Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Экология. Конспект лекций Финансово-кредитная и ценовая политика природопользования

Финансово-кредитная и ценовая политика природопользования

Для решения приоритетных экологических проблем важное значение принадлежит финансово-кредитным инструментам регулирования природопользования, которые включают льготное налогообложение, кредитование и субсидирование природоохранных проектов, ценовое регулирование и др. К приоритетным направлениям экологической политики относятся мероприятия по освоению и внедрению в производство мало- и безотходных технологий и производств, производство экологически чистых продуктов питания, переход на энерго- и ресурсосберегающий тип производства, ввод в действие новых технологических процессов и производств по использованию вторичных ресурсов и отходов. Целью формирования экологически ориентированного механизма налоговой политики является создание механизма устойчивого финансирования затрат на охрану окружающей среды, перераспределение доходов в пользу регионов повышенного экологического риска, а также поддержание в ряде случаев деятельности предприятий, осуществляющих природоохранную и иную природовосстановительную деятельность на основе субсидий.

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 14) применяются различные методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

  • разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
  • разработка федеральных программ в области экологического развития страны и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
  • разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
  • установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
  • проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
  • проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды;
  • поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
  • возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде и др.

Переход к устойчивому развитию требует существенных инвестиций в природоохранную деятельность. Источниками этих инвестиций могут быть:

  • бюджет Российской Федерации;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • бюджетные кредиты;
  • субсидии и субвенции;
  • средства предприятий, учреждений и организаций;
  • экологические фонды;
  • страховые природоохранные фонды;
  • кредиты банков;
  • добровольные взносы населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также другие источники.

Реализация эффективной экологической политики требует значительных капитальных вложений. В промышленно развитых странах загрязнение окружающей среды обходится ежегодно на уровне в 6—8% от ВНП, а стабилизационные природоохранные затраты составляют около 2%. В США, к примеру, на эти цели используется около 115 млрд долл. в год, а к 2000 г. намечается инвестировать 180—190 млрд долл.

Финансирование природоохранной деятельности базируется на политике, предусматривающей не только ликвидацию последствий, но прежде всего устранение самих причин загрязнения. Затраты, связанные с решением этой задачи, уже достигают значительных размеров и в дальнейшем будут увеличиваться. Конкретный уровень таких расходов устанавливается с учетом состояния окружающей среды, экономического потенциала, возможностей государства брать на себя часть этих расходов, конкурентных позиций на мировом рынке и т. д. Так, капитальные вложения экологического назначения в начале 80-х годов составили в США, Франции, ФРГ 4— 6% от общего объема инвестиций, аналогичный показатель для нашей страны не превышал 1,5—1,7%.

Во многих странах наблюдается опережающий рост государственных расходов на охрану окружающей среды в структуре национальных бюджетов, быстрыми темпами растут соответствующие расходы местных органов власти, государственных и частных предприятий. Однако соотношение между этими источниками формирования общенациональных расходов и расходов частного сектора в отдельных странах складываются по-разному. В целом, в общей сумме затрат преобладают государственные затраты, которые увеличивались более быстрыми темпами, чем частные.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации расходы на обеспечение мероприятий по охране окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности финансируются совместно из бюджетов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Исключительно из местных бюджетов финансируются расходы:

  • на организацию утилизации и переработки отходов (за исключением радиоактивных);
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных образований;
  • охрану окружающей среды на территориях муниципальных образований.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Для получения ассигнований из федерального бюджета государственный заказчик — координатор Программы представляет в Минэкономразвития России сводную бюджетную заявку (в региональном разрезе) с указанием перечня конкретных объектов строительства, имеющих положительные заключения государственной экологической экспертизы, и обоснованием необходимых государственных инвестиций, Министерство науки и технологий Российской Федерации — бюджетную заявку на проведение НИОКР, Министерство финансов Российской Федерации — бюджетную заявку на проведение мероприятий, финансируемых за счет текущих расходов. В этих заявках отражаются результаты предконтрактного отбора исполнителей работ с указанием ассигнований за счет соответствующих бюджетов Российской Федерации и внебюджетных источников. Для подтверждения возможности выделения средств из внебюджетных источников между государственным заказчиком и исполнителем программных мероприятий заключаются соответствующие соглашения о намерениях.

Реализация Программы осуществляется с применением системы государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками со всеми исполнителями Программы. Отбор исполнителей Программы независимо от формы собственности организации осуществляется государственным заказчиком на конкурсной основе.

Финансирование природоохранной деятельности из федерального бюджета в последние годы осуществляется крайне неудовлетворительно. Объем финансирования колеблется в пределах 0,4— 0,6% расходной части бюджета. Это примерно в 5—10 раз ниже, чем в развитых странах. Для обеспечения устойчивого развития необходимо в законодательном порядке установить долю ВВП, которую общество готово выделить для решения экологических проблем. Эта доля должна составлять не менее 3% от ВВП.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации для финансирования природоохранной деятельности могут предоставляться кредиты, субсидии и субвенции. Бюджетные кредиты могут предоставляться:

  • государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  • юридическим лицам, не являющимся вышеназванными предприятиями и бюджетными организациями.

