Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Экологический аудит

Важным направлением реализации Государственной стратегии устойчивого развития России, направленной на сбалансированное решение социально-экономических задач на перспективу и сохранение благоприятного качества окружающей среды, является применение экологического аудита как инструмента обеспечения благоприятного экологического климата. Данное обстоятельство связано с необходимостью интеграции России в систему мировой экономики и международной экологической безопасности, а также с усилением требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Анализ мирового опыта свидетельствует о широком практическом применении государствами с разной степенью экономических отношений процедуры экологического аудита в качестве средства получения и оценки экологической информации о предприятии или ином хозяйственном объекте с целью выработки необходимых корректирующих мер и принятия решений на различных уровнях управления!

Развитие системы экологического аудита

Причины возникновения экологического аудита. Развитие и распространение процедуры экологического аудита как в России, так и за рубежом обусловлено главным образом ужесточением экологического законодательства, унификацией требований и стандартов в области торговли, кредитной и финансовой политики в связи с созданием единого экологического пространства.

Экологический аудит, изначально введенный в экономически развитых государствах в 70-е годы как средство защиты интересов предпринимательских структур, был направлен на снижение уровня риска для окружающей среды и здоровья населения. С середины 80-х годов Международная торговая палата рассматривает экологический аудит в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной практикой и оценкой соответствия стратегии деятельности компаний нормам экологического права. С начала 90-х годов многие коммерческие банки стали использовать экологический аудит в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков и банкротства в связи с деятельностью в области охраны окружающей среды. К примеру, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития используют экологический аудит для оценки деятельности финансируемых ими компаний и структур. Так, одним из условий соглашения Российской Федерации с Межународным банком реконструкции и развития о предоставлении второго угольного займа является проведение экологического аудита ряда закрывающихся шахт (подземная шахта «Промышленная», Воркутауголь в Республике Коми, подземная шахта «Донецкая», Гуковуголь, а также разрез «Реттиховский», Приморскуголь на Дальнем Востоке. Решение этих банков о выделении инвестиций принимается с учетом соблюдения требований экологического аудита и мероприятий в области охраны окружающей среды.

В ряде стран начиная с 90-х годов приняты национальные стандарты в этой области. Если за рубежом Система экологического менеджмента и экологического аудита (EMAS) начиная с 1993 г. стала реальным инструментом экологической политики, то в России работа в данном направлении находится в стадии активного развития.

Следует отметить, что на Украине данная процедура нашла применение на предприятиях сахарной промышленности в целях оздоровления бассейна реки Днепр. В Белоруссии экологический аудит как инструмент политики в области охраны окружающей среды используется для оценки экологически опасных объектов. В Казахстане возможности развития экологического аудита открываются в сфере разработки минеральных ресурсов и обоснования инвестиционных проектов по их использованию.

Широкое внедрение экологического менеджмента и экологического аудита обусловлено двумя основными причинами:

  • экологические показатели становятся все более весомым фактором конкурентной борьбы;
  • усиливаются экономические и административные санкции за нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и экологических стандартов.

Развивающиеся в России процессы перехода к рыночным экономическим отношениям, а также заинтересованность в финансировании разнообразных проектов иностранными инвесторами, требует применения общепринятых в мировой практике экологических процедур.

Аудит, как элемент обеспечения прав собственности, чрезвычайно важен для экономики, так как позволяет уменьшить информационный и коммерческий риск, связанный с принятием управленческих решений с целью выработки рекомендаций по эффективному использованию ресурсов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Применение экологического аудита. Применение экологического аудита как инструмента обеспечения благоприятного экологического климата является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства природных ресурсов России. Отметим, что в связи с актуальностью и большой практической востребованностью данного инструмента политики в области обеспечения устойчивого развития в декабре 2001 г. в структуре Министерства создан отдел по экологическом аудиту.

В Экологической доктрине Российской Федерации (2002), подготовленной ко Всемирному саммиту «Рио + 10» (Йоханнесбург, 2002 г.), в качестве одного из важных направлений экономических и финансовых механизмов обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды отмечается необходимость содействия развитию экологического аудита действующих предприятий. В новой редакции Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» экологический аудит получил свое правовое обеспечение.

В целом сложилась система учета природоохранной деятельности организации, которая охватывает следующие основные составляющие:

  1. Учет природоохранных расходов предприятия.
  2. Учет экологических обязательств.
  3. Отчетность о природоохранной деятельности.
  4. Аудит информации о природоохранной деятельности организации.

