Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Экология. Конспект лекций Система управления качеством окружающей природной среды

Система управления качеством окружающей природной среды

Системный подход к природоохранной политике означает обеспечение единства трех ее основных элементов — постановки целей, выбора инструментов их реализации и учета особенностей различных системных уровней этой политики (личность, предприятие, город, регион).

Конечная цель (первый элемент) природоохранной политики достаточно ясна - это сохранение природно-ресурсного потенциала и зашита природной среды при удовлетворении потребностей экономического развития с учетом перспективных интересов общества и охраны здоровья людей.

Однако провозгласить конечную цель — пусть самую достойную — недостаточно. Необходима специальная процедура целеполагания, раскрывающая способ достижения этой цели и включающая определение:

— состава подлежащих решению задач (что делать?);

— научно технического и производственного потенциала, необходимого для их решения (кому и при помощи чего делать?)

— критериев эффективности, с помощью которых осуществляется выбор путей достижения целей и способа использования имеющегося потенциала (как делать?).

Только при соблюдении всех этих условий можно считать, что исполнитель получает четкую и реалистическую программу действий, отвечающую поставленной конечной цели. Для того чтобы эта программа не осталась декларацией благих намерений, необходимо вписать ее в живую ткань социальных отношений общества, подкрепить инструментами реализации (второй элемент). К числу таких инструментов относятся:

— нормативно-правовые (законы, постановления органов государственной власти и управления, стандарты, договоры и т.д.);

— экономические (бюджетные ассигнования, платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, налоги, льготы по ним, система финансирования природоохранной деятельности через внебюджетные и благотворительные фонды, система премирования и т.д.);

— информационные (прогресс в знаниях, информационное обеспечение), обеспечивающие объективное и своевременное информирование о готовых к внедрению ресурсосберегающих технологиях, об имеющихся отходах и возможностях их использования, а также содействие научному обмену и переносу знаний между различными видами деятельности;

— социально-психологические (образование, воспитание, возрождение традиций, развитие культуры).

Третьим составным элементом природоохранной политики является учет особенностей различных системных уровней, на которых реализуется эта политика. Этими уровнями являются: личность; предприятие как основной субъект хозяйственной деятельности; город как территориальная социально-экономическая система; регион (экономический район, ТПК или область).

Основываясь на системном подходе, природоохранную деятельность можно представить в виде морфологического блока, развернутого в пространстве трех координат, каждая из которых отражает один из указанных аспектов природоохранной политики. Отдельный «кирпичик» этого блока соответствует определенному положению элементов целеполагания, инструментария природоохранной политики и условий ее реализации. Для более удобного анализа механизма природоохранной политики рассмотрим различные проекции этого блока на плоскости координат. Представлена проекция «целеполагание - инструмент природоохранной политики». В рамках нормативно-правовых инструментов реализации природоохранной политики ставятся задачи разработки законодательных и нормативных документов, устанавливающих режим природоохранной деятельности, требования к экологической безопасности производства, товаров и услуг. Эти акты и нормативные документы должны сопровождаться соответствующими инструктивными материалами, обеспечивающими их применение на практике и являться доступными для всех заинтересованных лиц и организаций. Важной задачей является также наработка судебной практики применения природоохранных актов и формирования обычаев (общепринятых правил), заключения договоров, регулирующих вопросы природопользования, защиту прав потребителей, охрану здоровья работников и т.д.

Необходимый потенциал (ресурсы, кадры, полномочия) для решения этих задач должен находиться у органов государственной власти и управления, судебной системы и общественных организаций, включая экологические движения, общества зашиты прав потребителей, профсоюзы и т.д.

Органы экологического управления России

На государственном (иначе федеральном) уровне управление осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами. Главными из последних являются Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Госкомэкологии РФ являлся (до мая 2000 г.) центральным органом федеральной исполнительной власти в области охраны ОПС. Имея соответствующие подразделения во всех республиках, краях, областях и городах страны, Комитет направлял и координировал всю природоохранную деятельность в стране, проводил контрольно-инспекционную работу, осуществлял информационную и воспитательную функции, руководил заповедным фондом, участвовал в международном экологическом сотрудничестве.

Росгидромет России проводит мониторинг и контроль за состоянием ОПС, в первую очередь атмосферного воздуха и поверхностны вод. Росгидромет имеет широкую сеть наблюдательных пунктов, постов и станций.

Важнейшая задача — ликвидация последствий экологических катастроф, независимо от причины, их вызвавшей, возложена на МЧС России.

Вопросы, связанные с производством и использованием атомной энергии, решает Госатомнадзор России, контроль за пользователями недр — Госгортехнадзор; охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортом, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции находятся в ведении МВД России.

На региональном уровне управление охраной ОПС ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения РФ. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования.

На промышленных объектах гражданского и оборонного назначения для управления охраной ОПС создаются соответствующие отделы.

Указом президента РФ от 17.05.2000 г. и соответствующего Постановления Правительства РФ Госкомэкологии РФ был упразднен, а его функции переданы Министерству природных ресурсов России.

Особенностью преобразований ныне структурных природоохранных органов страны является переход на трехзвенную систему управления:

1) федеральный уровень управления;

2) управление по семи федеральным округам;

3) управление по субъектам Российской Федерации (краям, областям и т.д.).

