Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Экология. Конспект лекций Направления совершенствования экологической политики

Направления совершенствования экологической политики

Развитие охраны окружающей среды. Политика в области охраны окружающей среды в мире за последние десятилетия претерпела существенные изменения. Если в 50-е годы речь шла, по существу, лишь о рассеивании вредных выбросов на возможно более широкой территории, то с конца 60-х годов началось создание разного рода очистных сооружений. В качестве одного из направлений решения проблемы предлагалось сооружение сверхвысоких труб, что неминуемо приводило к проблеме трансграничного загрязнения окружающей среды и кислотных дождей.

В 80-е годы в зарубежной хозяйственной практике пришли к выводу, что улавливать вредные вещества в одной среде (воздушной или водной), чтобы затем их размещать в другой (почве), далеко не лучшее решение проблемы. Необходимо свести к минимуму выход вредных субстанций в процессе производства, обеспечить их безопасное хранение и высокую степень утилизации. Как перспективная задача рассматривался переход к экологически чистому и безотходному производству на основе новых технологий.

В целом можно выделить следующие основные противоречия, определяющие современную экологическую обстановку:

  • противоречия между целями и темпами социально-экономического развития и относительной растущей ограниченностью природных ресурсов и ухудшением условий среды;
  • противоречие между уровнем использования природных ресурсов и наших знаний о природных процессах и уровнем их реализации в технологии;
  • противоречие между уровнем образования, неадекватно отражающим сложные проблемы отношения человека с окружающей средой, и возможностями внедрения прогрессивных технологий.

Процесс природопользования в России за последние 30 лет характеризовался резким усилением противоречий между развивающимися производительными силами, их воздействием на состояние окружающей среды и способностью природы противостоять отрицательному воздействию производства. Характер и основные тенденции социально-экономического развития страны за этот период в определенной мере были обусловлены событиями предшествующих лет: в конце 20-х годов начала формироваться командно- административная система управления народным хозяйством на базе общественной собственности на средства производства, а с 1929 г. рыночные отношения были вытеснены на периферию общественной жизни, страна приступила к осуществлению политики ускоренной индустриализации. Возобладали крайне упрощенные представления о долгосрочных последствиях предпринимаемых мер.

Стало очевидным, что преобладающий затратный механизм хозяйствования ведет не только к неоправданным и непомерным расходам энергии и ресурсов, но и к тяжелым экологическим последствиям. Примером тому может служить гипертрофия сырьевых отраслей, включая рудную, угольную, хлопковую или нефтяную. Ускоренная индустриализация страны в условиях жесткой экономической политики и самоизоляции, военно-политическая напряженность с ее расточительной гонкой вооружений — эти задачи, продиктованные обстоятельствами, решались «любой ценой», в том числе и ценой разрушения природы.

В 70-х — начале 80-х годов начали усиливаться тенденции, связанные с несоответствием достигаемых объемов производства общественным потребностям, а также с обострением экологической ситуацией в стране. Увеличение нагрузки на окружающую среду и экономически неэффективное использование природных ресурсов неблагоприятно сказывалось на темпах социально-экономического развития, приводило к постоянному росту затрат по нормализации условий жизнедеятельности людей. Неблагоприятное состояние окружающей среды все очевиднее превращалось в один из сдерживающих экономических факторов. Отношение к природе в указанный период было потребительским, экологические факторы недостаточно учитывались при развитии и размещении производительных сил, в планировании, ценообразовании, при оценке эффективности хозяйственных мероприятий и решении других народнохозяйственных задач. Важнейшие виды природных ресурсов: земля вода, полезные ископаемые и другие — вовлекались в хозяйственный оборот и расходовались практически бесплатно. Потери природных ресурсов и их нерациональное использование практически не отражались на хозяйственной деятельности предприятий, что в конечном итоге привело к высокой природоемкости общественного продукта, неэффективной структуре народного хозяйства и тяжелой экологической обстановке в ряде регионов страны. На единицу конечной продукции расходовалось значительно больше природных ресурсов, сырья и энергии, чем в развитых странах, что являлось также причиной высокого загрязнения окружающей среды и низкой эффективности производства.