В России развитие национальной системы экологического аудита и экологического менеджмента прошло несколько этапов. Первые попытки по применению процедуры экоаудита на основе анализа ^рубежного опыта были предприняты в 1992 г. постановлением Правительства России от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» экологический аудит отнесен к видам деятельности, осуществляемым по лицензии природоохранных органов. В настоящее время происходит включение экологического аудита во все процедуры принимаемых решений и принимаемые документы.

Система экологического аудита в стране развивается по следующим направлениям:

  1. как один из видов деятельности на рынке работ и услуг природоохранного назначения, подлежащий лицензированию и который проводится в целях повышения эффективности процедур экологических оценок, экологического контроля и практики разрешений для различных видов деятельности, способных оказать потенциально негативное воздействие на состояние окружающей среды. Данное направление получило новый импульс развития в соответствии с принятием в 1998 г. «Основных положений экологического аудирования в Российской Федерации»;
  2. как аудит природопользования он получил развитие пока в сфере недропользования, связанного со спецификой горного производства, опасностью жизнедеятельности как на уровне ландшафтов, так и в подземных условиях. «Основные положения аудита недропользования» утверждены в Министерстве природных ресурсов РФ в 1998 г. Очевидно, что в перспективе система аудит охватит и другие сферы природопользования (водохозяйственную деятельность — водохозяйственный аудит, лесное хозяйство — аудит системы устойчивого управления лесами, рекреационную деятельность и др.).

Представляется, что третьим направлением аудита как инструмента экологической политики является экологический аудит территории, города, муниципальных образований (округ, район). К сожалению, данное направление применения экоаудита в России разработано в наименьшей мере, хотя многие проблемы социально- экономической и экологической несбалансированности зарождаются именно на региональном и местном уровне.

Широкая перспектива перед экологическим аудитом открывается в сфере экологического страхования, при смене собственника, для предотвращения возникновения острых экологических проблем, в том числе на особо опасных производственных объектах. К последним, кстати, относятся и различные газокомпрессорные станции, нефтеперерабатывающие заводы, трубо- и газопроводы, автозаправочные станции и т. д.

Экологический аудит может выступать существенным дополнением к экологической экспертизе и государственному экологическому контролю.

Основные положения экоаудита используются в России для экологического обоснования инвестиционных проектов и проведения эколо- -гической санации предприятий, внедрения экологического страхования. Так, в Нижнем Новгороде процедура экологического аудита применяется начиная с 1998 г. в соответствии с Законом Нижегородской области «О6 экологической безопасности» (1996) и «Об экологическом страховании в Нижегородской области» (1996). При этом аудиторское заключение является важным средством обоснования инвестиций, прежде всего с учетом требований экологической безопасности.

Одновременно аудиторская оценка эффективности инвестиционных проектов используется при подготовке декларации об экологической безопасности промышленных и других объектов.

По сложившейся практике в инвестиционном процессе больше задействована государственная экологическая экспертиза. Такой порядок, в частности, определен Федеральным законом РФ «Об экологической экспертизе». Но ее функции ограничены законодательными положениями в границах выводов, которые определяют, устанавливают или оценивают отклонения от требований и норм экологического права. Это, в основном, функции разрешения на реализацию инвестиционных программ, проектов и хозяйственных решений.

Другие функции связаны с процедурой экологического аудита. Они являются не только оценочными, но и рекомендательными. То есть, экоаудит не только представляет выводы о возможных негативных воздействиях на окружающую среду, состояние экологической безопасности, но и оценивает степень риска, представляет квалифицированные рекомендации относительно мероприятий, которые необходимо учитывать при проектировании или строительстве, оценивает их стоимость.

Следует учитывать, что до 1998 г. процедура экологического аудита в России выполнялась в основном зарубежными экоаудиторскими фирмами или их представительствами. В настоящее время Россия переживает новую фазу развития экоаудита. Это определяется в значительной мере потребностями практики. Так, ряд российских предприятий, имеющих выход на международные рынки, вынуждены проводить международную согласованную процедуру экологического аудита и получать соответствующий сертификат по экологической безопасности производства и продукции. То есть, если предприятие соответствует требованиям ISO 14000 — обеспечивается конкурентоспособность ее продукции на мировом рынке.

Среди таких предприятий можно назвать нижегородский завод «РУМО» по производству дизельных моторов, Рыбинский моторостроительный завод (Ярославская область), Красноярский алюминиевый завод, АО «Нижегородский авиастроительный завод "Сокол"», Московское авиационное производственное объединение «МАПО») и ряд других машиностроительных предприятий.