Получатели бюджетного кредита обязаны его вернуть и уплатить проценты за пользование им в установленный срок. Государственным и муниципальным предприятиям могут выдаваться беспроцентные кредиты в пределах лимита, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.

Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям допускается:

  • из федерального бюджета — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, на условиях и в порядке, которые особо определены федеральным законодательством на очередной финансовый год;
  • из местных бюджетов — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления на условиях и в порядке, которые особо определены правовыми актами местного самоуправления.

Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случае их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случае их не использования.

Государственная поддержка может быть оказана высокоэффективным инвестиционным проектам, в числе которых могут оказаться проекты с высокой экологической и экономической эффективностью.

Претендент имеет право выбора следующих форм государственной поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов:

  • а) выделение средств бюджета развития Российской Федерации при условии возврата предоставленных средств в течение двух лет с момента их получения и с уплатой процента за пользование ими в размере, определенном федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
  • б) предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций, создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынках ценных бумаг по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта, с направлением выручки от реализации этих акций в доход бюджета развития.

В целях отбора наиболее эффективных коммерческих проектов необходимо учитывать, что срок окупаемости инвестиционного проекта не должен превышать двух лет с начала его реализации.

Размер государственной поддержки за счет средств бюджета развития устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать сметной стоимости проекта:

  • 50% — для проектов, обеспечивающих производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условиях защищенности ее отечественными патентами;
  • 40% — для проектов, обеспечивающих производство экспортных товаров не сырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке на уровне лучших мировых образцов;
  • 30% — для проектов, обеспечивающих производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой;
  • 20% — для проектов, обеспечивающих производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Финансирование проектов должно осуществляться на конкурсной основе. Выбор проектов для финансирования осуществляется по максимальной величине бюджетной эффективности, определяемой в соответствии с Положением об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации, утвержденного Правительством РФ от 22 ноября 1977 г. N° 1470.

Бюджетный эффект инвестиционного проекта определяется как сальдо поступлений и выплат Федерального бюджета в связи с реализацией данного проекта (таблица). В расчетах проводится дисконтирование объемов поступлений и выплат по годам реализации проекта.

В первую очередь должны финансироваться проекты, которые обеспечивают более быстрый возврат бюджетных средств через систему налогообложения

Известно, что в условиях командной экономики природоохранные мероприятия осуществлялись главным образом за счет ассигнований из бюджета. В условиях расширения полномочий местных органов управления и самофинансирования государство перестало быть ответственным за хозяйственные решения предприятий, что находит отражение и в инвестиционной политике. Так, в бюджете России на 1993 г. финансирование природоохранной деятельности за счет бюджетных средств практически не предусматривалось. В этих условиях одним из главных источников финансирования деятельности по оздоровлению окружающей среды становятся средства экологических фондов и собственные средства предприятий.

Основными задачами формирования системы экологических фондов являются финансирование и кредитование экологических программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения; мобилизация средств на осуществление природоохранных мероприятий; экономическое стимулирование эффективного использования природных ресурсов, внедрения экологически чистых технологий, строительства очистных сооружений; содействие в развитии международного природоохранного сотрудничества, экологического образования и воспитания и др.

В структуре средств территориальных экологических фондов в среднем по России в 1997 г. основную часть составили выплаты предприятий за загрязнение окружающей среды. На их долю приходилось 73,9% всех поступлений, в том числе — 55,9% — за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых нормативов и 18,0% — за сверхнормативное загрязнение окружающей среды. Доля средств, полученных по искам о возмещении вреда, составила 4,6% от всех поступлений. Суммы, полученные в виде штрафов за нарушение природоохранительного законодательства, экологических норм, правил, стандартов и иных нормативных актов с предприятий, организаций, учреждений и граждан, составили 3,6% всех поступлений в экологические фонды, в том числе по атмосферному воздуху (0,6%), водным ресурсам (0,7%), земельным ресурсам (1,0%), лесным угодьям (0,1%), за нарушение правил охоты, рыболовства, включая средства от конфискованных орудий охоты, рыболовства и незаконно добытой с их помощью продукции (1,1%), по отходам производства и потребления (0,1%). Поступления из иных источников составили 17,1%.

 

Изменение структуры расходования средств из экологических фондов Российской Федерации за 1992, 1995, 1998 гг., %

Направления финансирования

1992

1995

1998

1.

Строительство природоохранных объектов,

26,6

31,2

27,6

 

включая долевое участие

2.

НИР и ОКР и внедрение экологически чистых

 

 

технологий

10,8

8,4

5,7

3.

Мониторинг

3,5

4,0

3,9

4.

Развитие заповедников и ликвидация по

 

 

 

 

следствий стихийных бедствий

3,1

6,3

6,0

5.

Экологическое воспитание, международное сотрудничество, переподготовка работников природоохранных органов и проведение со

 

 

 

 

вещаний

1,1

3,5

4,1

6.

Займы

5,6

2,1

1,0

7.

Укрепление материальной базы природо

 

 

 

охранных органов

16,4

12,8

10,3

8.

Передано в Федеральный экологический

 

 

 

 

фонд РФ

3,0

5,0

6,0

9.

