Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Экология. Конспект лекций Эколого-правовой инструментарий рационального природопользования и охраны окружающей среды

Эколого-правовой инструментарий рационального природопользования и охраны окружающей среды

Первым известным законом об охране окружающей среды счита­ется эдикт 1273 г., запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. В России можно отметить ряд указов Петра I, направленных на охрану, рациональное использование и восстановление лесов, запрещение браконьерских способов ловли рыбы и др. В истории развития экологического законодательства последняя треть XX века отмечена рядом постановлений, направлен­ных на улучшение экологической ситуации в отдельных регионах: бас­сейны рек Волги, Урала, Каспийское море, Байкал и др.

В современной России право человека на благоприятную ОПС и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каж­дого сохранять природу и бережно относиться к ее ресурсам закреп­лены Конституцией РФ (1993 г.).

Современная структура системы экологического права сочетает правовое регулирование природопользования по объектам с функци­ональным регулированием охраны ОПС и экологической безопаснос­ти.

Понятие «экологическое законодательство» включает систему за­конодательных актов, принятых органами законодательной власти РФ и ее субъектов, а также любых других нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области экологии.

В основе системы экологического законодательства лежит Закон рф «Об охране окружающей природной среды» (1991), который охва­тывает все аспекты природопользования.

Сохранение здоровья человека — цель современного экологического законодательства России. Человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия ОПС, вызванного экономикой, является центральной темой Закона РФ об охране ОПС. В нем человек предстает не только как субъект активной преобразовательной деятельности, но и как объект воздействия отрицательных последствий собственной хозяй­ственной деятельности. Впервые в экологическом законодательстве и конкретно в данном Законе выделен особый раздел, где характери­зуется право граждан на здоровую и благоприятную ОПС. Это право раскрывается как сложный эколого-правовой комплекс, который включает три аспекта экологических прав человека: на здоровую сре­ду, на благоприятную для жизни среду, на активное участие в охране ОПС. Разумеется, эти права останутся просто декларацией, если не будут обеспечены реальными гарантиями их выполнения. Таковыми служат утверждаемые государством нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду и здоровье человека, а также существующая система экологического контроля за их соблю­дением и ответственности за их невыполнение. Право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия ОПС, юридически офор­мленное в статье 11 упомянутого Закона, относится к числу важней­ших субъективных прав граждан. Оно определяет показатель качества жизни человека и степень демократичности современного общества.

Основными путями охраны здоровья граждан в соответствии со ст. 2 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан являются: 1) со­блюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обес­печение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) при­оритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; 3) до­ступность медико-санитарной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государ­ственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Перечисленные возможности, которыми теперь располагают граж­дане в соответствии с действующим законодательством, могут реализовываться ими с помощью целого ряда мер обеспечения их права на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия ОПС. Они вклю­чены во вторую часть статьи 11 Закона.

При анализе действенности этих мер следует иметь в виду, что многие из них подкрепляются не только самой статьей 11, но и дру­гими статьями Закона: нормирование качества ОПС (статьи 25—34); страхование граждан, образование государственных и общественных фондов помощи (статьи 17, 21—24); возмещение в судебном или ад­министративном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате экологического и других воздействий на него, в том числе последствий аварий и катастроф (статьи 86—89); государственный контроль за состоянием ОПС и соблюдением природоохранительного законодательства (статья 70); привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения безопасности насе­ления (статьи 14, 81—85).

Меры обеспечения права граждан на охрану здоровья от неблагоп­риятного воздействия ОПС реализуются на основе и других законов, например, Закона РСФСР от 19.04.91 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона РФ от 11.11.94 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера» и Закона РФ «Об экологической экспертизе» от 19.07.95.                                                           •

К ним может быть отнесен и Закон РФ от 07.02.92 «О защите прав потребителей», установивший, в частности (ст.5, п.5), что «...това­ры (работы, услуги), на которые в законодательных актах или стан­дартах установлены требования, направленные на обеспечение безо­пасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей сре­ды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, и средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потреби­телей, подлежат обязательной сертификации в установленном поряд­ке. Реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг без сер­тификата, подтверждающего соответствие товаров (работ, услуг) ука­занным в п.1 настоящей статьи требованиям, запрещается».

Законодательные акты сопровождаются и рядом подзаконных. К последним, для примера, можно отнести распоряжение Правитель­ства РФ от 10.08.93 N° 1425-Р «О создании государственной системы наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населе­ния в связи с состоянием среды его обитания».

Приведенные примеры говорят о том, что в праве граждан на ох­рану здоровья от неблагоприятного воздействия ОПС отражается идея ориентации всей современной экологической политики российского государства на охрану жизни, здоровья человека как главной соци­альной цели указанной политики. Именно такая идея закреплена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой ВС РФ 22.11.91 г. и стала юридическим требованием Конституции Российс­кой Федерации.

Особенности экономического механизма охраны окружающей среды

Разгосударствление подавляющего большинства предприятий, со­здание различных форм собственности, включая частную, не привели в целом по России к снижению сбросов и выбросов загрязняющих веществ. Из этого следует, что в период продолжающегося реформи­рования политической и социально-экономической системы в целях успешного осуществления природоохранной деятельности необходи­мо: 1) сочетать методы прямого государственного управления с мето­дами экономического регулирования; 2) проводить замену действую­щих элементов административной системы управления на рыночные механизмы в сфере природопользования только после того, как будут введены в действие соответствующие нормативно-правовые акты (В.Д. Ермаков и др., 1997 г.).

Ныне в России реализуется экономический механизм охраны ОПС, соответствующий критериям переходного периода к рыночной экономике. Главная его особенность состоит в ориентации не на пла­новое централизованное финансирование природоохранной деятель­ности, а в основном на экономические методы его регулирования и стимулирования.

Новый экономический механизм, тем не менее, не отвергает элементы административного управления. Так, в качестве обязательных элементов предусматриваются включение экологических требований в процедуру оценки принимаемых хозяйственных решений, норми­рование качества ОПС (ПДК, ПДУ, ПДВ, ПДС), ведение природо- ресурсовых кадастров, проведение государственного и ведомствен­ного контроля, юридическую ответственность за допущенные эколо­гические правонарушения. Но наряду с этим внедряются и новые экономические стимулы: плата за пользование природными ресурса­ми, плата за загрязнение ОПС, экологические фонды, экологичес­кие льготы, экологическое страхование и др. (рис. 15.3).

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» опреде­лил основные задачи экономического механизма природоохранной деятельности в России:

1) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

2)   установление нормативов платы и размеров платежей за исполь­зование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих ве­ществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

3)   внедрение комплекса мер по экономическому стимулированию (поощрению) охраны ОПС;

4) реализация эффективной системы штрафов за нарушение природоохранного законодательства и обя­зательного возмещения вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.

Лицензия, договор и лимиты на природопользование

Краеугольным камнем в структуре нового экономического меха­низма охраны окружающей среды и рационального природопользо­вания являются такие экономические рычаги, как лицензия, догово­ры и лимиты. При их введении реализуется принцип: «хозяйствую­щий субъект обязан платить за природные ресурсы».

Лицензия (или разрешение) — документ, выданный специально уполномоченными на то органами (Министерство природных ресурсов) и удостоверяющий право его владельца на использование в определен­ный период времени (обычно 1 год) природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на выбросы, сбросы и размещение твердых отходов.

