Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Экология. Конспект лекций Плата за пользование природными ресурсами

Плата за пользование природными ресурсами

Плата за природные ресурсы занимает центральное место в экономическом механизме природопользования. На практике она стала применяться еще в бывшем СССР. Так, ставки возмещения затрат на геологоразведочные работы были введены в 1968 г. Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями, была введена с 1988 г. Тарифы были утверждены Государственным комитетом по ценам в размере 1,15коп/м3 воды из поверхностных источников и 2,0 коп/м3 воды из подземных источников. Такие цены можно считать лишь символическими. Действовала попенная плата в лесном хозяйстве.

С образованием в 1988 г. системы природоохранных органов, а также с связи с изменением отношений собственности осуществлялась подготовительная работа по введению новых платежей, в частности — за право пользования природными ресурсами. Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем. По существу, это форма выражения абсолютной ренты, связанной с собственностью на природные ресурсы как на объект хозяйства. Базовые нормативы платы могут устанавливаться в виде фиксированных отчислений (роялти) от стоимости объема добычи (изъятия) природных ресурсов. В газовой промышленности за рубежом, к примеру, роялти принимает форму процента от стоимости добытого газа. Зарубежная практика показывает, что размеры роялти могут варьировать в пределах от 5 до 50% стоимости добытого газа, хотя в среднем данный платеж близок к 12,5% или 1/8 части стоимости продукции.

Виды и структура платы

Базовая цена природных ресурсов должна определяться на основе данных государственного учета, кадастровых и экономических оценок соответствующих видов природных ресурсов, а также с учетом различий в качестве, естественной продуктивности, местонахождения и условий использования этих природных ресурсов и дифференцироваться на основе получаемого дохода. Представляется целесообразным направление части средств от платы за право пользование природными ресурсами на социально-экономическое развитие соответствующей территории, развитие ее социальной и экологической инфраструктуры, что позволит перевести отношения собственника и пользователя природными ресурсами на реальную экономическую основу.

Опыт показывает, что эффективно экономическое регулирование природопользования может осуществляться при одновременном использовании двух видов платежей за природные ресурсы: за их расход (потребление) и за право пользования природными объектами в пределах определенной территории. С помощью первого вида платежей (расход запасов полезных ископаемых, вырубка леса, забор воды из природных источников) регулируется интенсивность использования природных ресурсов их владельцами (арендаторами, пользователями) и обеспечивается накопление средств на их воспроизводство и охрану. Платежи за право пользования природными ресурсами (объектами) в пределах определенной территории (за земельный, горный отводы, за право забора воды из природного источника, право вырубки леса и осуществления других видов хозяйственной деятельности на землях лесного фонда и т. д.) призваны регулировать распределение территории между конкурирующими видами природопользования. За счет поступлений по этим платежам может осуществляться финансирование не только природоохранных, но и других социальных и экологических нужд данной территории (развитие инфраструктуры, повышение уровня жизни населения и др.).

При определении размера этого вида платы следует учитывать:

  1. данные платежи должны включать в себя часть дифференциальной ренты, поскольку затраты на восстановление ресурсов в лучших условиях будут меньше, чем в худших. Следовательно, размеры платежей должны быть дифференцированы в зависимости от условий использования;
  2. при определении затрат специализированных природоохранных служб необходимо учитывать их экономическую эффективность с тем, чтобы свести к минимуму субъективные факторы при определении размеров платежей.

Следует отметить, что система платежей за пользование природными ресурсами должна включать не только способы определения размеров платы, но также и механизмы ее установления, изъятия и использования. С этой точки зрения особую актуальность приобретает вопрос о собственности на природные ресурсы. Из трех аспектов права собственности (владение, распоряжение и пользование) наибольшие проблемы вызывает право распоряжения природными ресурсами, поскольку в сложившихся условиях от того, кто управляет (распоряжается) природными ресурсами в большей степени зависят как размеры получаемых от их использования доходов, так и их распределение.

Большинство природных ресурсов оставались до последнего времени в государственной собственности. Однако в условиях процесса децентрализации и разгосударствления экономики возникают проблемы при разграничении собственности по уровням компетенции и управления. С учетом зарубежного опыта представляется целесообразным увязать вопрос о денежном этапе приватизации государственной и муниципальной собственности с передачей на платной основе отдельных природных объектов и видов природных ресурсов на конкретных территориях, не являющихся объектами федеральной собственности, в частную собственность. Дореволюционный опыт России говорит о правомерности такой постановки вопроса с учетом соблюдения экологических ограничений, хотя в современной политической ситуации это положение представляется остро дискуссионным.