Система централизованного управления экономикой требует высокого уровня издержек на управление. Она быстро разбалансируется, так как ее функционирование не соответствует основному принципу устойчивого развития и биосферы — саморегулируемому балансу потоков вещества и энергии. Централизованно управляемая система оказалась также более ресурсоистощающей, чем рыночная. Следовательно, рост материального производства, базирующийся на традиционной ресурсоемкой технологии и экстенсивном развитии, не обеспечивал прироста социально-экономических и экологических благ, но в то же время усиливал нагрузки на окружающую среду и этим тормозил рост реального благосостояния общества.

Современные направления в решении экологических проблем. Мировой хозяйственный опыт показывает, что в современных условиях от мероприятий по снижению отрицательного воздействия и его компенсации главный упор делается на предупредительный, превентивный характер мер по оздоровлению окружающей среды.

Экологические проблемы все в большей мере становятся объектом внешней политики. Одним из направлений участия в международных усилиях по охране окружающей среды и устойчивому развитию — содействие в решении экологических проблем развивающихся стран. Примером тому является выделение Мировым банком реконструкции и развития средств на программы экологической помощи развивающимся странам. Начиная с 1986 г. охрана окружающей среды официально провозглашена одним из приоритетов этой политики, а в основные руководящие документы международных организаций было включено положение о необходимости оценки проектов на экологическую приемлемость. Тем самым новые проекты в обязательном порядке должны были подвергаться экологической экспертизе.

Разработка современной экологической политики исходит из признания о наличии зависимости между проблемами экологии и задолженности развивающихся стран. Понимание этого положения особенно усилилось после Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. Очевидно, что разрушение природы в «третьем мире» мотивировано прежде всего экономически. Ввиду отсутствия других реальных альтернатив развивающиеся государства получают этим путем 1/3 ВНП, зарабатывают половину необходимых валютных средств и создают 2/3 рабочих мест. Задолженность усугубляет данное положение и эта зависимость имеет двоякий характер. Во-первых, кредиты развитых стран часто употребляются на финансирование экологически вредных проектов. Во-вторых, средства для уплаты по кредитам и процентам по ним развивающиеся страны могут получить лишь за счет усиления эксплуатации национальных природных богатств. Таким образом, с точки зрения разработки долговременной экологической политики напрашивается вывод о возможности и целесообразности списания части долга этих стран в обмен на природоохранные мероприятия. Такие меры уже приняты рядом неправительственных организаций и частных банков. Так, уже в 1989 г. ФРГ, к примеру, подписала двустороннее межправительственное соглашение о списании долгов Кении на сумму 817 млн немецких марок, которое было обусловлено экологическими требованиями. Правительство Кении должно было направлять эквивалент высвобождающихся средств в национальной валюте на меры по охране природы, предоставлять в этой связи списки конкретных проектов и регулярно информировать об использовании средств.

В целом в качестве возможных рассматриваются следующие варианты. При первом, как в случае с Кенией, производится отказ от взимания долгов по государственной линии на условиях принятия должником на себя определенных экологических обязательств. По второму варианту от требований по долгам отказываются неправительственные организации. Они либо могут обменять свои требования к государству-должнику на обязательство последнего выделить часть территорий страны под заповедные зоны, либо получить от правительства задолжавшего государства юридически оформленное заверение осуществить конкретные природоохранные меры в определенных областях. Третий вариант предусматривает увязку кредитов, предоставляемых развивающимся странам по линии международных финансовых учреждений, с экологическими обязательствами кредитуемых. Однако введение дополнительных экологических Условий в связи со списанием долгов, по мнению специалистов, может увести в сторону от главной цели — ликвидации причин, порождающих проблемы развивающихся стран, в том числе проблему задолженности. В настоящее время уже имеется определенный опыт осуществления проектов по конверсии долгов ряда стран в природоохранные мероприятия.

Принцип экономической ответственности за загрязнение и компенсации ущерба находит выражение в том, что государства, проводя свою экологическую политику, несут ответственность за то, чтобы деятельность, находящаяся под их контролем, не наносила ущерба окружающей среде. Отсюда вытекает принцип ответственности за трансграничное загрязнение, который приобретает все большую актуальность также на региональном уровне. Напомним, что после аварии на Чернобыльской АЭС в ряде стран имело место изменение состояния окружающей среды, что повлекло за собой убытки и потери для национальной экономики.

