Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Экология. Конспект лекций Экологический паспорт предприятия - природопользователя

Экологический паспорт предприятия - природопользователя

Правовая основа и предназначение экологического паспорта предприятия. Осуществление действенных природоохранных мероприятий на уровне отдельного хозяйствующего субъекта (предприятия, хозяйства), промышленной или агропромышленной зоны, города или региона в целом возможно только при детальном учете всех возможных и явных источников загрязнений. Такая информация может быть сосредоточена в единственном документе — в экологическом паспорте.

Экологический паспорт предприятия-природопользователя (ГОСТы 17.0.0.04.90 и 17.0.0.06-2000) представляет собой нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием природных ресурсов (воздуха, природных вод, почв, лесных ресурсов, нефти, каменного угля, торфа, природного газа и т.д.), вторичных ресурсов (электроэнергии, ГСМ, мазута и т.д.) и данные по определению влияния хозяйственной деятельности предприятия на ОПС.

Разработка указанных паспортов является важным этапом в решении проблемы экологического контроля состояния ОПС, управления ее развитием и составления экологических прогнозов. Имея обширный материал по множеству предприятий, можно агрегировать его по территориальному принципу и выявлять факторы, которые наиболее сильно влияют на экологическую обстановку в регионе, и разрабатывать в дальнейшем мероприятия по ее улучшению.

Информация, содержащаяся в экологическом паспорте, предназначена для решения следующих эколого-экономических задач:

  • оценки влияния выбросов (сбросов, твердых отходов) загрязняющих веществ на ОПС и определения платы за природопользование;
  • установления предприятию ПДВ, ПДС и ПДО загрязняющих веществ в ОПС;
  • планирования предприятием природоохранных мероприятий и оценки их эффективности;
  • повышения эффективности использования природных (водных, земельных) и материальных ресурсов, энергии и энергоресурсов;
  • экологической экспертизы проектируемых, существующих и реконструируемых предприятий;
  • контроля за соблюдением предприятием законодательства РФ в области охраны ОПС.

Срок действия экологического паспорта — 5 лет. По истечении этого срока районный (городской) комитет по охране природы ежегодно продлевает срок действия документа, если установленные в нем нормативы ПДВ, ПДС, ПДО не превышались на данном предприятии.

Структура и содержание экологического паспорта предприятия

Экологический паспорт включает следующие блоки (разделы):

Общие сведения о предприятии:

наименование, адрес, ведомственная подчиненность; производственная структура, производственные показатели отдельных подразделений (цехов, участков); экологическая карта-схема предприятия с нанесенными на ней производственными корпусами, сельскохозяйственными угодьями, лесными полосами, дорогами, примыкающими жилыми массивами. Здесь же наносятся источники загрязнения атмосферы и поверхностных вод, водозаборы, приемники сточных вод, места складирования (захоронения) твердых отходов.

Краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия включает:

  • метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере: коэффициент температурной стратификации атмосферы, коэффициент рельефа местности, средняя максимальная температура наружного воздуха наиболее жаркого месяца года, среднегодовая роза ветров, скорость ветра по средним многолетним данным;
  • характеристику состояния окружающей среды. Определяются: значения фоновых концентраций загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферу предприятием и по которым для него необходимо разрабатывать проекты ПДВ;
  • характеристику источников водоснабжения и приемников сточных вод: минимальный среднемесячный расход воды, показатели качества вод водных объектов в контрольных створах выше и ниже выпуска или забора воды из водного объекта: ВПК, ХПК, рН, температура, взвешенные вещества, характерные для данного водного объекта ингредиенты.

Использование земельных ресурсов:

а) общая площадь занимаемых земель, включая сельскохозяйственные угодья, здания и сооружения, дороги, хранилища, свалки, площадь под озеленение и газоны. Указываются размеры санитарно-зашитных зон. Отдельно приводятся данные по экспликации и инвентаризации угодий (пашня, залежь, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища; и каждый вид подразделяется в свою очередь на орошаемые, осушаемые, рекультивированные и т.д.);

б) сведения о состоянии и использовании почвенных ресурсов:

  • сведения об эрозии почв (общая площадь, из них слабо, средне и сильно смыто, занято оврагами, выведено из оборота); объем применения противоэрозионных мероприятий;
  • сведения о состоянии пахотных земель: площадь неорошаемых и орошаемых земель, в том числе с потерями гумуса более 25%, загрязненных продуктами сельскохозяйственного производства (пестицидами, биогенными элементами), продуктами техногенеза (тяжелыми металлами, радионуклидами); засоленных, заболоченных;
  • сведения о рекультивациях нарушенных почв и использовании снятого гумусового слоя.

Состояние и использование водных ресурсов:

  • наименование источников водоснабжения (река, озеро, канал и т.д.). Объем забираемой воды (тыс. м3/год). Использовано воды: на орошение, обводнение, водоснабжение. Объем коллекторно-дренажных и сточных вод. Потери воды при транспортировке;
  • характеристика источников сточных вод: объем сбрасываемых сточных вод, их физико-химические показатели (ВПК, ХПК, взвешенные вещества, рН, температура); количество загрязняющих веществ, сбрасываемых в единицу времени (г/с, т/год); эффективность очистных сооружений.

На основании этих сведений разрабатывают нормативы ПДВ по каждому загрязняющему веществу.

Характеристика выбросов в атмосферу.

Приводятся данные по организованным и неорганизованным источникам загрязнения. При этом следует иметь в виду, что: источник загрязнения атмосферы — объект, от которого загрязняющее вещество поступает в атмосферу; источник выделения — объект, в котором образуются загрязняющие вещества (технологическая установка, склад сырья или продукции и т.д.); организованный источник загрязнения атмосферы — устройство для направленного вывода загрязняющих веществ в атмосферу (дымовая труба, вентиляционная шахта, аэрационныйфонарь); неорганизованный источник загрязнения атмосферы — не имеет специальных устройств для вывода загрязняющих веществ в атмосферу.

Здесь же приводится полная инвентаризация всех источников загрязнения атмосферы: высота труб, диаметр устья труб, количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в единицу времени (г/с, т/год), время работы оборудования в течение года, эффективность очистки выбрасываемых газов (если она предусмотрена)

На основании результатов инвентаризации выбросов рассчитываются ПДВ и карты распределения загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы. ПДВ устанавливаются для каждого источника загрязнения атмосферы, а также по каждому загрязняющему веществу, выбрасываемому данным предприятием.

В этом же разделе приводятся сведения об автотранспортном парке предприятия (вид транспорта, количество, годовом пробег в км/ год, количество и вид сожженного топлива за год).

