Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Экология. Конспект лекций Система органов управления и экология

Система органов управления и экология

После Конференции ООН 1972 г. по охране окружающей среды в Стокгольме (данная конференция начала свою работу 5 июня, с тех пор этот день отмечается как Всемирный день охраны окружающей среды) многие страны мирового сообщества стали осуществлять согласованную экологическую политику, в том числе в области управления природопользованием и охраны окружающей среды. В этот период во многих странах были созданы специальные государственные органы (министерства, ведомства, агентства и т. д.) по охране окружающей среды. Например, в Великобритании министерство по охране окружающей среды было создано в 1970 г., в 1971 г. аналогичные министерства были созданы в Дании, Голландии, Австралии, Франции, Канаде, 1972 г. — в Австрии, Польше, Норвегии, Новой Зеландии, в 1973 г. — в Италии.

До 1988 г. в России не было целостной системы управления в области природопользования и охраны окружающей среды, хотя ее отдельные элементы находили отражение в

Полномочия государственной системы управления

Возникновение государственной системы управления. В сентябре 1972 г. вышло постановление Верховного Совета СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов», в соответствии с которым функции по охране окружающей среды закреплялись за отдельными министерствами и ведомствами. Так, например, за охрану атмосферы отвечал Государственный комитет по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромет), за охрану и использование водных ресурсов — Министерство мелиорации и водного хозяйства, которое прославилось своим знаменитым проектом переброски северных рек в Среднюю Азию и Казахстан; за охрану и использование земельных ресурсов — Министерство сельского хозяйства (Минсельхоз), за охрану и использование рыбных запасов — Министерство рыбного хозяйства (Минрыбхоз) и т. д. Отрицательным моментом такого подхода к управлению природопользованием было то, что имел место ведомственный подход к природным ресурсам, когда сами министерства и ведомства использовали ресурсы и сами контролировали свою деятельность. Не было комплексного характера по отношению к окружающей среде как целостной системе управления. Предписания министерств и ведомств по охране природы носили декларативный характер. К примеру, только по проблеме охраны озера Байкал было принято около десятка постановлений правительства, которые обязывали усилить контроль, обеспечить ввод природоохранных мощностей и т. д., при этом отсутствовал механизм реализации указанных управленческих решений. Кроме того, отсутствовала координация политики в области отдельных министерств и ведомств по охране окружающей среды.

Постановлением правительства «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» (январь 1988 г.) был создан Государственный комитет СССР по охране природы, в задачу которого входила разработка и реализация эффективной политики в области охраны окружающей среды. Аналогичные комитеты были созданы во всех республиках, областях, городах. В России такой природоохранный орган был создан в 1989 г. Справедливости ради следует отметить, что комитеты по охране природы в других республиках бывшего СССР имелись и ранее (например, в Украине — с 1977 г., а также в Эстонии, Армении и др.).

Компетенция, задачи и функции государственных органов Российской Федерации по охране окружающей среды определены Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», который был принят в декабре 1991 г. Для сравнения отметим, что аналогичные законы были приняты: в Японии — в 1967 г., в Швеции и США — в 1969 г., в Дании — в 1973 г., в Германии — в 1974 г. и т. д.

В соответствии с российским законодательством к компетенции Государственной Думы Российской Федерации в регулировании отношений в области охраны окружающей природной среды относится:

  • определение основных направлений государственной политики в области охраны окружающей природной среды;
  • утверждение государственной экологической программы;
  • определение правовых основ регулирования отношений в области охраны окружающей природной среды;
  • установление правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия, правового статуса пострадавших граждан и обеспечение экологической безопасности.

Правительство Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды выполняют следующие функции:

  • осуществляет реализацию государственной экологической политики;
  • обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ (в числе таких программ можно назвать, к примеру, программы «Экологическая безопасность России», «Отходы», программы по оздоровлению бассейна реки Волги и озера Байкал, внедрению озонобезопасных фреонов, развитию экологически чистых видов транспорта и др.);
  • координирует деятельность министерств, ведомств, других учреждений и организаций в области охраны окружающей среды;
  • устанавливает порядок образования и использования федерального экологического фонда;
  • организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды (такой доклад издается в России, начиная с 1988 г.);
  • устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов;
  • устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;
  • принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий;
  • организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан;
  • принимает решения о прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций в случае нарушения ими природоохранительного законодательства и др.