Следует также отметить двойственную роль платежей за пользование природными ресурсами. С одной стороны, в условиях перехода к рыночным отношениям уровень этих платежей должен коррелировать с рыночными ценами на соответствующее сырье на основе реальных экономических законов спроса и предложения. С другой стороны, они должны служить эффективным рычагом управления и способствовать, прежде всего, целям ресурсосбережения и охраны окружающей среды. Другими словами, при установлении ставок платы необходимо учитывать эколого-экономическую эффективность добычи и использования природных ресурсов для конкретного региона, влияя в свою очередь на коньюктуру рынка.

В настоящее время механизм платы за природные ресурсы находится на этапе своего формирования. Для введения такой платы на всей территории страны необходимы соответствующие законодательные акты, в частности, по лицензированию природопользования. Сдерживающим фактором является также слабая нормативная база, отсутствие в ряде регионов необходимой кадастровой информации о состоянии и использовании природных ресурсов. Определенный опыт по введению платы за природные ресурсы имеется в Хакасии, Республике Саха (Якутия), Белгородской, Иркутской, Омской и Костромской областях.

В Российской Федерации правовая основа платности природопользования впервые была заложена в Законе «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). Этим Законом было установлено, что плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

  • за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
  • за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
  • на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

В дальнейшем принципы платного природопользования нашли отражение в природно-ресурсных законах Российской Федерации, таких как:

  • Закон «О плате за землю» (1991) с изменениями (1995);
  • Законы «О недрах» (1992) и «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» (1995);
  • Закон «О ставках отчислений на воспроизводство минерально- сырьевой базы» (1995);
  • Водный кодекс Российской Федерации (1995);
  • Закон «О животном мире» (1995);
  • Закон «О континентальном шельфе» (1995);
  • Лесной кодекс Российской Федерации (1997);
  • Закон «О плате за пользование водными объектами» (1998).

В настоящее время правовой основой регулирования платности в сфере природопользования является Федеральный закон от Ю января 2002 г. «Об охране окружающей среды».

Кроме законов было принято значительное число других нормативных и правовых документов, связанных с порядком исчисления и внесения платежей за природные ресурсы.

Система платежей

Рассмотрим систему платежей за пользование отдельными видами природных ресурсов.

Плата за недропользование. Закон Российской Федерации «О недрах» при пользовании недрами предусматривает следующие виды платежей:

  • сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;
  • платежи за пользование недрами;
  • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • акцизы.

Платежи за пользование недрами производят субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, осуществляющие поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, их разведку и добычу, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Объектами налогообложения являются:

  • при проведении поисковых и разведочных работ — договорная (сметная стоимость) указанных работ;
  • за добычу полезных ископаемых — стоимость добытых полезных ископаемых и сверхнормативных потерь при добыче, а также стоимость использованных отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  • при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений — договорная (сметная) стоимость строительства объекта и стоимость предоставленных услуг при его эксплуатации.

К минеральному сырью, по которому производятся платежи, относятся все виды полезных ископаемых из запасов месторождений в пределах горного отвода, указанных в лицензии, в том числе и попутные компоненты, учтенные Государственным балансом полезных ископаемых.

Минимальная величина ставки платежа за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых составляет 1% договорной (сметной) стоимости указанных работ, максимальная — 2%. Конкретный размер платежей зависит от вида полезного ископаемого, экономико-географических условий района, размера участка недр, продолжительности работ, степени геологической изученности территории, степени риска и устанавливается органами, предоставляющими лицензию на право ведения работ.

При площадном характере работ по поискам и оценке месторождений полезных ископаемых размер платежа за право их проведения определяется в зависимости от удельных платежей за кв. км площади в год. Удельные платежи за 1 км2 площади в год рассчитываются путем деления платежа (1 — 2% общей стоимости работ) на площадь выделенной территории и срок работы в годах. Минимальная величина ставки платежа за разведку месторождений полезных ископаемых составляет 3% договорной /сметной/ стоимости разведочных работ, максимальная — 5%. Конкретный размер платежа определяется при предоставлении лицензии на право пользования недрами или в ином установленном порядке предоставления недр в пользование. При продлении срока пользования недрами для завершения поисковых и разведочных работ размер ранее установленных платежей увеличивается в 1,5 раза. Платежи за разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого, не взимаются.