Становление экологической политики в России

Сценарии развития озера Байкал. Достижение устойчивого развития требует согласованных стратегий, нацеленных на поддержание экономического роста и сохранения окружающей среды по различным сценариям. В качестве примера рассмотрим сценарии развития для региона озера Байкал, выполненные с участием авторов в рамках исследовательского проекта совместно с Федеральным министерством по вопросам окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов ФРГ. Отнесение того или иного варианта развития региона к определенному сценарию осуществлялось по принципу: «Что будет, если..?».

Исследования, выполненные по экологическому мониторингу Байкала (О. М. Кожова, А. М. Бейм, 1993) показывают, что для водной составляющей экосистемы Байкала можно выделить несколько этапов хозяйственной деятельности, которые различаются по силе и составу действующих антропогенных факторов:

  1. этап слабого хозяйственного использования Байкала, характеризующийся преимущественно воздействием на его экосистему рыболовства. Он длился до середины 50-х годов;
  2. этап усиливающегося хозяйственного использования и проявления нового мощного антропогенного фактора — за регулирование реки Ангары плотиной Иркутской ГЭС (конец 1956 г.), что отразилось на уровневом режиме Байкала;
  3. этап интенсивного нарастающего хозяйственного использования и усиления антропогенного воздействия в основном за счет поступления дополнительных веществ, минеральных и органических, со сточными водами и промышленными выбросами городов и промышленных предприятий (прежде всего пущенного в эксплуатацию в 1966 г. Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК), расположенного на берегу озера).

Последние два этапа характеризовались и усилением влияния химизации сельского хозяйства, транспортных перевозок, коммунального хозяйства, в том числе — из-за роста населения и туризма, развития энергетической базы путем использования угля, строительства Байкало-Амурской магистрали.

Как показывают исследования Байкальского института природопользования СО РАН г. Улан-Удэ, несмотря на большое количество принятых правительственных природоохранных документов самого высокого уровня, государственная экологическая политика на Байкале строилась на традиционной основе: концепции «охраны» окружающей среды от уже существующего антропогенного воздействия без достаточного внимания к профилактическим мерам. В процессе принятия решений о перспективах развития народного хозяйства региона превалировали ведомственные интересы, не рассматривались альтернативные варианты развития народнохозяйственного комплекса, отличающиеся меньшим воздействием на природные системы.

Сценарий 1. Развитие как и раньше (инерционный вариант). Данный сценарий предполагает продолжение развития производств, имеющих неблагоприятные экологические последствия без их эффективного предотвращения. В этом случае увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства может значительно усугубить экологическую ситуацию. Байкал уже в настоящее время испытывает значительный антропогенный фактор, при дальнейшем росте которого в озере могут начаться необратимые изменения его экосистемы. Инерционный сценарий предусматривает введение на предприятиях региона передовых технологий и очистных сооружений. Однако компенсационные мероприятия по ликвидации отдельных загрязнений уже не смогут изменить обстановку. Таким образом, поддержание в равновесии ЭЭС региона в равновесии в условиях традиционного индустриального развития невозможно, т. к. такое развитие плохо совместимо с экологическими требованиями.

Сценарий 2. Идеальное развитие предполагает создание оптимальных условий для восстановления и поддержания качественного состава вод озера и его притоков на уровне начала 60-х годов. Теоретически такой сценарий развития может иметь место и предполагает коренное изменение структуры экономики региона и его экологизацию. По своей постановке данный сценарий близок к теориям «нулевого роста» и "общества консервации", рассмотренных выше. Однако в действительности поддержание идеального развития региона потребует остановки и перепрофилирования большинства имеющихся здесь производств, а также огромных затрат на компенсацию социально- экономических потерь, связанных с «выбытием» Байкала из хозяйственного оборота. Так, затраты на перепрофилирование Байкальского ЦБК на экологически чистое производство по оценкам превышают стоимость его строительства более чем в 7 раз.

