Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Экология. Конспект лекций Экономико-организационный механизм устойчивого развития

Экономико-организационный механизм устойчивого развития

Для обеспечения перехода современной цивилизации на устойчивый путь развития, по мнению многих ученых, наиболее приемлемым является ноосферный подход. Ноосфера — это сфера разума («ноос» — в переводе с греческого «разум»). Без вмешательства Разума в развитие мировой цивилизации ее ждет деградация и вымирание. Понятие «ноосфера» шире понятия «биосфера», поскольку оно рассматривает в качестве единой системы планету Земля, обозримую для человека часть Космоса, основываясь на нравственно-этических началах Духа и Разума. Биосфера представляет собой область активной жизни, охватывающую нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему. Размеры биосферы в пространстве ограничиваются слоем толщиной 30—40 км.

Таким образом ноосферное развитие — это разумно управляемое соразвитие человека, общества и природы, при котором обеспечивается непрерывный прогресс в жизни общества, использование ресурсов биосферы происходит в пределах ее воспроизводственных возможностей, удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для будущих поколений. Такой подход базируется на четком понимании того, что Человек является частью Природы и должен подчиняться ее законам. Без сохранения природы невозможно продолжение рода Человеческого. Уничтожая ее, мы тем самым уничтожаем свое будущее.

Мировой экологический порядок

Неизбежность вхождения планеты Земля в новую эпоху ноосферного развития предсказал великий русский ученый В.И. Вернадский. Начатое им дело продолжают многие ученые, среди них следует отметитъ Н.Н. Моисеева, А.Д. Урсула и др. Ими доказано, что человеческая деятельность становится ныне основным геообразующим фактором развития активной оболочки Земли. Отсюда вытекает необходимость совместного изучения общества и биосферы, подчинения их единой цели сохранения и развития человечества. Достижение этого возможно лишь при условии, если основные процессы биосферы будут управляться Разумом.

Жизнь человека зависит от непрерывного функционирования природных систем, являющихся источником энергии и питательных веществ. Используемые человеком природные системы должны управляться таким образом, чтобы не нарушалось равновесие в биосфере и в отдельных экосистемах. Ноосферное развитие в центр внимания ставит человека, который должен иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. Переход к ноосферному развитию требует создания единого экологического пространства и нового мышления. Поэтому при переходе к ноосфер- ному развитию следует исходить из устойчивости биосферы, с учетом переплетения экологических проблем, необходимости сотрудничества в планетарном масштабе, включая разработку процедур и механизмов, способных обеспечить сохранение и развитие человеческой цивилизации в целом. На этом пути развития потребуется формирование нового мировоззрения и замена приоритета потребления на приоритет общего качества жизни. Создание в обществе новой системы ценностей будет способствовать формированию рациональных структур производства и потребления, достижению более высокого жизненного уровня населения посредством изменения образа жизни и сокращения потребления природных ресурсов.

Главным законом XXI в. может быть следующее положение: «Создание собственного благополучия должно осуществляться без ущерба другим членам общества и природе. Потребление жизненных благ каждым членом общества, отдельным государством и в целом мировым сообществом не должно превышать возможностей (пороговых значений) в удовлетворении этих потребностей, за которыми начинается деградация окружающей среды и дестабилизация в обществе». Этот закон касается взаимоотношений общества и природы, государств, отдельных людей. Для предотвращения экологической катастрофы необходимо чтобы:

  • экономическое развитие осуществлялось в пределах экологической емкости территорий;
  • объемы выбросов озоноразрушающих веществ и «парниковых» газов не превышали значений, за пределами которых начинаются разрушение озонового слоя Земли и глобальное потепление климата;
  • объемы изъятия биологических ресурсов не превышали предельные пороговые значения, за которыми следует нарушение круговорота веществ в природе;
  • антропогенные воздействия на отдельные экосистемы не превышали предельные пороговые значения, за которыми начинается деградация экосистем.

 

В соответствии с этим, отдельные государства должны строить свое поведение и достигать благополучия не за счет других и не в ущерб другим. Общество как любой организм, как любая система может нормально функционировать лишь в сбалансированном состоянии при соблюдении указанных выше условий. По нашему мнению, методологической основой формулировки новых принципов природопользования и глобальной стратегии обеспечения устойчивого развития должна стать концепция ноосферы В.И. Вернадского. Становление ноосферы связано с изменением системы общественных ценностей, с переходом от утилитарно-догматического отношения к природе к такому типу отношения, в рамках которого природа рассматривается как одна из высших ценностей общественного бытия. Это предполагает переориентацию целеполагающей деятельности, превращения ее в экологически адекватную.