В августе 2ООО г. завершилось формирование природоохранных органов в составе МПР РФ: создан Департамент окружающей среды и экологической безопасности, часть функций (научно-техническое обеспечение), правовые вопросы, финансовое обеспечение) передана в объединенные департаменты министерства.

Создано самостоятельное управление государственной экологической экспертизы, осуществлено формирование о6ъединенных комитетов природных ресурсов во всех субъектах Федерации, куда вошли также местные органы бывшей Лесной службы и бывшего Госкомэкологии РФ.

Заканчивается формирование департаментов природных ресурсов, в котором полностью отражена новая природоохранная составляющая деятельности министерства.

Ожидается, что указанное министерство будет иметь новое название: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. В проекте Федерального закона «Об охране окружающей природной среды в Российской Федерации» определяется единственный уполномоченный федеральный природоохранный орган, в отличие от ныне действующего закона (1991 г.), когда таких органов было установлено несколько.

Мониторинг окружающей природной среды

Понятие мониторинга, его виды. Согласно закону РФ «О гидрометеорологической службе» (1998 г.), мониторинг ОПС — долгосрочные наблюдения за состоянием ОПС, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения.

Различают несколько видов мониторинга. По территориальному признаку выделяют локальный, региональный и глобальный (биосферный) мониторинги. По используемым методам — наземный, авиационный и космический. По методам исследований — химический, биологический, физический и другие.

Локальный мониторинг обычно ведут применительно к отдельным объектам, например, лесным, водным, горным, которые чаще всего подвержены интенсивным антропогенным воздействиям. Его конечная цель состоит в обеспечении такой стратегии хозяйствования, при которой концентрации приоритетных загрязняющих веществ антропогенного происхождения не выходят за допустимые пределы (т.е. ПДК). Разновидность локального — импактный мониторинг осуществляется, как правило, в особо опасных зонах и местах.

Региональный мониторинг — слежение за процессами и явлениями в пределах значительного по площади района, который обычно отличается от соседних по природным условиям. Это, например, природные зоны, ландшафтные комплексы, рекреационные территории вокруг городов и т.п.).

Глобальный мониторинг проводится с целью получения информации о биосфере в целом или об отдельных биосферных процессах, в частности, изменении климата, состоянии озонового экрана и т.п. Конкретные цели глобального мониторинга, а также его объекты определяются в ходе международного сотрудничества в рамках различных международных соглашений и деклараций.

Известно, что антропогенные изменения развиваются, в отличие от природных, гораздо быстрее и последствия их весьма опасны поскольку они могут стать необратимыми. Поэтому важно иметь информацию об исходном состоянии изучаемого объекта до начала антропогенного воздействия. В случае невозможности получения такой информации (что часто имеет место на практике), она может быть реконструирована (смоделирована) по имеющимся данным, полученным за относительно большой промежуток времени. Это может быть сделано, например, по результатам наблюдения за составом ледников, состоянием древесных колец, которые относятся к периоду, предшествовавшему началу заметного антропогенного воздействия, а также по данным, полученным в местах, удаленных от источника загрязнения. В этом случае проводится фоновый мониторинг или мониторинг фонового загрязнения ОС. Укажем, что природный фон — естественная концентрация или степень воздействия природных веществ и других агентов на что-либо.

Ныне создана мировая сеть станций фонового мониторинга, которая охватывает все типы экосистем: наземные (лесные, степные, пустынные, высокогорные) и водные (морские и пресноводные). Эта работа осуществляется под эгидой Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). На территории России в 11 биосферных заповедниках расположены станции комплексного фонового мониторинга; они являются частью глобальной международной наблюдательной сети.

Наземный мониторинг проводится, во-первых, для уточнения данных, полученных с космических или авиационных аппаратов, а во-вторых, для наблюдений, которые не могут быть осуществлены другими методами. К таковым, например, может быть отнесено определение физических или химических параметров приземного слоя воздуха и почв, растительности или вод. При этом часто используют живые организмы — биоиндикаторы. Например, по покраснению хвойных иголок можно судить о содержании в атмосферном воздухе кислых газов (S02). Отдельные виды лишайников используют как показатели присутствия определенных загрязняющих веществ.

Авиационный мониторинг ориентирован на региональные или локальные явления. Например, он широко используется в целях инвентаризации лесов, выявления площадей, пораженных пожарами, промышленными загрязнениями, вредителями.

Космический мониторинг позволяет составить представление об отдельных изменениях в биосфере, которые при других методах не выявляются.

Первый экологический ИСЗ «Космос-1906» был запущен в конце 1987 г. Программа полета таких ИСЗ предусматривает получение и обработку данных дистанционного зондирования Земли, выполнение съемок ряда территорий СНГ, Антарктиды и Мирового океана. На основе космической информации ведутся планомерные широкомасштабные исследования природных ресурсов, окружающей среды, изучаются результаты воздействия на нее хозяйственной деятельности.

Спутник мгновенно может обеспечить съемку от 8 до 40 тыс. км2 земной поверхности, а за 10 мин работы — около 1 млн км2. Такой огромный объем информации обрабатывается, естественно, с применением ЭВМ. С помощью спутниковых данных изучают изменение границы тундры и лесотундры (это характеризует динамику глобального потепления), динамику и состояние лесов, определяют очаги распространения вредителей сельскохозяйственных культур, отслеживают динамику растительности. В настоящее время в народном хозяйстве по материалам космических съемок решается около 300 различных задач, и перечень их продолжает расти.

