Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Экология. Конспект лекций Экономическая оценка природных ресурсов

Экономическая оценка природных ресурсов

Разработка и реализация государственной стратегии устойчивого развития России в качестве одного из важнейших направлений предполагает социально-экономическую оценку природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, и ее отражение в составе национального богатства страны. В широком понимании национальное богатство — важнейший макроэкономический показатель, характеризующий экономическую мощь и потенциал страны. Динамика этого показателя определяет уровень эффективности народного хозяйства страны. В методологическом смысле общепринятая трактовка категории «национальное богатство» включает: недвижимое и движимое имущество (основной и оборотный капитал, имущество домашних хозяйств), природные блага (месторождения полезных ископаемых, сельскохозяйственные земли, лесные и водные ресурсы) и нематериальное богатство (образовательный и духовный потенциал, здоровье нации и ее духовное богатство). В свою очередь полнота структуры богатства предопределяется целью проводимой его оценки и ролью той или иной его составляющей.

Методические основы оценки природных ресурсов

Методология оценки национального богатства, в особенности относительно его «материальной» части, может базироваться на измерении стоимости любых элементов богатства с позиций их полезности. Относительно оценки «природной составляющей» национального богатства вопрос до последнего времени остается остро дискуссионным. Значительную активность в этом направлении проявляют представители научной школы, которая базируется на принципах рентообразующих факторов. Производственные основные фонды могут быть оценены по их совокупной капитализированной отдаче, рассматривая их как производственный потенциал. Осознание необходимости экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов и одновременно с этим практические работы по этой проблеме начались во многих странах мира несколько десятилетий назад. Отставание нашей страны в решении этих проблем очевидно, так как только с развитием рыночных отношений: возникла реальная необходимость стоимостной оценки природно-ресурсного потенциала. Указанная проблема тем более очевидна, что поддержание современного экономического уровня страны в значительной мере зависит от степени рациональности использования, вовлечения в хозяйственный оборот, в том числе и от сдачи в аренду природных ресурсов. Экономическая оценка природных ресурсов представляет собой определение их ценности в денежном выражении в фиксированных социально-экономических условиях производства при заданных режимах природопользования и экологических ограничениях на хозяйственную или иную деятельность.

Экономическая оценка природных ресурсов применяется для:

  • определения стоимости природных ресурсов;
  • выбора оптимальных параметров их эксплуатации (использования);
  • определения экономической эффективности инвестиций в природно-ресурсный комплекс;
  • определения убытков от нерационального и не комплексного использования природных ресурсов;
    • отражения оценки доли природных ресурсов в структуре национального богатства;
    • установления платежей и акцизов за пользование природными ресурсами;
    • определения залоговой стоимости природных объектов и ресурсов;
    • прогнозирования и планирования использования природных ресурсов;
    • определения величины компенсационных платежей, связанных с выбытием или изменением целевого назначения природных ресурсов;
    • решения других задач, связанных с рациональным использованием природных ресурсов.

С учетом анализа и обобщения имеющегося отечественного и зарубежного опыта можно отметить, что государственная политика в области оценки природных ресурсов, прежде всего, должна быть направлена на:

  1. экономическую реализацию полномочий государства как собственника природных ресурсов;
  2. обеспечение совершенствования методов оценки эффективности инвестиционных программ и проектов в сфере природопользования, особенно в условиях дальнейшего развития процесса приватизации;
  3. формирование рынка экологических товаров, работ и услуг, в том числе — риэлтерских услуг по экономической оценке природных ресурсов;
  4. создание рынка экологического страхования и экологического аудита в сфере природопользования;
  5. создание механизма предоставления лицензий на природопользование на платной и конкурсной основе.

Система стоимостных оценок природных ресурсов призвана решить целый комплекс важных народнохозяйственных задач: создать механизм учета и воспроизводства национального богатства страны; разработать принципы инвестирования природоэксплуатирующих отраслей; внедрить методы управления запасами природных ресурсов и решить проблемы ресурсосбережения; обеспечить сбалансированное развитие территорий; разработать единую систему платежей за пользование природными ресурсами, разработать методологию оценки объектов недвижимости и др.

Ряд задач возможно решить, используя конкретные стоимостные оценки как отдельных видов ресурсов, так и их совокупности (для целей комплексного использования), в том числе:

  • разработка системы показателей национального богатства с учетом природных ресурсов на основе их рыночной стоимости (позволит сопоставить объемы ресурсов, качество, их ценовую структуру, определить приоритеты рентабельности использования ресурсов на всех уровнях управления);
  • усовершенствование системы показателей контроля экономической безопасности страны и регионов (т. е. наряду с показателями физических объемов и соотношений между структурными составляющими минерально-сырьевой базы или прироста запасов и объемов их добычи и погашения, рассматривать стоимостные показатели, позволяющие оперировать новыми критериями и категориями: инвестиционная активность, защита от рисков и природноресурсное страхование, эффективность деятельности природоэксплуатирующих предприятий, в том числе — средоохранной и внешнеторговой; соотношения между собственниками природных ресурсов, например, государством и другими собственниками);
  • внедрение программных и экономических методов управления природными ресурсами (формирование фондов на восстановление, охрану, изучение ресурсов, определение залоговой стоимости природных ресурсов, обоснование капитальных вложений и регулирование инвестиционных потоков, оценка эффективности инвестиционных проектов и программ, сопоставление с мировыми стандартами).

Оценка природных ресурсов — сложная междисциплинарная, межведомственная задача, которая становится первоочередной в условиях рыночной экономики. Основные проблемы в этом вопросе возникают из-за отсутствия общепринятой методологии экономических оценок ресурсов и процессов ресурсопотребления и соответствующей правовой и нормативно-методической базы. Разработку методов денежных оценок природных ресурсов длительное время сдерживала недостаточная обоснованность теоретических посылок. Более того, природные ресурсы зачастую рассматривались в отрыве от проблем оценки элементов национального богатства и их воспроизводства. Именно отсутствие до настоящего времени единых согласованных методических подходов по социально-экономической оценке природных ресурсов (стоимости земли, недр, лесов и др.) не позволяет их учитывать и отражать в составе национального богатства страны, наряду со стоимостью основных производственных фондов, зданий и сооружений и др.

