Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Экология. Конспект лекций Развитие рынка экологических товаров, работ и услуг

Развитие рынка экологических товаров, работ и услуг

Одним из стратегических направлений реализации экологических преобразований является развитие предпринимательства. Это направление было отмечено в числе основных в Программе Правительства России об углублении экономических реформ (1992). Важным звеном в обеспечении экологической безопасности и оздоровлении окружающей среды является создание экологического предпринимательства, под которым понимается деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение вреда окружающей среде и здоровью населения.

Анализ российской и зарубежной хозяйственной практики показывает, что экологические факторы оказывают все более заметное влияние на цели предпринимательской деятельности. Тем самым охрана окружающей среды рассматривается как важная экономическая задача. В Канаде, к примеру, действуют более 3500 компаний, выпускающих оборудование для охраны окружающей среды и связанные с ней услуги. В них работают более 110 тыс. человек. В Японии начиная с 1988 г. действует специальный экспертный совет по экологическому бизнесу. Данная сфера экономики включает: предприятия, обеспечивающие предотвращение загрязнения (производство оборудования, приборов и средств контроля в целях охраны окружающей среды); предприятия с природосберегающей технологией (переработка отходов, гелиоэнергетические установки, производство товаров с экологической маркировкой), а также предприятия, осуществляющие меры по благоустройству окружающей среды и информационному экобизнесу. Деятельность министерства внешней торговли и промышленности Японии, содействуя развитию природоохранной техники, способствует проведению исследований спроса на оборудование, оказывает поддержку в международной конкуренции по производству очистного оборудования.

Деятельность по охране окружающей среды способствует бизнесу и приносит прибыль — от продажи продукции, не наносящей вреда окружающей среде, до создания более чистых способов производства.

 

Взаимосвязь между охраной окружающей среды и предпринимательской деятельностью, в %

Влияние охраны окружающей среды на цели предпринимательской деятельности

Усиливает

Нейтрально

Препятствует

Развитие предпринимательства

60

34

6

Независимость предпринимателя

26

69

5

Мотивация сотрудников

72

25

3

Прекращение деятельности

16

52

32

Укрепление конкурентоспособности

52

32

16

Рост производства

46

53

1

Увеличение доли предприятия на

 

 

 

рынке

58

41

1

Увеличение оборота

44

55

1

Повышение качества продукции и

 

 

 

предложения на рынке

58

41

1

Рост прибыли

28

67

5

Ориентация на потребителя и на

 

 

 

рынок

67

36

1

Улучшение мнения общественности

87

13

0

Улучшение ситуации, связанной с

 

 

 

положением на рынке

51

47

2

 

В странах ЕС существует более 10 тыс. фирм, связанных с экологическим предпринимательством, общий объем продаж которых превышает 40 млрд евро в год. В США экологическое регулирование, затронув практически все отрасли хозяйства, дало импульс интенсивному развитию новой и весьма выгодной сферы приложения капитала. Растущий спрос на очистное оборудование привлек к его производству не только многочисленные мелкие компании, но и крупные промышленные корпорации. Наблюдается рост числа фирм, специализирующихся на консультативном обслуживании по вопросам экологии, в том числе компаний, занимающихся утилизацией отходов.

Экологически ориентированная продукция в США удерживает прочные позиции в выпуске как товаров промышленного назначения (очистная техника, контрольно-измерительное оборудование, чистые технологии и новые материалы и т. д.), так и потребительских товаров (от натуральных продуктов питания и безопасных бытовых средств до безвредных красок и т. д.). Производство такой продукции считается весьма престижным и прибыльным, причем компании тем самым создают себе рекламу и благоприятный имидж на рынке.

В настоящее время конкурентноспособность на национальных и мировом рынках определяется в том числе и экологическими параметрами выпускаемых товаров, а также затратами на охрану окружающей среды, влияющими на уровень общих издержек. Это, соответственно, влияет на цену товара, рынки сбыта, перспективы дальнейшего производства. Необходимо отметить, что в развитых странах происходит выравнивание требований экологического законодательства, что воздействует на структуру товарных потоков и направления инвестирования. По оценкам, природоохранные технологии в перспективе будут представлять одно из основных средств конкурентной борьбы.

Следует отметить, что изменение отношений собственности и широкое развитие предпринимательства в России как элемента государственной политики определяет появление субъектов предпринимательства с весьма разносторонней сферой интересов. В результате стихийной деятельности новых форм собственности может произойти увеличение нагрузки на окружающую среду, что побуждает необходимость формирования системы регулирования такой деятельности в целях защиты экологических интересов. В этом смысле процесс взаимодействия предпринимательства и охраны окружающей среды можно условно подразделить на:

  1. деятельность по обеспечению экологической безопасности предпринимательства;
  2. формирование рынка экологических товаров, работ и услуг.