Экологические проблемы, вызванные, прежде всего, нынешним характером хозяйственного развития, проявляются в несбалансированности всей системы эколого-экономических и социальных отношений и требуют радикальной перестройки механизма взаимодействия экономики и охраны окружающей среды. Экологическая целостность планеты и экономическая взаимозависимость стран мирового сообщества делает невозможным достижение ноосферного развития в отдельно взятых странах или регионах. Чтобы спасти Планету от экологической катастрофы, нужно действовать сообща в рамках единой экономико-организационной системы, охватывающей мировое сообщество, отдельные экосистемы и отдельные страны.

Переход человечества на ноосферный путь развития предполагает установление такого «мирового порядка», который обеспечивает достижение следующих целей:

  • а) предотвращение глобальной экологической катастрофы;
  • б) уничтожение видов вооружений, которые могут привести человечество к глобальной катастрофе;
  • в) соблюдение прав человека, национальных меньшинств и этнических групп на планете;
  • г) улучшение социально-экономических условий жизни населения, включая помощь мирового сообщества развивающимся странам для борьбы с голодом и решения других социальных задач;
  • д) установление механизма обеспечения всех государств гарантами против внешней агрессии и разрешения региональных конфликтов только под эгидой ООН и без каких-либо односторонних действий великих держав;
  • е) борьба с международным терроризмом и организованной международной преступностью и др.

Такой подход базируется на следующих основных принципах:

  • а) коллективном разуме;
  • б) коллективной воле;
  • в) коллективном воздействии на тех, кто не подчиняется правилам экологически ориентированного поведения.

 

На международном уровне роль коллективного разума может выполнять реструктуризованная Организация Объединенных Наций которая в перспективе может быть преобразована в Организацию Объединенных Наций Ноосферного Развития.

После окончания холодной войны мир стал другим, и задачи, стоящие перед ним в XXI в., являются другими. Не будем рассматривать все аспекты ее будущей деятельности; остановимся лишь на деятельности в области управления окружающей средой и природными ресурсами. На первом этапе преобразования ООН в этой области следует осуществить ряд мероприятий:

  • усилить экологический блок организации;
  • расширить ее финансовые возможности за счет поступления средств из новых источников;
  • создать новые структурные подразделения по решению актуальных проблем выживания человечества.

Защита окружающей среды непосредственно вытекает из Устава ООН. Данной проблемой занимаются специализированные учреждения и органы. Ведущую роль играет Генеральная Ассамблея ООН. Она определяет основные направления экологической политики международного сообщества, разрабатывает принципы взаимоотношений государств по охране окружающей среды, создает новые природоохранные органы, принимает решения о проведении международных конференций ООН по важнейшим проблемам окружающей среды и решает другие вопросы в этой области. Природоохранная деятельность ООН осуществляется непосредственно через ее главные и вспомогательные органы или систему специализированных организаций. Одним из главных органов ООН является экономический и социальный Совет, в рамках которого действуют функциональные и региональные комиссии и комитеты.

В системе ООН имеется специализированный орган ЮНЕП (программа ООН по окружающей среде), который имеет Совет управляющих, куда входят представители государств, Совет по координации охраны окружающей среды, Фонд окружающей среды. Таким образом, уже имеется основа для последующего совершенствования деятельности ООН. В природоохранном блоке этой организации следует создать: Международный научно-исследовательский институт ноосферного развития, Международный центр глобального экологического мониторинга, Международный центр новых технологий, Международный фонд ноосферного развития.

Остановимся на основных задачах предлагаемых структурных подразделений.

В задачи Международного научно-исследовательского института ноосферного развития должны входить:

  • разработка стратегии выживания человечества;
  • проведение исследований по наиболее актуальным проблемам современного мира;
  • разработка плана действий по спасению человечества от экологической катастрофы.

В современном мире ради сиюминутной выгоды предпочтение отдается социально-экономическим и техническим исследованиям в ущерб изучению экологических проблем. В результате наши знания об отношениях природы и общества недостаточны для того, чтобы уверенно двигаться по пути ноосферного развития. В связи с этими первоочередными задачами, стоящими перед наукой, должны быть:

  • проверка обоснованности гипотез, связанных с глобальными экологическими изменениями, в том числе с потеплением климата и истощением озонового слоя;
  • определение предельно допустимых (граничных) показателей загрязнения окружающей среды и использования природных ресурсов как в целом для планеты, так и для отдельных экосистем;
  • определение «узких» мест в биосферном равновесии;
  • исследование демографического фактора и разработка рекомендаций по его регулированию;
  • поиск новых нетрадиционных источников получения энергии, продуктов питания и конструкционных материалов;
  • исследование экологических рисков.

