Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Экология. Конспект лекций Экологическое нормирование, мониторинг, учет и контроль в области природопользования и охраны окружающей среды

Экологическое нормирование, мониторинг, учет и контроль в области природопользования и охраны окружающей среды

В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» в целях государственного регулирования воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности осуществляется ее нормирование, гарантирующее сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении следующих нормативов:

  • нормативов качества окружающей среды;
  • нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
  • лимитов на природопользование;
  • иных нормативов в области охраны окружающей среды.

С одной стороны, нормативы качества окружающей среды определяют, какое состояние окружающей среды обеспечивает безопасность жизнедеятельности человека; с другой стороны, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду обеспечивают благоприятное для человека и иных живых организмов состояние окружающей среды.

Исходя из названных нормативов вводятся лимиты на природопользование, которые представляют собой установленные природопользователям на определенный период времени объемы предельного использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов и иных видов вредного воздействия на окружающую среду. Лимиты используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух сбросов сточных вод и размещения отходов производства устанавливаются постановлением Совета Министров.

Нормативы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

Основными требованиями к разработке нормативов в области охраны окружающей среды являются:

  • установление оснований их разработки;
  • проведение научно-исследовательских работ по их обоснованию;
  • оценка и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий их применения;
  • иные требования, устанавливаемые законодательством.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на уровне, обеспечивающем экологическую безопасность, и применяются для оценки состояния окружающей среды и нормирования допустимого воздействия на нее.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

  • нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ;
  • нормативы предельно допустимых физических воздействий;
  • нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
  • иные нормативы качества окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды устанавливают предельные величины вредных химических, физических, биологических воздействий на окружающую среду; служат для оценки состояния качества различных природных сред (атмосферного воздуха, вод, почв) и являются едиными для территории Республики Беларусь. В целях сохранения особо охраняемых природных территорий, курортных и рекреационных зон, а также типичных и редких природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение, для этих природных объектов могут устанавливаться более жесткие, чем действующие на остальных территориях, нормативы качества окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды утверждаются и вводятся в действие Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды иными государственными органами в соответствии с законодательством. Нормативы качества окружающей среды, как правило, закреплены в санитарных правилах и нормах.

Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ (ПДК) — максимально допустимое содержание химических веществ в окружающей среде, не оказывающее вредного воздействия на организм человека, включая отдаленные последствия для настоящего и будущих поколений. Градация химических веществ на классы опасности зависит от степени возможного возникновения неблагоприятных эффектов воздействия на организм человека. К 1-му классу опасности относятся чрезвычайно опасные вещества, ко 2-му — высоко опасные вещества; к 3-му — умеренно опасные вещества; к 4-му — малоопасные вещества.

Основными нормированными показателями количеств вредных веществ, допустимых с точки зрения безопасности человека, являются: ПДК, ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ), ориентировочное допустимое количество (ОДК).

Предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества — это максимально допустимая масса вредного вещества в единице объема воздуха (мг/м3), воды (мг/л), почвы (мг/кг). Она устанавливается на уровне, при котором вредные вещества даже при ежедневном воздействии в течение продолжительного времени не вызывают патологических изменений или заболеваний в организме человека, животных, растений.

Нормирование предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе осуществляется по двум направлениям: ПДК в воздухе рабочей зоны и в атмосферном воздухе населенных пунктов.

ПДКр.з — концентрация вещества в воздухе рабочей зоны, которая не вызывает у работающих людей при ежедневном вдыхании в течение 8 ч в пределах всего рабочего стажа заболеваний или отклонений в состоянии здоровья.

В воздухе населенных пунктов устанавливают ПДК среднесуточную и максимальную разовую.

ПДКс.с. — среднесуточная концентрация вещества в воздухе населенного пункта, которая не оказывает на человека прямого или косвенного действия в условиях неопределенно долгого круглосуточного вдыхания.

ПДКм.р. — максимальная разовая концентрация вещества в воздухе населенных мест, которая не вызывает рефлекторные реакций в организме человека при кратковременном (до 20 мин) воздействии на него атмосферных загрязнений.

Для каждого вещества, загрязняющего атмосферу, устанавливаются ПДК. Для веществ, ПДК которых не определены, устанавливаются ориентировочные безопасные уровни воздействия. Для атмосферного воздуха ОБУВ разрабатывается на два года, для воды — на три года.

Списки ПДК и ОБУВ составляются Министерством здравоохранения и регулярно дополняются и уточняются. ПДК вредных веществ в воде характеризует безвредную для живых организмов концентрацию химических веществ в воде.

Если то или иное вредное вещество на данной территории представлено в единственном виде и не превышает значения ПДК, это свидетельствует о чистоте природной среды.

Однако в воздушном бассейне или в водной среде находится не одно, а несколько вредных веществ, причем многие из них способны образовывать новые соединения. Сумма концентрации веществ в таком случае не должна превышать единицу.

ПДК загрязняющего вещества в почве — это такая его концентрация, которая на протяжении многих лет не вызывает каких-либо патологических изменений ни в почвенной биоте, ни в почвенном поглощающем комплексе. При нормировании ПДК в почве учитываются пути миграции вредных веществ по экологическим цепям: «почва — растение — человек», «почва — вода — человек».

ПДК химических веществ в различных природных средах устанавливается экспериментальным путем исходя из биологического принципа — воздействия на человека. Иными словами, изучаются развитие стадий интоксикации живых организмов (растений, животных) и возможный путь попадания химических веществ в организм человека.

Нормативы предельно допустимых физических воздействий — это максимально допустимые величины следующих показателей: количества тепла; уровней шума, вибрации, ионизирующего излучения; напряженности электромагнитных полей и иных, несоблюдение которых может привести к вредному воздействию на окружающую среду. Их граничные значения должны обеспечивать сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду. После чернобыльской аварии актуально введение нормативов предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания (РДУ) и предельно допустимого уровня радиационного облучения населения.

Нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов устанавливаются в соответствии с показателями предельно допустимого содержания микроорганизмов в окружающей среде, несоблюдение которых может привести к вредному воздействию на жизнь и здоровье людей.

Исходя из системы ПДК разрабатываются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, которые определяют предельные размеры вредных воздействий на нее, устанавливаемые для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (природопользователей), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

К нормативам допустимого воздействия на окружающую среду относятся:

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ;
  • нормативы образования отходов производства;
  • нормативы допустимых физических воздействий;
  • нормативы допустимого изъятия природных ресурсов;
  • нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
  • нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством.

При определении нормативов допустимого воздействия на окружающую среду важно соблюдение принципа их взаимообусловленности с нормативами качества окружающей среды. Для каждого субъекта нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются с учетом всех источников влияния на нее на данной территории, а именно на уровне, при котором суммарные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду от всех субъектов с учетом перспектив их развития не приведут к превышению нормативов качества окружающей среды.

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются для:

  • стационарных источников выбросов и (или) совокупности стационарных источников выбросов, сгруппированных по отдельным цехам и производствам природопользователя (нормируемые источники выбросов);
  • объектов воздействия на атмосферный воздух и (или) совокупности объектов воздействия на атмосферный воздух, имеющих стационарные источники выбросов, при условии пересечения их зон воздействия (нормируемые объекты воздействия);
  • загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, для которых постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды устанавливаются нормативы допустимых выбросов в атмосферный воздух.

Не устанавливаются нормативы допустимых выбросов для мобильных источников.

Нормативы выбросов устанавливаются при условии, что выбросы загрязняющих веществ от объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов природопользователя, других природопользователей с учетом перспективы развития производств не создадут приземных концентраций загрязняющих веществ или групп суммации, превышающих нормативы качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны и (или) в жилой зоне, и обеспечат выполнение экологических требований.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает достаточный уровень защиты здоровья населения от вредного (химического, биологического, физического) воздействия объектов на ее границе и за ней.

Величину допустимых выбросов нормируют для каждого источника загрязнения атмосферы, исходя из условия, что производимые им выбросы вредных веществ в совокупности с выбросами других источников и с учетом рассеивания этих веществ в атмосфере не создадут приземных концентраций, превышающих ПДК.

Для загрязняющих веществ, не включенных в перечень загрязняющих веществ, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов в атмосферный воздух, но превышающих нормативы качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ и (или) в жилой зоне, разрабатываются мероприятия но охране атмосферного воздуха и поэтапного сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух — вводятся временные нормативы допустимых выбросов.