Развитие предпринимательства без учета экологических требований может привести к конфликту целей. Как правило, выбирается только одна цель, другие же могут быть проигнорированы, либо деятельность по их реализации будет ослаблена. Как показывает практика, такой вариант решения конфликта экологических и экономических целей широко распространен в России, чему во многом способствует несовершенство природоохранного законодательства, заниженная цена ресурсов и т.д.

Экологические и экономические интересы не только конфликтны, но и множественны. При достижении субъектом хозяйственной деятельности одной цели эффективность по отношению к другой может понижаться, например, вследствие ограниченности ресурсов. Так, возрастание объема продаж без внедрения ресурсосберегающих технологий требует увеличения потребления ресурсов и влечет рост выбросов загрязняющих веществ. В свою очередь, внедрение новых ресурсосберегающих технологий, строительство очистных сооружений связано с увеличением затрат и снижением прибыли.

Очевидно, что односторонняя направленность предпринимательства на финансовые результаты без должного обеспечения его экологической безопасности не может обеспечить ему устойчивое Развитие, особенно в свете требований законов РФ «Об охране окружающей природной среды», «О защите прав потребителей», а также Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. В этих условиях приоритетной задачей является интенсивное формирование предприятий экологической ориентации, нацеленных на развитие экологической инфраструктуры, стимулирование их деятельности, а также создание условий для привлечения негосударственных инвестиций в сферу экологического бизнеса.

Среди факторов, влияющих на развитие экологического предпринимательства, мотивирующих принятие решений о характере и формах учета экологических требований в хозяйственной деятельности, следует выделить форму собственности, целевые ориентиры, например, объем продаж, рост прибыли, увеличение доли фирмы на рынке, а также факторы, связанные с уровнем информированности руководителей и менеджеров, их экологической культурой. Развитие экологического предпринимательства, использующего потенциал малого и среднего бизнеса, представляет собой эффективный путь стабилизации экологической ситуации, не требующей дополнительных бюджетных ассигнований.

Экологическое предпринимательство в России реально начало формироваться в конце 80-х годов под влиянием движения «зеленых», а также в связи с необходимостью ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Эта тенденция получила свое дальнейшее развитие в связи с началом внедрения рыночных отношений. Разрушение административно-командной системы в экономике привело к тому, что разработка, финансирование, материально-техническое обеспечение и реализация природоохранных мероприятий перешли на уровень предприятия, что также создавало благоприятные условия для развития экобизнеса. Уже в 1991 г. имелось свыше 17 тыс. субъектов экологического предпринимательства, при этом 40% их числа занимались предоставлением различных посреднических услуг, связанных с реализацией природных ресурсов. В начале 1992 г. функционировал 921 кооператив по заготовке и переработке вторичного сырья, где были заняты 28 тыс. работающих. Рынок экологических работ и услуг обеспечивался коммерческими банками, в том числе Поволжским банком охраны окружающей среды («Экобанк-Волга»), «Экопромбанком» (г. Пермь), созданным в 1994 г., акционерным национальным банком охраны окружающей среды («Эконацбанк»); функционируют совместные предприятия, а также специализированные биржи.

Возможными направлениями экологического предпринимательства являются разработка экологических процессов, энерго- и ресурсосберегающих технологий, экологически безопасного оборудования и материалов, контрольно-измерительных приборов и внедрение их в производство, подъем и переработка затонувшей древесины, переработка вторичного сырья, использование отходов и др. В настоящее время в России более 90% прибыли в народном хозяйстве создается за счет природно-ресурсных отраслей. С одной стороны, это свидетельствует о необходимости совершенствования структуры экономики, с другой — открывает возможности для развития экологического предпринимательства.

Очевидно, что в условиях перехода к рыночным отношениям невозможно обеспечить эффективное управление природопользованием без развития рынка экологических услуг, ведущего к созданию экологической инфраструктуры. В этой сфере уже сложилось несколько самостоятельных направлений, главными из которых являются: производство экологической техники, приборов для контроля состояния окружающей среды, создание средощадящей и ресурсосберегающей техники и технологий, расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство, экологическое образование и воспитание, а также выполнение экологических услуг.

В создании экологической инфраструктуры можно выделить следующие иерархические уровни: предприятие, регион, государство и международный уровень. Так, уровень предприятия включает в себя специализированные подразделения (службы) по воспроизводству и охране окружающей среды. Региональный уровень включает специализированные предприятия и службы экологического профиля в регионе (городе, ЭЭС). Государственный уровень представляет объединения и службы для решения межрегиональных (общегосударственных) экологических проблем. В свою очередь международный уровень охватывает организационно-экономические структуры соответственно для решения межгосударственных (глобальных) экологических проблем.