За попутную добычу полезных ископаемых взимаются регулярные платежи в таких же размерах, как и платежи за право на добычу соответствующих полезных ископаемых.

Платежи за добычу полезных ископаемых осуществляются в форме разового, а также последующих регулярных платежей с начала добычи в течение всего срока действия лицензии. Сумма разового платежа определяется при предоставлении лицензии на право пользования недрами. Его величина не должна быть менее 10% величины регулярного платежа в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающего предприятия.

При предоставлении совмещенной лицензии на условиях предпринимательского риска платежи осуществляются в форме разового платежа при выдаче лицензии, а также последующих регулярных платежей отдельно за право ведения каждого вида работ. Конкретные размеры регулярных платежей определяются в установленном порядке при лицензировании пользования недрами.

Размеры платежей за пользование недрами при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых и минеральной воды устанавливают субъекты Федерации.

Определение размера платежа за кондиционные подземные воды, извлекаемые из недр, и воды, не извлекаемые из недр, но ухудшившие свое качество при добыче полезного ископаемого, осуществляют органы, выдавшие лицензию, с учетом затрат, необходимых для выполнения работ по восстановлению качества воды и пополнению эксплуатационных запасов (очистка вод, бурение гидрогеологических скважин и т. д.).

За использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств платежи устанавливаются при лицензировании в размере 25—50% платежей за добычу соответствующих полезных ископаемых. Платежи при добыче полезных ископаемых за сверхнормативные потери взимаются в двойном размере.

За пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, платежи взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей. Размер этих платежей определяется в пределах 1—3% договорной (сметной) стоимости объекта и стоимости предоставляемых услуг при его эксплуатации. Конкретные размеры этих платежей определяются органами, выдающими лицензию, в зависимости от размеров участка недр, предоставляемого в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании.

Платежи за пользование недрами континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны осуществляются в порядке и на условиях, установленных для месторождений полезных ископаемых, расположенных на суше.

Скидка за истощение недр с платежей за пользование недрами может предоставляться пользователю недр, осуществляющему добычу дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального использования разведанных запасов, а также добычу полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработки месторождения. Решение об установлении скидки за истощение недр принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами, с участием органов Госгортехнадзора России после экспертизы представленных пользователями недр геолого-экономических и технико-экономических обоснований. Экспертиза проводится за счет недропользователя. Размер ставки с учетом скидки не должен быть ниже минимального уровня размера платежей, установленного Правительством РФ. Платежи за пользование недрами включаются в себестоимость продукции.

До последнего времени в России применялись платежи за право пользования природными ресурсами.

Платежи за право на добычу нефти, газового конденсата и природного газа распределяются:

  • бюджет района, города — 30%;
  • бюджет республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования — 30%;
  • бюджет Российской Федерации — 40%.

Платежи за право на добычу других полезных ископаемых, кроме общераспространенных, распределяются:

  • бюджет района, города — 50%;
  • бюджет республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования — 25%;
  • бюджет Российской Федерации — 25%.

Платежи за право на пользование недрами континентального шельфа в границах территориального моря распределяются:

  • бюджет республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования — 60%;
  • бюджет Российской Федерации — 40%.

Платежи за право на пользование недрами в пределах морской исключительной экономической зоны поступают в бюджет Российской Федерации.

Платежи за право пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, поступают в бюджеты районов (городов), где расположены соответствующие участки недр.

Пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Ставки отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально- сырьевой базы Российской Федерации, и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья. Размеры отчислений определяются как установленная доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых. Сумма отчислений равна стоимости первого товарного продукта по ценам его реализации на условиях франко-вагон /судно/ станция /порт/ пристань отправления, умноженная на ставку отчислений.

К первому товарному продукту относятся:

  • собственно полезные ископаемые — нефть, природный газ и газовый конденсат;
  • уголь и горючие сланцы, товарные руды, подземные воды, прошедшие первичную обработку, слюда, асбест, сырье для производства строительных материалов, нерудное сырье для металлургии;
  • благородные металлы — химически чистый металл в песке, руде или концентрате;
  • алмазы — необработанные отсортированные камни;
  • камнесамоцветное и пьезооптическое сырье — по выходу кондиционного продукта;
  • по другим полезным ископаемым — минеральное сырье, прошедшее первичную обработку.

Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально- сырьевой базы (20—30%) поступает в федеральный бюджет и используется для целевого финансирования, предусмотренных федеральными программами геологического изучения недр, а часть (30%) направляется в бюджеты субъектов Российской Федерации для целевого финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы в соответствии с территориальными программами геологического изучения недр. Если добывающие предприятия самостоятельно производят геологоразведочные работы, то часть отчислений (до 40%) им может передаваться по представлению соответствующих органов.

Указанные отчисления аккумулировались в целевом бюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы.

В настоящее время плата за право пользования и плата на воспроизводство минерально-сырьевой базы трансформировались в другие платежи за пользование природными ресурсами.

Плата за землю. В соответствии с Законом РСФСР «О плате за землю» землепользование в России является платным. Формами платы выступают: земельный налог и арендная плата, цена на землю при ее покупке.

Объектами налогообложения являются сельскохозяйственные угодья всех категорий земель, городские (поселковые) земли, приусадебные, садовые, дачные участки, огороды, земли под освоенными лесами эксплуатационного назначения, земли промышленности, транспорта, связи и другого назначения. Земельный налог взимался с собственников земель, землевладельцев и землепользователей.

Размеры земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения определялись по средним размерам земельного налога с пашни, законодательно установленным с учетом индексации ставок в пределах 0,8 тыс. руб./га (Мурманская область) до 7,4 тыс. руб./га (Краснодарский край).

Налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном Размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогично
го качества. Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи и другого назначения устанавливается в размере 20% от средних ставок земельного налога. За земли, занятые полигонами и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования.

Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.

Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины и взимается в составе платы за пользование лесами в размере 5% от платы за древесину, отпускаемую на корню. Налог за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда устанавливается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества. Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере 5% от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон.

Земельный налог по городам определен на основе установленных законом средних ставок налога в городах и других населенных пунктах с различной численностью населения, с учетом нормативов затрат на инженерное оборудование и благоустройство городской территории, показателей увеличения ценности городских территорий за счет развитости сферы управления, научного и социально- культурного потенциалов, а также затрат на жилищное и культурно-бытовое строительство. Земельный налог по городам и поселкам различных субъектов Российской Федерации составлял для юридических лиц от 50 до 450 руб./м2 территории.

От платы за землю полностью освобождаются: заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные земли в соответствии с кадастровой оценкой, и некоторые другие категории землевладельцев и землепользователей.

Существенное значение для исчисления земельного налога и арендной платы имеет такой показатель, как нормативная цена земли.

Нормативная цена земли — это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли вводится для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка.

Платежи за землю поступают на специальные бюджетные счета местных представительных органов, на территории которых находятся земельные участки. Частично они централизуются на специальных бюджетных счетах субъектов РФ и в республиканском бюджете РФ. При аренде земельного участка у собственника земли арендная плата поступает на его счет. Данные платежи направляются на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели, а также на погашение ссуд, выданных на указанные мероприятия, процентов за пользование ими, на фиксированные выплаты землепользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества, инженерное и социальное обустройство территории. Арендная плата, получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению.

Плата за пользование лесным фондом. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации система платежей за пользование лесным фондом включает:

  • лесные подати;
  • арендную плату.

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата — при аренде участков лесного фонда.

Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса по отдельным видам лесопользования — за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Размер их устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством или определяются по результатам лесных аукционов.

Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лесные подати не взимаются за древесину, заготавливаемую лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством при проведении рубок промежуточного пользования, других лесохозяй- ственных работ, лесоустройстве, научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного лесопользования.

Не взимается плата за древесину, заготавливаемую при рубках промежуточного пользования, проводимых осуществляющим рубки главного пользования на арендованном участке арендатором за свой счет.

При аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Размер ее определяется договором об аренде на основе ставок лесных податей. В договоре аренды участка лесного фонда указываются следующие условия:

  • границы участка лесного фонда;
  • виды лесопользования;
  • объемы (размеры) лесопользования;
  • срок аренды;
  • размер арендной платы и порядок ее внесения;
  • обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов;
  • порядок платы лесопользователю за проведенные им лесохозяйственные работы;
  • иные условия.

Часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации в следующем отношении:

  • федеральный бюджет — 40%;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации — 60%.

