Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Экология. Конспект лекций Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду

Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду

На примере Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, строительства каскадов ГЭС на Волге и других реках, народнохозяйственных объектов, которые вводились в строй без учета и оценки необходимых природоохранных требований, сегодня можно видеть — какие последствия (экономические, социальные, экологические) влечет за собой непродуманное вмешательство человека в природу.

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 32, 33), оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Проведение экологической экспертизы

Система экспертизы. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.

Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

Первые шаги по проведению экологической экспертизы хозяйственных решений в России были сделаны в системе Госплана СССР. С образованием Госкомприроды СССР (1988), экспертными подразделениями ее территориальных органов стала проводиться государственная экологическая экспертиза (при наличии экспертных подразделений в других ведомствах).

Государственная экологическая экспертиза осуществляется специально уполномоченным на это ведомством Российской Федерации и его органами в республиках, краях, автономных образованиях, областях и городах. В качестве такого органа сейчас выступает Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России). Управление государственной экологической экспертизы данного ведомства осуществляет координацию и методическое руководство по организации и осуществлению хозяйственных проектов и различного вида нормативных и других материалов, имеющих федеральное значение. В отдельных случаях она проводит экспертизу по сложным и спорным объектам регионального значения.

Принципы экологической экспертизы. Экологическая экспертиза проводится с целью установления соответствия хозяйственной или иной деятельности экологической безопасности общества. Она основывается на принципах:

  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  • комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  • обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • достоверности и полноты информации, представленной на экологическую экспертизу;
  • независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
    • научной обоснованности и законности заключений экологической экспертизы;
    • гласности, участия общественных организаций/объединений, учета общественного мнения;
    • ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертными комиссиями, образованными МПР России и ее территориальными органами. Для проведения экологической экспертизы могут привлекаться на договорной основе учреждения и организации, а также отдельные эксперты. Итоговым документом работы экспертной комиссии является заключение государственной экологической экспертизы, в котором дается оценка рассматриваемой деятельности с точки зрения экологической безопасности и делается обоснованный вывод о возможности ее реализации. В случае вынесения отрицательного заключения объект экспертизы может быть доработан в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и представлен на повторную экспертизу. На повторную экспертизу могут направляться также материалы по решению судебных органов и при изменении условий природопользования.

Заключение государственной экологической экспертизы является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, которым оно адресовано. Заключение может быть обжаловано только в судебном порядке, а также в арбитражном суде. Контроль за выполнением рекомендаций, изложенных в заключении государственной экологической экспертизы, осуществляется органами текущего экологического контроля.

Организация экспертизы. Государственной экологической экспертизе подлежат все плановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Российской Федерации, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также ряд других документов. Кроме государственной существует общественная экологическая экспертиза. Ей могут подвергаться обосновывающая документация по любым мероприятиям и объектам, осуществление которых может оказать вредное воздействие на окружающую среду. Эта экспертиза проводится научными коллективами, общественными объединениями по их инициативе и становится юридически обязательной после утверждения ее результатов соответствующим органом государственной экологической экспертизы МПР России.

Государственной экологической экспертизе, как правило, подлежат:

  • концепции, государственные программы и индикативные планы социально-экономического развития;
  • схемы развития и размещения производительных сил Российской Федерации, республик в ее составе и отдельных регионов;
  • схемы развития и размещения отраслей промышленности;
  • технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной и иной деятельности;
  • материалы комплексного экологического обследования участков и территорий для решения различного вида природоохранных задач;
  • договоры, контракты и соглашения между российскими и иностранными юридическими лицами, с использованием природных ресурсов и оказывающим воздействие на окружающую среду;
  • материалы, обосновывающие экологические требования к новой технике, технологии, материалам и веществам;
  • проекты нормативно-технической и инструктивно-методической документации в части охраны окружающей среды;
  • материалы экологических обоснований лицензий и сертификатов, а также другие документы.