Отходы.

Разделяются на производственные и бытовые. Указывается количество производственных отходов, образовавшихся у природопользователя за отчетный год, в том числе количество отходов каждого класса опасности. Кроме того, указывается количество отходов: использованных на данном предприятии, обезвреженных или переданных другим организациям, направленных на объекты размещения отходов (полигоны), в том числе размещенных с целью захоронения и размещенных с целью хранения. (Размещение с целью хранения предполагает возможность последующего извлечения для переработки, утилизации или обезвреживания. Имеется в виду, что в будущем будет разработана подобная технология, а в данный момент она отсутствует. Размещение с целью захоронения предполагает навечное захоронение без последующего извлечения отходов.)

В этом же разделе приводятся нормативные объемы образования каждого вида отходов с учетом передового технического опыта и рассчитываются нормативы предельно допустимых отходов (ПДО).

Указывается характеристика полигона для размещения отходов: площадь, размер санитарно-защитной зоны, проектная вместимость, степень заполнения объекта, система защиты окружающей среды (тип противофильтрационного экрана, защита от воздействия атмосферных осадков, сбор и очистка дождевых, талых и дренажных вод, сбор и очистка выделяющихся газов). Обязательно приводятся сведения об организации контроля окружающей среды полигона (контроль подземных вод с помощью наблюдательных скважин, контроль воздуха и почв).

Сведения о твердых бытовых отходах (ТБО) включают количество образовавшихся отходов за год, в том числе: уничтоженных, использованных и вывезенных на полигоны ТБО и санкционированные свалки.

Эколого-экономические показатели.

Приводятся капитальные затраты на охрану окружающей среды (отдельно на охрану атмосферного воздуха, водных ресурсов и земель). Указывается плата за пользование природными ресурсами и плата за загрязнение окружающей среды: за выбросы в атмосферу от стационарных и передвижных источников, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, на рельеф местности или в канализацию.

за размещение производственных и бытовых отходов на полигонах или санкционированных свалках.

Планирование природоохранных мероприятий и оценка их эффективности.

Приводится план мероприятий по достижению нормативов ПДВ в атмосферу и ПДС в водоемы. В составе этих мероприятий предусматриваются вывод устаревших технологий и производств (указываются сроки), ввод новых, экологически более чистых, реконструкция действующих, установка газо-пылевых очистных сооружений, локальных очистных сооружений (для очистки сточных вод).

В соответствии с природоохранными требованиями уровень влияния хозяйственной деятельности предприятия-природопользователя на ОПС не должен превышать ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, водоемах и почвах. В то же время превышение регламентированных нормативов не лишает предприятия права на природопользование, но обязывает разрабатывать и практически осуществлять природоохранные мероприятия по снижению до нормативного уровня негативного воздействия производства на природную среду.

При более широком же толковании понятия «природопользователь», можно говорить об экологической паспортизации района, города, области, республики и страны в целом. Такой паспорт будет отражать экологическое состояние конкретной территории и облегчит поиски столь желанной гармонии между человеческим обществом и природой.

Разработка нормативов ПДВ

Рассеивание загрязняющих веществ в атмосфере. После выхода из источника выбросов загрязняющих веществ, последние не остаются в атмосфере в неизменном виде. Прежде всего, происходят физические изменения, особенно в процессе динамических явлений, таких как перемещение и распространение в пространстве, турбулентная диффузия, разбавление и т.д. Кроме того, загрязняющие вещества способны вступать в химическое взаимодействие с другими компонентами атмосферного воздуха, изменяя во времени и пространстве свой количественный и качественный состав.

Выбросы вредных веществ, содержащихся в отходящих газах промышленных предприятий, осуществляются через дымовые трубы, главное назначение которых — отводить выбросные газы в верхние слои атмосферы (во всяком случае за пределы приземного слоя) и рассеивать их. Рассеивание является одним из путей достижения установленных нормативов качества воздуха в приземном слое атмосферы в районе расположения предприятия.

Эффективность рассеивания зависит от многих факторов, и прежде всего, от высоты трубы Н (которая может достигать 300 и более метров) и от высоты подъема дымовых (выбросных) газов над устьем трубы. Высота подъема газов обеспечивается направленным вверх движением со скоростью W0, а также всплыванием теплых газов, выпускаемых в более холодный окружающий воздух. Ha эту высоту существенное влияние оказывает горизонтальное движение ветра, уменьшающее действие и вертикальной скорости, и эффекта всплывания.

Струя газа, выходя из дымовой трубы, разбавляется незагрязненным воздухом. Поэтому имеет место снижение концентрации вредных компонентов дымовых газов, составляющее суть явления рассеивания.

В общем случае степень разбавления выбросов находится в прямой зависимости от расстояния, которое прошел этот выброс до данной точки. Вредные вещества, содержащиеся в выбросе, распространяются по направлению ветра в пределах сектора, ограниченного довольно малым углом раскрытия факела вблизи выхода из трубы в 10— 200. Если принять, что угол раскрытия факела не меняется с расстоянием, то площадь поперечного сечения факела должна возрастать пропорционально квадрату расстояния и, следовательно, концентрация вредных веществ должна падать обратно квадрату расстояния.

При построении картины рассеивания вредных компонентов дымовых газов следует иметь в виду, что наибольший практический интерес представляет не вертикальное распределение концентрации в пространстве, в частности, по высоте факела, а изменение концентрации в приземном слое атмосферы, т.е. в двухметровом слое над поверхностью земли, где обитают люди. У основания трубы и далее вплоть до приземления дымового факела концентрация вредных компонентов равна нулю. Затем она быстро растет до максимальной величины См, хотя в газовой струе продолжает неуклонно падать. После чего по мере отдаления от трубы медленно убывает за счет дальнейшего разбавления выбросов незагрязненным воздухом.

Вышеизложенное в полной мере относится к теоретически ожидаемой картине распределения концентрации. Однако, как показывают натурные замеры, В ближайшей к предприятию зоне всегда обнаруживаются вредные компоненты выбросных газов. Причиной этого чаше всего являются не какие-то другие промышленные предприятия в данной местности, формирующие фоновое загрязнение атмосферного воздуха, а неорганизованные источники выбросов рассматриваемого предприятия (неплотности в газовых трактах, площадки для перевалки сырья, топлива и складирования отходов). Вследствие этого ближайшая к предприятию зона получила название зоны неорганизованного загрязнения.

