Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Защита атмосферы

Современная практика охраны окружающей природной среды и воздушного бассейна, в частности, включает: 1) разработку соответствующих законодательных актов; 2) экологизацию технологических процессов; 3) организацию санитарно-защитных зон; 4) очистку вы­бросных газов от вредных веществ; 5) меры по снижению выбросов автотранспорта; 6) государственный экологический контроль за ох­раной атмосферного воздуха.

Федеральное законодательство и охрана атмосферного воздуха

Защита окружающей среды есть конституционный долг каждого гражданина России. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1989 г.) определил систему мер по предотвращению и умень­шению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, имеющую целью защитить человека и ОПС от вредных воздействий, снизить ущерб, наносимый материальным ценностям. При этом ответственность за состояние атмосферного воздуха указанный закон возложил на орга­ны государственной власти, руководителей субъектов Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.

Обязанностями центральных органов власти России являются:

  • формирование и проведение на территории страны единой го­сударственной политики, разработка федеральных законов и обеспечение реализации научно-технических программ в этой области;
  • нормирование качества атмосферного воздуха и определение порядка разработки и утверждения технических нормативов выбросов загрязняющих веществ, а также определение порядка выдачи специ­альных разрешений (лицензий) на их выбросы;
  • установка порядка определения и взимания платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • осуществление государственного контроля за охраной атмо­сферного воздуха и, при необходимости, установление порядка ограничения, приостановления и прекращения деятельности объектов- загрязнителей.

При строительстве, вводе в эксплуатацию, реконструкции и тех­нической реконструкции предприятий должны предусматриваться меры по улавливанию, обезвреживанию вредных веществ, снижению

или полному исключению загрязняющих выбросов в атмосферу. При этом указывается на необходимость соблюдения нормативов ПДВ, имея в виду, что совокупность выбросов от проектируемых и действующих предприятий не должна ухудшать качество атмосферного воздуха. Осо­бо подчеркивается, что введение в эксплуатацию любых технологи­ческих установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок, независимо от того, произведены они на терри­тории России или ввезены из-за рубежа, допускается только при на­личии специальных сертификатов, подтверждающих их соответствие установленным экологическим нормативам.

Важно подчеркнуть, что загрязняющие и потенциально опасные вещества подлежат обязательной государственной регистрации. Предварительно Минприроды России осуществляет организацию регист­рационных испытаний загрязняющих и потенциально опасных веществ.

Выброс загрязняющих веществ в атмосферу допускается на основа­нии разрешения, которое выдано территориальным органом Минприроды России в порядке, определенном Правительством РФ. В указан­ном разрешении определяются ПДВ и другие условия, которые долж­ны обеспечить охрану атмосферного воздуха.

Минприроды России осуществляет свою деятельность в области охраны атмосферного воздуха совместно с Министерством здраво­охранения РФ, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Минприроды РФ, его территориальные органы должны разраба­тывать федеральные целевые программы, программы субъектов Фе­ерации, а также местные программы охраны атмосферного воздуха. При этом учитываются мероприятия по снижению выбросов, данные мониторинга воздуха, результаты контроля выбросов загрязняющих веществ и т.п.

Юридические и физические лица, виновные в нарушении зако­нодательства в области атмосферного воздуха, которое повлекло за собой тяжелые прямые или косвенные последствия для здоровья на­селения или ОПС, могут быть привлечены к ответственности, вплоть до уголовной, в соответствия с Уголовным кодексом РФ.

Экологизация технологических процессов

Это направление можно считать наиболее эффективным в систе­ме мер по охране воздушного бассейна от загрязнения вредными веществами. К нему относится, прежде всего, создание замкнутых тех­нологических циклов, безотходных и малоотходных технологий, которые исключают или существенно снижают попадание в воздух вредных веществ. Например, производство феррита (магнитного ок­сида железа, широко применяемого при изготовлении магнитных но­сителей информации в ЭВМ, теле- и радиотехнике) основано на прокаливании сульфата железа:

Fe2(SО4)3 = Fe2О3 + SО2

и сопровождается выделением больших количеств вредного соедине­ния — диоксида серы. Однако в случае замены сульфата на карбонат образование газообразных компонентов, опасных для здоровья чело­века, исключается:

Fe2(CО3)3 = Fe2О3 + CО2.