Единая государственная система экологического мониторинга Россия создана с целью наблюдения за происходящими в ОПС физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последействия его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждения и прогноза ее состояния.

Руководит проведением государственного мониторинга Министерство природных ресурсов РФ, оно же является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области изучения, использования и охраны природных ресурсов.

Мониторинг загрязнения ОПС ведет Росгидромет. Система наблюдений включает следующие подсистемы: I) слежения за загрязнением воздуха в городах и промышленных районах; 2) слежения за загрязнением почв; 3) слежения за загрязнением пресных и морских вод; 4) слежения за трансграничным (межгосударственным) переносом веществ, загрязняющих атмосферу; 5) слежения за химическим и радионуклидным составом и кислотностью атмосферных осадков и загрязнением снежного покрова; 6) слежения за фоновым загрязнением атмосферы; 7) комплексных наблюдений за загрязнением природной среды и состоянием растительности.

При этом выполняются три вида работ: 1) режимные наблюдения; 2) оперативные и 3) специальные работы.

Режимные наблюдения проводятся систематически на основе ежегодно составляемых программ на специально организованных пунктах наблюдения (постах, станциях, центрах).

Необходимость выполнения оперативных (срочных) работ обусловлена случаями аварийного загрязнения природной среды или стихийных бедствий. В результате должна появиться экстренная информация о фактических и прогнозируемых изменениях загрязнения ОПС, опасных природных явлениях, могущих серьезно угрожать жизни и здоровью населения и нанести ущерб окружающей среде.

Специальные работы обычно являются ответом на увеличение уровня воздействия того или иного антропогенного фактора на развитие природных экосистем. К ним относится, например, мониторинг загрязнения почв пестицидами.

В результате сбора, обработки, учета, хранения и распространения информации о состоянии ОПС и ее загрязнении формируется единый государственный фонд данных, которым пользуются компетентные органы в процессе принятия решений.

Министерство здравоохранения РФ через свою службу контроля объединяет санитарно-гигиенические и микробиологические лаборатории, в которых определяют химические, микробиологические и паразитологические показатели объектов. Осуществляется контроль состояния атмосферного воздуха в городах и источников питьевой воды, токсикологический и бактериологический контроль территорий, складов ядохимикатов, сельхозугодий и т.д.

Государственный комитет России по недрам (Роскомнедра) обеспечивает функционирование системы государственного мониторинга геологической среды. Она связана с системами государственного мониторинга водных объектов Росгидромета и водного кадастра, Федеральной системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, Российской автоматизированной информационно-управляющей системой по чрезвычайным ситуациям, Единой информационной системой недропользования.

Российское космическое агентство проводит экологический мониторинг территорий и объектов, загрязненных компонентами ракетного топлива. Ныне создана комплексная система экологического мониторинга космодромов России, а также космодрома Байконур, расположенного на территории суверенного государства Казахстан.

Экологическая экспертиза

Понятие экологической экспертизы. При осуществлении различных проектов, особенно крупномасштабных, важно предусмотреть все возможные негативные воздействия планируемой хозяйственной деятельности на природные экосистемы, элементы техносферы и, естественно, здоровье самого человека. Поэтому почти одновременно с оценкой риска отдельных инженерных систем и сооружений (например, мостов) формировалась процедура, получившая название «оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) или, как ее часто называют, «экологическая экспертиза».

Ныне экологическая экспертиза является важнейшим инструментом государственной политики в области охраны ОПС и управления природопользованием в РФ. Работы по ее проведению и оценке риска хозяйственной деятельности базируются на Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991) и Федеральном Законе «Об экологической экспертизе» (1995).

Согласно последнему, «экологическая экспертиза — это оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду н природные ресурсы».

Заявленная цель экологической экспертизы определяет и ее главную функцию: экологическое обоснование как только намечаемых, так и уже принятых решений (для их корректировки и даже отмены, если реализация таковых может повлечь за собой негативные воздействия на здоровье населения и качество среды обитания).

Принципы, критерии и объекты экологической экспертизы. Принципами проведения экологической экспертизы являются: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности (поэтому ее инициатор должен предварительно доказать ее экологическую безопасность); первоочередность проведения государственной экологической экспертизы (только при получении ее заключения принимается решение о реализации объекта хозяйственной или иной деятельности); комплексность оценки воздействия на ОПС и ресурсы намечаемой хозяйственной или иной деятельности; обязательность учета всех требований, установленных законодательством РФ в области охраны ОПС; независимость и беспристрастность экспертов при проведении экспертизы и ответственность их за качество заключения; научная обоснованность, объективность и законность заключений; достоверность и полнота документации, представляемой на экологическую экспертизу; ответственность должностных лиц, заказчика объекта экспертизы за организацию и проведение ее; гласность проведения экологической экспертизы, учет общественного мнения по объекту экспертизы.

На уровне принятия решения: быть или не быть реализованным намечаемому виду деятельности обязательно придерживаться двух принципов:

  1. Пока не доказана безвредность любого проекта, на него должен быть наложен запрет. Таким образом, экологической экспертизе придается императивный характер.
  2. Из всех видов безопасности приоритет должен быть отдан медико-биологической безопасности, т.е. обеспечение здорового и безопасного существования человека есть необсуждаемая ценность.