Предельная масса выброса, исчисляемая в тоннах в год (т/год), определяется исходя из планируемой загрузки технологического оборудования (согласно бизнес-плану (программе) развития производства); производственных мощностей; государственных, отраслевых или территориальных программ в области охраны атмосферного воздуха; программ модернизации технологического оборудования на период действия допустимых нормативов выбросов. Последние устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в разрешениях на выбросы, выдаваемых природопользователям.

Требования о нормировании допустимого воздействия на окружающую среду распространяются на все его источники. Так, если на предприятии имеется несколько труб, через которые загрязняющие вещества попадают в атмосферный воздух или в водные объекты, то для каждой из них устанавливается норматив допустимого выброса и сброса химических и иных веществ.

Допустимый сброс загрязняющих веществ в окружающую среду — это масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе. (Под контрольным створом понимается поперечное сечение водного потока, в котором контролируется качество воды.)

При установлении допустимого сброса учитываются: непозволительность превышения ПДК загрязняющих веществ в установленном контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования; ассимилирующая способность водоема, т.е. способность принимать определенную массу веществ в единицу времени без нарушения норм качества воды в контролируемом створе или пункте водопользования; оптимальное распределение массы сбрасываемых веществ между водопользователями.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ могут устанавливаться временные нормативы на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды или его территориальными органами и действующих только при условии одновременного проведения мероприятий по охране окружающей среды или внедрения технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, а также при реализации других природоохранных мероприятий, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ.

Нормативы образования отходов производства — предельно допустимое количество отходов, образуемое при переработке единицы сырья, производстве единицы продукции или энергии, а также при выполнении работы, оказании услуги. Устанавливаются в целях предотвращения вредного воздействия отходов на окружающую среду в соответствии с законодательством об обращении с отходами. Данные нормативы разрабатываются производителем отходов производства, которые подлежат захоронению на предназначенных для этих целей объектах. Основанием служат сведения, полученные при инвентаризации отходов производства, а также технологические регламенты показателей образования отходов производства, установленные для некоторых технологических процессов. Нормативы согласовываются с городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла; уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий) устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий.

Нормативы допустимого изъятия природных ресурсов определяются в соответствии с ограничениями объема изъятия ресурсов в целях сохранения природных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации, сохранения биологического разнообразия.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду разрабатываются для субъектов, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность в пределах конкретных территорий, в целях регулирования совокупного воздействия всех стационарных и передвижных источников воздействия на окружающую среду. Нормативы устанавливаются как по каждому виду воздействия, так и по совокупному влиянию всех источников.

Мировой опыт решения задач в области охраны окружающей среды и природопользования свидетельствует об активном использовании для этих целей системы технического нор. мирования и стандартизации.

С принятием Закона от 5 января 2004 г. «О техническом нормировании и стандартизации» Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды реализуется ряд мер, направленных на создание и развитие системы технического нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды и природопользования, включающих поэтапную работу по актуализации, пересмотру действующих стандартов, разработке новых государственных стандартов, отмене действия на территории республики устаревших стандартов, принятых в 1980-х гг.

Политика технического нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды и природопользования включает:

  1. разработку, применение и исполнение обязательных экологических требований и нормативов в отношении продукции, всех процессов ее жизненного цикла, оказания услуг, организации деятельности субъектов хозяйствования и использования ими природных ресурсов и (или) природных объектов;
  2. стандартизацию — деятельность по установлению технических требований в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг;
  3. оценку подтверждения соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;
  4. государственный контроль за соблюдением экологических требований и нормативов.

В условиях реформирования экономики республики развитие системы технического нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды и природопользования требует ее гармонизации с правилами Всемирной торговой организации и соответствующими директивами Европейского союза. Прежде всего необходимо четко определить объекты данной системы.

Объектами технического нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды и природопользования являются:

  • компоненты природной среды, требования по охране окружающей среды, природопользованию, обеспечению экологической безопасности;
  • хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду;
  • геологическая и гидрометеорологическая деятельность;
  • аналитический контроль и мониторинг окружающей среды;
  • продукция (процессы ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации) или оказание услуг, производство которых связано с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду;
  • другие объекты.

В 2009 г. в Республике Беларусь были введены в действие следующие государственные стандарты (с отменой действия на территории республики соответствующих ГОСТов):

  • СТБ 17.06.03-01-2008 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Охрана поверхностных вод от загрязнения. Общие требования» — устанавливает объекты и принципы охраны поверхностных вод от загрязнения, систему мер и общие требования по их охране;
  • СТБ 17.06.01-01-2009 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Использование и охрана вод. Термины и определения» — устанавливает термины и определения в области использования и охраны вод, которые сгруппированы в три блока: водные ресурсы; водопользование; водоотведение и охрана вод. Термины обязательны для использования в нормативных правовых актах и технических нормативных правовых актах, учебной и справочной литературе. Стандарт позволяет избежать противоречий по их толкованию;
  • СТБ 17.06.02-01-2009 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Классификация водопользовании» — устанавливает классификацию водопользований по целям, видам, срокам, характеру использования воды, способу использования водных объектов, а также по характеру и степени воздействия на них водопользований;
  • СТБ 17.06.02-02-2009 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Классификация поверхностных и подземных вод» — устанавливает классификацию поверхностных и подземных вод по группам, подгруппам и разрядам, отражающим морфометрические, режимные, физические и гидрогеологические признаки;
  • СТБ 17.08.02-01-2009 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух. Вещества, загрязняющие атмосферный воздух. Коды и перечень» — дает классификацию веществ, загрязняющих атмосферный воздух, но их агрегатному состоянию, химическому составу, принадлежности к определенной группе химических соединений; посредством уникальных последовательностей символов устанавливает единую кодификацию загрязняющих веществ для однозначного определения каждого из них и их перечней.

При формировании предложений по разработке государственных стандартов в области охраны окружающей среды и природопользования предпочтение отдается тем, которые основаны на применении международных и национальных стандартов Российской Федерации и стран Европейского союза. При этом разработка оригинальных стандартов целесообразна в случае отсутствия международных аналогов.

1 июля 2009 г. был введен предварительный государственный стандарт (предстандарт) СТБ П 5.1.13-2008 «Национальная система подтверждения соответствия, экологическая сертификация. Порядок экологической сертификации продукции», который устанавливает процедуры проведения экологической сертификации однородной продукции и продукции, не имеющей аналогов в Республике Беларусь. Необходимо отметить, что экологическая сертификация не проводится в отношении пищевой продукции и лекарственных средств.

Получение экологического сертификата соответствия рассматривается многими организациями как конкурентное преимущество, которое в условиях глобализации рынка повышает их инвестиционную привлекательность, сокращает внутренние издержки, свидетельствует об улучшении качества продукции, снижении уровня аварийности, заботе о здоровье работников, т.е. создает и поддерживает хороший имидж. В первую очередь, это необходимо для экспортноориентированных предприятий, поскольку Европейским союзом декларировано, что щ рынок стран — членов ЕС будут допускаться только компании сертифицированные на соответствие международному стандарту ИСО серии 14001.

Международные стандарты серии ИСО 14000

Возникновение и развитие международных стандартов серии ИСО 14000, задающих общемировые институциональные условия в сфере управления, отражают прогрессивные тенденции в экологическом менеджменте в конце прошедшего столетия.

В современных условиях наибольшее распространение получили системы EMAS (Европейская система экоменеджмента и экоаудита, 1993—1995) и ИСО 14000 (англ. ISO — Международная организация по стандартизации, 1996). Данные стандартизированные системы экоменеджмента преследуют одинаковые дели, но отличаются по некоторым признакам. Процессы глобализации в решении экологических проблем делают более актуальной серию ИСО 14000, основным предметом которой являются системы экологического управления на уровне фирмы или предприятия. Главный документ серии — стандарт ИСО 14001 не содержит ни количественных параметров, связанных с оценкой состояния или воздействий на окружающую среду, ни требований к технологиям (например, «использовать наилучшую доступную технологию»). Универсальные требования предъявляются к структурно-функциональной организации системы экологического управления, при этом не имеют значения размер предприятия (фирмы), его месторасположение, специфические географические, культурные и социальные условия. Поэтому международные стандарты ИСО 14000 не вступают в противоречие с весьма разнородными национальными стандартами, устанавливающими нормы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, их концентрацию и т.д., а только помогают в достижении соответствующих нормативов.