Предпочтительным является сценарий 3 рационального или реалистического развития. Он исходит из того, что устойчивое развитие экономики региона одновременно позволит восстановить и поддерживать равновесное функционирование экосистемы Байкала. В основе данного подхода лежит разумное сочетание экологически целесообразного хозяйственного развития региона с необходимостью сохранения уникальности Байкала и его природного наследия. Это предполагает не консервацию его богатств и возвращение к его первозданно нетронутому состоянию, что уже невозможно, а развитие в рамках системы экологических ограничений и регламентаций. Основные цели этого сценария могут быть достигнуты примерно к 2010 г. В соответствии с данным сценарием предполагается создать три режимные зоны регламентации природопользования вокруг Байкала с ужесточением экологических требований по мере приближения к самому озеру.

Таким образом, устойчивое развитие обеспечивает потребности настоящего, не подвергая тем самым риску возможности будущих поколений, удовлетворить свои потребности. Содействие устойчивому развитию может осуществляться на основе разработки природоохранных технологий и принципа кооперации, как было отмечено выше.

Как известно, в то время как многие передовые страны еще в середине 60-х годов повернулись к активному ресурсосбережению и сделали ставку на НТП, экономика нашей страны продолжала экстенсивное развитие. Объемы производства наращивались главным образом за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых ресурсов, по образному выражению М. Я. Лемешева, за счет «проедания» ресурсов природы. Результаты такого отношения к национальному достоянию стали проявляться в истощении отдельных видов природных ресурсов, росте загрязнения, которое в отдельных регионах страны приняло характер экологического кризиса. Следствием исчерпания отдельных месторождений полезных ископаемых, нерационального природопользования и других неблагоприятных факторов в последние годы резко упал объем добычи угля, нефти, заготовки леса. Отсюда вытекает другой важный принцип — ответственность за пользование окружающей средой.

Загрязняя окружающую среду, тем самым используется один из ее ресурсов — ассимиляционный потенциал территории. Впервые в отечественных исследованиях взаимосвязь экономики и способности окружающей среды к ассимиляции выбросов загрязняющих веществ, т.е. с ассимиляционным потенциалом, была сформулирована К.Г. Гофманом. В этом отношении плату за загрязнение окружающей среды можно рассматривать не только с точки зрения экологических, но и экономических интересов общества. Это связано также и с тем, что довольно часто решение экологических и экономических проблем имеет одну и ту же направленность, поскольку улучшение экологической ситуации в большинстве случаев сопряжено с получением позитивного экономического эффекта, например, за счет снижения ущерба от загрязнения окружающей среды, утилизации вторичных ресурсов и отходов. Разработка принципов ответственности за пользование окружающей средой представляет собой еще одну возможность отнесения стоимости загрязнения на счет причинителей вреда (принцип «загрязнитель платит») и стоимости природных ресурсов в части покрытия затрат на их охрану и воспроизводство за счет потребителей (принцип «потребитель платит»).

Если обратиться к мировому опыту, то можно заключить, что первоначально сформировавшийся механизм административного управления природопользованием постепенно претерпевает изменения и эволюционирует в сторону развития рыночных методов. В последние годы наметилась общая тенденция к усилению рыночного регулирования экологической политики в США и странах Европы. Мировой опыт показывает, что рыночные механизмы обеспечивают более благоприятный экономический «климат» для природосбережения, внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, чем жесткое административное принуждение. Очевидно, что рыночный механизм ценообразования несовместим с занижением цен на природные ресурсы, что культивировалось административно-командной системой управления экономикой. Законы рыночной экономики, исходя из уровня естественной ограниченности природных ресурсов, диктуют более высокий уровень цен на них относительно цен конечной продукции. Тем самым расширяются границы прибыльных инвестиций в сбережение природных ресурсов с учетом их дефицитности, чем и объясняются в конечном итоге достижения стран с рыночной экономикой в области снижения природоемкости общественного продукта.

В бывшем СССР применяемые в начале 70-х годов меры носили в значительной степени декларативный характер и не предусматривали коренного изменения хозяйственной политики с точки зрения оздоровления окружающей среды. Так, в ряде постановлений правительства того времени намечалось обязать министерства и ведомства обеспечить выполнение необходимых природоохранных мероприятий, усилить контроль за их выполнением, принять меры к безусловному выполнению заданий и т. д., которые не всегда увязывались с экономическими интересами, не обеспечивался сам механизм реализации этих мероприятий, что в конечном итоге тормозило выполнение природоохранных решений.