Расходование средств на другие виды природоохранной деятельности, в том числе на

 

 

 

 

материальное поощрение

19,1

13,2

34,5

Одним из эффективных экономических рычагов регулирования природопользования является льготное кредитование предприятий, осуществляющих мероприятия по оздоровлению окружающей среды. В связи с сокращением бюджетных ассигнований экологического назначения весьма актуальной задачей является привлечение кредитных ресурсов для осуществления природоохранных мероприятий. При этом краткосрочные и долгосрочные кредиты банков могут являться важным источником финансирования природоохранных мероприятий. Это позволяет использовать преимущества банковского кредитования по сравнению с бюджетным финансированием, заключающиеся в возвратности, платности предоставляемых средств; должно способствовать повышению эффективности их использования и сокращению сроков проведения природоохранных мероприятий.

Система экологического кредитования должна быть построена таким образом, чтобы предприятиям было выгодно проводить эти мероприятия, а банкам — выдавать кредиты на указанные цели. Для предприятий это может выражаться в первоочередности кредитования, получении кредита на льготных условиях под пониженный процент. Однако заинтересованность банков в льготном кредитовании предприятий, осуществляющих охрану окружающей среды, может быть обеспечена лишь при полной компенсации затраченных ими средств. Компенсация возможных потерь банков при выдаче льготных кредитов, на наш взгляд, может осуществляться предоставлением им налоговых льгот. При этом источниками компенсации потерь банка могут выступать как бюджетные ассигнования, так и средства экологических фондов. Предоставление налоговых льгот банкам может осуществляться путем уменьшения налогооблагаемой базы дохода банка, снижением ставки налога, так и освобождением банка от отдельных видов налогов. При льготном кредитовании банками природоохранных мероприятий было бы целесообразно уменьшить налогооблагаемую базу доходов банка на проценты по экологическим кредитам, предоставляемым на льготных условиях. Коммерческим банкам может быть предоставлена налоговая льгота через снижение ставки налога на доход. Такой подход, к примеру, уже применяется на практике для банков, осуществляющих кредитные вложения в фермерские хозяйства.

Элементами экономического механизма устойчивого развития в зарубежных странах является предоставление различных ссуд и субсидий. В частности, такие ссуды предоставляются на установку очистного оборудования, на выплату процентов по льготным кредитам для осуществления природоохранных мероприятий. Так, правительство Финляндии из 10% обычной ставки по займам для инвестиций на строительство объектов по предотвращению загрязнения субсидирует 7% в течение первых четырех лет и 8,5% — следующие четыре года. Указанные субсидии могут предоставляться в виде инвестиций, направленных на покрытие части расходов на разработку новых технологий. Субсидии, направляемые в энергосберегающие и малоотходные технологии, позволяют снижать объемы потребляемого органического топлива. На исследовательскую деятельность по предотвращению загрязнения в ряде стран ЕС также выделяются субсидии до 30% инвестиционных расходов.

В странах ЕС отмечается возрастающее значение субсидий как экономических инструментов экологической политики. Так, на средства европейской программы реконструкции на природоохранные мероприятия в ФРГ были выделены соответствующие кредиты. Одновременно Кредитное ведомство реконструкции и Германский компенсационный банк субсидировали природоохранные инвестиции из собственных средств. Однако, по мнению западногерманских экономистов, такого рода субсидии представляют собой экономический фактор, нарушающий условия свободной конкуренции в ЕС.

В связи с сокращением государственных ассигнований на природоохранные цели важное значение приобретают инвестиции коммерческих структур, а также международных финансовых и экологических организаций. В Национальном плане действий России по реализации решений Конференции ООН (1992) по окружающей среде и развитию отмечается, что для формирования финансовых средств на природоохранные цели необходимо организовать привлечение на льготных условиях иностранного капитала. Для реализации указанных мероприятий, в том числе для привлечения необходимого зарубежного опыта и финансовой помощи, необходимо ввести в программы двустороннего и многостороннего сотрудничества дополнения, ориентированные на более полное использование соответствующих соглашений. Важную роль при этом будет играть использование технической и финансовой помощи международных организаций. Примером тому является выделение Мировым банком в 1995 г. кредита на ликвидацию последствий аварийного разлива нефти возле г. Усинск, Республика Коми. На эти же цели с учетом возможных глобальных последствий загрязнения Европейский банк реконструкции и развития также выделил экологический заем. Учитывая остроту экологических проблем, подавляющее большинство инвестиционных проектов должно иметь выраженную экологическую направленность и в обязательном порядке проходить принятую международными организациями процедуру их экологической оценки.

В условиях перехода России на экологически устойчивое развитие принципиально важным как в методологическом, так и в практическом плане является определение потребности народного хозяйства в привлечении инвестиций экологического характера, в том числе — зарубежных. Последние следует рассматривать как форму реализации принципа кооперации в рамках международного сотрудничества в решении региональных и глобальных экологических проблем. Вопрос об оценке потребности России в инвестициях природоохранного назначения является достаточно сложным, что связано с рядом экономических, политических, социальных, международных и других факторов. С одной стороны, при оценке потребности в инвестициях экологического характера можно исходить из совокупности природоохранных мероприятий, необходимых для оздоровления окружающей среды и улучшения ее качества за определенный период. С другой — реальная потребность в инвестициях должна учитывать возможности экономики в эффективном их освоении. Одновременно следует учитывать возможности конкретных регионов в освоении и эффективном использовании данных инвестиций, в том числе — иностранных.