Проведение государственной экологической экспертизы является платным. Финансирование работ по проведению государственной экологической экспертизы проводится за счет средств заказчика, поступающих на специальные счета органов системы МПР России. Эти средства целевым назначением используются на обеспечение экспертных работ, включающих:

  • оплату труда внештатных экспертов и членов экспертных советов;
  • проведение необходимых исследований, измерений, анализов;
  • обеспечение нормативно-методическими документами членов экспертных советов.

Экологическая экспертиза играет исключительно важную роль в решении проблемы экологически безопасного развития экономики. Она обеспечивает реализацию на практике только экологически обоснованных хозяйственных решений. В целях устойчивого развития экономики при размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, объектов и сооружений, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения; предусматриваются мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

Нарушение требований, установленных в результате экологической экспертизы, влечет за собой приостановление до устранения недостатков указанной хозяйственной деятельности, либо полное ее прекращение. Для того, чтобы по экологическим причинам не останавливатъ строительство и не закрывать предприятия после ввода его в эксплуатацию, неся при этом большие убытки, необходимо подвергать тщательной экспертизе материалы экологического обследования намечаемой хозяйственной деятельности в предпроектной документации. Только при положительном заключении государственной экологической экспертизы должно открываться финансирование и кредитование.

Разработка обоснований. Разработка экологического обоснования хозяйственной деятельности на предпроектной стадии в соответствии с практикой Госэкспертизы производится в следующей последовательности. Вначале должна составляться декларация о конкретной хозяйственной деятельности. В декларации на базе укрупненных показателей должны обосновываться:

  • социально-экономическая значимость намечаемой деятельности;
  • воздействие ее на окружающую среду;
  • объем вовлекаемых в оборот природных ресурсов.

Декларация поступает в органы местного самоуправления, которые, на основании заключения экологической экспертизы, дают согласие (или отказывают) на реализацию этой деятельности с указанием участков возможных размещений. Далее разрабатываются материалы, обосновывающие выбор земельного участка. В этих материалах с помощью экспертных оценок на основе данных обследования, укрупненных норм и аналогов определяются возможности размещения объекта с учетом:

  • особенностей данной территории (природные заповедники и национальные парки, памятники природы, курортные, лечебно- оздоровительные и природные зоны);
  • экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки;
  • социально-экономических условий и природно-ресурсного потенциала территории;
  • экологических последствий от реализации данного решения;
  • предварительных условий природопользования.

В рассмотрении обосновывающих материалов по выбору земельного участка широкое участие принимает общественность. С этой целью специально проводятся общественные слушания. При Достижении консенсуса с общественностью и наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы местными органами власти оформляется акт выбора земельного участка Для размещения объекта, дающий инвестору основание на финансирование проектно-изыскательских работ и разработки технико- экономического обоснования (ТЭО). При разработке ТЭО на основании конкретной информации по выбранной площадке и детально проработанных вариантов технических решений, производится оценка воздействия данного объекта на окружающую среду с указанием:

  • количественно-качественных показателей изменения состояния окружающей среды (покомпонентно);
  • возможных социально-экологических последствий в результате осуществления этих изменений;
  • выполнения предварительных условий природопользования;
  • соблюдения правил и требований экологической безопасности.

При положительном заключении государственной экологической экспертизы и согласии общественности принимается решение о предоставлении земельного участка под объект. Это является основанием для финансирования разработки последующих проектных материалов, в которых производится уточнение качественно- количественных показателей воздействия строительства на окружающую среду. Эти проектные материалы снова подвергаются той же процедуре — государственной экологической экспертизе и достижению консенсуса с общественностью.