Влияние различных факторов на приземное распределение загрязняющих веществ. Вредные вещества, выбрасываемые с дымовыми газами промышленных предприятий, переносятся и рассеиваются в атмосфере по-разному в зависимости от ряда факторов: метеорологических, климатических, рельефа местности и характера расположения на ней объектов предприятия, высоты дымовых труб и гидродинамических параметров истечения выбросных газов. При этом к важнейшим метеорологическим и климатическим факторам относят скорость ветра, температурную стратификацию (распределение температур окружающего воздуха в вертикальном направлении вблизи дымовой трубы), температуру окружающего воздуха. Особая роль их проявляется в нижнем слое атмосферы - до высоты 50—250 м над поверхностью земли.

Поступившие в атмосферу частицы перемешаются благодаря молекулярной и турбулентной диффузии. Рассеивание газовой струи, осуществляемое за счет молекулярной диффузии, незначительно. Основная доля диффузионного переноса приходится на турбулентную диффузию. Перенос происходит под воздействием ветра в направлении от высокого давления к низкому. Ветер, который представляет собой турбулентное движение воздуха над поверхностью земли, является метеорологическим фактором, в значительной мере влияющим на горизонтальное перемещение вредных примесей.

Информация о скоростях и направлениях ветра в рассматриваемом районе расположения промышленного предприятия используются для анализа и выявления частоты образования неблагоприятных метеорологических условий, при которых возникает повышенное загрязнение воздуха.

Каждому источнику выбросов в зависимости от высоты его, объема и температуры газов соответствует своя, так называемая опасная скорость ветра W когда имеет место наибольшая приземная концентрация вредных веществ Сm. Сущность понятия опасной скорости ветра для источника выражается в следующем: при штиле или малых скоростях ветра дымовой факел беспрепятственно поднимается на большую высоту и не попадает в ближайшие к источнику приземные слои воздуха. При большой скорости ветра дымовой факел активно перемешивается с большим объемом окружающего воздуха; в результате этого, хотя факел и достигает земли, величины приземных концентраций невелики. Таким образом, между штилем и высокой скоростью ветра есть такая опасная скорость, при которой дымовой факел, прижимаясь к земле, на определенном расстоянии создает наибольшую величину приземной концентрации.

Сравнение опасных скоростей ветра с характеристикой ветров по данным климатических наблюдений позволяет определить фактическое влияние промышленного предприятия на загрязнение воздуха в городе или поселке.

Сильное влияние на уровень приземной концентрации вредных веществ оказывает температурная стратификация атмосферы, т.е. характер вертикального распределения температур. Температурная стратификация определяется способностью поверхности Земли поглощать или излучать тепло. При обычном состоянии атмосферы в дневное время земная поверхность нагревается и за счет конвективного теплообмена нагревает приземной слой воздуха. В этих условиях по мере подъема вверх температура падает. Температурный градиент составляет примерно 0,6 0С на 100 м подъема вверх. Ночью при ясной погоде поверхность Земли отдает в окружающее пространство (подобно любому нагретому предмету) большое количество лучистого тепла. При этом земная поверхность, охлаждаясь сама, охлаждает приземный слой воздуха, который остывает быстрее верхних слоев. В результате происходит инверсия (поворот) распределения температур в воздушной оболочке Земли — температура воздуха с высотой (до верхних границ инверсионного слоя) повышается.

Более благоприятные условия для вертикального и горизонтального рассеивания дымовых газов создаются при обычном состоянии атмосферы. С одной стороны, снижение температуры с высотой способствует энергичному всплыванию дымовых газов, а с другой стороны, восходящие потоки более теплого воздуха интенсифицируют перемешивание дымовых газов с атмосферным воздухом. В инверсионных условиях ослабляются и всплывание дымовых газов, и турбулентный обмен, что ведет, в конечном итоге, к ухудшению рассеивания выбросов и накоплению вредных веществ в приземном слое.

Особенно интенсивно приземная инверсия формируется во время ясной морозной погоды. Способствуют образованию инверсионного слоя и антициклоны, при которых происходит сжатие нижнего слоя воздуха с выделением тепла в окружающую среду.

В случае расчета приземных концентраций вредных веществ температурная стратификация учитывается с помощью коэффициента стратификации А, отражающего региональные неблагоприятные условия вертикального и горизонтального перемешивания примесей, которые поступают в атмосферный воздух с дымовыми газами. Коэффициент А зонирован по территории России и стран СНГ Главной геофизической обсерваторией им. А.И. Воейкова.

Опасная скорость ветра в сочетании с неустойчивой стратификацией и интенсивным переносом примесей сверху вниз образует совокупность неблагоприятных метеорологических условий, при которых наблюдается максимальное значение приземной концентрации вредных веществ См

На характер перемещения и рассеивания в атмосфере вредных веществ, выбрасываемых с дымовыми газами, влияют также рельеф местности и температура окружающего атмосферного воздуха. Чем выше последняя, тем в меньшей степени проявляется эффект всплывания дымовых газов. Поэтому расчеты приземных концентраций обязательно проводят при средней максимальной температуре наиболее жаркого месяца года, используя данные климатических наблюдений в районе предприятия.

Рельеф местности, даже при наличии невысоких возвышенностей, существенно изменяет микроклимат в отдельных районах, а также характер рассеивания вредных веществ. Натурными замерами зафиксированы высокие концентрации вредных примесей с заветренной стороны холмов, что можно объяснить образованием за холмами зон пониженных давлений, где наблюдается встречное по отношению к основному потоку движение воздуха.

Расчет приземных концентраций вредных веществ выполняется в соответствии с требованиями общесоюзного нормативного документа ОНД-86, утвержденного Госкомгидрометом в 1986 г.

Методики расчета приземных концентраций вредных веществ даже для одиночного источника выбросов довольно громоздки. Они намного усложняются в случае нескольких источников выбросов. Реально на промышленных предприятиях число источников достигает нескольких десятков или даже сотен. Поэтому подобного рода расчеты» как правило, выполняются с использованием компьютерной техники, требующей соответствующего программного обеспечения. Известно много программ («Воздух-2», «Гарант-1», «Универсал-1», «Эфир-6.03», «Эколог» и др.), каждая из которых способна в большей или меньшей степени учесть метеорологические, рельефно-климатические особенности района расположения предприятия, влияние зданий и сооружений на распространение загрязняющих веществ.

Нормирование выбросов в атмосферу. Основным средством для соблюдения ПДК вредных веществ является установление нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу. ПДВ устанавливают таким образом, чтобы выбросы вредных вещеcтв от данного источника и от совокупности всех других источников данном районе с учетом перспективы его развития и рассеивания веществ в атмосфере не создавали приземные концентрации, превышающие максимальные разовые предельно допустимые концентрации (ПДК м.р.).

