Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Экология. Конспект лекций Страхование в сфере природопользования

Страхование в сфере природопользования

Сфера природопользования охватывает большое количество отраслей, непосредственно связанных с изучением, добычей и использованием ресурсов и активно воздействующих на окружающую среду. Освоение природных благ неразрывно сопряжено с понятиями чрезвычайности и риска ввиду того, что современная наука не может абсолютно достоверно предсказать последствия техногенного вмешательства в природную среду. Научно-технический прогресс, с одной стороны, создает объективные предпосылки сокращения числа неопознанных рисков, с другой — порождает возникновение рисков, связанных с появлением новых областей знания, внедрением новой техники и технологий и, в то же время, проблемами технической эксплуатации. Полностью исключить риск природопользования не представляется реальным, однако с расширением человеческих знаний о природной среде и возможностью научного предвидения техногенных последствий контроль за риском можно сделать более эффективным. Риск служит предпосылкой возникновения страховых отношений. Содержание риска и степень его вероятности определяют содержание и размеры предоставляемой страховой защиты. Риск можно рассматривать как возможность отрицательного отклонения между плановыми и фактическими результатами деятельности предприятий-природопользователей в результате непредвиденных, случайных причин. Риск природопользования представляет гипотетическую вероятность возникновения событий с отрицательными экономическими, социально-экономическими и экологическими последствиями, выраженными в форме ущерба.

При оценке риска природопользования учитываются опасные факторы, которые не могут быть полностью исключены, ввиду особенностей технологических процессов, а также непредвиденные факторы, такие как аварии, катастрофы и стихийные бедствия. Объективность оценки риска определяется тем, насколько точно оценивается вероятность наступления случайного события. Расчет вероятности риска осуществляется на основе методов вероятностной статистики и закона больших чисел. Для объективной оценки риска требуется анализ и обобщение информации о неблагоприятных явлениях в сфере природопользования, частоте их проявления, причинно- следственных связях в процессе преобразования природы.

Важной проблемой при оценке риска природопользования является определение возможных ущербов, которые затрагивают экономическую и социальную, экологическую и другие сферы жизнедеятельности человека. Существующие методики оценки ущербов далеки от совершенства и не охватывают все возможные виды ущербов природопользования. В то же время практическая деятельность в области страхования требует серьезного подхода к совершенствованию действующих методик и разработке новых.

Риск природопользования с позиций страхования можно рассматривать в нескольких разрезах:

  • риск наступления конкретного явления, носящего стихийный природный характер, например паводки и наводнения, лесные пожары и т.п.;
  • риск при эксплуатации конкретного объекта природопользования, когда непредвиденные события соотносятся с конкретным объектом природопользования (например, риски, возникающие при разработке и освоении горного отвода, эксплуатации гидротехнического сооружения). В данном случае изучаются факторы риска, возникающие при функционировании конкретного объекта природопользования, оцениваются возможные последствия с целью определения мер по их предотвращению или снижению степени ожидаемого риска;
  • риск, сопряженный с вероятностью повреждения или гибели самого объекта природопользования (например, риск гибели ценных экологических систем, утраты плодородия почв, уничтожения запасов ископаемых и т. п.).

Проблема идентификации и оценки множественных рисков и определения возможных ущербов в сфере природопользования представляет обширную сферу деятельности, представляющую интерес для природопользователей (потенциальных страхователей), страховщиков, научных организаций и органов государственной власти, определяющих политику природопользования от имени государства, как собственника природных ресурсов.

Страховые риски, то есть риски, которые возможно застраховать, должны оцениваться с точки зрения вероятности наступления страхового случая и количественных размеров возможного ущерба. Здесь наиболее реальным в настоящее время представляется страхование конкретных объектов природопользования. Общепринятая классификация рисков в страховании должна быть конкретизирована применительно к сфере природопользования. Для природо- эксплуатирующих отраслей в целом с позиций негативных последствий можно выделить техногенные риски, то есть риски, связанные с разнообразным вмешательством человека в природную среду, к которым можно отнести экологические и эксплуатационные риски. Экологические риски, связанные с аварийным загрязнением природной среды, в результате которого возможно нанесение прямого ущерба имуществу, жизни и здоровью физических и юридических лиц, когда нарушается устойчивое состояние экологических систем и ухудшается качество природных ресурсов, наносится эстетический и моральный ущерб и др.

