Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Книга Жизни Валентин Александрович Серов 1865 -1911

Валентин Александрович Серов 1865 -1911

В 1894 году два замечательных художника, Константин Алексеевич Коровин и Валентин Александрович Серов, отправились путешествовать по дальнему Северу. Побывали в Архангельске, на Белом море, на Мурмаие, как именовали тогда Кольский полуостров. Чудеса начались быстро — уже в первые недели странствий. Приехали на строительство железной дороги, которая должна была соединить Вологду с Архангельском. В темном вековом лесу, куда прежде редко заглядывал человек, рабочие прорубали широкую прямую полосу для укладки рельсов. Валили деревья и оттаскивали их с просеки. Вдруг, откуда ни возьмись, огромный медведь: вышел из глухого бора - и ну вместе со всеми таскать де- реньи. Только рычал, когда сваленная сосна оказывалась очень уж тяжела. Художники глазам не верят, а рабочие посмеиваются: что ни день, является к ним незваный гость едва работа началась, он уже на опушке.

Здесь, на Севере, животные не боялись людей, охотно дружили с ними. Вот вблизи низеньких изб поморской деревни, подпрыгивая, прохаживается большой тюлень. Со всеми деревенскими, от мала до стара, он знаком, отзывается, когда его зовут Васькой. Увидел Серова поспешил к нему, заглянул ему прямо в глаза своими круглыми глазами. Коровин кормил его рыбой, мойвой, а тюлень, не смущаясь, ел прямо из рук, давал погладить себя по голове; Коровин не удержался — поцеловал Ваську в холодный мокрый нос. Когда плыли на пароходе из Архангельска к Мурману, вдруг увидели в полумгле, как из океанских глубин поднимается похожая на корабль черная громада. Мощно разворачивается — и в тот же миг сильная струя воды, пущенная фонтаном вверх, обдала всех стоявших на палубе. Кит!

— Что же это такое! — восторженно и вместе даже растерянно говорит Коровин товарищу.— Где мы? Это замечательно. Сказка.

По возвращении Коровин написал большие картины — панно,— украшавшие павильон «Крайний Север» на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Посетители выставки знакомились с тем, чему недавно был свидетелем сам художник. По сине-зеленой воде устремились навстречу волнам лодки мурманских рыболовов. Среди белых снегов крадутся охотники на моржей. Оленьи упряжки мчатся по тундре под темным небом, расцвеченным северным сиянием,—причудливые тени ложатся на плотный снег.

Но, конечно, много труднее рассказать об увиденном не в броских декоративных панно, а в «обыкновенных» пейзажах, которые открывали бы зрителям самую суть и затаенную красоту скупой на краски природы Севера.

Как много говорит о ней маленькая работа Коровина «Зима в Лапландии». Три бревенчатых рубленых домика словно прижались к скованной полярным холодом земле под низким, затянутым мрачной мглою небом. Художник тонко нашел цвета глубокого снега, давно и надолго покрывшего землю, и льда реки, возле которого поставлены срубы, и этого мглистого неба, и, кажется, даже морозного тумана, повисшего в воздухе. Недаром о Константине Коровине говорили, что его манят и ему улыбаются все краски мира...

Дома, в средней России, написал Коровин небольшой пейзаж — «Зимой». Он тоже не отличается звучными красками. Хмурый, пасмурный денек на исходе. Приближаются сумерки. В сероватом, даже едва сиреневом воздухе сливаются белый померкший снег и белое померкшее небо. Смотришь на засыпанный глубоким снегом двор, на поле за воротами, на мутно темнеющий вдали лес — и кажется, весь мир окутан этим низким небом, мягким снегом, густеющими сумерками.

Есть даже что-то общее в этих двух пейзажах: снег, мглистые сумерки, заснеженные из конца в конец дали, серые срубы изб. Но как разительно отличается при этом хоть и снежная, но по-своему даже уютная среднерусская зима от морозной стыни полярных широт.

Коровин говорил, что всегда должен «взять самое дыхание природы». В том и великое искусство настоящего пейзажиста, что он улавливает, берет «дыхание» всякой природы во всяком ее явлении.

Как точно и какими точными красками рассказал Коровин о полярной весне в картине «Ручей св. Трифона в Печенге». Блеклое небо, тяжелые серые валуны на берегу ручья, еще прикрытые нестаявшим снегом, тускло-серая, отдающая оловом холодная вода, влажная, неяркая тундровая трава... И это у Коровина! У Коровина, который знал и любил такие звонкие, праздничные цвета — зеленые, красные, желтые... Но, желая поведать о весне на северной оконечности полярного Мурмана, он сумел сделать это самыми скромными красками. И все равно — весна!..

Интересные работы привез из северного путешествия и Валентин Александрович Серов.

Совсем просто написано им «Белое море»: серебристо-зеленая вода, темная полоска берега, желтоватое небо, в котором за плотным, ровным слоем облаков ощущается солнце, кое-где положившее неяркие палевые пятна на гребни волн.

На некоторых пейзажах, написанных Серовым на Севере или тотчас по следам поездки, появляются фигуры людей, тамошних жителей, парусники и лодки поморов, олени.

Валентин Александрович Серов «с особенной страстью» (по словам Репина) любил животных. Он чувствовал всю их суть, вспоминал Репин, «живо, до нераздельной близости с самим собою». Любимое животное Серова — лошадь. Мы встречаем лошадей на многих его пейзажах и картинах других жанров.

Один из проникновеннейших пейзажей Серова — «Стригуны на водопое» создан в тверской деревне. Чутко и выразительно написал художник природу и животных, картина о многом говорит нам, а всего-то на холсте — снежное поле, конюшни, три коня-двухлетки; их называют стригунами (в эту пору лошадям подстригают гриву).

Снег на этой картине Серова уже не зимний: это весенний, мартовский снег Днем он подтаял, а к вечеру его опять прихватило морозцем. Весна на пороге но зима пока старается, держится, то и дело напоминает о себе. В ту короткую пору, которую захватил художник, небо еще сияет теплым желтым светом заходящего весеннего солнца, а на зернистом снегу лежат синеватые, холодные тени наступающей зимней ночи. Но мы будто чувствуем разлитый в воздухе влажный, весенний запах. Один из молодых коней поднял, волнуясь, голову, смотрит вслед уходящему солнцу...

 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

mobil 1 5w30 mobil 5w30 esp formula
 
Скло купить запчасть 6L3847061 Skoda Audi Volkswagen Seat
 
биткоин миксер
 
most mp3 download sites