При проведении предварительного обессеривания твердого (ка­менного угля) или жидкого (мазута) топлива перед подачей его в топку тепловых электростанций возможно существенное понижение содержания SO2 в дымовых газах.

Вполне эффективны методы подавления генерации NOx в зоне го­рения топлива на предприятиях тепловой энергетики (двухстадийное сжигание топлива, рециркуляция дымовых газов). Так удается почти наполовину сократить выбросы оксидов азота с дымовыми газами.

Подобное направление природоохранных мероприятий предусмат­ривает также создание непрерывных технологических процессов (по принципу «отходы одних являются сырьем для других предприятий»), замену сети мелких котельных установок на централизованное тепло­снабжение, замену угля и мазута на природный газ и т.п.

Санитарно-защитные зоны

Исходя из Санитарных норм и правил 2.2.1.5/2.1.1.567-96 «Санитарнозашитные зоны и санитарная классификация предприятий, со­оружений и иных объектов», любые объекты, которые являются ис­точниками выбросов в ОПС вредных веществ, а также источниками шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, радиочас­тот, статического электричества, необходимо в обязательном поряд­ке отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами (СЗЗ). Поэтому СЗЗ стали ныне обязательными составными компонентами промышленного предприятия или иного объекта, являющихся ис­точниками химического, биологического или физического воздей­ствия на ОПС и здоровье человека.

СЗЗ — это зона пространства и растительности, специально выде­ленная между промышленным предприятием и районом проживания населения. Обеспечивая пространство для безопасного рассеивания вредных выбросов, она должна быть надлежащим образом озеленена и удовлетворять специальным гигиеническим требованиям.

В зависимости от концентрации объектов на данной территории, их мощности, условий эксплуатации, характера и количества выбрасывае­мых в атмосферу токсических веществ и т.п. для предприятий, производств и иных объектов установлены следующие минимальные размеры СЗЗ: предприятия 1-го класса опасности — 2000 м; 2-го — 1000 м; 3-ro — 500 м; 4-го — 300 м; 5-го — 100 м. Допускается размер СЗЗ 50 м для предприятий пищевой промышленности, общественного питания, зре­лищных и культурных объектов.

СЗЗ является полосой, отделяющей промышленное предприятие от селитебной территории. Селитебная зона, или жилая, — район насе­ленного пункта, в пределах которого размещены жилые дома и в ко­тором запрещено строительство промышленных, транспортных и иных предприятий, загрязняющих окружающую человека среду.

Функции зеленых насаждений многообразны. Они не только обо­гащают воздух кислородом, создают благоприятный микроклимат, но и способствуют рассеиванию вредных веществ и поглощают их.

При озеленении территории промышленных предприятий и их СЗЗ, обочин дорог обычно выбирают древесные, кустарниковые, цветочные и газонные растения в зависимости от климатического рай­она, характера производства и эффективности данной породы для очистки воздуха, а также ее устойчивости к вредным газам. Установ­лено, что наиболее стойкими являются, например, акация белая, атлант высокий, клен яснелистовый.

Эффективность озеленения характеризуют следующие данные: хвоя одного гектара елового леса улавливает 32 т пыли, листва букового леса — 68 т. На расстоянии 500 м от предприятия при отсутствии озеленения загрязнение воздуха диоксидом серы, сероводородом и диоксидом азота в 2 раза ниже, чем непосредственно у источника за­грязнения, а при наличии озеленения ниже в 3—4 раза.

Улавливание пыли из газопылевых выбросов

Принцип улавливания основан на отделении взвешенных частиц от воздушным потоком за счет сил тяжести, инерции или центробежных сил. По конструкции это пылеосадительные камеры и циклоны.