Данный международный институт на основе грантов должен иметь возможность привлекать различные научно-исследовательские организации для поиска путей решения важнейших проблем выживания человечества. В международных договорах, принимаемых Советом Мира, должны быть отражены:

  • квоты на выброс «парниковых» газов и других загрязняющих веществ по отдельным странам, с постепенным их ужесточением;
  • задания по сохранению и восстановлению лесистости по отдельным регионам;
  • квоты на изъятие отдельных видов природных ресурсов из мировых экосистем;
  • задания по формированию и распределению финансовых средств.

Международный центр глобального экологического мониторинга создается с целью получения объективной информации о состоянии окружающей среды в целом на планете и отдельных ее территориях, а также прогнозирования ее изменений на ближайшую и отдаленную перспективу. Такой мониторинг создается с использованием космических и наземных средств. Материалы Центра используются для принятия оптимальных решений по управлению окружающей средой. Центр новых технологий создается с целью ускорения научного прогресса, широкого распространения в мире высокоэффективных технологий нового поколения. От этого в значительной мере зависит продолжение жизни на Земле.

На каждом этапе развития мировой цивилизации человечество обладает определенным потенциалом по использованию и преобразованию ресурсов биосферы без нарушения ее устойчивости. Этот потенциал по мере ускорения научно-технического прогресса и задействования новых сил природы увеличивается, а следовательно расширяются и возможности выживания человечества. Если обратиться к истории, то совершенствование средств производства не раз спасало цивилизацию от гибели.

Чтобы жизнь на Земле и дальше продолжалась, человечество должно принять все необходимые меры по ускорению научно- технического прогресса для обеспечения:

  • опережающего роста производства экологически чистых продуктов питания в сравнении с ростом населения за счет повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий, расширения использования ресурсов лесов, морей и океанов, а также нетрадиционных источников энергии;
  • постепенной замены невозобновляемых природных ресурсов, по мере их истощения, нетрадиционными источниками удовлетворения аналогичных потребностей человечества.

Для обеспечения своего выживания человечество, в первую очередь, должно стремиться к широкому внедрению и распространению ноосферных технологий. К ним можно отнести такие технологии, которые существенно превосходят лучшие в мире по показателям эффективности, ресурсоемкости и экологичности. Деятельность Центра должна быть направлена на решение поставленных выше задач. В его составе создаются четыре подразделения, имеющие определенные задачи:

Организация науки:

  • разработка научно-технических заданий на выполнение научно-исследовательских работ с указанием достижения конкретных целевых показателей;
  • проведение международных конкурсов среди научно- исследовательских и других организаций на выполнение работ;
  • выделение международных грантов победителям конкурса на выполнение работ.

Ведение банка новых технологий:

  • сбор и систематизация новых технологий на основе современных информационных систем;
  • выпуск информационных бюллетеней по новым технологиям.

Сертификация новых технологий:

  • оценка соответствия новых технологий лучшим мировым образцам и ноосферным требованиям;
  • выдача международного сертификата и присвоение соответствующего знака указанным технологиям.

Организация разработки и внедрения пилотных проектов ноосферных технологий:

  • проведение международного конкурса на разработку и внедрение исследовательских проектов ноосферных технологий;
  • выделение международных грантов победителям конкурса на проведение соответствующих работ (строительство пилотного объекта может осуществляться частично или полностью за счет международного гранта), а также тиражирование пилотных проектов.

Деятельность Международного центра новых технологий должна финансироваться мировым сообществом из Фонда ноосферного развития. Филиалы такого Центра могут создаваться в разных странах при тесном взаимодействии между собой. Лучшие технологии, имеющие соответствующий международный сертификат, должны освобождаться от экспортных и импортных пошлин. Ноосферные технологии, при наличии соответствующего международного сертификата, также должны освобождаться от экспортных и импортных пошлин, а производство продукции по этим технологиям не должно подвергаться налогообложению в течение пятилетнего периода с момента пуска в эксплуатацию пилотного объекта.