Примеры применения экоаудита. Значительную активность применению процедуры экологического аудита и внедрения отраслевой системы экологического менеджмента проявляют предприятия нефтегазовой отрасли: ОАО «Газпром», Лукойл, ОАО «НК «Юкос» «Сибур» и другие, где создаются отраслевые системы экологического управления на базе международных стандартов ISO 14000.

В 1997 г. принята Программа развития экологического аудита в России, которая включает создание соответствующих правовых, нормативных и методических документов, переход на международные стандарты в сфере экологического аудита, создание системы обучения и подготовки экоаудиторов, проведение научно-исследовательских работ и др.

Можно сказать, что отдельные попытки введения экологического аудита в России предпринимались в начале 90-х годов, но активное развитие этот инструмент получил начиная с 1998 г. после создания системы подготовки и аттестации экоаудиторов.

По состоянию на март 2002 г. около 700 российских специалистов и экспертов, имеющих соответствующий опыт работы и квалификацию, прошли обучение и получили сертификаты эксперта-аудитора Министерства природных ресурсов России. К примеру, в Московском регионе имеется более 140 подготовленных экологов- аудиторов, в Санкт-Петербурге — более 60, в Екатеринбурге — 30. По оценкам, потребность в экоаудиторах для России составляет не менее 3000 человек.

В настоящее время имеется более 120 российских фирм, имеющих федеральную лицензию на вид деятельности «Экологический аудит». Ведется реестр экологов-аудиторов Российской Федерации, реестр фирм, имеющих лицензию на вид деятельности «Экологический аудит», а также реестр предприятий, организаций и учреждений, которые провели экологический аудит и присоединились к системе экологического управления в России. Данная работа может осуществляться в сотрудничестве Министерства природных ресурсов России, Торгово- промышленной палаты России и Госстандарта России.

Нормативно-методической базой для развития данного вида предпринимательской деятельности являются международные стандарты ISO 14000. Так, в 1998 г. Госстандартом России приняты следующие документы по формированию системы экологического аудита: ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей средой. Требования к руководству по применению», ГОСТ Р ИСО 14004-98 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционировании», ГОСТ Р ИСО 14010-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы», ГОСТ Р ИСО 14011-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту

Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой», ГОСТ Р ИСО 14012-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии».

В дальнейшем в России были приняты и другие стандарты серии ISO 14000, которые являются основой регулирования вопросов экоаудиторской деятельности, экологической сертификации, управления окружающей средой и т.д.:

ГОСТ Р ИСО 14020-99 «Экологические этикетки и декларации. Основные принципы», ГОСТ Р ИСО 14021-2000 «Экологические этикетки и декларации. Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка)», ГОСТ Р ИСО Р 14031-2001 «Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования», ГОСТ Р ИСО 14040-99 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура», ГОСТ Р 14041-2000 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ», ГОСТ Р ИСО 14050-2000. Управление окружающей средой. Словарь».

Использование потенциала России в области экологического аудита направлено на развитие рыночной экономики. Развитие системы экологического менеджмента и экологического аудита в России предполагает активное международное сотрудничество.

В настоящее время в России наблюдается нарастающий процесс внедрения системы экологического управления и экологического аудита в деятельности нефтегазовой отрасли промышленности. Эта работа получила широкое применение на территориях, где сосредоточена деятельность по разведке и добыче нефти и природного газа.

Так, к примеру, один из первых экологических аудитов в Республике Коми был проведен в 1995 г. на предприятии «Севергазпром» — дочернем предприятии ОАО «Газпром». Эта работа была направлена на обеспечение экологической безопасности производства и оценку соответствия деятельности предприятия действующим экологическим требованиям. В частности, осуществлялась проверка соблюдения экологических требований вдоль трассовых проездов (земельных участков) различных ниток газопроводов, проходящих по территории Республики Коми.

Если на «Севергазпроме» экологический аудит носил обязательных характер, то нефтедобывающее предприятие ЗАО «Байтек-Силур» одно из первых в республике выступило с инициативой проведения добровольного экологического аудита своей деятельности.

Такой экологический аудит проводился по полной программе, которая включала:

  • анализ проектной, технико-экономической и экологической документации о воздействии предприятия на компоненты природной среды (поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, почвы, биота);
  • натурные обследования территории деятельности предприятия;
  • инструментальное (с помощью специальных приборов) обследование состояния окружающей среды;
  • оценку экологического состояния территории местоположения по результатам анализа информации и натурного обследования;
  • установление соответствия объектов хозяйственной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости их дальнейшей эксплуатации.

