Зеленая энергия - популярно об экологии, химии, технологиях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Библиотека Книга Жизни Иван Иванович Шишкин 1832—1898

Иван Иванович Шишкин 1832—1898

Могучие замшелые стволы и разлапистые ветви сосен. Поваленное бурей дерево, возле которого резвятся медвежата. Первые лучи солнца, пробиваясь сквозь сплетения сучьев, тронули золотом шероховатость коры, зелень хвои, сверкающую древесину свежего слома. Утренний туман чуть движется, медленно тает. Пронизанный ранними лучами, он еще задержался в глубине чащи, густеет в пади. Лес пробуждается — «Утро в сосновом лесу».

Русский лес был пробужден в живописи Иваном Ивановичем Шишкиным. На его холстах открылась устремленная в небо мощь красного бора, темень глушняка, резная прозрачность дубовой рощи. На его полотнах сплетаются упругие ветви, топорщатся колкие пучки игл, растет лист.

С полотен Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал, поманил уходящей в неведомую глубь тропою. «Сосной на выставке запахло»,— восторженно говорили первые зрители его картин. Крепко настоянный запах смолы, хвои, согретой солнцем коры неотделимо связался для современников с творчеством Шишкина, с самим именем его.

«Лесовик», «лесной богатырь», «лесной царь» — называли его при жизни.

Даже наружность живописца — крупные черты лица, отчетливая, резкая лепка, густые, спутанные волосы, взлохмаченная борода, кряжистая, несокрушимо сбитая фигура — удивительно цельно сопрягалась с его созданиями, тотчас вызывала в памяти едва не у всех, кто встречался с ним, все те же образы освещенных солнцем корабельных сосен, могучих дубов, целого леса. «Как зеленый могучий лес, он заражал всех своим здоровым весельем и правдивой русской речью»,— читаем у Репина.

В старом справочнике говорится, что огромную часть России, лежащую между 66 градусами и 56 градусами северной широты, можно считать «настоящим лесным царством». В Вятской губернии, где прошло детство художника, леса занимали две трети площади. Рассказывали, будто в лесной глуши, в потаенных местах, издавна спрятаны разбойниками богатые клады. Мальчиком Шишкин целые дни бродил один по лесному царству. Разбойников он не боялся, древних кладов не откопал, зато нашел богатство дороже золота — оно осталось при нем навсегда. «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу»,— говорил пейзажист, уже подводя итоги жизни.

Всякий, кому довелось видеть Шишкина на натуре, любовался тем, как легко, свободно, смело — в своей стихии! — чувствовал он себя в лесной глуши. Эти свобода и смелость и от глубокого знания природы, и от любви к ней, от веры в любовь ответную. Шишкин возводил на холстах громады соснового бора, утверждал могущество дубов — и страдал, когда кто-нибудь нечаянно наступал при нем на цветок ромашки. «Живопись есть немая, но вместе теплая, живая беседа души с природою» — вот его, Ивана Ивановича Шишкина, убеждение.

Он был убежден также, что живописец должен не просто передавать на холсте впечатление от этой беседы, но и внимательно вдумываться в каждое услышанное от природы слово: чтобы добиться успеха в пейзажной живописи, нужно глубокое знание, постоянное изучение природы. Однажды «вглядываясь в

картину приятеля-художника, изобразившего огромные бревна, связанные в плоты, он спросил сердито:

— А что это за бревна в воде — еловые, сосновые? Или так — «стоеросовые»?

Пожал плечами:

— Впечатление есть, но это — несерьезно...

И художник уничтожил картину.

...В 1860 году Шишкин оканчивает Петербургскую Академию художеств, получает за успехи большую золотую медаль, а с ней право на заграничную командировку для совершенствования в искусстве. Но он не спешит к прославленным итальянским да швейцарским видам, его в другую сторону тянет — он просится в путешествие по восточной России. Ему пора в Европу, а он хоть на несколько месяцев рад заглянуть в свою Елабугу; не дожидаясь чужих красот, восторженно заносит в дорожный, назначенный для заграничных впечатлений дневничок: «По дороге из Елабуги к Казани (сухим путем) есть замечательные места; верстах в 20—30, в деревне Уличке сплошной дубовый лес — есть весьма хорошие вещи, сосны богатые; не доезжая реки Вятки, в деревне Полянах великолепные ивы, осокори у речки, которая бежит, страшно извиваясь; тут же и водяная мельница...»