Предлагаемые экономические инструменты ускорения научно- технического прогресса будут стимулировать внедрение и широкое распространение в мире указанных выше технологий, что позволит качественно расширить экологическую нишу современной мировой цивилизации. Источниками финансирования природоохранных мероприятий могут выступать: а) взносы (налоги) за потребление природных ресурсов и загрязнение окружающей среды; б) плата за пользование планетарными природными ресурсами, являющимися собственностью всего мирового сообщества; в) дополнительные таможенные пошлины для стран-экспортеров с индексом загрязнения окружающей среды выше среднемирового уровня. Первый вид поступлений в Международный фонд устойчивого развития должен поступать от стран-доноров, у которых валовый внутренний продукт на душу населения превышает среднемировой показатель.

Размеры отчислений налогов в данный фонд могут устанавливаться дифференцировано для каждой страны-донора, в зависимости от отношения валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения к среднемировому его показателю. Чем больше это отношение, тем выше размеры отчислений. В связи с существующими временными трудностями определения ущерба от загрязнения окружающей среды, указанные выше налоги временно могут определяться в долевом отношении от ВВП. Наибольшую долю в нарушении биосферы вносят высокоразвитые страны мира. Предлагаемое налогообложение стран-доноров оправдано. Они должны нести экономическую ответственность за чрезмерное потребление природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.

По данным Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992), каждый ребенок, родившийся в развитых капиталистических странах, потребляет в 20—30 раз больше ресурсов планеты, чем ребенок в странах третьего мира. Если бы объем потребления природных ресурсов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду на душу населения во всем мире был таким, как в США, человечество на Земле, пожалуй, прекратило бы свое существование. По сути дела тем, что человечество еще не вырождается, мы во многом обязаны развивающимся странам.

Для того чтобы развиваться, богатые страны используют экологическую нишу бедных стран, народы которых прозябают в нищете и ведут борьбу за выживание. А за это бедные страны должны брать своеобразную «аренду» в виде предлагаемых выше налогов, часть которых через Фонд ноосферного развития пойдет на оказание им финансовой помощи. Это будет способствовать уменьшению разрыва в уровне жизни между богатыми и бедными странами и, следовательно, к достижению одной из целей нового мирового порядка. При новом мировом порядке в особую группу должны быть выделены планетарные природные ресурсы. Они должны быть разделены на две группы. Первая группа — природные ресурсы, не попадающие ныне под юрисдикцию государств (ресурсы Мирового океана, космическое пространство и т. д.). Эти ресурсы являются достоянием всего мирового сообщества и каждый человек планеты должен иметь равную долю благ, полученных от них. Поэтому за пользование этими ресурсами должна быть установлена соответствующая плата, взимаемая в фонд устойчивого развития и используемая на благо всего человечества.

Вторая группа — природные ресурсы, попадающие под юрисдикцию отдельных государств. К этой группе относятся те природные ресурсы, которые без ущерба для удовлетворения в них внутренней потребности, могут использоваться на благо мирового сообщества. Количество таких ресурсов должно определяться самой страной. Под эти ресурсы выпускаются государственные ценные бумаги, которые продаются и покупаются на международном рынке. В крайнем случае, за эти бумаги всегда можно получить для использования определенную часть природных ресурсов с соответствующими налоговыми льготами, учитывающими стоимость этих бумаг.

На уровне отдельных экосистем данный механизм имеет следующий вид. При переходе человечества на ноосферный путь развития вся планета разбивается на отдельные экосистемы. Для каждой экосистемы создается своя собственная экономико-организационная система экологического регулирования, важнейшими типовыми элементами которой являются Совет государств (или соответствующей страны) по восстановлению и сохранению данной экосистемы, исполнительный орган Совета, научно-исследовательский центр, экологический фонд, страховая экологическая компания, а также экологический банк.

По сути дела предлагаемая система создается для разработки и обеспечения реализации программ по восстановлению и сохранению экосистемы. На основании экологических программ составляется региональное экосистемное соглашение между государствами (или субъектами государства), входящими в эту экосистему, в которой предусматривается:

  • согласование и утверждение долгосрочных программ и планов мероприятий по восстановлению и сохранению данной экосистемы;
  • установление для каждого государства или субъекта государства квот на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ с ежегодным их ужесточением и доведением их в конечном итоге до нормативного уровня, а также квот на изъятие природных ресурсов из экосистемы;
  • установление экономических санкций за нарушение квот;
  • экономические взаимоотношения между государствами (субъектами государств) при реализации экологической программы и другие вопросы.