Лицензия на комплексное природопользование включает следу­ющую информацию: I) перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия; 2) нормативные платы за охрану и воспроизводство природных ресурсов; 3) перечень, норма­тивы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и разме­щение отходов; 4) нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняю­щих веществ и размещение отходов; 5) экологические требования и ограничения, при которых разрешается хозяйственная и иная дея­тельность.

Выдаче лицензии предшествует установление лимитов на приро­допользование, представляющих собой установленные предприятиям- природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов производства.

Получив лицензию и пройдя экспертизу на предполагаемую дея­тельность, природопользователь (промышленное предприятие, фер­мерское хозяйство, воинская часть и т.п.) в обязательном порядке заключает договор о комплексном природопользовании. В этом доку­менте содержатся условия и порядок использования природных ре­сурсов, права и обязанности природопользователя, размеры плате­жей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон (государства и природопользователя) и механизмы возмещения воз­можного вреда, причиненного природной среде.

Таким образом, лимиты, лицензия и договор на комплексное природопользование, будучи, с одной стороны, элементами систе­мы экологических ограничений со стороны государства (администра­тивное управление), выполняют, с другой стороны, и экономичес­кие функции, побуждая природопользователя при помощи «рубля» бережнее относиться к природной среде.

Плата за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды

Принцип платности природопользования широко применяется в ряде экономически развитых стран; успешной его реализации за рубе­жом способствовала прежде всего соответствующая нормативно-пра­вовая база, регулирующая, в частности, вопросы управления и конт­роля в сфере экологии.

Система платежей за природные ресурсы в России начала форми­роваться в 70-е г. прошлого века. Элементами этой системы стано­вились: попенная плата в лесной промышленности, плата за водные и земельные ресурсы и др.

В 1991 голу принцип "платности использования ресурсов" был закреплен в Законе, "Об охране окружающей природной среды" (ст. 20).

Цели введения платного природопользования: 1) рациональное и комплексное использование природных ресурсов; 2) улучшение охраны окружающей среды; 3) выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов; 4) финан­совые интересы государства.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей природной среды», плата за природные ресурсы взимается: 1) за право использования при­родных ресурсов в пределах установленных лимитов; 2) за сверхлимит- нос и нерациональное использование природных ресурсов; 3) на их воспроизводство и охрану. При этом право определения и применения нормативов платы за использование природных ресурсов предоставле­но Правительству России.

Плата за право пользования природным ресурсом является нало­гом за природопользование и включена в налоговую систему.

Плата за нерациональное использование природных ресурсов - это Форма- экономической ответственности природопользователя за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов.

Предусматривается, что данный вид платы должен быть главным источником получения средств, которые необходимы для компенсации ущерба от загрязнения ОПС, выполнения работ по ликвидации последствий загрязнения, а также обеспечения повы­шения экономической заинтересованности и ответственности природопользователей в выполнении нормативов экологических требо­ваний.

Прежде чем установить предприятиям платежи, местные и регио­нальные органы власти устанавливают для них лимиты выбросов (сбро­сов).

В соответствии с нормативными правовыми документами нор­мативы платы зависят от размера загрязнения и подразделяются на три вида: 1) в размерах, не превышающих нормативы предельно до­пустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения твердых отходов; 2) в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов); 3) за сверхлимитное загрязнение ОПС.

В случае аварийного загрязнения, значительно превышающего негативные воздействия производства, работающего в штатном ре­жиме, органы охраны природы и прокуратура могут предъявить соот­ветствующие иски виновным.

Определение платежей за загрязнение ОПС выполняется по каж­дому загрязняющему ингредиенту (пыль, S02, N02 и т.д.), а затем результаты суммируются (более детально вопросы определения платы за загрязнение ОПС рассмотрены в главе 20).

Важно указать, что размеры платежей за загрязнение ОПС могут быть заметно снижены, если хозяйствующим субъектом обеспечивает­ся повышение экологической безопасности выпускаемой продукции, снижение концентрации загрязняющих веществ, сокращение объема потребления природных ресурсов, объемов выбросов и сбросов заг­рязняющих веществ, а также размещения твердых отходов.

Экономическое стимулирование природоохранной деятельности

Тенденция сокращения вмешательства государства в экономику, с одной стороны, и необходимость перехода от политики ликвида­ции уже нанесенного ущерба окружающей среде к предотвращению такового, с другой стороны, привели к усилению роли экономичес­ких рычагов охраны окружающей среды, имеющих целью оказать сти­мулирующее влияние на поведение загрязнителя и обеспечить сбор финансовых ресурсов, необходимых для осуществления мер по охра­не окружающей среды.

Для усиления природоохранной деятельности нужно создать ме­ханизм экономического стимулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Прежде всего следует разработать требования к формированию и функционирова­нию этого механизма. К этим требованиям относятся:

  1. Ориентация деятельности отраслей, объединений, предприя­тий на конечные результаты, т.е. улучшение качества окружающей среды, снижение и предотвращение ущерба от загрязнения природ­ной среды.
  2. Эколого-экономическая оценка природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей природной среды (ОПС) в региональных системах.
  3. Установление норм платы за использование природных ресурсов и сверхнормативное загрязнение ОПС.
  4. Строгий учет и контроль за фактическим состоянием ОПС и соблюдением нормативов.
  5. Создание экономической заинтересованности и ответственности предприятий, объединений и региональных органов в рациональном использовании природных ресурсов и охране ОПС.
  6. Установление обоснованных соотношений между сокращением вредных выбросов и размеров стимулов, выделяемых предприятиям.
  7. Установление дифференцированных размеров экономического стимулирования и штрафных санкций на отрасли, предприятия и от­ветственных за нарушение экологического равновесия в природе лиц.

Исходя из требований к эколого-экономическим показателям в системе планирования экономического стимулирования природоох­ранной деятельности как механизма повышения эффективности об­щественного производства, назрела необходимость в организации регионального фонда охраны окружающей среды.

В соответствии с Постановлением № 632 (1993) Правительства РФ определен механизм стимулирования охраны ОПС в регионе. Распределение фонда охраны ОПС объединения между входя­щими в него предприятиями производится в фонд развития науки и техники для финансирования разработки и внедрения технических при­родоохранных мероприятий, в фонд материального поощрения для премирования работников предприятий за улучшение природоохран­ной деятельности. Такой подход дает возможность существенно уси­лить стимулирующую роль природоохранных мероприятий в повыше­нии эффективности общественного производства, поскольку он позволит более полно осваивать средства, выделенные на охрану приро­ды, и более эффективно использовать действующие фонды.