В этой связи главная задача состоит в разработке общей концепции экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов, которая позволила бы выработать единую систему показателей оценки разнообразных природообразующих компонентов, оптимальных с точки зрения согласования интересов экономики и природопользования.

Важное значение при этом принадлежит определению комплексного показателя природно-ресурсного потенциала территории, который бы учитывал:

  • наличие (объем и типы) природных ресурсов региона;
  • значение природных ресурсов и поддержание устойчивости природных систем, т. е. рациональное сочетание и допустимые интервалы колебаний запасов, не влекущие за собой изменения устойчивости системы в целом;
  • функциональную роль природных ресурсов и условий окружающей среды в формировании хозяйственной деятельности в регионе (оптимальные направления использования ресурсов в пределах природо-ресурсного потенциала с учетом процессов самовосстановления для возобновляемых ресурсов), т. е. в обеспечении равновесия и устойчивости регионального эколого-экономического развития.

Необходимость платности использования природных богатств была осознана не сразу, чему способствовали как естественные факторы (богатство страны природными ресурсами), так и политико-экономические факторы (необходимость ускоренного развития тяжелой промышленности как основы социализма и т. д.) Однако по мере преимущественно экстенсивного развития производства стала проявляться как относительная, так и абсолютная ограниченность отдельных природных ресурсов, что сопровождалось резким ухудшением состояния окружающей среды. Данное обстоятельство привело к пониманию того, что для рационального использования природных ресурсов директивного управления явно недостаточно, и лишь прекращение бесплатного вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот, их отражение в составе национального богатства на основе стоимостной (денежной) оценки может способствовать улучшению ситуации. В целом отдельные элементы учета экологического фактора в хозяйственной деятельности на основе механизма платного (возмездного) использования природных богатств, существовавшие в условиях планово- директивной экономики, носили больше декоративный и декларативный характер.

В настоящее время работы по стоимостной оценке природных ресурсов в современном ее понимании находятся в самой начальной стадии. Значительный интерес к вопросам экономической оценки природных ресурсов и оценки ущерба от загрязнения и нерационального природопользования был проявлен в связи с формированием в стране в конце 80-х — начале 90-х годов системы платного природопользования. Этому способствовало принятие ряда законов «О плате за землю», «О недрах» и Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991), а также Водного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Закона РФ «О животном мире», Закона РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации», которые заложили основу перехода на рыночные отношения в сфере природопользования. Однако сложность практического применения указанных экономических оценок, отсутствие должной информационной и нормативной базы не привели к реальному использованию оценок.

Критически осмысливая проделанную работу, следует отметить, что введение платы за пользование природными ресурсами и отчислений на охрану и воспроизводство практически строились без учета экономических оценок, хотя проработки в этом направлении велись различными министерствами и ведомствами при отсутствии общего государственного подхода и единой методологии.

Так, в 1993—1997 гг. в соответствии с распоряжением Правительства РФ в виде эксперимента в ряде субъектов Российской Федерации отрабатывались вопросы учета и социально-экономической оценки природных ресурсов. Значительный интерес при этом представляют заделы в данном направлении в Иркутской, Ленинградской, Московской и Ярославской областях. К примеру, в Ярославской области в научно-производственном предприятии «Кадастр» выполнялись аналитическая и практическая работа по экономической (денежной) оценке природных ресурсов, в том числе — с участием специалистов США (Гарвардский институт международного развития). В 1997 г. завершился эксперимент по разработке комплексных территориальных кадастров природных ресурсов как инструмента учета, сбора, обработки и предоставления на федеральном и региональном уровне информации, необходимой для принятия управленческих решений, которая в том числе может быть использована и при установлении системы стоимостных показателей.

С принятием нового Гражданского Кодекса Российской Федерации интерес к оценке природных ресурсов возобновился на новом уровне. Последнее обстоятельство связано с наличием в ГК РФ статьи 130, которая относит природные ресурсы к недвижимости, в связи с чем возникает проблема их экономической оценки. В настоящее время ряд коммерческих и общественных структур (Российское общество оценщиков, Федеральный фонд оценки и др.) проводят определенную работу по развитию оценочной деятельности в сфере природопользования. При этом делается попытка принятия указанными структурами нормативных документов в этой сфере (например, стандарт Российского общества оценщиков «Оценка минерального сырья», 1996). В то же время вопросы введения лицензирования оценочной деятельности, утверждения нормативных и методических документов в этой области требует осуществления соответствующего государственного регулирования через систему органов природоресурсных министерств и ведомств.

По ряду причин как объективного, так и субъективного характера (ограниченность финансирования указанных работ и пр.) работа по внедрению оценок в целом по России не получила широкого применения. Перспектива развития данного направления по экономической оценке природных ресурсов во многом связана с практической реализацией вышеуказанной статьи ГК РФ, а также с принятием государственной политики в области использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов.

Подходы к экономической оценке природных ресурсов

Как было отмечено выше, до настоящего времени отсутствует единство методических подходов по экономической оценке природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, и ее отражение на макроэкономическом уровне. Наибольшее развитие получили подходы к ее определению исходя из:

  1. общей экономической стоимости (ценности) ресурса;
  2. затратного подхода и его модификации;
  3. воспроизводственного подхода;
  4. оценки ресурсов, основанных на дифференциальной ренте.

В последние годы интенсивно развиваются подходы, которые основываются на учете косвенной стоимости использования природного ресурса, например, через измерение эффекта от сохранения биоразнообразия, через «косвенную стоимость использования» или через определение эффекта от лесонасаждения и сохранения растительного покрова (углеродный кредит).

В настоящее время в экономической науке получили развитие следующие основные подходы социально-экономической оценки природных ресурсов для их отражения в структуре национального богатства (по рыночной стоимости).

Затратный подход.

В соответствии с этим подходом оценка природных ресурсов определяется по величине затрат на их добычу, освоение или использование. Отметим, что на этом принципе основано установление платы за забор воды промышленными предприятиями, действующее в настоящее время. Основным недостатком рассматриваемого подхода для целей использования данной оценки в национальном богатстве страны является то, что природный ресурс более высокого качества, расположенный в более удобном для освоения месте, получит меньшую стоимость, в то время как его потребительская стоимость будет выше «плохого» ресурса. Таким образом, данный подход менее применим для стимулирования рационального природопользования.