В ходе экоаудита, который проводила российская фирма «Экосервис», было выявлено, что предприятие располагает необходимой базой и условиями для обеспечения необходимого уровня экологической безопасности объекта.

Кроме названных предприятий в данном регионе экологический аудит проведен на таких предприятиях, как ЗАО «Граннефть», ЗАО «Нефтедорстрой», ОАО «Лукойл-Коминефтепродукт» и др.

ОАО «Газпром» одним из первых предприятий данного профиля приступил к программе внедрения принципов экологического управления и международных стандартов ИСО 14000 в деятельности своих предприятий. С этой целью в 2000 г. были проведены экологические аудиты Компрессорной станции «Торжокская» ООО «Лентрансгаз», г. Торжок. Основанием для проведения данной работы стала Концепция системы управления охраны окружающей среды на объектах ОАО «Газпром» в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14000, М., 2000.

Кроме того, проведен экологический аудит филиала «Астраханьбургаз» — дочернего общества с ограниченной ответственностью ОАО «Газпром».

В настоящее время идет разработка системы экологического управления на ОАО «Волгатрансгаз» в Нижегородской области. В качестве положительного момента отметим, что ОАО «Газпром» подготовило для своей системы более 60 экологов-аудиторов, которые занимаются подготовкой предприятий отрасли к переходу на принципы экологического управления. Результаты внедрения экологического аудита на отдельных предприятиях Общества находят отражение в Корпоративных отчетах о деятельности ОАО «Газпром». Активную позицию по внедрению процедуры экоаудита как инструмента обеспечения устойчивого развития занимают компании «Лукойл», «Юкос» и др.

Следует отметить, что Торгово-промышленная палата России совместно с МПР России начиная с 1998 г. проводят конкурс Лучшее предприятие года» в номинации «За эффективную политику в области охраны окружающей среды». Одним из условий участия в конкурсе является проведение процедуры экологического аудита, внедрение систем экологического менеджента и экологического страхования. В числе призеров конкурса в 2000 г. были предприятия «Лукойл» и ОАО «Газпром», «Астраханьбургаз», которые внедрили на своих предприятиях принципы экологического управления.

Необходимо отметить, что сертификацию систем экологического управления предприятий на соответствие стандартам ИСО 14000 в настоящее время в России осуществляют компании DQS (Германия), TUF (Германия) и Veritas (Франция).

Цели и задачи экологического аудита

Эффекты и выгоды экологического менеджмента и экологического аудита. Проведение процедуры экоаудита позволяет:

  • оптимизировать финансовые затраты предприятия с учетом экологических факторов;
  • предупредить случаи возникновения ущерба, связанного с загрязнением окружающей среды и нерациональным природопользованием;
  • улучшить взаимоотношения с природоохранными органами и населением;
  • добиться определенных финансовых льгот, субсидий, корректировки платежей за природопользование с учетом реального вклада предприятий-природопользователей в оздоровление окружающей среды;
  • перейти на международно-признанные стандарты и процедуры экологического управления, что связано с интеграцией российских предприятий в систему мировой экономики и международной экологической безопасности.

Развитие методологии экологического аудита, разработка и реализация конкретных аудиторских программ, дальнейшее использование полученных результатов может существенным образом повлиять на изменение экологической ситуации в стране, в первую очередь на уровне отдельных промышленных предприятий, производственных комплексов и территорий. В частности, это будет способствовать:

  1. разработке основы для последовательного повышения эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов и уменьшения отрицательного воздействия производства на окружающую среду, главным образом за счет уже имеющихся методов и средств, не требующих значительных дополнительных затрат;
  2. обоснованию необходимости и возможности концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связанных с инвестициями в экономику;
  3. предотвращению развития острых локальных экологических проблем и чрезвычайных ситуаций, разработке рекомендаций по их своевременному разрешению;
  4. созданию информационной основы для повышения эффективности других видов экологической деятельности: экологического контроля и мониторинга, экологической экспертизы и экологического страхования, экологической сертификации;
  5. повышению достоверности экологической информации;
  6. оценке эффективности существующих инструментов экономического регулирования и управления в области охраны окружающей среды и др.

Экоаудит представляет собой независимую, комплексную, документированную проверку и оценку соблюдения субъектом хозяйственной деятельности требований в области охраны окружающей среды и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Типы и задачи экологического аудита

В настоящее время существует несколько типов экоаудита, отличающихся кругом рассматриваемых проблем и целями.

