наблюдалась тенденция к некотором сближению удельного веса инвестиций в основной капитал предназначавшихся для охраны водных ресурсов и воздушного бассейна (35 и 29 % капиталовложений соответственно), но в последующие годы она не нашла продолжения.

В распределении текущих затрат по видам природоохранной деятельности в целом по стране прослеживаются тенденции, характерные для капитальных вложений, но в отличие от капитальных затрат, доля которых на охрану атмосферного воздуха после 1995 г. значительно возросла и в последние годы составляла почти треть, без малого три четверти текущих затрат экологического назначения по-прежнему направляется на охрану водных ресурсов.

Экспертные оценки специалистов свидетельствуют о том, что расходы, необходимые для стабилизации экологической обстановки, должны быть соизмеримыми с оценкой ущерба от загрязнения среды. Так, в экономически развитых странах оценки совокупного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды колеблются сейчас в пределах 2—7 % ВНП, за последние 20—25 лет природоохранные затраты там выросли многократно и составляют 3—6 % ВНП. У нас же, согласно официальной статистике, общие расходы на охрану природы в последние годы составляли 1,1—1,2 % ВВП (а в 2008 г. — 0,9 % ВВП), а затраты на охрану водных ресурсов и атмосферного воздуха — 0,8 % ВВП. В то же время ущерб от загрязнения воздушной и водной сред (только от стационарных источников загрязнения) в 2,4 раза превысил затраты на охрану воздушного бассейна и водных ресурсов. При этом очевидно, что оценки ущерба сильно занижены относительно реально существующего в силу отсутствия необходимой информации, погрешностей статистической базы данных, методических трудностей определения ущерба от выбросов автомобильного транспорта и т.п. К сожалению, экономические возможности пока не позволяют нам выделять значительные финансовые ресурсы, необходимые для адекватного возмещения понесенного ущерба и ликвидации негативных экологических последствий хозяйственной деятельности.

Выбор природоохранных мероприятий требует всестороннего экономического обоснования экологических затрат, что имеет особо важное значение при ограниченности государственных средств и необходимости их использования с наибольшей отдачей в условиях перехода к рыночным отношениям. Для обоснования экономической целесообразности природоохранных ме- роприЯТИЙ используются показатели эффективности экологического назначения.

Контрольные вопросы

  1. Каковы направления использования экологических издержек предотвращения?
  2. Как различаются природоохранные затраты по времени реализации?
  3. Какие затраты называются эксплуатационными издержками экологического назначения?
  4. Что такое интернализация экстернальных издержек?
  5. Какие виды природоохранной деятельности выделяются в соответствии с принятой классификацией?
 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

mobil brake fluid dot 4 тормозная жидкость мобил цена
 
Кронштейн крила пер.лів. купить запчасть 6J0821119A Skoda Audi Volkswagen Seat
 
http://myhitmp3.top/mp3/atrium+carceri+childhood+ii
 
btc fog