В последние годы развивается качественно иной подход к экологической экспертизе: ее основополагающим критерием становится степень риска нанесения ущерба окружающей среде. Это связано с тем, что прежняя концепция экологической безопасности, которая основывалась на критериях ограничения содержания вредных химических веществ (ПДК, ПДВ, ПДС), должна уступить место концепции экологического риска. Согласно этой концепции, полностью устранить отрицательное воздействие проектируемого объекта на экосистемы и здоровье населения невозможно. Поэтому принятие оптимального (с точки зрения охраны природы) решения означает экономически и социально обоснованную минимизацию указанного отрицательного воздействия.

Объектами экологической экспертизы определены: 1) проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующие предприятия и комплексы; 2) нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также работающее оборудование; 3) проекты нормативных и административных актов, а также действующее законодательство. При этом определены 15 наиболее опасных видов хозяйственной деятельности, которые требуют особого внимания и проведения специальных исследований. В их числе: атомная промышленность, энергетика, металлургия, нефтехимия, нефте- и газопереработка, химическая промышленность, добыча полезных ископаемых; транспортировка нефти и газа и продуктов их переработки, производство целлюлозы и бумаги, картона; производство, хранение, транспортировка и уничтожение боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива; транспортировка, хранение, утилизация, захоронение токсичных и ядовитых отходов; животноводческие комплексы, птицефабрики, мелиоративные системы, крупные склады для хранения нефтяных, химических продуктов, ядохимикатов и пестицидов.

В целях предупреждения вреда ОПС, здоровью и генетическому фонду человека устанавливаются экологические требования в стандартах на новую технику, технологию, материалы, вещества, выпускаемую продукцию массового потребления. Здесь задачей экологической экспертизы является проверка соответствия этих объектов экологическим требованиям.

Виды экологической экспертизы. В зависимости от того, кто проводит экологическую экспертизу, последняя подразделяется на государственную, ведомственную, научную и общественную.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) представляет собой, с одной стороны, самостоятельный вид экологического контроля, который государство оставляет за собой, а с другой — в определенной степени может рассматриваться как составная конкретная часть экологического прогнозирования, оценки воздействия того или иного вида хозяйственной деятельности на ОПС.

Перечень объектов, которые подлежат ГЭЭ, установлен ст. 11 Закона РФ «Об экологической экспертизе». Это, в частности, проекты комплексных федеральных социально-экономических, научно- технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано серьезное воздействие на ОПС; проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ, в том числе промышленности; проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ, а также субъектов РФ и крупных регионов; проекты международных договоров; проекты правовых актов РФ (законы, указы Президента), реализация которых может привести к негативным воздействиям на ОПС, и т.п.

Ведомственная экологическая экспертиза осуществляется в соответствии с приказом руководства министерства, ведомства. Ее выводы имеют силу только внутри соответствующей ведомственной структуры (например, системы МСХ РФ) и при условии, что они не входят в противоречие с выводами ГЭЭ.

Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений, ВУЗов или по инициативе отдельных групп ученых.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами.

Цели общественной и государственной экологической экспертизы в принципе совпадают, однако, задачи у них разные. Как правило, общественная экспертиза призвана привлечь внимание государственных органов к конкретному объекту, широко распространить научно обоснованную информацию о его потенциальной экологической опасности, и т.п. Законом запрещается препятствовать проведению общественной экологической экспертизы. Должностные лица, виновные в этом, а также отказывающиеся предоставить необходимую для работы общественных экспертов информацию, привлекаются к эколого-правовой ответственности.

Механизмы эколого-экспертного процесса. Если исходить из концепции экологического риска, содержанием любой экологической экспертизы является выявление факторов, которые негативно воздействуют на ОПС и здоровье человека, и сопоставление на этой основе альтернатив с целью выбора оптимального варианта проекта.

Эколого-экспертный процесс включает пять основных стадий: 1) назначение экспертизы и подбор членов комиссии; 2) сбор, обобщение и оценка информации; 3) формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности; 4) представление заключения (после устранения поступивших замечаний) на утверждение руководству компетентного органа власти; 5) разрешение возникших споров в судебном порядке.

Экологическая экспертиза должна начинаться с определения качества природной среды, которое имело место перед началом проектирования. Если проектируемый хозяйственный объект будет находиться в пределах города, в котором Росгидромет ведет мониторинг окружающей среды, то качество ее определяется по материалам последнего, а также методом биоиндикации. В противном случае, основным методом определения качества природной среды становится биоиндикация.

Следующий этап — оценка воздействия на окружающую среду намечаемого вида хозяйственной деятельности, а также ожидаемых

Система экологического контроля в России

Экологический контроль (ЭК) в целом — это проверка соблюдения предприятиями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране ОПС и обеспечению экологической безопасности общества.

Цель ЭК состоит в предупреждении и устранении правонарушений в области экологии и природопользования экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в результате осуществления данного проекта.

Предварительное заключение экспертной комиссии, подготовленное и подписанное комиссией, доводится до сведения населения, общественных объединений, заинтересованных в проекте. Закон РФ об охране ОПС (ст. 41) разрешает в ряде случаев принимать решение по результатам обсуждения или референдума.

Заключение экспертной комиссии утверждается руководителем компетентного органа власти РФ или ее субъекта (края, области и т.д.). После утверждения выводы экологической экспертизы приобретают юридическую силу. В дальнейшем контроль за исполнением требований этого заключения осуществляют органы государственного экологического контроля.