ПДВ определяется индивидуально в зависимости от расположения источника по отношению к массивам, сочетания выбросов вредных веществ от рассматриваемого источника с выбросами от других источников и др.

Нормативы ПДВ устанавливаются на основании расчета приземных концентраций (т.е. расчета См— максимальной приземной концентрации при неблагоприятных метеорологических условиях, в том числе при опасной скорости ветра) и сопоставления результатов расчета с предельно допустимыми концентрациями. Величина ПДВ определяется в виде массы выбросов в единицу времени, в граммах в секунду.

Для каждого из загрязняющих веществ, содержащихся в выбросных газах, величину ПДВ устанавливают отдельно. Кроме того, по каждому веществу устанавливается суммарная величина ПДВ в целом для предприятия.

Если в воздухе городов или других населенных пунктов концентрации вредных веществ превышают ПДК, а значения ПДВ в настоящее время не могут быть достигнуты, то по согласованию с региональными органами Минприроды РФ предусматривается поэтапное, с указанием длительности каждого этапа, снижение выбросов вредных веществ до значений ПДВ, обеспечивающих достижение ПДК. На каждом этапе до обеспечения значений ПДВ устанавливаются временно согласованные выбросы (ВСВ) вредных веществ на уровне, не превышающем величины выбросов лучших отечественных производств, которые были достигнуты в предэтапном году.

Проект нормативов ПДВ является базовым документом для технического задания на осуществление мероприятий по уменьшению выбросов и должен содержать план по их снижению. Нормативы ПДВ пересматриваются в случае изменения технологии или объемов производства, но не реже одного раза в 5 лет.

Контроль за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ на предприятии

Контроль за достижением и соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух включает: определение массы выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника загрязнения и сравнение этих показателей с установленными нормативами ПДВ, проверку выполнения плана мероприятий по достижению ПДВ, проверку эффективности эксплуатации очистных и других природоохранных сооружений, а также прочих производственных факторов, влияющих на ПДВ.

Указанный контроль проводится как самим предприятием (ведомственный контроль), так и местными природоохранными органами, осуществляющими государственный контроль. Для проведения ведомственного контроля на предприятиях создаются соответствующие подразделения (отделы охраны окружающей среды, санитарно-промышленные лаборатории и др.) или привлекаются для этой цели другие специализированные организации

Службы ведомственного контроля согласуют с местными природоохранными органами места и периодичность отбора проб для проведения замеров, перечень контролируемых показателей, применяе-

мые методы анализов, объем и порядок представления информации о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Государственный контроль за природоохранной деятельностью предприятий осуществляется в соответствии с планом работ, а также при возникновении аварийных ситуаций, резком ухудшения экологической обстановки и по сигналам граждан и организаций.

При контроле выбросов производится измерение расходов, определение концентраций содержащихся в дымовых (выбросных) газах контролируемых веществ и установление по этим данным массы выбрасываемых в атмосферный воздух загрязняющих веществ в единицу времени. Последний показатель сравнивается с утвержденными нормативами ПДВ с учетом точности приборов и средств измерения. В период выполнения планов мероприятий по достижению ПДВ в нормативные сроки и в установленном объеме при условии соблюдения установленных лимитов выбросов вредных веществ на предприятие не налагается каких-либо штрафных или иных санкций.

В случае невыполнения в нормативные сроки планов мероприятий по достижению ПДВ или отдельных этапов этих планов, а также в случае нарушения лимитов выбросов вредных веществ, установленных на период выполнения указанных планов, компетентные органы вправе предъявить предприятию исковые претензии, руководствуясь соответствующими документами.

Разработка нормативов ПДС

Условия выпуска сточных вод в водоемы. Они определяются Правилами охраны поверхностных вод От загрязнения. Согласно этим правилам водные объекты, используемые для хозяйственно-бытовых и культурно-бытовых целей, относятся соответственно к двум категориям: первая — источники хозяйственно-питьевого водоснабжения предприятий пищевой промышленности; вторая — объекты для спорта, купания и отдыха населения.

Водные объекты, используемые для рыбохозяйственных целей, также разделяются на две категории: к первой отнесены водоемы и водотоки, обеспечивающие сохранение и воспроизводство ценных видов рыб с высокой чувствительностью к содержанию в воде кислорода, ко второй — остальные рыбохозяйственные водные объекты.

БПК — биохимическая потребность воды в кислороде — служит количественным показателем загрязненности воды органическими веществами, которые способны к биохимическому окислению в присутствии растворенного кислорода.

ПДК того или иного вещества в водоеме устанавливается по тому признаку вредного действия (влияние на здоровье населения, на органолептическое или общесанитарное состояние водоема), который характеризуется наименьшей пороговой концентрацией. Указанный лимитирующий признак вредности (ЛПВ) должен всегда сопровождать ПДК, характеризуя ее с основной качественной стороны.

Научно обоснован принцип гигиенического нормирования при одновременном присутствии в воде нескольких вредных веществ, согласно которому вещества одного ЛПВ проявляют аддитивное действие. Это означает, что общее воздействие двух или нескольких веществ одного ЛПВ (содержащихся в предельно допустимой концентрации каждое) будет таким же, как если бы какое-нибудь из них, присутствуя в воде в единственном числе, содержалось в количестве двух или нескольких ПДК. Данное положение в Правилах охраны поверхностных вод зафиксировано в следующей форме: при поступлении в водоем нескольких веществ с одинаковым ЛПВ сумма отношений этих концентраций (С1, С2, ..., Сn) каждого из веществ в расчетном створе к соответствующим ПДК не должно превышать единицы.

Отмеченные состав и свойства воды водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования должны соответствовать нормативным требованиям в створе, расположенном на водотоках в одном километре выше ближайшего по течению пункта водопользования (водозабор для хозяйственно-питьевого водоснабжения, места купания, организованного отдыха, Территория населенного пункта и т.д.). Состав и свойства рыбохозяйственных водоемов должны удовлетворять рыбохозяйственным требованиям в створе, определяемом в каждом конкретном случае органами рыбоохраны, но не далее чем в 500 м от места выпуска.

Разбавление сточных вод в водоеме. Этот процесс является одним из основных факторов обезвреживания СВ, поступивших в водоем. Хотя при разбавлении общее количество поступившего в водоем загрязняющего вещества не изменяется, обезвреживающий эффект несомненен. Разбавление действует одинаково как на консервативные, так и на неконсервативные вещества. В первом случае можно снизить концентрацию загрязняющих веществ, если, конечно, вода водоема по этим веществам менее загрязнена, чем сточная жидкость. Разбавление какого-либо притока, например сточной жидкости, в речном потоке обусловлено смешением загрязненных струй со смежными более чистыми струями под влиянием турбулентного перемешивания. Вследствие этого к поступившей в водоем сточной жидкости присоединяется разбавляющая речная вода.