Комплекс международных стандартов ИСО серии 14000 создает нормативно-методическую базу для внедрения экологически ориентированных методов управления. Получив сертификат на соответствие международным стандартам, субъект хозяйствования попадает в престижный круг наиболее экологобезопасных предприятий. Это весьма важно, поскольку тем самым повышаются и его инвестиционная привлекательность, и акционерная стоимость. По мере развития экологического сознания людей будет происходить экологизация оплаченного спроса и, соответственно, принадлежность к экологической промышленной элите будет приносить предприятию все большую экономическую выгоду.

Несмотря на добровольность принятия стандартов, сегодня утвердилось представление, что стандарты серии ИСО 14000 не используют только те фирмы, которым это не под силу. Иными словами, если раньше применение экологических стандартов служило мощной рекламой, то в современных реалиях их неприменение является антирекламой предприятия. Ряд авторитетных фирм («Вольво», «Сименс» и др.) заявили о нежелательности деловых контактов с партнерами, не обладающими международным сертификатом. Европейское экономическое сообщество занимает аналогичную позицию и не склонно допускать на рынок Содружества продукцию не сертифицированных по международным стандартам фирм. По некоторым оценкам, российские предприятия, выходящие на мировой рынок, несут финансовые потери в размере до 20 % прибыли в связи с вышеназванными причинами. На сегодняшний день сертификаты на соответствие стандартам ISO 14000 и EMAS имеют около 50 тыс. компаний в более чем 150 государствах мира, причем половина из них приходится на страны Европейского союза.

Ядро комплекса международных стандартов серии ИСО 14000 составляют стандарты ИСО 14001 и ИСО 14004, содержащие требования к системам экологического управления, рекомендации по их созданию и обеспечению функционирования. Другие стандарты комплекса ИСО 14000 регламентируют, в частности, процедуры маркировки экологически благоприятной продукции, оценки характеристик экологичности производственных систем и продукции на стадиях жизненного цикла.

Стандарты ИСО 14000 позволяют субъектам хозяйствования сформировать эффективные системы экологического управления (СЭУ) на основе международного опыта. Создание и внедрение СЭУ завершается процедурой экологической сертификации и получением сертификата соответствия системы требованиям стандарта ИСО 14001. Наличие такого сертификата свидетельствует о высоком уровне экологической культуры предприятия, способствует повышению его конкурентоспособности, являясь определенным гарантом устойчивости выпуска предприятием продукции, отвечающей стандартам, а также во многих случаях становится необходимым условием заключения договора экологического страхования.

Системы экологического управления, представляя собой часть общей системы административного управления, имеют много общего с управлением качеством продукции. Этим объясняется значительное сходство стандартов ИСО 14000 и ИСО 9000. Как известно, стандарты ИСО 9000, в которых отражены вопросы управления качеством продукции, одобрены и широко применяются во многих странах. Различие же стандартов ИСО серии 14000 и 9000 состоит в том, что в создании СЭУ заинтересовано все общество, а стандарты серии ИСО 9000 охватывают сферу взаимоотношений производителей и потребителей продукции и услуг. Работа по созданию и внедрению систем экологического управления обычно проводится вслед за внедрением стандартов ИСО 9000.

Побудительные мотивы для экологической сертификации бывают разными:

  • требования потребителей или партнеров при заключении контракта или договора;
  • обязательное условие для участия в тендерах, конкурсах и других подобных мероприятиях, которые могут завершиться подписанием контракта или заключением договора;
  • получение права на госзаказ, льготное кредитование или страхование;
  • желание руководства предприятия иметь гарантию соответствия условий производства продукции международным требованиям.

Стремясь к выполнению обязательных условий вступления в ВТО и равноправному торговому партнерству на мировых рынках, Республика Беларусь с 1995 г. начала работы по сертификации продукции, товаров и услуг в целях охраны здоровья людей и окружающей среды. Правовую основу белорусской системы экологической сертификации составили законы «О защите прав потребителей», «О техническом нормировании и стандартизации», «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

Наряду с добровольной сертификацией законодательством предусматривается обязательная сертификация по экологическим требованиям. В первую очередь это касается продукции пищевой промышленности, от качества которой напрямую зависит безопасность жизни и здоровья человека. С целью защиты внутреннего потребительского рынка от некачественной и небезопасной для потребителя и окружающей среды продукции обязательной сертификации подлежат также производимые в республике строительные материалы, автотранспортные средства, средства индивидуальной защиты, услуги парикмахерских, ремонт кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, ремонт и техническое обслуживание грузового автотранспорта и др.

В настоящее время статус национальных получили 15 международных стандартов серии ИСО 14000: СТБ ИСО 14001-2005, СТБ ИСО 14004-2005, СТБ ИСО 14031-2003, СТБ ИСО 14050-2004 и др. Основополагающим в этой серии является стандарт ИСО 14001 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению».

Система управления окружающей средой (СУОС) в комплексе ИСО 14000 определяется как составная часть общей сие темы административного управления предприятием и одновременно организационно-техническая система, включающая следующие виды обеспечения:

  • организационное — разного рода руководящие материалы (положения, инструкции, приказы), которые регламентируют деятельность и распределение ответственности между отдельными руководителями, подразделениями, службами предприятия при создании, функционировании и развитии СУОС;
  • нормативно-правовое — совокупность законодательных, подзаконных, нормативно-технических документов, экологических нормативов (допустимые выбросы, сбросы, сливы и т.п.), регламентирующих экологические аспекты деятельности (продукции) предприятия, в том числе деятельность в области природопользования ;
  • методическое — совокупность методик и руководств, отражающих экологическую политику предприятия, определяющих его деятельность по экологическому оздоровлению; экологические программы, планы, процедуры производственно- экологического мониторинга; методики оценки воздействия, оказываемого на окружающую среду деятельностью (продукцией) предприятия; методики оценки экологического риска и экономической эффективности мероприятий по охране окружающей среды и др. Методическое обеспечение СУОС может оформляться в виде специального Руководства по управлению охраной окружающей среды;
  • информационное — протоколы, записи, файлы, содержащие результаты производственно-экологического мониторинга, экологического аудита, свидетельствущие о фактическом значении воздействия на окружающую среду, фоновом уровне загрязнения компонентов окружающей среды, нормативных и сверхнормативных выбросах, размерах штрафов за загрязнение окружающей среды и др.;
  • кадровое — сведения о специалистах различных уровней управления предприятием, инженерно-технических работниках, специалистах но промышленной экологии, а также по обучению и повышению квалификации кадров в области охраны окружающей среды и др.;
  • техническое — совокупность технических средств природоохранного характера (средства очистки выбросов и сбросов, экологического и промышленного мониторинга, периферийное оборудование, средства связи и передачи данных и др.);
  • ресурсное — средства материально-технического снабжения, финансовые ресурсы, используемые (планируемые к использованию) при создании, обеспечении функционирования и развития СУОС.

Многие предприятия проявляют живую заинтересованность в создании СУОС. На начало 2010 г. 215 организаций имели аккредитацию в соответствии с международными стандартами и получили сертификат серии ИСО 14001, среди них — РУП «Производственное объединение «Беларуснефть», ОАО «Белшина», ОАО «Нафтан», ОАО «Сейсмотехника», СООО «Пинскдрев-ДСП», СЗАО «Пинскдрев-Пинвуд». В 2008 г. СУОС впервые была внедрена в организациях социальной и благотворительной сферы, в частности в белорусско-германском СБП «Надежда — XXI век» и Международном образовательном центре имени И. Pay.

Внедрение систем СУОС и сертификация на соответствие стандарту СТБ ИСО 14001 приносит организациям целый ряд экономических выгод:

  • снижение издержек за счет экономии, сбережения и уменьшения потерь сырья, материалов, энергоресурсов;
  • рост доходов за счет возросшего спроса на экологически чистую продукцию;
  • повышение качества продукции, уменьшение брака;
  • рост производительности труда от улучшения экологического состояния рабочих мест, производственных площадок снижения экологических рисков для персонала;
  • уменьшение аварий и затрат на ликвидацию их экологических последствий;
  • сокращение на 10 % сумм экологического налога в течение трех лет после получения сертификата.