Весьма простыми устройствами являются пылеосадительные каме­ры, в которых за счет увеличения сечения воздуховода скорость пыле­вого потока резко падает, вследствие чего частицы пыли выпадают под действием сил тяжести. Пылеосадительные камеры ис­пользуют для очистки от крупных частиц пыли и применяют в основ­ном для предварительной очистки воздуха. Эффективность улавлива­ния в пылеососадительных камерах зависит от времени пребывания газов в камере и расстояния, проходимого частицами под действием гравитационных сил. В спою очередь время пребывания газов зависит от объема камеры и скорости потока.

Эффективными пылеуловителями являются инерционные аппара­ты. в которых пылевой поток резко изменяет направление своего дви­жения, что способствует выпадению частиц пыли. К ним относятся аппараты, в которых действие удара о препятствие используется в большей степени, чем инерция. Широко распространенными инерцион­ными пылеуловителями являются циклоны. В них частицы пыли дви­жутся вместе с вращающимся газовым потоком и под воздействием центробежных сил оседают на стенках. Циклоны широко применяют­ся для улавливания частиц размерами около 10 мкм. По конструкции они подразделяются на циклические, конические и прямоточные.

Наиболее совершенными и универсальными аппаратами для очи­стки выбросов от взвешенных частиц являются электрические фильт­ры, в основе работы которых лежит осаждение взвешенных частиц под действием электрических сил.

Установки состоят из двух частей: агрегатов питания и собственно электрофильтра. Агрегаты питания включают повышаю­щий трансформатор с регулятором напряжения и высоковольт­ный выпрямитель. Собственно электрофильтр состоит из корпуса с входным и выходным патрубком, бункером для сбора улов­ленной пыли, пылевыпускным патрубком. В корпусе расположе­ны осадительные и коронируюшие электроды. Осадительные электроды в виде труб или пластин подключаются к заземлению и положительному полюсу выпрямителя.  Коронирующие электроды, выполняемые чаще всего в виде проволоки, изолированы от земли с помощью изоляторов, и к ним подводится по кабелю выпрямлен­ный электрический ток высокого напряжения (до 50—80 кВ) отрица­тельной полярности.

Улавливание частиц пыли в электрофильтре включает следующие стадии: электрическая зарядка взвешенных в газе частиц; движение заряженных частиц к электродам; осаждение их на электродах и уда­ление осажденных частиц с электродов.

Метод электроосаждения заключается в следующем. Частицы пыли сначала получают заряд от ионов газа, которые образуются в электри­ческом поле высокого напряжения, а затем движутся к заземленному осалительному электроду. Попав на заземленный уловитель, частицы прилипают и разряжаются. Когда осадительный электрод обрастает сло­ем частиц, они стряхиваются «постукиванием» и собираются в бункере.

Улавливание газообразных примесей из технологических газов

Многие промышленные газы, кроме пыли и золы, содержат вред­ные газообразные выбросы в виде оксидов серы, оксидов азота, се­роводорода и другие. Улавливание газообразных примесей пресле­дует две цели: санитарную очистку газов и использование улавливаемых компонентов для получения удобрений, кислот, серы и других ценных химических продуктов.

В целях очистки выбросов от газообразных примесей применяют методы хемосорбции, адсорбции, каталитического и термического окисления.

Хемосорбция основана на поглощении газа жидкими поглотителя­ми с образованием малолетучих химических соединений. Молекулы загрязняющих веществ могут абсорбироваться жидкой поверхностью физически либо взаимодействовать с абсорбентом и превращаться в другие вещества. Большинство реакций, протекающих в процессе хе­мосорбции, являются экзотермическими и обратимыми. Поэтому при последующем повышении температуры раствора образовавшееся хи­мическое соединение разлагается с выделением исходных компонен­тов. Так, для очистки выбросов от диоксида серы применяется аммиачно-циклический метод. Он основан на обратимой реакции:

2(NH4)23 + SО2 + Н2О= 2NH4HSО3 + Q.