Виды экологических налогов:

  1. Налоги на выброс (сброс, складирование) загрязняющих веществ в окружающую среду. Они базируются на количестве и качестве выб­расываемых загрязнителей. Налоги на выброс имеют, как правило, более выраженную финансовую цель, т. е. сбор средств для увеличе­ния инвестиций, направляемых на охрану окружающей среды. К сожалению, очень большое количество загрязняющих веществ трудно или невозможно контролировать имеющимися в распоряже­нии административных структур техническими средствами, что сни­жает регулирующую роль налогов с установленными на них ставка­ми. Однако для целей сбора финансовых ресурсов для осуществления экологических программ они достаточно эффективны. Эта эффек­тивность может быть повышена, если на региональном уровне будет дано право корректировать ставки налогов, исходя из экологической ситуации и средств, необходимых для финансирования экологичес­ких программ по ее улучшению.
  2. Налоги на пользование представляют собой оплату расходов кол­лективных или коммунальных систем сброса и очистки от загрязне­ния. Ставки налогов могут быть едиными или дифференцированны­ми в зависимости от количества и качества очищаемых; сточных вод или размещаемых отходов. Эти налоги следует рассматривать скорее как оплату услуг по уменьшению загрязнения, чем как экономичес­кий механизм охраны окружающей среды. Однако применение таких налогов позволяет достаточно полно покрывать расходы за счет конк­ретных загрязнителей. В отдельных случаях, в основном при разме­щении отходов, очень высокие ставки налогов могут привести к не­легальному захоронению отходов, поэтому частично расходы должны покрываться за счет дотаций из бюджета.
  3. Налоги па продукцию — добавочный налог к ценам на продук­цию, которая загрязняет окружающую среду на стадии производства или потребления. Налоги на продукцию базируются на отдельных характеристиках продукции (например, налог на содержание серы в нефти) или на самой продукции (налог на нефть, на смазочные масла, на батарейки, на одноразовую тару для напитков). Налоги на продукцию имеют как стимулирующую цель, так и цель сбора финансовых средств.

Стимулирующая цель реализуется, когда увеличение цены за счет налога сокращает потребление продукции, что достигается при элас­тичности спроса от цены. Доходы от налогов на продукцию также могут использоваться для финансирования мер по предотвращению или ликвидации загрязнения, связанного с экологическими характеристиками продукции, или для финансирования других мероприя­тий по охране окружающей среды.

Дифференцированные налоги могут быть рассмотрены как спе­циальная форма налога на продукцию, комбинирующая положитель­ный и отрицательный добавочные налоги (надбавка и скидка к цене) соответственно на загрязняющую продукцию (товар) и альтернатив­ную продукцию, экологически чистую или экологически грязную.

Административные налоги в основном представляют собой пла­ту (взнос) за регистрацию продукции и контроль. Административ­ный налог схож с налогом на продукцию. Они позволяют частично финансировать деятельность администрации, тем самым ускоряя ре­гистрацию и проведение контроля.

  1. Субсидии —  общий термин для различных форм финансовой помощи, которая выступает как стимул для загрязнителя изменять его поведение и которая оказывается фирмам для приведения уровня их воздействия на окружающую среду в соответствие с установленны­ми для них стандартами. Существует несколько видов финансовой помощи:
  2. Гранты— не подлежащая возврату форма финансовой помощи, оказываемая загрязнителю, если он обязуется в конкретные сроки принять конкретные меры по уменьшению уровня загрязнения окру­жающей среды.
  3. Льготные кредиты — это кредиты, которые выдаются загрязни­телям, если они осуществляют конкретные природоохранные меры; норма процента по ним установлена ниже рыночной.
  4. Налоговые льготы — ускоренная амортизация или другие фор­мы освобождения от уплаты налогов или снижение налоговых ставок, если загрязнитель осуществляет определенные природоохран­ные меры.

Система возврата задатка. В системах возврата задатка доба­вочный налог (задаток) включается в цену продукции, являющейся потенциальным загрязнителем. Если удается избежать загрязнения ОПС посредством повторного использования такой продукции (на­пример, многоразовая тара) или она поступает в системы сбора от­ходов, то следует возврат добавочного налога (задатка).

Принудительные стимулы. Эта категория экономического ме­ханизма представляет систему санкций и штрафов, применяемых к загрязнителю в случае его несогласия с установленными правилами. Это могут быть принудительные обязательства, которые представля­ют собой плату, взимаемую административными структурами с за­грязнителя априори в надежде на согласие с установленными прави­лами. Если согласие достигнуто, то взысканная сумма подлежит воз­врату. К принудительным стимулам относится и система штрафов за нарушение правил и стандартов. Если предприятие-загрязнитель не подчиняется установленным правилам, то на него налагается штраф, величина которого зависит от прибыли, незаконно полученной за­грязнителем в результате нарушения требований.

В решении вопросов совершенствования экономического меха­низма охраны природы и природопользования, особенно в условиях перехода России к рыночной экономике, большой интерес представ­ляет изучение и критический анализ методов стимулирования приро­доохранной деятельности в развитых странах. Показательно, что еще в начале 60-х гг. указанные страны имели централизованные админи­стративные системы управления охраной ОПС, которые базирова­лись на национальных законодательных базах. Позже в США и в дру­гих странах наряду с административными мерами начали широко при­меняться экономические рыночные регуляторы, в частности:

—      прямые инвестиционные субсидии, которые покрывают часть расходов на разработку новых природоохранных и ресурсосберегаю­щих технологий. Например, во Франции они покрывают до 50% за­трат на приобретение природоохранного оборудования и создание при­родоохранных сооружений; в Швеции они предоставляются на 5 лет и могут покрыть до 25% инвестиционных расходов на оборудование по очистке от загрязнений;

—   предоставление государственных низкопроцентных, беспроцен­тных и гарантированных ссуд на приобретение и монтаж оборудова­ния, способствующее улучшению и восстановлению качества ОПС, а также выдача субсидий на выплату процентов для заинтересованно­сти природопользователей в целевых природоохранных займах;

—  предоставление долгосрочных займов с низкими процентными став­ками платежей (например, в Канаде — до 10 лет, в Финляндии — до 30—50 лет), покрывающих до 70% стоимости природоохранного проекта;

—     выдача субсидий для капиталовложений в энергосберегающие технологии, особенно в целях снижения количества сжигаемого орга­нического топлива;

—   система налоговых льгот: на расходы по научно-исследовательским и опытно-констукторским работам (НИОКР) в области охраны ОПС, на расходы, связанные с контролем загрязнения воздуха (США), закупкой, установкой и эксплуатацией природоохранного оборудования.

В систему льгот включают:

—    снижение ставок налога. Например, в Канаде при приобрете­нии природоохранного оборудования НДС снижается на 12%;

Я снижение базы налогообложения. В частности, разрешение ускоренной амортизации дает возможность списать оборудование за два года, а в Японии самортизировать в течение года до 50% стоимости природоохранного оборудования;

— предоставление инвестиционного налогового кредита, т.е. уменьшение суммы уже начисленного налога на прибыль. Напри­мер, в США из суммы начисленного налога на прибыль вычитается 6% стоимости капитальных вложений в машины и оборудование со сроком амортизации 3 года и 10% капитальных вложений в остальные! вилы машин, оборудования, зданий и сооружений.

Считается, что налоговые льготы наиболее приемлемы в неста­бильных экономиках; в свою очередь, в стабильных экономиках чаще находят применение ссуды и субсидии. Мировой опыт показывает, что наиболее эффективно сочетание налогового и кредитно-денежно­го регулирования. Кроме чисто фискальной функции налоги способ­ны стимулировать внедрение достижений научно-технического про­гресса, наиболее рациональное использование финансовых и при­родных ресурсов, а, следовательно, стимулируют экономический рост и эффективность производства. Это достигается четко продуманной системой налогообложения, которая выполняет роль не только эко­номического «кнута», но и экономического «пряника»; последнее особенно важно для стимулирования научно-технического прогресса в области охраны окружающей среды и природопользования.