Предприятия, внедрившие СУОС, получают также стратегические преимущества:

  • совершенствование системы менеджмента в целом;
  • создание и укрепление имиджа предприятий, основанного на экологической ответственности;
  • обновление видов продукции, возрастание их конкурентоспособности ;
  • возможности для роста эффективности маркетинга и рекламы;
  • повышение инвестиционной привлекательности;
  • снятие экологических барьеров при выходе на мировой рынок;
  • конкурентное преимущество на рынке труда (при прочих равных условиях) в привлечении высококвалифицированного персонала;
  • расширение кредита доверия в отношениях с инвесторами, акционерами, органами местной власти и государственного экологического контроля, населением.

Следующим направлением развития международных экологических стандартов стала разработка экомаркировки продукции, рекомендованной всем странам в итоговом документе Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992). Предполагалось, что экологическая маркировка и другая информация об экологических аспектах продукции может помочь потребителю сделать осознанный выбор.

Впервые в мировой практике система экологической маркировки (знак «Голубой ангел») была введена в 1978 г. в К середине 1990-х гг. на территории Германии экомаркировку имели уже около 4000 видов товаров и оборудования 75 продуктовых групп от 630 производителей. В 1989 г. эту систему внедрили Канада, Япония и Норвегия. В странах Европейского союза ее впервые ввели в 1993 г. для стиральных машин.

Цель экологической маркировки — стимулировать производителей к выпуску экологически безопасной продукции и постоянному улучшению ее качества. Вместе с тем экологическая маркировка не гарантирует абсолютной экологичности товара, а лишь указывает на его относительно большую экологичность в сравнении с альтернативной продукцией, представленной на рынке. Таким образом, экомаркировка служит информационным и рекламным средством, способствующим продвижению товаров на мировой рынок, повышению их конкурентоспособности.

В 2003 г. был принят ряд национальных стандартов серии ИСО 14000, регламентирующих использование экомаркировки для продукции: СТБ ИСО 14024 «Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры»; СТБ ИСО 14020 «Экологические этикетки и декларации. Основные принципы»; СТБ ИСО 14021 «Самодекларируемые экологические заявления. Экологическая маркировка типа II». Для предоставления потребителю информации об экологических аспектах продукции был введен Государственный стандарт СТБ 1458-2004 «Экологический знак соответствия. Форма, размеры и технические требования».

Разработкой процедуры экологической сертификации продукции на белорусских предприятиях с последующей маркировкой экологическим знаком занимается Центр международных экологических проектов, сертификации и аудита «Экология-инвест» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, аккредитованный в Национальной системе сертификации.

Актуальность введения экологической маркировки продиктована необходимостью повышения экспортных возможностей и конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на внутреннем и внешнем рынках, требованиями инвесторов, возможностью получения кредитов для совершенствования производства, выполнением национального и международного законодательства в области охраны окружающей среды. Однако экологические требования предъявляются на всех этапах существования продукта — от создания до утилизации, а это, конечно, обязывает к определенным изменениям в работе, внедрению экологобезопасных технологических процессов, оборудования и, соответственно, повышает финансовые затраты.

Достоинством экологической маркировки товаров является возможность вывести свое производство на качественно новый уровень и сформировать экологический имидж предприятия Чтобы получить экологический знак, продукт должен обладать существенно более высоким качеством (с экологической точки зрения), чем аналогичные изделия.

Экологизация производственно-хозяйственной деятельности путем создания и успешного функционирования СЭУ и подтверждение этого сертификатом ИСО 14000 — безусловное требование времени, непременное условие обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий на европейском и мировом рынках.

Мониторинг окружающей среды. Организация системы наблюдения за состоянием окружающей среды

Получение объективной информации о природной среде и характере антропогенных воздействий на нее требует постоянного наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды посредством системы мониторинга.

Мониторинг окружающей природной среды — это комплексные наблюдения за ее состоянием (загрязнением, природными явлениями), а также оценка и прогноз состояния окружающей среды и ее загрязнения.

Наблюдение заключается в сборе информации о фактической ситуации. В качестве его объектов выступают: отдельные компоненты природной среды, источники воздействия на природную среду (предприятия, транспорт и т.д.) и виды загрязнений (химические, физические, биологические). Оценка проводится на основе результатов лабораторных анализов проведенных наблюдений и предполагает определение возможного ущерба от антропогенного и естественного воздействия. Исходя из полученных данных прогнозируются последствия вредных воздействий на окружающую среду и человека, изменения условий функционирования и развития экосистем. Прогноз позволяет планировать мероприятия (в том числе профилактические) по нейтрализации вредных воздействий.

Наблюдения за компонентами природной среды ведутся на территории республики на протяжении многих десятилетий. Гидрохимические параметры поверхностных вод контролируются с 1947 г., гидробиологические — с 1974 г. Мониторинг атмосферного воздуха проводится с 1965 г.

Закон «О гидрометеорологической деятельности» (1999) закрепил ведущее положение государственной гидрометеорологической службы в осуществлении мониторинга окружающей среды (ст. 26), в частности, атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв и радиоактивного загрязнения природной среды. В гидрометеорологическую сеть входят четыре гидрометеорологические обсерватории: Минская (головная), Гомельская, Брестская и Витебская (зональные). Они выполняют широкий комплекс наблюдений и обобщают материалы исследований.

Наблюдение за состоянием окружающей среды продолжительное время осуществляет также санитарно-эпидемиологическая служба, функционирующая в системе здравоохранения. Одним из аспектов ее деятельности с 1970-х гг. является контроль за проведением общегосударственных мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнений окружающей среды. Очевидно, что главное внимание санитарно-эпидемиологической службы сосредоточено на вопросах охраны здоровья населения, а состояние окружающей среды учитывается в той мере, в какой оно влияет на здоровье людей. С этой целью производятся отбор и анализ проб воздуха, контролируется качество питьевой воды, ведется надзор за соблюдением норм гигиены труда.

В связи с принятием Закона «Об охране окружающей среды» (1992) возникла необходимость в изменении структуры государственного мониторинга окружающей среды, устранении параллелизма и дублирования функций в работе его органов для более эффективного государственного управления и контроля качества окружающей среды. Для этого в 1993 г. была создана Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС). Целью НСМОС является обеспечение взаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды, осуществление стратегии природопользования, способствующей принятию оперативных управленческих решений в этой области.

Основные задачи НСМОС:

  • обеспечение регулярных наблюдений за состоянием природных экосистем;
  • объединение информационных данных отдельных видов мониторинга и создание единой информационной системы для сбора, обработки (обобщения), хранения и использования экологической информации;
  • оценка фактического состояния природных экосистем выявление критических ситуаций и источников экологической опасности;
  • формирование оптимальной структуры сети мониторинга;
  • составление кратко- и долгосрочных прогнозов состояния окружающей среды;
  • подготовка периодической информации о состоянии окружающей среды.

Национальная система мониторинга окружающей среды объединяет 11 организационно самостоятельных, но функционирующих на общих принципах видов мониторинга и базируется на системе сбора, обработки, анализа и оценки информации, получаемой от постоянной сети наблюдений, насчитывающей более 3500 пунктов.

Мониторинг атмосферного воздуха — это регулярное наблюдение за качеством воздушного бассейна, оценка, прогноз и выявление тенденций изменения состояния атмосферы для предупреждения негативных ситуаций, угрожающих здоровью людей и окружающей среде. Объекты наблюдений: атмосферный воздух, атмосферные осадки и снежный покров. Наблюдения проводятся в 18 промышленных городах респуб- лики, включая областные центры, а также Полоцк, Новополоцк, Оршу, Бобруйск, Мозырь, Речицу, Светлогорск, Пинск, Новогрудок, Жлобин, Лиду и Солигорск. В городах установлено 60 стационарных станций, на которых определяются концентрации основных загрязняющих веществ (суммарные твердые частицы, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота). Измеряются также концентрации приоритетных специфических загрязняющих веществ: формальдегида, аммиака, фенола, сероводорода, сероуглерода. Во всех контролируемых городах определяется содержание в воздухе свинца и кадмия, в 15 городах — бензопирена, в 8 городах — летучих органических соединений. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения проводятся регулярные наблюдения за концентрациями мелкодисперсных частиц РМ-10 в Минске, Могилеве, Жлобине и Гомеле. В 17 пунктах республики регулярно определяются кислотность атмосферных осадков, компоненты основного солевого состава и содержание в них тяжелых металлов. Оценка дальнего атмосферного переноса загрязняющих веществ проводится на специализированной трансграничной станции Высокое (западная граница республики).