Эксплуатационные риски сопряжены с непреднамеренным нарушением технологических норм добычи и переработки природных ресурсов, правил строительства и эксплуатации добывающих и перерабатывающих предприятий и гидротехнических сооружений. Эксплуатационные или технические риски проявляются в форме аварий по причине выхода из строя машин и оборудования или сбоев в технологическом цикле. Эксплуатационные риски могут вызвать самые различные виды ущерба.

Особо следует выделить в природопользовании группу катастрофических рисков, сопряженных с причинением вреда в особо крупных размерах. Эти риски связаны с проявлением стихийных сил природы под воздействием метеорологических факторов и условий, подвижностью земной коры (например, землетрясений, наводнений, пожаров и т. п.) и преобразующей природу деятельностью человека (аварии на гидротехнических сооружениях, опасных объектах природопользования).

И, наконец, особо актуальным становится страхование предпринимательских рисков в сфере природопользования, т. е. Рисков, связанных с изучением, разведкой и добычей природных ресурсов, в связи с тем, что в сферу природопользования активно вовлекаются частные, в том числе иностранные капиталы. Например, страхование предпринимательских рисков возможно при заключении соглашений о разделе продукции при разведке и добыче полезных ископаемых, а также в связи с неподтверждением геологической или другой информации о природных ресурсах после получения предпринимателем лицензии на их разведку, добычу или эксплуатацию. Построение классификаторов рисков для различных отраслей — природопользователей и объектов природопользования — представляет важнейшую практическую задачу при реализации страхования в этой области.

Страхование является одним из методов управления риском в природопользовании. Его задача состоит в распределении потерь среди большой группы физических и юридических лиц, подвергающихся однотипному риску (страховой совокупности). Одна из специфических особенностей экологического страхования заключается в том, что в результате аварии на опасных производствах может быть причинен ущерб как самой окружающей среде, так и населению (здоровью и имуществу граждан) вследствие загрязнения окружающей среды. Образно говоря, имеют место два объекта, которым причиняется ущерб, однако субъектом страховых отношений являются только третьи лица. Законодательные документы по страхованию, в том числе касающиеся экологического страхования, толкуют страховую ответственность предприятий — источников аварийного загрязнения окружающей среды — за причинение ущерба — как ответственность перед третьими лицами. Несмотря на то, что статьей 15 закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривается страхование ответственности за вред, причиненный самой окружающей среде, в Правилах страхования, раскрывающих механизм реализации этой статьи, «вред окружающей среде считается причиненным и подлежит компенсации только в том случае, если установлено конкретное лицо, понесшее реальный имущественный ущерб в результате данного вреда» (ст. 5.3). В то же время Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 454) и Законом «Об охране окружающей природной среды» (1991) (ст. 86) была закреплена обязанность виновника полностью возместить ущерб, причиненный загрязнением здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде. Данное противоречие в принципе может быть разрешимо, если ответственность страхователя за загрязнение будет распространяться не только третьи лица, но и на окружающую среду, в интересах защиты которой могут действовать территориальные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды, экологические фонды или другие юридические лица, осуществляющие в силу своей компетенции деятельность по охране окружающей среды, например, в качестве выгодоприобретателей по конкретным договорам экологического страхования. Однако в этом случае чрезвычайно важно отработать процедуру эффективного целевого использования компенсационных средств страховых компаний, чтобы деньги не были обезличены включением в фонды, а поступили конкретным подрядчикам для восстановления качества окружающей среды конкретной территории.

Экологическое страхование, как часть механизма ответственности за причинение вреда в результате аварийного загрязнения окружающей среды, является более прогрессивным, т. к. позволяет задействовать резервы предупредительных мероприятий страховых организаций на проведение технологических и природоохранных мер, снижающих риск аварийности, что выгодно всем сторонам, участвующим в страховании: и страховой компании, и предприятию, и третьим лицам, и окружающей среде. У страховых компаний существует реальный механизм повышения и понижения тарифных ставок для стимулирования предприятий быстро и эффективно реализовывать природоохранные программы. Немаловажно, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1996 № 1387 страховые взносы по добровольному страхованию организаций — источников повышенной опасности — включаются в себестоимость продукции.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. (ст. 18) экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. Следует отметить, что в данном законе впервые в российской законодательной практике указывается на возможность применения процедуры обязательного государственного экологического страхования.