Указанный метод основывается на определении общей совокупности всех элементов затрат живого и овеществленного труда (непосредственно трудовых затрат, средств производства и иных составляющих) на освоение, разведку, вовлечение в хозяйственный оборот, количественное воспроизводство и качественное возобновление, а также на охрану и защиту различных видов природных ресурсов. Исчисление такого рода затрат может производится при этом в ценах как на какой-либо исходный момент (по величине и структуре издержек), так и в существующих ценах на момент прошения расчетов.

Результативный подход.

Согласно этому подходу экономическую оценку (стоимость) имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход. Другими словами, стоимость ресурса определяется денежным выражением первичной продукции, получаемой от эксплуатации природного ресурса, либо разницей между полученным доходом и текущими затратами. Такой подход также имеет много недостатков. Во-первых, не для любого природного ресурса можно определить стоимость первичной продукции. К примеру, сырая нефть, добытая из скважины, имеет вполне определенную товарную стоимость, в то время как определение дохода от воды в первичном продукте представляет сложную проблему, например, если это не товарная (минеральная) вода, используемая для непосредственного потребления (как питье). Во-вторых, доход от использования ресурса может быть как прямым, так и косвенным, который очень сложно оценить. Это относится, в частности, к использованию природных объектов в рекреационных целях, к климатическим ресурсам территории и т. д. В-третьих, при таком подходе не учитывается фактор времени. Неиспользуемый ресурс, не имеющий в соответствии с данным подходом стоимости, может быть востребован и даже стать дефицитным в процессе освоения территории, развития новых технологий и производств в целом.

Наряду с экономической оценкой непосредственно природных ресурсов Р. Костанзой и другими представителями школы экологической экономики предпринимаются попытки оценить в стоимостном выражении отдельные экосистемные функции природного капитала. Хотя на практике выполнить это довольно сложно, так как большая часть этих услуг (чистый воздух и вода, регулирование климата, ассимиляция отходов, эстетическая привлекательность ландшафта и т. д.) предоставляется и формируется без участия рынка.

Затратно-ресурсный подход.

В этом подходе при определении стоимости природного ресурса соединяются затраты на его освоение и доход от его использования. Данная концепция имеет то достоинство, что социально-экономическая оценка природного ресурса, полученная таким способом, будет выше, чем в предыдущих случаях, что стимулирует рациональное природопользование. Однако, ему присущи недостатки первых двух подходов.

Воспроизводственный подход.

Данный подход является сравнительно новым, поскольку связан с обострением экологической обстановки в стране. Суть его состоит в следующем. Совокупность возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов на определенной территории и состояние окружающей среды, приближенное к естественному (заданному) уровню, рассматривается как некий стандарт, отправной уровень. Использование какого-либо природного ресурса должно подразумевать его восстановление в прежнем качестве (для возобновляемых ресурсов) и количестве, либо (для невозобновляемых) компенсации с учетом неухудшения качества окружающей среды в данном месте. Стоимость природного ресурса будет в данном случае определяться как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства (или компенсации потерь) ресурса на определенной территории. Однако подобный подход предполагает потенциальную дефицитность природных ресурсов и во многих случаях может привести к завышенным оценкам природных ресурсов. Принимая во внимание тот факт, что в ряде регионов резервы экстенсивного использования природных ресурсов практически исчерпаны, а состояние окружающей среды близко к критическому, именно подобный подход представляется наиболее актуальным и целесообразным.

Следует отметить, что с точки зрения обеспечения экологически устойчивого развития воспроизводственный подход представляется наиболее приемлемым, однако из-за высоких компенсационных затрат сфера его применения ограничивается (применительно к задачам сохранения биоразнообразия — в основном редкими и исчезающими видами и особо охраняемыми территориями). Оценки, проводимые методом восстановительной стоимости, наиболее приемлемы в условиях отсутствия данных о рыночных ценах на биологические объекты. По оценкам, стоимость охотничьих ресурсов Московской области составляет порядка 31 млн долл. США или 7,4 долл./га. Аналогично по условным затратам на воспроизводство определяется стоимость органических веществ определенной экосистемы, фаунистических ресурсов. Так, к примеру, по экспертным оценкам стоимость фаунистических ресурсов Московской области составляет 131 долл./га, а восстановительная стоимость животного мира — 375 долл./га. Таким образом, общая эколого-экономическая оценка ресурсов животного мира в данном регионе составляет 1572 млн долл. США. Данные расчеты выполнялись в 1995—1996 гг. в рамках проекта Глобального экологического фонда «Сохранение биологического разнообразия России».

Подход на основе такс возмещения ущерба.

Данный подход является разновидностью перечисленных выше подходов и предполагает экономическую оценку природных ресурсов (преимущественно биологических) и отдельных их видов на основе такс (нормативов) возмещения ущерба, убытков и потерь, связанных с нарушением режимов природопользования, незаконного изъятия ресурсов из экосистемы, нарушением природоохранных норм и правил, законодательства в области охраны окружающей среды и т. д.

Достаточно достоверные данные о стоимостных оценках биологических природных ресурсов могут быть получены на основе такс для исчисления взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира, т. е. на основе прямого ущерба ресурсам.

Подход по оценке биопродукции на основе метода анкетного опроса населения. По оценкам, стоимость ежегодно извлекаемой биопродукции (рыболовство, сбор грибов, дикорастущих плодов и ягод) составляет в Московской области 234 млн долл. США.

Кроме того, при экономической оценке природных ресурсов могут использоваться и другие подходы, например, по оценке ресурса на основе его рыночной стоимости, которая определяется по результатам аукционов, торгов; на основе готовности населения платить за пользование (рекреационные цели, повышение образования и экологической культуры и т. п.) определенными природными ресурсами и территорией и др. Последний подход получил достаточно широкое развитие в последнее время за рубежом в связи с рекреационным использованием территорий природных национальных парков.

Кадастровый подход.

Данный подход к оценке природных ресурсов базируется на совокупности информации о конкретном виде природного ресурса, включая характеристики его количества (запасов), возраста, качественного состава и структуры, местоположения и множества иных показателей (индикаторов). Кадастровые группы, на которые разбиваются те или иные природные ресурсы, например, земельные, приводятся, как правило, в баллах (например, от 1 до 100). По данным имеющихся кадастров должны определяться условия получения самого высокого чистого дохода и самых низких затрат по освоению, использованию, воспроизводству и охране данного вида естественных активов. Кадастровый метод обеспечивает более детализированную оценку природных ресурсов по сравнению с упрощенными затратным и рентным методами и может быть использован в совокупности с каждым из них.