Довольно высокая эффективность налоговых систем в области при­родопользования и охраны природы в странах Запада в первую оче­редь, по мнению ряда специалистов, обусловлена хорошо разрабо­танной методикой исчисления налоговой базы и ставок, а также ши­роким использованием налоговых льгот. Применение последних основывается на концепции прямой зависимости между понижением налогов и стимулированием активности производителей в необходи­мом направлении; При этом считается, что снижение налогов помо­гает в перспективе сбалансировать государственный бюджет, поскольку временное недополучение доходов в нем будет в последующем ком­пенсировано ростом доходов в результате повышения темпов роста экономики.

Хотя льготное налогообложение, направленное на стимулирование НТП, имеет достаточно давнюю историю с конца 50-х годов XX столетия, в нашей стране оно начало реализовываться значительно позже.

Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (от 16.07.92 и последующие редакции) и Инструкция Государственной налоговой службы РФ от 06.03.92 N9 4 Ю порядке исчисления и упла­ты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» устано­вили^ что при исчислении налога на прибыль последний может быть | снижен на сумму в размере до 50% от капитальных вложений производственного назначения, в том числе и на природоохранные ме­роприятия. При этом предусмотрено и включение долевого учас­тия, в том числе на реализацию мер и программ по охране природы и воспроизводству природных ресурсов, гарантированному уменьше­нию выбросов и сбросов загрязняющих веществ, внедрению эколо­гически чистых мало- и безотходных технологий, использованию вто­ричных ресурсов, а также выпуску экологически чистой продукции.

Помимо этого, в упомянутом Законе РФ указывается, что при определении налогооблагаемой прибыли должна быть исключена при­быль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление производственных фондов, освоение природоохранной техники и тех­нологий.

В соответствии с Законом РФ «О налоге на имущество предпри­ятий» 1992 г. и его последующими редакциями из обложения нало­гом исключается стоимость объектов предприятия, которые исполь­зуются для охраны природы.

На основании Закона РСФСР «О подоходном налоге с предприя­тий» от 20.01.91 налогом не облагаются взносы в экологические, оз­доровительные и образовательные фонды.

Налоговым кодексом РФ (31.07.98), его статьями 66—68, для сти­мулирования нововведений в природоохранной деятельности пред­приятиям может быть предоставлен инвестиционный налоговый кре­дит на срок от 1 до 5 лет на сумму кредита, составляющую до 30% стоимости приобретаемого оборудования.

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» своей ста­тьей 20 установил довольно широкие возможности для экономичес­кого стимулирования природоохранной деятельности. Так, вводится система дополнительных налоговых льгот при реализации малоотход­ных и безотходных технологий и производств, использовании вто­ричных ресурсов, выпуске экологически чистой продукции, машин и оборудования, приборов для контроля за состоянием окружающей среды, проведением НИОКР природоохранного направления и осу­ществлении мероприятий, обеспечивающих природоохранный эффект.

В указанном Законе установлены повышенные нормы амортиза­ции основных производственных природоохранительных фондов (при­меняется коэффициент ускорения 2 или 3), что позволит предприя­тиям окупать указанные фонды за меньший срок и в перспективе ис­пользовать накопленные от амортизации средства на приобретение современных основных фондов природоохранного назначения.

Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» преду­смотрена возможность льготного кредитования предприятий, учреж­
дений и организаций независимо от форм собственности, достаточ­но эффективно осуществляющих природоохранную деятельность.

Такой же недостаток имеет предусмотренное Законом введение системы специального налогообложения в случае выпуска экологи­чески вредной продукции и таковой, выпускаемой с применением экологически опасных технологий. При этом, по мнению ряда уче­ных, при применении поощрительных цен и надбавок на экологи­чески чистую продукцию и, напротив специального налогообложе­ния экологически вредной продукции следует установить и поддер­живать надлежащий порядок введения системы идентификации и дифференциации товаров рынка экологических услуг (экологические марки, марочные и товарные знаки).

Среди экономических рычагов и стимулов, кроме налогов на заг­рязнение, основное место занимают платежи. Уровень платежа соот­ветствует социально-экономическому ущербу от загрязнителя или какому-либо другому показателю, например, экономической оценке ассимиляционного потенциала природной среды. Платежи и налоги за загрязнение хороши тем, что эта система предоставляет макси­мальную свободу загрязнителю в выборе стратегии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс, позволяющую минимизиро­вать издержки на превращение внешнего фактора загрязнения во внут­реннюю статью издержек для них (интернализация экстернальных издержек). Если природоохранные издержки низки, то фирма зна­чительно сократит выбросы (вместо того, чтобы платить налог). В теории она сократит их до оптимального уровня, когда приростные затраты на добавочную очистку становятся равными ставке платежа.

Платежи за загрязнение — это плата за право пользования ассими­ляционным потенциалом природной среды. Пользователь этого ре­сурса платит за него так же, как он платит за приобретаемое сырье, электроэнергию. Платежи пользователей на покрытие администра­тивных расходов могут включать плату за получение разрешения или лицензии, а также другие номинальные платежи, соответствующие величине выбросов и покрывающие издержки на раздачу разрешений и лицензий. Эти платежи в целом меньше платежей за загрязнение и имеют ограниченное воздействие на уровень выбросов фирмы. Если считать, что права собственности на ОПС принадлежат всему обще­ству в целом, то фирмы-загрязнители должны нести ответственность за причиненный ущерб. Если налог на загрязнение или плата за вы­бросы отражает предельный ущерб от загрязнения, определенный до акта выброса, то ущерб в системе обязательной ответственности рас­считывается по факту выброса (после него) конкретно для каждого случая. Иначе говоря, нанесшая ущерб фирма обязана его либо ка­ким-то образом компенсировать, либо провести очистку нарушенного природного объекта, либо сделать еще что-то. Такая система пред­полагает использование документов, закрепляющих обязательства на осуществление природоохранной деятельности под соответствующий залог. Этот подход особенно эффективен, если число загрязнителей и их жертв ограничено, а размер загрязнения и его состав легко от­следить.

Необходимо различать аварийные выбросы и восстановление экоси­стемы после осуществления определенной деятельности. В первом случае фирма может лишь прогнозировать будущий ущерб и прини­мать все меры, чтобы его не допустить. Но если такой ущерб будет нанесен, виновник полностью компенсирует его. В качестве гаран­тий здесь могут выступать активы фирмы, в том числе страховой по­лис. Во втором случае примерные масштабы будущего ущерба извес­тны, например, если речь идет о добыче полезных ископаемых. В качестве гарантий здесь выступает денежный депозит, вносимый фирмой. Если фирма сама проведет рекультивацию земель, она полу­чит свой депозит обратно, если нет, то суммы депозита должно хва­тить, чтобы рекультивацию провел кто-нибудь другой. Свою ответ­ственность по компенсации ущерба загрязнитель может переложить на посредника, например, внося плату за загрязнение по ставкам, соот­ветствующим экономической оценке ассимиляционного потенциала. В этом случае получатель платы должен рассчитаться с жертвой за­грязнения.