На национальном уровне действия отдельных стран должны быть направлены на:

  • выполнение принятых международных и экосистемных соглашений в области развития окружающей среды;
  • обеспечение гармонизации принимаемых природоохранных законодательных актов, экологических норм и стандартов;
  • осуществление поэтапной, рассчитанной на несколько лет, перестройки хозяйственного механизма управления экономикой в соответствии с принципами ноосферного развития при неизменном приоритете прав человека на здоровую среду обитания.

Современный мир вступил в новую стадию своего развития - стадию глобализации, охватывающую практически все сферы человеческой деятельности.

Глобализация — объективный процесс с определенными возможностями и потерями для отдельных стран. К основным процессам глобализации относятся:

  • возрастающая роль транснациональных корпораций в экономической политике;
  • увеличение доли внешней торговли в мировом валовом продукте;
  • рост межгосударственных потоков товаров и людских ресурсов, а также убыстрение перетока финансов и увеличение их объемов;
  • бурное развитие новых технологий, особенно информационных;
  • дальнейшее увеличение разрыва в уровне жизни населения в развитых и развивающихся странах и др.

В результате глобализации государства разделяются на три группы:

Первая группа — страны с высокими технологиями, уходящие в отрыв от остальных. Это Северная Америка, Западная Европа и Япония. К ним могут примкнуть некоторые новые индустриальные страны.

Вторая группа — большинство новых индустриальных стан Восточной и Южной Азии, Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы, цель которых на обозримую перспективу — закрепиться на периферии развитого мира.

Третья, весьма многочисленная группа, — так называемые «падающие государства», расположена в экваториальной Африке, Центральной Азии, ряде стран бывшего СССР, доля которых в мировом ВВП продолжает сокращаться.

Таким образом, глобализация оказывает двоякое влияние на современный мир. С одной стороны, она объединяет мир, а, с другой стороны, — разрушает его.

Чтобы процесс глобализации служил устойчивому развитию, необходимо поставить достижение главной цели хозяйственной деятельности предприятий и транснациональных компаний — извлечение максимальной прибыли — в зависимость от сбалансированного решения социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала для нынешнего и будущих поколений людей. Бессмысленным является такое развитие экономики, когда окружающая среда окажется непригодной для проживания человечества. Вряд ли человек сможет радоваться благоустроенной квартире, товарному изобилию и прочему достатку, если воздух будет непригоден для дыхания, вода — для питья, пища — для еды, а дети будут рождаться неполноценными. Поэтому дальнейшее развитие глобализации ни в коем случае не должно угрожать природным системам, от которых зависит жизнь на Земле: атмосфере, водным ресурсам, почве и живым существам.

Для решения этой задачи прежде всего необходимо установить экологические ограничения на хозяйственную деятельность и существенно изменить налоговую политику.

Налоговая политика должна быть такой, чтобы размер прибыли компаний зависел от уровня снижения загрязнения окружающей среды и потребления природных ресурсов, а также повышения эффективности производства.

Экологическое регулирование

Теоретические и прикладные исследования по экологизации хозяйственного механизма управления экономикой в нашей стране и за рубежом проводятся на протяжении уже многих лет. В настоящее время наиболее известны два направления таких исследований.

Первое направление отдает предпочтение прямому экономическому регулированию, предусматривающему сочетание методов императивного, административно-распорядительного управления с инструментами экономического и чисто рыночного регулирования, пРи решающей роли централизованного, государственного вмешательства в экономику.

второе направление отдает предпочтение косвенному регулированию с широким применением экономических методов управления при минимально возможном прямом вмешательстве со стороны государства. Сторонники данного направления рассматривают проблему загрязнения окружающей среды под углом зрения достижения оптимального рыночного равновесия между экономическими целями и интересами «загрязнителя» и «загрязняемого».

Главную причину широкого распространения неконтролируемого загрязнения окружающей среды они видят в том, что существует явный пробел в сфере социально-экономических отношений, когда некоторые виды общественных ресурсов, не получая денежной оценки, выпадают из поля действия рыночного механизма. Поэтому этот механизм не может работать на охрану окружающей среды, поскольку уровень ее загрязнения практически не оказывает влияния на результаты хозяйственной деятельности предпринимателей.