Существование экологически опасных видов деятельности и наличие потенциального вреда, который предприятия повышенной экологической опасности могут причинить окружающей среде и населению, предполагает необходимость введения обязательного экологического страхования. Однако на первом этапе страхования, связанном с отсутствием правовой базы для обязательного страхования, перспективным является разработка реальных экономических стимулов для вовлечения предприятий в страхование на добровольной основе. Механизм добровольного страхования ответственности опасных производственных объектов, используемый Госгортехнадзором России при лицензировании опасной производственной деятельности, не является достаточным экономическим стимулом.

Страхование экологических рисков тесно связано с определением понятия «экологическая авария». Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления. В связи с этим в законопроекте «Об обязательном экологическом страховании» выработано наиболее приемлемое определение аварийного загрязнения окружающей среды как внезапного и непреднамеренного загрязнения, вызванного техногенными или природными причинами, когда в окружающую среду за определенный период времени поступают вредные вещества в объемах, превышающих для данного предприятия, территории и времени допустимые уровни (предельно допустимые выбросы и сбросы, предельно допустимые уровни загрязнения, предельно допустимые концентрации и др.) в кратном размере. Если в течение года масса вредных веществ, поступивших в окружающую среду, больше или равна величине их допустимого значения, то возникает риск аварийного загрязнения окружающей среды. Таким образом, непрерывное поступление загрязняющих веществ в окружающую среду в объемах, значительно превышающих временно допустимые, можно квалифицировать по его негативным результатам как аварийное загрязнение.

Страхование является одним из методов управления риском в природопользовании. Его задача состоит в распределении потерь среди большой группы физических и юридических лиц, подвергающихся однотипному риску (страховой совокупности). Участившиеся в последние годы нарушения экологических и технологических требований и нормативов при добыче и использовании природных ресурсов стали все больше выражаться в росте аварий и катастроф техногенного характера и природных бедствий.

Законодательством определена ответственность за нерациональное использование природных ресурсов и деградацию окружающей среды. Компенсация вреда, нанесенного по вине природопользователя, осуществляется за счет его собственных средств, а в случае возникновения стихийных бедствий в основном за счет государства. Однако предприятия и организации сейчас не в состоянии нести оперативную финансовую ответственность по компенсации убытков и ликвидации последствий вредного воздействия промышленной деятельности на природные ресурсы, аварий и катастроф из-за отсутствия необходимых средств.

Многолетняя практика покрытия убытков от чрезвычайных ситуаций за счет средств государственных и резервных фондов исчерпала свои возможности ввиду дефицита государственного бюджета. Поэтому практически для всех природопользователей представляют интерес проблемы страхования риска от хозяйственной деятельности; от разрушительных природных явлений (землетрясения, наводнения, паводки, затопление подземных сооружений, пожары и т. д.); риска ответственности эксплуатирующих организаций; от аварий коммуникаций по транспортировке минерально-сырьевой продукции, подземных хранилищ и т. д.; риска не подтверждения геологической информации (не подтверждение запасов, горногеологических условий и свойств недр, утраты геологических фондов, коллекционных материалов, документов и т. д.).

Согласно ст. 15 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязательное страхование предусмотрено для предприятий, признанных потенциально опасными объектами. К опасным видам недропользования могут быть отнесены виды деятельности, связанные с нарушением целостности недр и наносящие вред имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью населения, а также оказывающие негативное воздействие на объекты природной среды, включая землю, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, животный мир, растительность и т. д. При этом на каждой стадии работ, связанных с поиском, разведкой и добычей полезных ископаемых должна быть определена степень ответственности предприятий —- недропользователей с целью проведения обязательного страхования. Соответственно объектом страхования в сфере недропользования является риск ответственности предприятий — недропользователей за причинение вреда в случае аварий природным объектам и третьим лицам, в т. ч. за выведение из оборота участков недр, аварий коммуникаций при транспортировке и хранении минерально- сырьевой продукции и др.

В соответствии со ст. 7 закона Российской Федерации «О соглашениях о разделе продукции» может быть предусмотрено обязательное страхование ответственности за:

  • загрязнение при разведке и добыче нефти и газа;
  • нарушение экосистем при разработке минерального сырья открытым и закрытым способами;
  • нанесение вреда среде обитания и традиционному образу жизни коренных малочисленных народов.

Для остальных предприятий-недропользователей применима добровольная форма страхования, предоставляющая гарантии финансовой защиты, в случае возникновения непредвиденных или случайных событий. Для предприятий-недропользователей экономически выгодно страхование риска от хозяйственной деятельности (эксплуатационного риска); от разрушительных природных явлений (землетрясения, затопление подземных сооружений, пожары), нарушения геологических запасов, горно-геологических условий и свойств недр и др.