В случае вынесения экспертной комиссией отрицательного заключения материалы по объекту экспертизы должны быть доработаны и представлены на повторную экспертизу. Организации и лица, не согласные с заключением экспертной комиссии, вправе обратиться с жалобой в тот орган, который назначил экспертизу, в вышестоящий орган, прокуратуру, народный или арбитражный суд. Административный орган, согласившись с жалобой, может отменить заключение экспертизы, одновременно назначив повторную. Народный или арбитражный суд вправе признать заключение экологической экспертизы недействительным, если усмотрит в нем нарушение действующего законодательства. По тем же основаниям прокурор в народном или арбитражном суде выносит администрации, принявшей решение, протест, предусматривающий отмену незаконно принятого заключения по экологической экспертизе.

Следует подчеркнуть, что председатель и члены экспертной комиссии несут персональную ответственность (вплоть до уголовной) за правильность и обоснованность своих заключений в соответствии с законодательством РФ.

В настоящее время сложились две формы ЭК в предупредительная и карательная.

Предупредительная форма ЭК включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества ОПС и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий (и их аннулирование) на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов и др. Сюда же можно отнести различные виды предупреждений о необходимости проведения обязательных или необходимых в данном конкретном случае природоохранных мероприятий (например, рекультивации земель после проведения геологоразведочных работ, военных учений и др.).

Карательная форма ЭК применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиваться только предупреждением. Она выражается в наступлении различных видов юридической ответственности (материальной, дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой). В качестве карательной формы ЭК может применяться пресечение экологически вредных действий, например, ограничение, приостановление или прекращение какого-либо производства (завода, цеха и др.).

Объектами ЭК являются: состояние ОПС, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного развития; выполнение обязательных мер по охране ОПС и ее отдельных объектов; соблюдение природоохранительного законодательства.

В целом система ЭК в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» состоит из следующих подсистем: 1) государственная служба наблюдения за состоянием ОПС; 2) государственный экологический контроль; 3) производственный экологический контроль; 4) общественный экологический контроль.

Государственный экологический контроль (ГЭК). В отличие от государственного экологического мониторинга, который по своей сути ограничивается лишь сбором и передачей экологической информации, ГЭК решает иную задачу: добиться обеспечения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований экологического законодательства и нормативов качества ОПС.

Правовой базой ГЭК являются Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и соответствующие документы, включая «Правила осуществления государственного экологического контроля за должностными лицами Минприроды и его территориальных органов», Положения о министерствах и ведомствах, относящихся к числу специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны ОПС.

Законом установлен круг полномочий должностных лиц органов ГЭК. Они имеют право:

— посещать предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности и подчинения, и знакомиться с документами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей;

— проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных требований и нормативов;

— устанавливать нормативы и давать разрешения на сбросы и выбросы вредных веществ;

— назначать государственную экологическую экспертизу;

требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд о возмещении вреда, причиненного ОПС и здоровью граждан;

принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а также видов деятельности в случае нарушения экологических требований.

Общий экологический контроль относится к компетенции высших звеньев государственной системы управления. На федеральном уровне — это контрольное управление Администрации Президента РФ и Правительства РФ, на региональном уровне — соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ.

Что касается специализированного ЭК, законом установлен правовой статус специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны ОПС и предоставлены им соответствующие полномочия осуществлять экологический контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, а также создание и обеспечение работы государственной службы наблюдений за состоянием ОПС. В частности, по всем видам природных ресурсов в целом организация и осуществление государственного контроля возложена на Министерство природных ресурсов России. Госсанэпиднадзор России контролирует выполнение санитарных требований практически во всех сферах природопользования. Сюда относятся водные ресурсы и различные природные объекты и комплексы, подверженные опасности химического или бактериологического заражения.

Несмотря на имеющиеся различия, общим для всех государственных органов экологического контроля является надведомственный характер, позволяющий контролировать деятельность всех предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Производственный экологический контроль осуществляется непосредствен но на предприятиях. Следует подчеркнуть, что это не государственный контроль, который опирается на нормативные правовые акты, так как деятельность производственного ЭК регулируется внутрислужебными документами и этот вид контроля выполняется самим предприятием. Его главная задача состоит в том, чтобы удерживать негативные воздействия предприятия на ОПС в пределах установленных нормативов и, благодаря этому, избегать претензий (и соответствующих санкций) со стороны ГЭК.

К одной из разновидностей производственного ЭК, а точнее «самоконтроля», можно отнести экологическое аудирование.

Экологическое аудирование (аудит). Одним из новых инструментов в области охраны ОПС является экологический аудит, представляющий собой вневедомственную, независимую проверку и оценку документированной информации об объекте на предмет соответствия его хозяйственной деятельности определенным экологическим критериям.

Главное назначение экологического аудита (B.Л. Сидорук, 2001 г.):

— служить инструментом анализа и описания существующего состояния ОПС;

— определять и оценивать сильные и слабые моменты хозяйственной и иной деятельности на данной территории в области охраны ОПС;

— определять приоритетность и привлекательность инвестиций, а также обеспечивать широкое участие общественности;

— развить природоохранную стратегию.

В 1997 г. принята программа развития экологического аудита в России, которая включает создание соответствующих правовых, нормативных и методических документов, создание системы обучения и подготовки экоаудиторов, проведение научно-исследовательских работ и др. В качестве основных нормативных документов используются экологические стандарты ISO 14000.