Причина же «выпадения» процессов загрязнения из рыночного механизма состоит в том, что на чистые воздух и воду отсутствуют определенные права собственности. Они — объекты «конкурентного спроса», но одновременно — «свободные блага и услуги». Такое положение дел рассматривается как серьезная деформация нормального рыночного механизма, в результате которой, с одной стороны, ухудшаются результаты хозяйственной деятельности предприятий в связи с социальными издержками на охрану окружающей среды, а с другой — происходит скрытое субсидирование загрязнителей за счет экономии на затратах по предотвращению загрязнений. Из всего этого делается общий вывод: ради создания экологически справедливого рынка должен быть сконструирован некий субстрат цены в виде экономической оценки («квази-цена», «фиктивная цена»), учитывающей загрязнение.

Для экологического регулирования предлагается набор экономических инструментов таких, как:

  • залоговые вклады на возмещение экологического ущерба;
  • субсидии предприятиям, принимающим меры по борьбе с загрязнением окружающей среды;
  • налогообложение экологического ущерба;
  • платежи за загрязнение окружающей среды;
  • прямые переговоры и сделки между сторонами («загрязнителями» или «загрязняемыми») по поводу компенсации ущерба;
  • предоставление отдельным лицам прав собственности на природные ресурсы и взимание государством платежей в уменьшенном размере от улучшения их экологических кондиций.

Залоговые вклады применяются в борьбе с захламлением среды различными видами отживших свой век товаров и изделий, особенно требующих сложных процедур для их сбора, переработки и захоронения (например, бытовых холодильников, авторезины и т. п.). В Швеции, например, накоплен большой опыт использования залоговой стоимости для повторного использования стеклотары из-под пива, вина и безалкогольных напитков, а также алюминиевых банок. Как показывает практика, существует прямая взаимосвязь между повышением в разумных пределах залоговой стоимости и увеличением процента оборачиваемости (возвращения тары). Для указанных видов тары в Швеции возврат составляет сейчас 98—99% при залоге 0,5 кроны. Аналогичная система с применением залоговой стоимости применяется и к аккумуляторам, выделяющим многие ядовитые вещества, в том числе ртуть. Такая система имеет определенную перспективу для решения проблемы повторного использования и утилизации некоторых видов товаров и изделий.

Субсидии — классический инструмент рыночного регулирования, который может использоваться и в экологической политике. Однако роль квази-цены он все-таки практически не выполняет.

Главная роль в. косвенном регулировании отводится налогообложению экологического ущерба. Налогообложение экологического ущерба идеально соответствует постулатам «оптимального рыночного равновесия». Действительно, в теории все выглядит логично и просто. Загрязняющие окружающую среду фирмы, стремясь улучшить результаты хозяйственной деятельности, избавляются от налога путем устранения загрязнения. Размер налога равен годовой величине наносимого фирмой ущерба окружающей среде, исчисляемого в денежном выражении. За счет мощного притока новых средств в казну государство расширяет финансирование своих социальных и экологических программ. Известно, что в промышленно развитых странах ущерб от загрязнения окружающей природной среды колеблется от 4 до 8% ВВП (в странах ЕС — от 6 до 8%). Если налог установить на уровне указанных выше величин, то предприятия просто не могут вынести это финансовое бремя, что существенно подорвет потенциал расширенного воспроизводства и экономику страны в целом. Совершенно очевидно, что с помощью таких инструментов без коренного изменения налоговой политики практически невозможно строить систему экологического регулирования.

Экологическим налогам в настоящее время нашлось применение лишь в тех областях, где объектами регулирования выступают качественные (по экологическому критерию) кондиции товаров и изделий, использование которых приводит к загрязнению среды. Например, налоги или таможенные пошлины на уголь с высоким содержанием примесей (серы и золы), автомобильный бензин со свинцовыми присадками и др. В этом случае введение налога на эти товары и изделия (но не на базе величины ущерба) призвано вытеснить их с рынка и заменить более экологически чистыми.

Реконструированную модель экологического налога представляют собой платежи за загрязнение окружающей среды. Внедрение их в практику связано с решением ряда задач:

  • требуется создание системы мониторинга и контроля выбросов (сбросов) всех видов вредных веществ. Недоучет некоторых загрязнителей ведет к занижению величины суммы платежей;
  • требуется разработка нормативно-методической базы, на основе которой исчисляются платежи;
  • ставка платежей должна быть таковой, чтобы предприятию было выгодней снижать выбросы, а не делать отчисления.