В субъектах Российской Федерации, в которых расчетная лесосека по рубкам главного пользования не превышает одного миллиона кубометров, часть лесных податей и арендной платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает полностью в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации. Часть указанных средств, поступающих в бюджет Российской Федерации, направляется соответствующему территориальному органу федерального органа управления лесным хозяйством на финансирование расходов на воспроизводство лесов.

Лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, а также лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством освобождаются от внесения платы за землю.

На практике, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. № 1199, минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, состоят из минимальных ставок для основных лесных (лесообразующих) пород, дифференцированных по лесотаксовым работам, и минимальных ставок для не основных лесных пород, дифференцированных по лесотаксовым поясам.

Все минимальные ставки дифференцированы также по группам лесных пород, деловой и дровяной древесины с делением деловой древесины по размерам, а также в зависимости от расстояния вывоза (по лесотаксовым разрядам). К крупной древесине всех лесных пород относятся отрезки стволов диаметром (в верхнем торце, без коры) от 25 см и более, к средней — диаметром от 13 до 24 см и к мелкой — диаметром от 3 до 12 см. Минимальные ставки рассчитаны для сплошных рубок при корневом запасе древесины на 1 га в пределах от 100,1 до 150 плотных м3 и крутизне склона до 20 градусов.

На лесосеках, расположенных на горных склонах с крутизной свыше 20 градусов, минимальные ставки в зависимости от расстояния до подошвы склона умножаются на следующие коэффициенты.

При проведении несплошных (выборочных) рубок главного пользования минимальные ставки снижаются на 20%.

При отпуске древесины в насаждениях, в которых более 30% деревьев (по запасу древесины) повреждено в результате ветровала и бурелома, действующие минимальные ставки снижаются на 50%. При отпуске древесины в насаждениях, поврежденных пожаром, вредителями или болезнями леса, в которых более 30% деревьев (по запасу древесины) угрожает усыхание в ближайшие 2 — 3 года, действующие минимальные ставки снижаются на 40%. При отпуске сухостойкой древесины минимальные ставки устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от качества древесины на корню и конъюнктуры спроса на древесину.

Плата за водопользование. Система платежей за водные ресурсы определена в Водном кодексе Российской Федерации и включает:

  • плату за пользование водными объектами (водный налог);
  • плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов вносится за:

  • изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита;
  • сверхлимитное изъятие воды;
  • использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование.

В 1998 г. вышел в свет Закон Российской Федерации «О плате за пользование водными объектами». Согласно данному Закону вводится водный налог.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных) с применением сооружений, технических средств или устройств, в соответсвии с лицензированием в порядке, установленном водным законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения признается пользование водными объектами в целях:

  • осуществления забора воды из водных объектов;
  • удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;
  • использования акватории водных объектов для осуществления лесосплава без применения судовой тяги, а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, сооружений, установок и оборудования, проведения буровых, строительных и иных работ;
  • осуществления сброса сточных вод в водные объекты.

Минимальные и максимальные налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

  • 30—176 руб. за одну тыс. м3 воды, забранной из поверхностных водных объектов в пределах установленных лимитов — для налогоплательщиков, осуществляющих забор воды;
  • 0,8—3,3 руб. за одну тыс. м3 воды, забранной из территориального моря и внутренних морских вод — для налогоплательщиков, осуществляющих забор воды;
  • 0,5—5,0 руб. за одну тыс. кВт-ч вырабатываемой электроэнергии — для налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций;
  • 320—665 руб. за одну тыс. м3 древесины, сплавляемой без судовой тяги, на каждые 100 км сплава — для налогоплательщиков, осуществляющих сплав леса;
  • 1300—7300 руб. в год за один км2 площади используемой акватории водных объектов — для налогоплательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, взрывные, строительные и иные работы, размещение и эксплуатацию подводных и надводных объектов и установок, включая объекты организованной рекреации;
  • 3,2—27 руб. в год за одну тыс. м3 сточных вод — для налогоплательщиков, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов.