Мониторинг поверхностных вод — это система регулярных наблюдений за гидрологическими, гидрохимическими и гидробиологическими показателями состояния поверхностных вод, представленных совокупностью рек, озер, водохранилищ, каналов и других водных объектов. Необходимая информация представляется в виде: абсолютных значений содержания взвешенных веществ, азота аммонийного, нитритного и нитратного, БПК5, сухого остатка, фенола, фосфатов, меди, цинка, марганца, никеля, общего железа, растворенного кислорода, бихрома; списка таксономического состава и количественных параметров сообществ гидробионтов, приведенных к нормативным значениям (доли ПДК); комплексных оценок (например, индекс загрязнения поверхностных вод — ИЗВ, гидробиологические индексы). Сеть наблюдений включает около 130 водных объектов, 255 стационарных створов (пунктов), в том числе 35 трансграничных участков водотоков.

Мониторинг подземных вод объединяет наблюдения за состоянием артезианских и грунтовых вод. Контролируемыми параметрами являются химический состав и уровни подземных вод. Наблюдения за качеством подземных вод проводятся на 246 скважинах, за изменением режима уровня — на 361 скважине. Определяются концентрации 33 макро- и микрокомпонентов. В состав контролируемых показателей входят фтор, хлор, железо, кальции, магний, соединения азота, растворенный кислород, тяжелые металлы и др.

Мониторинг земель (почв) представляет собой систему наблюдений за изменением почвенного покрова иод влиянием различных загрязнителей, за состоянием мелиорированных земель, эрозионными процессами деградации почв, изменением компонентного состава почвенного покрова, строением, составом и свойствами почв лесных земель. Объекты наблюдений: почвы (крупных и средних городов республики, придорожных полос автодорог, сельскохозяйственных угодий) и фоновое загрязнение почв.

Сеть мониторинга промышленного загрязнения городских почв включает около 1,5 тыс. пунктов наблюдения, являющихся паспортизированными участками 44 городов республики. Мониторинг загрязнения почв придорожных полос автодорог республики осуществляется в зонах влияния автодорог с разной интенсивностью движения транспортных средств (от 1 до 11 тыс. автомобилей в сутки) и продолжительностью эксплуатации дороги не менее 20 лет.

Мониторинг загрязнения почв сельхозугодий остаточными количествами пестицидов проводится на пахотных землях всех областей республики выборочно, с четырехлетней периодичностью и характеризует площадь около 4 тыс. га.

Мониторинг фонового загрязнения почв осуществляется на участках, не подверженных прямому техногенному загрязнению. В соответствующую сеть входят 100 пунктов наблюдения — стационарные реперные площадки и ландшафтно-геохимические полигоны. На каждом пункте отбор проб почвы производится с пятилетней периодичностью. Анализируются содержание тяжелых металлов, сульфатов, нитратов, нефтепродуктов, кислотность и остаточные количества наиболее стойких к разложению хлорорганических инсектицидов.

Мониторинг озонового слоя исследует состояние озонового слоя атмосферы по следующим показателям: общее содержание озона в атмосфере, вертикальное распределение озона, биологически активное ультрафиолетовое излучение. Мониторинг осуществляется на двух станциях в Минске. Результаты наблюдений передаются в мировой банк данных по озону, а также в Росгидромет.

Геофизический мониторинг отслеживает сейсмические события искусственного и естественного происхождения, проводит периодические наблюдения за геодинамическими процессами на полигонах и непрерывные — за текущим состоянием геомагнитных полей и гравитационного поля Земли. Контролируемые показатели: энергетический класс землетрясений; приращение поля силы тяжести между пунктами; изменение гравитационного и магнитного полей в пространстве и во времени. Сейсмологические наблюдения осуществляются в непрерывном режиме на геофизических обсерваториях «Минск» (Плещеницы)» «Нарочь» и сейсмических станциях «Солигорск», «Полоцк», «Могилев» и «Литвяны». Создан Лидский локальный геодинамический полигон и получены первые данные глубинных сейсмических зондирований.

Радиационный мониторинг проводится с целью наблюдения за радиационным фоном естественным и в районах воздействия потенциальных источников радиоактивного загрязнения (в том числе трансграничного), а также за радиоактивным загрязнением атмосферного воздуха, почвы, поверхностных вод на территориях, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Объектами исследований являются атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почва. Контролируемые показатели: мощность экспозиционной дозы гамма-излучения (МД); суммарная бета-активность радиоактивных выпадений и атмосферных аэрозолей; концентрация цезия-137 и стронция-90 в поверхностных водах; вертикальная миграция радионуклидов в почвах. Ежемесячно на шести контролируемых реках отбираются пробы для проведения анализа | на содержание цезия-137 и стронция-90 в поверхностных водах. Измерение МД атмосферного воздуха на дозиметрических постах проводится на реперных точках ежедневно (включая выходные и праздничные дни) один раз в сутки. На 12 постах, расположенных в 100-километровых зонах влияния Игналинской, Чернобыльской, Ровенской и Смоленской АЭС, функционируют автоматизированные системы радиационного контроля (АСРК). Здесь измерения проводятся круглосуточно (включая выходные и праздничные дни) с интервалом в три часа.

Мониторинг растительного мира исследует состояние луговой и лугово-болотной водной растительности. Объектами наблюдений являются также охраняемые виды растений и грибов; ресурсообразующие виды растений (ягодники и грибы); защитные древесные насаждения (участки древесно-кустарниковой растительности за пределами лесного фонда); зеленые насаждения на землях населенных пунктов (посадки вдоль дорог, парки, скверы, бульвары). Контролируемые показатели: видовой состав фитоценоза, проективное покрытие, встречаемость, жизненность, обилие, фенофаза, содержание тяжелых металлов в макрофитах и луговой растительности, оценка категории и степени негативного воздействия на состояние популяций охраняемых и ресурсообразующих видов растений.

Мониторинг животного мира организован в целях оценки состояния наиболее репрезентативных видов животных, позволяющих отслеживать изменения в экосистемах и фиксировать изменения биоразнообразия в республике. Исследуются видовой состав, плотность и численность следующих популяций и сообществ диких животных: относящихся к объектам охоты и рыболовства; занесенных в Красную книгу; охраняемых в соответствии с международными обязательствами.

Мониторинг лесов оценивает экологическое состояние лесов и мелиорированных лесных земель (эколого-мелиоративный мониторинг мелиорированных лесных земель), следит за появлением, распространением и развитием очагов вредителей и болезней (лесопатологический мониторинг). Контролируемые показатели: процент дефолиации учетных деревьев, химический состав листвы (хвои), степень и виды повреждений, уровни грунтовых вод и др. Мониторинг проводится на 400 постоянных пунктах учета по всей территории республики.

С 2006 г. в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2006—2010 годы начаты работы по организации сети комплексного мониторинга экосистем на особо охраняемых природных территориях. Комплексный мониторинг экосистем — это система регулярных наблюдений за экосистемами с целью оценки их состояния, прогноза изменения в будущем и информационного обеспечения управленческих, проектных и технологических решений в области сохранения природных ресурсов, биологического и ландшафтного разнообразия, ведения устойчивого экологически ориентированного лесного, охотничьего и сельского хозяйства. В настоящее время сеть комплексного мониторинга экосистем охватывает 12 заказников. В качестве показателей для оценки состояния экосистем выступают индикаторные сообщества, индикаторные виды, позволяющие относительно оперативно получать информацию о процессах, протекающих в экосистемах.

Локальный мониторинг окружающей среды ведется для получения информации о влиянии источников локального загрязнения на состояние окружающей среды. Объекты наблюдений: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух тационарными источниками; сбросы сточных вод в поверхностные водные объекты; поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод; подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения; земли в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения. Перечень природопользователей, осуществляющих проведение локального мониторинга, определяется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В 2008 г. локальный мониторинг выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводился на 154 предприятиях; сбросов сточных вод — на 127 предприятиях; качества подземных вод — на 229 объектах.

Организация и проведение наблюдений за состоянием природных сред в рамках НСМОС возложена на соответствующие министерства и ведомства.

Координирующим органом ведения НСМОС является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Для получения комплексной экологической информации, характеризующей состояние окружающей среды, воздействие на нее природных и техногенных факторов, влияние изменений качества окружающей среды на здоровье населения страны, НСМОС взаимодействует с самостоятельно функционирующими Системой социально-гигиенического мониторинга и Системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Система социально-гигиенического мониторинга осуществляет наблюдения за санитарно-эпидемиологической обстановкой и состоянием здоровья населения в республике.