За более чем десятилетний период с момента своего формирования природоохранная система страны неоднократно реформировалась. Начиная с 1989 г. специально уполномоченным органом в Правительстве страны являлся Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России) с различными названиями ведомства (министерства) и функциями. Кроме того, здесь имелись другие министерства, федеральные службы и комитеты, отвечающие за отдельные ресурсные блоки в сфере природопользования, например, Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ и др.

В мае 2000 г. Указом Президента РФ «О структуре федеральных Органов исполнительной власти» функции Госкомэкологии России и Федеральной службы лесного хозяйства РФ были переданы Министерству природных ресурсов РФ.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (глава 11 — «Основы управления в области охраны окружающей среды») определены полномочия органов государственной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

  • обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития;
  • разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
  • разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития страны;
  • объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;
  • координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
  • установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;
  • установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации (федеральный государственный экологический контроль);
  • установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;
  • обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;
  • подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
  • установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
  • установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
  • организация и проведение государственной экологической экспертизы;
  • взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;
  • установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;
  • предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
  • организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;
  • обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
  • образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;
  • ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;
  • ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;
  • экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;
  • установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;
  • осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

  • определение основных направлений охраны окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов Российской Федерации;
  • участие в разработке федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации и соответствующих программ;
  • реализация федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территориях субъектов Российской Федерации с учетом их географических, природных, социально-экономических и иных особенностей;
  • разработка и издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально- экономических и иных особенностей субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением;
  • разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне;
  • разработка, утверждение и реализация целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
  • осуществление природоохранных и иных мер по улучшению состояния окружающей среды в зонах экологического бедствия на территориях субъектов Российской Федерации;
  • организация и осуществление государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации;
  • государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих Федеральному государственному экологическому контролю;
  • экономическая оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;
  • привлечение виновных лиц к административной и иным видам ответственности;
  • предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
    • образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
    • организация и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры на территориях субъектов Российской Федерации;
    • ограничение, приостановление и (или) запрещение хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в пределах своих полномочий на территориях субъектов Российской Федерации;
    • обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации;
    • ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территориях субъектов Российской Федерации;
    • ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;
    • осуществление экологической паспортизации;
    • регулирование других вопросов в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.

В настоящее время в структуру федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования входят:

  1. Министерство природных ресурсов Российской Федерации;
  2. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
  3. Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр);
  4. Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству;
  5. Федеральная служба геодезии и картографии России;
  6. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  7. Федеральная пограничная служба Российской Федерации (частично);
  8. Федеральный горный и промышленный надзор России;
  9. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, МПР России является:

  • федеральным органом управления государственным фондом недр и лесным хозяйством;
  • специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда;
  • специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; охраны окружающей природной среды; государственной экологической экспертизы; охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания; охраны атмосферного воздуха, а также в пределах своей компетенции — в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных) и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель;
  • федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал.

Свою деятельность МПР России осуществляет как непосредственно, так и через свои территориальные органы. В его ведении находятся предприятия, особо охраняемые природные территории, специализированные инспекции, научно-исследовательские учреждения и др.

Основными задачами Министерства природных ресурсов Российской Федерации являются:

  1. разработка и проведение государственной политики, осуществление государственного управления в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (недр, водных объектов, лесов, объектов животного и растительного мира), ведения лесного хозяйства, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности;
  2. разработка и реализация мер, направленных на удовлетворение потребностей экономики страны в минерально-сырьевых, водных, лесных и иных природных ресурсах, на обеспечение охраны, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, сохранения средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных свойств лесов, биологического разнообразия, природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное и рекреационное значение;
  3. координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, ведения лесного хозяйства, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, орга- низации особо охраняемых природных территорий, обращения с отходами (за исключением радиоактивных);
  4. rомплексная оценка и прогнозирование состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения соответствующей информацией;
  5. организация и координация выполнения обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в международных организациях и участия в международных договорах по изучению, воспроизводству, рациональному использованию и охране природных ресурсов; содействие привлечению инвестиций для освоения и рационального использования природных ресурсов, ведения лесного и водного хозяйства, охраны окружающей природной среды.