Минимальные и максимальные размеры налоговых ставок в указанных выше пределах по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам устанавливаются Правительством Российской Федерации. В заданных пределах конкретные размеры налоговых ставок по категориям налогоплательщиков в зависимости от вида пользования водным объектом, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются органами законодательной власти субъектов Российской Федерации. При заборе воды для технологических нужд и сбросе сточных вод в пределах установленных лимитов налогоплательщиками, осуществляющими эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной системы водоснабжения для охлаждения агрегатов и добычу благородных металлов, налоговые ставки в части объемов воды, используемых для этих целей, устанавливаются в размере 30% от налоговой ставки. При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов — годовые и (или) месячные (квартальные) налоговые ставки для налогоплательщиков увеличиваются в 5 раз. При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (соглашения) налоговые ставки увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользователя на основании лицензии.

Суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в следующем отношении: 40% — в федеральный бюджет, 60% — в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Плата за пользование объектами животного мира. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 года №1281 введена плата за пользование объектами животного мира, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям. Конкретные размеры платы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей и видов пользования объектами животного мира на основании предельных размеров платы, утверждаемых Правительством Российской Федерации» (табл. 24.1).

При осуществлении мер по регулированию численности отдельных объектов животного мира, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей, сельскохозяйственных и других домашних животных, а также в целях предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания изъятие соответствующих объектов животного мира может осуществляться бесплатно в порядке, определяемом специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Плата за изъятие молодняка (в возрасте до 1 года) диких копытных животных и бурого медведя может устанавливаться в пределах 30—50% размера платы за одно животное соответствующего вида.

В соответствии с новым Налоговым кодексом РФ с 2002 г. вводится единый налог на добычу полезных ископаемых.

Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых.

С 1 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г. налоговая база при добыче нефти определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении при ставке налога 340 руб. за 1 т. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть.

Введение единого налога на добычу полезных ископаемых, с нашей точки зрения, является «шагом назад» в платности природопользования: так, ставка налога не учитывает природно-климатические условия разработки месторождений, их местоположение и качество полезных ископаемых.

При пользовании недрами кроме указанного выше налога уплачиваются следующие платежи:

  1. разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
  2. регулярные платежи за пользование недрами;
  3. плата за геологическую информацию о недрах;
  4. сбор за участие в конкурсе (аукционе);
  5. сбор за выдачу лицензий.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 м), используемых по целевому назначению.

Ожидаемые изменения в сфере платного природопользования связаны с вводом в действия нового Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно проекту данного Кодекса существующая система платежей за природопользование отменяется, а вместо них вводятся ресурсные налоги и сборы, такие, как:

  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами;
  • лесной налог;
  • водный налог;
  • земельный налог.

Земельный налог относится к местным налогам, а остальные — к федеральным.

Федеральные налоги полностью или частично зачисляются в федеральный бюджет и являются источниками его доходов.

Нормативы распределения федеральных налогов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и (или) местными бюджетами определяются в соответствии с законом о федеральном бюджете, если иное не установлено Налоговым кодексом. Введение в действие региональных и местных налогов, внесение изменений в действующие либо прекращение действия ранее введенных налогов осуществляется на основе и в соответствии с общими принципами налогообложения в Российской Федерации, органами законодательной (представительной) власти субъектов российской Федерации и представительными органами местного самоуправления. Региональные налоги зачисляются в соответствующие региональные бюджеты и являются источниками доходов этих бюджетов. Орган государственной власти субъектов Российской Федерации, установивший региональный налог, вправе принять решение, в соответствии с которым часть поступлений от этого налога либо все такие поступления зачисляются в местные бюджеты. Местные налоги зачисляются в соответствующие местные бюджеты и являются источниками их доходов.

В связи с вводом нового Налогового кодекса размер налогов за пользование природными ресурсами практически останется на прежнем уровне и составит порядка 3,85%. Низкие уровни платежей за пользование природными ресурсами не стимулируют рациональное их использование, а также не компенсируют затраты государства, необходимых для оптимального воспроизводства охраны этих ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Ресурсные налоги и платежи в новой налоговой политике

Существующая налоговая политика в нашей стране далека от совершенства. Она носит чисто фискальный характер, не играет никакой стимулирующей роли и не способствует переходу России на устойчивый путь развития.

Намечаемые изменения в налоговой системе с вводом нового Налогового кодекса Российской Федерации не несут в себе ничего принципиально нового. По-прежнему в этой системе сохраняется благоприятная «почва» для сокрытия налогов, вывоза капитала за рубеж и других экономических преступлений.

Поступления в доходную часть бюджета от природно-ресурсных налогов, как и прежде, остаются на весьма низком уровне, несмотря на то, что природные ресурсы вносят основной вклад в доход нашего общества.