Рентный подход.

Трактовки теории ренты очень разнообразны, а предлагаемые способы ее исчисления достаточно сложны и для многих ресурсов не разработаны. Эта неопределенность затрудняет внедрение в практику рентных оценок и платежей. Дифференциальная рента является основой экономических отношений в сфере природопользования. Это обусловлено тем обстоятельством, что переход к рыночным условиям хозяйствования, происходящий в нашей стране в настоящее время, требует создания системы природопользования, основанной на налогообложении недвижимости. В основе современных концепций налогообложения недвижимости лежит принцип изъятия в пользу общества дифференциальной ренты. Она должна явиться важнейшим источником доходов бюджетов различных уровней, а также регулятором распределения различных видов деятельности в территориальном разрезе. Это обуславливает необходимость более подробного рассмотрения теории дифференциальной ренты.

В последнее время получили развитие оценки природных ресурсов через «косвенную стоимость использования» или через определение эффекта от лесонасаждения и сохранения растительного покрова (углеродный кредит). Последний подход может найти реальное применение при регулировании глобального использования природных ресурсов и управлении выбросами парниковых газов на основе торговли правами на загрязнение. В данном случае как раз и используется экономическая интерпретация понятия «ассимиляционный потенциал окружающей среды».

Торговля квотами на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду относится к числу перспективных экономических инструментов экологической политики. Первоначально введенный на уровне фирм и предприятий, данный механизм управления природопользования в настоящее время получает новое развитие в сфере международных отношений. Особую актуальность данное положение получило после Конференции ООН по изменению климата в г. Киото (декабрь 1997), где мировому сообществу впервые удалось договориться о взаимоприемлемых количественных обязательствах по ограничению и сокращению объема техногенных выбросов парниковых газов (основу которых составляют углекислый газ, метан, азотные соединения).

Суть данного подхода состоит в следующем: развитые страны, как и страны с переходной экономикой, приняли обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, а в качестве точки отсчета (базового уровня) взят 1990 г. Присоединившиеся к Конвенции страны к 2000 г. должны сократить свои выбросы до базового уровня. К примеру, к 2008 г. США обязаны снизить загрязнение атмосферы на 3%, страны ЕС — на 8%, Япония — на 6%. По прогнозам, Россия в обозримом будущем не будет выбирать свои квоты, и в 2010 г. выбросы страны составят лишь 92—96% от уровня 1990 г. В этих условиях возникает реальная возможность торговли неиспользованными квотами на выбросы парниковых газов в размере 250 млн т ежегодно при рыночной цене одной тонны 10 долл. США. Продавая квоты на выбросы парниковых газов, которые связаны с потеплением климата, странам-загрязнителям, Россия только за период до 2005 г. может получить не менее 18 млрд долл. Объем таких сделок до уровня 2008 г., согласно расчетам Бюро экономического анализа при Минэкономразвития России, может возрасти до 14,7—22,9 млрд долл. Таким образом, ежегодно Россия может получать на мировом рынке по продаже квот на выбросы в атмосферу парниковых газов до 3 млрд долл. Однако выигрыш на рынке квот прямо связан с необходимостью технологического перевооружения производства, следования мировым стандартам энергоэффективности, принципам устойчивого ведения лесного хозяйства.

Отметим, что Киотский протокол подписала 84 страны, в том числе и Россия. По оценкам Центра подготовки и реализации проектов технического содействия (ЦПРП), суммарный выброс парниковых газов в России (по всем контролируемым Киотским протоколам газам: двуокиси углерода, метана, закиси азота, гидрофторуглеродам, перфторуглеродам и гексафториду серы) в базовом 1990 г. составил 3064 млн т (с учетом лесохозяйственной деятельности).

В настоящее время доля России в общем возможном выбросе по соглашению стран составляет: 17,4%, доля США — 36%, Японии — 9%, Германии — 7% и Великобритании — 4%. Предполагается, что основные трудности с распределением квот коснутся Японии, где указанные выбросы превышают норму на 10%. Таким образом, по мнению экспертов, в случае вступления в силу Киотского протокола эта страна может стать основным покупателем российских квот. Кроме Японии в числе потенциальных покупателей российских прав на загрязнение воздуха могут оказаться Канада и некоторые страны ЕС.

Значительный опыт по изучению и использованию природоохранных функций лесопромышленного подкомплекса АПК по смягчению антропогенных климатических изменений накоплен, в частности, в Саратовской области. В данном регионе выполнены обоснования и ведутся практические работы по созданию новых углеродоемких лесов, а также по развитию принципов товарного углеродного кредита, который представляет собой количество двуокиси углерода, депонированного в среднем за год на определенной территории.

В Экологической доктрине Российской Федерации (2002) в качестве одного из главных экономических и финансовых механизмов по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды предусмотрено включение в экономические показатели полной и все возрастающей ценности природных объектов и экологических услуг и их учет при принятии решений.

Экономическая оценка природных ресурсов обычно производится в составе природного объекта, представляющего собой пространственно ограниченную совокупность природных ресурсов, имеющего фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики. Одни и те же природные ресурсы в составе природных объектов могут выполнять различные функции, например, лесные угодья могут использоваться:

  • для заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);
  • для побочного лесопользования (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор камыша и др.);
  • в охотничьих, научно-исследовательских, культурно- оздоровительных, туристических и спортивных целях.

Поэтому оценка природных объектов и в составе их природных ресурсов должна осуществляться с учетом всех выполняемых ими функций и возможных областей использования.

Природные ресурсы с учетом специфики их оценки можно классифицировать на следующие виды:

  • минерально-сырьевые ресурсы;
  • водные ресурсы;
  • земельные ресурсы;
  • лесные ресурсы;
  • ресурсы особо охраняемых природных территорий и объектов;
  • лечебно-оздоровительные и рекреационные ресурсы;
  • пространственные ресурсы;
  • ресурсы, образующиеся под воздействием солнечной энергии и гравитационных сил.

В свою очередь природные ресурсы, как отмечалось выше, подразделяются на материальные и экономические.