Под разбавлением подразумевается отношение суммы расходов разбавляемой и разбавляющей  воды к расходу разбавляемой воды.

По мере перемещения от створа выпуска вниз по течению к сточной жидкости будет присоединяться все большая часть расхода реки.

В загрязненной части речного потока концентрации загрязняющего вещества могут быть различными: в одних струях концентрации будут наибольшими, а в других — наименьшими. При этом, пока ширина загрязненной струи не станет равной ширине реки, минимально загрязненная струя будет граничить с чистой водой, и концентрация веществ в этой струе равна фоновой. В частности, значение минимальной концентрации может быть равно 0, если данное вещество отсутствовало в речной воде выше места поступления в реку СВ. На некотором расстоянии загрязненная струя коснется противоположного берега реки.

Химическое и биохимическое самоочищение водоемов. Содержание поступивших в водоем загрязняющих веществ уменьшается под воздействием ряда факторов: разбавления сточных вод, с которыми эти вещества поступили в водоем; химического и физико-химического взаимодействия с другими веществами, биохимической деструкции с участием микроорганизмов. В зависимости от способноc- ти веществ подвергаться такого рода превращениям их разделяют на консервативные и неконсервативные. Количественно степень неконсервативности определяется величиной так называемого динамического коэффициента неконсервативности вещества.

Комплекс процессов, приводящих к снижению концентрации загрязняющих веществ вплоть до восстановления исходного качества воды водоема (за исключением разбавления), принято называть самоочищением водоема.

Главную роль в самоочищении водоемов играют окислительно — восстановительные превращения органических и некоторых минеральных веществ (например, нитрификация и денитрификация, окисление сульфидов и сульфитов, и т.п.)

Некоторые вещества могут окисляться растворенным в воде кислородом химически, особенно при инициировании этого процесса ультрафиолетовыми лучами (УФ —- лучами). Однако в большинстве случаев процесс окисления имеет биохимическую природу. Даже окисление минерального вещества — цианидов до цианатов — осуществляется микроорганизмами, т.е. биохимическим путем.

Биохимическое самоочищение является важным фактором обезвреживающей способности водоемов, приводящим к полному уничтожению первоначального неконсервативного органического загрязнения воды. В процессе биохимической деструкции вещество претерпевает качественное изменение, которое завершается исчезновением первоначального вещества и образованием других продуктов. В одних случаях это будут безвредные продукты, например вода и углекислота. В других случаях, особенно при превращении веществ промышленного происхождения, это могут быть продукты, нередко более токсичные, чем исходное вещество.

Для того чтобы процесс самоочищения можно было учесть и оценить сформировавшееся под их воздействием качество воды водоема, необходима математическая модель, которая позволяет с удовлетворительной точностью воспроизвести качественную картину воды водоема.

Предельно допускаемые сбросы загрязняющих веществ в водоем. Сточные воды могут быть сброшены в водоем с такой предельно допустимой концентрацией загрязняющих веществ при которой в контрольном створе останутся ненарушенными все нормативы качества воды.

Экологическая паспортизация предприятий по разделу «Водное хозяйство». На каждом предприятии — природопользователе ведется специальный учет расходов воды, используемой им для всех своих нужд, а также сбрасываемой в водные объекты. Основными документами учета яатяются экологический паспорт, статистический отчет по форме 2-ТП (водхоз) журналы первичного учета воды ПОД-11, ПОД-12 и сброса в водные объекты ПОД-13.

Один из разделов экологического паспорта включает характеристику водопотребления, водоотведения и очистки СВ. В специально разработанных таблицах приводятся количественные показатели водопотребления: источник водоснабжения (море, озеро, река, водохранилище, канал, подземный горизонт); объем использованной воды для технических (производственных) нужд, включая объем свежей воды, поступающей на подпитку систем оборотного водоснабжения; объем воды, расходуемый на хозяйственные, бытовые и коммунальные нужды; объем воды, теряемой в результате фильтрации, испарения, утечки, аварии и т.д. К этим таблицам прилагается балансовая схема водопотребления и водоотведения с указанием часовых расходов воды на каждом производстве (участке).

Другая таблица содержит характеристику источника СВ предприятий, сбрасываемых непосредственно в поверхностные водные объекты, оценку воздействия на приемник СВ по таким показателям как БПК, температура, водородный показатель, токсичность, масса нормированных веществ, поступающих в водные объекты. Здесь же приведены данные о водоеме — приемнике СВ: местоположение водного объекта, среднемесячный расход воды 95%-ной обеспеченности, показатели качества воды в контрольных створах выше и ниже выпуска или забора воды из водного объекта (БПК, водородный показатель, температура, взвешенные вещества, характерные для данного объекта ингредиенты). Важнейший показатель этого раздела — ПДС по каждому нормируемому веществу.

В таблице, предназначенной для оценки эффективности очистных сооружений, указывается наименование очистных сооружений и метод очистки, пропускная способность, перечень нормируемых веществ и их средняя концентрация на входе и выходе из очистных сооружений.

Контроль за соблюдением нормативов предельно допустимых сбросов предприятия. Нормативы ПДС предприятия утверждаются местными (республиканскими или областными) органами Минприроды РФ с обязательным учетом заключения местных органов здравоохранения. Обеспечение согласования и утверждения нормативов ПДС вводит в обязанности предприятия - природопользователя.

В планы мероприятий по достижению ПДС должны входить конкретные предложения по снижению сбросов загрязняющих веществ в ОПС вплоть до полного прекращения сбросов в гидросферу. При разработке мероприятий следует отдавать приоритет внедрению экологически прогрессивных технологий с учетом достижений отечественной и зарубежной науки и практики.

Нормативы ПДС  устанавливаются на срок до трех лет и подлежат пересмотру или уточнению по планам-графикам, согласованным с местными органами Минприроды РФ.

Необходимость пересмотра ранее установленных ПДС может возникнуть до истечения срока их действия при изменении экологической обстановки в регионе, появлении новых или уточнении параметров существующих источников загрязнения ОПС. Пересмотр установленных нормативов ПДС обеспечивается предприятием-природопользователем.