Создается впечатление, что «архитекторы» нынешних реформ утратили чувства времени и не осознают, что они вступили в XXI век — век ожесточеннейшей борьбы Человечества за свое выживание. Перед Человечеством остро встает вопрос: сможет ли оно предотвратить глобальную экологическую катастрофу и тем самым обеспечить продолжение рода Человеческого или нет? Не будет будущего ни у России, ни у любой другой страны Мира, ни у наших детей и внуков, если земная цивилизация начнет деградировать в результате неблагоприятной среды обитания и в конечном итоге прекратит свое существование.

Поэтому стратегии развития мира и отдельных стран должны адекватно реагировать на глобальный вызов Человечеству в XXI веке.

Новая налоговая политика должна быть в первую очередь направлена на стимулирование снижения загрязнения окружающей среды вредными веществами, уменьшение потребления природных ресурсов, рациональное и неистощительное их использование, а также решение других природоресурсных и экологических задач.

Для обеспечения перехода России на ноосферный путь развития налоговая система должна базироваться на следующих основополагающих принципах:

  • доход, получаемый без затрат труда и предпринимательской деятельности в результате эксплуатации лучших природных ресурсов (по качеству, местоположению, естественным и экологическим условиям производства), принадлежащий каждому гражданину России в равной степени, должен взиматься в бюджет и расходоваться на социально-экономические и другие нужды общества;
  • все то, что человек заработал своим трудом и посредством сбережений, является принадлежащей ему собственностью. Этот доход не должен облагаться налогом с целью перераспределения в пользу других;
  • возмещение физическими и юридическими лицами причиненного ими экономического ущерба в результате загрязнения окружающей среды;
  • возмещение физическими и юридическими лицами упущенной выгоды общества в результате потребления топливно- энергетических и других материальных ресурсов сверх установленных нормативов (стандартов);
  • обеспечение, гарантированного поступления и расходования финансовых средств на охрану и воспроизводство природных ресурсов с целью обеспечения неистощительного природопользования;
  • изъятие части доходов от экспорта и импорта товаров с помощью таможенных пошлин и сборов.

Новая налоговая система должна включать следующие виды налогов и пошлин:

  • природно-ресурсный рентный налог (рентные платежи);
  • плата на охрану и воспроизводство природных ресурсов;
  • экологические платежи и налоги;
  • налог на имущество;
  • налог на потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов сверх установленных нормативов (стандартов);
  • акцизы на отдельные виды товаров и услуг;
  • государственные пошлины;
  • таможенные пошлины.

Ниже рассмотрим природно-ресурсные налоги и платежи.

Рентный платеж представляет собой подлежащий изъятию в пользу общества доход, получаемый без затрат труда и предпринимательской деятельности в результате эксплуатации лучших природных ресурсов по качеству, местоположению, естественным и экологическим условиям производства.

Введение рентных платежей за пользование природными ресурсами позволит России первой в мире перейти на более совершенные социально-экономические отношения в обществе, реализуя многовековую идею философов, ученых и религиозных деятелей — неотъемлемое право каждого члена общества на природные ресурсы всей страны и на равную долю благ, получаемых от них. Это можно осуществить лишь тогда, когда люди получат возможность использовать землю и природные ресурсы в обмен на уплату обществу природной ренты.

Если каждый природопользователь будет выплачивать ренту, соответствующую местоположению и качеству природного ресурса, конкуренция на рынке станет более честной, никто не будет иметь преимуществ, если только они не получены благодаря его способностям и уму. В этом случае мы сможем перейти на систему налогообложения, при которой заработная плата и прибыль целиком останутся рабочим и капиталу. Это будет заработанный доход, на который не должно покушаться государство, поскольку появится новый источник пополнения бюджета — рентные платежи за пользование природными ресурсами. В результате этого возникнут условия, стимулирующие повышение эффективности производства и обеспечивающие справедливое распределение благ, получаемых от использования природных ресурсов.

Рентные платежи могут быть определены расчетным путем или посредством аукционных торгов на основе сумм, которые готовы платить физические или юридические лица за право пользования природными ресурсами.

Расчётным путём рентные платежи определяются как разность между прибылью, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты предлагаемых ниже налогов (платежей), и нормальной прибылью, обеспечивающей развитие данного производства в рыночных условиях хозяйствования.