Лицензия на недропользование, помимо геолого-экономической оценки месторождений полезных ископаемых, должна включать оценку риска ответственности недропользователей и проектов эксплуатации участков недр. При проведении конкурсов и аукционов по предоставлению лицензий на пользование недрами в качестве критерия отбора заявителей необходимо учитывать наличие договора страхования по видам недропользования и эксплуатации месторождений, связанной с потенциальным риском.

Таким образом, потенциальными страхователями в сфере недропользования являются:

  • организации, осуществляющие поиск, разведку и добычу минерального сырья, его транспортирование, обработку, хранение, переработку, использование или распоряжение иным образом;
  • организации, осуществляющие разведку и добычу нефти и газа, в том числе на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны;
  • организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты.

Страхование ответственности при недропользовании позволит решить ряд задач:

  1. восстановить нарушенные имущественные интересы государства как собственника недр за счет внебюджетных средств страховых фондов;
  2. создать механизм финансовой поддержки недропользователей и добывающих предприятий по компенсации вреда при наступлении страхового случая;
  3. привлечь дополнительные инвестиции фондов страхования для развития отрасли.

Особую остроту приобретает проблема страхования для водного хозяйства в связи с ростом аварийности гидротехнических сооружений, участившимися случаями паводков и наводнений. При существующей системе ликвидации последствий наводнений средства, выделяемые на эти цели из государственного бюджета, в значительной части расходуются на восстановление объектов, находящихся в зонах повышенного риска и подвергающихся неизбежным разрушениям (повреждениям) от последующих наводнений. Это поощряет местные органы исполнительной власти, землепользователей к интенсивному освоению пойменных территорий и ведет к дальнейшему росту ущербов. Кроме того, в последнее время происходит резкое сокращение объемов финансирования предупредительных противопаводковых мероприятий как из государственного бюджета, так и из бюджетов субъектов Российской Федерации. В сложившихся условиях для снижения ущербов от наводнений, наряду с традиционными мероприятиями, необходимо принятие на государственном уровне политики регламентирования хозяйственного освоения паводкоопасных территорий, сочетающей экономические регуляторы с рядом административно-правовых ограничений.

Четко выраженная тенденция роста ущербов, которая наблюдается в последние годы, связана с интенсивным и часто бесконтрольным освоением пойменных земель. Рост количества производственных и непроизводственных объектов, дачных и садово-огородных участков и т. п. на этих землях ведет к увеличению ущербов от паводков одной и той же обеспеченности. Предприятия, организации, хозяйства, рассчитывая на государственные дотации, воздерживаются от расходования средств на защиту своих объектов. Страхование в сфере водопользования представляет собой финансово-экономический механизм защиты имущественных и других интересов государства, предприятий и граждан, нарушенных в результате аварий на гидротехнических сооружениях, наводнений и паводков по причинам непредвиденного случайного характера, техногенного и природного свойства.

Объектом страхования в сфере водопользования является риск ответственности за причинение вреда водному фонду, природной среде, имуществу и здоровью третьих лиц в результате наступления страхового события.

Страхованию подлежат следующие объекты водопользования:

  • гидротехнические сооружения: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные, водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники;
  • сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов и дна русел рек;
  • сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций;
  • устройства от размывов на каналах;
  • другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Введение в России специального страхования от наводнений позволит сократить убытки от воздействий водной стихии владельцам объектов в поймах водных объектов путем распределения финансовых средств (в виде страховых взносов) во времени и получения страховых выплат при возникновении ущербов, сократить ущербы от наводнений за счет рационального использования паводкоопасных территорий, значительно уменьшить размеры бюджетных ассигнований на компенсацию ущербов от наводнений, повысить заинтересованность местных органов власти, предприятий и хозяйств в проведении противопаводковых мероприятий. По предварительным оценкам расходы государства на указанные цели должны сократиться более чем в 3 раза.

Страхование в сфере природопользования — это финансово- экономический механизм восстановления имущественных интере- сов физических, юридических лиц и государства, нарушенных в случае непредвиденных природных и техногенных явлений. Страхование предоставляет гарантии инвестиций в высоко рисковые виды производства и освобождает бюджет от покрытия расходов, связанных с предотвращением ущерба окружающей среде и природным ресурсам в результате техногенных и природных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Страхование в сфере природопользования обеспечивает права государства как собственника природных ресурсов на поддержание приемлемого качества окружающей среды и необходимого уровня воспроизводства природных ресурсов.