При температуре 0—35 °С эта реакция протекает слева направо, а при кипячении раствора — в обратном направлении. Сначала выб­росные газы пропускают через раствор (NH4)23 при 30—35 °С, затем раствор, насыщенный NH4HSО3, нагревают, при этом выделяется кон­центрированный SО2. После охлаждения раствор (NH4)23 снова поступает на улавливание SО2. Метод позволяет получать сжиженный 100%-ный SO2 являющийся сырьем для получения серной кислоты.

Очистку газов проводят в специальных устройствах — абсорберах. В этих аппаратах абсорбция может быть осуществлена противоточно, т.е. газ и жидкость движутся в противоположных на­правлениях, либо прямоточно, когда оба потока имеют одинаковое направление. В случаях относительно высоких концентраций вред­ных газов (1% и более) используют противоточный метод. Для удале­ния вредных газов, имеющих сравнительно невысокую концентра­цию, чаще всего применяют прямоточные скрубберы. В них жид­кость диспергируется в потоке газа или газовый поток барботирует через жидкость. При этом достигается тесный контакт между пузырь­ками газа в жидкости либо мелкими каплями абсорбирующей жидко­сти в газовом потоке.

Адсорбция основана на селективном (избирательном) поглощении вредных газов и паров твердыми адсорбентами, имеющими развитую микропористую структуру.

В адсорберах очищаемый газовый поток пронизывает снизу вверх слой адсорбента, который состоит из зернистого материа­ла, например, активированного угля, силикагеля, оксида алюминия, пиролюзита, синтетичекого цеолита и т.п. При этом вредные примеси газа связываются адсорбентом и впоследствии могут быть выделены из него. Как правило, применяются адсорберы с неподвижным (фильтрующим) слоем адсорбента, который меняется после насыщения улав­ливаемым веществом, а также адсорберы непрерывного действия, в которых адсорбент медленно перемещается и одновременно очищает проходящий через него поток. Поверхность адсорбции очень велика: для некоторых материалов она достигает нескольких квадратных мет­ров на грамм (для силикагеля) и даже несколько сотен квадратных метров на грамм - для активированного угля.

Каталитический метод основан на превращении вредных компо­нентов промышленных выбросов в менее вредные или безвредные вещества в присутствии катализаторов. Иногда образующиеся продук­ты каталитического превращения остаются достаточно токсичными, однако они легко удаляются из системы в виде утилизируемых в даль­нейшем продуктов. Так, хорошо известен жидкофазный каталитичес­кий метод окисления диоксида серы, где в качестве катализатора ис­пользуются Fe2+ и Мn2+. В абсорбер, орошаемый водным раствором солей железа или марганца, поступает дымовой газ. Орошающий ра­створ поглощает из газа SО2.

При этом образуется 20%-ная серная кислота, содержащая ионы железа или марганца. Она может быть использована в сельском хозяйстве как мелиорант солонцов содового засоления.

Аналогичные газы, содержащие диоксид серы, можно окислять на твердофазных катализаторах (оксидах ванадия, железа, меди или хрома, либо полиоксидных катализаторах), предварительно подогрев газы до 400—500°С.

Образовавшийся триоксид серы SО3 затем поглощается водой с получением серной кислоты.

Термический метод предусматривает высокотемпературное сжига­ние вредных примесей, которые содержатся в технологических вы­бросах. Его применяют для удаления, например, углеводородов, мо­нооксида углерода и др. Для осуществления дожигания (реакции окис­ления) необходимо поддержание высокой температуры очищаемого газа и наличие достаточного количества кислорода.