Неразработанным до последнего времени является вопрос о рациональном соотношении национальных и зарубежных инвестиций в экономику России переходного периода, в частности, в сферу производства товаров, работ и услуг экологического назначения, формирование экологически ориентированного рынка.

Могут быть использованы следующие подходы по оценке потребности народного хозяйства России в привлечении инвестиций, ноу-хау, технологий и оборудования в сферу производства товаров, работ и услуг экологического назначения:

1. Определение потребности в инвестициях на основе оценок экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. Имеющиеся как в России, так и за рубежом исследования и разработки позволяют с достаточной точностью определить величину экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, его структуру и на этой основе определить потребность в экологических инвестициях. По экспертным оценкам, для стабилизации экологической ситуации и для поддержания экологически безопасного и устойчивого развития в стране необходимо увеличить инвестиции в этой области в 3-4 раза.

2. Определение потребности в инвестициях на основе обязательств России, вытекающих из международных конвенций и соглашений. Россия имеет международные обязательства, связанные с ее участием в многосторонних конвенциях и соглашениях. Среди приоритетных международных и двусторонних «природоохранных» обязательств Российской Федерации можно отметить следующее:

  • защита озонового слоя (Венская конвенция о защите озонового слоя, 1985);
  • торговля редкими и исчезающими видами флоры и фауны (Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, 1975);
  • регламентирование режима Мирового океана (Конвенция ООН по морскому праву, 1982);
  • торговля токсичными веществами (Базельская конвенция, 1989);
  • сохранение биологического разнообразия (Конвенция о сохранении биоразнообразия, 1995);
  • сохранение водно-болотных угодий (Рамсарская конвенция, 1971);
  • контроль и снижение трансграничного загрязнения воздуха (Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, 1979 г., включая протоколы к Конвенции 1985);
  • охрана водных путей (Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, 1991 г. и др.

Сюда, в частности, относятся конвенции и соглашения по оценке воздействия на окружающую среду, глобальным изменениям климата и др. Таким образом, суммирование предполагаемых затрат на мероприятия по выполнению конвенций и соглашений позволяет определить потребность в инвестициях, ноу-хау, технологиях и оборудовании экологического назначения. При этом определенные трудности имеются в части информационного обеспечения указанных мероприятий, отсутствие должной координации и согласованной политики по их проведению, что затрудняет выполнение конкретных расчетов.

3. Определение потребности в инвестициях на основе двустороннего сотрудничества России в области охраны окружающей среды. Россия активно осуществляет двустороннее сотрудничество в области охраны окружающей среды, в рамках которого привлекается значительный объем инвестиций, технической помощи, ноу-хау для выполнения совместных природоохранных проектов. Так, к примеру, за счет Норвегии и Финляндии на Кольском полуострове открыта специализированная экологическая лаборатория. При технической и финансовой помощи Норвегии осуществляются работы по созданию могильника радиоактивных отходов АЭС, а также экологическая модернизация комбината «Печенганикель». Сотрудничество с ФРГ в области охраны окружающей среды осуществляется по 17 совместным проектам. С участием германских фирм в г. Санкт-Петербурге осуществляется строительство очистных сооружений, при финансовой помощи Германии и ЕС здесь открыто международное экологическое бюро. Сотрудничество в бассейне озера Байкал осуществляется с широким привлечением немецких коммерческих фирм и организаций, технологий и оборудования, ноу-хау для развития в этом регионе экологического туризма.

4. Определение потребности в инвестициях на основе государственных и региональных экологических программ. В настоящее время в России на различных стадиях разработки и реализации находится около 150 программ в области охраны окружающей среды и природопользования. В данном случае потребность в привлечении инвестиций необходимо рассчитывать по всему комплексу природоохранных мероприятий, включая научные исследования и разработки, опытное внедрение, обучение и подготовку персонала.

Следует учитывать, что в последние годы усиливается роль банков в обеспечении экологически устойчивого развития экономики. Мировое банковское сообщество во все большей степени принимает участие в процессе интеграции интересов развития экономики и оздоровления окружающей среды. С одной стороны, это проявляется в расширении инвестиционного кредитования экологически ориентированной предпринимательской деятельности, поддержке проектов по решению экологических проблем, а с другой — в проведении внутренней политики банка, направленной на экономию потребляемых ресурсов (энергия, тепло, бумага и т. д.), повышении экологической сознательности персонала, создании специальных подразделений экологической направленности, внедрении систем экологического менеджмента и экологического аудита.

 

Наряду со средствами государственного бюджета, собственными средствами предприятий-загрязнителей, лизинговых компаний, экологических фондов, страховых компаний и международных финансовых организаций все более важным источником финансирования природоохранной деятельности становятся средства коммерческих банков. Особое внимание следует обратить на предоставление международными финансовыми организациями и «двухсторонними донорами» финансовых средств на экологические цели странам с реформируемой экономикой, в том числе России. Однако предоставление средств, как правило, связано с выполнением определенных условий: выбором природоохранных технологий, осуществлением определенных правил закупок оборудования в рамках проектов и др. «Двухсторонние доноры» при этом оговаривают приоритетные регионы реализации проекта, а также выдвигают обязательным условием закупку оборудования, произведенного в стране-доноре.