Система целевого резервирования средств на утилизацию отходов (залогов) используется для создания в этих целях стимула у потребите­лей на осуществление дополнительных издержек. В момент покупки товара, предопределяющего предстоящее загрязнение, осуществля­ется вклад, который возвращается с процентами после утилизации отходов, например, покупка батареек, напитков в жестяных банках. Известны случаи применения данной системы для стимулирования восстановления и утилизации отработанных масел, рециклирования озоноразрушающих веществ.

Информационные системы в виде обеспечения полноты инфор­мации и свободы ознакомления с ней играют роль, подобную экономи­ческим стимулам. Если фирмы предоставляют всю информацию, то потребители или жители близлежащих территорий оповещены о раз­мерах загрязнении или содержания вредных веществ в продукции. Информированность (антиреклама) ведет к изменению спроса на продукцию, обеспечивая сокращение загрязнения, использование соответствующих первичных ресурсов или тип технологий.

В соответствии с законодательством РФ предприятие обязано сво­евременно осуществлять природоохранные мероприятия, направляе­мые на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на окружающую среду. Выполнение этой обязанности сти­мулируется, как указывалось ранее, введением платежей за загрязне­ние ОПС. В то же время в условиях возросшей самостоятельности предприятий возникает опасность того, что они могут отдать предпоч­тение проведению работ по наращиванию объемов производства (по­лучению дополнительной прибыли) за счет повышения нагрузок на окружающую среду в ущерб бесприбыльным природоохранным мероп­риятиям. Поэтому экономическое стимулирование должно быть до­полнено системой материального стимулирования работников, воз­действующей непосредственно на интересы работников через оплату труда. Трудовые доходы каждого работника независимо от вида пред­приятия определяются его личным трудовым вкладом с учетом конеч­ных результатов работы предприятия. В условиях нарушенного эко­логического равновесия конечным результатом деятельности предпри­ятия, целью его производства должно быть не только получение необходимой продукции любой ценой (в том числе с загрязнением окружающей среды), но и получение ее путем рационального приро­допользования.

Различные методические рекомендации исходят из того, что ко­нечный результат деятельности предприятия наряду с общеприняты­ми в системе стимулирования экономическими показателями вклю­чают систему нормативов качества среды.

Наиболее обобщающими показателями, характеризующими не­обходимое качество среды, уровень экологической чистоты предпри­ятия, являются, с одной стороны, выполнение научно обоснован­ных нормативов ПДВ, размещение отходов загрязняющих веществ, с другой — выполнение нормативов потребления ресурсов. Существу­ющая система стимулирования экономии ресурсов разработана дос­таточно хорошо (известно, что предприятиям предоставлено право направлять на премирование до 50% экономии всех видов материаль­ных ресурсов, до 75% по топливно-энергетическим).

Объектом стимулирования выступают научно обоснованные нор­мативы предельно допустимых выбросов, сбросов, размещения отхо­дов загрязняющих веществ. Так как в ряде случаев нет объективной возможности сразу достичь нормативного уровня экологической чис­тоты, то предприятию утверждаются лимиты выбросов (сбросов) за­грязняющих веществ в природную среду на определенный период с разбивкой по годам с тем, чтобы поэтапно подойти к достижению нормативного уровня ПДВ или ПДС загрязняющих веществ в при­родную среду. В качестве объекта стимулирования лимиты выбросов могут быть приняты только условно на определенный срок, в течение которого должны быть проведены те или иные природоохранные ме­роприятия.

Субъектом стимулирования выступают работники государствен­ных предприятий, прежде всего руководители предприятия, кото­рым принадлежит право принятия решений в пользу того или иного технологического варианта, варианта использования природных ре­сурсов, а также руководящие работники производственных подраз­делений, специалисты, которые своей деятельностью способны ока­зывать влияние на выполнение нормативов качества среды.

Задача материального стимулирования рационального природо­пользования заключается во внедрении в существующую систему ма­териального поощрения и ответственности работников (не нарушая общепринятых на предприятии принципов) элементов, связанных с учетом экологических показателей. При этом система стимулирова­ния должна быть простой и доступной для понимания работников.

Рыночные методы управления природоохранной деятельностью.

Возможность включения природоохранной деятельности в рыноч­ные экономические механизмы объясняется тем, что подсчет прибы­ли предприятия (разность между доходами и затратами) может дать неверные результаты, если не учитывать «внешние эффекты», т.е. социально-экономический ущерб природной среде или/и экономи­ческий ущерб другим предприятиям из-за увеличения ими издержек на очистку первичных ресурсов (воды, воздуха). Включение «вне­шних эффектов» в рыночный механизм, т. е. их «интернализация», позволяет преодолеть противоречие между общественными «выгода­ми и затратами» и «доходами и затратами» конкретных предприятий- загрязнителей. Основной причиной такого противоречия является

Учет экологических показателей в размере общего фонда матери­ального поощрения осуществляется через систему платежей за заг­рязнение окружающей среды. Рост загрязнений ведет к росту плате­жей, уменьшению прибыли и соответственно уменьшению фонда оплаты. Влияние выполнения экологических показателей на размер фонда материального поощрения (хозрасчетного фонда, единого фонда оплаты труда) позволяет связать оплату труда коллектива, отдельно­го работника с конечными экологическими результатами работы. Каждое подразделение предприятия вносит свой вклад в достижение (или нарушение) предприятием нормативов качества среды. Поэто­му имеет смысл при распределении фонда материального поощрения (а в рыночных условиях — хозрасчетного фонда, единого фонда оп­латы) по производственным подразделениям учесть уровень выпол­нения соответствующих экологических показателей.

загрязнение окружающей среды. Этот подход предполагает, что ущерб от загрязнения природной среды (если их правильно и точно подсчитать) должен полностью компенсироваться самими загрязни­телями в виде платежей за выбросы и сбросы каждым источником загрязнения.

В течение последних 20 лет в странах с развитой рыночной эко­номикой (особенно в США) административные меры регулирования природоохранной деятельности в значительной степени вытеснялись экономическими и рыночными. Так, оценка результативности госу­дарственных программ охраны окружающей среды, реализованных в США, показала, что затраты на снижение концентраций оксидов серы в атмосфере до требуемого уровня были бы в 2—3 раза ниже, если бы была введена плата за загрязнение, пропорциональная o6ъемам выбросов, чем при использовании системы расчета и назначе­ния каждому предприятию уровней ПДВ по загрязняющим веществам.

Сочетание рыночного и нормативного подходов представлено в программе торговли выбросами, которая введена Агентством по ох­ране окружающей среды (ЕРА) для смягчения воздействия на эконо­мику быстрорастущих расходов на достижение принятых стандартов качества окружающей среды.

Суть программы торговли выбросами заключается в том, что пред­приятие, которое сокращает суммарный выброс некоторого загрязня­ющего вещества ниже установленного уровня, имеет право поместить излишки от сокращения выбросов в так называемый «банк выбросов» (иначе излишки называют «кредитами на выбросы»), В дальнейшем та­кие предприятия могут использовать свои кредиты на выбросы для соб­ственной реконструкции, модернизации или расширения, а также продать их другому предприятию, нуждающемуся в таких кредитах. Единственным условием такой продажи является нахождение этих пред­приятий в одном географическом районе.