К материальным ресурсам относятся месторождения полезных ископаемых, ресурсы растительного и животного мира. К водным ресурсам относятся поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы. К природным ресурсам, выполняющим средозащитную роль, относятся ресурсы, которые обладают способностью без саморазрушения поглощать или разлагать антропогенные вещества (отходы) и устранять их вредное воздействие на процессы жизнедеятельности Земли.

К природным ресурсам особо охраняемых территорий относятся ресурсы природоохранного назначения и природно-заповедного фонда. К ресурсам природоохранного назначения относятся земли заказников (за исключением охотничьих), запретных и нерестоохранных полос; земли, занятые лесами, выполняющими защитные функции; другие земли в системе охраняемых территорий; земли памятников природы. В состав ресурсов природно-заповедного фонда включаются земельные участки с природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, эстетическое, культурное и рекреационное значение. К ним относятся заповедники, памятники природы, национальные и дендрологические парки, ботанические сады.

К ресурсам оздоровительного назначения относятся земельные участки, обладающие природными факторами (минеральными источниками, залежами лечебных грязей, климатическими и другими условиями), благоприятными для организации профилактики и лечения. Ресурсами рекреационного назначения признаются выделенные в установленном порядке участки земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха населения и туризма. К ним относятся земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно- стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболовов и охотников, детских туристических станций, парков, лесопарков, учебно-туристических зон, маркировочных трасс, пионерских и спортивных лагерей, расположенных вне земель оздоровительного назначения.

В качестве пространственного ресурса могут использоваться земля и подземные пустоты (горные выработки и пещеры). Земля как пространственный ресурс используется для расселения населения, урбанизации, размещения всех видов строительства, развития индустриальной, предпринимательской и других видов деятельности.

К ресурсам, образующимся под воздействием солнечной энергии и гравитационных сил, помимо солнечной энергии относятся: гидроэнергия, энергия волн, океанских течений и ветра.

Материальные ресурсы.

Наибольший удельный вес в структуре природных ресурсов занимают материальные ресурсы. Экономическая оценка их производится в следующей очередности:

  • определяются фактические и предельные (критические) нагрузки антропогенного воздействия на природные системы;
  • производится оценка ассимиляционного потенциала территории;
  • устанавливаются квоты (лимиты) на изъятие (добычу) природных ресурсов;
  • производится оценка воздействия использования природных ресурсов на окружающую среду;
  • устанавливаются условия, при которых возможно использование природных ресурсов;
  • рассчитывается интегральный эффект от использования природных ресурсов при заданных экологических ограничениях и лимитах природопользования.

Если фактические интегральные нагрузки на природные системы превышают предельные и в перспективе не представляется возможным их снизить до нормального уровня, то использование природных ресурсов, оказывающих воздействие на окружающую среду, не допускается.

Экономическая оценка вовлекаемых в эксплуатацию материальных ресурсов производится только в пределах выделенных квот. Прежде чем осуществить хозяйственную или иную деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, требуется проведение оценки воздействия этой деятельности на окружающую среду (ОВОС). Только после определения условий, при которых возможно использование природных ресурсов, производится их экономическая оценка. Экономическая оценка природных ресурсов, используемых для производства материальных благ, определяется как разница между результатами и затратами с учетом фактора времени и экологических требований при заданных технических и социально-экономических условиях производства.

На современном этапе развития социально—экономических отношений в обществе экономическую оценку природных ресурсов следует подразделить на два вида оценки: коммерческую и народнохозяйственную. По мере совершенствования указанных отношений коммерческая оценка должна приближаться к народнохозяйственной оценке природных ресурсов. Под коммерческой оценкой природных ресурсов понимается определение максимальной величины чистого дисконтированного дохода от использования природных ресурсов, остающегося в распоряжении предприятия за расчетный период оценки. Такая оценка производится для выбора оптимальных решений с точки зрения интересов предприятия и базируется на разности между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности.

Если определение ущерба от загрязнения единицей конкретного вида вредного вещества является затруднительным, то в расчетах могут применяться удельные затраты на сокращение (подавление) выбросов этих веществ. Водоохранная функция природных ресурсов (обычно это относится к лесу) заключается в увеличении суммарного (поверхностного и грунтового) водостока за счет уменьшения испарения дождевой воды. Экономическая оценка этой функции природных ресурсов может производиться по доходу, получаемому в результате дополнительного водостока. Противоэрозионная функция связана с уменьшением ветровой и водной эрозии почвы, а, следовательно, и с повышением продуктивности сельскохозяйственных угодий. Данная функция может оцениваться по доходу, получаемому в связи с этим. Указанные выше функции, наряду с эксплуатационной, могут выполнять лесные ресурсы. Экономическая оценка лесных ресурсов производится на основании данных лесоустройства, а по территории, где такая работа не проводится, на основании экспертных оценок.

Методика экономической оценки природных ресурсов как части национального богатства страны

Экономическая оценка природных ресурсов (объектов) представляет собой определение в стоимостном выражении их ценности в фиксированных социально-экономических условиях производства при к заданных режимах природопользования и экологических ограничениях на хозяйственную и иную деятельность.

Экономическая оценка природных ресурсов является составной частью экономических активов страны. Не относятся к экономическим активам те природные ресурсы, которые не могут быть собственностью, в том числе государственной, например, океаны. Не уносятся к экономическим активам отдельные, недоступные природные ресурсы, которые по этим причинам не включены и в ближайшее время не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот.

Экономическая оценка природных ресурсов производится с целью:

  • эффективного управления природными ресурсами;
  • учета стоимости природных ресурсов в составе экономических активов страны;
  • обоснования стратегий, долгосрочных и среднесрочных планов социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов;
  • включения показателей экономической оценки природных ресурсов в систему социально-экономических отношений в обществе;
  • решения всего комплекса вопросов, связанных с рациональным использованием природных ресурсов.

Объекты экономической оценки природных ресурсов. Экономическая оценка природных ресурсов производится применительно к отдельным их видам или пространственно ограниченным объектам, имеющим фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики. Одни и те же природные ресурсы в составе природных объектов могут выполнять различные функции. Поэтому оценка таких ресурсов должна осуществляться по всему комплексу выполняемых ими функций.

По выполняемым функциям природные ресурсы подразделяются на следующие виды:

  • являющиеся источником удовлетворения материальных и духовных потребностей общества;
  • оказывающие глобальную экологическую услугу обществу;
  • как пространственный базис.