Перспективными с точки зрения коммерческих банков являются следующие механизмы финансирования природоохранной деятельности: гранты (безвозмездное финансирование), льготные займы, которые в соответствии с российским законодательством представляют собой приоритетную ставку ниже одной трети ставки Центрального банка РФ, беспроцентные займы, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков, а также долевое участие в капитале.

Для банковской системы России, которая находится в кризисном состоянии, представляет интерес применяемая за рубежом схема привлечения инвестиций по так называемому обмену: «долги — охрана природы». Речь идет о списании части долгов со страны-должника (правомерно также говорить о банковских учреждениях), если они будут использованы на природоохранные цели. Такой механизм широко используется, например, в Бразилии, Кении, Польше. Таким образом, в условиях бюджетного дефицита в России и ограниченности финансовых ресурсов на природоохранные цели, ориентация интересов банков на решение экологических проблем — одна из важных предпосылок обеспечения устойчивого развития экономики.

Исследования, выполненные Центром экономики и делового администрирования университета г. Базель и банком Sarasin&Co (Швейцария), показывают, что существует тесная взаимосвязь между экологической политикой банка и стоимостью его акций.

Следует отметить, что экологическая ориентация достаточно четко просматривается в деятельности ряда зарубежных банков. Примером является Баварский HYPO Vereinsbank. Основные направления его деятельности — обслуживание клиентов, работа с ценными бумагами, инвестициями, пластиковыми карточками, предоставление различных банковских услуг. Вместе с тем банк активно работает с реципиентами инвестиций. При этом предпочтение отдается тем предпринимателям, которые рационально используют ресурсы, стремятся минимизировать объемы производственных отходов. В собственной деятельности банк также руководствуется экологически мотивированной политикой. Банк является членом Немецкого союза по экологическому менеджменту и спонсором выставок в области охраны окружающей среды («Зеленый предприниматель», «Экологически благоприятное жилье» и т. д.). В последнее время банк активно участвует в дискуссии по проблеме: «В какой мере возможен экологически устойчивый рост экономики?» В 1994—1995 гг. впервые был опубликован экологический доклад банка, посвященный рациональному использованию ресурсов. Речь идет о бережном отношении к таким ограниченным природным благам, как воздух, вода, почва, о выработке соответствующих инновационных стратегий банковского обслуживания (открытый диалог с клиентами, партнерами и сотрудниками, с политически и экономически заинтересованными группами на национальном и международном уровнях).

Банк основал два экологических акционерных фонда. Фонд HYPO Eco-Tech ориентирован на акционеров, которые производят экологически благоприятные продукты или создают чистые технологии (приборы и системы контроля за выбросами в атмосферу, производство геотермального оборудования, ресурсосберегающие технологии). Иначе говоря, речь идет об инвестициях в развивающийся рынок экотехнологий. Фонд HYPO Umweltfond ориентирован на разработку концепций и направлений развития банковского менеджмента и маркетинга в области охраны окружающей среды.

В качестве критериев оценки деятельности обоих фондов используются: показатели производства и сбыта экологически ориентированной продукции; сведения о применении методов для выработки экологически благоприятных решений и технологий; масштабы внедрения энерго- и ресурсосберегающих мероприятий; информация об уменьшении и сокращении вредных воздействий от хозяйственной деятельности на окружающую среду; мероприятия по ограничению проведения опытов над животными в медицинских целях; размер финансовой помощи при вводе в эксплуатацию возобновляемых источников энергии (устройства по использованию энергии ветра, солнца, воды).

Среди других банковских учреждений, активно работающих на рынке экологических работ и услуг, можно отметить такие, как Deutsche Bank, Credit Suisse, Bayerische Landesbank, Allianz Versi- cherungs AG, Landesgirokasse Stuttgart, Schweizerischer Bankverein Zuerich, Schweizerische Kreditanstalt (SKA) и др.

В последние годы ряд российских банков и финансовых структур также декларировали свое приоритетное отношение к вопросам оздоровления окружающей среды, что нашло отражение в поддержке ими ряда проектов и программ, а также исследований экологической направленности. До финансового кризиса августа 1998 г. некоторые российские банки целенаправленно осуществляли деятельность по оздоровлению окружающей среды. Например, «Инкомбанк» приоритетным направлением своей деятельности декларировал принцип экологически устойчивого развития и содействия занятости населения. Банк «Орбита» участвовал в финансировании экологических программ Московского правительства. Целью деятельности Акционерного Национального банка охраны окружающей среды — «Эконацбанка» — является привлечение инвестиций в природоохранную сферу. Сбербанк России аккумулирует средства населения на специальном счете, которые направляются в фонд международной экологической организации «Гринпис», а также распространяет билеты лотереи «Природа», средства от которой идут на природоохранные цели. «Межкомбанк» участвовал в поддержке ряда проектов по сохранению биологического разнообразия в России (финансирование мероприятий по сохранению редких видов животных). Однако кризис финансовой и банковской системы не позволил продуктивно развить работу в указанном направлении.