Считается, что такой подход позволяет:

—сократить суммарный выброс данного загрязняющего вещества при меньших издержках;

— сделать предприятия более инициативными в выборе методов снижения выбросов и точечных источников выбросов, где эти мето­ды будут применяться;

— стимулировать инвестиции в более совершенное очистное обо­рудование и малоотходные производственные технологии.

Как уже отмечалось, основой программы являются кредиты на выбросы, которые служат своеобразной валютой торговли излишка­ми сокращения выбросов. Такие излишки могут быть созданы раз­личными способами:

— установкой более эффективного очистного оборудования;

— переходом на малоотходные производственные технологии;

— реконструкцией или закрытием как предприятия в целом, так и отдельных производств.

Пена кредитов на выбросы определяется соотношением спроса и предложения: чем меньше предложений на рынке кредитов на выб­росы, тем больше они стоят, и наоборот. Цены за кредиты будут подниматься до уровня, при котором по­купатели не захотят платить за излишки сокращения выбросов и пред­почтут или не расширять производство или перенесут свое производ­ство в более «дешевые» районы. Спрос в этом случае снизится и цены стабилизируются.

Основу программы торговли выбросами составляют четыре эко­номических механизма: 1) суммирование выбросов; 2) компенсация выбросов; 3) помещение кредитов на выбросы в «банки выбросов»; 4) бабл-принцип.

Суммирование выбросов или политика «облака»; порядок, согласно которому кредиты на выбросы, которые получены на предприятии, используются им самим. Эта политика разрешает каждому природопользователю свободно распределять выбросы между внутренними ис­точниками на своих промышленных объектах таким образом, чтобы в целом они удовлетворяли всем стандартам выбросов.

Природопользователь не имеет права наращивать выбросы одних видов загрязняющих веществ за счет других. Перераспределение вы­бросов должно осуществляться по каждому загрязняющему веществу отдельно. В результате не нужно следить за каждой «дымящейся тру­бой», а можно ограничиться заводом в целом, отдельные источники которого как бы формируют «облако». Такой подход допускает ма­невр выбросами: природопользователь может отыскивать их оптималь­ное распределение, соответствующее минимальным издержкам кон­троля за загрязнением и очистки от загрязнения.

Экономический механизм компенсации выбросов заключается в том, что строительство новых источников загрязнения и одновременное сдерживание загрязнений, например воздушной среды в районах, где не выполняются федеральные стандарты качества воздуха, воз­можно только в том случае, если дополнительный выброс загрязня­ющего вещества от этого источника будет компенсирован сокраще­нием выбросов от других источников.

Данный механизм решает проблему экономического роста в ре­гионах, которые не удовлетворяют федеральным стандартам качества воздуха или воды. Новые хозяйствующие субъекты, расширяющие деятельность, связанную с ростом выбросов, должны выкупить пра­во на выбросы загрязняющих веществ (кредиты на выбросы) у других предприятий этого региона. Механизм компенсации предусматрива­
ет более чем 100%-ную компенсацию с целью общего улучшения ка­чества природных сред, например, воздушного бассейна. При этом продавцы обязаны сократить выбросы на величину большую, чем будут выбрасывать покупатели. Пропорции компенсации должны быть тем выше, чем больше расстояние между новым источником выбросов и источником их компенсации. Так, например, в некоторых районах США это соотношение достигает 1,1 — 1,5. Самостоятельные сделки должны заключаться по каждому виду загрязняющего вещества. Ес­тественно, покупатели станут подыскивать самые дешевые вариан­ты, поэтому издержки на улучшение качества воздуха (воды) в реги­оне минимизируются, а тенденция общего улучшения качества воз­духа или воды в районе после каждой сделки по продаже кредита на выброс усилится.

Банк выбросов» образуется излишками сокращения выбросов. Этот «банк» организует дальнейшее их использование или продажу.

Такие «банки выбросов» организуются при региональных органах охраны и контроля природной среды. Например, «банк выбросов» действует при управлении качеством воздуха штата Южная Кароли­на. В этом банке хранятся кредиты на выбросы твердых частиц, СО, N02, S02, летучих органических соединений. Подобные банки мо­гут организовываться в межрегиональные банковские системы, объе­диняющие «банки выбросов» разных регионов. Этот подход облегча­ет потенциальным покупателям кредитов на выбросы поиск подходя­щих продавцов, значительно сокращает издержки на такой поиск.

Развитием компенсационного подхода стал бабл-принцип (прин­цип «пузыря»). Бабл-принцип — это альтернативная стратегия ад­министративному контролю выбросов. Он предполагает, что регио­нальная производственная деятельность, отрицательно влияющая на воздушную среду, осуществляется в некотором гипотетическом «пу­зырьке» достаточно больших размеров. Другими словами, два и бо­лее точечных источников загрязнения представляются помешенны­ми как бы в одном объеме под единым сводом. Это позволяет сни­жать суммарный выброс данного загрязняющего вещества, а не его выбросы на каждом точечном источнике. Задача регулирования в этом случае состоит в наиболее рациональном распределении между загрязнителями воздушной среды (ограниченных объемом «пузырь­ка») возможностей выбросов различных видов загрязняющих ве­ществ. Предприятия, получившие разрешение на применение бабл- принципа, могут снижать выброс определенных загрязняющих ве­ществ на тех его точечных источниках, где природоохранные мероприятия приносят максимальный результат, например снижают объем выбросов на единицу затрат. Таким образом, предприятия имеют экономию средств при одновременном сохранении качества воздушном среды и сохранении или снижении сушествовавшего уров­ня суммарного выброса. В США разрешение на применение бабл- приниипа выдает ЕРА на основе конкретных заявок. Окончательно политика торговли выбросами, в том числе и применение бабл-принципа, сформировалась и введена в США в декабре 1986 г.

В результате анализа различных подходов к управлению приро­допользованием можно сделать следующие выводы:

—  применение рыночных подходов в природоохранной деятель­ности позволяет решать одновременно несколько экологических про­блем ввиду их взаимозависимости;

—  традиционные административно-правовые подходы имеют пра­во на существование, если они дают положительный эффект.

Например, при сравнении таких экономических методов, как плата за загрязнение в форме платежей или налогов и торговля правами на выбросы, предпочтение отдается последней. Это объясняется тем, что в случае платы за загрязнение трудно рассчитать величину налога и со­ответствующий этой величине уровень снижения загрязнения. В слу­чае торговли правами на выброс сначала рассчитывают необходимый уровень снижения загрязнения и, исходя из его величины, выдают раз­решение на выброс. Таким образом, система торговли правами на выб­рос — весьма гибкая система и может быть приспособлена к новым, более жестким природоохранным нормативам.

Рыночный подход позволяет достигнуть более высокого уровня охраны природной среды при тех же удельных издержках на борьбу с загрязнением, стимулирует инициативу предприятий в отношении удобных им методов охраны природной среды. В результате пред­приятия будут стремиться принимать решения, связанные с мень­шими издержками, применять новые технологии борьбы с загрязне­нием окружающей среды.

Об экономической целесообразности изложенного подхода сви­детельствуют подсчеты экспертов: только в химической промышлен­ности США при сохранении общего объема выбросов благодаря при­менению описанного механизма перераспределения расходы на под­держание стандартов качества воздушной среды сократятся со 136 до 55 млн дол./год.