Сокращение выбросов автотранспорта

Основным источником загрязнения городского воздуха в настоя­щее время является автомобильный транспорт. На его долю прихо­дится более половины всех загрязняющих веществ, поступающих в воздушную среду крупных городов. В состав отработанных выхлоп­ных газов входят около двухсот различных веществ. Многие из них весьма токсичны: монооксид углерода, оксиды азота, аэрозоли свин­ца, полициклические ароматические углеводороды, включая бензпирен. В связи с этим возникла острая необходимость разработки таких мероприятий, которые бы позволили снизить выбросы автотран­спорта или ослабить их негативное воздействие на качество среды оби­тания в городах.

Градостроительные мероприятия включают специальные приемы застройки и озеленение автомагистралей, размещение жилой заст­ройки по принципу зонирования (в первом эшелоне застройки — от магистрали — размещаются здания пониженной этажности, затем — дома повышенной этажности и в глубине застройки — детские и ле­чебно-оздоровительные учреждения. Тротуары, жилые, торговые и общественные здания изолируются от проезжей части улиц с напря­женным движением многорядными древесно-кустарниковыми посад­ками). Важное значение имеют сооружение транспортных развязок, кольцевых дорог, использование подземного пространства для раз­мещения гаражей и автостоянок.

Наибольший выброс выхлопных газов имеет место при задержках машин у светофоров, при стоянке с невыключенным двигателем в ожидании зеленого света, при трогании с места и форсировании ра­боты мотора. Поэтому в целях снижения выбросов необходимо устранить препятствия на пути свободного движения потока автомашин. В частности, сооружают специальные автомагистрали, не пересека­ющиеся на одном уровне с движением машин или пешеходов, спе­циальные переходы для пешеходов на всех пунктах скопления машин, а также эстакады или тоннели для разгрузки перекрывающихся пото­ков транспорта.

Улучшению качества атмосферного воздуха в сочетании со сни­жением шума способствует применение электрического транспорта (трамвая, троллейбуса).

Контроль выброса токсичных веществ. Для снижения загазован­ности воздушной среды необходимо ограничить количество вредных веществ, выделяемых каждым автомобилем, т.е. установить нормы выброса токсичных веществ с выхлопными газами. Соответствие ав­томобилей указанным стандартам (в частности, по содержанию ок­сида углерода и углеводородов в выхлопных газах) проверяют инспекторы ГИБДД.

Отметим при этом, что такое простое мероприятие, как регули­ровка двигателей, может резко снизить токсичность выхлопных газов.

Изменение состава топлива. Известно, что в целях предотвраще­ния детонации горючего в двигателях автомашин в него добавляют тетраэтилсвинец, который делает выхлопные газы особо токсичными. Поэтому большие усилия были затрачены на замену указанного веще­ства на менее опасные, а также на получение стойкого к детонации бензина. При введении в топливо так называемых присадок, можно существенно уменьшить количество некоторых токсичных веществ: сажи, альдегидов, оксида углерода и других. Так, для карбюраторных двигателей самыми эффективными оказались смеси различных спиртов.

Использование энергии торможения. Заметного сокращения расхо­да энергии, а значит, количества сжигаемого топлива и уменьшения загрязнения воздушной среды, можно достичь, если использовать энергию, затрачиваемую на торможение. Указанная рекуперация была впер­вые успешно реализована на электрическом транспорте. Ныне по­строены и успешно используются в автобусах маховичный и гидропневматический рекуператоры. При этом экономия топлива составила 27—40%, объем выхлопных газов снизился на 39—49%.

Перевод автомобилей на сжиженный газ приводит к тому, что в выхлопе газобаллонных автомобилей содержится в 3—4 раза меньше оксида углерода, нежели в выхлопе бензиновых двигателей. При за­грузке в баллоны 300 л сжиженного газа автобус способен пройти без заправки до 500 км. Если добавить к этому, что газ дешевле бензи­на, то достоинства газобаллонного автомобиля становятся еще более наглядными.