Еще одним возможным направлением участия российских банков в деятельности по охране окружающей среды является выдача финансовых гарантий при трансграничных перевозках отходов, что связано с выполнением обязательств России, вытекающих из Базельской конвенции. Так, в Положении о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 766, определено, что транзит отходов разрешается при наличии страховых и других финансовых гарантий. Указанные гарантии могут иметь форму страхового полиса, банковской расписки, обязательства или иного обещания компенсации за ущерб.

Очевидно, что трансграничная перевозка отходов должна быть обеспечена финансовыми гарантиями, а также иными обязательствами экспортера, посредника, импортера, перевозчика или организации, отвечающей за безопасное использование или захоронение отходов. В данном случае под гарантией понимается обязательство банка или другого финансового учреждения произвести платеж в форме возмещения ущерба в случае возникновения экологического риска. Представляется, что размер финансовой гарантии банка должен базироваться на величине экономического ущерба, причиненного окружающей среде, который подлежит компенсации в результате аварии, связанной с трансграничными перевозками отходов. С этой точки зрения требует решения вопрос о выборе перечня банков и страховых компаний, которые будут обслуживать экспортно-импортные операции по обращению с отходами и служить гарантами при трансграничных перевозках отходов.

Речь может идти также о страховании инвестиций в экологически рисковые проекты. Так, к примеру, в банке Suisse Group существует специальное подразделение по оценке экологического риска. Suisse Group является первым швейцарским банком, который в 1997 г. провел у себя и в своих филиалах экологический аудит и получил экологический сертификат соответствия международным стандартам ISO серии 14001. Требования по охране окружающей среды становятся одними из основных функций банка, который стал первым банком в Швейцарии, создавшим еще в 1990 г. фонд экологических технологий. В 1992 г. банк присоединился к Заявлению UNEP по окружающей среде и устойчивому развитию. На практике это означает возможность приобретения новых кредитов, т. е. дальнейшее развитие с учетом уменьшения экологических рисков. Характерно, что в настоящее время к данному Заявлению присоединились более 100 банков. Германия представлена в данном перечне 18 банками и кредитными учреждениями, Швейцария — 8, Польша — 14, Россию здесь представляет «Эконацбанк».

В Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991) впервые были заложены правовые основы финансово-кредитного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Они охватывают такие меры, как:

  • установление налоговых и иных льгот предприятиям при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект;
  • освобождение от налогообложения экологических фондов;
  • заемное финансирование предприятий и граждан из экологических фондов для осуществления мероприятий по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
  • введение ускоренной амортизации основных фондов природоохранного назначения;
  • применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию и др.

Однако механизм реализации этих положений по многим направлениям находится лишь в стадии разработки и формирования.

В настоящее время в ряде действующих законодательных актов России предусмотрены меры, призванные обеспечить экономическую заинтересованность предприятий в улучшении состояния окружающей среды. К числу таких мер, в частности, относятся налоговые льготы, предоставляемые предприятиям, осуществляющим природоохранные мероприятия.

Как показывает практика, предоставление налоговых льгот предприятиям может осуществляться и без внесения изменений в налоговое законодательство. Определенные налоговые льготы могут
быть предоставлены местными органами власти, к примеру, в части налогов, которые зачисляются в местный бюджет. Так, в Ярославской области предприятия начиная с 1993 г. освобождены от уплаты налога на прибыль, полученную в результате природоохранной деятельности, в части платежей, зачисляемых в областной бюджет. Данная прибыль может быть получена от реализации таких работ и услуг, как:

  • сбор, утилизация экологически опасных отходов, уборка и благоустройство территории;
  • переработка и захоронение отходов промышленности;
  • работы и услуги в области рекреационного природопользования;
  • реконструкция и наладка очистных сооружений, разработка технической документации;
  • оценка выбросов и сбросов загрязняющих веществ и разработка программ по их снижению;
  • изучение природно-ресурсного потенциала области и организация его учета;
  • экологическое образование. Предприятия и организации г. Санкт-Петербурга начиная с 1992 г. освобождены от уплаты в городской бюджет налога на прибыль, получаемую от природоохранной деятельности.

Таким образом, указанные льготы могут относиться к ставкам налогообложения с доходов предприятий, к налогу с оборота, к косвенному налогообложению на отдельные виды товаров и услуг, к налогам на имущество и плате за природные ресурсы как виду налогообложения и др. Льготное налогообложение с учетом экологических факторов может предусматривать уменьшение суммы облагаемого дохода, прямое сокращение налогов с использованием соответствующих коэффициентов, так и исключение отдельных видов расходов из валового дохода, а также полное или частичное освобождение плательщика от платежей.

Экологическими критериями регулирования системы налогообложения могут выступать:

  • степень соответствия фактического уровня ресурсопотребления и ресурсосбережения мировым удельным нормативам (по номенклатуре продукции, ресурсов);
  • соблюдение нормативных нагрузок на состояние окружающей среды;
  • выполнение мероприятий по соблюдению территориальных лимитов природопользования;
  • обеспечение необходимых темпов структурной перестройки производственных структур с учетом экологических факторов;
  • уровень освоения капитальных вложений на природоохранные цели, оцениваемый с учетом их эффективности.

При этом экологические льготы по налогообложению могут предоставляться в зависимости от типа предприятий, размеров и направлений их деятельности, видов потребляемых природных ресурсов и характера конечной продукции во взаимосвязи с уровнем нагрузки на территорию.