Действующие в настоящее время международные стандарты серии ИСО устанавливают процедуры экологического аудита, которые обеспечивают планирование и проведение аудита системы управления качеством окружающей среды. Например, стандарт ИСО 14011 «Руководство по аудированию в области окружающей среды. Процедуры аудита. Аудирование систем управления окружающей средой», ИСО 14001 «Системы управления окружающей средой. Общие требования и рекомендации по использованию», ИСО 14004 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования» и др.

В настоящее время имеется более 60 российских фирм, имеющих федеральную лицензию (разрешение) на деятельность в сфере экологического аудита.

Экологическое аудирование осуществляется, как правило, по инициативе самого предприятия-загрязнителя. Особенностью экологического аудита является то, что он проводится не для наказания, его задачей является поиск возможностей избежать негативных последствий загрязнения ОПС, которые могут обернуться для предприятия-загрязнителя не только потерей части прибыли, но, подчас, и его закрытием.

Именно поэтому опытные руководители предприятий сами, по мере необходимости, обращаются за помощью к аудиторским организациям, специализирующимся в данном направлении; это не только позволяет такому руководителю повысить свой имидж, но в конечном итоге снижает издержки предприятия, связанные с санкциями, штрафами, налогами и т.д. Вследствие этого аудиторская проверка, хотя и оплачивается самим предприятием, тем не менее, является весьма выгодной для последнего.

Все возрастающую роль в надзоре за выполнением экологических требований занимают органы прокуратуры Российской Федерации (так называемые «экологические прокуратуры»). На них в законодательном порядке возложены такие функции, которые позволяют осуществлять надзор за исполнением законов, регулирующих экологические отношения, за всеми федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля (в том числе государственного экологического контроля), их должностными лицами, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Закон предписывает, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных и региональных органов государственной власти. Эффективность прокурорского реагирования довольно высока: так, за 1995 г. органами прокуратуры в целом по Российской Федерации было выявлено 16513 фактов нарушения экологического законодательства. По представлениям прокуроров привлечено к дисциплинарной ответственности 2867 лиц, к материальной ответственности — 1379 лиц, предъявлено 1577 исков о возмещении ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране природы, на общую сумму более 25,8 млрд рублей (в ценах того времени).

В ряде городов России (например в Москве, Тольятти, Твери и др.) эффективность борьбы с правонарушителями природоохранного законодательства резко повысилась благодаря экологической милиции. Так, только за 1998 г. экологической милицией Москвы возбуждено 134 уголовных дела по экологическим преступлениям, ущерб окружающей среде от которых превысил 20 млн рублей, и пресечено более 180 тыс. административных правонарушений в сфере природопользования и благоустройства. В Тверской области зарегистрировано 214 уголовных дел по экологическим преступлениям.

Законодательством предусматривается также общественный экологический контроль, осуществляемый силами общественных организаций, объединений и движений, профессиональными союзами и трудовыми коллективами, за выполнением нормативных природоохранных требований министерствами, ведомствами, другими юридическими лицами и гражданами. Общественный экологический контроль обладает важным преимуществом — реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов и, кроме того, он в большей степени отражает экологические интересы населения.

Прогнозирование и моделирование в экологии

Понятие экологического прогнозирования. Экологическое прогнозирование — предсказание возможного поведения природных систем, определяемого естественными процессами и воздействием на них человеческой деятельности.

Одна из целей прогнозирования — сохранение природных ресурсов на высокопродуктивном уровне, в результате чего они могут быть использованы человечеством в течение неопределенно продолжительного времени.

Известны два типа экологических прогнозов (ЭП): 1) поисковый, при котором проводится определение возможных состояний явления в будущем; он должен дать ответ на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций? 2) нормативный, при котором осуществляется прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, целей; он должен ответить на вопрос: какими путями достичь желаемого?

В основе ЭП лежит, прежде всего, поисковое прогнозирование с задачей возможно более точного предсказания будущего состояния явления. Это связано с тем, что в настоящее время мы можем только познать закономерности существования и развития видов, популяций, биогеоценозов и всей биосферы в целом, но, практически, еще только приступаем к управлению этими системами.

В основе ЭП лежат три источника информации о будущем: I) оценка будущего состояния прогнозируемого явления или системы на основе опыта, аналогии с известными явлениями и процессами; 2) условное продолжение в будущее тенденций, закономерностей, которые выявлены в прошлом и хорошо известны в настоящем; 3) модель будущего состояния явления или системы, которая построена на основе вскрытых закономерностей и имеющихся данных.

Указанные три источника информации определяют и три способа прогнозирования: 1) экспертные оценки; 2) экстраполирование и интерполирование; 3) моделирование.

Принципы и общая схема прогнозирования природных процессов. Ныне выработаны некоторые общие принципы, необходимые для корректного подхода к экологическому прогнозированию. Таковыми по мнению ученых, являются нижеперечисленные.

Не все связи в экологической системе существенны, поэтому нет необходимости изучать и измерять их все. Однако выявить наиболее важные связи принципиально необходимо.

Сама структура экосистемы, ее глубокое знание важнее для правильного прогноза, чем количественные характеристики ее компонентов (численности, биомассы и т.п.).

Изменения одной переменной могут повлечь за собой неожиданные изменения других переменных и даже в другом месте.

Последствия тех или иных воздействий не обязательно сказываются мгновенно и постепенно ослабевают. Более того, вполне возможно существенное запаздывание в проявлении эффекта действия того или иного фактора.

Необходимо всегда ставить под сомнение стратегию изменения окружающей среды, которая сокращает ее изменчивость в пространстве или даже во времени.