Контроль за достижением и соблюдением нормативов ПДС включает: определение массы сбросов загрязняющих веществ в единицу времени отданного источника загрязнения и сравнение этих показателей с установленными нормативами ПДС, проверку выполнения плана мероприятий по .достижению ПДС и проверку эффективности работы очистных сооружений. Указанный контроль производится как самим предприятием (ведомственный контроль) на базе отделов охраны окружающей среды и промышленно-санитарных лабораторий, так и местными органами Минприроды (государственный контроль).

При контроле сбросов производится измерение расходов СВ, определение концентраций в сбросах нормируемых ингредиентов и установление по этим данным массы сбрасываемых загрязняющих веществ в единицу времени. Последний показатель сравнивается с установленным ПДС.

Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды

Основные понятия. В соответствии с «Временной типовой методикой определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемому народному хозяйству загрязнением окружающей среды», экономический ущерб представляет собой стоимостное выражение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду. Он равен сумме затрат на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов и затрат, связанных с воздействием на реципиентов. В состав реципиентов входят: население, объекты жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственные угодья, лесные ресурсы, элементы основных фондов промышленности и транспорта, трудовые ресурсы, рекреационные ресурсы.

При снижении негативного антропогенного воздействия на окружающую среду достигаются экологические, социальные и экономические результаты. В соответствии с методикой экологический результат природоохранной деятельности выражается в уменьшении выброса вредных веществ в окружающую среду и уровня ее загрязнения, в увеличении и улучшении качества пригодных к использованию земельных, лесных, водных ресурсов и атмосферного воздуха. Социальный результат проявляется в улучшении физиологических, культурных, творческих и рекреационных условий жизни человека. Экономический результат — это экономия или предотвращение потерь природных ресурсов, живого и овеществленного труда во всех сферах народного хозяйства и личного потребления.

Под экономическим ущербом отдельного хозяйствующего субъекта (предприятия) понимают те потери (затраты), которые несет предприятие вследствие негативного воздействия вредных веществ, попадающих в окружающую среду с выбросами собственного производства. Исходя из этого экономический ущерб от негативного воздействия вредных веществ представляет собой часть издержек предприятия, связанных с компенсацией такого воздействия на ресурсы предприятия.

Экономический ущерб является первой составляющей издержек предприятия на природоохранную деятельность. Второй составляющей выступают текущие затраты на природоохранную деятельность, которые зависят от уровня негативного воздействия вредных веществ технологических процессов на предприятии на окружающую среду.

Таким образом, общие издержки предприятия на охрану окружающей среды включают текущие затраты на природоохранную деятельность и экономический ущерб.

Текущие затраты на природоохранную деятельность складываются из затрат: на содержание и обслуживание основных фондов природоохранной деятельности; на мероприятия природоохранной деятельности; на эксплуатацию основных производственных фондов по основной деятельности и обусловленные совершенствованием производственной технологии для снижения экономического ущерба (дополнительные затраты); на оплату услуг, связанных с охраной окружающей среды (например, очистка сточных вод на других предприятиях).

Экономический ущерб предприятию представляет собой:

1. Затраты, вызываемые воздействием загрязненной окружающей среды на предприятие:

  • компенсация потерь продукции (стоимость потерь продукции) из-за снижения производительности труда и невыходов на работу работников вследствие повышенной заболеваемости от воздействия конкретного вредного вещества;
  • компенсация потерь продукции, сырья, полуфабрикатов, теряемых в виде выбросов (с отходящими газами или сточными водами);
  • возмещение потерь продукции вследствие воздействия загрязненной окружающей среды на основные фонды (внеплановый ремонт и простой оборудования);
  • компенсация повышенного износа фондов технологического назначения вследствие воздействия загрязненной окружающей среды (увеличение затрат на текущий и капитальный ремонт).

2. Затраты на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды:

  • разбавление сточных вод и предварительная очистка воды для технических целей;
  • перенос водозабора к более чистым источникам;
  • эксплуатация систем очистки воздуха для производственных помещений и производственных нужд;
  • создание санитарно-защитных зон;
  • обеспечение приспособляемости основных фондов к воздействию химически активных веществ (антикоррозийные покрытия и т.п.).

Очевидно, что чем больше текущие затраты на природоохранную деятельность, тем меньше экономический ущерб предприятию, и наоборот. Между тем увеличение текущих затрат не означает роста общих затрат на производство. Это объясняется тем, что на величину роста общих затрат уменьшается и экономический ущерб предприятию, который также включен в себестоимость выпуска готовой продукции. Общие затраты на производство увеличиваются лишь при превышении текущих затрат на природоохранную деятельность над издержками на охрану окружающей среды. Сокращение текущих затрат на природоохранную деятельность не означает снижения себестоимости продукции. Снижение себестоимости продукции может быть достигнуто лишь при повышении эффективности природоохранных мероприятий.

Таким образом, текущие затраты на природоохранную деятельность имеют активный преобразующий, а экономический ущерб — пассивный компенсирующий характер. Иначе говоря, текущие затраты направлены на устранение причины загрязнения окружающей среды, а экономический ущерб является следствием этого загрязнения.

Методика расчета экономического ущерба. Его определяют исходя из объемов выбросов или сбросов вредных веществ в окружающую среду. Последствия от загрязнений природных компонентов вредными веществами имеют, как уже отмечалось ранее, широкий спектр — от ухудшения здоровья человека из-за грязного воздуха, воды, до убытков от ускоренного износа основных фондов (коррозия), снижения продуктивности сельскохозяйственных угодий и т.п.

Количественная оценка таких последствий в универсальном виде как функция от объема выбросов необходима для того, чтобы соизмерить ее с другими затратами и потерями, в том числе и с затратами на предотвращение загрязнения.

Несмотря на простоту такой идеи оценки ущерба, практическое ее выполнение вызывает значительные трудности. В основу оценки экономического ущерба от загрязнения положена следующая логическая причинно-следственная цепочка расчетов: выбросы вредных веществ из источников их образования > концентрация вредных веществ в атмосфере (водоеме) > натуральный ущерб > экономический ущерб.

На первом этапе проводится анализ объектов и структуры выбросов и определяются объемы выбросов конкретных веществ. На втором этапе осуществляется расчет концентрации вредных веществ, который проводится по моделям рассеивания загрязнения в атмосфере или водоеме учитывающим различные факторы. Например, при расчете концентраций загрязнений в атмосфере должны учитываться: местоположение источника, высота трубы, роза ветров, погодно-климатические условия, рельеф местности и ряд других факторов. На третьем этапе оценивается натуральное воздействие на окружающую среду и хозяйственную деятельность. В качестве натуральных воздействий обычно рассматриваются: ухудшение качества жизни (оно может быть измерено ростом заболеваемости по группам болезней, смертности населения, ухудшения рекреационных условий жизни и т.п.); сокращение сроков службы имущества например основных фондов; рост концентрации вредных веществ в воздухе или воде, которые используются как сырье в технологических процессах производства; сокращение продуктивности биоценоза, например сокращение урожайности в сельском хозяйстве. На основе эмпирических данных наблюдений строятся функциональные и статистические зависимости между концентрациями вредных веществ и изменениями натуральных показателей. На последнем, четвертом этапе производится оценка натуральных изменений в стоимостной форме.