Проблемы ценообразования с учетом экологических требований — сложная комплексная задача. Использование стимулирующей функции цен должно быть направлено на создание системы платного природопользования по всем видам природных ресурсов, поощрение внедрения экологически чистых производств и видов продукции, обеспечение выгодности мероприятий, направленных на производство продукции с высокими экологическими параметрами. Речь идет, с одной стороны, об оценке и учете в ценах расходов на охрану окружающей среды или экологических издержек, а с другой — о дифференциации цен с целью поощрения внедрения в производство малоотходной технологии (в США, к примеру, компаниям гарантируется включение в закупочные цены их издержек на борьбу с загрязнением). Особую стимулирующую роль призваны играть надбавки и скидки (в %) к ценам, учитывающие степень рациональности природопользования и экологическую чистоту производства (продукции).

В целях стимулирования разработки и внедрения передовых технологий, производства продукции, отвечающей требованиям экологических стандартов (норм, нормативов), к ценам на выпускаемую продукцию целесообразно устанавливать поощрительные надбавки. Они могут вводиться на определенный срок и должны дифференцироваться в зависимости от класса экологичности выпускаемой продукции, который устанавливается по степени соответствия технических характеристик экологическим нормам и стандартам. На продукцию, имеющую повышенные по сравнению со стандартами и нормами экологические характеристики, на наш взгляд, должны устанавливаться надбавки к ценам, а их размер может определяться в процентном отношении к цене стандартной продукции. Средства для введения поощрительных надбавок могут формироваться за счет бюджета или из внебюджетных экологических фондов различного уровня. На продукцию, имеющую пониженные экологические характеристики, должны устанавливаться скидки к ценам. Скидка на продукцию с низкими экологическими характеристиками может быть установлена в форме твердого налога (отчислений) в бюджет. В этом случае предприятие реализует продукцию по ценам стандартного класса экологичности и отчисляет из прибыли сумму средств, составляющих разницу между полученным доходом и его возможным размером при низшем классе экологичности продукции.

Надбавки к оптовым ценам на новые машины, оборудование и другую продукцию производственно-технического назначения, обеспечивающую снижение нагрузок на окружающую среду, целесообразно устанавливать в размере до 70% от суммы снижения платы за загрязнение окружающей среды, возникающего у потребителя новой продукции в сравнении с применением базового вида продукции. По мере перехода к оптовой торговле средствами производства должна возрастать роль экологических налогов, которые стимулировали бы производство и применение, например, биологических средств защиты растений, сельскохозяйственной техники, не оказывающей отрицательного воздействия на почву, ресурсосберегающих технологий и др.

При установлении соотношений цен на различные виды продукции необходимо учитывать их сравнительную технологическую ценность и экологические параметры. Решение об утверждении поощрительной надбавки к оптовой цене целесообразно принимать на основе заключения экспертной комиссии, подтверждающей, что данная техника и технология не уступают лучшим отечественным и зарубежным образцам. С учетом мировой практики поощрительные надбавки могут устанавливаться на срок до двух лет. К примеру, для экономического стимулирования хозяйств в производстве экологически чистых продуктов питания в 1990 г. были повышены закупочные цены на продовольственные зерновые культуры, выращенные без применения пестицидов и предназначенные для выработки продуктов детского и диетического питания.

В целях создания необходимых экономических стимулов к снижению выпуска и использования экологически опасных видов продукции целесообразно предусматривать скидки с оптовых цен. По нашему мнению, необходимо осуществить дифференциацию ставок налога с оборота по отраслям и видам продукции, позволяющую осуществить перераспределение в структуре цены в пользу «экологически чистых» товаропроизводителей. По существу, речь идет о введении своеобразного «экологического налога с оборота», который должен устанавливаться в составе цены на экологически опасную продукцию. Однако такой налог возможно ввести при условии наличия развитого рынка, тогда высокая цена на эту продукцию будет ограничивать ее потребление и, следовательно, ее производство.

В структуре хозяйственного механизма важным звеном является экономическое стимулирование природоохранной деятельности. Оно включает в себя две стороны — заинтересованность и ответственность предприятий за рациональное использование и воспроизводство природно-ресурсного потенциала, разработку и выпуск экологически благоприятной продукции, разработку и внедрение малоотходных и отвечающих экологическим нормам (стандартам) технологий, утилизацию и переработку отходов. Экономический механизм управления природопользованием позволяет таким образом учесть экологический фактор при формировании мотивационной сферы деятельности природопользователей и призван создать условия, при которых экономически выгодно соблюдать установленные экологические регламентации и ограничения. Тогда, не уменьшая свободы предпринимательства, данный механизм будет стимулировать снижение уровня загрязнения, внедрение малоотходных технологий, рациональное использование природных ресурсов.

Система экономического стимулирования рационального природопользования должна обеспечить всестороннюю экологизацию хозяйственной деятельности. В целях обеспечения экономической заинтересованности предприятий в природоохранной деятельности, наряду с перечисленными инструментами финансово-кредитного регулирования, важное значение имеет предоставление предприятиям режима ускоренной амортизации природоохранных объектов и сооружений, очистного оборудования и другой экотехники.