Любой экологический прогноз основывается на наблюдаемых тенденциях и закономерностях рассматриваемого явления, и строить его надо не на субъективных решениях, а на основе объективных, научно обоснованных положений.

Отметим, что во временном аспекте в экологическом прогнозировании наиболее типичными являются прогнозы поисковые (без определения конкретного срока), краткосрочные (от 1 месяца от 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 15 лет).

Краткая характеристика способов экологического прогнозирования. Экспертный (интуитивный) способ предсказания (метод Дельфи) основан на логическом моделировании, проводимом группой экспертов независимо друг от друга, затем сближающих свои позиции на основе специальной математической обработки результатов их прогнозов.

На основе этого метода обычно составляются прогнозы развития определенных направлений науки, региональных изменений природной среды, общие тенденции влияния проектируемого производства на среду на стадии технико-экономического обоснования проектов. В США, например, методом Дельфи был составлен еще в 1978 г. прогноз изменения климата до 2000 г. Аналогично строит свои прогнозы знаменитый «Римский клуб». Н.Ф. Реймерс подсчитал, что

экологические прогнозы, выполненные по этому способу, оправдались в 72% на срок до 5 лет, в 55% — на срок 6—10 лет.

Методы экстраполяции дают возможность оценить будущее состояние экосистемы по результатам наблюдений ее прошлых и настоящих состояний, при этом используются вероятностные законы изменения ее характеристик. Наряду со знанием предыстории экосистемы (например, лесостепи), необходимо иметь характеристику интересующего процесса (например, наступления леса на степь), показывающую статистическую связь между его значениями в настоящем и последующими промежутками времени.

Очевидно, что близкие по времени значения можно предсказать с большей точностью, нежели удаленные, и поэтому с увеличением времени прогноза возможность ошибки будет расти.

Относительная простота данного способа способствовала его большому распространению как в быту (например, взглянув утром на термометр за окном, можно через несколько часов ориентироваться на ту же температуру), так и в науке (малая численность редкого животного сейчас предполагает такую же и в дальнейшем).

Так называемое прогнозирование по математическому ожиданию состоит в том, что в качестве предсказанного значения применяется математическое ожидание процесса. Определенное различие с предыдущим случаем заключается в том, что, хотя не требуется информации и предыстории явления, нужны некоторые сведения о свойствах процесса. Ошибка прогноза представляет собой отклонение процесса от среднего в определенный момент времени. При относительно малых временах прогноза первый способ явно предпочтительнее (из- за своей простоты), однако, при значительных временах второй способ дает большую точность, так как его ошибка примерно в 2 раза меньше. В экологии такой прогноз весьма часто применяется при необходимости выявления судьбы того или иного вида животного или растения, когда известны данные учета численности и тот или иной фактор, который влияет на численность (например, засуха, ведущая к снижению численности влаголюбивых форм растений).

Таким образом, прогноз можно делать и не углубляясь в исследование законов причинности исследуемых явлений, а производя операции только с их внешними проявлениями. Естественно, при этом существует принципиальный предел точности предсказания.

Подобные алгоритмы прогнозирования широко применяют в биологии. Однако биологические системы, как правило, включают в себя большое число элементов, взаимосвязанных друг с другом, возникающие же при их воздействии эффекты во многом преобразуют характеристики системы. Вследствие этого при прогнозировании состояния экологических систем необходимо объединение математических методов и глубокого познания процессов, протекающих в природе. К таким методам в экологическом прогнозировании относят метод экологических аналогий.

Часто подчеркивается, что при выборе аналога для сравнения допустимо игнорировать второстепенные, экологически несущественные детали и ориентироваться лишь на решающие узловые моменты. При этом обязательно соблюдение принципа изоморфизма, т.е. наличия у сравниваемых объектов равного числа слагающих их компонент, однотипного их строения и взаимодействия. Поясним, что изоморфизм призван обеспечить главное — равенство или сходство в ответных реакциях объекта и его аналога на равновеликие или близкие внешние воздействия. Чем больше разница в длительности функционирования промышленного предприятия, взятого в качестве аналога, и прогнозируемого нами объекта, тем выше ценность аналога для повышения дальнодействия прогноза. В прогнозе по аналогии центральным следует считать вопрос о том, действительно ли осуществятся все те изменения у нашего проектируемого объекта, которые ранее отмечены у аналога? Вероятностный характер всех без исключения прогнозов дает основание утверждать, что динамика, развитие данного объекта не будет точной копией уже реализованной динамики, его полным аналогом, поскольку неизбежны различия в эволюционировании аналога и объекта, прошлое не может точно повториться в будущем («нельзя дважды войти в одну и ту же реку»).

Ныне все больше проявляются такие воздействия на среду, которые аналогий не имели, в частности влияния АЭС на природные комплексы и самого человека. Ранее считалось, что АЭС в основном оказывает не только радиационное, но и тепловое воздействие за счет сбрасываемой охлаждаемой, но все-таки подогретой воды. В последующем выяснилось, что крупные тепловые электростанции (ТЭС) оказывают более значительное отрицательное воздействие на атмосферу в случае использования топлива (уголь, мазут) с высоким содержанием сернистых соединений. Что же касается тепловых воздействий, сбросы АЭС по сравнению с ТЭС оказались существенно выше: так, одна из крупнейших ТЭС, Конаковская, расходует 70—90 м3/с охлаждающей воды, что соответствует стокам таких рек, как Хопер, Южный Буг, а атомная электростанция близкой мощности — 180 м3/с.