Аудит соблюдения стандартов. Он осуществляется посредством сопоставления показателей качества окружающей среды с одной стороны и положений национальных и международных стандартов. Цель такого сопоставления — определение необходимых мер, направленных на приведение экологических характеристик данного предприятия в соответствие со стандартом качества окружающей среды.

Аудит ответственности. В результате такого аудита определяется риск ответственности за ущерб, причиненный окружающей среде.

Аудит при экологическом страховании. Он производится при подготовке договоров страхования, разработке планов превентивных мер по снижению экологических рисков, при оценке ущерба, при наступлении страхового случая, при рассмотрении исков к предприятиям по поводу загрязнения окружающей среды.

Аудит в системе экологической сертификации. Производится с целью опенки соответствия объектов сертификации установленным экологическим требованиям (стандартам, нормативам).

Аудит территории. Производится с целью оценки экологического состояния территории.

Аудит при подготовке соглашений о разделе продукции. Производится с целью более полного изучения с экологической точки зрения предполагаемых объектов инвестирования, включая исследование почв, ресурсов растительного и животного мира. В задачу аудита входит также оценка ранее нанесенного экологического ущерба, стоимости восстановления нарушенных объектов окружающей среды, затрат на ликвидацию сверхнормативных негативных воздействий на окружающую среду.

Могут быть и другие виды экологического аудита. При этом в качестве объекта экологического аудита могут выступать предприятия и сооружения, оказывающие воздействие на окружающую среду, проекты планов или программ строительства, реконструкции, расширения, консервации и ликвидации хозяйственных объектов, а также проекты освоения территории.

К основным задачам в области экологического аудита с учетом международной практики можно отнести:

  • получение достоверной информации о деятельности субъектов хозяйствования в области природопользования и охраны окружающей среды, повышение их конкурентоспособности на мировом рынке за счет внедрения экологически чистых технологий и экологической маркировки продукции;
  • содействие субъектам хозяйственной деятельности в самостоятельном регулировании своей экологической политики, формирование приоритетов по осуществлению предупредительных мер, направленных на выполнение экологических требований, норм и правил;
  • снижение финансового риска субъектов хозяйственной деятельности, страховых и финансово-кредитных организаций;
  • создание инструмента реализации основных направлений регулирования природопользования;
  • интеграцию деятельности в области окружающей среды с другими сферами деятельности, ведение «экологического» счетоводства;
  • учет и применение общепризнанных международных принципов, методов и процедур;
  • подготовку и привлечение компетентных специалистов по экологическому бухгалтерскому учету и аудиту.

Основными принципами проведения экологического аудита являются независимость и объективность аудита, профессионализм и компетентность, конфиденциальность информации, полученной при его проведении, ответственность аудита за аудиторский отчет и аудиторское заключение, а также поддержка программы экологического аудита руководством или собственником аудируемого объекта и принятие обязательных мер по устранению выявленных недостатков.

Виды экологического аудита

Согласно принятой в настоящее время процедуре, экологический аудит можно подразделить по видам на обязательный и инициативный.

Обязательный экологический аудит проводится:

  • при реализации международных обязательств в области охраны окружающей среды;
  • по поручению государственных органов, в том числе для обоснования экологической санации предприятий;
  • для учета экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
  • при реализации процедуры банкротства экономических субъектов;
  • при проведении обязательного экологического страхования;
  • при подготовке и обосновании инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования и т. д.

Этот вид экологического аудирования может осуществляться по решению государственной экологической экспертизы, а также в процессе процедуры оценки воздействия на окружающую среду. В свою очередь, инициативный аудит проводится по решению руководителей экономического субъекта или других лиц, принимающих решения.

С другой стороны, экологический аудит можно подразделить на внутренний и внешний. Внутренний экологический аудит носит добровольный характер и проводится по инициативе самого предприятия. Внешний же аудит проводится, как правило, на обязательной основе.

Потребность в экологическом аудите в России и отдельных ее регионах обусловлена несколькими важными факторами:

  • необходимостью усиления государственного регулирования природоохранной деятельности в условиях ограниченности возможностей бюджетного финансирования, включая обоснование решений в сфере приватизации, реструктуризации предприятий, закрытия и выноса экологически вредных объектов;
  • обоснование решений по привлечению зарубежных инвестиций и др.

Кроме того, вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) невозможно без признания действующих правил, процедур и требований, среди которых экологический аудит является узаконенным инструментом управления.