В США, ФРГ и других странах с рыночной экономикой встала задача преобразования существующих в этих странах административных систем управления в области охраны окружающей среды. Отличительной чертой таких преобразований было широкое использование экономических регуляторов для поощрения экологического предпринимательства при сохранении государственного контроля и нормирования в этой сфере. Следует отметить, что сфера применения рыночных инструментов в природопользовании по сравнению с производством и распределением традиционных хозяйственных благ несколько сужается и проявляется в выборе наиболее экономичных и надежных средств для достижения необходимых уровней экологической безопасности. Установление же этих уровней, их динамика и распределение между реципиентами (группами населения, производством и природными объектами — получателями загрязнения) определяется методами государственного регулирования.

Опыт экологической политики за последние десятилетия показывает, что прямые воздействия (инструменты) вызывают часто неоправданно высокие затраты, которые можно было бы избежать в случае применения инструментов рыночной экономики. При этом важно обеспечивать свободу действий для роста благосостояния при допустимой нагрузке на окружающую среду в условиях развития новых производственных процессов и создания новых продуктов. Роль же государства проявляется в определении качественных целей в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.

Экономические инструменты управления в области охраны окружающей среды восходят к теоретическим воззрениям английского экономиста А.С. Пигу. В качестве цели применения данных инструментов он ставил достижение теоретически оптимального общественного блага, которое должно устанавливаться на основе общественно оптимального критерия состояния окружающей среды, определяемого в результате сравнения затрат и прибыли. Поскольку экологическую политику следует постоянно рассматривать в связи с другими сферами политики, отнюдь не малую роль играет ее совместимость с иными политическими целями, особенно в отношении с целями экономической политики. В этой связи важным является вопрос о конкурентоспособности продукции, занятости населения, структуре рынка и о политике в области конкуренции. Речь идет о совместимости экологической политики с принципами рыночной экономики. Свойственные рынку механизмы саморегулирования призваны обеспечить сбалансированность экономики, рациональное использование трудовых, материальных, природных и финансовых ресурсов.

С этой точки зрения представляют интерес направления экологизации экономики России в условиях рыночных преобразований. Так, Программой Правительства Российской Федерации об углублении экономических реформ (1992) впервые в качестве одной из приоритетных задач определено оздоровление окружающей среды и более полный учет экологических факторов в ходе становления рыночных отношений. Следует отметить, что использование экономических регуляторов, их «встроение» в систему государственного регулирования экологической политики — дело новое не только для России, но и для стран с богатым опытом рыночного хозяйствования. Тем важнее уже сейчас, на стадии становления рыночных отношений в рамках перехода к рынку синхронизировать процессы экономизации взаимодействия общества и природы с развитием рыночных процессов.

Стоит обратить внимание на то, что попытки отразить в какой-либо мере экологические факторы в ходе экономических реформ предпринимались в нашей стране и ранее. Так, к примеру, в Программе перехода к рынку, разработанной академиком С. С. Шаталиным (Программа «500 дней», 1989), отмечалась необходимость увязки экологического оздоровления страны с экономическими реформами, оценки экологических последствий намечаемых хозяйственных преобразований и выработки мер по стабилизации уровня экологической безопасности. Однако экологические аспекты реформ в данной программе излагались непоследовательно, схематично, без должной увязки и взаимосвязи с экономическими процессами. Данной программой, в частности, предусматривалось обеспечить на переходном этапе государственный заказ для предприятий и продукции экологического профиля, налоговые льготы для проведения природоохранных мероприятий. Населению, проживающему в неблагоприятных экологических условиях, в обмен на отказ от немедленной ликвидации «грязных» производств, предлагалось введение прямых экологических льгот, компенсаций, включая обеспечение неэтилированным бензином, «чистыми» продуктами питания, а также обеспечить преимущества в снабжении другой продукцией экологического назначения.