Сбор данных о заболеваемости населения по различным классам и отдельным болезням в территориальном разрезе (область, республика), экологически индуцированным заболеваниям, связанным с качеством окружающей среды, осуществляет Республиканский научно-практический центр гигиены Министерства здравоохранения. Для оценки влияния атмосферного загрязнения на здоровье населения рассчитываются показатели эколого-эпидемиологического риска первичной заболеваемости по основным классам болезней.

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера позволяет выявлять источники чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выполнять прогноз их возникновения, особенностей развития и возможных масштабов. Объекты наблюдений: экологически опасные объекты; территории, подверженные действию стихийных бедствий (паводкам, наводнениям, лесным пожарам, пожарам на торфяниках и т.д.); пункты и районы вспышек эпидемий, эпизоотий и эпитофий. Анализируются сведения о происшедших авариях, стихийных метео- и гидрологических явлениях, показатели их воздействия на население и природную среду. Функции информационно-аналитического центра мониторинга чрезвычайных ситуаций возложены на Республиканский центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации при Министерстве по чрезвычайным ситуациям.

Между НСМОС, Системой социально-гигиенического мониторинга и Системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера существуют определенные обязательства по обмену информацией. Все материалы наблюдений за состоянием окружающей среды согласно установленным параметрам и периодичности передается Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды для повышения эффективности функционирования НСМОС.

Результаты наблюдений за состоянием окружающей среды сравниваются с ее фоновыми характеристиками. Для определения фоновых параметров окружающей среды и отслеживания их изменений во времени, а также для оценки вклада выпадений в общую антропогенную нагрузку на природные комплексы республики была организована станция комплексного фонового мониторинга «Березинский заповедник». При определении места размещения станции учитывались данные физико-географического и ботанико-географического районирования территории республики. Дополнительным критерием выбора места расположения станции была необходимость ее размещения на заповедной территории. Регулярные наблюдения за состоянием воздуха и атмосферных осадков по программе Глобальной службы атмосферы начались на станции в 1980 г. Работа предусматривает осуществление мониторинга как фонового загрязнения природных сред, так и ответных откликов биологических систем. Ее важнейшей частью являются систематические измерения приоритетных загрязняющих веществ в сопряженных природных средах: атмосфере, атмосферных осадках, поверхностных водах, донных отложениях, а также в представителях флоры и фауны.

Материалы национальных служб наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды создают базу для развертывания эффективного и целенаправленного экологического контроля в планетарном масштабе. На конференции ООН по охране окружающей среды в Стокгольме (1972) была предложена система наблюдения за элементами окружающей среды в пространстве и времени с определенной программой и целями, которая получила название мониторинга. В 1974 г. было проведено первое международное совещание по мониторингу, изложены основные положения и цели программы глобального мониторинга. В процессе деятельности ЮНЕГ1 (Программа ООН по охране окружающей среды) эта идея была осуществлена на практике, начала функционировать Глобальная система мониторинга окружающей среды и ее составные части — Международная справочная система источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА) и Международный регистр потенциально токсических химических веществ.

Гидрометслужба Беларуси принимает участие в системе мониторинга стран СНГ, Европейской программе мониторинга и оценки состояния окружающей среды, Программе создания сети станций для мониторинга фонового загрязнения воздушной среды под эгидой Всемирной организации метеорологии и в рамках Экологической программы ООН.

Учет и анализ в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Государственный учет в области охраны окружающей среды осуществляется в целях регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Для учета количественных, качественных и иных характеристик природных ресурсов, а также объема, характера и режима их использования ведутся государственные кадастры природных ресурсов. Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.

Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных показателей) о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе природных ресурсов. Кроме того, кадастр отражает характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных и антропогенных факторов, содержит рекомендации по рационализации использования ресурсов и принятию необходимых мер их охраны.

Основные принципы формирования системы природно-ресурсных кадастров:

  • обеспечение требований комплексного природопользования;
  • полная достоверность количественного и качественного учета природных ресурсов и их распределения по пользователям и территории;
  • оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала.

Сведения, составляющие кадастры, могут собираться, храниться и использоваться в текстовом, графическом и электронном виде.

В Республике Беларусь ведется девять государственных кадастров природных ресурсов:

1) земельный кадастр, который включает:

  • единый реестр административно-территориальных и территориальных единиц;
  • единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
  • реестр цен на земельные участки;
  • регистр стоимости земельных участков;
  • реестр земельных ресурсов;

2) кадастр недр;

3) водный кадастр, охватывающий три направления:

  • кадастр поверхностных вод;
  • кадастр подземных вод;
  • кадастр использования водных ресурсов;

4) кадастр атмосферного воздуха;

5) лесной кадастр;

6) кадастр растительного мира, который объединяет:

  • кадастровую книгу видов дикорастущих растений, вошедших в Красную книгу, а также подлежащих охране в соответствии с международными договорами;
  • кадастровую книгу хозяйственно-ценных растений;
  • кадастровую книгу видов дикорастущих растений, оказывающих вредное воздействие и (или) представляющих угрозу биологическому разнообразию, жизни и здоровью граждан;
  • кадастровую книгу особо ценных насаждений;
  • кадастровую книгу генетического (таксономического) фонда видов растений;
  • кадастровую книгу растительных сообществ;
  • кадастровую книгу насаждений населенных пунктов;

7) кадастр животного мира, включающий:

  • кадастровую книгу генетического фонда диких животных;
  • кадастровую книгу диких животных, относящихся к объектам охоты;
  • кадастровую книгу диких животных, относящихся к объектам рыболовства;
  • кадастровую книгу диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу;
  • кадастровую книгу диких животных, подпадающих под действие международных договоров, подписанных;

8) кадастр парниковых газов (государственный кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов). Его составляют:

  • Национальный доклад о государственном кадастре парниковых газов, в котором содержится подробная информация о кадастре, указываются все временные ряды объемов выбросов и поглощения парниковых газов, начиная с базового 1990 г. и заканчивая последним кадастровым годом;
  • таблицы по теме доклада, включающие количественные данные о выбросах и поглощении парниковых газов. Они представлены в стандартизованной электронной форме, необходимой для сопоставления кадастровых данных и тенденций между ними;

9) кадастр отходов.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды координирует ведение государственных кадастров природных ресурсов.

Балансовый учет в сфере природопользования осуществляется в целях выявления и определения масштабов и качественных характеристик природных ресурсов, предназначенных для хозяйственного использования. Составляются балансы недр (включая балансы полезных ископаемых) и водохозяйственные балансы. Учет природных ресурсов, по различным причинам выпадающих из хозяйственного оборота, является забалансовым.

Формирование общегосударственной системы наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды тесно связано с организацией экономико-статистического учета в области природопользования и природоохранной деятельности. Для обеспечения контроля за выполнением плана природоохранных мероприятий в 1973 г. была введена Система показателей статистики окружающей среды. В настоящее время она отражается в формах:

  • централизованной государственной статистической отчетности — сбор и обработку соответствующих данных осуществляет Национальный статистический комитет и его территориальные органы;
  • нецентрализованной государственной статистической отчетности — обязанности по сбору и обработке данных возложены на уполномоченные государственные организации в пределах их компетенции.

Практическую основу статистики окружающей среды составляют годовые формы государственной статистической отчетности, представляемые промышленными предприятиями (кроме субъектов малого предпринимательства), деятельность которых связана с эксплуатацией природных ресурсов, вредным воздействием на окружающую среду и осуществлением природоохранных функций.

«Отчет о выбросах загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов» (ф. № 1-ос (воздух) — отражает количества: стационарных источников выбросов и газоочистных установок, поступивших, уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ по их видам; выбросов в атмосферный воздух диоксида углерода (СO2) от сжигания котельно-печного топлива. Основной целью проведения статистического наблюдения является отслеживание выполнения мероприятий Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и показателей, вытекающих из международных обязательств страны.