Таким образом МПР России выполняет свои функции в следующих сферах:

  • в области реализации государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • в области управления государственным фондом недр;
  • в области управления использованием и охраной водного фонда;
  • в области управления использованием, охраной, защитой лесного фонда, воспроизводством лесов и ведения лесного хозяйства;
  • в области охраны окружающей среды; в области обеспечения деятельности министерства, его территориальных органов и др.

К примеру, в области охраны окружающей среды МПР России выполняет следующие функции:

  • обеспечивает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти разработку природоохранных и экологических требований для учета их в государственных стандартах, инструктивно-методических и нормативно-технических документах;
  • разрабатывает, согласовывает или утверждает нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы по проведению экологической паспортизации производств, опасных отходов, хозяйственных и иных объектов и территорий;
  • участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования;
  • разрабатывает инструктивно-методическую документацию по установлению и взиманию платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (включая радиоактивные) в окружающую среду; размещение отходов и иные виды веществ вредного воздействия, по определению вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды, а также подготавливает предложения по порядку установления и взимания указанных платежей;
  • разрабатывает перечень работ и услуг природоохранного назначения;
  • осуществляет квотирование и контроль за производством и потреблением озоноразрушающих веществ, а также меры государственного регулирования ввоза в Россию и вывоза из страны озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;
  • осуществляет руководство и методическое обеспечение работ по нормированию выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, определению лимитов размещения отходов и допустимых уровней воздействия на окружающую природную среду, утверждает нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, в том числе — радиоактивных, лимиты размещения отходов, допустимые уровни воздействия на окружающую среду;
  • устанавливает порядок учета объектов, загрязняющих окружающую природную среду или оказывающих на нее иное негативное воздействие, и обеспечивает ведение учета этих объектов;
  • организует и осуществляет выдачу, приостановление действия и аннулирования лицензий (разрешений) на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, а также вредные физические воздействия на нее, на размещение, захоронение, перемещение (в том числе трансграничное), складирование, уничтожение, утилизацию промышленных и иных опасных отходов, материалов и веществ (кроме радиоактивных), а также на пользование объектами животного мира;
  • осуществляет государственный учет и ведение реестра зоологических коллекций, выдает разрешение на вывоз за пределы России и ввоз в страну зоологических коллекций;
  • организует проведение оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Мин- сельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в агропромышленном комплексе и продовольственном обеспечении страны. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и его территориальные органы являются специально Уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в следующих областях:

  1. мелиорация земель;
  2. охрана, контроль и регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания;
  3. охрана, контроль и регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к водным биологическим ресурсам, а также среды их обитания в части влияния на рыбные запасы;
  4. племенное животноводство;
  5. семеноводство сельскохозяйственных растений;
  6. обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  7. безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами;
  8. использование, охрана, защита участков лесного фонда и воспроизводство лесов, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям.

Таким образом, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является органом, координирующим деятельность других федеральных органов исполнительной власти в вышеперечисленных областях в случаях, установленных федеральным законодательством.

Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр) является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам земельных отношений и использования земельных ресурсов. Основными задачами данной службы являются:

  1. осуществление государственной политики в области рационального использования и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды;
  2. организация и проведение работ, связанных с приватизацией земель;
  3. осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;
  4. ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
  5. организация и проведение работ по землеустройству;
  6. организация выполнения научно-исследовательских работ по проблемам землеустройства, государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
  7. создание банка данных о федеральных и других землях;
  8. разработка мер по экономическому стимулированию рационального использования земель и развитию всех форм хозяйствования на земле.

Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству. Государственное управление водными биологическими ресурсами во внутренних водоемах, территориальных водах, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в конвенционных и открытых районах Мирового океана до сентября 1998 г. осуществлялось Департаментом по рыболовству Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. В настоящее время эти функции выполняет вновь образованный Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству (Госкомрыболовство России).

Данный Комитет и входящие в его состав бассейновые управления по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства являются специально уполномоченными государственными органами по охране и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания; входят в систему специально уполномоченных государственных органов Российской федерации в области охраны окружающей природной среды и несут ответственность за состояние, сохранение и обеспечение рационального, экономного использования водных биологических ресурсов. Основные задачи Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству в части государственного управления водными биологическими ресурсами сводятся к следующему:

  1. осуществление государственной политики в области рационального использования запасов рыб, других водных животных и растений;
  2. организация изучения состояния запасов рыб, других водных животных и растений, их распространения и поведения;
  3. регулирование использования водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам федеральной собственности, а также совместно с субъектами Федерации — водных биологических ресурсов, не отнесенных к объектам федеральной собственности;
  4. лицензирование промышленного рыболовства и рыбоводства;
  5. организация и осуществление комплекса мероприятий по повышению репродуктивности водоемов;
  6. охрана водных биологических ресурсов и осуществление государственного контроля за соблюдением установленных мер регулирования их промысла.