Несмотря на идейную простоту такой схемы определения экономического ущерба от загрязнений, практическая его реализация сталкивается с большими сложностями, которые в основном связаны с необходимостью детальной информации об изменении физических характеристик, особенно при оценках изменений натуральных показателей и их стоимостных оценок. Это обстоятельство требует проведения специальных исследований в каждом конкретном случае. Поэтому внимание заслуживает подход, основанный на упрощенной процедуре, сводящейся к расчету по единой формуле и приведенной во «Временной типовой методике...».

Определение экономического ущерба от загрязнения природных компонентов окружающей среды

Методический подход, основанный на упрощенной процедуре, применим лишь для установления экономической эффективности природоохранных мероприятий на уровне крупных регионов. Эти результаты позволяют судить лишь о масштабах экономического ущерба и сравнительной эффективности мер, направленных на ликвидацию ущерба от загрязнения или его предотвращение.

Известно, что воздействие разных веществ на окружающую среду и на человека различно. Поэтому складывать напрямую 500 кг ртути и 10 тонн диоксида серы нельзя. Такая операция имеет смысл только в том случае, если каждому из вредных веществ придать весовой коэффициент ар учитывающий, во сколько раз одно вредное вещество опаснее другого. Объемы фактических выбросов умноженные на весовые коэффициенты называют приведенной массой выбросов из источника загрязнения, или монозагрязнением.

Приведенная масса выбросов измеряется в условных единицах, например условных тоннах. Такой «монозагрязнитель» характеризует общий уровень загрязнения окружающей среды. Коэффициент характеризующий относительную опасность вредных выбросов, рассчитывается на основе сравнительного анализа вредного воздействия отдельных вредных веществ. Величина коэффициента относительной опасности вредного вещества является функцией, обратной величине его предельно допустимой концентрации. В методику («Временная методика...») их значения приводятся в специальных таблицах.

Коэффициент относительной опасности загрязнения территорий о должен учитывать особенности и социальную значимость определенного региона и его реакцию на выбросы вредных веществ. Известно, что способность окружающей среды поглощать вредные примеси в значительной мере определяется широтой местности. Чем севернее регион, тем интенсивность поглощения меньше. В южных регионах природа легче справляется с вредным воздействием. Для оценки ущерба от выбросов в атмосферу значения коэффициента определяются в методике по двум признакам: природные особенности и тип территории. Для водных ресурсов значения коэффициента о определяются для бассейнов рек или для участков бассейна реки.

Коэффициент гамма служит для измерения денежной оценки приведенных выбросов в атмосферу и в водные объекты. Эти коэффициенты должны отражать все изменения, происходящие в экономике, и корректироваться в соответствии с протекающим в ней инфляционным процессом. Кроме того, этот коэффициент должен отражать умножающее воздействие на природную среду объемов выбросов или сбросов вредных веществ, превышающих их предельные для определенной территории величины. Иначе говоря, учитывать свойство мультипликативности вредных веществ.

При исчислении экономического ущерба в случае отсутствия методики его определения по необходимому перечню воздействий рекомендуется использовать показатель платы за сверхлимитное загрязнение. Данный подход имеет существенный недостаток, так как определяет квазиущерб, лежащий в основе платежей за загрязнение окружающей среды. Поэтому для определения ущерба следует пользоваться расчетными оценками более или менее реального ущерба. Если реальный ущерб оценить невозможно, то рекомендуется воспользоваться «Временным порядком оценки и возмещения вреда окружающей среде в результате аварии», утвержденным приказом Минприроды РФ от 17.06.94, № 200. Указанный «Порядок...» не регламентирует возмещение вреда, нанесенного здоровью людей, а ущерб от загрязнения той или иной природной среды определяется исходя из массы ЗВ, базовых нормативов платы за выброс (сброс) 1 т ЗВ в пределах установленных лимитов (ВСВ или ВСС), с применением коэффициентов индексации платежей за загрязнения, экологической ситуации и повышающего коэффициента.

Определение платы за выбросы от стационарных источников

Введенная в России с 1.01.91 г. система платежей за загрязнение окружающей среды предусматривает платежи:

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе за выбросы из стационарных и нестационарных источников загрязнения;
  • за сбросы в поверхностные водоемы;
  • за размещение отходов.

Основанием для введения таких платежей является Постановление СМ России № 13 от 9.05.92, изменившее существующий порядок взимания платежей. Данное Постановление определило ставки платежей за каждый из контролируемых загрязнителей. Для выбросов в атмосферу были установлены платежи по 211 загрязняющим веществам, а для сбросов в поверхностные водные источники — по 92. Эти ставки, установленные для каждого загрязняющего вещества считаются базовыми. Они учитывают степень опасности загрязняющих веществ для окружающей среды и здоровья населения.

В экономическом отношении платежи за загрязнение окружающей среды представляют собой особый вид косвенного налогообложения. Здесь облагаемой величиной является масса выбросов или сбросов, а также размещаемых отходов. При этом платежи за загрязнение не следует рассматривать как компенсацию за наносимый экологический ущерб.

Неучет отрицательного влияния отходов производства на окружающую среду в виде наносимого экономического ущерба позволяет производить много и дешево, так как нет затрат на уменьшение отходов и загрязнения окружающей среды. Учет антропогенного фактора в затратах производства не позволяет производить много и дешево. Сейчас не существует рынка, который экономически связал бы производство и отходы производства. Плата за загрязнение позволяет решить этот вопрос экономическими методами. Здесь необходимо понимать, что платежи за загрязнение (налоги) — это убыток для экономики, но государство должно регулировать отрицательный эффект производства, т.е. уровень антропогенного воздействия, этими экономическими методами, так как рыночные регуляторы здесь не всегда срабатывают. В общем случае любой налог или плата, вводимая в экономике, вредны, так как понижают уровень и общий объем производства и снижают мотивацию. Государство должно устанавливать оптимальные размеры налога или платы, которые не снижали бы объемы экономической деятельности и мотивации.