«Отчет о текущих затратах на охрану окружающей среды» (ф. № 1-ос (затраты)) — отражает текущие затраты на охрану и рациональное использование водных ресурсов, на охрану атмосферного воздуха, сохранение озонового слоя и климата, охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства, охрану и рациональное использование земель, экологическое нормирование, экологическую экспертизу, экологическую паспортизацию, экологическую сертификацию, экологический аудит, экологическое страхование, на локальный мониторинг, а также затраты на капитальный ремонт основных средств, предназначенных для охраны окружающей среды. Главной целью проведения статистического наблюдения является расчет совокупной величины затрат на охрану окружающей среды.

Статистическая информация о вводе в действие основных средств и использовании инвестиций в сфере природопользования и охраны окружающей среды отражается в общей форме централизованной отчетности № 1-ис (инвестиции) «Годовой отчет о вводе в действие объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» по следующим направлениям: мелиорация земель; закладка садов и других многолетних насаждений; глубокое разведочное бурение на нефть и газ; охрана окружающей среды (в том числе водных ресурсов); охрана атмосферного воздуха; охрана земель (без мелиорации).

Предприятия должны также представлять в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды нецентрализованную отчетность. В частности:

«Отчет об использовании воды» (ф. № 1-вода) — отражает объемы воды, забранной предприятием от природных источников и использованной или переданной другим водопользователям; потери воды при транспортировке; объем нормативно-чистых, нормативно-очищенных и загрязненных сточных вод, сбрасываемых предприятием. В отчете указываются содержание загрязняющих веществ (по видам) в сточных водах, сбрасываемых в водные объекты, а также мощность очистных сооружений и пр.

«Отчет об обращении с отходами производства» (ф. № 1-отходы) — отражает наличие, образование и движение (использование, обезвреживание и захоронение) отходов по их видам.

Созданная в республике система отчетности — это не только статистическая база для проведения эколого-экономического анализа в сфере природопользования и охраны окружающей среды, но и своего рода статистический мониторинг, позволяющий получать информацию о наиболее острых проблемах, связанных с антропогенным воздействием на окружающую среду.

С 2008 г. в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» формируется государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее. Порядок его создания и ведения регулируется соответствующим постановлением Совета Министров от 24 мая 2008 г. № 734. Задачами фонда являются сбор, обработка, накопление и систематизация экологической информации, сведений о ее составе, содержании, обладателях и условиях доступа к ней.

В состав экологической информации общего назначения, подлежащей обязательному распространению, входит следующая информация:

  • о радиационно-экологической обстановке на территории;
  • превышении нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • общем содержании озона, ультрафиолетовом индексе, концентрации приземного озона;
  • экологической ситуации и тенденциях ее изменения, использовании природных ресурсов и государственной политике в области охраны окружающей среды;
  • состоянии окружающей среды по результатам наблюдений в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды;
  • утвержденный Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды список видов редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории страны диких животных и растений, а также диких животных и растений, имеющих национальную и международную природоохранную значимость.

Перечень сведений, содержащихся в реестрах экологической информации государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее, размещается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, другими государственными органами и иными государственными организациями, осуществляющими ведение указанных реестров, в доступном месте (на информационных стендах, табло) и на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.

Государственная экологическая экспертиза

Важным организационно-правовым инструментом предупреждения возможных негативных воздействий на окружающую среду планируемой и иной хозяйственной деятельности является экологическая экспертиза проектов.

Под планируемой хозяйственной и иной деятельностью понимается строительство, реконструкция объектов и другая деятельность, которая связана с использованием природных ресурсов и может оказать воздействие на окружающую среду. Экологическая экспертиза на стадии обоснования проектной документации позволяет уменьшить потенциальную экологическую опасность и риск. Ее назначение — проверка соответствия проектных решений требованиям природоохранного законодательства и экологическим нормативам, обоснование целесообразности реализации проекта с точки зрения экологической безопасности.

Процедура экологической экспертизы применяется практически всеми странами. Так, в США она была введена в 1969 г. вслед за принятием закона о национальной политике в области охраны окружающей среды. Тогда же закон об экологической экспертизе был принят в Швеции. В Японии это произошло в 1973 г., в ФРГ — в 1975, во Франции — в 1976 г. Главная задача экологической экспертизы — снижение возможного негативного воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека и составление заключения, на основании которого делается вывод об экологической безопасности и возможности реализации проекта. Экологическое заключение является составной и неотъемлемой частью технико-экономического обоснования проекта.

Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует о высокой экономической эффективности экологической экспертизы. Учет природоохранных требований на стадии проектирования обходится гораздо дешевле мероприятий по возмещению нанесенного экономического ущерба.

В Республике Беларусь процедура обязательной экологической экспертизы введена в 1993 г. Законом «О государственной экологической экспертизе», который определил цели, объекты, принципы, назначение государственной экологической экспертизы, механизмы ее организации. В 2000 г. в закон были внесены существенные изменения и дополнения: установлены условия и порядок проведения государственной экологической экспертизы, оговорены права, обязанности и ответственность сторон, процедура разрешения споров введены понятия общественной экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду.

9 ноября 2009 г. был принят новый Закон «О государственной экологической экспертизе», регулирующий отношения в области проведения государственной экологической экспертизы с учетом ужесточающихся экологических требований.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) — это установление соответствия или несоответствия проектной или иной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов.

Государственная экологическая экспертиза опирается на следующие принципы:

  • обязательность ее проведения до утверждения проектной или иной документации;
  • учет и предотвращение вредного воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • достоверность и полнота информации, содержащейся в проектной или иной документации;
  • законность и объективность заключения государственной экологической экспертизы;
  • гласность и учет общественного мнения.

Объектами Государственной экологической экспертизы является следующая проектная документация:

  • градостроительные проекты общего, специального и детального планирования, архитектурные проекты застройки территорий;
  • обоснования инвестирования в строительство, архитектурные и строительные проекты;
  • проекты территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • проекты водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов;
  • проекты концепций, прогнозов, программ и схем отраслевого развития, реализация которых связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду;
  • проекты ведения охотничьего хозяйства, рыбоводно-биологические обоснования, биологические обоснования зарыбления рыболовных угодий, биологические обоснования на заготовку и (или) закупку диких животных, не относящихся объектам охоты и рыболовства;
  • лесоустроительные проекты;
  • проекты технических нормативных правовых актов, в которых устанавливаются требования в области охраны окружающей среды и (или) рационального использования природных ресурсов к продукции (процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации) или оказанию услуг.

В соответствии со ст. 11 Закона «О государственной экологической экспертизе» ее проведение возложено на уполномоченных должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, областных (Минского городского) комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды. Для проведения ГЭЭ проектной или иной документации, содержащей наиболее сложные проектные решения, Минприроды, областными (Минским городским) комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды могут создаваться экспертные комиссии с привлечением на договорной основе специалистов государственных и иных организаций, международных организаций и иностранных государств, обладающих специальными познаниями в определенных областях науки, техники и иных сферах деятельности. Указанные внештатные специалисты по результатам рассмотрения проектной или иной документации готовят предложения, которые могут быть учтены при подготовке заключения государственной экологической экспертизы.

Проектная документация, представляемая на проведение государственной экспертизы, в части выполнения экологических требований и природоохранного законодательства должна содержать:

  • раздел «Охрана окружающей среды»;
  • заполненную форму «Экологические условия на проектирование»;
  • согласованный и утвержденный акт выбора земельного участка;
  • технологическую часть проекта;
  • экологический паспорт проекта.

Также должны прилагаться результаты обсуждений градостроительных проектов с общественностью, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при реализации проектных решений (протоколы, замечания и предложения заинтересованных лиц, публикации в средствах массовой информации и др.).

Только положительное заключение экспертизы дает возможность заказчикам осуществлять финансирование работ по реализации проекта. Заключение содержит выводы о соответствии проектных решений требованиям законодательства и о целесообразности их реализации.

Для некоторых проектов, в частности потенциально экологически опасных планируемых объектов, при разработке проектной документации проводится процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которая впервые регламентирована в новом Законе «О государственной экологической экспертизе». Понятие ОВОС заимствовано из международного экологического права. В Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991) ОВОС рассматривается как национальная процедура оценки возможного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду в трансграничном контексте. В конвенции определен рекомендуемый перечень видов деятельности, которые могут оказать значительное воздействие и должны подвергаться оценке. ОВОС предназначена для анализа потенциально экологически опасных видов планируемой деятельности и является инструментом экологического обоснования проектов, перечень которых должен быть установлен законодательно на национальном уровне с учетом международных требований.