Экологический аудит банков. Следует отметить, что одним из новых направлений развития экологического аудита за рубежом является внедрение данной процедуры в непромышленном секторе экономики, а также в деятельности банков. В последние годы экологический аудит находит все большее применение в банковском секторе экономики как инструмент управления состоянием окружаюшей среды с использованием для этого оценки прошлой и текущей природоохранной деятельности компаний и структур клиентов. В ряде исследований последнего времени предпринимается попытка распространить процедуру экологического аудита в России также на деятельность банковских учреждений.

В рамках созданной системы экологического менеджмента банк Credit Suisse составляет экологический баланс, а также публикует ежегодные экологические доклады. Информация о получении банком экологического сертификата ISO серии 14001 доводилась до общественности через сеть Интернет и с помощью публикаций в прессе. Данный банк в первую очередь проявляет заинтересованность в работе с теми фирмами, которые имеют указанный сертификат. Например, если два предприятия нуждаются в кредите и одно из них имеет сертификат ISO серии 14001, то безусловно предпочтение будет отдано тому, которое имеет экосертификат. Вместе с тем, по мнению зарубежных банков, экологическое давление в данной области экономики является еще не столь высоким, как в области управления качеством продукции.

В условиях реструктуризации банковской системы России и возникновения новых финансовых институтов за счет консолидации капитала важно, чтобы экологическая составляющая нашла свое отражение в деятельности банков. Развитие российской банковской системы и усиление процесса межбанковской конкуренции предполагает проведение независимых оценок для формирования рейтинга и имиджа банков. Задачу закрепиться на рынке, найти свою «нишу» решают, практически, все коммерческие банки, включая те, чьи стартовые условия отличались существенным преимуществом (были образованы на базе бывших госбанковских структур). Наравне с ними активно наращивают капитал банки «новой волны», по-новому строящие свои отношения с клиентами, а также стратегию поведения на рынке.

Традиционно такие оценки основываются на анализе финансовой деятельности с учетом таких показателей, как размер собственных средств, ликвидные активы, доля заемных средств, объем выданных банком кредитов, вложения в ценные бумаги, выпущенные банком долговые обязательства и др. Однако в последнее время на процесс формирования рейтинга и особенно имиджа банка все большее влияние оказывают не только финансовые, но и экологические факторы. Поэтому представляется целесообразным для объективной оценки рейтинга банка с учетом его деятельности в области охраны окружающей среды введение в качестве оценочного показателя «доли средств, направленных на экологические цели», а при выдаче кредита нормативы ликвидности рассчитывать с учетом экологических обязательств клиента перед банком.

С учетом общественного мнения о деятельности банков по охране окружающей среды, на наш взгляд, целесообразно применять «интегрированный индекс надежности», который учитывал бы степень поддержки банком экологических программ и проводимых мероприятий. На имидж банка также существенно влияют его спонсорское участие в оздоровлении окружающей среды, проведение экологических лотерей, средства от которых направляются на сохранение редких видов животных, финансовая поддержка общественных движений «зеленых» и др.

Анализ рыночных возможностей определяет направления диверсификации банковского обслуживания и создание новых видов экологических услуг банка. Речь идет о гибком использовании широкого спектра номенклатуры банковского продукта в области финансирования экологического бизнеса. На сегодняшний день конкурентоспособность банков выдвигает новые требования к квалификации специалистов, которые должны уметь практически применять экологический менеджмент и экологический маркетинг. Если совершенствование банковского менеджмента имеет целью увеличение объема оказываемых услуг клиенту, то ориентация на оказание качественно новых услуг по поддержке экологических проектов может привести к росту объема банковских услуг.

Решение данной задачи связано с созданием в банках специальных служб по экологическому маркетингу, которые способствуют выявлению и отбору предприятий и фирм, представляющих для банка интерес на экологическом рынке банковского обслуживания. Могут разрабатываться конкретные инвестиционные проекты экологической направленности, способные заинтересовать эти фирмы, например лизинговые и венчурные, в долевом участии банка. В этих условиях необходимы дополнительные исследования по разработке методологии оценки деятельности банков, в том числе по оздоровлению окружающей среды, которые могут использовать опыт банков Германии, Швейцарии, Австрии и других стран. При этом приоритетное значение должно отдаваться оценке возможностей использования процедуры экоаудита для формирования банковской системы России в условиях ее интеграции в мировую экономику и систему международной экологической безопасности.

 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

Замок капота купить запчасть 6J0823509C Skoda Audi Volkswagen Seat
 
http://myhitmp3.top/mp3/atliens
 
bitcoin mixer