Важная роль в экологическом регулировании принадлежит также стандартам, нормативам и правилам. Экологические стандарты представляют собой предельно допустимые нормы, соблюдение которых является обязательным. Применяются также нормы- ориентиры (стандарты), указывающие направления и конечную цель, к которой следует стремиться в экологической политике. Поскольку достижение указанных норм может быть осуществлено через определенные последовательные этапы, общество нуждается в промежуточных вешках, обозначающих эти этапы. Этим целям служат прогрессивные нормативы допустимых выбросов, устанавливаемые на определенный срок (например, 5 лет). После завершения срока и выполнения требований вводятся в действие новые нормативы с более жесткими требованиями — и так вплоть до достижения источниками загрязнения экологических стандартов.

В ряде стран для охраны окружающей среды применяются:

а) стандарты качества окружающей среды, представляющие собой предельные уровни загрязнений и воздействий, которые не должны превышаться в данной среде или ее компонентах;

б) стандарты на продукцию, предусматривающие:

  • предельные уровни содержания загрязнителей или неблагоприятных воздействий в составе продукта либо связанных с ними эмиссиях;
  • свойства или характеристики конструкции продукции;
  • способы ее использования (применения).

В случае необходимости в эти стандарты включаются также правила тестирования, упаковки и маркировки продукции.

в) стандарты для стационарных установок (стандарты на процессы), к которым относят:

  • эмиссионные стандарты (нормы выбросов), устанавливающие предельные уровни содержания определенных загрязнителей в выбросах (сбросах) стационарных установок;
  • конструкционные стандарты, которые определяют требования к конструкции и сооружению стационарных установок, направленные на защиту окружающей среды;
  • эксплуатационные стандарты, предписывающие определенные методы эксплуатации стационарных установок.

 

С помощью общих, унифицированных экологических нормативов можно гармонизировать экологическую политику разных стран и рационализировать управление внешними торгово-экономическими отношениями. Ныне эффективная внешнеторговая политика любой страны практически не мыслима без установления системы прогрессивных экологических нормативов на экспортные изделия, материалы, сырье, без их согласования с нормативами главных торгово-экономических партнеров, без постоянной корректировки по мере обновления нормативов у партнеров.

Кроме экономической заинтересованности для «принуждения» соблюдения экологических стандартов и нормативов, применяются лицензирование хозяйственной деятельности и государственный контроль. При переходе на устойчивый (ноосферный) путь развития прежде всего должна быть создана экологизированная система подготовки и принятия хозяйственных решений (СППР). Следует учитывать, что наше будущее есть ни что иное, как следствие принимаемых решений. Поэтому данная система должна обеспечить принятие таких хозяйственных решений, реализация которых приведет к неблагоприятным экологическим, социально-экономическим и другим последствиям. Данная система должна отвечать следующим требованиям:

  • при подготовке и принятии решений должны быть выполнены все технические и процедурные нормы по учету экологического фактора;
  • решения должны иметь прогрессивный характер — по уровню принимаемой техники и технологии должны находиться на уровне лучших мировых образцов;
  • выбор решений должен производиться по максимальной величине экономического эффекта с учетом экологического фактора и интересов общественности;
  • система должна представлять единое целое и предусматривать взаимоувязку и последовательность действий при подготовке, принятии и реализации решений.

Прежде чем осуществлять хозяйственную или иную деятельность, связанную с использованием природных ресурсов и возможным воздействием на окружающую среду, требуется проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) этой деятельности, а затем на ее основе принятие соответствующего Заявления. Такая оценка проводится с целью предотвращения деградации окружающей среды, восстановления нарушенных в результате предыдущей хозяйственной деятельности природных систем, обеспечения эколого-экономической сбалансированности будущего хозяйственного развития, создание благоприятных условий жизни людей, выработки мер, снижающих Уровень экологической опасности намечаемой деятельности.

Согласно исследованиям Ю. Л. Максименко, достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • выявление и анализ всех возможных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду района реализации хозяйственного проекта;
  • прогнозирование и оценка изменений окружающей среды, которые произойдут в результате оказанных на нее воздействий после осуществления намечаемой деятельности;
  • предсказание (искусственно-техническое формирование) и классификация по значимости экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий;
  • учет в подготавливаемых хозяйственных решениях возможных последствий их реализации.