Государственное управление водными биологическими ресурсами осуществляется по бассейновому принципу, т. е. по всей акватории морских и пресноводных водоемов с учетом особенностей воспроизводства и миграций различных видов рыб и других водных животных, независимо от административно-территориального деления.

Вместе с тем, государственное управление, основанное на бассейновом принципе сочетается с федеральными и административно-территориальными интересами охраны и использования водных биоресурсов.

Для функционирования системы государственного управления водными биоресурсами Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству в своем составе имеет 17 научно- исследовательских институтов, 18 учебных заведений, 26 бассейновых управлений по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыбоводства. Центральное управление рыбохозяйственной экспертизы и нормативов (ЦУР, г. Москва), Центральную лабораторию по воспроизводству рыбных запасов (г. Санкт-Петербург) и свыше 70 рыбоводных предприятий, выращивающих молодь ценных промысловых рыб и выпускающих ее в ведомственные водоемы и водохранилища. Научно-исследовательские рыбохозяйственные институты осуществляют поиск рыбных скоплений в различных районах Мирового океана и, в первую очередь, в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, определяют состояние рыбных и других водных биологических ресурсов и разрабатывают предложения по организации их рационального промысла.

Бассейновые управления органов рыбоохраны осуществляют свою работу по охране и воспроизводству водных биоресурсов, регулированию рыболовства, государственному контролю за соблюдением правил рыболовства и природоохранного законодательства через республиканские, областные, межрайонные и районные инспекции рыбоохраны, рыбоводные предприятия, контрольно- наблюдательные станции и пункты, производственно-акклиматизационные станции и другие подразделения, дислоцирующиеся по всей территории России.

Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству контролирует также работу рыбопропускных и рыбозащитных сооружений; осуществляет контроль за выполнением обязательств в области регулирования рыболовства, охраны и воспроизводства запасов рыб, других водных животных и растений по межправительственным соглашениям, конвенциям и другим договоренностям, включая контроль за работой российского рыболовного флота по освоению квот на вылов рыбы и морепродуктов в экономических зонах других государств и в конвенционных районах Мирового океана.

Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции при проведении геодезических, астрономо-геодезических, гравиметрических, топографических, топографо- геодезических работ в составе маркшейдерских работ и инженерных изысканий, аэрокосмосъемочных, картографических, картоиздательских и кадастровых работ, создании цифровых, электронных карт и геоинформационных систем (далее именуются топографо-геодезические и картографические работы). В ведении Федеральной службы геодезии и картографии России находятся территориальные инспекции государственного геодезического надзора, аэрогеодезические предприятия, картографические фабрики, оптико-механические заводы, научно-исследовательские учреждения и другие предприятия и организации.

Основными задачами Федеральной службы геодезии и картографии России являются:

  1. осуществление государственной политики и управления при проведении топографо-геодезических и картографических работ;
  2. обеспечение потребностей органов управления, народного хозяйства, обороны, науки, образования и населения в геодезических данных и информации о местности в графической, цифровой, фотографической (в том числе аэрокосмосъемочной) формах;
  3. государственный геодезический надзор и контроль за соблюдением установленных требований при проведении в Российской федерации топографо-геодезических и картографических работ предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также за реализацией результатов этих работ;
  4. создание федеральных и региональных картографо-геодезических фондов, банков цифровых, электронных карт, кадастров и геодезических данных, а также научно-производственных центров геоинформации;
  5. топографо-геодезическое и картографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации, формирование банков данных об этой границе, границах континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и границах зарубежных стран;
  6. координация работ по развитию научной, производственной и опытно-экспериментальной базы, разработке и внедрению в производство новой техники и технологии;
  7. развитие международного сотрудничества в области геодезии, гравиметрии, топографии, картографии, геоинформационных систем.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области гидрометеорологического и геофизического обеспечения народного хозяйства и обороны страны, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее подведомственные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительными органами и органами местного самоуправления.