В научной литературе выделяются различные виды морального износа машин и оборудования, в том числе: социальный износ, если используемая техника и технология не отвечают социальным требованиям и нормативам (например, по доле ручного труда, его монотонности и напряженности и др.) Вместе с тем хозяйственная практика выдвигает новую экономическую категорию — экологический износ оборудования, когда применяемая техника не соответствует новым экологическим стандартам и нормативам. Экологическое устаревание машин связано с необходимостью выпуска и применения техники, обеспечивающей рациональное использование природных ресурсов и уменьшение загрязнения окружающей среды. Частичный экологический износ проявляется тогда, когда новые машины производятся уже с учетом возросших социальных и экологических требований, в то время как эксплуатация старых машин по физическим параметрам еще допустима. Полный экологический износ техники наступает в том случае, когда данное оборудование уже нельзя эксплуатировать ввиду его полного несоответствия экологическим стандартам и нормам.

В этой связи предлагается ввести ускоренную амортизацию оборудования экологического профиля, тем самым предприятие будет стремиться к реновации основных фондов, а не к капитальному ремонту, согласовывать сроки физического, морального и экологического износа оборудования. Для ускорения НТП в области охраны окружающей среды необходимо перейти на метод ускоренного исчисления амортизации природоохранных объектов и сооружений. По этому методу амортизация в первые годы их эксплуатации должна начисляться в большем размере, чем в последующие годы. Такой подход к начислению амортизации стимулирует ускорение обновления основных производственных фондов экологического назначения. При этом ускоренная норма амортизации с учетом экологических факторов может составить 2—3 года.

Ускоренная амортизация очистного оборудования позволяет одновременно уменьшить суммы облагаемой налогом прибыли. Стоимость очистного оборудования может списываться, по опыту США, по методу пропорциональной амортизации. В таких случаях от налогов освобождаются суммы дохода, равные разности между амортизационными отчислениями, принятыми в системе бухгалтерского учета, и нормативами вводимой налоговой амортизации. Налоговые скидки на инвестиции в очистное оборудование означают по существу предоставление предприятиям финансовой помощи.

Введение ускоренной амортизации в зарубежных странах способствовало накоплению капитала для обновления морально устаревшей техники и переходу на оборудование, не оказывающее на окружающую среду существенного отрицательного воздействия. Так, на очистное оборудование в Канаде предусмотрен двухлетний срок амортизации, во Франции — 50% очистного оборудования амортизируется за один год. В Великобритании, ФРГ и США срок амортизации очистного оборудования составляет шесть лет, в Италии до 45% указанных фондов амортизируется в трехлетний срок. В Японии наряду с установлением экологических стандартов и нормативов применяются временные налоговые и амортизационые льготы для стимулирования установки очистных сооружений. Здесь, начиная с 70-х годов, применяется система ускоренной амортизации для очистного оборудования и оборудования по переработке отходов (разрешалось списывать в первый год 50% стоимости очистного оборудования, 33,3% стоимости экологически чистого оборудования). По мере насыщения промышленности очистным оборудованием амортизационные льготы могут корректироваться и сокращаться.

В условиях трансформации экономики, формирования рынка экологических товаров, работ и услуг целесообразно восстановить и расширить практику применения такого инструмента государственного регулирования в области охраны окружающей среды как государственный заказ. Как известно, постановлением Верховного Совета бывшего СССР «О Государственном плане экономического и социального развития СССР на 1990 год» предусматривалось установление государственного заказа на ввод в действие важнейших общегосударственных природоохранных объектов с целью осуществления неотложных мер по улучшению экологической обстановки в регионах страны и в городах с повышенным уровнем загрязнения окружающей среды. Однако, на практике данная мера в форме жесткого директивного планирования сверху без эффективной системы экономической мотивации производителей не находила широкого применения.

Предлагается расширить применение государственного экологического заказа аналогично государственному заказу на продукцию оборонной промышленности, производство космической техники, некоторых видов сельскохозяйственной продукции. Это позволит обеспечить для производителей гарантированный заказ государства в лице специально уполномоченных на то органов на закупку продукции экологического назначения, что имеет важное значение в условиях становления рыночных отношений, развития экологического предпринимательства. Речь идет в широком смысле об использовании механизма государственных закупок для стимулирования производства и потребления экологически чистых продуктов (например, закупка бумаги из вторичного сырья, продукции с экологической маркировкой, ресурсо- и энергосберегающей техники и технологии и т. д.). Данный подход широко используется в зарубежной практике.

Среди мер государственного регулирования устойчивого развития предлагается также установление государственного заказа на воспроизводство важнейших видов природных ресурсов, сохранение биоразнообразия. Размещение данного государственного заказа целесообразно осуществлять на конкурсной основе. Одновременно решаются вопросы финансовой поддержки экологически ориентированной предпринимательской деятельности, создания дополнительных рабочих мест за счет развития рынка работ и услуг экологического назначения. Наряду со средствами государственного бюджета эффективным источником финансирования государственного экологического заказа могут стать экологические фонды различного уровня.

 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

мобил супер 3000 5w30 отзывы мобил супер 3000 5w30 отзывы
 
Щітка склоочисника купить запчасть 6J1955426 Skoda Audi Volkswagen Seat
 
биткоин миксер
 
https://myfreemp3.click