На первом этапе рентные платежи должны направляться в бюджет и показываться там отдельной строкой. В дальнейшем они могут направляться в специальный Фонд природной ренты. Эти платежи должны стать основным источником роста общественного благосостояния народа. Размер рентных платежей устанавливается в договоре на пользование природными ресурсами (договорами аренды, лицензионных соглашениях, соглашениях о разделе продукции), заключаемых между природопользователем и собственником природных ресурсов.

Платежи за природные ресурсы, направляемые на их охрану и воспроизводство.

Указанные платежи вводятся с целью обеспечения неистоши- тельного использования природных ресурсов и необходимого прироста запасов полезных ископаемых. Они должны взиматься в Целевой бюджетный фонд охраны и воспроизводства природных ресурсов и использоваться строго по целевому назначению. Размер предлагаемых платежей должен быть таким, чтобы собранных средств было достаточно для:

  • полного воспроизводства возобновляемых природных ресурсов как в количественном, так и в качественном отношениях;
  • экономического воспроизводства потребительских стоимостей, заключенных в используемых (потребляемых) количествах невозобновляемых природных ресурсов;
  • создания Государственного стратегического резерва запасов полезных ископаемых;
  • решения других задач, предусмотренных федеральной целевой программой по охране и воспроизводству природных ресурсов.

Если предприятие осуществляет затраты на охрану и воспроизводство природных ресурсов, то на эту сумму уменьшаются данные платежи.

Таким образом, с помощью предлагаемой системы может быть создана замкнутая система гарантированного финансирования охраны и воспроизводства природных ресурсов.

Переход на рентные отношения в сфере природопользования требуют проведения специальных расчетов по определению предпринимательского дохода, поскольку основная доля его остается в распоряжении предприятия. Эти расчеты выполняются как для проектируемых, так и действующих предприятий.

В технико-экономической части проекта должен в обязательном порядке разрабатываться раздел «Обоснование предпринимательского дохода». Проекты подвергаются тщательной независимой экспертизе и утверждаются в зависимости от значимости проекта соответственно местными региональными или федеральными исполнительными органами власти.

Часть предпринимательского дохода отчисляется научно- исследовательским и проектным организациям в зависимости от их вклада, а также государству.

Для действующих предприятий технико-экономические расчеты по обоснованию предпринимательского дохода разрабатываются, рассматриваются и утверждаются как для проектируемых предприятий. При перестройке существующей налоговой системы нельзя допускать резкое ее изменение, так как это может парализовать всю финансовую систему нашей страны. Перестройка ее должна осуществляться путем последовательного замещения доходов бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов от налогов на прибыль, заработную плату и др. доходами от предлагаемых нами налогов.

Постепенное изменение структуры налогов должно базироваться на принципе «фискальной нейтральности», предусматривающей:

  • сохранение планируемых поступлений в доходную часть бюджета;
  • исполнение налоговых обязательств перед бюджетами всех уровней.

Что даст России переход на новую систему налогообложения?

Переход на новую систему налогообложения позволит обеспечить:

а) в области социального обеспечения граждан и формирования финансовых ресурсов страны:

  • формирование отношения граждан России к природным ресурсам своей страны как к собственному богатству,
  • превращение природной ренты в основной источник доходной части бюджета,
  • рост общественного благосостояния народа за счет природной ренты,
  • высокие материальные стимулы каждого гражданина в результате своего труда, так как все то, что он заработал своим трудом, будет его собственностью, которая не будет облагаться налогом с целью перераспределения в пользу других,
  • увеличение поступлений в государственный бюджет (за счет ликвидации основы сокрытия налогов и различных экономических преступлений),
  • прекращение «утечки» природной ренты за рубеж,
  • улучшение среды обитания;

б) в области структурной перестройки национального хозяйства и ускорения научно-технического прогресса:

  • переход от экономики сырьевого типа к инновационной,
  • техническое перевооружение национального хозяйства на базе высокоэффективных, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;

в) в конкурентной борьбе — равные экономические условия для субъектов предпринимательской деятельности.

Новая система налогообложения будет способствовать переходу России на ноосферный путь развития.

 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

купить моторное масло киев моторное масло киев интернет магазин автомасел
 
Кронштейн бамп.зад.лів. купить запчасть 6J3807377 Skoda Audi Volkswagen Seat
 
http://myhitmp3.top/mp3/atmosfear+dancing+in+outer+space
 
миксинг биткоинов