Согласование лицензии на экспорт ресурсов. Положительное заключение экспертизы является основанием для открытия финансирования строительства объекта и получения от местных органов власти разрешения на природопользование. Важная роль принадлежит государственной экологической экспертизе в согласовании лицензий на экспорт ресурсов растительного и животного мира, а также импорт промышленных отходов. К товарам (работам, услугам), экспорт которых осуществляется по решению и согласованию с МПР России в соответствии с решением Правительства России, относятся:

1. Специальные неквотируемые товары, такие как:

  • дикие животные, рыбы и ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные;
  • яйца диких птиц;
  • грибы, орехи, плоды свежие;
  • морские водоросли;
  • шеллак, камень, смолы, бальзамы природные;
  • кость слоновая (бивни мамонта), панцири черепах, ус китовый или других млекопитающих, рога, копыта, когти, клювы необработанные или первично обработанные;
  • кораллы и аналогичные материалы необработанные или первично обработанные;
  • раковины и панцири моллюсков, ракообразных или иглокожих;
  • соки и экстракты растительные (кроме опиума);
  • коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, ботанике, палеонтологии, минеральные, а также другие виды товаров.

(Решения о выдаче лицензий на экспорт редких и ценных видов флоры и фауны принимаются МПР России.)

2. Лекарственное сырье растительного и животного происхождения (корень женьшеня, кровь животных, сыворотки, вакцины и т. п.).

3. Промышленные отходы, такие как:

  • шлак гранулированный (шлаковый песок), получаемый в процессе производства чугуна и стали;
  • шлак, дросс;
  • окалина и прочие отходы производства чугуна или стали, содержащие металлы или металлические соединения;
  • отходы, стружки и скарп;
  • полуфабрикаты, изделия, отходы, обрезки и скарп пластмасс.

Решение вопроса о выдаче лицензии на экспорт ресурсов растительного и животного мира в системе МПР России производится по одной из процедур согласования проектной документации. Выбор процедуры согласования определяется видом и состоянием ресурсов. По процедуре простого согласования производится, как правило, экспертиза заявочной документации на экспорт:

  • массовых общедоступных видов растительных ресурсов;
  • массовых видов животных, на которых не ведется специализированный промысел.

По процедуре сложного согласования должна проводиться экспертиза заявочной документации на экспорт редких и ценных видов флоры и фауны, а также больших количеств массовых видов флоры и фауны. При простом согласовании экспертиза выполняется штатным специалистом Управления государственной экологической экспертизы самостоятельно или с привлечением специалистов других структурных подразделений МПР России. При проведении экспертизы по процедуре сложного согласования заявочная документация рассматривается экспертной комиссией. В заявочную документацию должны входить:

1. Краткая характеристика природной среды в районе расположения ресурса:

  • основные черты рельефа;
  • климат;
  • поверхностные воды;
  • почва (грунт);
  • растительный покров;
  • ландшафтные комплексы;
  • животный мир.

2. Краткая характеристика антропогенной деятельности и освоенности территории (акватории).

3. Биолого-экологическая характеристика эксплуатируемого вида:

  • распространение и миграции;
  • основные биотопы;
    • популяционная структура;
    • питание;
    • размножение и развитие;
    • основные черты поведения;
    • численность и биомасса;
    • динамика численности.

4. Характеристика хозяйственного использования вида (ресурсов):

  • краткая история хозяйственного использования;
  • объем добычи (заготовок), их местоположение и динамика;
  • применяемые способы добычи (заготовок) сырья;
  • технология переработки добытого сырья;
  • сведения о поставщиках и потребителях готовой продукции, в том числе об объемах поставок на экспорт (импорт).

5. Влияние эксплуатации ресурсов на состояние продукции, экосистемы и ландшафта:

  • влияние добычи (заготовок) на численность (биомассу) и воспроизводство популяции;
  • влияние способов добычи и переработки сырья на состояние популяции;
  • влияние эксплуатации популяции на состояние экосистемы и ландшафта.

6. Прогноз тенденций изменения популяции (сообщества) под влиянием планируемой эксплуатационной нагрузки:

  • возможные ближайшие последствия эксплуатации;
  • возможные отдаленные последствия эксплуатации.

7. Обоснование объема допустимого изъятия ресурса.

  1. Рекомендации по районам, срокам и способам добычи (заготовок).
  2. Рекомендации по использованию и утилизации отходов.
  3. Рекомендации по восстановлению запасов эксплуатируемого ресурса и охране среды обитания (ландшафтов).