За границей Шишкин не только учится — сам учит: выставленные им рисунки восторженно встречены тамошними мастерами и зрителями, его узнают на улицах, спрашивают, не тот ли он русский, который так великолепно рисует. Ему бы радоваться да упиваться славой — нет, томится, тоскует: «Зачем я здесь, отчего не в России, я ее так люблю! Грустно: пою и свищу почти со слезами на глазах: «Не уезжай, голубчик мой! Не покидай поля родные!..»

Он и вправду после возвращения в Россию нет-нет и расстается с любимым лесным царством, выходит в эти поля родные, на вольный простор, словно жаждет единым вдохом вобрать в богатырскую свою грудь побольше воздуха.

Пройдет десять лет — из-под кисти Шишкина явится один из самых известных русских живописных пейзажей — «Рожь». Как глубоко, величественно, проникновенно предстает на холсте образ Родины, и серьезные раздумья художника, и чувство, его охватившее. Все крупно, мощно — и золотое море поспевающей ржи, и высокие старые сосны, и дорога, уходящая в необъятную даль; но как много говорят сердцу скромный полевой цветок на обочине, две ласточки, стремительно скользящие над самой землей. Теплый ветер пробежал над рожью, принес запах хлебного поля. Небо громадное — на две трети холста... Как дышится!..

Конечно, Иван Иванович Шишкин старался не только верно изобразить летний солнечный день, колосья, сосны, дорогу. Он хотел, чтобы возле его картины люди чувствовали, как велика, богата и ласкова родная земля — Родина. Недаром на одном рисунке он пометил для себя: «Раздолье. Простор. Рожь... Русское богатство».

Зимой 1898 года Шишкин оканчивает последнюю свою картину — «Корабельная роща», одно из самых больших по размеру, самых величественных по замыслу, самых сильных чувством и самых совершенных своих творений. Дни его сочтены, но по-прежнему манят его, волнуют впечатления, с которыми он начинал жить, из страны детства принесенные художником в свое искусство. На карандашном эскизе последней картины подпись: «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги».

...Кажется, до самого неба поднимаются могучие сосны. Не охватишь взглядом! Недаром Шишкин так их написал, чтобы вершины деревьев — тех, что впереди,— не уместились на холсте. Такие отборные, стройные сосны шли на строительство кораблей. Оттого и роща — корабельная.

А рядом с могучими великанами тянутся кверху тонкие, молодые сосенки — зеленая семья...

Деревья ярко освещены солнцем. Солнечный свет словно омывает, оглаживает прямые, крепкие золотистые стволы. А справа деревья теснятся, набегают одно на другое, сливаются в густую зеленую чащобу. И мы понимаем, как обширны просторы этого леса.

Из глубины рощи течет нам навстречу мелкий ручей. Сквозь прозрачную воду желтеет песчаное дно.

Шишкину здесь все дорого — старые сосны и совсем юные, едва поднявшиеся над землей. Стволы в два обхвата — и ломкие жердочки изгороди, переброшенной через ручей. Разлапистые ветви, хвоя, яркая и теплая на свету и мрачная в тени, прозрачная вода, серый камень, зеленая трава, серо-зеленый мох, подмытый потоком берег, выбравшиеся из-под земли наружу кривые корни — все замечает взгляд живописца.

Но при этом художник помнит о главном. Ради которого задумал и писал картину. А главное на картине — русский лес. Стройные, сильные стволы, чуть ли не до самого неба. Корабельная роща.

«Картина заиграла, нота сильная, чудесная...— восторженно отозвались, увидев картину, современники Шишкина (и мы, потомки, присоединяемся к ним).— Все восхищены; браво!.. Сосной на выставке запахло — солнца, свету прибыло!..»

 

Интересно знать

Департамент энергетики США отобрал 37 исследовательских проектов в области хранения энергии, энергии биомассы, захвата диоксида углерода и ряда других направлений. Среди них - новые металловоздушные батареи на основе ионных жидкостей с плотностью энергии превышающей в 6-20 раз плотность энергии обычных литиевых аккумуляторов, а так же проект по получению бензина непосредственно из солнечного света и CO2 используя симбиоз двух микроорганизмов.

dacia 5w30 моторное масло mobil 5w30
 
Пiдсилювач жорсткостi куз купить запчасть 6L4809224E Skoda Audi Volkswagen Seat
 
free bitcoin mixier
 
mp3 mobile