Основными задачами Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды являются:

  1. гидрометеорологическое и гелиофизическое обеспечение народного хозяйства органов государственной власти, населения, Вооруженных Сил Российской Федерации, мониторинг состояния й загрязнения биосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, комплексный фоновый мониторинг и космический мониторинг состояния природных объектов;
  2. оценка климатических изменений на территории Российской Федерации субъектов;
  3. исследование гидрометеорологических и геофизических процессов в атмосфере, на поверхности суши и в Мировом океане, включая Арктику и Антарктику, околоземном космическом пространстве;
  4. осуществление активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы и явления в интересах народного хозяйства;
  5. государственный надзор за проведением предприятиями, учреждениями и организациями работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
  6. выполнение в установленном порядке международных обязательств Российской Федерации по вопросам гидрометеорологии и гелиогеофизики климата и его изменений, мониторинга загрязнения окружающей среды, состояния верхних слоев атмосферы и ее озонового слоя, изучения Мирового океана, Арктики и Антарктики, активного воздействия на гидрометеорологические процессы.

Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС России). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 г. №950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» и постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 1998 г. № 90 Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС России) осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере охраны водных биологических ресурсов, за соблюдением пользователями условий лицензий на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также других документов, на основании которых возникает право пользования водными биологическими ресурсами, за выполнением международных договоров в сфере охраны водных биологических ресурсов.

Федеральная пограничная служба Российской Федерации осуществляет охрану запасов анадромных видов рыб (образующихся в реках Российской Федерации) в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации и за ее пределами. Данному органу временно передаются функции по обеспечению охраны биологических ресурсов во внутренних морских водах, Каспийском и Азовском морях до определения их правового статуса.

В 1998 г. в Федеральной пограничной службе Российской Федерации сформирован Департамент морской охраны, в ее региональных управлениях созданы отделы морской охраны. С 1 июля 1998 г. органы морской охраны ФПС России приступили к самостоятельной охране морских биологических ресурсов. В настоящее время практически завершено формирование 9 региональных и 5 территориальных инспекций по охране морских биологических ресурсов.

Для более успешного решения природоохранных задач, эффективного использования сил и средств органов охраны при защите экономических интересов России заключено Соглашение от 27 июля 1998 г. между Госкомэкологии России и Федеральной пограничной службой Российской Федерации в области охраны и государственного контроля морской среды и природных ресурсов (в том числе биологических) во внутренних морских и территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Следует отметить, что существующая система управления окружающей средой имеет ряд существенных недостатков, среди которых следует отметить:

  • отсутствие четкой координации между отдельными министерствами и ведомствами природно-ресурсного блока;
  • совмещение некоторых функций по использованию ресурсов и контролю за природопользованием в рамках одного министерства (ведомства);
  • дублирование некоторых функций;
  • недостаточно высокий уровень оперативного и эффективного взаимодействия федеральных и региональных структур управления;
  • совмещение в ряде ведомств хозяйственных и контрольных функций;
  • отсутствие единообразия в структуре и ведомственной подчиненности специально уполномоченных территориальных органов в области охраны окружающей среды;
  • низкий статус специально уполномоченных органов управления в области охраны окружающей среды в структуре государственного управления.

На наш взгляд, с точки зрения мер по совершенствованию управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды, опираясь на имеющийся зарубежный опыт, целесообразно создать Президентский Совет по устойчивому развитию (в соответствии с рекомендациями Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992) и Генеральной Ассамблеи ООН (1997). В Федеральном Правительстве России было бы целесообразно восстановить Госкомэкологии России и системы его территориальных органов.

Общественное движение «зеленых»

Следует отметить, что в процессе управления природопользованием и охраной окружающей среды важная роль принадлежит общественным движениям «зеленых». Конституция (Основной Закон) Российской Федерации и Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» создают реальные условия, гарантирующие обеспечение прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду, а также предусматривают механизм участия граждан и общественных организаций в управлении природоохранной деятельностью.

В соответствии с российским законодательством каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Граждане имеют право:

  • создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  • направлять обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
  • принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды;
  • выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
  • оказывать содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
  • обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Граждане обязаны:

  1. сохранять природу и окружающую среду;
  2. бережно относиться к природе и природным богатствам;
  3. соблюдать иные требования законодательства.

Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

  • разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
  • за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
  • оказывать содействие органам государственной власти, местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
  • организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
  • обращаться в органы государственной власти и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране; об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
  • участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
  • обращаться в органы государственной власти и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
  • организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
  • организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;
  • рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;
  • подавать в органы государственной власти, в суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;
  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде и др.

Общественное движение в защиту природы в России имеет давние традиции. В последние годы оно претерпело существенные изменения. В 70—80-х годах деятельность общественных экологических движений основывалась на принципах, заложенных еще в 20—30-е гг. в период бурной индустриализации страны и была направлена на сохранение дикой природы как таковой (создание охраняемых природных территорий, защита диких животных и т. д.).

С началом политики перестройки и гласности (1985), что было связано с открытостью информации о состоянии окружающей среды, и особенно после 1988 г. начался массовый процесс появления во многих регионах страны разнообразных природоохранных формирований, различающихся как по организационным принципам (объединения, клубы, кооперативы, общества, союзы, ассоциации, фонды, комитета), так и по направлениям деятельности.

Появление новых экологических общественных объединений стало закономерным результатом позитивных перемен в жизни страны, возросшей информированности и социально-политической активности людей. В этот период преобладали небольшие по численности объединения регионального и городского уровня, созданные, как правило, для решения конкретных проблем: фонд защиты Байкала (кстати, еще в 60-е гг. немногочисленных противников сооружения Байкальского целлюлозно-бумажного комбината называли «врагами бурятского народа»), общественный комитет спасения Волги, «Зеленый берег» (Нижний Новгород), Самарский клуб «зеленых» и клуб «Альтернатива», экологическое объединение «Встречное движение», г. Магнитогорск, Экологический центр, г. Ростов-на-Дону, дружина «Служба охраны природы», г. Казань, «Дети Чернобыля», г. Брянск и др.

Одновременно стали формироваться экологические общественные движения на более высоком уровне. Примером тому является Социально-экологический союз, объединивший в 1988 г. различные общественные экологические формирования из многих городов. Его главной задачей является формирование у населения экологического мышления и повышение экологической сознательности, организация общественного контроля за состоянием окружающей среды, распространение экологических знаний и экологической информации. Первыми практическим акциями Союза была организация общественных Дней протеста против строительства природоразрушительных второй очереди канала Волга-Дон и канала Волга-Чограй. Созданный в 1989 г. Общественный комитет спасения Волги также занимался оказанием всесторонней общественной помощи в деле спасения Волги и ее притоков, как природного, культурно- исторического и хозяйственного объекта, защите региона от отрицательных последствий хозяйственной деятельности.

Среди других организаций «зеленых», активно действующих в тот период в России, можно назвать Ассоциацию «Зеленый мир» во главе с писателем С. Залыгиным, российское отделение «Greenpeace» и примыкающие к нему «Защитники радуги» и др. В 1991 г. была зарегистрирована Российская партия зеленых. Преобразования в стране, начатые в 1985 г., оказали глубокое воздействие и на общественное экологическое сознание. Во многих местах прошли митинги и демонстрации против строительства новых и действующих экологически опасных производств. Пройдя этап митинговой активности, общественное экологическое движение приобрело более организованные формы.

В целом «зеленое движение» в России является новым фактором на социально-политической сцене и привлекает внимание специалистов, средств массовой информации и населения. Тем не менее, мнения о развитии и деятельности организаций «зеленых» не однозначны. Так, по результатам опроса 362-х экспертов-руководителей территориальных природоохранных органов и научно-исследовательских организаций системы Госкомэкологии России, проводимые в 1992 г. (аналогичные опросы проводились в 1998 г. и дали схожие результаты), 19,4% экспертов считали, что фактически такого движения в России нет, а 72,8% считают, что оно не является заметной социально- политической силой в их регионе (противоположного мнения придерживаются 17,5%, а 9,7% затруднились ответить). Однако 34% экспертов сообщили, что они поддерживают «зеленое движение» безоговорочно, а 35,9% опрошенных поддерживают его определенные направления.

В настоящее время в России действует более 800 неправительственных организаций экологической направленности, в том числе — коммерческих.