Нейтрализаторы выхлопных газов. К настоящему времени выпус­каются нейтрализаторы следующих видов: каталитические (использу­ются твердые катализаторы), пламенные (дожигание примесей в от­крытом пламени), термические (метод беспламенного окисления) и жидкостные (с помощью химического связывания примесей жидки­ми реагентами). При этом широкое распространение получили ката­литические нейтрализаторы, которые превращают токсичный оксид углерода в малоопасный диоксид.

Совершенствование двигателей внутреннего сгорания. Например, в США разработан карбюратор с раздельным смесеобразованием. Он позволяет кроме обычной смеси получать обогащенную, которая подается в специальную предкамеру со свечой зажигания. Благодаря этому происходит полное сгорание рабочей смеси, что в свою оче­редь позволяет свести до минимума содержание оксида углерода и углеводородов в выхлопных газах. Создан карбюратор, благодаря которому возможно использовать низкооктановые сорта бензина без антидетонаиионных добавок. В этом устройстве, состоящем из теплообменника, смесителя и реактора, бензин не только распыляется, но и расщепляется с помощью катализатора на более простые газы, например метан.

Во многих странах мира разрабатываются новые, более совершен­ные двигатели, которые можно устанавливать на серийные автомоби­ли. В частности, указывают на перспективность роторно-поршневого двигателя Ванкеля, который компактнее поршневых двигателей: объем в среднем на 30%, а масса на 11% меньше.

Альтернативное топливо. Весьма перспективным заменителем традиционного топлива для автомобилей является водород. Двига­тель, работающий на жидком водороде, не дает никаких запахов, не выделяет таких токсичных веществ, как свинец, оксиды азота, угле­рода. Жидкий водород почти в десять раз легче бензина. На одном из международных автомобильных конкурсов первое место занял «фольксваген», для которого топливом служил водород. Интересно, что его отработанные газы были чище городского воздуха, который засасывался в карбюратор.

Признается перспективным автомобиль с размешенным на его шасси химическим реактором, в котором вырабатывается водород из углеводородов. Расчеты показали, что иметь такой реактор на маши­не экономичнее, нежели возить это топливо в специальных баллонах.

Преградами на пути широкого внедрения водорода в качестве топ­лива для автомобильных двигателей является сложность получения его в достаточно больших количествах и необходимость обеспечения высокого уровня безопасности при осуществлении процесса горения водорода.

К другим видам альтернативного топлива можно отнести этило­вый и метиловый спирты и их смеси. В США создан двигатель, в котором вместо бензина используется жидкий азот. Бак с охлажден­ным до жидкого состояния азотом соединен с испарителем, окру­женным «рубашкой», в которой циркулирует воздух. Жидкий азот, попадая в испаритель, превращается вследствие быстрого повыше­ния температуры в газ, который выходит под большим давлением из испарителя и приводит в действие электрогенератор. Вырабатывае­мый последним ток после выпрямления подается для питания элект­родвигателей, установленных на колесах. Выхлопные газы такого автомобиля состоят из чистого азота, который, естественно, не за­грязняет атмосферу.

Электромобили. Весьма перспективным является проект массо­вого перехода от автомобилей с бензиновыми и дизельными двигате­лями на электромобили, которые действуют от батарей-аккумулято­ров, подзаряжаемых на станциях.

Электромобили бездымны, бесшумны, их выделения не токсич­ны, они просты в управлении, а эксплуатация значительно экономичнее, особенно в городах. Этому способствует относительно не­большой среднесуточный пробег автомобилей в городе, ограничение скорости и возможность организации сети зарядных станций для ба­тарей-аккумуляторов.

Сейчас в мире эксплуатируется сотни тысяч электромобилей раз­личного назначения, и парк их непрерывно растет. Дальнейшие ус­пехи в разработке электромобилей в основном будут зависеть от решения ряда технических проблем (создания компактных, недорогих и легких аккумуляторов, разработка быстродействующих зарядных ус­тройств). Укажем также на необходимость резкого увеличения ре­зервных мощностей электростанций, поскольку они недостаточны, если потребуется в перспективе ежедневная подзарядка многих мил­лионов электромобилей.