Одновременно предусматривалось формирование несиловых компромиссных механизмов разрешения острых социальных конфликтов, возникающих на экологической почве, ужесточение технологической дисциплины на производстве и др. Важное значение отводилось штрафным санкциям за нерациональное природопользование. В данной программе ставилась также задача о необходимости продвижения в экологической сфере существенно быстрее по сравнению с другими приоритетными направлениями социально-экономического развития в переходный период.

Характерной в этом отношении является программа «500 дней в экологии», разработанная под руководством профессора К. Г. Гофмана в 1990 г., которая предусматривала конкретные этапы организации системы рационального природопользования в Москве. В соответствии с первым этапом проекта программы (первые 100 дней) предприятиям и организациям, расположенным на территории Москвы, предписывалось заключение договоров, регулирующих взаимоотношения сторон в части пользования (аренды) городскими природными ресурсами, в том числе по платежам в бюджет и в фонд охраны природы; вводятся платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и за размещение отходов, а также за потребление местных природных ресурсов. Данная программа устанавливала систему экономических санкций за нарушение норм и правил природопользования, предусматривалось также введение системы льгот для предприятий, осуществляющих природоохранную деятельность. В рамках данного этапа предусматривалась организация биржи природоохранного оборудования, прогрессивных технологий, экологически чистой продукции, а также создание биржи отходов и вторичного сырья.

Второй этап проекта данной программы (дни с 100 по 250) характеризовался следующими изменениями. Предполагалось, что производители, столкнувшись с ограниченностью финансовых ресурсов и трудностями в реализации своей продукции, начнут переориентацию на предоставление продукции и услуг под выполнение природоохранных мероприятий, финансируемых из фондов охраны природы. Одновременно получало развитие кредитование природоохранных мероприятий из городского фонда охраны природы.

На третьем этапе реализации программы (250—400 дней) намечалось, что вследствие напряженного финансового состояния предприятия будут осуществлять переход на более экономное использование природных ресурсов. Предполагалось также, что трудоустройство временно высвобождающихся работников и безработных будет осуществляться на общественных работах по озеленению и благоустройству территории города, ликвидации свалок.

На четвертом этапе программы (400—500 дней) с насыщением товарного рынка предполагалось введение специального экологического налога при продаже экологически опасных продуктов, товаров, сырья и топлива, произведенных по экологически «грязной» технологии. Одновременно намечалась работа по созданию городского экологического банка и формированию рынка экологических товаров и услуг.

Очевидно, что проект программы «500 дней в экологии» при всей своей прогрессивной направленности не учитывал реальные социально-экономические условия и предпосылки осуществления рыночных реформ. Последствия осуществляемых экономических преобразований не были должным образом увязаны с экологическими и социальными требованиями, которые были отражены лишь схематично. Кроме того,

отсутствовала необходимая правовая база для введения таких рыночных инструментов как плата за загрязнение окружающей среды, создание фондов охраны природы и др. Сам же проект программы отлился элементами форсированного решения отдельных проблем природопользования.

Следует отметить, что данный опыт был использован при разработке Концепции обеспечения экологической безопасности Москвы на период до 2001 г. и более отдаленную перспективу. Ее цель состоит в определении основных направлений и методов обеспечения экологической безопасности населения, гармоничного сочетания социально-экономических и эколого-градостроительных приоритетов развития города и сопредельных территорий.

Концепция базируется на следующих ключевых принципах:

  • приоритетность обеспечения экологической безопасности нынешнего и будущего поколения людей;
  • предупредительный характер мер по оздоровлению окружающей среды;
  • рассмотрение Московской агломерации как особой целостной исторически сложившейся экосистемы (открытой, несаморегулирующейся, нуждающейся в управлении);
  • разработка и реализация совместных для Москвы и Московской области мероприятий по обеспечению экологически устойчивого развития экономики региона;
  • сочетание административных и экономических методов управления природоохранной деятельностью для обеспечения экологической безопасности населения.

При этом охрана окружающей среды рассматривается не отдельной изолированной областью деятельности, а входит составной частью и интегрируется во все другие виды деятельности (градостроительство, производство, потребление, коммерческая деятельность, образование). Кроме того, предусматривается введение экологических мотиваций в процессе принятия решений, внедрение эколого-экономических оценок затрат и результатов труда, установление более жестких экологических ограничений и регламентаций хозяйственной и иной деятельности.

