Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Книга Жизни Исаак Ильич Левитан 1860—1900

Исаак Ильич Левитан 1860—1900

Когда писатель Антон Павлович Чехов тяжело заболел, он, по совету врачей, поселился в Крыму. В Крыму очень красиво, но, если живешь там поневоле, красота не радует. На каменистой крымской почве Чехов насадил прекрасный сад, выращивал розы, персики, миндаль, олеандры, но огорчался, что березка в его саду не прижилась.

Однажды навестить Чехова приехал его друг художник Исаак Ильич Левитан. Чехов поведал ему, как скучает он на берегу синего моря у зеленых гор по желтой речке, бегущей широким лугом, по серому дождливому дню, по застланной желтыми листьями тропке в прозрачной березовой роще. И Левитан понял его тоску. Он попросил кусок картона, обрезал его так, чтобы впору было вставить в углубление на камине, и принялся за работу.

Он написал широкий луг и на нем темные стога скошенного сена, над землей между стогами тянется белый туман, вдали неровной полоской чернеет лес. Над лугом взошла луна — высветлила землю и макушки стогов, в лунном свете тускло засеребрился туман.

Незадолго до поездки в Крым Левитан написал похожую картину и теперь по-новому повторил ее для друга.

Может быть, мысль этого пейзажа — пусть непроизвольно — была подсказана художнику Чеховым. Он не раз встречал у Чехова удивительные описания ночных сумерек — полей, залитых лунным светом, темнеющих стогов, уснувших деревьев, изб на краю села; эти картины, созданные короткими, точными словами, восхищали и глубоко волновали его. «Ты поразил меня как пейзажист»,— писал Левитан другу, когда прочитал в его рассказе несколько строк о ночи в степи.

Левитан уехал, а скошенный луг, над которым среди облаков поднимается полная луна, остался в кабинете Чехова на камине. Антон Павлович, работая за столом в кабинете, поднимал голову — и чудилось ему, будто идет он по этому лугу, слышит крик сонных коростелей, вдыхает прохладный воздух, напоенный влажным запахом росы и свежего сена, и на душе у него легко и просторно.

«Это такой огромный, самобытный, оригинальный талант,— говорил Чехов, когда узнал о ранней смерти художника.— Это что-то такое свежее и сильное, что должно было бы переворот сделать».

Всякая новая картина Левитана была откровением для зрителей и художников. Он умел остро, проницательно увидеть, почувствовать, необыкновенно просто и выразительно передать самую глубокую, тайную мысль, самые сложные, те, что не выразишь словом, движения души, которые рождает в человеке встреча с родной природой...

«Так мучительно хочется видеть тающий снег, березку...» — писал Левитан из-за границы. И в те же дни: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси — реки разлились, оживает все.»»

И вот он на холсте — широкий весенний разлив. Не сразу отличишь землю от неба — куда ни посмотришь, кажется, всюду половодье, все затопила эта темно-голубая, и светло-голубая, и голубовато-серая вода. По колено в воде стоят тонкие деревца, отражаются в ее чистом зеркале, и чудится — растут сразу вверх и вниз.

«Весна перед вами...— писал о картине «Весна — большая вода» А. В. Луначарский.— Ее сокровеннейшее настроение охватывает вас с непривычной силой...»

Совсем иное чувство пробуждает в зрителях картина «Над вечным покоем».

Грозные тучи над тяжелой серой водой (Левитан задумал картину на озере Удомля, оно находится севернее Вышнего Волочка). На высоком мысу притулилась старая церковка. Тут же маленький погост. Ветер клонит деревья над простыми крестами... Люди рождаются и умирают. Новые поколения становятся хозяевами на земле. Но приходит и их черед. А озеро по-прежнему, как сто, как тысячу лет назад, раскинуло свои глубокие воды, и порывистый ветер проносится над ними, клубятся, сшибаются мрачные тучи. Как велика и могуча природа!

Когда Левитан писал картину «Над вечным покоем», он просил играть ему на фортепьяно Героическую симфонию великого композитора Бетховена. В этой симфонии есть траурный марш — герой погибает. Но жизнь продолжается: вот уже перекликаются в музыке молодые голоса.

Холодная вода, холодное небо, холодный ветер гнет темные деревья. Но рядом с этой суровой природой люди думают, чувствуют — живут.

А это — «Свежий ветер. Волга». Синяя, встревоженная ветром вода. Белые облака. Белый выгнутый парус над расписными баржами, которые тащит буксир с высокой трубой. Большой белый пароход дымит и, кажется, гудит вдали. Белые чайки реют над синей водой. Вольный веселый ветер разметал в небе легкие облака, гонит по реке волну, надул парус на стройной мачте. Какая радостная, звучная картина!.. На всем холсте только один человек вон он в лодке! - но. кик передал художник бурную, кипучую жизнь великой русской реки!

...Суровый простор озера. Тихий, несущий земле обновление весенний разлив. Бодрая и крепкая волжская волна. Сколько раз писал Левитан воду — и всегда по-разному.

И так же всегда по-разному писал он небо, землю, деревья, траву.

Он чутко схватывал и передавал настроение природы и настроение людей, которые встречаются с ней, и свое настроение — чувства и мысли, вызванные в нем той картиной природы, которую он решился запечатлеть красками на холсте.

«Вот что нужно пейзажисту — понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растет,— говорил Левитан.» Какое это великое счастье!»

Он говорил, что мало хорошо написать землю, небо, воду — надо передать в пейзаже чувство, которое объединит на холсте, свяжет в одно целое землю, воду, небо.

«Золотая осень». Белые стволы и пылающая листва берез. Золотыми россыпями светится земля. Прозрачная голубизна неба. В холодной воде реки отражается и эта голубизна, и желтые, рыжие обрывистые берега, и красноватые ветки кустарника. Свежий воздух будто сам врывается в грудь. Погожий осенний день заряжен бодростью.

Праздник золота и синевы! Только куда денешь внезапно нахлынувшую грусть: как быстро срывает ветер золотую листву с берез! И все-таки — праздник! Живет в сердце радостная уверенность, что потом, впереди, снова вольный разлив рек, молодая зелень, синяя вода, ясное солнце. Природа живет вечно, она всегда прекрасна.

А на холсте — деревья, трава, река, небо...

 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

mobil delvac mx 15w40 цена масло mobil delvac mx 15w40 цена
 
Ущiльнення скла дверцят купить запчасть 6L3847145E Skoda Audi Volkswagen Seat
 
http://myhitmp3.top/mp3/audio+fashion+from
 
free btc mixer