Результаты комплексной оценки проектов являются предметом рассмотрения государственной экологической экспертизы. Последовательное проведение ОВОС, составление отчета и проведение ГЭЭ документации, обосновывающей намечаемую деятельность с экологической точки зрения, называется процедурой оценки воздействия на окружающую среду. Процедура ОВОС основана на доказательствах, научных прогнозах, расчетах предельных экологических нагрузок на экосистему, а также учитывает общественное мнение жителей района, в котором намечается реализация проекта.

В Республике Беларусь в 2005 г. была принята Инструкция о порядке проведения ОВОС планируемой хозяйственной и иной деятельности, впервые предусматривающая обязательное ее проведение для 27 видов объектов, перечень которых прилагался. Новым законом от 9 ноября 2009 г. «О государственной экологической экспертизе» четко прописаны процедура ОВОС и участие в ней общественности с учетом требований международных конвенций и протоколов. Перечень объектов, для которых ОВОС проводится в обязательном порядке, был расширен до 52. Это объекты атомной промышленности (в том числе атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами), тепловые электростанции, нефтеперерабатывающие заводы, объекты литья черных металлов, производства целлюлозы, химического, биохимического, биотехнического, микробиологического и фармацевтического производства, объекты открытой добычи полезных ископаемых, объекты обезвреживания, хранения, захоронения, использования отходов производства и твердых коммунальных отходов, сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод, автомобильные дороги республиканского значения, железнодорожные линии, аэродромы и аэропорты, нефте- и газопроводы, групповые водозаборы подземных вод, объекты хозяйственной и иной деятельности, планируемые к реализации в границах особо охраняемых природных территорий, и др.

Срок проведения государственной экологической экспертизы, содержащей отчет ОВОС, не должен превышать одного месяца, а для проектной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказывать трансграничное воздействие, — двух месяцев.

Заключение по результатам государственной экологической экспертизы может быть положительным либо отрицательным. В первом случае открывается возможность финансирования и реализации проектного решения, во втором заказчик обязан доработать проектную документацию с учетом выводов экспертов и представить ее на повторное рассмотрение.

Расходы, связанные с проведением государственной экологической экспертизы, финансируются за счет средств республиканского бюджета.

В настоящее время в процессе разработки находится вопрос о процедуре стратегической экологической оценки (СЭО), которая в соответствии с международными рекомендациями (Протоколом по СЭО к Конвенции по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, 2003) должна проводиться в отношении проектов программ, концепций, прогнозов и схем отраслевого развития, связанных с использованием природных ресурсов и (или) оказывающих воздействие на окружающую среду в средне и долгосрочной перспективе. В отсутствие формальной процедуры СЭО используется механизм согласования планов, прогнозов, программ, концепций с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Следует отметить слабую информированность научных кругов и общественности о возможностях, которые предоставляет СЭО для сохранения окружающей среды и эффективного планирования при разработке и реализации общенациональных и отраслевых планов, программ и стратегий.

Контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Система мер по контролю и надзору за состоянием окружающей природной среды получила название экологического контроля. Его основная цель — обеспечивать соблюдение юридическими лицами и гражданами требований законодательства страны в области охраны окружающей среды, а ключевые задачи — выявлять, пресекать и предупреждать совершение физическими и юридическими лицами нарушений законодательства в области охраны окружающей среды; устанавливать причины и условия, способствующие совершению правонарушений; привлекать к ответственности нарушителей природоохранного законодательства.

Экологический контроль разделяется на государственный, ведомственный, производственный и общественный.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды — это контроль за использованием и охраной земель (включая почвы), недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, озонового слоя, лесов, объектов растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, типичных и редких природных ландшафтов, климата, а также за обращением с отходами всеми субъектами (государственными органами, юридическими лицами, гражданами). Контроль может быть предупредительным и текущим. Задачей предупредительного контроля является недопущение деятельности, которая в будущем может оказать негативное воздействие на окружающую среду, поэтому он осуществляется на стадии проектирования и планирования такой деятельности, реализации проекта и ввода объекта в эксплуатацию. Текущий контроль проводится уже в процессе эксплуатации предприятий и иных объектов, а также в процессе природопользования.

Государственный контроль осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления, их территориальными органами, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при президенте, местными Советами депутатов и исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.

Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды обладают широкими правами и полномочиями:

  • посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной деятельности независимо от форм собственности;
  • проверять соблюдение законодательства об охране окружающей среды;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях и налагать административные взыскания за нарушение природоохранного законодательства;
  • вносить предложения о приостановлении строительства производственных объектов;
  • ограничивать или приостанавливать работу отдельных производств и цехов, эксплуатация которых осуществляется с нарушением требований в области охраны окружающей среды, до устранения выявленных нарушений;
  • вносить предложения о приостановлении или аннулировании специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов хозяйственной и иной деятельности в органы, выдавшие их, если такая деятельность осуществляется с нарушением требований в области охраны окружающей среды.

Ведомственный контроль в области охраны окружающей среды производится органами государственного управления либо организациями в целях проверки соблюдения подведомственными им объектами (подчиненными им юридическими лицами) национального законодательства об охране окружающей среды; реализации отраслевых программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; выполнения предписаний Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и иных специально уполномоченных республиканских органов государственного управления. Следует уточнить, что хотя ведомственный контроль осуществляется органами государственного управления, он не является частью государственного контроля в области охраны окружающей среды. Различие кроется в области действия: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, а государственный имеет надведомственный характер. Примечательно, что его объекты не находятся в подчинении контролирующих органов.

Функции по проведению ведомственного контроля определяются, как правило, положениями об органах государственного управления. Например, Министерство сельского хозяйства и продовольствия организует внутриведомственный радиационный контроль, осуществляет разработку технологий сельскохозяйственного производства на загрязненной радионуклидами территории, отвечает за выполнение государственных программ по преодолению в республике последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Объектами ведомственного контроля в области охраны окружающей среды в системе жилищно-коммунального хозяйства являются: деятельность по обращению с коммунальными отходами и очистке сточных вод населенных пунктов, функционирование котельных и работа транспортных средств.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды возложен на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду.

Контроль на предприятии подразумевает следующие мероприятия:

  • систематический отбор проб воздуха рабочей зоны, прилегающей санитарно-защитной зоны, сточных вод; инструментальный замер физических воздействий (шум, освещенность, напряжение электростатического поля, радиация и др.);
  • лабораторный анализ взятых проб;
  • учет номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду от хозяйственной деятельности;
  • ведение документации и своевременное представление сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды;
  • наблюдение за выполнением природоохранных, санитарных и иных требований;
  • локальный мониторинг окружающей среды.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды может вестись самостоятельно за счет собственных средств, а при необходимости — с привлечением организаций, имеющих право проводить измерения в области охраны окружающей среды. Природопользователи должны разработать, согласовать и утвердить в соответствии с установленными требованиями инструкцию по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды. Контроль может осуществляться как уполномоченным лицом, так и специально созданным подразделением (отдел, служба и др.). Производственный экологический контроль может быть плановым и внеплановым. По результатам контроля составляются производственные акты, информируется руководитель юридического лица, должностным лицам выдаются предписания об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства об охране окружающей среды. Его вправе проводить общественные организации, трудовые коллективы, другие некоммерческие объединения в соответствии с их уставами, а также граждане. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти и местного управления, подлежат обязательному рассмотрению.

Возможность участия общественности в принятии экологически значимых решений закреплена на международно-правовом уровне Конвенцией о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция, 1998), в соответствии с которой граждане могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды как единолично, так и путем объединения в группы без специальной регистрации и обретения права субъектности.

Общественный контроль может реализовываться посредством общественных слушаний в процессе оценки воздействия на окружающую среду. Общественные объединения и граждане вправе инициировать и организовать проведение общественной экологической экспертизы.

Составной частью государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля является аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды, который проводится в целях оценки количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух либо их сбросов в поверхностные и подземные воды; эффективности работы очистных сооружений; определения загрязнения земель (включая почвы) и физико-химического состава отходов. Аналитические лаборатории, осуществляющие измерения в области охраны окружающей среды, подлежат аккредитации и учету Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды в устанавливаемом им порядке.

 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

купить mobil 1 super mobil 1 super интернет магазин автомасел
 
Накладка купить запчасть 6J0071360 Skoda Audi Volkswagen Seat
 
http://myhitmp3.top/mp3/atsuko+maeda+flower
 
btc blender