Экономической оценке подлежат:

  • минеральные ресурсы (черные, цветные и редкие металлы, топливно-энергетические ископаемые ресурсы, неметаллические полезные ископаемые и др.);
  • водные ресурсы;
  • лесные ресурсы;
  • земельные ресурсы, как средства производства;
  • ресурсы животного мира;
  • особо охраняемые природные территории и объекты
  • лечебно-оздоровительные и рекреационные ресурсы.

К этим ресурсам относятся прежде всего ресурсы растительного мира (лесные ресурсы), поглощающие вредные для человека вещества и «производящие» кислород.

К данному виду ресурсов следует отнести запасы пресной воды.

Оценка запаса пресной воды должна производиться в рамках экологически допустимых объемах их изъятия из водной экосистемы, так как изъятие воды сверх указанных объемов, ведет к деградации водной экосистемы и вымиранию живых организмов (например, деградация Аральского моря).

Методы экономической оценки природных ресурсов.

Как отмечалось выше, для оценки природных ресурсов, используемых как источники для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества, могут использоваться различные методы.

Метод рентной оценки. Данный метод базируется на определении дополнительного дохода, получаемого без затрат труда и предпринимательской деятельности в результате эксплуатации лучших природных ресурсов (по качеству, местоположению, естественным и экологическим условиям производства).

Метод сравнительного анализа продаж основывается на информации о ценах продажи (прав на использование) путем проведения публичных торгов аналогичных природных ресурсов (объектов).

Метод восстановительной стоимости используется для оценки возобновимых природных ресурсов на основе затрат, которые пришлось бы израсходовать обществу, чтобы полностью возместить исчезновение данного вида ресурса из использования в хозяйственном обороте.

Метод упущенной выгоды базируется на определении упущенного дохода в результате изъятия данного вида природного ресурса из хозяйственного оборота.

Метод остаточного дохода применяется при несовершенстве цен на первичное природное сырье, когда значительный экономический эффект от его использования остается в перерабатывающих отраслях. Основным методом экономической оценки природных ресурсов является метод рентной оценки.

Особенности экономической оценки отдельных видов природных ресурсов.

Минерально-сырьевые ресурсы.

Минеральные ресурсы представляют собой скопления химических элементов (минеральных веществ) земной коры, образовавшихся под влиянием тех или иных геологических процессов, которые в качественном и количественном отношении пригодны для использования в общественном производстве. Экономическое использование всех полезных ископаемых земной коры предполагает их добычу из недр и дальнейшую переработку. Добытые и переработанные полезные ископаемые теряют свою первоначальную форму. Из рудных полезных ископаемых извлекается металл или металлические соединения (например, такие металлы, как железо, марганец, свинец, медь, цинк, золото, уран и другое). Неметаллические полезные ископаемые используются в сыром или переработанном виде в различных отраслях производства. Горючие полезные ископаемые применяются как энергетическое топливо или как сырье для отдельных отраслей промышленности. Среди этой группы выделяются твердые ископаемые (уголь и горючие сланцы), жидкие — нефть, газообразные полезные ископаемые — горючие газы.

Экономической оценке подлежат месторождения полезных ископаемых. При оценке месторождений следует учитывать следующие особенности:

  • невозобновляемость их (запасы месторождений полезных ископаемых строго ограничены, в процессе эксплуатации они полностью отрабатываются);
  • после отработки требуются значительные затраты на ликвидацию или консервацию шахт и карьеров, рекультивацию нарушенных земель, а также решение социальных вопросов (переселение трудящихся в новые районы, создание новых рабочих мест и др.);
  • для выявления новых месторождений необходимы геологический поиск, предварительная и детальная разведка запасов полезных ископаемых;
  • ввод в эксплуатацию новых месторождений связан с относительно длительным сроком строительства горных предприятий и сравнительно высокими капитальными затратами;
  • инвестиционный процесс в горном производстве является непрерывным, т.к. постоянно осуществляется ввод новых мощностей по добыче полезных ископаемых взамен выбывающих;
  • многие месторождения являются комплексными, представленными основными и попутными ценными компонентами.

Экономическая оценка месторождений полезных ископаемых производится на основе разведанных запасов категорий А, В, C1 и 0,5С2.

При их оценке месторождения разбиваются на две группы:

  • разрабатываемые;
  • подготавливаемые к освоению и резервные.

При их оценке производится агрегирование месторождений по уровню рентабельности и срокам их эксплуатации (более и менее 25 лет). Для группы месторождений, срок разработки которых составляет менее 25 лет, определяется средневзвешенный срок их эксплуатации.

Водные ресурсы.

К водным ресурсам относятся запасы поверхностных и подземных вод, находящиеся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы. Особенность оценки водных ресурсов заключается в учете многообразия их роли и областей использования (в коммунальном хозяйстве, промышленности, сельском хозяйстве, гидроэнергетике, судоходстве, сплаве древесины, рекреации и т.д.), связанные как с изъятием, так и без изъятия воды из водного объекта.

Экономическая оценка водных ресурсов как национального богатства производится в составе каждого водного объекта по всей совокупности направлений их использования.

В качестве водных объектов, по которым производится их оценка на макроуровне, принимаются: реки, болота, озера, ледники, наледи и снежники, месторождения подземных вод. При этом при оценке водных ресурсов по указанным водным объектам учитывается: для болот и ледников — их способность содержать и аккумулировать вековые запасы воды, выравнивать сток рек, продлевать их полноводный период; для подземных вод - их ценность как стратегического ресурса; для основных крупных озер России — высокое качество их вод и запасы пресной воды.

Общая стоимость водных ресурсов водного объекта определяется как сумма оценок водных ресурсов по всем направлениям их использования.

Экономическая оценка водных ресурсов осуществляется в следующей последовательности. Первоначально производится потенциальная экономическая оценка водных ресурсов, как основа всех форм жизни на планете и, прежде всего, существования человека и общества, флоры и фауны, включая ландшафтно-эстетическое воздействие на человека .

Затем производится оценка водных ресурсов по отдельным направлениям их использования.