Перспективно широкое внедрение так называемых гибридных дви­гателей. в городе при относительно небольших скоростях должен ис­пользоваться только электромотор, питающийся от небольших бата­рей и обеспечивающий запас хода на 40—50 км, а при выезде за город должен включаться обычный двигатель. Одновременно элект­ромотор может быть использован как генератор для подзарядки акку­мулятора.

Солнечный автомобиль использует солнечную (или световую) энергию, которая улавливается при помощи специальных солнечных батарей. Электромобиль на спиральных гидридно-никелевых батареях прошел несколько лет назад без подзарядки 601 км.

Как же побыстрее и подешевле создать массовый экологически чистый автомобиль? Прежде всего, считают специалисты, необходи­мо усовершенствовать существующие конструкции: постараться умень­шить расход топлива, само топливо сделать более приемлемым с точ­ки зрения чистоты выхлопов, добиться снижения сопротивления воз­духа, так как оно при больших скоростях современных автомобилей отбирает большую долю энергии. Можно использовать новые, на­пример керамические, материалы для двигателей, чтобы повысить их КПД (за счет достижения более высоких температур), что приведет к снижению потребления топлива и, соответственно, к уменьшению загрязнения атмосферного воздуха. Начиная с 1998 г. компании «Дженерал моторе», «Форд» и «Крайслер» начали реализовывать програм­му выпуска экологичных автомобилей.

Государственный мониторинг и контроль за охраной атмосферного воздуха

Государственный мониторинг состояния атмосферного воздуха в основном проводит Росгидромет, который располагает 661 стационар­ным постом (в 236 городах и поселках), 107 химическими и 53 кусто­выми лабораториями. Так, в одной Москве действуют 36 стационар­ных постов, на них воздух оценивается по 30 стандартным показате­лям. При маршрутных наблюдениях и дополнительных обследованиях загрязнения атмосферного воздуха часто используются передвижные лаборатории. Так. лаборатории типа "Атмосфера" могут проводить ежегодно анализ до 5000 проб.

Разработаны мобильные лазерные комплексы (лидары) для конт­роля за загрязнением атмосферного воздуха на относительно боль­шом расстоянии от источника загрязнения.

Для слежения за трансграничным переносом вредных веществ (в ча­стности, с территорий сопредельных с Россией стран) развернута сеть станций на западных границах страны. При этом особенно тщательно контролируются такие вредные газы, как диоксиды серы и азота.

В биосферных заповедниках России расположены станции, со­ставляющие систему фонового мониторинга. На них собирается ин­формация о наиболее значимых для человечества и биосферы в целом компонентах атмосферы — озоне и диоксиде углерода, химическом составе осадков, атмосферно-электрических характеристиках, опти­ческой плотности аэрозолей и т.п.

Данные об уровне загрязнения атмосферы посте их обработки передаются в компетентные органы, которые на их основе составля­ют прогнозы, вырабатывают мероприятия, направленные на сниже­ние концентрации вредных веществ, предупреждают население о воз­можном повышении уровня загрязненности атмосферного воздуха в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями и др.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осу­ществляют Минприроды России н его территориальные органы: по­рядок контроля определен Правительством РФ (ст. 24 Закона "Об охране атмосферного воздуха").

Государственный контроль должен обеспечить соблюдение усло­вий. установленных разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу; стандартов, нормативов, правил и иных требований ох­раны атмосферного воздуха; соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух; выполнение федеральных и региональных программ охраны атмосферного воздуха, а также соответствующих программ субъектов Федерации; выполнение иных требований законо­дательства РФ в области охраны атмосферного воздуха.

 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

купить тормозную жидкость мобил для авто тормозная жидкость в000750м3 vag dot4
 
Крiплення купить запчасть 6L0052531 Skoda Audi Volkswagen Seat
 
bitcoin hide funds
 
myfreemp3.click