В целях упорядочения поступления платы за загрязнения может быть введено акцизирование загрязнений. При этом предприятие (до отчетного периода) подает в природоохранные органы сведения о планируемом загрязнении и приобретает лицензию, позволяющую выбросить его в объемах, указанных в лицензии. Если фактические выбросы окажутся меньше запланированных, предприятие может получить остатки денежных средств или продать право на оставшееся загрязнение другому предприятию. В противном случае предприя­тие штрафуют.

В начале 90-х годов Конгресс США принял решение, и Агент­ство по охране окружающей среды выставляет (начиная с 1995 г.) на аукцион акции-разрешения на выброс 1 т диоксида серы. Во испол­нение данного решения, ТЭС, являющиеся основными источника­ми загрязнения атмосферы диоксидом серы, должны будут ограни­чивать объем выбросов последнего до величины, соответствующей акции-разрешению. В противном случае они облагаются крупными штрафами, в исключительных случаях предусматривается даже тю­ремное заключение для руководителей предприятий-нарушителей.

Таким образом, определяя количество акций-разрешений, еже­годно выставляемых на аукцион, государство может эффективно ре­гулировать общую величину выбросов диоксида серы (и не только этого вещества) в окружающую среду. В последнее время принято решение о ежегодном снижении на 2 млн т выбросов оксидов азота. Сообщается о возможности участия в покупке акций-разрешений об­щественных экологических организаций, при этом покупка одной акции будет равносильна выведению из общего количества выбросов 1 тонны того или иного вредного вещества.

Аналогичный рынок акций-разрешений планируется создать и по другим видам характерных загрязняющих веществ. В частности, ООН позитивно рассмотрела вопрос о создании международного рынка загрязнений на выбросы хлорфторуглеродов, приводящих, как из­вестно, к разрушению озонового слоя Земли.

По своей сути рыночные методы управления природоохранной де­ятельностью направлены на обеспечение рационального использова­ния ассимиляционного потенциала природной среды. Вначале обще­ство определяет допустимые масштабы воздействия на среду обита­ния, затем оно (в лице государственных органов) распределяет лицензии (разрешения) между заинтересованными предприятиями. В дальнейшем (в отличие от административной и экономической си­стемы регулирования) предприятиям дается полная свобода перерас­пределять, перепродавать лицензии. Органы управления лишь следят за эквивалентностью сделок (т. е. за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличивалось) и способствуют созданию рыночной ин­фраструктуры: контролируют деятельность экологических банков и бирж, закрепляют права собственности и создают организации, обес­печивающие реализацию этих прав.

Большинство специалистов признает, что рыночные методы — весь­ма перспективное направление развития механизма управления приро­доохранной деятельностью. В то же время они не могут заменить дру­гие методы полностью. Каждый из рассмотренных подходов к управле­нию природопользованием имеет свои положительные и отрицательные стороны, а следовательно, свою область применения, зависящую от экономического развития и традиций управления в стране.

Финансирование природоохранных мероприятий

В ряде развитых стран большое внимание уделяется созданию специальных фондов охраны природы. Эти фонды формируются в целях последующего финансирования мероприятий по охране ОПС и использования экономических стимулов и ограничительных факторов для предприятий-загрязнителей.

Направления расходования средств фондов в основном одинако­вы для всех стран: модернизация оборудования для борьбы с загряз­нением, разработка и применение современных технологий; сани­тарно-гигиенические мероприятия; профилактические меры; разра­ботка и введение стандартов по всем видам загрязнения; усиление наблюдения и контроля за загрязнением; финансирование НИОКР в области охраны ОПС и т.д.

В России финансирование экологических программ и мероприя­тий по охране природы и рациональному природопользованию про­изводится из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федера­ции, а также из средств, которыми располагают предприятия и уч­реждения различных форм собственности, различных экологических фондов, экологического страхования, фонда отчислений на произ­водство минерально-сырьевой базы, кредитов банков, добровольных взносов населения, иностранных юридических и физических лиц и других источников финансирования.

С 1991 г. в стране создана единая система внебюджетных государ­ственных экологических фондов. В нее входят федеральные, рес­публиканские, краевые, областные и местные экологические фон­ды. Фонды функционируют за счет отчислений с предприятий в виде плат за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, реализации кон­фискованных орудий охоты и рыболовства и других источников. Нор­мативы отчислений в экологические фонды закреплены законодатель­но: на реализацию природоохранных мероприятий местного (город­ского и районного) значения — 60%, регионального значения (субъекты Федерации) — 30, федерального — 10%.

Экологическое страхование

В России экологические виды страхования ранее практически не применялись, если не считать практики Ингосстраха, который заклю­чал договоры по страхованию ответственности судовладельцев за утечку нефтепродуктов из танкеров и загрязнение ими вод и побережья.

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» ввел доб­ровольное и обязательное государственное экологические страхова­ние предприятий, организаций и учреждений, а также граждан, объектов их собственности (движимой и недвижимой) и доходов на случай стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Порядок государственного экологического страхования и исполь­зования создаваемых при этом фондов в Российской Федерации уста­навливает Правительство. В основном средства указанных фондов предназначены для финансирования работ по прогнозированию, пред­отвращению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий, катастроф.

Объектами экологического страхования являются: 1) риск граждан­ской ответственности страхователя (предприятия, организации, учреж­дения) за загрязнение ОПС, которая выражается в предъявлении ему третьими лицами (физическими или юридическими) имущественных претензий, которые удовлетворяются в соответствии с договором о стра­ховании за счет страховых платежей; 2) подлежащие возмещению убыт­ки, которые несет сам страхователь в связи с загрязнением ОПС на тер­ритории действия договора страхования; 3) жизнь, здоровье или иму­щество страхователя или других лиц, которые определены договором.

Ныне актуальным является страхование инвестиций в экологи­чески рискованные проекты, выбор приоритетных объектов экологи­ческого страхования.

Предприятие-страхователь может быть лишено права на страховое воз­мещение, если оно неоднократно предупреждалось о возможности ава­рии, но не приняло надлежащих мер. Следовательно, экологическое стра­хование выполняет функции, стимулирующие действия предприятия к охране окружающей среды и сохранению природных ресурсов.

Экология и инновационная деятельность

Согласно оценкам специалистов, затраты на ликвидацию экологи­ческих последствий от применения неэкологичной технологии в десятки раз превышают затраты, которые потребовались бы для разработки ее экологически чистого аналога. Характерными являются результаты соци­ологического опроса международного института Д. Гэллапа в 22-х наибо­лее развитых странах мира: главными причинами мирового экологическо­го кризиса названы «бизнес и индустрия» и «плохие технологии».

Новые технологии, в том числе природоохранные и ресурсосбере­гающие, связаны с инновационной деятельностью, поэтому именно последняя призвана обеспечить качественный рывок в данном направ­лении.

Инновационная деятельность — это совокупность научно-техничес­ких, производственных и коммерческих мероприятий, которые посред­ством практического использования идей и изобретений приводят к созданию и реализации лучших по своим свойствам изделий, техноло­гий и любых технических и организационных решений (Т.В. Бармакова, 1996 г.).