В условиях того стагнационного периода, в котором оказалась экономика бывшего СССР на рубеже 80—90-х годов, характеризующегося высоким уровнем инфляции, хроническим дефицитом продукции и ресурсов, отсутствием необходимой экономической и социальной мотивации у производителей в совершенствовании производства и т. д., было трудно ожидать другого отношения к экологическим проблемам. Вместе с тем с созданием в 1988 г. системы природоохранных органов активизировались усилия, направленные на экологизацию экономики страны и обеспечение перехода от административных к преимущественно экономическим методам управления природопользованием. Эта работа усилилась с созданием системы региональных природоохранных органов, что предполагало смещение и передачу важных функций, компетенции по разработке и реализации отдельных элементов экологической политики в условиях политических и экономических преобразований на места.

В концептуальном плане вопросы экологизации экономики России нашли отражение в проекте «Национального плана действий» по реализации решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию», разработанным Минприроды России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами. При этом в качестве приоритетных были выделены следующие принципы:

  • учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия политических и экономических решений;
  • соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды и экологических стандартов;
  • соблюдение условий по охране окружающей среды при проведении реформ по развитию экономики. Данный принцип представляется особенно актуальным в условиях активизации предпринимательской деятельности и процесса приватизации государственной и муниципальной собственности;
  • использование экономических средств и инструментов для покрытия издержек, связанных с загрязнением окружающей среды;
  • развитие международного сотрудничества в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистем Земли, а также совершенствование международно-правовых отношений, касающихся ответственности и компенсации ущерба за негативные экологические последствия.

Реализация указанных принципов в определенной мере позволяет в условиях дефицита средств и складывающихся экономических отношений устанавливать приоритетность экологических проблем в составе экологических программ различного иерархического уровня, как составной части национального плана действий. Данный проект документа, что особенно важно, предусматривал определенный переходный период, во время которого путем последовательных изменений в хозяйственном механизме намечалось осуществлять адаптацию к рыночным отношениям и последовательный переход от жестко детерминированного централизованного планового управления природопользованием к децентрализованной системе территориального управления.

Ухудшение состояния окружающей среды стало реально снижать жизненный уровень населения, ограничивать возможности дальнейшего экономического и социального развития крупных промышленных регионов и городов. С другой стороны, процесс радикального оздоровления окружающей среды в России может начаться с экономическим подъемом в результате проведения рыночных реформ. Другими словами, решение проблем экономики и экологии должно осуществляться одновременно. Внедрение новых технологий, которые обеспечат хозяйству снижение затрат, повышение качества продукции, ее конкурентоспособность на мировом рынке одновременно позволит добиться радикальных перемен во взаимодействии хозяйства и природы. В перспективе развития рыночных отношений и конкуренции должно привести к значительному повышению технического и технологического уровня производства, структурной перестройке экономики, стимулированию ресурсо- и энергосбережения. Это позволит в конечном итоге уменьшить загрязнение окружающей среды. Этот вывод подтверждается опытом развития за последние 20 лет многих стран с рыночной экономикой. Начало радикальной экономической реформы в России обострило вопрос об изменении роли экологического фактора в развитии общества. В процессе проводимых реформ возникает серьезная опасность ухудшения экологической ситуации в результате:

  1. разрушения хозяйственных связей, нарушения проектных технологических режимов и роста аварийности производства;
  2. финансовых трудностей предприятий, ограничивающих возможности выполнения природоохранных мероприятий;
  3. недостаточных финансовых, главным образом бюджетных, ассигнований отраслям, отвечающим за воспроизводство и охрану природных ресурсов (лесные, водное хозяйство, геологоразведка, природоохранные органы и др.).

Очевидно, что экологическая ситуация в перспективе может быть стабилизирована и улучшена путем изменения ориентации социально-экономического развития России, пересмотра и корректировки структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. При этом в условиях трансформации экономики должен выполняться принцип разумных компромиссов при разрешении возникающих конфликтов между необходимостью соблюдения экологических регламентаций, ограничений, о чем говорилось выше, и экономической мотивацией хозяйственной деятельности. Речь идет по существу о разработке новой государственной экологической политики в условиях перехода России к рынку.