Базовые нормативы платы за загрязнения и размещение отходов, которые устанавливает государство, должны корректироваться на поправочные коэффициенты. Эти поправки к базовым нормативам платы отражают различия в экологических условиях, которые складываются в отдельных местах.

К экологическим условиям, или факторам, относят:

  • природно-климатические особенности территорий;
  • значимость природных и социально-культурных объектов.

Для воздушной среды в России выделены 11 регионов с соответствующими поправочными коэффициентами. Например, для Восточной Сибири  1,0; а для Урала  2,0. Для водных источников предложено 99 различных регионов. Для них установлены соответствующие коэффициенты например, в бассейне Белого и Баренцева морей  1,0; для рек Ростовской области ав = 1,26—1,85.

Коэффициенты экологических факторов могут повышаться: — для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районов Крайнего Севера, территорий национальных парков, а также на территориях, включенных в международные конвенции, - в два раза;  для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров.

Таким образом, дифференцированные ставки платы за загрязнения по конкретным территориям определяются умножением базовых нормативов на соответствующие поправочные коэффициенты.

Согласно постановлению правительства № 632 (1992 г.) устанавливаются два вида базовых нормативов оплаты: платежи за выбросы в пределах установленных предельных нормативов и платежи в пределах установленных временно согласованных нормативов выбросов или сбросов.

Базовые ставки платежей за выбросы и сбросы должны постоянно корректироваться и успевать за темпами инфляции в стране. Сейчас рост ставок платежей существенно отстает (в 2—2,5 раза) от темпов инфляции и роста курса доллара США/ Платежи за выбросы или сбросы в пределах установленных нормативов относят на себестоимость продукции (работ, услуг), а платежи за превышение установленных нормативов — на счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

Начисление платежей за выбросы или сбросы от стационарных источников производится в соответствии с данными о фактических выбросах по вилам загрязнений для каждого предприятия. Указанная информация содержится в годовых формах статистической отчетности 2-ТП (водхоз) и 2 ТП (воздух), по которым отчитываются природо- пользователи. Эти две формы статистической отчетности, а также балансы отходов в настоящее время и составляют основу экологического мониторинга в России. В этом случае важное значение для эффективности введенной системы платежей за загрязнения природной среды имеет правильное определение облагаемой величины выбросов или сбросов. Для стационарных источников необходимо обеспечить достаточную точность оценки фактической массы загрязнений.

На предприятиях в большинстве случаев отсутствует учет фактических выбросов или сбросов по данным инструментальных замеров. Учет проводится расчетным путем на основе проектных данных или технологических регламентов, но состояние оборудования и режимы его работы часто не соответствуют штатному состоянию и регламентам. В результате расчетные значения выбросов загрязнений отличаются от фактических. Для решения этой проблемы соответствующими органами должны проводиться моментные наблюдения (оперативный экологический мониторинг). Для этого в случайный момент времени производятся инструментальные замеры выбросов или сбросов и на их основе расчетным путем определяется фактическая масса загрязнений по вредный веществам. Если расчетные значения больше отчетных величин, то неучтенная в отчетности масса выбросов должна приравниваться к несанкционированному выбросу и облагаться по штрафным ставкам.

Определение платы за загрязнение окружающей среды от передвижных источников загрязнения и размещение отходов

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников подразделяется на: плату за допустимые выбросы; плату за выбросы, превышающие допустимые.

В качестве основных загрязняющих веществ в этом случае рассматриваются: оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа, соедц. нения свинца, диоксид серы.

Удельная плата для различных видов топлива (в ценах 1990 г. составляет (руб./т или руб./тыс. м3); бензин этилированный; АИ-92 — 38,0 руб./т, АИ-76, 72 — 25,0 руб./т бензин неэтилированный: АИ-92 — 10,0 руб./т, АИ-76, 72 — 11,0 руб./т, дизельное топливо — 21,0 руб./т; сжиженный газ — 11,0 руб./т.

При использовании для обезвреживания отработанных газов двигателя передвижного источника устройств нейтрализации к платежам применяются понижающие коэффициенты:

  • для автотранспорта, использующего неэтилированный бензин и газовое топливо, — 0,05;
  • для остальных транспортных средств — 0,1.

Отходы подразделяются на промышленные, бытовые и сельскохозяйственные, токсичные и нетоксичные. Класс токсичности отходов определяется в соответствии с «Временным классификатором токсичных промышленных отходов» и «Методическими рекомендациями по определению класса токсичности промышленных отходов», утвержденными Минздравом СССР и ГКНТ СССР в 1987 г.

В зависимости от вида отходов и степени их токсичности устанавливаются базовые нормативы платы за размещение отходов. Виды отходов подразделяются на нетоксичные отходы, в том числе отходы добывающей и перерабатывающей промышленности, и токсичные отходы, подразделяющиеся на четыре класса токсичности.

В соответствии с этим были установлены различные базовые ставки платежа за 1 т отходов. Размеры базовых ставок в зависимости от вида отходов колеблются (в ценах 1990 г.) от 2,5 до 14 000 руб./т или 1 м3 отходов. Базовая ставка за размещение твердых бытовых отходов определяется по базовым нормативам платы нетоксичных отходов перерабатывающей промышленное ( 115 руб./м3).

Вопросы для самоконтроля

  1. С какой целью составляется экологический паспорт предприятия? Какие задачи позволяет решать информация, содержащаяся в нем?
  2. Охарактеризуйте структуру и содержание экологического паспорта.
  3. От чего зависит эффективность рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере через дымовые трубы?
  4. Охарактеризуйте влияние метеорологических и рельефно-климатических факторов на распределение загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы. Что такое опасная скорость ветра, температурная стратификация атмосферы, инверсия?
  5. Как устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?
  6. Как и кем проводится контроль за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?
  7. Какой нормативно-технический документ определяет условия выпуска сточных вод в водоемы? Что это за условия?
  8. Охарактеризуйте суть химического и биохимического самоочищения воды в водоеме.
  9. Как определяется предельно допустимый сброс (ПДС) загрязняющих веществ в водоем?
  10. Как проводится контроль за соблюдением нормативов ПДС?
  11. В чем состоит суть методики оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды (ОПС)?
  12. Как определяется размер платы за загрязнение ОПС?
  13. Что такое базовый норматив платы и дифференцированный норматив платы ? Как они связаны друг с другом ?
  14. С какой целью введены коэффициенты экологической ситуации, экологической значимости и индексации платы?
 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

mobil atf 320 мобил атф 320
 
Амортизатор купить запчасть 6K9513031B Skoda Audi Volkswagen Seat
 
http://myhitmp3.top/mp3/atlas+hands
 
bitcoin tor