Страхование позволит аккумулировать средства предприятий и государства для целевого возмещения затрат на восстановление природной среды, воспроизводство природных ресурсов, возмещения ущерба имуществу и здоровью третьих лиц в результате деятельности потенциально опасных объектов природопользования, а также для проведения превентивных мероприятий, направленных на восстановление и охрану природных ресурсов.

Следует отметить, что ряд законодательных актов содержат статьи о новых видах обязательного страхования гражданской ответственности в том числе: за эксплуатацию опасных производственных объектов (от 20 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), при эксплуатации гидротехнических сооружений (от 23 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»), ответственности иностранных инвесторов за рациональную эксплуатацию недр (от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»).

Гражданский кодекс Российской Федерации (1994) определил основы гражданских прав по отношению к природным ресурсам.

Согласно ст. 130 этого кодекса основные виды природных ресурсов — «земельные участки, участки недр\ обособленные водные объекты и все, что связано с землей, в т. ч. леса, многолетние насаждения...» относятся к недвижимому имуществу, собственность на которое принадлежит государству. Поэтому ущерб, наносимый природным ресурсам и объектам, затрагивает прежде всего имущественные интересы государства. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными (способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсов (ст. 129). Отсюда, в соответствии со статьей 952 п. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, природные ресурсы, как недвижимое имущество, могут быть застрахованы от разных страховых рисков как по одному, так и по нескольким договорам страхования.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлены правовые основы ответственности за вред имуществу физических и

юридических лиц, личности и окружающей среде, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность. В соответствии сост. 15 при защите прав лиц по возмещению вреда предусмотрена компенсация двух элементов убытков: реального ущерба («расходы, которые лицо, чье право было нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права») и упущенной выгоды («недополученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его права не были нарушены»). Кроме того, понятие риска случайной гибели имущества также применим к природным ресурсам, подвергшимся уничтожению или деградации в случае стихийных бедствий или катастроф. Согласно ст. 211 Гражданского кодекса российской Федерации риск случайной гибели имущества несет его собственник, т. е. в данном случае государство.

Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями; отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах.

Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, тарифы устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с положениями настоящего Закона и лицензируются в органах страхового надзора. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации.

Объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы.

Страхование имущественных интересов юридических лиц (за исключением перестрахования и взаимного страхования), расположенных на территории Российской Федерации, и имущественных интересов физических лиц — резидентов Российской Федерации может осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.

Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.

Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Страховщики могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их создание не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Эти объединения не вправе непосредственно заниматься страховой деятельностью. Объединения страховщиков действуют на основании уставов и приобретают права юридических лиц после государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки.

Для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности. В аналогичном порядке страховщики вправе создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества.

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» предусматривал добровольное и обязательное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф (ст. 23 «Экологическое страхование»). Законом определены направления использования фондов экологического страхования на прогнозирование, предотвращение и ликвидацию последствий экологических стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Федеральный закон от 20 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение и ликвидацию последствий указанных аварий. Этот Закон (ст. 2) вводит понятие «опасные производственные объекты» вне зависимости от их отраслевой принадлежности (предприятия, цехи, участки, площадки), а также иные производственные объекты, которые подлежат регистрации в государственном Реестре, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Деятельность предприятий-источников повышенной опасности подлежит обязательному лицензированию (ст. 6, п. 1) на основании акта приемки опасного производственного объекта или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности и декларации о безопасности опасного производственного объекта (ст. 6, п. 2). При этом в лицензии на эксплуатацию такого объекта делается запись об обязательном наличии у заявителя на момент начала эксплуатации на протяжении всего периода эксплуатации договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.

К опасным производственным относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются загрязняющие вещества в больших количествах; используется оборудование, работающее под давлением; используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов; ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях. Для этих объектов обязательна разработка декларации промышленной безопасности для опасных производственных объектов. В соответствии со статьей 15 Закона «организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать риск ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде, а случае аварии на опасном производственном объекте». В соответствии с критериями безопасности определены минимальные размеры страховой суммы ответственности.

Закон РФ 23 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений (ГТС), устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании рада требований (ст. 8), в том числе: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; достаточное финансирование мероприятий по обеспечению безопасности и др.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения (ст. 8) является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений утверждено постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. № 1303. Обязательное страхование за причинение вреда при эксплуатации гидротехнических сооружений предусмотрено статьей 15 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений». Риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Страхователем является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.

Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции. При этом предусматривается обязательство инвестора по «страхованию ответственности по возмещению ущерба в случае аварий, повлекших за собой вредное воздействие на окружающую среду».

Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 19% г. № 1387 «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Россииской Федерации» внесены изменения и дополнения в «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1992 г. № 553) следующего содержания: «установить, что суммарный размер отчислений на указанные цели, включаемый в себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать 1 процента объема реализуемой продукции (работ, услуг)».

Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. № 1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации» в целях создания условий для дальнейшего осуществления реформ, стимулирования деловой активности, привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации в числе первоочередных мер устанавливает необходимость «снижения рисков при инвестировании в реальный сектор экономики на основе развития системы страхования и перестрахования».

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. № 1139 «Об основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998—2000 гг.» отмечает, что страхование представляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений и рассматривается государством как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства, является необходимым элементом социально- экономической системы общества. Правительство Российской Федерации признает, что достижение целей проводимых реформ и обеспечение социально-экономической стабильности российского общества требует создания мощной страховой защиты на основе комплексного решения накопившихся проблем.

Таким образом, эффективная система страховой защиты должна обеспечивать:

  • реальную компенсацию убытков (ущерба), причиняемого в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и катастроф и негативных социальных обстоятельств, за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет;
  • формирование необходимой для экономического роста надежной устойчивой хозяйственной среды;
  • максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов.

Ключевым моментом структурной политики на рынке страховых услуг является оптимизация пропорций в соотношении добровольных и обязательных видов страхования. В области обязательного страхования необходимо соотнести его существующие и планируемые виды с основными целями социально-экономического развития страны, определить перечень обязательных видов страхования в соответствии с Гражданским кодексом и значимостью страховой защиты имущественных интересов отдельных категорий лиц, производителей продукции, работ и услуг; с рядом программ обязательного государственного страхования (в том числе государственных служащих и государственного имущества). Среди основополагающих принципов, изложенных в вышеуказанном Постановлении, которые необходимо учитывать при разработке нормативной базы страхования и внедрении рынка страховых услуг в сфере природопользования для федеральных и региональных органов исполнительной власти можно выделить: защиту добросовестной конкуренции (в том числе контроль за соглашениями и объединениями страховщиков, пресечение монополизма, определение на конкурсной основе страховых организаций и др.).

В настоящее время Министерство природных ресурсов РФ формирует нормативно-правовую базу по страхованию в сфере природопользования, а также создает рынок страховых услуг в сфере недро- и водопользования. Так, в частности, приказ МПР России от 15 июля 1998 г. № 175 «О реализации страховой деятельности в сфере природопользования», направлен на развитие рынка страховых услуг в сфере природопользования. Особо выделена задача разработки нормативно-законодательной базы страхования качества водных ресурсов и ответственности водопользователей.

Следует учитывать, что сумма, подлежащая страхованию, определяется на основе роста убытков от внезапного и непреднамеренного воздействия на окружающую среду. Расчет убытков производится на основе формализованного описания негативных рисков. Тарифные ставки устанавливаются в процентах от страховой суммы. Размеры их дифференцируются в зависимости от степени риска и проведения мероприятий во избежание его. Для оценки степени риска страхователь представляет детальный отчет, содержащий все относящиеся к делу данные. В свою очередь страховщик, как правило, проводит аудирование объекта. Страховой тариф, как правило, определяется с единицы страховой суммы за годичный период страхования.

Вопросы для обсуждения

  1. Назовите экономические методы регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды, дайте им характеристику.
  2. Что представляет собой плата за загрязнение окружающей среды, какие экономические функции она выполняет?
  3. Расскажите о развитии системы природопользования в России и за рубежом. Дайте анализ действующей в России системы платежей за загрязнение окружающей среды и покажите пути ее совершенствования.
  4. Что представляет собой плата за пользование природными ресурсами, раскройте ее экономическое содержание и функции.
  5. Покажите особенности взимания платы за пользование отдельными видами природных ресурсов.
  6. Дайте характеристику современной финансово-кредитной и ценовой политики в области регулирования природопользования и охраны окружающей среды.
  7. В чем суть экологического страхования? Расскажите о развитии страхования в сфере природопользования.
 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

как опредалить подельное масло 5в30 мобил? mobil 5w30 new life
 
Щітка склоочисника пер.лі купить запчасть 6J1955425 Skoda Audi Volkswagen Seat
 
http://myhitmp3.top/mp3/atmospheric+funeral+doom
 
free btc mixer