Следует отметить, что основные подходы по формированию новой экологической политики России переходного периода практически проявились в 1989-1990 гг. с созданием системы природоохранных органов. Причем ориентация осуществлялась на развитие экономических методов регулирования природопользования, децентрализацию управления охраной окружающей среды и расширение местного самоуправления. Важным направлением такой политики яв- ляется формирование нового правового и экономического механизма регулирования природопользования, включая усиление экологических требований в процедуре оценки социально-экономической эффективности принимаемых управленческих решений. Содержание этих преобразований охватывает такие направления экологической политики, как:

  • совершенствование системы экологических ограничений и регламентаций режимов природопользования;
  • последовательный переход на международные стандарты технологических процессов и производимой продукции, создающий необходимые условия для интеграции России в мировую экономику и международную систему экологической безопасности;
  • экономическое стимулирование средствами государственной налоговой, кредитной и ценовой политики ресурсо- и энергосбережения, внедрения техники и технологии, отвечающих экологическим требованиям;
  • обеспечение проведения экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду при реализации программ и проектов хозяйственной и иной деятельности;
  • формирование рынка работ и услуг экологического характера, развитие экологического предпринимательства и др.

Таким образом, в результате данных преобразований может быть заложена основа для стабилизации и последовательного оздоровления экологической обстановки в России. Очевидно, что характер и масштаб улучшения экологической ситуации, ожидаемого в результате осуществления рыночной реформы, могут значительно варьироваться в зависимости от характера окружающей среды и загрязняющих веществ. Некоторые из перечисленных мер могут быть нацелены на корректировку, уточнение рыночных инструментов, а другие могут даже временно приостанавливать действие рыночного механизма путем введения более жестких лимитов и квот на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на природопользование.

Стратегия перехода к рынку в конечном итоге должна быть направлена на достижение гармонического единства и взаимодействия производительных сил, производственных отношений и надстройки, а также нормативного качества окружающей среды. Совершенствование производственных отношений должно быть направлено на стабилизацию, а затем и устойчивое развитие экономики, при котором создаются предпосылки для улучшения материального благосостояния и духовного возрождения общества, экологической безопасности настоящего и будущего поколений людей путем последовательного достижения на каждой конкретной территории качества среды обитания, отвечающего нормативным требованиям, а также восстановления и сохранения биосферного равновесия.

Анализ состояния производительных сил страны на момент начала рыночных преобразований показывает высокий уровень монополизации экономики и, наоборот, сравнительно низкий технико-экономический уровень производства. Характерным является большой расход сырьевых, топливно-энергетических, других материальных и природных ресурсов на единицу ВПП (высокая природоемкость производства). Значительные проблемы связаны с высокой материало-, энерго- и водоемкостью продукции и возрастающим износом основных производственных фондов. Указанные процессы можно также охарактеризовать с помощью предложенного Л. Г. Мельником понятия «ущербоемкость производства». Например, энергоемкость единицы промышленной продукции, выпускаемой в России в 4 раза выше, чем в большинстве промышленно развитых стран. Выбытие физически изношенных и морально устаревших основных производственных фондов осуществляется в России примерно в 3—7 раз медленнее, чем в развитых странах. Износ основных фондов в промышленности в настоящее время составляет около 50%, а по некоторым предприятиям достиг критической величины. Поэтому новые производственные отношения в первую очередь должны быть направлены на структурную перестройку народного хозяйства и техническое перевооружение отдельных его отраслей на базе ресурсосбережения, внедрения более совершенной и экологически чистой техники и технологии.

Таким образом, в концептуальном плане переход России к устойчивому развитию должен осуществляться путем последовательной экологизации хозяйственной деятельности, сохранения и восстановления биосферы и ее локальных экосистем.

 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

titan atf 4400 fuchs titan atf 4400 купить
 
Кришка дзеркала лів. купить запчасть 6J0857537DGRU Skoda Audi Volkswagen Seat
 
bitcoin tor
 
https://myfreemp3.click