В процессе экспертизы устанавливаются:

  • достоверность оценки общего биологического запаса вида;
  • обоснованность выводов о динамике численности (биомассы) популяции (сообщества);
  • степень вероятности и обоснованности прогноза численности (биомассы) на будущий (текущий) год;
  • наличие и качество оценки воздействия добычи (заготовок) на состояние популяции (сообщества);
  • обоснованность оценки допустимого объема добычи (заготовок).

Лицензия согласовывается со следующими показателями:

  • объем добычи (заготовок);
    • районы добычи (заготовок);
    • сроки добычи (заготовок);
    • способы и орудия добычи (заготовок);
    • особые условия добычи (заготовок);
    • объем поставок на экспорт (импорт).

Недостатки экспертизы.

С точки зрения устойчивого развития экономики экологическая экспертиза имеет ряд существенных недостатков:

  1. вопросы экологии рассматриваются в основном в отрыве от экономики и социально-экономического развития регионов;
  2. в процессе экспертизы практически не рассматриваются альтернативные варианты намечаемому мероприятию;
  3. в современных условиях из-за отсутствия надежной нормативной базы (экологических нормативов) экспертиза зачастую носит субъективный характер, несмотря на участие в ней высококвалифицированных специалистов;
  4. одни и те же материалы во многих случаях рассматриваются несколькими экспертами разных ведомств.

Оценка последствий. Особое внимание при проведении экологической экспертизы должно быть уделено оценке воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС). Данная процедура позволяет выработать такие хозяйственные решения, осуществление которых не приведет к неприемлемым экологическим и социально-экономическим последствиям. Как показывает практика принятие решений без оценки воздействия на окружающую среду приводит к отрицательным социально-экономическим последствиям.

В качестве примера, возьмем строительство гидроэлектростанций. В результате строительства Красноярской ГЭС ниже ее плотины река Енисей не замерзает зимой даже в сильный мороз. В морозы над водяной гладью зависают плотные туманы, которые, будто губка, впитывают из загрязненного воздуха широчайший ассортимент вредных веществ. При наличии температурных инверсий над г. Красноярском образуется аэрозольная «шапка», содержащая, помимо распространенных загрязнителей, значительное количество особо токсичных элементов. Все они концентрируются на аэрозольных частицах малых размеров, что способствует легкому проникновению их в организм человека через дыхательную систему, вызывая повышенную заболеваемость населения.

Влияние Волжских ГЭС иное. До строительства плотин вода от Рыбинска до Ярославля добегала за 50 суток (в половодье — за 30 суток), а теперь — за полтора года. Водообмен в этом бассейне Уменьшился в 12 раз. В результате огромного расхода солнечной энергии на испарение Волжско-Камского каскада ГЭС интенсивно формируются нисходящие потоки холодного воздуха из атмосферы, отодвигая начало вегетационного периода на 10-30 дней и способствуя развитию засухи на расстоянии 10—30 километров от береговой линии. В результате застойных явлений идет деградация реки Волги как единой экологической системы.

А вот еще пример того, к чему приводит строительство предприятий без учета экологических последствий. На Украине Запорожский железорудный комбинат с 1962 г. ведет разработку месторождений железных руд с осушением шахтного поля. Водопонижающие скважины захватили запасы подземных пресных вод, которые являются единственным источником водоснабжения сельских населенных пунктов. В настоящее время запасы питьевой воды, которых хватило бы на 35—40 лет, практически исчерпаны. В большинстве сел, охватывающих пять районов Запорожской области, создалась крайне тяжелая обстановка. Население покидает обжитые места, страдает сельскохозяйственное производство. Вывод напрашивается один: без глубокой оценки экологических последствий от вмешательства в природу не должно приниматься ни одно решение о строительстве новых объектов.

 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

mobil 1 new life 5w30 mobil 1 new life 5w 30
 
Решітка бампера лів. купить запчасть 6J08536659B9 Skoda Audi Volkswagen Seat
 
btc blender
 
doqnload music