При проведении ОВОС следует руководствоваться следующими принципами:

  1. соучастие общественности — причастность общественности к выработке решений. Недооценка инициатором этого фактора в связи с выступлением населения против строительства объекта, которое грозит омертвлением капитальных вложений, иными прямыми и косвенными экономическими потерями;
  2. открытость экономической информации;
  3. упреждение — процесс ОВОС должен проводиться начиная с ранних стадий подготовки решений по объекту вплоть до их принятия;
  4. альтернативность и вариантность — рассмотрение всех возможных альтернатив, чтобы выбрать наиболее приемлемые из них;
  5. интеграция — рассмотрение во взаимосвязи всех аспектов осуществления намечаемой деятельности (социально-экономических, природоохранных, нравственных и др.);
  6. разумная детализация — исследования в рамках ОВОС должны проводиться с такой степенью детализации, которая соответствует значимости возможных неблагоприятных последствий реализации проекта хозяйственной деятельности;
  7. последовательность действий — этапов, процедур и операций при проведении ОВОС.

Одной из важных особенностей ОВОС является формирование на стадии подготовки Заявления о воздействии на окружающую среду. Данный документ содержит:

  • описание состояния окружающей среды в районе реализации намечаемой деятельности;
  • анализ нормативно-правовых актов в области регулирования природопользования и охраны окружающей среды;
  • формирование и оценка альтернативных решений;
  • выявление возможных воздействий на окружающую среду реализации альтернативных решений по объекту;
    • формирование экспертных оценок изменения окружающей среды в районе размещения объекта по альтернативам решений;
    • анализ возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации альтернатив решений по объекту;
    • разработка предложений по предотвращению неблагоприятных воздействий на окружающую среду, реализации решений по объекту.

Указанное Заявление подлежит обсуждению на общественных слушаниях, которое представляет собой специальную форму встреч всех заинтересованных сторон заказчика, разработчика решений по объекту, органов государственной власти и управления, местного населения и общественности — по поводу намечаемой деятельности. После проведения общественных слушаний заказчик корректирует решения по осуществлению намечаемой деятельности. Заключительным шагом заказчика является принятие окончательного решения о возможности и целесообразности осуществления намечаемой им деятельности на конкретной территории.

Выбор решений в СППР осуществляется по максимальной величине получаемого экономического эффекта при соблюдении экологических требований и ограничений на хозяйственную деятельность.

Экологические требования и ограничения сводятся к следующему. По намечаемым к строительству предприятиям выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и потребление сырьевых ресурсов на единицу продукции должны быть в пределах стандартов, установленных на базе лучших технологий. Если данное требование не соблюдается, то строительство предприятия должно не допускаться. Это обстоятельство имеет важное значение для развития экономики страны, ее конкурентноспособности на мировом рынке и расширении, так называемой «экологической ниши». Устанавливая стандарты на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и потребление сырьевых ресурсов, мы тем самым стимулируем ускорение научно- технического прогресса, а с точки зрения определения эффективности сравниваем варианты по производству заданной продукции в сопоставимый вид по экологическому фактору. При этом отпадает необходимость при выборе вариантов учитывать в хозяйственных результатах наносимый или предотвращенный ущерб от загрязнения окружающей среды, определение которого, как уже упоминалось, в настоящее время весьма затруднительно. При внедрении экологизированной СППР выбросы (сбросы) загрязняющих веществ на предприятиях региона и изъятие природных ресурсов из отдельных экосистем не должны превышать их лимитированного уровня, установленного для данной территории.

Выбор хозяйственный решений, в том числе на уровне предприятий, должен производиться при обязательном соблюдении заданных выше региональных экологических ограничений. В случае, если при обосновании указанных ограничений строительства объекта не удается соблюдение указанных ограничений, объект необходим с социально-экономических позиций, то должно предусматриваться соответствующее дополнительное снижение антропогенных воздействий и экономия природных ресурсов на других предприятиях региона с тем, чтобы в целом по данной территории не выйти за рамки установленных экологических ограничений. Дополнительные эксплуатационные и капитальные затраты для этих целей должны учитываться при экономической оценке хозяйственных решений. При невозможном выполнении указанных ограничений или их экономической неэффективности предложение о строительстве нового объекта или расширении действующих предприятий в данном регионе должно отклоняться. Хозяйственная деятельность должна допускаться только при соблюдении указанных выше экологических требований и ограничений. При переходе на устойчивый (ноосферный) путь развития должно быть умелое сочетание экономических и административных методов управления.

 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

купить мобил 3000 5w40 мобил 3000 5w40 интернет магазин автомасел
 
Кліпса купить запчасть 6L0839720B Skoda Audi Volkswagen Seat
 
btc mixer
 
https://myfreemp3.click