Функции по развитию экологической инфраструктуры, выполняемые на уровне предприятия, должны быть существенным образом расширены в соответствии с классификацией экологических работ и услуг. Предприятия и организации, входящие в экологическую инфраструктуру, по функциональной ориентации и характеру организации работ можно подразделить на следующие типы:•

  • выполняющие работы по изучению состояния природно-ресурсного потенциала и окружающей среды (сбор и обработка информации, разработка экологических ограничений и регламентации по природопользованию, анализ и прогноз деятельности природопользователей, осуществление экологического мониторинга и др.) В основном эти организации формируются по ресурсооб- разующим системам (водные, лесные ресурсы и т. д.) и функционируют в значительной мере по заказам государственных органов управления;
  • оказывающие экологические услуги субъектам хозяйственной деятельности (экологическия инвентаризация, разработка проектов норм ПДВ и ПДС для предприятий, экспертно-консультационые фирмы). Наиболее активное развитие деятельности по экологическому нормированию началось после введения платы за загрязнение окружающей среды. Механизм такой платы, как известно, предусматривает санкции к предприятиям, не имеющим инвентаризаций выбросов. К примеру, в результате введения платного природопользования резко возросла потребность в инвентаризации и разработке проектов норм ПДВ и ПДС, что стимулировало в свою очередь развитие проектных организаций данного профиля;
  • осуществляющие рекультивацию и воспроизводство природной среды (рекультивация земель, лесовосстановление, подъем затонувшей древесины, деятельность по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду, например, в результате утилизации, переработки и захоронения отходов, благоустройства и озеленения территории и т. д.);
  • по производству природоохранной, ресурсосберегающей техники и технологии, природосберегающей продукции;
  • обеспечивающие функционирование самой экологической инфраструктуры (ремонт и обслуживание природоохранной техники и технологии, подготовка и переподготовка кадров, предоставление информационных услуг и др.).

Приведенная классификация весьма условна, так как процесс формирования и развития экологической инфраструктуры в условиях рынка очень динамичен и чувствителен к конъюктуре. Экологические услуги связаны с реализацией многообразных природоохранных функций, созданием материально-технических условий для осуществления природоохранной деятельности, формированием финансовых и кадровых структур.

Структура экологического рынка России еще не развита и из всего количества предприятий малого и среднего бизнеса лишь 15% включили осуществление экологических функций в свои уставные документы. Для сравнения отметим, что в Германии 85% предпринимателей в своей деятельности учитывают экологические аспекты. Анализ мирового экологического рынка показывает, что в объеме внешней торговли развитых стран доля экологического сектора составляет от 1 до 4%, причем темпы роста продаж природоохранных технологий и оборудования достигают 10 и более процентов в год.

Развитие экологически ориентированного бизнеса в России в предыдущие годы осуществлялось без должной координации, отсутствовал эффективный механизм поддержки и стимулирования такой деятельности. Становится очевидным, что для достижения баланса между интересами предпринимательства и обеспечения благоприятного качества окружающей среды необходимо создание гибкого и эффективного механизма взаимодействия природоохранных и рыночных структур, занятых в сфере экологии, а также механизма стимулирования и поддержки экологического бизнеса.

Речь идет о формировании в России экологически ориентированной отрасли экономики — экоиндустрии, что позволит перейти к ресурсосберегающему типу общественного воспроизводства.

Вопросы для обсуждения

  1. Дайте характеристику действующей системы государственного регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды.
  2. Покажите основные направления совершенствования государственной экологической политики в свете Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. и Экологической доктрины Российской Федерации.
  3. В чем сущность и содержание экологизации экономики в современных условиях хозяйствования?
  4. Расскажите о формировании системы государственных органов управления в области природопользования и охраны окружающей среды в России и за рубежом.
  5. Назовите задачи и функции государственных органов управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  6. Дайте характеристику полномочий органов государственной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, на различных уровнях управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и др.
  7. Расскажите о роли общественных движений «зеленых» в защиту окружающей среды. Какие права и обязанности имеют граждане в области охраны окружающей среды?
  8. Что представляет собой система экологического нормирования, в чем ее сущность? Дайте характеристику основным нормативам допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
  9. Раскройте сущность и содержание государственной экологической экспертизы.
  10. Дайте характеристику процедуры оценки воздействия на окружающую среду.
  11. Расскажите о применении экологического аудита в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В чем сущность этого инструмента экологической политики, в чем его общность и различия с другими инструментами регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды?
  12. Дайте характеристику лицензирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
  13. В чем сущность системы экологической сертификации? Какова ее роль в обеспечении экологической безопасности производства и устойчивого развития?
  14. Что такое рынок экологических товаров, работ и услуг? Каковы задачи экологического предпринимательства?
 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

g 004 000 m2 vag g 004 000 m2 характеристики
 
Профіль бамп.зад.прав. купить запчасть 6J3807394 Skoda Audi Volkswagen Seat
 
btc fog
 
myfreemp3.click