Замыкающие затраты на воду представляют собой допустимые общественно необходимые затраты на прирост располагаемых водных ресурсов, в связи с изменением объемов их потребления в рассматриваемом районе, для данного периода времени и отражают территориально-дифференцированную ограниченность запасов водных ресурсов. В качестве замыкающих водохозяйственных мероприятий и объектов могут выступать водохранилища и гидроузлы для регулирования речного стока с целью целевых и комплексных пропусков, объекты территориального перераспределения речного стока, мероприятия по экономии водных ресурсов и т.д.

Используемая в расчете водная рента отражает дифференциацию объективных условий получения дополнительного дохода водопользователями, не зависящих от значительных финансовых и трудовых затрат в водоемких отраслях экономики.

Экономическая оценка водных ресурсов, используемых для хозяйственных и иных целей без изъятия воды, определяется на основе водной ренты.

Лесные ресурсы. Лесные ресурсы играют многофункциональную роль в национальном хозяйстве. Они служат не только для производства материальных благ, но и выполняют ряд полезных природных функций, таких как: средозащитные, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные, обеспечивающие охрану здоровья человека.

Экономическая оценка лесных ресурсов, используемых для производства материальных благ, определяется на основании суммарного рентного дохода, получаемого в результате использования лесных ресурсов на участке земель лесного фонда для заготовки древесины, побочного лесопользования, нужд охотничьего хозяйства и др. целей. К побочному лесопользованию относятся: заготовка древесных соков, живицы, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, сена, а также размещение пасек, пастбищ и др.

Годовой рентный доход может определяться на основе сравнительного анализа продаж на аукционных торгах на право пользования данного вида природного ресурса.

Потенциальная расчетная лесосека определяется исходя из годового прироста древесины на корню в экономически доступных регионах.

Земельные ресурсы

Земли сельскохозяйственного назначения. Площадь земель сельскохозяйственного назначения принимается по данным земельного кадастра страны на 1 января расчетного года. Оценочная продуктивность одного гектара сельскохозяйственных угодий определяется как средневзвешенная величина оценочной продуктивности одного гектара пашни, сенокосов, пастбищ на их долю в площади сельскохозяйственных угодий. Продуктивность одного гектара и указанная выше доля сельскохозяйственных культур и сенокосов определяется в среднем за последние пять лет. Цена сельскохозяйственных культур и сенокосов принимается в ценах на расчетный год оценки, сложившихся в соответствующем природно- экономическом районе и в переводе в кормовые единицы. Продукция кормовых культур в стоимостном выражении оценивается по цене одного центнера кормовых единиц фуражного зерна. Цена фуражного зерна принимается на уровне 75% от средней реализационной цены всего объема товарного зерна.

Оценочные затраты могут определяться по аналогии с оценочной продуктивностью, предварительно пересчитав их в социально- экономические условия (цены) расчетного года. Кроме того, они корректируются на разницу в урожайности основных сельскохозяйственных культур и сенокосов за последние пять лет. При этом корректируется только часть затрат, функционально связанных с уровнем их урожайности. Оценочные затраты на один гектар пастбищ условно принимаются на уровне 20% от оценочных затрат на один гектар сенокосов.

Земли поселений. Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные чертой от земель других категорий. Мировая практика выработала различные подходы к оценке урбанизированных территорий. Наиболее достоверным подходом к оценке земель поселений как элемента национального богатства страны является многофакторная оценка инженерно-экономических и социально-экономических факторов ценности земли. Принципиальные основы данной методики сводятся к следующему. Городские земли — пространственная база для развития урбанизации и размещения всех видов строительства, на которой сосредоточена основная часть национального богатства, созданного трудом человека.

Ценность городских территорий неодинакова. Она зависит от величины города, его народнохозяйственного профиля, уровня развития инженерной, природоохранной и социальной инфраструктуры, природных, экологических и других региональных факторов, а также от условий размещения конкретных участков в плане города. Величина оценки территорий поселений динамична: меняется во времени и, главным образом, растет.

Критериями комплексной экономической оценки территорий поселений, по исследованиям П.Ф. Лойко и других, являются:

  • инженерно-строительное качество территорий, характеризующее их пригодность к застройке;
  • оснащенность инженерными сооружениями и магистральными коммуникациями;
  • природные условия, в том числе рекреационная ценность территории;
  • состояние окружающей среды;
  • уровень развития социальной инфраструктуры;
  • расположение участков территорий относительно сложившихся транспортных связей с городским центром, с местами приложения труда и т.п.;
  • другие аспекты привлекательности территорий, в том числе престижность, социально-экономические условия проживания населения, административный статус, культурное значение и др.

Оценка территории производится по оценочным экономико- планировочным зонам, которые характеризуются относительной однородностью внутри структурных единиц и отличием друг от друга в соответствии с критериями ценности территории, по качеству среды с точки зрения условий проживания населения, функционирования объектов различного назначения, возможностей размещения нового строительства.

Комплексная социально-экономическая оценка территорий поселений включает примерно сорок компонентов, которые можно объединить в три категории показателей.

Первая категория показателей отражает общественно- необходимые затраты на освоение территорий под строительство. Сюда включаются:

  • балансовая стоимость существующих систем инженерно- транспортного благоустройства, сохраняющая практическую ценность на проектный период;
  • затраты на расширенное воспроизводство и развитие систем инженерной инфраструктуры районного и общегородского значения, включая и затраты на природоохранные мероприятия;
  • стоимость социальной инфраструктуры районного и общегородского значения.

Затраты на инженерно-транспортное благоустройство территорий включают стоимость головных сооружений, прокладки магистральных коммуникаций, сетей местного и районного значения с сооружениями на них. Также должны быть оценены системы водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения, слаботочных устройств, газоснабжения, ливневой канализации, санитарной очистки, зеленых насаждений, улично-дорожной сети, путепроводов и других транспортных сооружений.

Оценке и учету подлежат и затраты, обеспечивающие природоохранные мероприятия и улучшение санитарно-гигиенического состояния окружающей среды.

Вторая категория показателей отражает экономические последствия от изменения характера использования территорий, в том числе:

  • при реконструкции сложившихся районов застройки оцениваются затраты по компенсации убыли не с амортизированных основных фондов, сноса, переноса объектов и т.п.;
  • при освоении новых территорий — затраты и потери, связанные с отводом под строительство природно-ценных земель, в том числе сельскохозяйственных угодий.

Третья категория показателей отражает факторы ценности земель, вытекающие из удобств местоположения участков и других социальных аспектов.