Отсюда ясно, что накопление и анализ данных, полученных в результате промышленной эксплуатации станций, использующих различные виды топлива, позволит подойти по-новому и к прогнозам их воздействия на природные системы и человека.

Моделирование в экологических исследованиях. Крайняя трудность в сборе и последующей систематизации полной информации о той или иной природной системе, особенно о степени воздействия на последнюю крупных хозяйственных объектов вызывает необходимость исследовать процессы и явления на специально созданных искусственных объектах — моделях. Последние в той или иной мере должны отражать определенные свойства реальных систем или происходящие в них процессы. Метод исследования сложных объектов, явлений и процессов путем их упрощенного имитирования (натурного, математического, логического) называется моделированием.

По сравнению с оригиналом модель упрощена, но их свойства сходны, в противном случае результаты могут оказаться недостоверными, несвойственными оригиналу.

В зависимости от задач исследования и особенностей оригинала применяются самые разнообразные модели.

Модели материальные (реальные). Примером подобных моделей могут служить обычный аквариум или террариум. Например, при проектировании масштабных мероприятий, связанных с преобразованием природы, в лабораториях строятся уменьшенные модели устройств и сооружений. На них исследуются процессы, происходящие при различных режимах тех или иных заранее запрограммированных воздействий. Такое моделирование используют, в частности, при создании крупных гидротехнических сооружений.

Модели идеальные (знаковые) — мысленные, например график или формула, и т.д.

Графические модели — это зависимости между различными процессами, представляемые в системе прямоугольных координат. Такие модели, характеризующие изменение одного параметра по мере изменения другого, широко используются в физике, биологии и т.д.

В ряде случаев графические модели могут быть представлены в форме табличных моделей и наоборот. Например, если детально изучить изменение запаса древесины на единице площади того или иного биогеоценоза (леса) за десятилетия, выражая его приращение за каждый избранный отрезок времени (например, 6 или 10 лет) в кубических метрах, то можно получить полную картину динамики роста данного древостоя, представив ее в виде системы таблиц для лесных объектов разной продуктивности, различных условий местопроизрастания, разных древесных пород и географических регионов. Такие таблицы получили название «таблиц хода роста» и фактически представляют собой модели динамики роста леса, что имеет важнейшее хозяйственное значение.

В экологии наибольшее распространение получили концептуальные и математические модели и их многочисленные разновидности (научный текст, схема системы и т.д.).

Концептуальные модели обычно представляют собой принципиальные блоковые схемы воздействия тех или иных подсистем и процессов в пределах более широких систем. Примеры концептуальной модели — приведенные ранее схема биогеоценоза, круговорота веществ, и др.

В основу математического моделирования при экологическом прогнозировании положен принцип представления сложной системы, в том числе биологической, в виде отдельных подсистем (блоков, модулей), которые связаны между собой функциональными связями, имитирующими либо поток веществ, например, загрязняющих, либо регулирующие воздействия, либо пространственные миграции, либо развитие организмов и тл. С помощью математических символов строится абстрактное упрошенное подобие изучаемой системы. Далее, меняя значения отдельных параметров, исследуют, как поведет себя данная искусственная система, т.е. как изменится конечный результат. При помощи математических моделей описываются и проверяются разные варианты динамики численности популяций, продукционные процессы в экосистемах, условия стабилизации сообществ, ход восстановления систем при разных формах нарушений и другие процессы. Например, одну из математических моделей для системы «паразит-хозяин» в динамике численности насекомых разработал еще в 1925 г. А. Лоткин.

Проведение экспериментов с моделями на ЭВМ открыло широкие возможности в поиске стратегий управления биологическими системами. Моделирование на вычислительных машинах помогает совершенствованию системы сбора исходных сведений. В частности, если модель содержит нереалистические предположения, то картина на выходе ЭВМ позволяет понять, как следует упорядочить эксперименты и наблюдения для получения необходимой количественной информации.

Такие модели, как «хищник-жертва» весьма полезны при планировании рыбного, китобойного, охотничьего промыслов, поскольку изъятие части популяции диких животных с экологических позиций может рассматриваться как аналог природного хищничества. Предельная степень эксплуатации (промысла), которую способна выдержать популяция, различна у разных видов. Поэтому необходимо вовремя заметить признаки, появление которых свидетельствует о том, что изъятие особей из популяции приближается к предельно допустимому уровню, после которого может быть нарушена ее воспроизводительная способность. Так, в реальной действительности проявились предсказанные моделями симптомы гибельного перепромысла синих китов: сокращение доли беременных самок, резкие изменения кривых выживания, снижение размеров уловов, неспособность популяции быстро восстановить численность после прекращения промысла в 1967 г. Ныне синие киты внесены в Красную книгу.

Вполне очевидно, что математические модели являются неполным абстрактным отображением реального мира. При отсутствии реальных моделей математический подход является весьма отвлеченным, но при его исключении бывает трудно уловить общий смысл реальной модели. Поэтому в изучении проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов реальные (материальные) модели и знаковые (идеальные) используются параллельно, дополняя и обогащая друг друга.

 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

купить масло mobil 3000 масло mobil 3000 интернет магазин автомасел
 
Заглушка вiсi диску колес купить запчасть 6L060114969Z Skoda Audi Volkswagen Seat
 
btc mixer
 
free mp3 online