Характерным фактором в развитии общественных движений «зеленых» последнего времени является их политизация накануне выборов в Государственную Думу Федерального собрания России. Однако экологическое движение «Кедр» (Конструктивно-экологическое Движение России) и Российская партия зеленых на выборах в Государственную Думу не преодолели необходимый 5% рубеж, что может свидетельствовать об отсутствии серьезной самостоятельной роли экологического движения в политических процессах, их разобщенности и отсутствии достаточного авторитета у населения. Для сравнения укажем, что «зеленые» Украины начиная с 1998 г. представле-

ны самостоятельной политической силой в Верховной Раде (Парламенте). Следует отметить, что отсутствует необходимая координация деятельности зеленых, слабым является сотрудничество и обмен информацией с аналогичными организациями за рубежом. Особенно это сказывается в процессе реализации местных и локальных программ устойчивого развития «Повестка дня на XXI век на местном уровне».

Активную позицию в России занимают представительства ряда международных экологических организаций, например, Greenpeace, World Wide Fund For Nature (Всемирный фонд охраны дикой природы — WWF) и др. Так, по инициативы и поддержке «Greenpeace» в перечень объектов Всемирного природного наследия включены озеро Байкал, девственные леса Коми, вулканы Камчатки. Советом «Гринпис» был разработан и внесен совместно с Госкомэкологии России стандарт ГОСТ Р 51150-98 — экологический знак (маркировка) «Свободно от хлора», который был введен в действие Госстандартом России в 1998 г. с целью подтверждения соответствия продукции требованиям отсутствия в ней хлорорганических соединений, в том числе — диоксинов.

В последние годы отмечается активизация деятельности отдельных общественных объединений и экологического движения в целом как по природоохранным мероприятиям, так и по взаимопониманию и консолидации усилий. Так, консолидации усилий экологический организаций способствовали общероссийские Дни защиты от экологической опасности — 2000, которые проводились в большинстве субъектов Российской Федерации. Повсеместно проводились природоохранные мероприятия: благоустройство и озеленение территорий, посадка леса, обустройство берегов малых рек, расчистка родников, памятных мест и зон отдыха и т. д.

Активными участниками Дней защиты от экологической опасности являются такие крупные общественные организации, как Всероссийское общество охраны природы (ВООП), Российский экологический союз (РЭС), и Социально-экологический союз (СоЭС), Ассоциация развития российской экологической прессы (Ассоциация «Рос-экопресс»), Российский Зеленый Крест (РЗК) и др.

К примеру, Всероссийское общество охраны природы для выполнения своих уставных задач (экологическое воспитание, общественный экологический контроль за соблюдением природоохранительного законодательства, научно-исследовательские и природо- охранные мероприятия, клубное движение и т. д.) использует различные формы и методы работы и реализует такие программы: «Программа действий по непрерывному экологическому просвещению населения России», «Общественный экологический контроль», «Охрана малых рек», «Зеленый щит», «Родники», «Отходы», а также участвовало в различных природоохранных мероприятиях, таких как «Чистый воздух», «Первоцвет».

Российский экологический союз большое внимание уделяет разлитию общественной экспертизы различных проектов и обеспеченно общественного экологического контроля, практикуя рейдовые проверки совместно с природоохранной прокуратурой.

Социально-экологический союз работает над выполнением ранее принятых долгосрочных программ и проектов («Общественность и оценка воздействия на окружающую среду», «Химическое загрязнение и химическая безопасность», «Экология и здоровье детей», «Экопоселения XXI века», «Ядерная и радиационная безопасность» и др.), а также занимается информационной деятельностью, выпуском региональных газет («Берегиня», «Зеленый луч», «Зеленый лист»), экологических бюллетеней.

Ассоциация «Росэкопресс» осуществляет деятельность в области сбора и анализа информации об экологической ситуации в России и повышения уровня информированности населения, общественных организаций, государственных органов, учебных заведений и научно-исследовательских учреждений.

Российский Зеленый Крест занимается осуществлением программ по экологическому воспитанию, проблемам ликвидации вредных последствий гонки вооружений (химического оружия), проведением конференций и оздоровительных лагерей, а также принимает участие в решении региональных экологических проблем (экспертизы, экологические обследования и т. д.).

Из несетевых общественных организаций активно работают Центр экологической политики России (ЦЭПР), «Экоюрис», «Экосогласие», Московская экологическая федерация и многие другие.

 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

купить mobil 1 5w 30 цена mobil 1 5w 30 цена интернет магазин автомасел
 
Скло дзеркала прав. купить запчасть 6J0857522K Skoda Audi Volkswagen Seat
 
http://myhitmp3.top/mp3/atmo+music
 
bitcoin laundry