Здесь в стоимостном выражении оцениваются:

  • функциональные удобства территорий для проживания населения и размещения различных объектов строительства;
  • природно-климатические особенности и рекреационная ценность территории;
  • привлекательность (престижность) территорий;
  • социально-культурный потенциал, развитость систем обслуживания и другие факторы качества и потребительной стоимости участков городских территорий.

Все три категории показателей комплексной экономической оценки территорий в совокупности формируют на рентной основе социально-экономическую ценность земель поселений.

Следует учитывать, что ценность земель поселений имеет устойчивую тенденцию к возрастанию. Это обусловлено рядом факторов:

  • ограниченностью площади земель поселений как ресурса;
  • невоспроизводимостью указанного ресурса; ростом дефицитности на свободные земельные участки;
  • увеличением капитала, присоединенного к земле за счет развития строительства и инженерной инфраструктуры;
  • уникальностью способности земель поселений возрастать в цене и без вложений нового капитала;
  • жесткой географической привязкой земель поселений;
  • невозможностью их регионального перераспределения.

Затраты на обустройство территории поселений включают вос­становительную стоимость инженерной подготовки территории, головных сооружений и магистральных сетей водоснабжения, теп­лоснабжения, электроснабжения, канализации, слаботочных уст­ройств, газоснабжения, дождевой канализации, стоимость санитар­ной очистки, зеленых насаждений общего пользования, улично-дорожной сети, местного транспорта по состоянию на начало года проведения оценки. Указанные затраты определяются по каждому конкретному населенному пункту по данным государственной ста­тистической отчетности соответствующих городских служб.

Общая оценка земель конкретного населенного пункта устанавлива­ется путем суммирования оценок экономико-планировочных зон дан­ного поселения, которые выделяются с учетом следующих факторов:

  • неоднородность функционально-планировочных качеств территории, доступность центра населенного пункта, мест кон­центрации трудовой деятельности, центров общественного об­служивания, мест массового отдыха;
  • уровня инженерного беспечения и благоустройства тер­ритории, экологического качества территории, уровня развития сферы обслуживания населения;
  • привлекательности среды, разнообразия мест приложения труда, наличия историко-культурных и природных памятников.

Числовые значения коэффициентов перечисленных факторов определяются на основе положений СНиГТ 2.07.01-89, нормативной и справочной литературы по градостроительству и строительству, исследований, выполненных в свое время ЦНИИЭП жилища и ЦНИИП градостроительства, материалов генпланов и проектов пла­нировки и застройки населенных пунктов, других научных и проект­ных источников, методических рекомендаций по дифференциации ставок земельного налога на территории малых городов и поселков городского типа, утвержденных 24 мая 1999 г. Госкомземом России.

Информационной базой оценки земель поселений являются све­дения государственных кадастров (земельного, градостроительного), градостроительной, землеустроительной и проектно-технической до­кументации, инвентаризации земель, данные государственной стати­стической отчетности, научных исследований.

Земли промышленности, транспорта, связи, обороны и другого на­значения за пределами границ поселений. Объектами оценки земель промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначе­ния за пределами границ поселений, как элемента национального богатства страны, являются земельные участки, которые имеют фиксированные границы и характеризуются определенным место­положением, природными условиями, физическими параметрами, правовым и хозяйственным режимами. В основу оценки указанных земель, в зависимости от их функционального использования, по­ложена создаваемая ими земельная рента.

В основу оценки данных земель может быть также положена упущенная выгода (дисконтированная земельная рента за расчет­ный период оценки) при их изъятии для указанных выше нужд.

Ресурсы животного мира. К животному миру относится сово­купность живых организмов всех видов диких животных, постоян­но или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относя­щихся к природным ресурсам континентального шельфа и исклю­чительной экономической зоны Российской Федерации.

Особо охраняемые природные территории. К природным peсурсам особо охраняемых территорий относятся ресурсы природ охранного назначения и природно-заповедного фонда.

Экономическая оценка особо охраняемых природных территорий и объектов производится на основе упущенной выгоды вслед­ствие запрещения хозяйственной и иной деятельности, противоре­чащей целям этих территорий, с повышающим коэффициентом Экономическая оценка редких и исчезающих видов животных мо­жет производиться методом восстановительной стоимости на осно­ве затрат, которые бы пришлось израсходовать обществу, чтобы полностью возместить исчезновение этих ресурсов.

Лечебно-оздоровительные и рекреационные ресурсы. Рекреацион­ные ресурсы представляют собой территориальное сочетание при­родных условий, благоприятных для организации отдыха и лечения (климат, ландшафт, лечебные воды, грязи и т.п.) и элементов не­производственной (социальной) инфраструктуры, обеспечивающих условия для эффективного отдыха и лечения: гостиницы, пансио­наты, дорожная сеть, предприятия сферы обслуживания и т.п. Раз­мер экономической оценки рекреационных ресурсов обусловлива­ется как природными факторами (включая местонахождение), так и уровнем развития элементов социальной инфраструктуры на дан­ной территории. Экономическая оценка рекреационных ресурсов может осуществляться на основе готовности населения платить за восстановление здоровья, трудоспособности путем отдыха на лоне природы или во время туристической поездки. При этом готовность населения платить за отдых может перекрыть все расходы террито­рии, связанные с отдыхом, и обеспечить не только нормативную прибыль, но и дополнительный доход. Этот дополнительный доход следует положить в основу экономической оценки лечебно- оздоровительных и рекреационных ресурсов.

Вопросы для обсуждения

  1. Что такое учет природных ресурсов? Дайте понятие и характери­стику кадастрам природных ресурсов.
  2. Назовите методические подходы по экономической оценке природных ресурсов. Дайте им характеристику и проиллюстрируйте примерами.
  3. Расскажите об особенностях определения социально-экономической оценки для отдельных видов природных ресурсов.
  4. В чем суть рентного подхода при оценке природных ресурсов?
  5. Как можно экономически оценить экосистемные услуги Земли?
  6. Что понимается под экономической ценностью природы и как ее можно определить?
 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

mobilube 1 shc 75w 90 mobil mobilube 1 shc 75w 90
 
Тримач полки купить запчасть 6J0867575B Skoda Audi Volkswagen Seat
 
bitcoin hide funds
 
https://myfreemp3.click