Продукты инновационной деятельности (технологии, военная тех­ника, проекты и т.д.), если характеризуются улучшенными или уни­кальными свойствами в экологическом отношении, могут стать высо­коконкурентными на рынке и принести, соответственно, значитель­ный доход. Так, даже на мировом рынке оружия и военной техники особым вниманием в последнее время стали пользоваться образцы, характеризующиеся пониженным воздействием на ОПС. Появилась информация о начале оснащения армии США «экологически чистыми боеприпасами», в частности патронами калибра 5,56 мм. Пуля в них изготовлена из порошкового вольфрама с оловянным или нейлоновым покрытием. Указывается, что даже при нынешней более высокой (на 5 центов) стоимости новой пули по сравнению со свинцовой, расходы на ее производство с лихвой окупаются, если учесть затраты на очист­ку полигонов. При таком сопоставлении стоимость «экологической» пули почти в пять раз ниже свинцовой.

В соответствии с вышеизложенным, ориентация на минимиза­цию ущерба ОПС должна быть определяющей уже на стадиях оформ­ления идеи и заявки на изобретение в области создания новой техно­логии, техники и т.п.

Большим стимулом для изобретателей являются ныне природо­охранные законодательные акты России, согласно которым изобре­татель становится исключительным владельцем патента (охранного до­кумента, подтверждающего права на изобретение) и может распоря­жаться им по своему усмотрению (вплоть до его продажи). Тем самым патент, например на экологически чистую продукцию, становится товаром, на него распространяются все закономерности рынка, а сам патентообладатель вовлекается в систему рыночных отношений.

В настоящее время в ведущих странах создана сфера инновацион­ного предпринимательства в области экологического бизнеса, а реа­лизация патентов на экологические изобретения становится одной из наиболее прибыльных форм последнего.

В настоящее время в России уделяется внимание тому, чтобы экологический фактор занял достойное место в инновационном пред­принимательстве. Этому должны способствовать такие формы эко­номико-правового регулирования, как: 1) обязательная государствен­ная экологическая экспертиза новых образцов техники и технологий, в том числе военных (Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и Закон РФ «Об экологической экспертизе»); 2) обязательная сертификация всех видов продукции на соответствие экологическим требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», 1993 г.); 3) экономические санкции (штрафы) за использование экологичес­ки опасных технологий и загрязнение ОПС в сочетании с экономи­ческими льготами в случае применения экологически безопасных тех­нологий (Постановление Правительства РФ № 632 от 28.08.92 г. «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредных воздействий»).

Ответственность за экологические правонарушения

Экологическими правонарушениями называются противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и при­чиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Экологические правонарушения подразделяются на экологичес­кие проступки, не относящиеся к категории общественно опасных, и экологические преступления, которые посягают на экологическую бе­зопасность общества, причиняют существенный вред ОПС и здоро­вью человека.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения, являясь одной из форм государственного принуждения, имеет основ­ную задачу — способствовать выполнению экологических интересов общества.

Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» (раздел XIII) определен ряд видов ответственности за экологические право­нарушения: дисциплинарная, административная, уголовная, мате­риальная.

К дисциплинарным наказаниям относятся предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы. Они налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреждения в случае невы­полнения ими своих обязанностей, которые связаны с охраной ОПС.

Административная ответственность распространяется на организа­ции, предприятия, должностные лица, отдельных граждан и уста­навливается, например, за порчу, повреждение, уничтожение при­родных объектов, несоблюдение экологических требований при захо­ронении опасных отходов и т.д. В качестве мер административной ответственности наиболее часто применяются денежный штраф, изъя­тие орудий и средств совершения правонарушения (ружья, рыболов­ные снасти), конфискация незаконно добытой рыбы, дичи и т.д.

Упомянутый закон определил и размеры штрафа, налагаемого в административном порядке. Так, для граждан штраф составляет до 10-кратного размера минимального размера оплаты труда (МРОТ); для должностных лиц — от 3- до 20-кратного размера МРОТ.

Уголовная ответственность, связанная с лишением свободы, кон­фискацией имущества, крупным денежным штрафом, определяется Уго­ловным кодексом РФ и наступает только по приговору суда. К особо тяжелым уголовным преступлениям относится, например, умышлен­ное уничтожение лесных массивов путем поджога. Уголовными пре­ступлениями считаются незаконные охота, порубка леса, а также умыш­ленное загрязнение атмосферного воздуха и водоемов.

В соответствии со ст. 86 упомянутого Закона предприятия, уч­реждения, организации и граждане, причинившие вред ОПС, здоро­вью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружа­ющей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональ­ным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме.

Практика показала, что наиболее успешно природоохранитель­ные задачи решаются в тех субъектах РФ, в которых функционируют межрайонные природоохранные прокуратуры.

Подводя итоги, отметим, что опыт экономически развитых стран, а также отечественный свидетельствуют: обеспечение качества ОПС и рационального природопользования требует огромных материально- технических и финансовых затрат, причем при четком целевом ис­пользовании последних. В силу этого экономический механизм ох­раны ОПС и природопользования в России, представляющий собой совокупность норм экономической и юридической ответственности, должен развиваться в направлениях: 1) повышения экономической заинтересованности и ответственности хозяйствующих субъектов в выполнении экологических требований, т.е. необходимости созда­ния условий, при которых выполняется принцип «загрязнитель жела­ет платить»; 2) формирования и последующего распределения потока финансов в целях наиболее рационального использования средств, предназначенных для решения экологических проблем.

Экологическое законодательство России, фактически провозгла­сившее примат здоровья своих граждан перед экономическими инте­ресами государства, имеет в своем арсенале большое количество апро­бированных в развитых странах с рыночной экономикой методов сти­мулирования природоохранной деятельности. Однако механизмы реализации последних применительно к предприятиям-загрязнителям остаются недостаточно эффективными, в частности совершенно не используется человеческий фактор — заинтересованность работника в повышении экологического качества своей деятельности. Без этого вряд ли возможно исправление острой экологической ситуации, в ко­торой ныне пребывает страна.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что означает примат здоровья человека перед экономическими интересами государства? Почему природоохранительное законодатель­ство России провозгласило этот принцип? (Ответ сопроводите инфор­мацией о демографических особенностях страны).
  2. Назовите составные части экономического механизма охраны ОПС и рационального природопользования.
  3. Что такое сочетание методов централизованного управления и планирования природопользования с рыночными подходами к решению экологических проблем? Приведите примеры.
  4. Поясните суть понятий «лицензия», «лимит на природный ре­сурс», «лимит на выброс (сброс)».
  5. В чем состоит отличие платы за использование природных ресур­сов от платежей за загрязнение ОПС?
  6. Как формируются указанные платежи? Что такое базовый нор­матив платы?
  7. Перечислите перспективные виды материального стимулирования природоохранной деятельности и кратко охарактеризуйте их.
  8. Что такое экологические фонды? Как они формируются? Куда направляются накопленные средства указанных фондов?
  9. Раскройте экономическую сущность экологического страхования.
  10. Что такое инновационная деятельность? Какова ее роль в повы­шении эффективности мероприятий, направленных на охрану ОПС и рациональное использование природных ресурсов ?
  11. Охарактеризуйте виды юридической ответственности за эколо­гические правонарушения. Как происходит возмещение вреда, нанесенно­го окружающей природной среды?
 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

мобил 208л mobil 1 5w50 отзывы
 
Ковпак колеса купить запчасть 6L0601147E6L9 Skoda Audi Volkswagen Seat
 
best bitcoin mixer
 
https://myfreemp3.click